главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Схематизация сознания и мышления
Практики и предприятия философии, психологии и методологии (фрагмент 2)
 
вернуться в разделш схематизация сознания и мышления: топические и средовые универсалии  
   
     
фрагмент 2 Практики и предприятия
философии, психологии и методологии
  философия:  
аристотель | ф.бэкон | кант | шеллинг | (...)
психология:
бергсон | у.джемс | фрейд | (...)
методология:
щедровицкий | генисаретский | лефевр | мамардашвили | (...)
     
  5.1/2
1.1. Философия
1 Чтобы иметь возможность вести речь о столь тонких "материях", как Сознание и Мышление, необходимо выразительное средство, адекватное предмету речи. В русле методологической традиции таковым средством выступают схема и схематизация. Особое внимание к ним проявил И.Кант. В "Критике чистого разума" схема и схематизаци выступают как интеллектуальные феномены и процессы. Причисляя их к реальностям разума, Кант характеризует схему и схематизацию пограничными, т.е. предшествующими всем остальным интеллектуальным феноменам и процессам и завершающими (функция априорных представлений и синтеза), генерирующими, т.к. являясь, прежде всего, схемами категорий, они ответственны за действительные интеллектуальные процедуры и усилия и выступают как бы склейкой логики и понимания.
2 Кантовские схема и схематизация выступили удачной площадкой для размежевания философского, психологического и методологического подходов к исследованию Сознания и Мышления.
Огрубляя, можно утверждать, что философскому подходу удалось категориальное разотождествление Мышления и Сознания, но их функциональное различение мало заботило философию, что и было использовано психологией, сумевшей произвести "контрреволюционный" переворот, отождествив функции Сознания и Мышления.
Методологический подход устанавливает между Сознанием и Мышлением конструктивно-техническое взаимоотношение (см. Фиг.5.1/1).
 
Фиг. 5.1/1
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1-1: Кантовские схема и схематизация выступили удачной площадкой для размежевания философского, психологического и методологического подходов к исследованию Сознания и Мышления
сознание тождественно
мышлению
сознание рядоположено
мышлению
оппозиция сознания и
мышления
© priss-laboratory, 2000.02.24
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1-1: Кантовские схема и схематизация выступили удачной площадкой для размежевания философского, психологического и методологического подходов к исследованию Сознания и Мышления
 
Конструктивно-техническое рассмотрение допускает (в качестве крайней формы) исключение из взаимоотношения одного из членов. Для Московского методологического кружка, в частности для Г.П.Щедровицкого, категория сознания в исследовании мышления зачастую оказывалась лишней.
3 В анализе и развертывании конструктивного взаимоотношения Мышления и Сознания методологический подход оказывается вне конкуренции. Тем не менее, необходимо отметить, что различное решение проблемы <схема-схематизация> задает различный спектр исследовательских проектов и программ исследования области интеллекта и психики (от психоанализа до искусственного интеллекта). Методологический подход во многом оказывается вне конкуренции, потому что, во-первых, кладет в центр данного взаимоотношения схему.
Поддержкой тому аргумент И.Канта: "...должно существовать нечто однородное, с одной стороны, с категориями, с другой -- с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающее в себе ничего эмпирического) и, тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой чувственным" [..., с. 123]. Имеет смысл последовать совету Канта и засхематизировать это положение (Фиг.5.1/2).
5.1/3
4 Мышление осуществляет себя на Сознании в схемах и схематизации. И по-другому -- посредством схемы и схематизации Сознание может быть мыслящим. Можно сделать вполне радикальный вывод: схема и схематизация будучи восприняты Сознанием, функционируют в нем как Мышление.
Сознание, обладающее схемой проектирования способно производить и воспроизводить интеллектуальные процедуры проектирования. Сознание, обладающее схемой исследования -- интеллектуальные исследовательские процедуры.
Подобное положение дел кажется вполне понятным, если схема "внедряется" в сознание индивида (даже коллективного) -- педагогическим, идеологическим, гипнотическим... образом. Но подобное помещение схемы eсть уступка психологии. На Фиг.5.1/2 схема существует вне Сознания. Это определенное возражение обозначению Кантом места и функции схемы [...] - схема фиксируется в тексте и в графике.

Фиг. 5.1/2
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1-2: Кантовские схема и схематизация выступили удачной площадкой для размежевания философского, психологического и методологического подходов к исследованию Сознания и Мышления
© priss-laboratory, 2000.02.24
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1-2: Кантовские схема и схематизация выступили удачной площадкой для размежевания философского, психологического и методологического подходов к исследованию Сознания и Мышления

Фиг. 5.1/3.1
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1/3.2:  У Канта Сознание существует как набор схем и "доска схематизации" (термин Московского методологического кружка), что обеспечивает соотнесение категорий с явлениями
© priss-laboratory, 2000.02.24
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1/3.2:  У Канта Сознание существует как набор схем и "доска схематизации" (термин Московского методологического кружка), что обеспечивает соотнесение категорий с явлениями
Конечно же, фиксация не есть еще способ существования, но если, например, расширительно понимать педагогику -- как культуротехнику, а также допустить способ существования схемы, отличный от текстовой и графической фиксации - в организованностях среды как таковой, в "рисунке" поведения, в нормативности повседневной и профессиональной деятельности, в формах, принятых для изъявления чувств, в диктате здравого смысла.., то Сознание всегда и всюду выполняет одну и ту же работу - схематизацию и связанные со схематизацией процедуры. Работа сводится к одному -- воспринятие "отчетливых" схем, реконструкция "смутных", сопоставление сознаваемых схем со схемами поведения и прочее. Это и есть сознательные акты, предпринимаемые усилием Сознания(1). 5 Для сознательной работы наиболее характерным является воспринятие общего схематизма "окружающей" среды. Эпистемы М.Фуко без особой натяжки можно отнести к универсумальным схематизмам, структурирующим весь строй человеческой культуры и социальности. Сознательная работа здесь заключается в "видении" и в "слышании" устройства эпистемы и, тем самым, в обеспечении включенности в соответствующие дискурсивные поля и практики. Чтобы проанализировать данную работу, в Фиг.5.1/2 необходимо внести ряд разлиечений, заимствованных у Канта и Шеллинга. У Канта Сознание существует как набор схем и "доска схематизации" (термин Московского методологического кружка), что обеспечивает соотнесение категорий с явлениями (Фиг.5.1/3.1).
По всей видимости, и явлений с категориями. У Шеллинга Сознание существует как набор схем-правил, в соответствии с которым Деятельность осуществляется в Предмете, т.е. становится возможной как предметная деятельность. Для обоих философов схема, схематизм и схематизация являются важнейшим инструментом и основанием для своего философствования, одним из главнейших положений анализа философских проблем: мышления и сознания, идеального и реального, предмета и понятия, категории и явления.
5.1/3.3
Если комплексировать последние две схемы в одну (Фиг.5.1/3.3), то возможно изобразить философскую проблематику Сознания. Во-первых, Сознание и Схема могут рассматриваться и анализироваться в одной действительности (в плане одной онтологии -- средний слой Фиг.5.1/3.3). Различение Сознания и схемы производятся данной онтологией (например, в духе Канта или Шеллинга). Во-вторых, Мышление и Схематизация принадлежат другой
действительности, и их различение производится в соответствии с категориями другой онтологии. Центральной категорией выступает "проблема"(2), поэтому работа Мышления заключается в конструировании схем (в схематизации -- верхний слой Фиг.5.1/3.3). Благодаря этой работе Мышление обзаводится категориями, онтологиями и понятиями, артикулированными в материале схем, а Сознанию становятся доступными их знаковые формы(3). Сознание теперь располагает схемами, имеющими онтологический, категориальный и понятийный статус, и -- становится Мыслящим сознанием. Мыслящее сознание может позволить себе артикулировать схемы в материале Деятельности, т.е. стать практическим и предприимчивым Сознанием. Другими словами, весь универсум явлений, весь человеческий опыт и всю предметность располагать перед собой -- пред-ставлять (нижний слой Фиг.5 1/3 3).
Так Мыслящее сознание становится не только Деятельным, но и культурным -- данные ему схемы берут на себя функцию регулятивов Деятельности.

Фиг. 5.1/3.3
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1/3.3:  Сознание и Схема могут рассматриваться и анализироваться в одной действительности, в плане одной онтологи. Различение Сознания и схемы производятся данной онтологией (например, в духе Канта или Шеллинга).
© priss-laboratory, 2000.02.26
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1/3.3:  Сознание и Схема могут рассматриваться и анализироваться в одной действительности, в плане одной онтологи. Различение Сознания и схемы производятся данной онтологией (например, в духе Канта или Шеллинга). Вывод, который я могу позволить себе сделать: артикулированная каким-либо образом и в каком-либо материале проблемная схема и есть Сознание (всегда артикулированное Сознание).
Это функциональное отождествление Схемы и Сознания позволяет избежать дебрей психологизма, например, предполагая Сознание исключительно "внутренним" феноменом. Это же функциональное отождествление предоставляет возможности логического разотождествления Мышления и Сознания. Мышление ответственно, с одной стороны, за производство схем для нужд строительства категорий, онтологий, понятий, идеальных объектов, с другой стороны, за производство схематизмов Сознания (как артикуляции схем в том или ином культурном материале). Здесь же возможны весьма далеко идущие выводы - Схема есть среда Сознания и Схема есть топика Мышления.
Далее. Логическое отождествление Схемы и Сознания и, соответственно, функциональное их различение позволяет ставить задачи, технические в отношении Сознания, например, педагогические и психологические (оборудования Сознания "внутренними экранами"), а также технические задачи в узком смысле слова (устройств "внешних эранов" Сознания). Технические перспективы, в свою очередь, позволяют выделить, по крайней мере, два типа технических отношений к интеллектуальным процессам:
- организацию и управление схематизацией в Мышлении (конструирование схем, как "онтологический", "категориальный" и "понятийный" методы решения проблем),
- организацию и управление схематизацией в Сознании (артикулированный отбор и трансформация априорных схем под различные функции восприятия, предметизация мысленных схем),
- (...).
Полученная выше схема будет использована для иллюстрации философских идей топики.

Аристотель
Аристотелевская топика формируется в условиях дискуссий [..., с.29]
5.1/3.3.2

Ф.Бэкон
Ф.Бэкон сопоставляет два типа топик - топику-промптуарий и собственно топику [__ , с.296]. Промптуарий предполагается в том случае, когда требуется готовность и умение использовать фиксированную сумму знаний, и он может быть сведен к составу заранее заготовленных аргументов и доказательств.
Более расширенные функции промптуария заключаются в готовности и в умении использовать такие эпистемические единицы, как знания. Назначение собственно топики -- в ориентации исследования и в выдерживании его направления. Как инструмент исследования топика здесь обеспечивает рост и развитие знания. Поэтому данный сложный инструмент подразделяется Бэконом на топику общую и частную.
5.1/3.3.1

Кант
Кант, полемизируя с Аристотелем, различает два типа топики -- логическую и трансцендентальную. Словами самого Канта, Аристотель использовал сам и другим рекомендовал в качестве инструмента философского исследования логическую топику, являющуюся некоторым "местом в мышлении", наиболее подходящим для обсуждаемого предмета. В соответствии с данным местом топика играет роль регулятива в подведении "предметов" (предметных знаний) под oпределенную категорию или понятие, а равно, в отнесении категории или понятия к предметному миру.
Таким образом служебная роль Аристотелевой топики заключается по Канту, во-первых, в процедурах категоризации и, во-вторых, процедурах реификации или редукции. Здесь топика является операциональной системой (т.к. предоставляет функционально дополнительные процедуры), ориентированной категорией. В отсутствие категории и способа обращения с категориями логическая топика беспомощна(4). Кант также критикует Аристотеля за неразборчивость логической топики -- она амбивалентна к систематике ноуменов и феноменов, и, более того, имеет предзаданную категорией структуру [1, с.201-202].
"Недостатки" Аристотелевой логической топики Кант преодолевает топикой трансцендентальной.
Шеллинг

(...)
  5.1/2
1.2. Психология
6.1
А.Бергсон
"О множественности состояний сознания", с.88
(...)
Об интенциональности:
"Проецирование наших психических состояний в пространство... должно влиять на сами эти состояния и сообщать им в рассудочном сознании новую форму, которую им не придает непосредственное восприятие" [... , с.88]. Эта мысль Бергсона непосредственно указывает и подводит к структуре топического Сознания(5).
Если по Бергсону, то оно должно строить самого себя: каждый акт топического полагания (топизирования) есть конструктивный акт Сознания, направленный как бы на самого себя.
Множественность состояний Сознания с точки
зрения среды и топики схематизируется следующим образом (см. Фиг.6.1). Множественность состояний Сознания скорее всего предполагает именно топическую структуру Сознания, но если речь идет не о типе Сознания, а об эмпирическом сознании (Фиг.6.1 А). Для средовой организации Сознания феномен множественности чреват различными последствиями (раздвоением, расслоением...).
"Никакой образ не показывает и никогда не сможет доказать, что психологический факт с необходимостью определяется молекулярными движениями, ибо в движении мы можем найти только причину другого движения, но не состояния сознания" [5, с. I 14] .
 
Фиг.6.1
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1/3.3:  Сознание и Схема могут рассматриваться и анализироваться в одной действительности, в плане одной онтологи. Различение Сознания и схемы производятся данной онтологией (например, в духе Канта или Шеллинга).
© priss-laboratory, 2000.02.29
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления/ фиг.5.1/3.3:  Сознание и Схема могут рассматриваться и анализироваться в одной действительности, в плане одной онтологи. Различение Сознания и схемы производятся данной онтологией (например, в духе Канта или Шеллинга).
 
У.Джемс
(...)
Фрейд
(...)
 
  1.3. Методология
Исследования Мышления в ММК практически полностью погружены в атмосферу и режим схематизации: cхематизируется не только объект исследования, но и метод. Схематизация становится способом существования мышления и, что более важно, формой, в которой оказывается возможной разнообразная рефлексия мышления.
Г.П.Щедровицкий
Топика предшествует понятию
(...)
Топика как верстак понятийной работы
(...)
Схема как топика
(...)

6.1/1
Генисаретский
Комплекс "сознание-воля"(6)
(...)
Мамардашвили

(30.06.2005)
"Анализ сознания в работах Маркса"
(...)
5 1/4
Если вслед М.Фуко за единицу анализа принять "большие эмпирические единицы" -- практики и дискурсы, а в исследовательском мышлении -- эпистемы, то мы окажемся перед лицом одной и той же сложной действительности -- действительности схемы и схематизации.
Открытый эмпирический опыт; такие достаточно замкнутые образования, как практики и предприятия; гомогенные дискурсивные поля; действительность понимания и мысли-коммуникации (Г.Щедровицкий), взламывающая границы дискурсивных полей; интеллигибельная действительность науки -- все это есть различные планы схемы и схематизации. Различие -- в материале и в формах воплощения и развертывания схем(7): в социальном материале и в социальных формах, в материале и формах рефлексивных отношений к социальности, в материале и формах мышления (идеальных объектов и онтологии).
Пока это грубая картинка, но меня она удовлетворяет, т. к. позволяет в рабочей рамке по имени "схемы и схематизация" расположить важнейшие проблемные фокусы анализа практики и предприятия. Более того, подобный шаг предпринимается не впервые -- схема и схематизация привлекались в истории философской мысли каждый раз, когда необходимо было соединить несоединимое. У Канта как гипотеза своеобразной интеллектуальной оптики [1. с. ...], у Шеллинга [... , с. ...] -- как отрефлектированный нормативный принцип всякой деятельности, в Московском методологическом кружке как фундаментальный организационный и онтологический принцип мышления, деятельности и коммуникации [... , с. ...]. Даже вне определенной традиции С.Библер [..., с. ...].
(...).
Логические, методологические и даже философские прорывы, как правило, обязаны этим конструированию схем и процедурам схематизации. Что там говорить о науке, рождение которой только и обязано исключительно схематизации и схемам Галилея [7, с. ...].
5.1/5
7 Отсюда следует один решающий вывод. Схематизация -- одна из основных функций Сознания(8), возможно, что самая основная. Это вывод философско-методологического исследования. Основан он на рефлексии интеллектуальных процессов индивидуального сознания, отчасти надындивидуальных интеллектуальных процессов(9)[...]. Интроспекция, каr психологическое усилие в обнаружении феноменов схематизирующего Сознания хотя и должна приниматься в расчет, но далеко не в первую очередь. Поэтому, забегая вперед по поводу основного постулата общей психологии, функция отражения Сознания должна рассматриваться как сугубо как вторичная. Не восприятие схем, а схематизация(10). Восприятие, усвоение (воспринятие) схемы, разумеется, вносит дополнительные моменты в схематизирующую функцию сознания. Это не означает, что Сознание не выполняет иной, кроме схематизации, работы, но она интересна прежде всего тем, что ней соединяются все предельные и пограничные проблемы идеального и реального, мышления и деятельности, познания и исследования.
8 Поэтому типология Сознания должна строиться именно на основе схематизирующей функции Сознания и на схематизмах Сознания. Здесь главное требование -- онтологичность схематизмов, позволяющих использовать себя в качестве организационных схем. И обратное.
Методологические, методические и педагогические разработки аппарата схематизации позволяют объективировать целый ряд "внутренних" интеллектуальных процессов, до этого исследуемых лишь косвенно. В свою очередь объективирование предоставляет возможность технического, конструктивного отношения к искомым процессам. Конструктивно-техническое отношение переносит объект исследования (полностью) во внешний план.
Оборачивая, можно сказать, что возможно не только овнешнение интеллектуальных процессов Сознания, их структуры и, вероятно, их механизмов, но целый ряд процессов и их структур являются изначально внешними по отношению к Сознанию (понимаемому в психологической традиции). Радикальный же вывод -- Сознание вообще внешне по отношению к индивиду.
9 "Экстерьерность" Сознания имеет в истории идей свою традицию. Одна из линий традиции - антипсихологизм. На этой линии целый ряд исследований, но мне ближе исследования Гуссерля, Мамардашвили, Г.Щедровицкого.
Знаком другой линии являются эксперименты Лилли, последовательно и методично исключающие "интерьерность" Сознания. Благодаря той и другой линиям высвобождаются плацдармы для технического направления -- конструирования внешних экранов Сознания(12).
9.1 В техническом направлении исследования и конструирования Сознания заслуживают пристального внимания две линии. Одна из них связана с отечественной культурой -- это линия Э.Ильенкова. В качестве экрана Сознания и его материала выступает физический орган или органы индивида, например, руки, точнее -- ладони(13). Подобная работа по конструированию Сознания осуществлялась Ильенковым в Загорском интернате для слепоглухонемых детей, в том числе лишенных зрения и слуха от рождения. Современная культура диагностирует их как инвалидов, даже -- уродов. Диагностика такова потому, что от человека нашей культуры требуется постоянное зрительное усилие, согласованное с усилие слуха. Коммуникативность и связность общества обеспечивается циркуляцией визуальных образов, восстанавливаемых при их отсутствии даже тогда, когда перед нами имеется чистый коммуникативный акт, не нуждающийся в наглядных семиотических конструкциях.
ЛИТЕРАТУРА    
1. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 592 с.
2. Щедровицкий Г.П. // Вопросы методологии.
3. Громыко Ю.В. Московская методологическая школа: социокультурные условия возникновения, идейное содержание, проблемы развития // Вопросы методологии, 1991, №4.
4. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т., т. 1. - М.: Мысль.
5. Шеллинг
6. Бергсон А. Собрание сочинений, -т. 1, М.: Московский клуб, 1992. - 327 с.
7. Библер С. Кант - Галилей - Кант
8. Гуссерль Э. Логические исследования
 
(1) - Бессознательные акты будут рассмотрены ниже (в медицинской практике).  
(2) - Я пока оставляю "чистым" понятие проблемы. Его категоризация и изображение будут приурочиваться к соответствующим аспектам проблематики Мышления, Сознания, Деятельности (отдельно для философского, психолог ического и методологического подходов).  
(3) - Схематизмы Сознания (всегда) артикулируются в определенном культурном материале, если же, конечно, речь не идет о задаче конструирования "искусственного" Сознания (я вернусь к этому внекультурному аспекту Сознания при анализе антропотехнических и культуротехнических разработок и исследований Э.Ильенкова в Загорской школе слепоглухонемых).  
(4) - В данной интерпретации Канта Аристотелева топика не является собственно мышлением, а выполняет служебную роль в мышлении, как правило, в деле классификации (систематики).
 
(5) - К структуре топического Сознания (см. раздел __ ).  
(6) - Как представляется, комплекс "сознание-воля" (О.Генисарегский) редуцируется к Сознанию в случае схемы А.  
(7) - Здесь следует подразумевать недопустимость любой физической детерминации и любого натурализма, биологической или психологической природы.  
(8) - То, что в семиотической версии схематизация является основным рабочим процессом Мышления уже ни у кого не вызывает сомнения.  
(9) - Гуссерль в "Логических исследованиях" [8]  
(10) - Кант хотя и говорит о схеме, как монограмме [1, с.125], т.е. актуальном или потенциальном изображению или хотя бы как о возможности изображения, но сам к этой возможности не прибегает.  
(12) - "Внешних" в том смысле, что материал (субстрат) Сознания не локализуется в голове, как традиционном вместилище сознания.  
(13) - Такой орган, как голова, является всего лишь гипотетическим местом (вместилищем) Сознания, а если действительным местом (хогя эго безразлично -- на самом деле действительным или в предположении), толишь постольку, поскольку именно на этом месте "пересекается" большинство функций различных рецепторов: слуха, зрения, обоняния, осязания. Больше ничто не выступает в поддержку данного аргумента.  
   
   
продолжение сносок  
Г.П.Щедровицкий в этом отношении очень категоричен: идея сознания может выступить только проводником психологизма.
Г.П.Щедровицкий о психологизме И.Канта.
"Жизненный мир" Гуссерля, "здесь-бытие" Хайдеггера, "жест" Бодрийяра, "эпистема" Фуко... -- все это есть собственно схематизмы среды, редукциями которых является среды предметно-вещная, .........
Сознание тождественно мышлению.
Сознание и мышление
Сознание
Знаково-символическая, духовная, социальная, бытовая.
 
 
© Виталий Сааков,  PRISS-Laboratory, 2000 февраль 24
вверх вверх вверх вверх
  оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 14 апреля 2005
последнее обновление
27 июль 2011
14 июль 2012