главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Схематизация сознания и мышления
Топические и средовые универсалии: культурно-исторические препятствия и просторы разума / тезисы (фрагмент 1.1)
 
вернуться в разделш схематизация сознания и мышления: топические и средовые универсалии  
   
     
фрагмент 1.1 Топические и средовые универсалии:
культурно-исторические препятствия и просторы разума
VIII Всероссийская конференция "ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ РОССИИ",
24-25 мая 2000, Ульяновск
    К шестой годовщине смерти Г П
Культурно-историческая универсалия является предметом двойного подчинения - культурологии и культуротехники. Как культурологический предмет, культурно-историческая универсалия (далее я буду пользоваться сокращением "кистуния"(0), пусть оно режет слух, зато не вносит лишнего пафоса) бытует под модусом "естественного", являясь предметом культуротехники - под модусом "искусственного". Меня более интересует последнее, и тезисы, соответственно, изложены в форме культуротехнического текста.
1. Первый тезис призван задать специфику (действительность) культуротехнического текста. Подобный текст конструируется в двух знаковых системах, различающихся лингвистическим и семиотическим основаниями. Возможен ряд его прочтений: последовательное чтение лингвистической и семиотической версий, параллельное их чтение и независимое. И эти прочтения каждый раз будут оборачиваться различным смыслом и содержанием. Мне предпочтительнее следующая соорганизация знаковых систем текста: текст-как-текст (лингвистическая версия) предназначен для введения схемы-как-текста (его семиотической версии). Прочтение введенной текстом схемы порождает новый текст, в т.ч. за тематическими и жанровыми рамками, временными и прочими границами исполненной публикации(1).
2. Какова объективная действительность кистуний? Текст-как-текст не в силах претендовать на статус подобной действительности. Мало того, что и поныне существуют бесписьменные культуры (культуртреггерские инициативы и грамматические интервенции "высоких" культур на культуры устные не в счет), но каждый естественный язык сам по себе является универсумом. Универсумы по определению не пересекаются, не вкладываются один в другой, не вступают в отношение часть-целое. Калькирование всеобщих понятий или иных устойчивых комплексов с одного универсума на другой - занятие для филолога и историка традиций, но отнюдь не культуролога, тем паче культуротехника
Одной из немногих действительностей кистуний выступает схема - как единственная действительность, позволяющая преодолевать границы языка и мысли (так ее понимаю вслед за С.Библером и Г.Щедровицким). Схематизируются мысль и действие, осуществляемые здесь и теперь в едином целостном акте. В письменных культурах возможен графический способ фиксации схемы в изображении жеста одновременных знака, текста, действия. Для бесписьменных культур, а также для особых ситуаций культур письменных, схема воплощается в любом незнаковом и знаковом материале.
3. Изобретение новой схемы - онтологической или организационной - является культуротехнической акцией, т.к. задает новую и сменяет прежнюю систематику как предустановленный или устанавливаемый высший в мире порядок. Схематизированная систематика лишь во вторую и третью очередь есть указание на устройство мира или на его изменение, в первую очередь - это нацеленность на механизмы воспринятия и следования значениям культуры (придаваемого миру порядка). Такого рода систематики только и могут претендовать на статус кистуний.
4. Схематизация воспроизводства деятельности (Щедровицкий Г.П.) как основного ее критерия обозначает и методологически обосновывает нормативно-деятельностный подход к культуре.
Схема задает представление о каналах трансляции норм и регулятивов, об их переорганизации в ответ на несоответствие новым социальным ситуациям и формирования за счет разрешения социокультурного рассогласования новых норм. Ими задается необходимость в новых каналах трансляции, и схема содержит область технической работы с процессами нормопорождения и трансляции норм.
схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления / схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности
 
Схемой задано и предельное представление о мире - его высший порядок, и, тем самым, произведена пересистематизация (новая систематика) мира, в отличие от предшествующих систематик, осуществленных, например, в символическом подходе к культуре З.Фрейдом, К.Юнгом, К.Леви-Строссом, Ю.Лотманом (В.А.Никитин). Действительно, чтобы нормируемые социальные ситуации являлись ситуациями, а не фантомами, они должны иметь субстрат, пространство и способ существования в "момент" социокультурного рассогласования. Коротко говоря, среду или средовое окружение (штриховые скобки, объемлющие символы-овалы социетальных ситуаций). И, напротив, культура в составе своих норм и каналов бесплотна в том смысле, что не важно на каком субстрате запечатлена норма. Более того, акцент на носителе нормы грозит склейкой превращенных форм культуры и ее собственных форм - топических. Топическое устройство культуры является условием культуротехнического отношения(2) (от сугубо технического - проектного, аналитического, организационного... до банально культурного, например, в артефактах изящных искусств и в субординациях этикетов). Итак, среда и топика являются кистуниями постольку, поскольку, во-первых, существуют в конструируемых и реконструируемых схемах (культуротехнической и культурологической действительностях) и, во-вторых, являются полными и совершенными систематиками (эпистемами по М.Фуко), охватывающими социокультуру без остатка.
5. Коннотации и референции на кальках практик и предприятий
(3), снятых с различных универсумов, возможны, если смысл и содержание интригующих нас практик и предприятий будут систематизированы в формах высших, предельных порядков, существующих за границами языка и мысли. Языку и мысли здесь остается находить себя и обретаться внутри предустановленного схемой порядка, т.е. быть заключенными "между" средой и топикой (в социокультуре). Так, среда, благодаря своей континуальности, позволяет устанавливать как бы вещественные коннотации среди созвучных элементов ситуаций и, тем самым, производить писанные истории (культурные сказки в точном смысле слова).
Топика же, благодаря своей дискретности, позволяет устанавливать целевые референции ситуационного содержания в формах культуры и, тем самым, выделять внеисторические и транскультурные комплексы - любовь, смерть, добро - никак не кистунии, а практики и предприятия человечества.
Среда - культурная внеисторическая универсалия, универсалия культуры(I). Отправляясь от мира обыденного и культуры повседневности в мир социокультуры - в духовные, научные, технические и военные увлечения, порождает исторические формы агностицизма и пессимизма, но отбраковывает авантюрные предприятия и тупиковые практики, выполняет консервативную и реабилитационную функцию в отношении мышления и деятельности, без чего им не восстановиться при дисфункции культуры и социальном кризисе.
Топика - историческая внекультурная универсалия, универсалия истории(II). Имея своим началом мир духа, топика стремится свершиться в человеческом мире замыслов и проектов бесконечным разнообразием деятельного оптимизма и бескрайними просторами мысли, наполняет мир человечества в игре предприятий мысли и действия как освежающими стрессами, так и спасительной шоковой терапией.
6. Из транскультурных комплексов могут быть экстрагированы (в культурологическом исследовании) или внесены в них (в культуротехнических работах) соотносимые или синонимичные им кистунии, если, конечно, удастся их осредствить и топизировать. Др.словами, выделить или построить средовые и топические формы их существования, например, в виде идей, тем, стилей, приемов и способов. Является ли наука кистунией? Или: несет ли в себе она, как практика и предприятие человечества, какие-либо кистунии (напр., расхожие ценности истины и познания)? Ответ лежит в среде и топике науки. И так по любому поводу. Описание/конструирование предприятий и практик человечества, но отнюдь не эфемерных кистуний, только и позволяет вводить в культурный оборот истинные универсалии(4). И даже в этом локальном предприятии - в моих тезисах - следует учитывать, что значение средовых универсалий заключено в навязывании тотального и вязкого детерминизма, явно или скрыто присутствующего в идеях, темах, стилях, приемах, способах... человеческого бытия. А роль топических универсалий - в безоглядном функционализме и конструктивизме, игнорирующих ограниченность человечества какими бы то ни было идеями, темами, стилями, приемами, способами языка и мысли(III).
 
(0) - "Кистуния": "к" - культурно, "ист" - историческая, "уния" - ун(иверсал)ия.  
(1) - Одним из культурных образчиков подобного культуротехнического события является следующуя серия: (а) публикация романа Умберто Эко "Имя Роза", (б) письменная реакция читателей, (в) комментарии на нее У.Эко.
За методологическим разъяснением данного события можно обратиться к "Методу семиотического исследования знаковых систем" Г.П.Щедровицкого ["Семиотика и восточные языки". - М.: 1967].
 
(2) - Настоящая жизнь культуры в постоянной переорганизации, в отличие от ненормальной незыблемости и еще более ненормального перетряхивания ее превращенных форм. Топическое же строение культуры и средовое окружение социальных ситуаций является условием также культурологического отношения в социокультуре, когда культурные систематики противопоставляются квази- и псевдокультурным коллекциям, коллажам и просто собирательству вещей и символов (Ж Бодрийяр).  
(3) - Такие практики и предприятия, как любовь, воспитание, смерть, здоровье и пр. в культурологическом исследовании или в культуротехническом конструировании должны исследоваться и конструироваться как "среда и топика любви", "среда и топика смерти"...  
(4) - Здоровье, красота... - ценности, обращаемые и культивируемые в технических предприятиях и практиках (например, в медицине, искусстве, архитектуре). Власть, сила.. - в военных (скорее по духу, а не по букве). Смерть, любовь... - в духовных (в педагогике, религии).  
Добавления
2005  
(I) - Сегодня, в апреле 2005-го, я бы добавил - и универсализация культуры, строгая в установке на понимание культуры-как-среды обитания духа человека, не строгая - в представлении среды-как-культуры взращивания человека субкультуры.  
(II) - А в этом случае рискнул бы добавить в оппозицию экземплификации истории, что ее универсализация снимает заклятия происхождения.  
2011 июль 26  
(III)- смотри здесь также: Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка", коференция "Русская философия в горизонте современного мира", университет "Св.Климента Охридского", София, 2009, июль 15-17  
 
© Виталий Сааков,  PRISS-Laboratory, 2000 февраль 10
вверх вверх вверх вверх
  оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 14 апреля 2005
последнее обновление
18 апрель 2012
14 июль 2012
Виталий СААКОВ / PRISS-laboratory/ Схематизация сознания и мышления / схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности