главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
ВиталийСААКОВ
Методологические обстоятельства СМД-эпистемологии
I Методологический конгресс "Метод вчера и сегодня", 1994
московский методологический кружок / priss-laboratory:
методологические съезды и конгрессы
методологические школы
конференции по схематизации
организационно-деятельностные игры
совещания по смд-эпистемологии
сеть методологических лабораторий
совещания по знакотехнике
       
     
  программа I Конгресса:  
http://www.fondgp.ru/lib/congress/congresses/0
1. Эпистемология как интеллектуальная "система" находит себя в резко обозначенной ситуации(1) онтологической работы: в соотнесении имеющих различное назначение онтологий. Одной - как факта фундаментального онтологического полагания(2), другой - как рабочего результата в решении "оперативных" задач конструирования(3). Т.о., Эпистемология обретает собственное место в пространстве, заданном методологическим мышлением, поскольку именно в его пространстве могут "помещаться" и его содержанием состоять не сводимые друг к другу онтологии(4), а их разность являться предметом рефлексии и обстоятельством разработки "метода".
2. В этом первом приближении Эпистемология призвана "обуздать онтологический беспредел", определяя его способностью мысли оперировать с единицами дважды онтологизируемых содержаний(5). С другой стороны, эпистемология принимает обязательства оснащения онтологической работы инструментарием, но ориентируемым скорее собственной логикой, нежели "природой" содержания(6).
Эта точка зрения позволяет осуществить тотальное размещение "объектности" и "средственности". Здесь рамка эпистемологии - это залог того, что объект есть всегда объект оперирования. Предпринять же эпистемологический подход - это значит двигаться среди единиц всегда с приданым инструментарием оперирования ими.
3. Методологическими обстоятельствами эпистемологии являются два предела, устремляясь к которым, эпистемология развертывает свой метод(7). Первый предел - онтологический, охраняющий эпистемологию от судьбы нерефлектирующего орудия и указывающий ей на содержания(8), которые вынуждены принять онтологический статус. Здесь собственной функцией эпистемологии является подтверждение и обоснование онтологических оснований встречаемых ею содержаний, другими словами, воспроизводимость онтологической работы.
Во втором пределе эпистемология есть рефлексирующая "система"(9)), взвешивающая и оценивающая в своей рефлексии "средство". Здесь собственной функцией эпистемологии является транслятивность инструментальности мышления.
4. Два данных состояния являются предельными, актуализируемыми и в особых случаях теоретико-методологической работы, а именно, на шаге проблематизации онтологических представлений и картин и в сопровождении разработок основополагающих методов мышления и деятельности(10). Укажем на некоторые шаги и разработки(11).
4.1. Эпистемические обстоятельства завершенности мысли.
Формулировка указывает на линию интеллектуальных программ, альтернативных таким историческим манифестациям духа, как, например, мистика, энигматика и апофатика (в т.ч. их современным формам в эпоху "постмодерна")(12).
4.2. Преодоление границ, устанавливаемых мышлению семиотикой.
Проблема ставится в ходе утверждения принципов и развертывания механизмов содержательно-генетической логики, а ее разрешимость связывается со схемой(13).
4.3. СМД-эпистемология как системная логика и ее мыследеятельностное практикование.
Идея и онтология мыследеятельности здесь означают методологическое задание на эпистемологическую критику системодеятельстного и системомыслительного подходов и одноименных теорий(14).
 
(1) - Для того, чтобы указать на место эпистемологии и осуществляемый ею способ, а следовательно, и на род эпистемологических исследований, их тематическую и объектную область, аппарат и инструментарий, выдвину предположение. Оно служебное, локальное и не выходит за границы данного текста. Но в то же время (и в этом собственно и состоит предположение) не противоречит положениям, трабиционно и исторически относимым к эпистемологии, взаимоопределения с которыми требует вынесенная в название тема.  
(2) - В своем предельном выражении отождествляющегося с убеждением и верой.  
(3) - А также анализа, моделирования и пр.  
(4) - Указание на две различные онтологии методологически оправдано дважды. Во-первых, внеситуационной целью обозначения горизонтов мыслимого мира. В-вторых, исторически ситуативной задачей "свободного" обращения с содержаниями, оказывающимися включенными в фон или прослеживаемыми на линии обозначенного горизонта.  
(5) - Эта точка зрения устанавливается из признания приоритета онтологической работы и главенства ее результатов по отношению ко всем прочим результатам интеллектуальных усилий и рациональных устремлений духа.
 
(6) - Темперамент, присущий Эпистемологии, склонен переворачивать "очевидное" и "онтологичное". Так устанавливается вторая точка зрения на Эпистемологию. Занятие этой точки зрения позволяет рассмотреть все как повод к разработке средств оперирования, как охоту за "объектами" и их поимку в расставляемые операциональные сети. Именно с этой точки зрения имеет смысл видеть, а значит, и конструировать, поскольку, если грубо, обретение "объектами" статуса самостоятельного существования изначально сопряжено с их "приручением".
 
(7) - Возможно, я задаю Эпистемологии слишком узкие рамки, а ее рабочее пространство устраиваю чрезвычайно стесненным.  
(8) - Подразумеваются идеальные объекты и подобные им содержания мысли, а если модели, то таковые, которые также принуждены к онтологизации.  
(9) - Ее рефлексивной формой выступают "сети, систематизирующие операции".  
(10) - В этом пункте возможна тематизация Эпистемологии и ее последующая специализация, частью которой оказываются исследования, вошедшие в историю мысли как эпистемологические и полемика с которыми служит сохранению миссии Эпистемологии и развитию ее метода. Эта фиксация служит отправным пунктом в задавании и соорганизации рамок "программы работ в области СМД-Эпистемологии".  
(11) - Рамками, членящими и организующими теперь уже собственное пространство Эпистемологии (а в ориентации на объектность - ее "тело" и область разработок) являются:
- допущение субстанциональности мышления и деятельности, как препятствие их психологизации,
- полагание истории как места существования мышления и деятельности, как признание прочих мест недействительной их натурализацией,
- рассмотрение знаковых систем и "машин" как способов существования (и осуществления) мышления и деятельности,
- аналитика практики как организованности "превращенных" форм мышления и деятельности.
 
(12) - Обыгрывая язык, этот тематизм может быть дополнен также эпистемическими "совершенностью" и "совершённостью", вносящими формальную и содержательно-смысловую аспектность в мыслительное конструирование и в механизмы развертывания мыслительных конструкций (содержаний). Фиксируя СМД-Эписемические обстоятельства как структурные принципы операциональности и цикличности, мы впервые только и обретаем повод и условия их (эпистемических осбтоятельств) трансляции и воспроизводства. Перенося и погружая саму идею процессов трансляции и воспроизводства в Историю, мы сталкиваемся с различными формами эпистемической завершенности/незавершенности мысли, а равно совершенности/несовершенности и совершённости/несовершённости. В зависимости от рода практики, например, педагогики или проектирования, их методической оснащенности и технологической организации, исследовательское внимание могут привлечь те или иные формы. Здесь я отсылаю к сообщению В.Л.Даниловой "Техническое отношение к знанию" (материалы 1-го Эпистемологического семинара "Инженерные знания и общая эпистемология", Ульяновск, 1991).  
(13) - В первую очередь - со схемой мыследеятельности (Щедровицкий ГП "Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл, содержание" // Системные исследования. Ежегодник. 1986. - М.: 1987). Решающим условием здесь служит разотождествление "схемы" и "знака" (например, как новые трассировки различений "мышления-деятельности", "схематизации-идеализации"...) и указание на их место и функции (например, в изображении структур "категории" и "знания" (Щедровицкий ГП "Синтез знаний: проблемы и методы" // На пути к теории научного знания. - М., Наука: 1984. Мышление и деятельность, организуемые в соответствии со схемой мыследеятельности, взятой как эпистемологическая организованность, представляют собой знакотехническую "машину", продуцирующую особый род интеллектуальных текстов-продуктов - схемы. Исследованию же подлежат механизмы и трассы обращения специфического "текстового" материала (укажу здесь на доклад А.П.Зинченко "К программе работ по теме "Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности" // материалы III Эпистемологического семинара "СМД-Эпистемология и схематизация", Ульяновск, 1993).  
(14) - Теорий осуществления и оснащения практикования системных представлений. А вот конструирование категориальных типов мыследеятельности рассматривается как эпистемологическое требование на организацию мыследеятельности как машины системной логики, производящей логические механизмы и воспроизводящей системные логические основания.
 
   
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, Москва, 1994 20-21 март
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
23 ноябрь 2014
22 август 2011