главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
НОВОСТИ /
АРХИВ 2006
  региональные институты развития
  региональный учебно-технический центр
  интеллектуальное оснащение культурного предприятия
  группа территориальных стратегий
  организационное развитие
  управление развитием и ресурсами
   
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  форпосты
   
     
архив новостей  
   
архив новостейш 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2006 2005    
 
архив новостей / 2006  
30 октября 2006 к национальному образовательному проекту...>>>  
26 октября 2006 территориально-хозяйственный комплекс: вопросы управления сельским хозяйством территории (1)...>>>
 
04 сентября 2006 методологическая школа управления развитием...>>>  
19 августа 2006 о 1-м Ульяновском экономическом форуме регионального развития (3): материалы ...>>>  
16 августа 2006 национальные проекты и экономические показатели...>>>  
     
12 августа 2006 о 1-м Ульяновском экономическом форуме регионального развития (2)...>>>  
03 июня 2006 региональная судьба и перспективы национальных проектов...>>>  
15 мая 2006 о 1-м Ульяновском экономическом форуме регионального развития...>>>  
28 апреля 2006 о 1-м ульяновском форуме регионального развития...>>>  
     
26 апреля 2006 о 1-м ульяновском форуме регионального развития...>>>  
03 апреля 2006 аксиоматика образа города и пространственное развитие...>>>  
13 марта 2006 аналитика к теме инновационного развития территории: место и функции науки (1)...>>>
точка зрения эксперта. ссылки к теме пространственного развития территории. В.Л.Глазычев (2)...>>>
 
04 февраля 2006 проблематика хозяйственного строения территории...>>>  
28 января 2006 схематизация хозяйственного строения территории...>>>  
27 января 2006 к первой сессии территориальных стратегий: проблематика моделирования (2)...>>>  
21 января 2006 к первой сессии территориальных стратегий: проблематика моделирования ...>>>  
14 января 2006 о подготовке первой сессии территориальных стратегий...>>>  
10 января 2006 к первой сессии территориальных стратегий...>>>  
01 января 2006 о сессиях территориальных стратегий...>>>  
вверх вверх вверх
     
   
30 октября 2006 к национальному образовательному проекту  
Как сообщает Регион 73.ru в Ульяновске пройдет конференция ПФО по реализации национального образовательного проекта. Выбор на нашей области не случаен - здесь успешно реализуется этот национальный проект. Если что и может вызвать сомнение в лидерстве области, так это понимание образования, соответствующее назначение его места и форм, новое содержание и пр.
Но одно без сомнения - область лидирует в освоении бюджетных средств(34). Спору нет, без средств никакая работа не делается. Вот только какие средства в первую очередь требует реализация национальных проектов, особенно в столь тонкой сфере? Группа пытается ответить на этот вопрос (смотри здесь соответствующий материал).
В помощь работникам конференции (и, главное, давнему знакомому, но недавнему начальнику ОБЛОНО) по изысканию первоочередных средств мы перепечатываем статью Р.Шайхутдинова "Реформа образования".

© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 30 октября 2006
вверх вверх вверх вверх
26 октября 2006 территориально-хозяйственный комплекс и вопросы управление сельским хозяйством терриории (1)  
В прошлую субботу, 21 октября, жизнь Ульяновска в очередной раз ознаменовалась сельскохозяйственной ярмаркой(29). Казалось бы, ну и что? Что здесь анализировать? Все здорово: сельские труженики имеют возможность сбыть горы своей продукции, городские - их приобрести. И все это за смешные цены! Под их чарами иные труженники (и вышедшие на пенсию) успевали обернуться 2-3 раза между ярмаркой и своими холодильниками-кладовками. Вот он - идеальный рынок классических продавца и покупателя(30)! Разве он канул в прошлое? Хотя может зарониться мысль, что рынок продовольствия и сельскохозяйственный рынок ульяновской территориии пока еще соответствуют классическим моделям(31)? Что-нибудь одно.
При этом мы знаем, что Европа, хоть нам и не указ, уже с XVIIIв. (если не с XVII) боролась с ярмарками сельхозпродукции и изгоняла их со своей территории (Ф.Бродель). Группу ТеСт здесь занимает совсем не очевидная сторона этого дела, как то:
почему ярмарка не есть институт и механизм соответствующего рынка (иначе зачем было с ними бороться)?
каковы последствия-результаты подобных "вспышек" для рынка (или хотя бы его идеи)(32)?
Итак Группу занимает обоснование данного тезиса применительно к нашей территории и нашему времени (хотя и общие принципы - для ряда территорий и разных времен - нельзя отбрасывать). Обосновываться тезис об антирыночности или рыночности ярмарки будет в схеме-модели аналитики хозяйственных единиц территории.
Как уже Группой отмечено, характер территориального комплекса сводится преимущественно к самому простому типу хозяйствования (или хозяйственным единицам)(33). Это само по себе ни хорошо, ни плохо, если не учитывать социокультурные условия хозяйствования. Например, хозяйственный уклад, соответствующий первому типу хозяйственной единицы, вполне уместен для т.н. традиционного общества, не отягощенного цивилизацией (где-нибудь на о-вах Фиджи до появления там белого человека). Для современной России он разрушителен. Как считается, современный уровень развития производительных сил способен справиться с природой вплоть до необратимых результатов.
Итак, можно констатировать, что рынок сельхозпродукции ульяновской территории для свободного продавца и покупателя является пусть и не единичным, но кратким эпизодом. При этом последствия подобного положения дел в современном мире не обходятся без негативных последствий. Главное последствие - не создается требуемая данному рынку инфраструктура, обеспечивающая нормальное движение соответствующих грузо- и товаропотоков.
При этом нас не должен вводить в смущение термин "ярмарка" применительно к известным историческим и современным учреждениям, например, к Лейпцигской ярмарке или к Нижегородской. Это прежде всего экспозиции и демонстрации. Подобные ярмарки не только вписаны в уже существующие инфраструктуры рынков продовольствия, складских услуг, финансов, перевозок.., но и сами являются генерирующими инфраструктурными узлами, фондовыми учреждениями.
(продолжение следует)

© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 24 октября 2006
вверх вверх вверх вверх
04-09-2006 Методологическая школа управления развитием  
21-27 августа с.г. в Светлогорске (Калининградская область) Школа культурной политики Петра Щедровицкого провела очередную Методологическую школу, посвященную управлению развитием. Школа завершила определенный тематический цикл разработки проблематики развития. Цикл составлен темами "Институты и институционализация" (2001), "Технологии и технологизация" (2002), "Капиталы и капитализация" (2003), "Профессии и профессионализация" (2004), "Регионы и регионализация" (2005) и, собственно, "Управление развитием" (2006). Школа по управлению развитием подразделялась на 5 рабочих коллоквиумов в соответствие с разделами тематического цикла. Ульяновская "делегация" (3 человека) работала в коллоквиуме "Технологии и технологизация".
В качестве основного кейса Школе управления развитием были представлены Стратегия и Программа развития МинАтома(35) и ряд принципиальных шагов Министерства, предпринятых в соответствие с данными документами.
Ведомственно-отраслевой и финансово-институциональный подходы последнего, даже прикрываемые той же региональной, кластерной и бизнес-фразеологией, не только есть угроза развитию страны и ее территорий, но и их безопасности и функционированию.
Их представление П.Щедровицким Школе и последующее методологическое и экспертное обсуждения были призваны продемонстрировать стратегическую, политическую и оргуправленческую действительность управления развитием. Пафос и стержень демонстрации состоял в противопоставлении Стратегии и Программы МинАтома тактике "поведения" РАО ЕС.
 
схема 1
© priss 04.09.2006
 
Традиционно о результатах Школы. Можно утверждать, что в Ульяновске произошло приращение понимания основной, с точки зрения Группы ТеСт, проблемы управления данной территорией. Проблема упирается в следующее (неразрешимое) положение дел (см.схему-1). Управление территорией расчитывает на проекты развития. При этом ему кажется, что оно создает все необходимые предпосылки, чтобы эти т.н. проекты развития превращались в пресловутые точки роста. Вот только дело в том, что мы имеем на территории негативный кластер (см.соответствующую позитивную кластерную идеологию, напр., "Кластерный подход к экономическому развитию регионов"). Поэтому территория сталкивается со всем мыслимым комплексом ограничений росту. О развитии здесь вообще говорить не приходится. Откуда взяться тем же профессиональным изготовителям проектов развития? И даже, случись подобное, каковы основания считать их проекты проектами развития? Развития чего? Развития где? Когда? Насколько? Проблема управления территорией в целях ее развития, если таковые являются не только идеологическими конструктами, но и практической установкой, должна быть как бы перевернута.
Развитие возможно только в рамках управления развитием (схема-2). В этом случае с проектирования снимается непомерное требование быть разработчиками проектов развития (не говоря о развитии как таковом). Вне сомнения "развитие" составляет неотъемлемую компетенцию управления (и стратегирования). Эта компетенция (если она выращена) позволяет развернуть пакет процессов (см. их перечень на схеме-2), складывающих и обустраивающих место для развития.
Тогда по отношению к этому месту проектирование и прочие деятельности, отличные по своим целям и результатам от производственных и воспроизводственных, "вынужденно" несут развивательные (инновационные) функции. Сказанное не есть ответ на проблему, как и не есть методика. Это - шаг Группы в методологическом анализе. И его смысл, как методологического, состоит в предъявлении методологических же требований к управлению развитием. Если еще грубее, то управление развитием с необходимостью есть, наряду со многим, и методологическая работа. Пространство этой работы (его основные блоки, их взаимосвязи и взаимоотношения) на схеме-2 заключено в рамку управления развитием. Группа ТеСт в своей дальнейшей работе будет опираться на достигнутое понимание данной проблематики.
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 04 сентября 2006
 
схема 2
© priss 04.09.2006
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх вверх
19-08-2006 о 1-м Ульяновском форуме регионального развития (3): материалы  
В разделе материалы и ссылки Группы ТеСт мы размещены материалы доклада Г.Марченко на 1-м Ульяновском экономическом форуме "Кластерный подход к экономическому развитию регионов". Мы, тем самым, по мере сил и возможностей восполняем обещанное, но до сих пор (!) не выполненное обещание устроителей форума о его публиковании.
© Виталий Сааков, PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 19 августа 2006
 
вверх вверх вверх
16-08-2006 национальные проекты и экономические показатели  
12 августа Группа обещала показать относительность экономических показателей как таковых на примере строительной отрасли народного хозяйства территории. Не более месяца назад пресс-центр областной администрации сообщил, что в результате активных действий по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» область сохранила 1 место по темпам роста объёмов выполненных работ по виду «Строительство» и поднялась с 6 на 3 место по темпам роста ввода в действие жилых домов.
Нет сомнения, что показат
ели (не обязательно с принятым дополнением "роста") необходимы. Они составляют неотъемлемую часть хозяйственно-экономической картины. Другое дело, для чего рисуется картина. Если с целью достоверности изображаемого, то не простое дело, что и как показывать. Следовательно, показатели здесь есть проблема. На них еще нужно выйти, а подстановка "стат"-данных в те или иные (общепринятые) формулы подсчета, как правило, такой картины не дает. Стоит поправиться, если местное чиновничество "рисуется" своими успехами перед населением, как это происходит в Москве, то подобные показатели дают прибавку политическому капиталу "прявящего класса". Здесь мы отсылаем к статье Б.Голдхорна, главного редактора ПРОЕКТа РОССИИ , в которой наряду с проблематикой архитектурного рынка столицы приводится сравнение "высоких" строительных показателей Москвы с "низкими" показателями Нидерландов.
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 16 августа 2006
вверх вверх вверх вверх
12-08-2006 о 1-м Ульяновском форуме регионального развития (2)  

"Материалы форума размещены в федеральных и региональных средствах массовой информации, в сети Интернет, а также будут опубликованы отдельным изданием".
Это цитата с майской специальной веб-страницы официального сайта (http://ecforum2006.ulgov.ru/)(36) территориальной администрации (см. наш аннонс). Теперь комментарий.
Да, материалы в и-нете размещены (и вряд ли это дело администрации). При этом практически все они предшествуют форуму. Пара материалов - после форума. Я привожу их ниже. Первый из них сугубо констатационный, второй содержит нечто вроде аналитики и ссылку на доклад форуму.
Так где же публикации? Группа ТеСт в них весьма заинтересована.
03.08.2006
Цитата: "Члены Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике приняли участие в работе первого Ульяновского экономического форума «Современные тенденции развития региональной экономики» (совместно с членами Комитета по местному самоуправлению)" (http://council.gov.ru/events/accomplished/ item/162/index.html)(37).
Комментарий: Возможно, территориальная администрация таким же образом наращивает свои политические активы - констатацией запланированных и проведенных мероприятий. А как понимать иначе?

Проектные и аналитические наработки форума (как удачные, так и не вполне) должны были бы как можно скорее включены в обращение в экспертных и управленческих кругах. Включить в подобные круги можно только в формате открытой публичности (предполагающей информационную прозрачность и доступность зависимым и независимым группам и персоналиям). В противном случае нельзя будет ручаться за добросовестную проектно-аналитическую и экспертную работу.
12.05.2006
Цитата: "Ульяновская область вскочила в последний вагон уходящего экономического поезда. Так образно высказался о современном состоянии экономики области директор регионального направления рейтингового агентства "Эксперт РА" Григорий Марченко на прошедшем 11 мая первом экономическом форуме "Современные тенденции развития региональной экономики", организованном правительством Ульяновской области.
"Ульяновская область пока еще находится на старте. У области есть преимущество - вы можете не допускать тех ошибок, которые допускали другие регионы, можете более обоснованно выбирать пути развития. А так - средний регион, вскочил на подножку уходящего экономического поезда. Теперь задача - потихонечку перебраться в кабину машиниста или в vip-салон.
Для этого нужно в два раза увеличить экономический потенциал и на четверть снизить риски, что, в общем-то, сейчас и происходит", - сказал Марченко в интервью РИА Новости.
На форуме был представлен доклад "Кластерный подход к экономическому развитию регионов" (http://www.raexpert.ru/researches/
regions/ulyanovsk/ulyanovsk.ppt
) (38), подготовленный рейтинговым агентством "Эксперт РА"
(http://www.raexpert.ru/news/?year=&month=&id=549)".
Комментарий: Пока я обнаружил другой документ - http://www.raexpert.ru/researches/regions/ ulyanovsk/thankletter.gif (39), обнадеживающий в факте самого чтения доклада. Как только найду текст доклада, так сразу же приобщу этот факт находки к новостям Группы ТеСт.
Метафора Г.Марченко о старте, конечно, обнадеживает. Такие метафоры удобны и образны. На этом их роль и заканчивается. К самому действу после старта метафоры уже прилагать не стоит. Как говорится, поздно. Самоанализы и самооценки администрации имеют ценность, но относительную. Кстати, чуть позже постараюсь показать их относительность на одном ярком примере - на примере рекламируемых темпов ввода жилья и динамики строительного рынка области в целом.
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 12 августа 2006
вверх вверх вверх вверх
03-06-2006 о региональной судьбе национальных проектов (1)  
Прежде укажу на ссылку, по которой можно найти подборку аналитических и критических материалов о национальных проектах - Русский журнал / Национальные проекты(40).
Администрация Ульяновской области предоставила центральной власти Модель реализации национального проекта "Образование". Об этом объявил "Вестник" Ульяновского госуниверситета. Акцент был сделан на частно-государственной форме. Пусть это и половинчатый шаг, но частность (как экономическая приватность-независимость) образовательного учреждения действительно событие для Ульяновска и всей нашей территории. Еще вчера об этом нельзя было даже заикаться.
Хотелось бы думать, что данная модель не лежит в русле пресловутой коммерциализации (науки, спорта, культуры...). Коммерциализировать нынешнее российское образование дальше уже и так некуда. При этом настораживает как всегда единственное - какие ресурсы сконструированы для задуманных учреждений?
Прежде всего и прочего, нужного образовательному учреждению-предприятию, имею ввиду учебное содержание и форму его преподания. Не секрет, что здешние университеты, колледжи и школы комплектуются уже давно совершенно случайными (неквалифицированными) педагогическими кадрами и весьма странными учебными предметами.
Эта новость вполне к анализу для Группы ТеСт в национальных проектах и территориальных стратегиях.
Не так давно заработал соответствующий сайт - Ульяновское Красноречье.
В 2002г. PRISS-laboratory провела эколого-культурный семинар "Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры". Семинар явился одним из шагов группы энтузиастов в становлении особой территории. Особой не в смысле заповедности или какой другой запретности и административности. Особой в смысле своей функции в процессах современной регионализации.
При своем названии, укорененном в глубокой традиции - Красноречье, данная территория несет вполне современные импульс и потенциал самоосознания, самоуправления, самодеятельности и самопроектирования. Предупреждаю, что отмеченное вряд ли можно непосредственно обнаружить и разглядеть при посещении территории. Подспорьем же аналитическому взгляду может служить типологическая таблица конструктов дизайна культурного ландшафта.

© Виталий Сааков, PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 3 июня 2006
вверх вверх вверх вверх
15-05-2006 о 1-м Ульяновском форуме регионального развития  
11 мая в Ульяновске прошел 1-й Экономический форум Современные тенденции развития региональной экономики(41). Форум переносился, что вызывало опасения. Тем не менее, он состоялся. Группа намерена проанализировать тематически-содержательную организацию программных документов форума и его деловую сторону. Отчасти это будет отражено в двух публикациях, ведущихся на сайте - Аксиоматика образа и пространственное развитие и Национальные проекты и территориальные стратегии. Пока Группа полна оптимизма: полнится состав местных жителей, решившихся на стратегическое осмысление своей территории. Более того, местные жители и их управляющие нащупывают форму разговора, настраивающую на стратегическую интонацию. Но есть и первое разочарование. Утром 11 мая можно было видеть высокопоставленных лиц территориальной администрации весьма далеко от форума. Не только физически, но и мысленно. Мысленно далеких, как я выяснил, вовсе не единицы. Хочется верить, что стратегические нити территориального управления не в их руках. В чьих - покажут публикации материалов форума.

© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 15 мая 2006
вверх вверх вверх вверх
28-04-2006 о 1-м Ульяновском форуме регионального развития  
  извините, материалы временно недоступны  
вверх вверх вверх вверх
26-04-2006 о 1-м Ульяновском форуме регионального развития  
  извините, материалы временно недоступны  
вверх вверх вверх вверх
03-04-2006 аксиоматика образа и пространственное развитие  
Тема пространственного развития пополнилась двумя материалами - александра анпилова город и генплан и елены сааковой город и образ. Группа, публикуя два материала о развитии города, предваряет ими проект методической разработки пространственного развития города в части его обеспечения необходимыми и основными "образами" и "логиками". Это будет "Аксиоматика образа и пространственное развитие". Нужда в подобной аксиоматике обусловлена банальным фактом - образы местной территории в "головах" ее жителей, в т.ч. принимающих решения, вступают в противоречие с логикой и технологией современного пространственного развития.
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 03 апреля 2006
 
вверх вверх вверх вверх
13-03-2006 (2) ссылки к теме пространственного развития территории  
Точка зрения эксперта. В.Л.Глазычев:
"Есть нужда в государственном нормировании? Есть. Но если кодексы и законы требуют, чтобы все строительство осуществлялось в опоре на генеральные планы, тогда как, скажем, во всем Уральском федеральном округе генеральный план есть у Екатеринбурга, а разрабатывается для одной Тюмени, то, наверное, следовало бы отработать новую, разумно
упрощенную схему планировочной документации, прежде чем вводить норму, которую выполнить в обозримое время невозможно"
больше>>>

© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 13 марта 2006
 
вверх вверх вверх вверх
13 марта 2006 (1) аналитика к теме инновационного развития территории: место и функция науки (1)  
В Администрации области произошли переназначения. Они касаются как задач, стоящих перед территорией, так и административно-управленческих кадров, приступивших к их решению. Можно смело утверждать, что научный потенциал Администрации возрос. Дело теперь за инновационным форматированием данного потенциала.
Не секрет, что наука не занимается будущим. Будущим заняты стратеги. Не простое дело поставить науку на ее собственное место. Сегодня это место - внутри инновационно-технологической сферы. Пока на территории дело обстоит во многом с точностью "до наоборот". От науки ждут видения будущего. Вот на этот счет один из характерных парадоксов. Главный и определяющий факт инновационной экономики состоит в том, что т.н. цикл научно-технической инновации сократился в разы, буквально до считанных месяцев. При этом в рамках индустриальной экономики этот цикл сжат быть не может, составляя положенные ему годы (пусть даже дело касается вполне локальной НИОКР). Объяснение касается функционального и организационного места науки в структуре инновационной деятельности. В индустриальной экономике это место - в начале инновационного процесса и обеспечивающих его организационно-технических мероприятий. Тем самым, наука задает свой характерный темп всей организационной системе. В инновационной экономике, без преувеличения, наука занимает место в конце цепочки кооперационной деятельности, являясь не побудителем, а исполнителем, не задавая темп всей последующей деятельности, а воспринимая его.
Может показаться, что научные задачи и, следовательно, научные результаты в этом случае должны непременно измельчать. Но это только на первый взгляд. Все упирается в принципы организации и управления работой науки.
В индустриальной, а тем паче, доиндустриальной экономике (да простится мне подобное выражение) наука является как бы свободным институтом, неустанно отстаивает и осуществляет свой суверенитет. Другое дело, насколько ей это удается, но, тем не менее, академическая свобода является неусомневаемой идеологией и ценностью. Чем больше суверенитета, тем больше свободы в принятии решений. Чем больше свободы в принятии решений, тем больше возможностей и функций в управлении. В инновационной экономике управляемой является наука. Управление наукой есть условие того, что она не на словах, а на деле становится, как нам заповедовали основоположники, производительной силой. И, следовательно, к ней прикладываются все без исключения производственно-экономические критерии, как то: производительность, рентабельность, планируемость.., а также процедуры антикризисного и внешнего управления.
Условием подобного положения дел в современном мире являются специальные организационные мероприятия - устройство соответствующих инфраструктур и организация необходимых сетей. Мероприятийно-учрежденческий подход здесь не уместен по принципу. Он только воспроизводит рецидивы советской идеологии внедрения.
При этом мы, люди соответствующего поколения, прекрасно помним, сколько неразрешимых проблем перед собой ставила и безуспешно пыталась разрешить та идеологическая и организационная система (и это при возможности-то мобилизовать практически неограниченные ресурсы!).
Изменение идеологии дело не простое, дело стратегическое. Очень хочется верить, что нынешняя Администрация в лице своих ключевых фигур стратегически разворачивается именно в этом направлении.
Публикуемые ниже материалы получены в ходе анализа ряда концептуальных и рабочих документов, обретающихся в Администрации в последние полгода. Аналитике прежде всего подлежала возможность и возможенность территориальной инфраструктуры науки. Смотрите материалы по данной ссылке.

© Виталий Сааков, PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 13 марта 2006
вверх вверх вверх
4 февраля 2006 проблематика хозяйственного строения территории  
Ульяновская область наряду с другими территориями России подключилась к реализации национальных проектов. Об этом уже информирует пресс-служба Администрации. Для Группы ТеСт это означает, что ее работа должна приобрести, с одной стороны, более конкретный характер, а с другой - более принципиальный. Тем самым для Группы задаются и более жесткие требования к организации работ - проектных и аналитических. Жесткость требований, в свою очередь, обусловлена формой и способом включения ресурсов, обеспечивающих позицию стратега 1) в ее целевой и программной установке и 2) в организационно-практической плоскости. Или реализационной. По-прежнему представляется, что этим требованиям отвечает понятие хозяйства. Группа обращается к нему, во-первых, как к условию, обеспечивающему гарантию стратегичности мысли и действия и, во-вторых, как к возможности эмпирического воплощения идеи практики(23).
Предпринятые территорией стратегические шаги и заявленные стратегические намерения, например, в части инновационной экономики и отладки-настройки административно-управленческого механизма(24), теперь должны быть увязаны (и намеренно и вынужденно) с шагами в реализации национальных проектов. При этом в осознавании катастрофического дефицита ресурсов -- от материальных до организационных. Именно дефицит ресурсов подталкивает "лицо, принимающее решения" к стратегическому самоопределению (позиционированию).
Это, в свою очередь, побуждает к особому видению территориально-хозяйственного комплекса (организма), к особому представлению его деятельности -- ресурсно-сберегающему и ресурсно-порождающему хозяйствованию. Ресурс, если в стратегическом наклонении, есть обратная сторона проблемы, как бы отношение "позитив-негатив", когда учет и аналитика разрывов и сбоев деятельности (негатив), по большому счету, есть единственное условие мысли о ресурсе (позитив)(24a-1). А в деятельностном подходе -- связь-отношение "разрыв-средство". Группа считает, что до сих пор недостаточно внимания уделено специфическому для территории разрыву, обусловленному, с одной стороны, ставящимися целями и задачами инновационной экономики и национальных проектов и, с другой стороны, характером наличных средств, поставляемых и обращаемых территорией. В части инновационной экономики и национальных проектов: средства их решения обретаются в ресурсно-ориентированном типе хозяйства, организованном преимущественно на принципах сотрудничества и взаимодействия (на строящейся схеме-модели колонка В, ячейка 9). В части наличных средств: в своей массе они поставляются продуктно-ориентированными типами хозяйств, основанными преимущественно на принципе эксплуатации (на схеме-модели колонка А, ячейка 1). Конкретизируемая модель теперь должна выглядеть следующим образом (смотри схему-2). При этом лицо, принимающее решения по отношению к территориальному хозяйству (на схеме - фигурки 1, 2, 3…), "кладет" в качестве предмета своей деятельности недействительный предмет (на схеме - предмет-1). Он не действителен в том смысле, что заранее вносит в мыслимое "за ним" хозяйство вполне определенное рассогласование. Это рассогласование между, с одной стороны, организационным принципом или формой хозяйственной единицы (основанной на принципе эксплуатации, обмена или сотрудничества) и, с другой, способом или укладом хозяйствования (продуктным, товарным или ресурсным). На этот момент рассогласования 26 января указывала Общественно-консультативному Совету по развитию предпринимательства Светлана Гусева (председатель Совета предпринимателей Радищевского района). Кстати, это заседание в оценке губернатора и депутата Законодательного собрания области(24a) оказалось ниже всякой критики. В чем причина? Объяснение неудовлетворительной работы данного Совета, и в т.ч. Совета по инновационной политике, очевидно именно с точки зрения схемы-модели.
Вновь обратимся к схеме-2 - к исходной схеме-модели, конкретизированной с этой целью. Кем могут реально являться эти решатели и деятели из схемы-2? А, главное - кем должны быть? И как они могут действовать? А, главное - как должны? По замыслу территориальной администрации таковыми выступают, по крайней мере, недавно созданные общественно-консультативные советы(25).
 
схема 2
© priss 04.02.2006
 
Сюда должны быть отнесены также и территориальные организационные механизмы Президентской программы подготовки управленческих кадров. При всем при этом, предмет деятельности, как он видится Советами, скрытно для самих же Советов содержит в себе принципиальное рассогласование - предмет-1 на схеме (смотри выше). Следовательно, рассогласованы цели и средства деятельности самих Советов(26). От аналитической службы Администрации в этой ситуации следует ожидать исправления подобной аберрации зрения у "лиц, принимающих решения". В схему-2 для этого введена позиция аналитика с моделью территориально-хозяйственного комплекса. Аналитик производит коррекцию рассогласованного у деятеля предмета-1 и возвращает его деятелю в виде предмета-2 - собственно модели хозяйственной единицы. Работа аналитика здесь заключена в задачу конструирования предмета-2, как предмета деятельности Л.П.Р., но уже с согласованными целями и средствами. Следовательно, и с согласованными единицами хозяйства(27). Для полноты своего действия аналитик должен указать и на возможный ресурс подобного согласования(28). В стратегической плоскости и перспективе одним из ресурсов преодоления подобных разрывов, типичных для хозяйственных укладов и единиц территории, может и должна выступить Президентская программа подготовки управленческих кадров. При условии, что территориальная администрация в лице, например, учрежденных Советов сформулирует дополнительные требования к целям и задачам упомянутой программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки, осуществляемых на базе местных вузов и в части местного бюджета.
Вместо вывода. 8 февраля в территориальной Администрации прошел "круглый стол", посвященный проблемам и перспективам инновационного развития территории. Закономерный вопрос: это мероприятие олицетворяет стратегическое видение проблемы или привычный способ хозяйствования местной элиты?
Группа считает одной из фундаментальных проблем территории -- проблему ее губернатора. Это проблема исполнительского аппарата.
И обратная сторона этой проблемы -- особая формулировка губернатором задач к исполнению. Губернатор наряду с Президентом имеет не то, что хочет, а то, что дано как твердый факт. Любой другой хозяйствующий субъект/стратег имеет возможность сменить один исполнительский аппарат на другой. Но этого не могут сделать две фигуры -- Президент и Губернатор. Что в случае смены означало бы единственное - поменять одну страну на другую, одну территорию на другую. Президент страны не может сменить гражданства без потери своего президентства. Нечто аналогичное обстоит и с губернаторством. Подобное еще возможно в бытовой повседневности -- в семье, в учреждении, в бизнесе.., но невозможно в сфере государственного управления. Именно поэтому Президент России озабочен форматом и процедурами института губернаторства. Как бы это не называли масс-медиа: вертикалью власти, консолидацией территории страны, сужением пространства публичности, усилением авторитарности и т.д. и т.п. Это, если в аналитическом языке, есть прежде всего и по преимуществу экзистенция управления Россией и в России.
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 11 февраля 2006
вверх вверх вверх
28-01-2006 схематизация хозяйственного строения территории  
Во-первых, о назначении схемы вообще. Схема и схематизация - один из немногих инструментов интеллектуальной работы. Наряду с такими инструментами, как знаки и тексты. И, вне сомнения, самый мощный. Для стратегической позиции - первейший инструмент. Группа ТеСт, вводя в свою работу способ схематизации, имитирует (моделирует на себе), тем самым, стратегическую работу и стратегическое позиционирование. Хотя бы в части аналитической и экспертной составляющей данной позиции и данной работы. Территория в любом случае должна иметь что-либо из арсенала стратегических инструментов (хотя бы стратегическую аналитику). Подобная аналитика обеспечивает вопросы стратегического позиционера реалистическими (промысленными) картинами-ответами. В отличие от всякого рода наветов и заветов.
Группа ищет способ решения самого, пожалуй, стратегического вопроса - что представляет собой хозяйство территории? В ответе на этот вопрос заключен и ответ на недавний вопрос губернатора, и ответ на самый "приземленный" вопрос дающих и ищущих работу.
С чем сегодня сталкивается стратег любого масштаба и ранга? Аналитический ответ: с неучитываемым множеством форм и способов хозяйствования на подопечной территории. Следовательно, с непросчитываемым стратегическим плацдармом.
И пусть здесь не вводят в заблуждение определения "хозяйств" и "хозяйствующих субъектов" из разного рода и законов и кодексов. Сумма подобных определений суть инвентаризационная ведомость, составленная еще до (!) фактической инвентаризации наличествующих и складывающихся форм хозяйствования.
Группа исходит из здравосмысленного предположения, что таких форм, как возможных - неучитываемое множество. Объяснение в следующем. Некоторое время назад имелось вполне единое "народное хозяйство". Соответственно, субъектом хозяйствования (хозяйствующим субъектом) являлся "народ". Данная мысль есть пока лишь логическое (абстрактное) основание. Но на этом логическом основании с необходимостью выстраиваются и эмпирические факты (см.схему-1). А именно, в лице народа-субъекта хозяйствования выступали весьма немногочисленные его институциональные лица (например, Госплан и Госснаб и их территориально-отраслевые органы). Задачи субъективации народного хозяйства, по большому счету, не возникало(19). Представим, что регулирующие функции по какой-либо причине дают сбой или прекращаются вовсе (потому на схеме обозначены пунктиром, охватывающим "тело" народного хозяйства).
В жизнедеятельностных процессах "тела" хозяйства возникают разрывы. Реакцией на них является "несанкционированная" субъективация разрывной хозяйственной ситуации - возникает новый хозяйственный субъект(20). Так вот, если "тело" народного хозяйства лишается системных регулятивов и погружается в неупорядоченную среду (в не системные обстоятельства или - "рынок"(21)), то результатом является, в пределе, столько субъективаций, сколько на данный момент имеется самодеятельного населения. Обратной стороной субъективаций выступают возникшие способы хозяйствования. А способы хозяйствования, способные к существованию, оборачиваются формами хозяйствования и затем единицами хозяйства.
Строящаяся схема-модель территориального хозяйства призвана свести несчитанное множество единиц хозяйства к их комбинациям, возможным к учету и, следовательно, к ограниченному количеству. В соответствие с традицией их следует назвать хозяйственными укладами(22).

© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 31 января 2006
 
схема 1
© priss 31.01.2006
 
вверх вверх вверх
27-01-2006 к первой сессии территориальных стратегий: проблематика моделирования (2)  
Вчера, 26 января, прошел первый в этом году Общественно-консультационный совет по развитию предпринимательства в Ульяновской области. Ход работы Совета вынудил Группу признать, что проблематика моделирования в том виде, как она была представила накануне, требует существенной корректировки. Корректироваться постановка проблемы должна в сторону ее ужесточения, т.е. осознания еще большей ее проблематичности. Как следовало из предварительной схемы-модели, более-менее современные хозяйственные уклады и соответствующие им "рыночные стратегии" присущи территории лишь в малой степени. Реальность территории являет собой как бы до-рыночные формы хозяйств(14).
В соответствие с аналитической схемой-моделью территория должна рассматриваться составленной преимущественно продуктно-ориентированными хозяйственными формами с присущими им организационно-техническим отношением эксплуатации (верхняя строчка на схеме). В политэкономической аксиоматике это значит, что эксплуатируется хозяйством то, что покрывается соответствующими организационно-техническими отношениями.
Так, в продуктно-ориентированном хозяйстве - это, как правило, "живая" сила, коротко - люди (на схеме ячейка 1), в товарно-ориентированном - вещи (различные блага и ценности), но не сами по себе, а с их "носителями" (на схеме ячейка 4), в ресурсно-ориентированном - технологии (ячейка 7).
Вышеупомянутый Совет продемонстрировал, как и ожидалось, весьма удручающую картину.
При этом стало ясно то, о чем раньше можно было только догадываться. Речь о соответствии, с одной стороны, фигурируемых на территории юридических и экономических понятиях "предпринимательской экономики" и, с другой стороны, собираемых статистических данных об "экономике предпринимательства". Необходимо признать, что вполне определенная (и не малая) часть статистических предпринимателей территории по понятию экономики таковыми не являются - они не получают прибыли (прибыли в строгом и общем экономическом смысле)(15). Здесь мы имеем дело, во-первых, с выводами аналитической схемы-модели, во-вторых, с эмпирическим фактом. Первое - это организационно-технический механизм, принадлежащий продуктно-ориентированному хозяйству - механизм эксплуатации.
Данный механизм не создает добавленной стоимости (ценности), удовлетворяясь манипуляциями с "вознаграждением" рабочей силы - ей выдается максимально низкая зарплата. Недовыданное и составляет доход "хозяина"(16). Второе - это т.н. вынужденное предпринимательство, предпринимательство, как сказал на Совете представитель одного из районов области, с единственной целью - иметь еду и одежду. О прибыли здесь также не может идти речи(17). И это типичная картина сельских районов области.
Картина будет оставаться безрадостной, если город не начнет демонстрировать ресурсно-ориентированные способы ведения хозяйства. Или не начнет строить технологический рынок, в оборот которого с необходимостью включатся продуктно- и товарно-ориентированные хозяйства территории(18).
При этом вспоминается прошлогоднее заседание Совета директоров, на котором также наблюдалось "стратегическое одиночество" губернатора. С.Морозов и вчера не дождался от очередного Совета главного - совета "в проблемном поле местного предпринимательства" (цитата по памяти).
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 27 января 2006
вверх вверх вверх
21-01-2006 к первой сессии территориальных стратегий: проблематика моделирования  
Очередное субботнее заседание Группы было связано с задачей преодоления расхожего подхода в моделировании положения дел территории - ее территориально-хозяйственных обстоятельств. Подход, требующий преодоления - экономизм. При этом в своем самом ярком и голом виде - рыночном. Экономический подход не сводится к экономизму, как и не сводится исключительно к идее-модели "рынка". Как уже было отмечено (смотри предыдущие материалы), наиболее реалистичным видением территории является картина многоукладности его хозяйства. Это накладывает особые трудности на работы моделирования: модель должна представлять ситуации, которые не подводимы под "единственный" стандарт (например, под критерии экономического толка). Поэтому для аналитика или организатора любая произвольно или "по нужде" выделенная ситуация представляет собой некоторый конгломерат - соединение различных способов хозяйствования, властно-политических уложений, уровней технологической и правовой продвинутости… Тем не менее, с ним - конгломератом - необходимо работать. Сегодня для оценки такого рода ситуационных образований повсеместно привлекаются эксперты и экспертные системы. Их надежность напрямую связана со стратегичностью аналитической или организационной (управленческой) работы. Экспертные оценки для нужд управленческо-стратегической позиции осложняются еще и тем, что оцениваемые ситуации не являются сугубо внутренними для территории. В них представлены обстоятельства, связанные с другими, внешними территориями и потому с трудом учитываемыми(7). Подобная мозаичность положения дел территориального хозяйства требует особо тонко настраиваемой и подстраиваемой модели. Группа исходит из достаточно утвердившегося в экспертно-аналитических кругах факта - научно обоснованные и научно ориентированные модели являются в данном случае весьма дефициентными(8). При этом не важно, насколько они "классичны", "неоклассичны" или "постклассичны".
Не отказывая территории в ее сегодняшних рыночно-экономических приобретениях, Группа, тем не менее, считает, что отправным (первым) пунктом в моделировании территории должен служить преимущественный уклад ее хозяйства в целом - это продуктно-ориентированные способы ведения хозяйств различного назначения (как "производственных" хозяйств, так и хозяйств "торговли"). А уже на фоне данных способов прорисовывать вкрапления более "продвинутых" укладов (смотри схему). Только таким образом и можно получить более-менее реалистические изображения возникших на территории укладов. И напротив, учитывая приобретения территории, замыкающим укладом могут и должны служить ресурсно-ориентированные способы ведения хозяйства(9). Вот только прорисовываться они должны как "отягощенные" продуктно-ориентированными способами. Но и в этом случае это также будут вполне реалистичные изображения. Их отличие от первых, как прежде всего аналитических изображений - в проектной направленности вторых, в их проектности.
Нам подобная модель необходима все же не столько как изображение территории, несомненно грешащее против научно-критериальной чистоты моделей, сколько в целях определения совокупности экспертных оценок положения ее дел. Если еще точнее - для определения состава экспертных позиций или экспертных точек зрения. Схема-модель требует, как минимум, девяти позиций. Это количество фрагментов поля хозяйственных укладов, представленных схемой. При этом следует учесть, что каждая из девяти означенных позиций есть также своеобразный комплекс(10). Тем самым, схема-модель обозначила собственно стратегическую задачу. Эта задача заключается в определении самого главного и острого на сегодня дефицита территории - экспертно-стратегического. Строящаяся Группой схема-модель должна послужить компенсацией этого дефицита. Ее устройство - собственно принцип моделирования - и должно выполнить подобную задачу(11). Это тем более настоятельно, что стратегическая работа нуждается в экспертных оценках, имеющих мало общего со статистическими выкладками. Следует сказать резче: стратегия в своих решениях как можно меньше опирается на существующую систему статистики(12).
Эскизируемая схема-модель представляет собой взаимосвязь двух моментов, принципиальных для нормального существования хозяйства. Один из них - организационно-технические отношения, в которые вступают субъекты хозяйствования, и которое распространяется ими на механизмы и "вещи" хозяйства.
Другой - тип хозяйства как его "рыночная" характеристика или форма, которая позволяет взаимодействовать хозяйственным единицам (организмам) вне налаживания каких-либо кооперационно-производственных связей. Предполагается, что строящаяся схема-модель будет способна выразить некоторый состав ситуаций, покрывающий реальное многообразие хозяйственных укладов, с необходимостью присутствующих на территории. Начатые сессии территориальных стратегий и будут использованы Группой именно в этой цели - релевантности модели. В качестве вывода. Представляется, что преобладание продуктно-ориентированных способов хозяйствования и повсеместность вещевых рынков является необходимым следствием еще не изжитого территорией наследия. Это наследие - мелкомасштабность планов и проектов, рождаемых самой территорией. Большие планы и проекты готовились вне территории. Так было до 1970 года - года 100-летия В.И.Ленина, так было и после. Другое дело, что ни один подготовленный вне территории крупный проект после 70-х и 80-х годов не был реализован. Это говорит о том, что местная школа управления не имела достаточно масштабной практики. Опыт работы Группы с Администрацией в связи с задачами культивирования на территории инновационной экономики(13) есть тому безрадостное свидетельство.

© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 25 января 2006
вверх вверх вверх
14-01-2006 о подготовке первой сессии территориальных стратегий  
В ходе подготовки 1-й сессии (заседание 14 января 2006) и благодаря самой сессии Группа намерена представить стратегическую перспективу территории в горизонте самых что ни на есть реальных обстоятельств - обстоятельств т.н. реальной экономики. Группа не намерена воспринимать последнюю в духе расхожих штампов, культивируемых прессой, статистикой и администрациями. Под реальной экономикой, наряду с уже высказанными соображениями(4), Группа будет иметь ввиду экономические отношения, а вовсе не отрасли, заводы и пароходы. Т.е., только то, что и составляет экономические ткань и материю. При этом Группа учитывает преимущественно торговую активность самой территории, а также торговую активность, направленную на территорию извне. Поэтому Группа и предполагает свою аналитику опирать исключительно на схемы коммерции(5), игнорируя вполне важные, но пока не составляющие "вещей" экономики явления(6).
Группа также считает, что преимущественная коммерческая направленность свидетельствует о вполне определенном экономическом времени территории. Вовсе не будет противоречить реальности утверждение, что это экономическое время не есть современность (contemporary), а скорее преддверие современности.
Поэтому обобщенным именем этого преддверия здесь должно выступить наименование постсоветский вещевой рынок (см.схему). Слишком оптимистичным было бы поспешить объявить это время временем повсеместного купеческого капитализма (см.схему).
Купеческий капитализм, будем надеяться и верить - это ближайшее завтра ульяновской территории.
Это - намеренная метафоризация, ход на сознательно игровое осмысление происходящего на территории, возможного и должного территории. Стратегия - игра, но такая, в которой ставки предельно высоки. А ставками в данном случае выступают, ни много ни мало, те экономические отношения, в которые мы способны войти, нести их на себе и развивать.
Постсоветский вещевой рынок, до сих пор не преодоленный территорией, продолжает навязывать нам присущий ему тип отношения - отношения эксплуатации. Точнее сказать, сверхэксплуатации. Эксплуатируется все и вся, из чего можно добыть те или иные "вещи" и составить на их основе малое или большое, но свое хозяйство. В цене т.н. "хозяйственники", прошлые и настоящие. Товарное хозяйство территории еще пока ее перспектива. Поэтому "вещей" катастрофически не хватает (идет ли речь о таких вещах, как заработная плата или энергоресурсы). Их и не будет хватать, пока на место деления вещей дельцами (деловыми людьми территории) не встанет современное, достаточно сложное к ним отношение (см.схему).
По прежнему актуальна тема раскрытия территории, во многом еще ориентируемой и подверженной идеологией автаркии. Это и есть, по мнению Группы, стратегическое направление территории. Только на этом направлении можно квалифицировать ее работников и работодателей как добросовестных или напротив. Только в этом направлении можно формулировать более-менее внятные компетенции к ее работникам и работодателям. Только это направление может "подсказать" форму и способ найма управляющих ее хозяйством (народным и частным). Найм - экономическое отношение, которое территории еще предстоит освоить. А без его освоения не может идти и речи об участии-сотрудничестве кого бы то ни было в развитии территории. Касается ли это "высокого" администратора или "низкого" торговца с вещевого рынка.

© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 16 января 2006
вверх вверх вверх
10-01-2006 к первой сессии территориальных стратегий  
Что больше всего волнует сегодня местного "работодателя"? Как и вчера, и позавчера - нерадивость работников. И уже позавчера Иммануил Кант заметил, что дело разума - разуметь не-разумное, т.е. до сих пор разумом не схватываемое. Нерадивость, конечно же, явление крайне неразумное, но уразуметь необходимо, прежде всего, сам территориальный факт - работодатель и нерадивый работник. И факт данный относится как к нанятому продавцу на вещевом рынке, так и к специалисту областного правительства, вплоть до его министра. Разум уже давно дал одну (и единственно) разумную оценку подобных фактов - радивость/нерадивость "работника" есть функция и следствие системы управления (им, работником). А так как дело касается и управления "работником" вещевого рынка и "работником" аппарата правительства, то дело это весьма стратегическое. Стратегичность его состоит, в первую очередь, в возможности/невозможности распорядиться самым важным ресурсом территории - ее населением (в целом и по отдельности). Следовательно, "факт нерадивости работников" не более, чем факт состоятельности и распорядительности управления. Или же - несостоятельности и нераспорядительности (то ли в территориальном бизнесе, то ли в администрировании территорией(1)).
Группа намерена последовательно провести масштабирование помянутого территориального факта нерадивости - от прилавка вещевого рынка до структуры аппарата той или иной территориальной администрации(2). Организационной схемой аналитики служит организационная схема коммерции. Подобный выбор диктуется представлением Группы о преимущественном хозяйственном укладе территории.
Следовательно, данная схема, как отмечено в ее 1-м комментарии, в своей территориальной проекции является как бы зоной ближайшего развития территории. Что это действительно так, свидетельствует сам термин коммерция и тот смысл, который вкладывал в термин обращение Маркс в своем "Капитале" - общение/коммуникация вещей.
Итак, стратегической зоной ближайшего развития территории по мнению Группы является коммуницируемость ее вещевого комплекса, другими словами, радивость(3) работников вещевого рынка под названием "Ульяновская область" или "город "Ульяновск" - схема постсоветского вещевого рынка. Стратегическим же моментом является управляемость данного рынка с точки зрения - схемы основ купеческого капитализма. Сама эта управляемость есть ни что иное, как оперативные мероприятия, открывающие или закрывающие перед территорией коммуникативную технологизацию в форме современного ритейлинга-супермаркета (касается ли это таких "вещей" как знание и здоровье, или банальностей, подобных базовым отраслям экономики - http://ulgov.ru/economy/industries(42) - (важных, но все же банальностей).

© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 10 января 2006
вверх вверх вверх
03-01-2006 о сессиях территориальных стратегий  
Группа приступила к подготовке Сессий территориальных стратегий. В этой работе Группа будет учитывать опыт 2005 года взаимодействия с представителями территории в лице ее администраций разного уровня и бизнес-сообществ, играющих на различных территориальных рынках. Стратегической аналитике подлежат "синхронный" и "диахронный" срезы эволюции территории. Группа исходит из принципа, что территория сегодня представляет "сплав" различных хозяйственных укладов. Поэтому аналитика будет основываться на схеме одновременного сосуществования в территориальном хозяйстве различных "стратегий развития", как отражений различных хозяйственных укладов. Они поименованы как:
постсоветский вещевой рынок (схема-1)
купеческий капитализм (схема-2) и
современный ритейлинг (схема-3).
Эти направления сдвижек хозяйственной ситуации накладывают свою корректирующую печать на "проектируемые" и "планируемые" изменения. Например, на изменения в сторону промышленной или инновационной экономики. Да, территория все активнее и успешнее выходит на "внешние" рынки, заставляя признать за собой факт свершившегося постсоветского вещевого рынка. Следовательно, на вопрос к территориальным имуществам "кто хозяин?", теперь уже всегда будет дан определенный ответ (схема-1). Вещи обрели своих хозяев.
Территория уже может ставить перед собой задачи управления и организации своим имущественным комплексом, подыскивая товарное место своей продукции (схема-2). Какого рода зазываемые инвестиции его - место - составят? Далеко не все.
Купеческая (по способу) капитализация территории себя трассировать позволит далеко не всем (вопреки данному желанию). Волжский недо-мост тому порука. Торговые, тем не менее, сети идут. Какой образ жизни они нам готовят? Что мы и они считаем своим стратегическим ресурсом? На какой материальный носитель его крепить (схема-3)?
Группа приглашает представителей территории к свободному (интеллектуальному) и деловому (прагматическому) сотрудничеству.


© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory,03 января 2006
вверх вверх вверх

(1) - Блестящим фактом нерадивости служит исполненный, но не заказываемый (!) сегодняшней городской администрацией генеральный план Ульяновска. Спрашивается, почему не заказывали? Где Технические задания, Городские стратегии, переосмысленная статистика... и многое что другое, должное лечь в основу генплана? Зачем и кому он такой безосновательный нужен? Разве это не вопиющая нерадивость?  
(2) - Кстати, до сих пор не изжитый факт, прямо-таки визитная карточка территории.  
(3) - В виде их специфической общительности и со-общительности.  
(4) - Смотри материалы о реальной и нереальной экономике.
 
(5) - Смотри здесь организационную схему коммуникативной коммерции.  
(6) - Например, на "факты инновационной экономики" территории. Тем более, и последние выступают под флагом коммерциализации (смотри, например материал об управлении территориальной наукой).  
(7) - А если и учитываемы, то как бы в "двойной бухгалтерии" или "двойной отчетности". Их хозяйственно-экономические проявления относят как "сюда", так и "туда". Что, впрочем никак не сказывается на реальном положении дел территории.  
(8) - Постольку, поскольку релевантны ситуации только по аспектному (по одной группе критериев) представлению. Следовательно, они не могут быть приняты за "реальность" (считаться моделирующими реальность), а должны сопоставляться опять же с моделями, уже более конкретными, более конгломеративными, но все же моделями, а не "реальностью".  
(9) - В этом укладе уже нельзя однозначно выделить "производство", "торговлю", "сервис" и прочие отраслевые формы учреждений и предприятий. Например, супермаркет, как единица ресурсно-ориентированного уклада, не вполне торговое предприятие. Это - технологическая площадка, на которой действует целый спектр предприятий, привлеченных и сорганизованных общностью ресурса, вызванного к жизни технологией под названием "супермаркет". А такой городской факт, как закрытие одного из супермаркетов сети "7-ка", видимо свидетельствует о том, что вся площадка технологии "супермаркет" была подчинена одному типу предприятия (очевидно, торговому).  
(10) - Поэтому здесь не может идти речи об экспертной работе, как череде самостоятельных высказываний, суждений и выкладок. Речь идет о коммуникативном формате работы экспертных позиций (смотри форматы работы группы ТеСт).  
(11) - Предпринимаемые ныне экспертные оценки территории базируются, как правило, на статистических данных. Последние, в свою очередь, отражают только то состояние дел территории, которое изначально составлено принятыми единицами и механизмами учета. Это в большинстве своем ведомственно-отраслевые и подушевые единицы, к тому же сложившиеся в своей массе еще до "времен с рынком". А раз так, то имеют к настоящему положению дел весьма ограниченно отношение. Если имеют его вообще.  
(12) - Опирается только в случае противопоказаний тем решениям, которые вырабатываются и принимаются вне какой-либо внятной стратегии (например, в случае квазистратегии "роста").  
(13) - Смотри соответствующие материалы Группы.  
(14) - Чтобы это не резало слух, уже привыкший к повсеместности "рынка", данное определение можно заменить на административно- и ведомственно-рыночные формы хозяйствования. Действительно, более-менее крупные рыночные игры на территории разыгрываются преимущественно в "коридорах" администраций и ведомств. Тем не менее, следует признать, что административный ресурс является самым исчерпаемым из "природных" ресурсов. Это необходимо иметь ввиду прежде всего тем, кто двигается в проектах технологических рынков, а не вещевых или купеческих.  
(15) - Здесь опять необходимо возвращаться к теме реальной и нереальной экономики.  
(16) - Поэтому и налоги в областной бюджет "хозяином" вычитаются из зароботной платы его работников. Это есть обратная сторона социально-ориентированного территориального бюджета, переливающего деньги из карманов наемных работников (полунищих) в карманы работников бюджетной сферы (откровенно нищих).
Прибыли в строго экономическом смысле у "хозяина" здесь быть не может, т.к. приобретенные им, например, на купеческом рынке производственные технологии (или арендуемые на этом же рынке квадратные метры) весьма накладны для его низкоэффективного хозяйства (что нормально для продуктно-ориентированного уклада). Эти накладные и перекладываются на статью зарплаты работников.
 
(17) - Т.н. доход вынужденного предпринимателя вполне сопоставим с заработной платой наемного работника.  
(18) - Реальным представителем и субъектом технологического рынка мог бы стать территориальный технологический парк. При условии: его необходимо соответствующим образом масштабировать и форматировать (см.соответствующие материалы).
 
(19) - См.здесь материал позиционирование двух политэкономических субъектов.  
(20) - Отдельная тема - сам механизм субъективации. Укажем пока лишь на функции хозяйствования, до того освоенные "субъектом", с одной стороны, и психотип поведения, с другой.  
(21) - Тотальное "освобождение" хозяйства от скреп институтов регулирования на первом шаге есть ни что иное, как возникновение и тотального же разрыва в процессе функционирования народного хозяйства.  
(22) - Ячейки схемы еще не могут служить изображением эмпирических укладов, но являются их типами.  
(23) - Не в смысле профанного противопоставления "теория-практика", а в смысле высшей разумности и целесообразности.  
(24) - К примеру - организация департамента стратегии развития и социально-экономического мониторинга.  
(24a-1) - Уже поэтому преимущественная установка видеть т.н. "рост" и отвлекаться от "спада" есть преступление в деятельности управления развитием (не говоря уже о такой "мелочи", как приукрашивание действительности).  
(24a) - Балакишиевой Алсу Харисовной - председателем комитета по бюджету, экономике, налогам и предпринимательству.  
(25) - А иначе зачем создавать то?  
(26) - Точнее сказать - рассогласованность предмета-1 есть следствие рассогласованности целей, задач и средств у деятеля.
Очевидно, что управленческие структуры не могут быть исключены, дистанцированы или быть безотносительными к территориально-хозяйственному комплексу. Следовательно, и они составляют причину-природу рассогласования.
 
(27) - Что, впрочем, предполагает само понятие единицы хозяйства. При этом очевидно, что такие единицы хозяйства территории, как промышленность, здравоохранение, образование и пр. в принципе не допустимы к искажению в сознании ни хозяйствующего субъекта, ни в сознании территориального управленца. Еще можно закрыть глаза на соответствующее положение дел в коммерческом бизнесе…  
(28) - Если это аналитик, обслуживающий стратега.  
(29) - Сегодня ярмарка (всегда торговая) не мыслится без выставочного компонента. И хотя, к сожалению, территориальная администрация не замышляла выставки на ярмарке, тем не менее, экспозиционно-демонстрационный момент был налицо. Это закономерно. В сегодняшнем мире символических капиталов и ресурсов ничто не может уклониться от экспозиционно-демонстрационной роли и функции.  
(30) - Этот "идеальный рынок" реально выглядел следующим образом. Две улицы в центре города были отданы ярмарке (на них еще висят приветственные транспаранты). В корпус технического университета с трудом можно было пробиться сквозь гущу прибывших грузовиков (прилавков на колесах), мешков, людей, груд овощей. По асфальту текла жижа, в ней нерастворенные капустные листья и прочие продукты, сопутствующее торговле овощами и полуфабрикатами. Глазам представала антитеза: технический университет и антитехнологическая ярмарка (видели бы вы на следующий день, что стало с улицами - следы вражеского набега на город, да и только).  
(31) -Как известно, самое настоящее и достойное место классике в музейных залах и в прочих исторических и культурных архивах. Но в Ульяновской области есть еще и классический университет! Пусть это самонаименование, но оно характерное. Если губернатор Горячев только пытался сохранить реалии уходящей эпохи - классику социализма, то его преемники превозмогают ему непосильное.  
(32) - Попробуйте-ка дать более-менее постоянное освещение с помощью вспышек. Техническая и экономическая сторона подобного предприятия весьма сомнительны.  
(33) - Это еще не значит, что непременно к экологичному, ясному, не переусложненному.., в общем, к пасторально-идиллическому.  
(34) - Пусть и не в валовом измерении, то хотя бы в плане отчетности. Не зря на официальном сайте администрации вывешен соответствующий документ (http://ulgov.ru/power/gubernator/pnp/4423a3f6ea7cd) (43).  
Добавление 2011-09-28    

(35) - К сожалению, по данному адресу - http://www.rosatom.ru/comments/2601_08.08.2006 - эта страница в интернете (уже) отсутствует.  
(36) - К сожалению, по данному адресу - http://ecforum2006.ulgov.ru - эта страница в интернете (уже) отсутствует.  
(37) - К сожалению, по данному адресу - http://council.gov.ru/events/accomplished/item/162/
index.htm
- эта страница в интернете (уже) отсутствует.
 
(38) - Учитывая устаревание интернет-адресов, дублирую еще существующий материал - strateg_news-archive-2006_12-08-2006_marchenko  
(39) - Также дубрирую и этот документ. Смотри благодарственное письмо  
(40) - К сожалению, по данному адресу - http://www.russ.ru/topics/110978815?user_session=f6062a7b8e3d45e48a7f1a0f0b0c78d8 - эта страница в интернете (уже) отсутствует.  
(41) - К сожалению, по данному адресу - http://ecforum2006.ulgov.ru - эта страница в интернете (уже) отсутствует.  
(42) - К сожалению, с этой страницей - http://ulgov.ru/economy/industries - то же самое.  
(43) - И здесь - http://ulgov.ru/power/gubernator/pnp/4423a3f6ea7cd - то же самое.  
 
   
архив новостейш 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2006 2005    
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 03 январь 2006
последнее обновление
28 сентябрь 2011