главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
региональные институты развития | |
региональный учебно-технический центр | |
интеллектуальное оснащение культурного предприятия | |
группа территориальных стратегий | |
образовательные проекты и разработки | |
содержание разделаш | программирование |
аналитика | |
организационное проектирование | |
|
аналитика |
экспертно-технологическая оценка
обновления оборудования в промышленности ульяновской области |
программа ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СОВЕЩАНИЙ инженерно-технического и управленческого персонала промышленных предприятий, системы профессионально-технического образования и разработчиков производственного оборудования ЭКСПЕРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБНОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28 октября - 29 ноября 2009, Ульяновск, Рябикова 6 |
РАБОЧИЙ ОТЧЕТ
для управляющих промышленными активами и руководителей администрации Ульяновской области |
формат microsoft word |
подготовлен:
Виталий СААКОВ, руководитель PRISS-laboratory, проектный аналитик РУТЦ, saakov@list.ru, priss-laboratory.net.ru, ноябрь 2009 |
|
Разделы отчета:
Перечень отчетов, подготовленных Региональным учебно-техническим центром в 2009г., Общие замечания - технологическая модернизация и качество промышленных активов - к модельным представлениям объектов и процессов в аналитике и управлении: картины, карты и план-карты, Методика. Картина области и процессов технологической модернизации - рамки и сюжеты картины - операционализация модельных представлений для нужд организационного проектирования, |
Аналитика. Картирование и карты технологической модернизации
- понятийные определения элементов картины, - схема-принцип картирования технологической модернизации в регионе, Проектирование. План-карты модернизационно-технологических разработок Центра - аналитика технологической модернизации (трансфер, дисфункции "догоняющей" модернизации, ресурсы для "недогоняющей" модернизации) - оперативное пространство технологической модернизации (практические действия, обеспечение и сопровождение практических действий) - (…) |
Выводы отчета - проблемные области технологической модернизации, - рабочие подходы (принципы, направления и инструменты) в технологической модернизации, - требования к ресурсам модернизации Ульяновск, 2009 |
ОТЧЕТЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ в 2009г. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ
ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И
ПЕРСОНАЛА
(совещание 1-е), 1 июля 2009г. взаимосвязь промышленной, инвестиционной и кадровой политик в Ульяновской области, зависимость практики инвестиционной политики в регионе от макрорегиональных и глобальных процессов стандартизации деятельности, ресурсы Центра, текущие задачи и перспективные планы органов управления, бизнес-сообществ и систем профессионального обучения |
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ
ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И
ПЕРСОНАЛА
(совещание 2-е), 27 августа 2009г. Общие замечания форма управления проектами Центра многоаспектность технологической модернизации Методика анализа смыслы и представления о технологизации организационное взаимодействие в процессах технологизации и ее планирования производственные факторы обновления технологического оборудования Аналитика материал к пилотному проекту по организации технологической сдвижки формы картирования (учета) технологизации Резюме отчета |
РАБОЧЕЕ
СОВЕЩАНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТНЫХ РАЗРАБОТОК ЦЕНТРА и ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОВЕЩАНИЕ-КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 28 октября 2009г. программа Регионального центра "Технологическая модернизация" и ее мероприятия, организационные характеристики процессов и мероприятий технологической модернизации, схема рабочих взаимодействий Центра и лиц, принимающих решения о модернизации, учет производственных факторов в обновлении технологического оборудования |
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ |
Технологическая
модернизация и качество промышленных активов
Данный отчет фиксирует результаты Рабочего совещания 28 октября 2009г. (см. Повестку и Протокол) и предварительные выводы о деятельности Центра в мае-ноябре 2009г. в соответствие с его Программными положениями(1) (смотри Приложение, Программные положения). Соответственно, оценке и коррекции подлежат Тематические планы управляющих проектами Центра(2) (смотри Приложение, Тематические планы). Исходя из этого, в отчете предполагается выделить проблемные области (организационно проблемные) в работах Центра по моделированию и опытному конструированию механизмов технологической модернизации. Следующим шагом предполагается наметить по отношению к этим областям способы разрешения задач, составляющих выделяемые области. И, в конечном итоге, сориентировать управляющих промышленными активами и субъектов региональной промышленной политики на ресурсы Центра в промышленно-политических и инжиниринговых задачах повышения организационно-технологического качества промышленных активов. |
Безусловно, что задаваемые и контролируемые индексы
промышленного производства - как внешняя нормативная оценка самоуправления
территории - отражают исключительно качество промышленных активов
(в т.ч. качество управления ими). Качество активов сегодня определяется
на фоне обострения конкуренции за основные ресурсы производства и, что
не менее важно, в обстоятельствах смены курса с "экстенсивного" роста
на "интенсивное" развитие (что, собственно и составляет смысл технологической
модернизации). Т.н. экстенсивный рост уже приводит только к катастрофическому
дисбалансу внутренних ресурсов территории (в лучшем случае), а по отдельным
направлениям роста к истощению и внешних, невозможному к восполнению
("стандартный" вариант)(3).
Таким образом, управление качеством промышленных активов - а это, как было отмечено, первое условие технологической модернизации - не имеет алгоритма испытанных решений и гарантированных результатов. Следовательно, включение промышленных активов в работу на позитивные сдвиги в хозяйственно-экономическом положении дел Ульяновской области необходимо рассматривать как работу проблемную - не имеющую готовых решений и, что существеннее, специалистов-решателей. |
К модельным представлениям
объектов и процессов в аналитике и управлении: картины, карты и план-карты Региональный учебно-технический центр исходит из той точки зрения, что главный дефицит в управлении качеством промышленных активов (и промышленно-технологических потенциалов) региона в целом и отдельных промышленных предприятий заключен в следующий факт. Его можно (и следует) обозначить через понятие "карта". При этом "карта" производна от понятия "картина" - вполне целостного и всеобъемлющего (в определенной функции) изображения процессов, подлежащих рассмотрению и управлению (организационному отношению). Соответственно, только на "карте", построенной на основе "картины", могут приниматься организационные решения по управлению качеством промышленных активов. Сами же решения оформляются в виде "план-карт" работ. Игнорирование высказанных банальностей неизбежно приводит к работе "вслепую". Ниже приведена схема, включающая в себя основные конструктивные элементы "картины", "карты" и "план-карты". Отчет будет опираться на них, как на комплекс взаимосвязанных понятий и средств управления, в данном случае, управления процессами технологической модернизации. |
Цифрами на схеме обозначены: 1 - территория "жизни" промышленных и других активов, 2 - субъекты территории и управляющие ее активами, согласовывающие (взаимное) усиление активов, 3 - комплекс мер и мероприятий, направленный на изменение положения дел с территориальными активами (объединяется понятием "организационные технологии"), 4.1, 4.2 - "экраны" для подготовки и принятия решений (об учете, оценке, изменении, вводе-выводе активов…). |
МЕТОДИКА. КАРТИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ |
РАМКИ КАРТИНЫ И ЕЕ СЮЖЕТЫ
Первым атрибутом управленческой (как и любой) картины служат ее "рамки", но никак не "сюжет". Вне рамок сюжет с неизбежностью "плывет" в сознании управленца (как и любого субъекта и индивида). Тематические планы управляющих проектами РУТЦ и пилотные проекты Центра в первую очередь служат определению рамок "картины" технологической модернизации, а в языке управления - служат целям и задачам определения места и функций территории в процессах модернизации, связанных: - с глобальным (международным) разделением труда и со стандартизированием деятельности, в данном случае, производственной деятельности (в индустриально-промышленной и неиндустриальной, например, в промышленно-сетевой или предпринимательской формах), - с макрорегиональным рынком, влияющим на специализацию территориальных активов в каркасах промышленно-технологического переустройства страны, - с "местным" (региональным) рынком внутреннего распределения активов и их обмена. Ниже даны понятийные определения фрагментам схемы, из которых будут набираться изображения самой картины, а далее карт и план-карт. Нумерация следующих разделов соответствует нумерации фрагментов схемы-1. |
ПОНЯТИЙНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Территория Помимо рамок, определяющих территорию, приходится до поры до времени считаться с принципами ее "устройства". А это значит: не пренебрегать административным, экономическим, национальным (этническим), конфессиональным, историческим, культурным, географическим, климатическим… и другим существенным "содержанием". Территория как целое не может быть сведена без ущерба для понимания к той или иной, или даже к нескольким избранным характеристикам(4). Действительно, примат "экономического" содержания выводит из обращения капиталы и активы в форме "этнической", "конфессиональной", "культурно-исторической" и других формах(5). При этом отмеченные и неотмеченные содержательные аспекты территории имеют место быть далеко не в силу природных (естественных, закономерных) условий. Они существуют фактически (эмпирически) только и только благодаря наличию на территории деятельных позиций и позиционеров - держателей ее активов того или иного типа (держателей и в плане внимания, и в плане организационном). Другими словами, содержательные аспекты территории (а за ними и ее активы) не закономерны, а про-из-вольны, т.е. вызываются к экономической и другой жизни территории волей ее позиционеров. Соответственно, для со-держания (совместного держания) разнотипных активов требуется специфическая диспозиция держателей активов. Здесь я перехожу к следующему фрагменту схемы. |
2. Субъекты или рабочие
и практические знания деятельности Административно-политические, властные, хозяйственные, исторические… Опять перечень, но и в данном случае он необходим логически и по смыслу(6). Обоснованием этому служит т.н. эпистемологический фактор. Если мы отдаем себе отчет в том, что общие знания(7) (полученные в обобщениях и помещенные в книги) не могут быть применены в конкретной ситуации принятия решения и организационного действия, то должны принять как "неприятный" факт то обстоятельство, что рабочие знания есть только и только производное актов субъективации. Следовательно, к территории и ее активам недопустимо применение общего, например экономического, знания, если территория не располагает соответствующим, экономическим, субъектом(8). Рабочие знания должны быть произведены субъектом, произведены в акте субъективации, как бы пропускания содержания (проблем и задач) территории через себя, свои цели, намерения, планы, ценностные симпатии и антипатии. Общие знания ему потребуются для установления организационных контактов с другими субъектами. По достижении и установлению контакта общие знания должны быть отброшены как ненужный балласт. |
Здесь становится достаточно очевидным, что знания для
работы с территорией и ее активами могут быть только комплексными, синтетическими,
конфигуративными, т.е. скомплексированными и сконфигурированными в результате
диспозиционной субъективации. И если таковая имела место
быть, то знания в ходе работ распределяются по отдельным позициям-субъектам(9).
В современном менеджменте и девелопменте это обстоятельство получило
название управления знаниями.
Что еще важно для этого фрагмента картины? Субъект, чтобы быть ему таковым, занимает по отношению к территории и пертурбациям ее активов "внешнюю" (рефлексивную и организационную) позицию(10). В противном случае он, в соответствие со схемой понятия "субъект-объект", становится объектной, т.е. пассивной, частью территории. И тогда сам (в придачу со своими активами) подлежит управлению(11). Итак, в понятийной действительности работ следует функционально уравнять субъекта и знание. Если нам требуется рабочее знание, то следует обратиться к его носителю - субъекту. Если требуется субъект, то следует решить вопрос о том, какое рабочее знание необходимо. Безличные статистика и наука, как наиболее яркие представители общих знаний, рабочего знания не предоставят. Более того, данным инстанциям возбраняется сама субъективация, т.е. занятие определенной деятельной позиции - ведь они должны служить как бы всем(12). |
Подытоживая этот фрагмент картины, отмечу, что рабочее
(практическое) знание, тем самым, есть производная воли, про-из-воление
- хозяйственное, политическое, экономическое… Но это произволение, безусловно,
"упаковано" в логику технических правил и практико-методических предписаний,
что и есть первые для деятельности практические знания - знания, отвечающие
на вопрос "как?", а не "что?".
3. Организационные технологии Под таковыми подразумевается комплекс мер и мероприятий, направленный на изменение некоторого существующего положения дел. Комплекс называется технологией постольку, поскольку насквозь нормативен. Можно сказать, что он весь без остатка составлен нормами деятельности, а таковые выделяются из технического анализа проблематики решения задач деятельности и реализации деятельностных установок. Нормы могут выделяться и как описание механизмов и средств отдельных успешных действий. Это т.н. эмпирические нормы, но они имеют локальное значение. Ясно, что мероприятия технологической модернизации "вещи" далеко не локальные, хотя при наличии план-карты работ могут стать таковыми. В этом случае можно обращаться и к эмпирическим нормам. Главное тогда - быть уверенным, что локальные ситуации в "своих" планируемых мероприятиях технологической модернизации по большому счету сродни ситуациям, имевшихся в "чужих" планах. Что входит в комплекс оргтехнологий? Это непосредственное, как бы силовое, воздействие на "объект" и прямое регулирование, это регламенты и распорядки руководства и администрирования, это и все более "тонкие" меры вроде координирования и соорганизации, политики и стратегирования… |
Определенные типы технического отношения
к "объекту" и их комбинации напрямую соотнесены с рабочими знаниями об
объекте и его "поведении". Здесь уместно еще замечание к понятию рабочего
знания. Оно всегда актуально, т.е. способом существования рабочего знания
является не хранение, а актуализация (неустранимое проявление) в ходе
позиционной субъективации. Будучи отработано, а другими словами, потеряв
актуальность, знание, до того рабочее, может быть переведено в форму кейса
- знака и доказательства имевшейся субъективации и актуализации. 4. Аналитика задач и оформление решений Картина, а также карта и план-карта не будут полны без изображения механизмов подготовки и принятия решений. Можно сказать, что это самое тонкое и "темное" место в практике управления, взятой со стороны подготовки и принятия решений. В соответствие двум функциям механизма - подготовки и принятия - должны быть поставлены и два устройства. В понятийной действительности - это "экраны", как бы раскрывающие глаза управленца на положение дел, с одной стороны, и на перспективы их изменения, с другой(13). Эти два механизма являются центральными "сюжетами" картины, выступают главными "персонажами" в картах и служат единственными "действующими лицами" в план-картах. Во всех случаях на экранах должны присутствовать схемы, изображающие "объекты" управления и само управление ими, а также подспорье схем в виде таблиц, графиков (план-графиков, сетевых графиков), диаграммы отображения "динамики" и прочие формы наглядного отображения положения дел(14). |
АНАЛИТИКА. КАРТИРОВАНИЕ И КАРТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ |
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАРТИНЫ В РАЗРАБОТКАХ
ЦЕНТРА
Выше намечена общая картина технологической модернизации. Конечно, она еще не полна и будет требовать своего дополнения и уточнения. Но в то же время она, в соответствии с принципом рабочего знания, определенным образом соединяет наши представления о должном и возможном и потому на данный момент служит достоверным изображением технологизации. Чтобы "оживить" (операционализировать) картину, в нее следует ввести цели, задачи и результаты разработок Центра. Территория Территория рассматривается Центром во взаимосвязи промышленного и профобразовательного содержания. Все прочие аспекты находятся вне территории - внимания и ведения - Центра. Это есть принципиальная и честная позиция: Центр знает необходимость данной взаимосвязи, может ее анализировать и организовывать и, следовательно, нести ответственность за положение дел на "своей" территории. Любое безответственное отношение к положению дел территории (по умыслу или по простоте наивной) территорию разрушает(15). Внимание Центра к положению дел "своей" территории акцентировано и мотивировано процессом технологизации, "сшивающем", "насаживающем" на себя как на шампур промышленное и профобразовательное содержание, или активы, территории. Центр не заблуждается в учете и оценке активов: активы лишь постольку активы, поскольку ре-активны, т.е. вступают в реакцию, взаимодействие. И если активы вполне разнотипны, реакция будет "бурной", экзотермичной. Понятно, что идентичные активы не взаимодействуют(16). |
Технологическая модернизация
Технологическая модернизация аналитически и организационно берется в своем системном виде, а практическим выражением системности служит технологический трансфер. При всей сложности данного понятия, в практическом действии следует неукоснительно следовать простому смыслу трансфера - смыслу перемещения. Самое беспроблемное перемещение - это канализирование, т.е., организационно- и инженерно-техническое исключение границ и ограничений на перемещение. Лучший пример здесь - самотечная канализация. Самое проблемное перемещение имеется в случае преодоления множества разнородных границ (между различными средами, укладами, системами…). При этом следует отличать трансфер от транспортировки. Первому не обязательно сообщать физическое движение, соответственно, логистика трансфера и логистика транспортировки не имеют ничего общего. Наглядный пример. Гастарбайтер есть всегда явление технологического трансфера, в котором "технология" покоится, а физически перемещается "труд". При этом технология(17) проходит через различные среды (культурные, языковые), уклады (хозяйственные, этические), системы (знаний, верований). Логистика трансфера (для нужд аналитики и организационного действия) в целях учета всех этих ситуативных моментов проектируется Центром в идее учебно-производственной ситуации (см.здесь веб-ресурс Центра - http://rytc.ru/rutc_projects_project-works_2009-01-07_educ-tech-center_concept.htm - концепция регионального учебно-технического центра "BOSCH - Ульяновск"). |
Учебно-производственная ситуация |
И первое, и второе для страны дело новое и незнакомое,
но необходимое. Поэтому пилотные проекты Центра по своим целям и задачам
являются инфраструктурными и институциональными. Решающими результатами
пилотных проектов Центром видятся приобретение их участниками организационных
компетенций по становлению современных инфраструктур и институтов. Другие
практические результаты (в привычной продуктной форме) должны появляться
по сопричастности с культивированием компетенций и передачей специальных
квалификаций.
Субъекты Субъекты промполитики и технологизации в картине, "рисуемой" Центром, определяются функционально, а не по номиналу, например, по номинациям списка регионального Закона о промышленной политике (при этом данные номинации Центром не усомневаются). Центром создана "площадка", работа на которой как бы автоматически отливается в функции субъекта промышленной политики и технологической модернизации со всеми вытекающими отсюда следствиями(19). Площадка регламентируется как коммуникативная, т.е. обеспечивающая взаимное позиционирование участников работ в проблематике: - промышленной политики как таковой, - технологической модернизации как задачи промполитики, - инжиниринга(20) как средства решения задач технологизации. |
Коммуникативная площадка - не значит только разговорная,
но и - переговорная и договорная по согласованию целей и позиций, представляющих
движущие силы и факторы технологической модернизации. Подобных сил и
факторов, откровенно говоря, не так уж и много, поэтому их согласованное
действие (в мысли и в поступке) является крайне важным. В коммуникативный
формат площадки Центра как не менее важный момент включены многосторонние
консультации. В их ходе выявляется то, что не попало в поле зрения Центра
в силу его ограниченных на данный момент возможностей.
Возвращаясь к предыдущему разделу - учебно-производственной ситуации - дополню ее "механику" взаимообмена ресурсами. Операторами взаимообмена могут быть только субъекты, т.е. носители знания о ресурсах и дефицитах различных "территорий" деятельности, в данном случае, промышленной и образовательной. Субъективация положения дел на той и другой территориях служит единственно верным решением в оценке их ресурсов и дефицитов. Только на основе данной оценки промышленность в лице того или иного экономического субъекта (акта экономической субъективации) можно покрыть основной дефицит профподготовки. Этот дефицит - понимание задач, точнее, непонимание задач, стоящих перед производством. А такие задачи только и составляют основу учебной работы с компетенциями и квалификациями будущих работников. |
Напомню, что речь не идет о "старых" институтах (учреждениях) профподготовки, для которых подобный ресурс разрушителен, если они будут всерьез к нему относиться. А если, что неизбежно, будут относиться в соответствие с укоренившимися традициями, то и принимать подобные институты в расчет не следует(21). Соответственно, в результате ресурсно-квалификационной субъективации положения дел с дефицитами образования и промышленности возможно предоставление производству его первейших ресурсов - производственных решений. Следует понимать, что решения не будут в форме нормативных предписаний, это было бы глупо, а будут в форме производственных квалификаций и компетенций, крепленных на выпускников производственной подготовки. И это должны быть осмысленно содержательные компетенции и квалификации. Их осмысленность и содержательность зависят от того, насколько и как восприняты субъектами профподготовки задачи производства. Разумеется, все это справедливо при взаимном учете порядка сложности задач и решений одной стороны, выступающих в функции покрытия дефицита другой, что предъявляет вполне определенные требования к форме и содержанию учебно-производственных ситуаций. |
СХЕМА-ПРИНЦИП КАРТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ
Операциональная картина модернизации Все, что предшествовало данному пункту, следует отнести к форме и содержанию картины. Можно сказать, что на конец ноября, начало декабря 2009г. другой панорамы технологической модернизации в регионе нет. Представляется, что полнота картины уже вполне достаточна для того, чтобы перейти к следующему шагу - строительству карт. Следующая схема (см. схему-2) и выступит в функции картины (с учетом всего предшествовавшего текста как комментария к ней). Действительно, на ней для Регионального учебно-технического центра собраны все основные рамки и сюжеты технологической модернизации: - позиции и диспозиция субъектов технологической модернизации (вверху схемы), - область технологической модернизации (внизу схемы), - положения дел с модернизацией в отдельных элементах промышленного и профобразовательного комплексов, а также с ресурсным обеспечением их модернизации (внизу справа), - пилотные проекты РУТЦ, направленные на организационное моделирование практических ситуаций и кейсов технологической модернизации во фрагментах и элементах отмеченных комплексов (внизу слева), - аналитика материала в целях производства знания для управления технологической модернизацией (стрелка вверх), |
- взаимодействие с лицами, принимающими
решения для области технологической модернизации: с держателями промышленных
активов, с региональной администрацией, инженерным корпусом и т.д. (две
горизонтальные стрелки вверху), - реализация решений в стратегически ключевых "точках" модернизационного развития региона (стрелка вниз). Итак, на схеме изображены диспозиция субъектов модернизации,
частью которой является Центр, а также территория деятельности Центра
и его работ.
Схема служит Центру экраном-картиной в оценке ситуации, где
и в чем он может опереться на другую сторону, принимающую
решения, а где и как должен сам выступать
таковой стороной. Таким образом, данная картина работает "проявителем"
субъектности в сфере технологической модернизации. За дополнительным пояснением
схемы следует обратиться к предыдущему отчету (раздел "Пилотный проект
"Производственные факторы технологической модернизации", задачи картирования
технологической модернизации). Схема-2, отличаясь рисунком от схемы-1,
тем не менее, строго с ней соотносится. |
Определение состава карт
Как было отмечено выше, карты строятся на основе картины. Образно говоря, карта получается за счет как бы накладывания картины на территорию или на местность, а в случае "неизведанной" местности - на ландшафт. При этом карты никогда не могут быть построены в игнорировании и вне учета последующих план-карт работ(22). Схематизировано это выглядит следующим образом (см. схему-3). На первом шаге картина как бы отпечатывается на территории/ландшафте. Или лучше сказать: картина "вырезает" в местности или ландшафте вещи-знания, объекты деятельности(23). В результате получается заготовка для карты. Заготовка содержит в себе то, что нужно видеть. |
|
На втором шаге будущая карта-заготовка
получает со стороны намечаемых план-карт (проектов и планов деятельности)
окончательную определенность. Это: - масштаб, как задаваемая степень различительности, - картированные объекты, как спецификация и номенклатура учетных единиц, - пояснения и примечания, как дополнительные обстоятельства предстоящей деятельности. Теперь карта должна показывать нам, как нужно видеть. (...) |
|
|