![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
Виталий
СААКОВ Схематизация сознания и мышления Топические и средовые универсалии: культурно-исторические препятствия и просторы разума / тезисы (фрагмент 1.1) |
вернуться в разделш | схематизация сознания и мышления: топические и средовые универсалии | |
фрагмент 1.1 | Топические
и средовые универсалии: культурно-исторические препятствия и просторы разума |
VIII
Всероссийская конференция "ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ РОССИИ", 24-25 мая 2000, Ульяновск |
К шестой годовщине смерти Г П |
Культурно-историческая
универсалия является предметом двойного подчинения - культурологии и культуротехники.
Как культурологический предмет, культурно-историческая универсалия (далее
я буду пользоваться сокращением "кистуния"(0),
пусть оно режет слух, зато не вносит лишнего пафоса) бытует под модусом
"естественного", являясь предметом культуротехники - под модусом
"искусственного". Меня более интересует последнее, и тезисы,
соответственно, изложены в форме культуротехнического текста. 1. Первый тезис призван задать специфику (действительность) культуротехнического текста. Подобный текст конструируется в двух знаковых системах, различающихся лингвистическим и семиотическим основаниями. Возможен ряд его прочтений: последовательное чтение лингвистической и семиотической версий, параллельное их чтение и независимое. И эти прочтения каждый раз будут оборачиваться различным смыслом и содержанием. Мне предпочтительнее следующая соорганизация знаковых систем текста: текст-как-текст (лингвистическая версия) предназначен для введения схемы-как-текста (его семиотической версии). Прочтение введенной текстом схемы порождает новый текст, в т.ч. за тематическими и жанровыми рамками, временными и прочими границами исполненной публикации(1). |
2.
Какова объективная действительность кистуний? Текст-как-текст не
в силах претендовать на статус подобной действительности. Мало того, что
и поныне существуют бесписьменные культуры (культуртреггерские инициативы
и грамматические интервенции "высоких" культур на культуры устные
не в счет), но каждый естественный язык сам по себе является универсумом.
Универсумы по определению не пересекаются, не вкладываются один в другой,
не вступают в отношение часть-целое. Калькирование всеобщих понятий или
иных устойчивых комплексов с одного универсума на другой - занятие для
филолога и историка традиций, но отнюдь не культуролога, тем паче культуротехника
Одной из немногих действительностей кистуний выступает схема - как единственная действительность, позволяющая преодолевать границы языка и мысли (так ее понимаю вслед за С.Библером и Г.Щедровицким). Схематизируются мысль и действие, осуществляемые здесь и теперь в едином целостном акте. В письменных культурах возможен графический способ фиксации схемы в изображении жеста одновременных знака, текста, действия. Для бесписьменных культур, а также для особых ситуаций культур письменных, схема воплощается в любом незнаковом и знаковом материале. |
3.
Изобретение новой схемы - онтологической или организационной -
является культуротехнической акцией, т.к. задает новую и сменяет прежнюю
систематику как предустановленный или устанавливаемый высший в мире порядок.
Схематизированная систематика лишь во вторую и третью очередь есть
указание на устройство мира или на его изменение, в первую очередь - это
нацеленность на механизмы воспринятия и следования значениям культуры
(придаваемого миру порядка). Такого рода систематики только и могут претендовать
на статус кистуний. 4. Схематизация воспроизводства деятельности (Щедровицкий Г.П.) как основного ее критерия обозначает и методологически обосновывает нормативно-деятельностный подход к культуре. Схема задает представление о каналах трансляции норм и регулятивов, об их переорганизации в ответ на несоответствие новым социальным ситуациям и формирования за счет разрешения социокультурного рассогласования новых норм. Ими задается необходимость в новых каналах трансляции, и схема содержит область технической работы с процессами нормопорождения и трансляции норм. |
|
Схемой задано и предельное представление о мире - его высший порядок, и, тем самым, произведена пересистематизация (новая систематика) мира, в отличие от предшествующих систематик, осуществленных, например, в символическом подходе к культуре З.Фрейдом, К.Юнгом, К.Леви-Строссом, Ю.Лотманом (В.А.Никитин). Действительно, чтобы нормируемые социальные ситуации являлись ситуациями, а не фантомами, они должны иметь субстрат, пространство и способ существования в "момент" социокультурного рассогласования. Коротко говоря, среду или средовое окружение (штриховые скобки, объемлющие символы-овалы социетальных ситуаций). И, напротив, культура в составе своих норм и каналов бесплотна в том смысле, что не важно на каком субстрате запечатлена норма. Более того, акцент на носителе нормы грозит склейкой превращенных форм культуры и ее собственных форм - топических. Топическое устройство культуры является условием культуротехнического отношения(2) (от сугубо технического - проектного, аналитического, организационного... до банально культурного, например, в артефактах изящных искусств и в субординациях этикетов). | Итак,
среда и топика являются кистуниями постольку, поскольку, во-первых,
существуют в конструируемых и реконструируемых схемах (культуротехнической
и культурологической действительностях) и, во-вторых, являются полными
и совершенными систематиками (эпистемами по М.Фуко), охватывающими
социокультуру без остатка. 5. Коннотации и референции на кальках практик и предприятий(3), снятых с различных универсумов, возможны, если смысл и содержание интригующих нас практик и предприятий будут систематизированы в формах высших, предельных порядков, существующих за границами языка и мысли. Языку и мысли здесь остается находить себя и обретаться внутри предустановленного схемой порядка, т.е. быть заключенными "между" средой и топикой (в социокультуре). Так, среда, благодаря своей континуальности, позволяет устанавливать как бы вещественные коннотации среди созвучных элементов ситуаций и, тем самым, производить писанные истории (культурные сказки в точном смысле слова). |
Топика
же, благодаря своей дискретности, позволяет устанавливать целевые референции
ситуационного содержания в формах культуры и, тем самым, выделять внеисторические
и транскультурные комплексы - любовь, смерть, добро - никак не кистунии,
а практики и предприятия человечества. Среда - культурная внеисторическая универсалия, универсалия культуры(I). Отправляясь от мира обыденного и культуры повседневности в мир социокультуры - в духовные, научные, технические и военные увлечения, порождает исторические формы агностицизма и пессимизма, но отбраковывает авантюрные предприятия и тупиковые практики, выполняет консервативную и реабилитационную функцию в отношении мышления и деятельности, без чего им не восстановиться при дисфункции культуры и социальном кризисе. Топика - историческая внекультурная универсалия, универсалия истории(II). Имея своим началом мир духа, топика стремится свершиться в человеческом мире замыслов и проектов бесконечным разнообразием деятельного оптимизма и бескрайними просторами мысли, наполняет мир человечества в игре предприятий мысли и действия как освежающими стрессами, так и спасительной шоковой терапией. |
6. Из транскультурных комплексов могут быть экстрагированы (в культурологическом исследовании) или внесены в них (в культуротехнических работах) соотносимые или синонимичные им кистунии, если, конечно, удастся их осредствить и топизировать. Др.словами, выделить или построить средовые и топические формы их существования, например, в виде идей, тем, стилей, приемов и способов. Является ли наука кистунией? Или: несет ли в себе она, как практика и предприятие человечества, какие-либо кистунии (напр., расхожие ценности истины и познания)? Ответ лежит в среде и топике науки. И так по любому поводу. Описание/конструирование предприятий и практик человечества, но отнюдь не эфемерных кистуний, только и позволяет вводить в культурный оборот истинные универсалии(4). | И
даже в этом локальном предприятии - в моих тезисах - следует учитывать,
что значение средовых универсалий заключено в навязывании тотального и
вязкого детерминизма, явно или скрыто присутствующего в идеях, темах,
стилях, приемах, способах... человеческого бытия. А роль топических универсалий
- в безоглядном функционализме и конструктивизме, игнорирующих ограниченность
человечества какими бы то ни было идеями, темами, стилями, приемами, способами
языка и мысли(III).
|
(0) - "Кистуния": "к" - культурно, "ист" - историческая, "уния" - ун(иверсал)ия. |
Добавления |
2005 |
(II) - А в этом случае рискнул бы добавить в оппозицию экземплификации истории, что ее универсализация снимает заклятия происхождения. |
2011 июль 26 |
© Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 2000 февраль 10 | ![]() ![]() |
оставить сообщение для PRISS-laboratory |
|
|
с 14 апреля 2005 | |
последнее
обновление 18 апрель 2012 14 июль 2012 |