главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Гуманитарный факультет/ проект Ульяновский технический университет/ лаборатория "Методология в высшей школе"(1) |
образовательные проекты и разработки | ||
гуманитарные практики и технологии | ||
инженерия образования | ||
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по НИР _______________Сергеев В.А. "____"__________________1992 |
техническое
задание на систему исследований и разработок в теме "Гуманитаризация технического образования", проводимых в ориентации на высшие формы технической подготовки и элементы инженерного образования |
требования к гуманитарным исследованиям и разработкам |
Следует различать гуманитарные исследования
в деятельностных и социальных системах от гуманитарных исследований в
системах общественных наук. Первые основываются на методологическом и
социально-инженерном подходах, второе - на тематизации теоретических объектных
областей. По названию и те, и другие могут совпадать. Несовпадение фиксируется
в типах объектов. Методологический и социально-инженерный подходы выделяют
объекты оперирования, в то время как в теоретико-научном
подходе строятся по преимуществу модели для замещения реальных объектов.
Следовательно, только первые составляют практики оргуправленческого типа
для задач организации и развития деятельности. 1.1. Формулирование Технического задания и Рабочей программы, а также способы их реализаций в гуманитарных исследованиях первого рода - методологических и социально-инженерных - представляют собой осуществляющуюся их гуманитарную функцию, характер осуществления которой следует различать с гуманитарными функциями общественных наук. |
Так, с точки зрения СМД-методологии оппозиция
"гуманитарное -техническое" не является рабочей, поскольку техника
есть ничто иное, как искусство, искусственные объекты и устройства, искусность.
Может ли подлежать гуманитаризации техника фуэте? Противостоит ли ей что-либо
гуманитарное? Искусность может предваряться и в технических устройствах (в широком смысле этого слова), но и в этом случае "технику" следует различать со "средствами", "орудиями", "технологиями" и т.д.(2) Мы видим в научно-обществоведческой оппозиции "гуманитарное-техническое" на самом деле противопоставление "гуманитарного" и "иррационального", имеющего лишь косвенное отношение к теории и философии техники и, соответственно, к инженерному образованию. Рабочей, конструктивной оппозицией с точки зрения методологии и социальной инженерии являются различенные "техника" и "рациональность" в их взаимоотражениях. 1.2. Данное Техническое задание, а также "Исследовательские, проектные и организационные разработки в развитии высшей инженерной подготовки в УльПИ", формулируются в ориентации на идеи и нормы Университета (Технического университета). |
Лаборатория "Методология в высшей
школе" располагает рабочими концепциями региональной системы образования
с университетским инженерным центром, разработанными для конкретного заказчика,
на которые она и опирается в формулировании Технического задания. Техническое
задание "Исследовательские, проектные и организационные разработки..."
объемлет Техническое задание на систему исследований и разработок "Гуманитарный
факультет" и нацелено на будущее УльПИ - идею Инженерного университета,
являясь интеллектуальным ресурсом и средством в реализации первых шагов
программирования Инженерного университета. 1.3. Форма данного Технического задания является инженерной, т.е. гуманитарной с т.зр. методологического подхода и представляет собой схему-чертеж с двойной функцией: - в функции схемы-организации оргуправленческого мышления по поводу места и назначения "гуманитарного факультета" в системе подготовки инженеров и техников и - в функции схемы-устройства УльПИ как "машины" по производству необходимых типов продуктов, оснащенной гуманитарными исследованиями и разработками методологического и социально-инженерного рода. |
Схема-чертеж,
взятая в той и другой функции развертывается в несколько планов: - в план инженерного образования (не путать с технической подготовкой), поскольку используемые в настоящем исследовании мыслительные принципы и средства организации мыслительной работы относятся непосредственно к содержанию образования и обучения инженера, |
- в план
народно-хозяйственных практик УльПИ как инженерного и технического высшего
учебного заведения (практик существующих и проектируемых), - в план ресурсов и исходных материалов УльПИ как "машины", - в план "продуктов" УльПИ, аналогией которых могут являться продукты и результаты деятельности известных инженерных центров и технопарков в составе технических университетов, - и так далее (смотри схему 1) |
1.4. Работы, следущие логике развертывания данной схемы, выполняются в том или ином объеме в зависимости от средств и обстоятельств, которыми будет располагать исполнитель по договоренности с заказчиком: объема финансирования, уровня и возможностей организации, компетентности соисполнителей... |
наименование разработки и область употребления предполагаемых результатов |
2.1. Наименование - система исследований и разработок "Гуманитарный факультет". | 2.1. Областью употребления предполагаемых результатов является поле деятельности Гуманитарного факультета и его исследовательских функции и служб. |
система исследований и разработок по теме "гуманитарный факультет" (схема) |
|
цели и исходные данные для проведения разработок |
3.1. Целью исследований и разработок "Гуманитарный
факультет" является комплекс мероприятии, закладывающий в действующий
вуз гуманитарные основания программ развития высшей подготовки инженеров
и инженерного образования. С этой целью разрабатывается система гуманитарных исследований и разработок в развивающемся техническом вузе, охватывающая: - инженерно-педагогическое производство, представленное как инженерными, так и методическими (учебно-методическими) работами, - технологии обучения инженеров, базирующиеся на пропедевтических, дидактических и профессионаньно-деятелъностных приемах и методах, |
- область
ресурсов ВУЗа (человеческих и мыслительных), - область инженерных работ, составленную существующими и проектируемыми практиками инженерии в народном хозяйстве (см. схему 1). 3.2. Основной практический выход подобной целевой установки завязан на "продукт" деятельности ВУЗа, в том числе "модель специалиста". Отметим, что "совокупным продуктом" деятельности технического вуза является продукт, схема которого представлена на схеме 1 - это есть знание ВУЗа о себе как о машине. Мы сознательно вводим здесь инженерную терминологию, полагая, что она адекватна и функциональна поставленной задаче. |
Методологическое знание об устройстве
и организации ВУЗа-как-машины есть исходные данные для проведения исследований
и разработок. Другими словами, обеспечение (способствование обеспечению) соответствия инженерно-технического содержания вуза и его инженерно-технологической формы (организации) есть гуманитарная функция, которую должен взять на себя Гуманитарный факультет в своих проектируемых службах и назначениях. В этом смысле исходными данными для проведения исследований и разработок является понимание существующих затруднений как рассогласование отмеченного необходимого соответствия(3). |
характер и функциональное назначение результатов исследований и разработок |
4.1. Гуманитарный факультет в лице методологической
службы берет на себя задачу систематизации необходимого для развития
УльПИ многообразия исследований и разработок, которые в проектном
залоге должны составить комплекс новых - инженерно-гуманитарных - учебных
предметов (смотри состав исследований и разработок на схеме
1).
Гуманитарный характер поставленной задачи следует из приема "рефлексивного оборачивания": вуз-как-машина должен стать функциональным аналогом производства для обучающихся инженеров с той лишь разницей, что в данном случае производственным процессом полагается технологизированное обучение,
в котором находят свое место все основные моменты инженерной деятельности,
взятые со стороны "гуманитарного": оргуправление, соорганизация
деятельности и знаний, исследование норм собственной деятельности и
пр.
|
4.2. Характер уже ближайших результатов
должен отвечать идее университета, дабы не создавать дополнительных
затруднений в ее реализации. С методологической точки зрения выдерживание
данного характера есть следование принципу универсумальности,
органичному культурно-исторической роли инженерии(4). Отметим некоторые важные характеристики предполагаемых результатов, объединяемых представлением о продукте инженерного ВУЗа (института или университета), считывая их со следующей схемы (см.схему-2). "Единица" продукта бинарна, содержа в себе два компонента - программы определенного типа и их материал-носитель. Сегодня это элементарное требованию к "единице образовывания" высшего технического учебного заведения. |
Первый компонент захватывает и несет на
себе работы программного характера - постановку проблем, прогнозирование
их последствий, проектирования как снятия проблемной ситуации. Второй
компонент - работы по изысканию материала-носителя, организации необходимых
структур, способных удержать материал-носитель в органиаованностях заданного
типа, мониторинг шагов по реализации инженерных программ и необходимой
коррекции технологий обучения. Сразу отметим тип материала - это связки
типа "выпускник" - "инженер-педагог" - "инженер-предприниматель",
а также связки, не дотягивающие до данного типа(5). Типы продуктов задаются "замыканием" работ по программированию на виды инженерных практик с фиксацией оснований, составляемых организованностями материала-носителя. |
|
Предварительный перечень инженерных практик
включает: - производственную практику в виде организации производства, инжиниринга и подготовки производства, конструкторских и технических работ в производстве, управления и руководства в производстве и т.д. |
- педагогику
в виде инженерной педагогики и антропотехники, образования инженеров и
т.д. - исследования и разработки "на рынке" в виде исследования и разработок на "рынке квалификаций", исследования и разработки на "рынке товаров и услуг", на "рынке ресурсов", "ценных бумаг" и пр. |
- исследования и разработки в науке и технике - данный пункт является промышленно-коммерческой тайной. |
этапы исследований и разработок |
СОГЛАСОВАНО: Декан Гуманитарного факультета _______________к.ф.н. М.П.Волков "5" июня 1992 |
5.1. Последовательность этапов исследований и разработок следует логике развертывания приведенный схемы 1 в соответствии с нанесенной на нее нумерацией. Членение на этапы предполагает помимо содержательных оснований и "мероприятийный" план, который в свою очередь должен учитывать вязкость и инертность организационной действительности такой хрупкой системы, как УльПИ. | 5.2. Начало полного комплекса исследований
- 01.06.1992, окончание - 31.05.1994 Этапы 01.06.1992 - 31.05.1993: - этап I - разработка плана мероприятий и организация рабочих групп для его реализации: 01.06.1992 - 31.09.1992 |
-
этап II - разработка рабочих программ исследовательских групп и работа
по программам "Гуманитарный факультет": 01.10.19992 - 31.12.1992
- этап III - складывание и исследование прообразов действующих организационных форм Гуманитарного факультета УльПИ: 01.01.1993 - 31.05.1993 |
способ реализации Технического задания |
6.1. Ориентируясь на смысл предполагаемых
исследований и разработок, таковым является гуманитарный способ,
а именно: - постоянно действующий проблемный методологический семинар, являющийся средством порождения и развертывания рабочего содержания для исследований и разработок гуманитарного типа, |
- социальный
эксперимент и экспериментальная площадка, условия и требований к ним, - оргуправленческое отношение к исследованиям и разработкам и ограничение отношения руководства для избежания фиктивно-демонстрационного осуществления работ, присущего социо-производственной системе, как вырожденному типу социокультурных систем. |
|
|
|