главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Проект концепции и программы региональной системы образования 1991 |
образовательные проекты и разработки | |||
гуманитарные практики и технологии | |||
инженерия образования | |||
смотри также: методологическое обеспечение программ становления и развития региональных систем образования |
введение |
1.1. Разработка
выполнена в программном подходе с привлечением системных представлений,
что с нашей точки зрения является основанием современной системы образования.
Мы полагаем, что "проект концепции и программы" есть определение
необходимых и достаточных рамок темы "региональное образование",
внутри которых на следующих шагах должна развернуться конструктивно-техническая
и реализационная работа по становлению системы образования в области. 1.2. Назначение программы нами рассматривается в качестве механизма управления и развития образования. В конструктивно-техническом смысле программа-как-механизм предполагает актуализацию наличных форм мыслимости об образовании, способных к разворачиванию данной темы и способных в пределе составить собственно региональное образование. Это - принцип программирования. Программа есть как бы самореализующийся механизм, который с самого начала должен рассматриваться в двух планах - и как средство, и как продукт. |
Подобное назначение программы определяет
следующие ее функции: обозначение областей знания, необходимых для развертывания системы образования постановку проблем в области содержания, оргформ и методов образования, задаваемых исторической и социальной спецификой региональной ситуации определение позиционной схемы с целью дифференциации актуальных и будущих работ, как необходимого условия для управления становящейся системой образования 1.3. В соответствие с программным подходом, концепция есть предварительный шаг в создании проекта. Таким образом, данная разработка должна рассматриваться как предваряющая концепцию. Собственно же концепция и последующий проект должны быть выделены в особую работу, а этот текст следует рассматривать как пред-идею системы регионального образования. |
Программирование
в целом предполагает три относительно самостоятельных режима: конструирование, как создание мыслительных конструктов-онтологий образования проектирование образования, строящегося на основе той или иной его онтологии (сущностной характеристике) исследование ситуации на предмет реализуемости проекта и изыскание ресурсов его реализации с последующей корректировкой проекта в онтологической работе. Механизмом, "сшивающим" все три режима является работа (процесс) управления (усилия управленца). Три режим программирования могут лечь в основание функционализации работ, присланных на конкурс (раздел 5 "Позиционная схема..."). 1.4. Наша разработка строится, исходя из методологической позиции, имеющей дело с различными типами мышления и деятельности: базовыми: конструктивно-техническими, проектными и исследовательскими и профессиональными: педагогическими, производственными, оргуправленческими и т.д. |
различение образования и подготовки |
2.1. Наша разработка будет касаться образования в наиболее точном смысле слова, а подготовку будет рассматривать как оппозицию образованию и как "строительный материал" для системы образования. Тип отношения "подготовка-образование" задается семиотическим и системным отношением "ткань-рисунок". Тем самым, существующие образовательные учреждения относятся нами всецело к системам подготовки, т.е. к "ткани", на которую должен быть нанесен "рисунок" образования. | Это означает прежде всего то, что подготовка-как-ткань
достаточно индифферентна образованию-как-рисунку и наоборот. Если следовать
подобному положению, то любая (особенно функциональная) привязка образования
к существующим системам деятельности (постановка в зависимость от них)
сводит его к подготовке, т.е. к существующим образовательным учреждениям
(говоря административно-учрежденческим языком). А если еще строже, то образование в соответствие с его онтологической характеристикой не может рассматриваться в виде институциональных структур или сред. |
Образование есть программа. И она нами
движет в системах подготовки. 2.2. Стратегия управления региональной системой образования заключается в перераспределении управленческих фокусов: производственные системы деятельности должны сами обеспечивать собственное воспроизводство, а управление этим процессом уже есть собственно образовательная политика, поскольку освобождает систему образования от излишних и несвойственных ей функций. |
пред-идея региональной системы образования |
3.1. В основе образования
лежат всего несколько его фундаментальных форм. Это лицей (ликей) и академия, прототипы которых следуют из Древней Греции университет и кафедра (в т.ч. и в кафедральном соборе), берущие свое начало в Средневековье школа (в идее Я.А.Коменского) начала Нового времени и семинар, от которого в ХХв. ведут свое начало все более-менее известные научные, технические и философские школы 3.2. Прежде, чем изложить ядро идеи региональной системы образования, отметим, что опыт программирования систем образования свидетельствует о весьма длительных временных отрезках, составляющих т.н. шаги программирования. Первые фактические и объективные результаты могут быть зафиксированы не ранее, чем через 20-30 лет. Объяснение лежит в циклах воспитания и обучения нового поколения. Чтобы получить преподавателя, соответствующего программируемой системе образования, его необходимо воспитать, образовать и подготовить. Таким образом, в онтологию системы образования должна лечь связка трех поколений: учащий учитель - учащийся учитель - ученик учащегося учителя. |
3.3. В качестве идеи
региональной системы образования (идеальной конструкции, но ни в коей
мере не проект учреждений и организаций) выбрана идея университета - Восточно-Европейского
университета. То, что мы связываем с Западной Европой и вообще с Западом
есть "продукт" западноевропейского университета Средневековья,
в фундаменте которого лежат древнегреческие Ликей и Академия. И если нам
"вдруг" потребовались культурные формы жизни, то мы должны вживаться
в идею университета. Но также должны и помнить, что реализация этой идеи
превратит университет в учреждение подготовки, и культурные формы жизни
будут замещены всецело производственными, что мы и имеем на сегодняшний
день. 3.4. Идея университета задается (происходит) историей и территорией. Отсюда следует содержание образования: история территории и территория истории. Чтобы выйти на подобное содержание, чтобы его тематизировать, сделать предметом мысли, в помощь предлагается следующая "экзотическая" ситуация. Необходимо перевернуть в нашем представлении существующую иерархию образовательных учреждений (другими словами, учреждений системы подготовки). |
В "центр" системы образования
помещается Кафедра. В соответствие со средневековой традицией Кафедра
предоставляется тому, кому есть что сказать об устройстве мира, кто может
дать ему вполне исчерпывающее объяснение, дать веер должных интерпретаций
и, главное, ввести в мир. Все это относится к "костяку" содержания
образования, в теории педагогики именуемым картиной мира. Кафедру, соответственно, окружают Факультеты, стоящие, тем самым, на ступеньку ниже. Они есть следствия интерпретации картины мира. Здесь закладываются базовые формы мышления: научника, инженера, проектанта, управленца… Еще ступенькой ниже располагаются Университеты, отвечающие за универсумальность базовых форм мышления, за их возможность и способность "схватить" мир в его естественнонаучной, преобразовательной, организационно-технической и других формах. Подпирают эту иерархию Академии, т.е. просто группы людей, вставшие на первую ступеньку лестницы, ведущей к пониманию мира. |
3.5. Предложенная
идея экзотична лишь на первый взгляд. Это достаточно строгая логическая
схема образования, которая может быть наложена как "рисунок"
на существующую "ткань" системы и учреждений подготовки. Построение
культурных форм жизни означает для нас их вычерчивание по "телу"
социализма и капитализма, Востока и Запада, идеализма и материализма…
Горизонт, к которому должно устремляться образование, не может для нас
быть задан только социализмом, только капитализмом, только материализмом,
только идеализмом… Миссия родины Ленина вполне может заключаться в построении именно такой системы образования, а разнообразие социально-производственных форм деятельности в области и городе с их противоречиями, различным уровнем "цивилизованности", надвигающейся пестротой много- и мелкоукладности представляет собой несомненно благодатную ткань. |
3.6. Если теперь вернуться к теме и задаче программирования, то на его первых двух шагах - онтологическом конструировании и проектировании - встают достаточно определенные задачи. А именно, для того, чтобы подобная система образования воспроизводилась, ей необходимы соответствующие механизмы - системы подготовки в точном и строгом смысле слова. Речь уже идет не о существующих системе-учреждении подготовки, функционально и организационно замкнутых на производственные системы-учреждения и, тем самым не способных к развитию и (само-) управлению, а о подготовке внутри системы образования. При этом термин "система" взят не столько в организационном смысле, сколько в онтологическом. | Это и есть, в принципе, механизм развивающейся системы образования в области (и городе) - две системы подготовки, как развернутые образовательные учреждения и заданные как альтернативы. В качестве достаточно обоснованного предположения, система подготовки внутри образования будет рассматривать производство в виде "поля для игры". Можно привести ни мало примеров подобного взаимодействия "образования" и "производства" из зарубежного опыта (технопарки при американских университетах, технополисы Японии, эксперименты во Франции…). |
образование как система |
4.1. Образование
в отличие от подготовки как типодеятельностной системы, есть система типомыслительная.
Категория, определяющая строй современного мышления, есть категория системы.
Мы претендуем здесь на конструктивное оперирование данной категорией,
хотя сегодня она преимущественно используется в качестве метафоры и пристойно
звучащего эпитета. Как типомыслительная система, образование строится
как система, рисующаяся поверх систем. Системами-тканью являются системные представления истории и культуры. В контексте п.2.1 к первой системе должны быть отнесены исторические программы в области образования и подготовки, а ко второй - их культурные организованности, выступающие для нас в качестве норм и образцов образовательных учреждений. Системой-рисунком является собственно категория системы. |
4.2. Что это означает в смысле образуемых типов мышления? Наложение категории системы на "ткань" истории и культуры задает пять планов их интерпретации: процессуальное представление, два структурных, морфологическое и гомогенное (материальное). "Движение" категории системы по "ткани" истории и культуры обеспечивает различные виды их взаимоотнесения. Например, культура как система норм и образцов может выступать функцией истории. Тогда мы получаем форму (тип) мышления, близкую французским женералистам. Еще пример: история и культура задаются структурно, в результате чего практически стирается их логическая оппозиция. Это уже близко к японскому менеджеру-технологу-гражданину. А в случае полагания истории как материала культурных процессов, мы будем сориентированы на итальянских операторов культуры. | 4.3. Подчеркнем, что выращивание, культивирование разнообразных форм мышления есть есть исходное основание, самая фундаментальная предпосылка какого-либо развития. Мы в этом пункте опирались на системные разработки и разработку категории система, ведущиеся Московским методологическим кружком (семинарами ММК). |
образование как программа, или позиционная схема для управленца системой образования |
5.1. Позиционная
схема должна быть рассмотрена, как минимум, дважды: с позиции управленца
системой образования и с позиции организатора системы образования. В системной
интерпретации такая позиция обозначается как оргуправленческая. Они не
иерархичны и не являются последовательными в организационном и управленческом
действии. Это как бы две проекции одной и той же позиции. 5.2. Для управленца сфера образования должна быть пред ставлена (описана или спроектирована) следующими процессами: опытничеством в образовании функционированием образования экспериментами в образовании теоретическими разработками образования. Знаками перечисленных процессов являются соответствующие позиции: опытника, функционера, экспериментатора и теоретика. Каждая из позиций принадлежит соответствующей системе, как бы вложенных одна в другую. Опытничество включено в функционирующую систему образования, что обеспечивает отлаженный ход последней. Небольшие сбои в функционировании преодолеваются за счет "находок" опытника, что, правда чревато культом "передачи опыта", но конкретность сбоев сводит подобную "передачу" на нет. Эти две системы, соответственно, вложены в систему экспериментирования. Этим мы утверждаем, что все наличные образовательные системы есть результат предварительных экспериментов. |
Доставшаяся нам в наследство т.н. система
народного образования является плодом экспериментирования Я.А.Коменского.
Поэтому эксперимент в образовании оперирует с временными отрезками в десятки
и сотни лет. А иначе это опытничество. Но чтобы эксперимент мог иметь
под собой необходимые основания, он должен быть помещен в систему теории. 5.3. Таким образом, Управленец системой образования имеет дело с иерархической позиционной схемой: теоретиком-экспериментатором-функционером-опытником. Точнее, здесь следовало бы говорить о двух системах, каждая из которых имеет свою подсистему: систему теории с подсистемой экспериментирования и систему функционирования с подсистемой опытничества. Но это уже взгляд из методологической позиции, которая собственно и задает требующиеся представления о действительности управления образованием. 5.4. Для Организатора сфера образования должна быть представлена работами: критикой существующих образовательных программ теоретизацией результатов критики проектированием альтернативных теорий. Здесь позиция Организатора как бы расслаивается на позицию, фокусирующуюся на закреплении образовательных процессов (см.п.4.2) в культурных единицах и на позицию, фокусирующуюся на альтернативах. |
Первый ответственен за культурность, т.е.
нормативность образовательных систем (русская система инженерного образования,
послужившая образцом ля США и Германии, Царскосельский лицей, как до сих
пор не превзойденный образец классического образования, реальное училище,
как компромисс между классическим образованием, профессиональной подготовкой
и просвещением). Второй отвечает за историчность образовательных систем
(за преодоление нормы и, следовательно, за развитие). 5.5. И еще один методологический взгляд на позиционные схемы. Предлагаемые схемы управления и организации есть схемы т.н. "пустых мест", т.е. принципиальные схемы. Места-позиции в них занимаются в соответствие с уровнем притязаний. В этом смысле управление системой образования, ее организация, работа-учеба в системе образования есть прежде всего система притязаний, притязаний духа. В этой своей функции позиционные схемы являются методами образования. Но действительный "расклад" позиций возможен лишь в форме публичности, открытости. Мы полагаем, что в границах области вполне возможно обеспечение ныне жестких и закрытых образовательных учреждений некоторой функцией открытости. "Раскрытие" городских вузов дало бы, например возможность получения современного в определенной степени образования за счет социо-технической подготовки в "педе", естественнонаучной в филиале МГУ, инженерно-технической в "политехе". Это - уже почти проект для подготовки и образования будущих учителей и преподавателей новой системы регионального образования. |
несколько слов о жизни программы и концепции образования |
Программы имеют несколько форм существования: живущие в истории и ждущие своих носителей-реализаторов живущие в культуре и выступающие для нас в качестве нормативов и императивов к действию строящиеся нами, как альтернативы программам историческим и культурным. |
Программе региональной системы образования должна быть обеспечена возможность всех трех форм существования. Наиболее оптимальный ход здесь - это публикации представленных на конкурс программ на страницах центральных изданий и журналов ЮНЕСКО. | Это будет той формой публичности, которая поспособствует необходимому напряжению мысли, неординарности идей и степени притязания на культурную позицию в самой сложной сфере человеческой практики. |
|
|