С точки зрения деятельностного
подхода знак и знание принадлежат деятельности, и вне деятельности
теряют свой строгий онтологический, функциональный и фактический
статус, становясь "просто" вещами в широком и узком
смысле этого слова. Принадлежность деятельности означает,
что знак и знание создаются в деятельности и употребляются
как таковые также в деятельности(13).
Причем последнее должно рассматриваться преимущественно в
плане кооперационных структур, составленных различными актами
деятельности, или в более сложных формах соорганизации(14).
Единичный (отдельный, индивидуальный) акт деятельности представляет
собой синкретичную структуру(15),
включающую три блока или слоя элементов (схема-4).
|
В нижней части схемы изображен
блок преобразования исходного материала в продукт. В среднем
блоке - индивид, производящий преобразование в ходе действий
и операций, и применяющий для этого знания, орудия и средства.
В верхней части изображен блок из двух групп элементов: (а)
ценностей, способностей, интериоризированных средств и знаний,
регулирующих "внутреннюю" работу индивида, и (б)
задач, проблем и целей, регулирующих его "внешнюю"
работу. Все блоки и группы элементов, исключая элементы в
верхнем левом углу схемы, возможны к объективированному изображению
и анализу(16).
|
Представленная выше схема акта
деятельности охватывает все онтологические и типологические
классы отдельных актов, подразделяющихся на две большие группы:
группу преобразования вещественного (природного, естественного)
материала и группу преобразования знакового (технического,
искусственного) материала(17).
В контексте темы "визуализации знания" преимущественный
интерес представляет вторая группа актов деятельности - акты
преобразования знакового материала и знаковых форм. Отметим
здесь, что деятельность по преобразованию знакового материала,
и шире - деятельность оперирования со знаками, должна определяться
строго как мыслительная деятельность(18).
|