главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ МАТЕРИАЛЫ и ССЫЛКИ |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий |
новости | |
разработки | |
аналитика территориальных ресурсов / схематизация | |
форпосты | |
МАРЧЕНКО
Григорий Владимирович(1) Кластерный подход к экономическому развитию регионов(2) ПЕРВЫЙ УЛЬЯНОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, 11 мая 2006г.(3) |
Создание новой рыночной экономики в России
не завершено. "Нефтяная ловушка" вновь, как и в 70-е годы не стимулирует прогрессивное развитие экономики. Новая экономика должна формироваться, исходя из новых подходов, основанных на "работающих" теоретических моделях. Это особенно актуально для нересурсных регионов, к которым относится Ульяновская область МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Микроуровень - экономика предприятий и компаний Макроуровень - экономика стран и их экономических объединений Региональная экономика (мезоуровень) - части стран и (?) муниципалитеты (муниципальная экономика) Налицо дефицит специалистов, теорий и подходов к региональному экономическому развитию в новых условиях СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Конкуренция на внешнем рынке Ресурсные ограничения внутри региона Необходимость достижения стратегических ориентиров страны Ограничение возможностей региональной власти |
Кто вырабатывает и отвечает за региональную
экономическую политику в России? Конституция РФ. Статья 114: 1. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; В компетенцию федеральных властей не входит разработка и проведение региональной экономической политики. И тем не менее, она есть! |
Современные принципы развития региональной
экономики Федеральный - основан на достижении стратегических целей страны Корпоративный - основан на стратегиях корпораций Территориальный - основан на региональных и муниципальных стратегиях Этапы федеральной региональной политики 1991-94гг. - Борьба с дезинтеграцией и регионализацией, акцент на самостоятельное выживание регионов 1994-2000гг. - Выравнивание различий в уровне развития регионов, разделение функций между регионами и центром 2000-2005гг. - Финансово-экономическое подчинение регионов центру, выстраивание "властной вертикали" 2005-…гг. - Стратегия "поляризованного развития" |
Основные положения федеральной региональной
экономической политики Государственная поддержка "опорных регионов" Выделение регионов-полюсов экономического роста Создание ОЭЗ - точек экономического роста "Укрупнение" субъектов федерации По сути - это "рамочная" политика создания условий для конкуренции между регионами: - за финансовые ресурсы федерального бюджета -за частные инвестиции - за иностранные инвестиции Корпоративный принцип развития региональной экономики Региональная экономика рассматривается как сумма корпоративных объектов, развитие которых региональные власти пытаются согласовать и создать частно-государственное партнерство. Примеры: Красноярский край и Иркутская область. Достоинство - привлекаются значительные объемы корпоративных инвестиций. Недостаток - некомплексность, интересы населения, экология - на втором плане. Пример - нефтепровод в Китай. Территориальный принцип развития региональной экономики Главные его составляющие: 1. Целостность, - комплексность, взаимосвязанность экономических, социальных, экологических, политических, градостроительных и других аспектов регионального развития. |
2. Сбалансированность использования региональных
ресурсов и возможностей. 3. Привлекательность региона для внешних инвесторов. 4. Максимальная бюджетная эффективность экономики. 5. Стратегичность внутрирегиональной социально-экономической политики, в рамках которой осуществляется увязка общегосударственных, региональных и корпоративных целей с интересами местного сообщества, власти и бизнеса. Кластер (cluster -гроздь, сгусток) o Группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос.управления, инфраструктурные компании), действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга (М.Портер) Кластерный подход - способ реализации территориального принципа управления развитием региональной экономики Инструмент структурирования экономики Новый способ понимания конкуренции и источников достижения конкурентных преимуществ Основа выявления точек роста Оптимальное сочетание интересов территории и предприятий |
В каждом кластере выделяются объекты
следующих типов: "ядро" - объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер, выпускающие конечную продукцию; "дополняющие" - объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов "ядра"; "обслуживающие" - объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов "ядра" ; "вспомогательные" - наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера. Кластеризация экономики как метод выделения инвестиционных приоритетов В каждом кластере существуют приоритетные объекты и направления инвестирования (проекты), которые: 1. Оказывают позитивное влияние на наибольшее число кластеров (мультипликативный эффект). 2. Закрывают разрывы в кластерах. 3. Дают максимальный экономический / бюджетный эффект. 4. Позиционируют регион на международном и общероссийском рынке. 5. Не наносят ущерба окружающей среде. |
Например, в Санкт-Петербурге - это объекты инженерной инфраструктуры, ВУЗы и учебные заведения по подготовке кадров, а также информационное обслуживание. | Кластеры формируют бренды региона Кластер определяет специализацию региона и позиционирует его на внешнем рынке. Кластерный подход позволяет концентрировать ограниченные ресурсы региона. Кластеры повышают конкурентоспособность региона |
© Источник публикации: http://www.raexpert.ru/researches/regions/ulyanovsk/ulyanovsk.ppt |
|
|