главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Проект концепции и программы региональной системы образования
1991
     
  образовательные проекты и разработки    
  гуманитарные практики и технологии    
  инженерия образования    
       
 
вернуться в разделш образовательные проекты  
содержание разделаш региональная система образования с университетским центром  
    (1) введение  
    (2) различение образования и подготовки  
    (3) пред-идея региональной системы образования  
    (4) образование как система  
    (5) образование как программа, или позиционная схема для управленца системой образования  
    (6) несколько слов о жизни программы и концепции образования  
     
     
  смотри также:
методологическое обеспечение программ становления и развития региональных систем образования
 
  введение  
1.1. Разработка выполнена в программном подходе с привлечением системных представлений, что с нашей точки зрения является основанием современной системы образования. Мы полагаем, что "проект концепции и программы" есть определение необходимых и достаточных рамок темы "региональное образование", внутри которых на следующих шагах должна развернуться конструктивно-техническая и реализационная работа по становлению системы образования в области.
1.2. Назначение программы нами рассматривается в качестве механизма управления и развития образования. В конструктивно-техническом смысле программа-как-механизм предполагает актуализацию наличных форм мыслимости об образовании, способных к разворачиванию данной темы и способных в пределе составить собственно региональное образование. Это - принцип программирования. Программа есть как бы самореализующийся механизм, который с самого начала должен рассматриваться в двух планах - и как средство, и как продукт.
Подобное назначение программы определяет следующие ее функции:
обозначение областей знания, необходимых для развертывания системы образования
постановку проблем в области содержания, оргформ и методов образования, задаваемых исторической и социальной спецификой региональной ситуации
определение позиционной схемы с целью дифференциации актуальных и будущих работ, как необходимого условия для управления становящейся системой образования
1.3. В соответствие с программным подходом, концепция есть предварительный шаг в создании проекта. Таким образом, данная разработка должна рассматриваться как предваряющая концепцию. Собственно же концепция и последующий проект должны быть выделены в особую работу, а этот текст следует рассматривать как пред-идею системы регионального образования.
Программирование в целом предполагает три относительно самостоятельных режима:
конструирование, как создание мыслительных конструктов-онтологий образования
проектирование образования, строящегося на основе той или иной его онтологии (сущностной характеристике)
исследование ситуации на предмет реализуемости проекта и изыскание ресурсов его реализации с последующей корректировкой проекта в онтологической работе.
Механизмом, "сшивающим" все три режима является работа (процесс) управления (усилия управленца). Три режим программирования могут лечь в основание функционализации работ, присланных на конкурс (раздел 5 "Позиционная схема...").
1.4.
Наша разработка строится, исходя из методологической позиции, имеющей дело с различными типами мышления и деятельности:
базовыми: конструктивно-техническими, проектными и исследовательскими и
профессиональными: педагогическими, производственными, оргуправленческими и т.д.
вверх вверх вверх вверх
  различение образования и подготовки  
2.1. Наша разработка будет касаться образования в наиболее точном смысле слова, а подготовку будет рассматривать как оппозицию образованию и как "строительный материал" для системы образования. Тип отношения "подготовка-образование" задается семиотическим и системным отношением "ткань-рисунок". Тем самым, существующие образовательные учреждения относятся нами всецело к системам подготовки, т.е. к "ткани", на которую должен быть нанесен "рисунок" образования. Это означает прежде всего то, что подготовка-как-ткань достаточно индифферентна образованию-как-рисунку и наоборот. Если следовать подобному положению, то любая (особенно функциональная) привязка образования к существующим системам деятельности (постановка в зависимость от них) сводит его к подготовке, т.е. к существующим образовательным учреждениям (говоря административно-учрежденческим языком).
А если еще строже, то образование в соответствие с его онтологической характеристикой не может рассматриваться в виде институциональных структур или сред.
Образование есть программа. И она нами движет в системах подготовки.
2.2. Стратегия управления региональной системой образования заключается в перераспределении управленческих фокусов: производственные системы деятельности должны сами обеспечивать собственное воспроизводство, а управление этим процессом уже есть собственно образовательная политика, поскольку освобождает систему образования от излишних и несвойственных ей функций.
вверх вверх вверх вверх
  пред-идея региональной системы образования  
3.1. В основе образования лежат всего несколько его фундаментальных форм. Это
лицей (ликей) и академия, прототипы которых следуют из Древней Греции
университет и кафедра (в т.ч. и в кафедральном соборе), берущие свое начало в Средневековье
школа (в идее Я.А.Коменского) начала Нового времени и
семинар, от которого в ХХв. ведут свое начало все более-менее известные научные, технические и философские школы
3.2. Прежде, чем изложить ядро идеи региональной системы образования, отметим, что опыт программирования систем образования свидетельствует о весьма длительных временных отрезках, составляющих т.н. шаги программирования. Первые фактические и объективные результаты могут быть зафиксированы не ранее, чем через 20-30 лет. Объяснение лежит в циклах воспитания и обучения нового поколения. Чтобы получить преподавателя, соответствующего программируемой системе образования, его необходимо воспитать, образовать и подготовить. Таким образом, в онтологию системы образования должна лечь связка трех поколений: учащий учитель - учащийся учитель - ученик учащегося учителя.
3.3. В качестве идеи региональной системы образования (идеальной конструкции, но ни в коей мере не проект учреждений и организаций) выбрана идея университета - Восточно-Европейского университета. То, что мы связываем с Западной Европой и вообще с Западом есть "продукт" западноевропейского университета Средневековья, в фундаменте которого лежат древнегреческие Ликей и Академия. И если нам "вдруг" потребовались культурные формы жизни, то мы должны вживаться в идею университета. Но также должны и помнить, что реализация этой идеи превратит университет в учреждение подготовки, и культурные формы жизни будут замещены всецело производственными, что мы и имеем на сегодняшний день.
3.4. Идея университета задается (происходит) историей и территорией. Отсюда следует содержание образования: история территории и территория истории. Чтобы выйти на подобное содержание, чтобы его тематизировать, сделать предметом мысли, в помощь предлагается следующая "экзотическая" ситуация. Необходимо перевернуть в нашем представлении существующую иерархию образовательных учреждений (другими словами, учреждений системы подготовки).
В "центр" системы образования помещается Кафедра. В соответствие со средневековой традицией Кафедра предоставляется тому, кому есть что сказать об устройстве мира, кто может дать ему вполне исчерпывающее объяснение, дать веер должных интерпретаций и, главное, ввести в мир. Все это относится к "костяку" содержания образования, в теории педагогики именуемым картиной мира.
Кафедру, соответственно, окружают Факультеты, стоящие, тем самым, на ступеньку ниже. Они есть следствия интерпретации картины мира. Здесь закладываются базовые формы мышления: научника, инженера, проектанта, управленца… Еще ступенькой ниже располагаются Университеты, отвечающие за универсумальность базовых форм мышления, за их возможность и способность "схватить" мир в его естественнонаучной, преобразовательной, организационно-технической и других формах. Подпирают эту иерархию Академии, т.е. просто группы людей, вставшие на первую ступеньку лестницы, ведущей к пониманию мира.
3.5. Предложенная идея экзотична лишь на первый взгляд. Это достаточно строгая логическая схема образования, которая может быть наложена как "рисунок" на существующую "ткань" системы и учреждений подготовки. Построение культурных форм жизни означает для нас их вычерчивание по "телу" социализма и капитализма, Востока и Запада, идеализма и материализма… Горизонт, к которому должно устремляться образование, не может для нас быть задан только социализмом, только капитализмом, только материализмом, только идеализмом…
Миссия родины Ленина вполне может заключаться в построении именно такой системы образования, а разнообразие социально-производственных форм деятельности в области и городе с их противоречиями, различным уровнем "цивилизованности", надвигающейся пестротой много- и мелкоукладности представляет собой несомненно благодатную ткань.
3.6. Если теперь вернуться к теме и задаче программирования, то на его первых двух шагах - онтологическом конструировании и проектировании - встают достаточно определенные задачи. А именно, для того, чтобы подобная система образования воспроизводилась, ей необходимы соответствующие механизмы - системы подготовки в точном и строгом смысле слова. Речь уже идет не о существующих системе-учреждении подготовки, функционально и организационно замкнутых на производственные системы-учреждения и, тем самым не способных к развитию и (само-) управлению, а о подготовке внутри системы образования. При этом термин "система" взят не столько в организационном смысле, сколько в онтологическом. Это и есть, в принципе, механизм развивающейся системы образования в области (и городе) - две системы подготовки, как развернутые образовательные учреждения и заданные как альтернативы. В качестве достаточно обоснованного предположения, система подготовки внутри образования будет рассматривать производство в виде "поля для игры". Можно привести ни мало примеров подобного взаимодействия "образования" и "производства" из зарубежного опыта (технопарки при американских университетах, технополисы Японии, эксперименты во Франции…).
вверх вверх вверх вверх
  образование как система  
4.1. Образование в отличие от подготовки как типодеятельностной системы, есть система типомыслительная. Категория, определяющая строй современного мышления, есть категория системы. Мы претендуем здесь на конструктивное оперирование данной категорией, хотя сегодня она преимущественно используется в качестве метафоры и пристойно звучащего эпитета. Как типомыслительная система, образование строится как система, рисующаяся поверх систем.
Системами-тканью являются системные представления истории и культуры. В контексте п.2.1 к первой системе должны быть отнесены исторические программы в области образования и подготовки, а ко второй - их культурные организованности, выступающие для нас в качестве норм и образцов образовательных учреждений. Системой-рисунком является собственно категория системы.
4.2. Что это означает в смысле образуемых типов мышления? Наложение категории системы на "ткань" истории и культуры задает пять планов их интерпретации: процессуальное представление, два структурных, морфологическое и гомогенное (материальное). "Движение" категории системы по "ткани" истории и культуры обеспечивает различные виды их взаимоотнесения. Например, культура как система норм и образцов может выступать функцией истории. Тогда мы получаем форму (тип) мышления, близкую французским женералистам. Еще пример: история и культура задаются структурно, в результате чего практически стирается их логическая оппозиция. Это уже близко к японскому менеджеру-технологу-гражданину. А в случае полагания истории как материала культурных процессов, мы будем сориентированы на итальянских операторов культуры. 4.3. Подчеркнем, что выращивание, культивирование разнообразных форм мышления есть есть исходное основание, самая фундаментальная предпосылка какого-либо развития. Мы в этом пункте опирались на системные разработки и разработку категории система, ведущиеся Московским методологическим кружком (семинарами ММК).
вверх вверх вверх вверх
  образование как программа, или позиционная схема для управленца системой образования  
5.1. Позиционная схема должна быть рассмотрена, как минимум, дважды: с позиции управленца системой образования и с позиции организатора системы образования. В системной интерпретации такая позиция обозначается как оргуправленческая. Они не иерархичны и не являются последовательными в организационном и управленческом действии. Это как бы две проекции одной и той же позиции.
5.2. Для управленца сфера образования должна быть пред ставлена (описана или спроектирована) следующими процессами:
опытничеством в образовании
функционированием образования
экспериментами в образовании
теоретическими разработками образования.
Знаками перечисленных процессов являются соответствующие позиции: опытника, функционера, экспериментатора и теоретика. Каждая из позиций принадлежит соответствующей системе, как бы вложенных одна в другую. Опытничество включено в функционирующую систему образования, что обеспечивает отлаженный ход последней. Небольшие сбои в функционировании преодолеваются за счет "находок" опытника, что, правда чревато культом "передачи опыта", но конкретность сбоев сводит подобную "передачу" на нет. Эти две системы, соответственно, вложены в систему экспериментирования. Этим мы утверждаем, что все наличные образовательные системы есть результат предварительных экспериментов.
Доставшаяся нам в наследство т.н. система народного образования является плодом экспериментирования Я.А.Коменского. Поэтому эксперимент в образовании оперирует с временными отрезками в десятки и сотни лет. А иначе это опытничество. Но чтобы эксперимент мог иметь под собой необходимые основания, он должен быть помещен в систему теории.
5.3. Таким образом, Управленец системой образования имеет дело с иерархической позиционной схемой: теоретиком-экспериментатором-функционером-опытником. Точнее, здесь следовало бы говорить о двух системах, каждая из которых имеет свою подсистему: систему теории с подсистемой экспериментирования и систему функционирования с подсистемой опытничества. Но это уже взгляд из методологической позиции, которая собственно и задает требующиеся представления о действительности управления образованием.
5.4. Для Организатора сфера образования должна быть представлена работами:
критикой существующих образовательных программ
теоретизацией результатов критики
проектированием альтернативных теорий.
Здесь позиция Организатора как бы расслаивается на позицию, фокусирующуюся на закреплении образовательных процессов (см.п.4.2) в культурных единицах и на позицию, фокусирующуюся на альтернативах.
Первый ответственен за культурность, т.е. нормативность образовательных систем (русская система инженерного образования, послужившая образцом ля США и Германии, Царскосельский лицей, как до сих пор не превзойденный образец классического образования, реальное училище, как компромисс между классическим образованием, профессиональной подготовкой и просвещением). Второй отвечает за историчность образовательных систем (за преодоление нормы и, следовательно, за развитие).
5.5. И еще один методологический взгляд на позиционные схемы. Предлагаемые схемы управления и организации есть схемы т.н. "пустых мест", т.е. принципиальные схемы. Места-позиции в них занимаются в соответствие с уровнем притязаний. В этом смысле управление системой образования, ее организация, работа-учеба в системе образования есть прежде всего система притязаний, притязаний духа. В этой своей функции позиционные схемы являются методами образования. Но действительный "расклад" позиций возможен лишь в форме публичности, открытости. Мы полагаем, что в границах области вполне возможно обеспечение ныне жестких и закрытых образовательных учреждений некоторой функцией открытости. "Раскрытие" городских вузов дало бы, например возможность получения современного в определенной степени образования за счет социо-технической подготовки в "педе", естественнонаучной в филиале МГУ, инженерно-технической в "политехе". Это - уже почти проект для подготовки и образования будущих учителей и преподавателей новой системы регионального образования.
вверх вверх вверх вверх
  несколько слов о жизни программы и концепции образования  
Программы имеют несколько форм существования:
живущие в истории и ждущие своих носителей-реализаторов
живущие в культуре и выступающие для нас в качестве нормативов и императивов к действию
строящиеся нами, как альтернативы программам историческим и культурным.
Программе региональной системы образования должна быть обеспечена возможность всех трех форм существования. Наиболее оптимальный ход здесь - это публикации представленных на конкурс программ на страницах центральных изданий и журналов ЮНЕСКО. Это будет той формой публичности, которая поспособствует необходимому напряжению мысли, неординарности идей и степени притязания на культурную позицию в самой сложной сфере человеческой практики.
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 31 мая 1991
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 28 марта 2007

последнее обновление
05 декабрь 2014
05 январь 2012