главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
семиотика и знакотехника | |
схематизация в московском методологическом кружке | |
системомыследеятельностная эпистемология | |
интеллектуальное оснащение предприятия | |
текст в формате Word |
Место и функции знака и знания в деятельности |
Строение акта деятельности |
С точки зрения деятельностного
подхода знак и знание принадлежат деятельности, и вне деятельности
теряют свой строгий онтологический, функциональный и фактический
статус, становясь "просто" вещами в широком и узком
смысле этого слова. Принадлежность деятельности означает,
что знак и знание создаются в деятельности и употребляются
как таковые также в деятельности(13).
Причем последнее должно рассматриваться преимущественно в
плане кооперационных структур, составленных различными актами
деятельности, или в более сложных формах соорганизации(14).
Единичный (отдельный, индивидуальный) акт деятельности представляет собой синкретичную структуру(15), включающую три блока или слоя элементов (схема-4). |
В нижней части схемы изображен блок преобразования исходного материала в продукт. В среднем блоке - индивид, производящий преобразование в ходе действий и операций, и применяющий для этого знания, орудия и средства. В верхней части изображен блок из двух групп элементов: (а) ценностей, способностей, интериоризированных средств и знаний, регулирующих "внутреннюю" работу индивида, и (б) задач, проблем и целей, регулирующих его "внешнюю" работу. Все блоки и группы элементов, исключая элементы в верхнем левом углу схемы, возможны к объективированному изображению и анализу(16). | Представленная выше схема акта деятельности охватывает все онтологические и типологические классы отдельных актов, подразделяющихся на две большие группы: группу преобразования вещественного (природного, естественного) материала и группу преобразования знакового (технического, искусственного) материала(17). В контексте темы "визуализации знания" преимущественный интерес представляет вторая группа актов деятельности - акты преобразования знакового материала и знаковых форм. Отметим здесь, что деятельность по преобразованию знакового материала, и шире - деятельность оперирования со знаками, должна определяться строго как мыслительная деятельность(18). |
|
Акт деятельности знакового преобразования |
Следующая схема (схема-5) представляет упрощенное изображение полной схемы акта деятельности. И так как она изображает акт деятельности исключительно знакового преобразования, то различное наполнение ее мест-элементов, маркированных как "исходный материал" и "продукт", по функциональному определению должно являться знаковыми и знаниевыми образованиями. При этом два места-элемента - "знание" и "средство" - представляют собой знаки и знания не только функционально, но и морфологически. | Упростив исходную схему акта
деятельности и специфицировав ее в плане и контексте визуализации
знания, далее можно конкретизировать вопрос, поставленный
в начале статьи. Итак, какой класс и тип задач (затруднений и напряжений, рассогласований и разрывов) в деятельности востребуют своего решения в средствах визуализации знания? какие техники и приемы визуализация знания обеспечивает оптимизацию деятельности? каковы возможности и границы технологий визуализации знания в компенсировании дисфункций в работах знакового преобразования? |
Вопрос о классе задач в деятельности, как впрочем, и два других вопроса, востребующих решения в средствах визуализации знания есть вместе с тем вопрос о стратегиях визуализации знания. Наметим таковые исходя из вышеизложенного, а также опираясь на характерные примеры и ситуации из практики визуализации знания. |
|
вернуться в разделш | Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания | |
|
|