главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Гуманитарный факультет/ проект
Ульяновский технический университет/ лаборатория "Методология в высшей школе"
(1)
   
  образовательные проекты и разработки  
  гуманитарные практики и технологии  
  инженерия образования  
     
 
вернуться в разделш образовательные проекты и разработки  
содержание разделаш развернутое техническое задание на исследование и разработки "гуманитарный факультет"  
  требования к гуманитарным исследованиям и разработкам  
  наименование разработки и область употребления предполагаемых результатов  
  система исследований и разработок по теме "гуманитарный факультет"  
  цели и исходные данные для проведения разработок  
  характер и функциональное назначение результатов исследований и разработок  
  этапы исследований и разработок  
  способ реализации технического задания  
     
     
    УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по НИР
_______________Сергеев В.А.
"____"__________________1992
  техническое задание
на систему исследований и разработок в теме "Гуманитаризация технического образования", проводимых в ориентации на высшие формы технической подготовки и элементы инженерного образования
 
  требования к гуманитарным исследованиям и разработкам  
Следует различать гуманитарные исследования в деятельностных и социальных системах от гуманитарных исследований в системах общественных наук. Первые основываются на методологическом и социально-инженерном подходах, второе - на тематизации теоретических объектных областей. По названию и те, и другие могут совпадать. Несовпадение фиксируется в типах объектов. Методологический и социально-инженерный подходы выделяют объекты оперирования, в то время как в теоретико-научном подходе строятся по преимуществу модели для замещения реальных объектов. Следовательно, только первые составляют практики оргуправленческого типа для задач организации и развития деятельности.
1.1. Формулирование Технического задания и Рабочей программы, а также способы их реализаций в гуманитарных исследованиях первого рода - методологических и социально-инженерных - представляют собой осуществляющуюся их гуманитарную функцию, характер осуществления которой следует различать с гуманитарными функциями общественных наук.
Так, с точки зрения СМД-методологии оппозиция "гуманитарное -техническое" не является рабочей, поскольку техника есть ничто иное, как искусство, искусственные объекты и устройства, искусность. Может ли подлежать гуманитаризации техника фуэте? Противостоит ли ей что-либо гуманитарное?
Искусность может предваряться и в технических устройствах (в широком смысле этого слова), но и в этом случае "технику" следует различать со "средствами", "орудиями", "технологиями" и т.д.(2)
Мы видим в научно-обществоведческой оппозиции "гуманитарное-техническое" на самом деле противопоставление "гуманитарного" и "иррационального", имеющего лишь косвенное отношение к теории и философии техники и, соответственно, к инженерному образованию. Рабочей, конструктивной оппозицией с точки зрения методологии и социальной инженерии являются различенные "техника" и "рациональность" в их взаимоотражениях.
1.2. Данное Техническое задание, а также "Исследовательские, проектные и организационные разработки в развитии высшей инженерной подготовки в УльПИ", формулируются в ориентации на идеи и нормы Университета (Технического университета).
Лаборатория "Методология в высшей школе" располагает рабочими концепциями региональной системы образования с университетским инженерным центром, разработанными для конкретного заказчика, на которые она и опирается в формулировании Технического задания. Техническое задание "Исследовательские, проектные и организационные разработки..." объемлет Техническое задание на систему исследований и разработок "Гуманитарный факультет" и нацелено на будущее УльПИ - идею Инженерного университета, являясь интеллектуальным ресурсом и средством в реализации первых шагов программирования Инженерного университета.
1.3. Форма данного Технического задания является инженерной, т.е. гуманитарной с т.зр. методологического подхода и представляет собой схему-чертеж с двойной функцией:
- в функции схемы-организации оргуправленческого мышления по поводу места и назначения "гуманитарного факультета" в системе подготовки инженеров и техников и
- в функции схемы-устройства УльПИ как "машины" по производству необходимых типов продуктов, оснащенной гуманитарными исследованиями и разработками методологического и социально-инженерного рода.
Схема-чертеж, взятая в той и другой функции развертывается в несколько планов:
- в план инженерного образования (не путать с технической подготовкой), поскольку используемые в настоящем исследовании мыслительные принципы и средства организации мыслительной работы относятся непосредственно к содержанию образования и обучения инженера,
- в план народно-хозяйственных практик УльПИ как инженерного и технического высшего учебного заведения (практик существующих и проектируемых),
- в план ресурсов и исходных материалов УльПИ как "машины",
- в план "продуктов" УльПИ, аналогией которых могут являться продукты и результаты деятельности известных инженерных центров и технопарков в составе технических университетов,
- и так далее (смотри схему 1)
1.4. Работы, следущие логике развертывания данной схемы, выполняются в том или ином объеме в зависимости от средств и обстоятельств, которыми будет располагать исполнитель по договоренности с заказчиком: объема финансирования, уровня и возможностей организации, компетентности соисполнителей...
вверх вверх вверх вверх
  наименование разработки и область употребления предполагаемых результатов  
2.1. Наименование - система исследований и разработок "Гуманитарный факультет". 2.1. Областью употребления предполагаемых результатов является поле деятельности Гуманитарного факультета и его исследовательских функции и служб.  
вверх вверх вверх вверх
  система исследований и разработок по теме "гуманитарный факультет" (схема)  
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/  гуманитарный факультет
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1992
 
вверх вверх вверх вверх
  цели и исходные данные для проведения разработок  
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/  гуманитарный факультет
3.1. Целью исследований и разработок "Гуманитарный факультет" является комплекс мероприятии, закладывающий в действующий вуз гуманитарные основания программ развития высшей подготовки инженеров и инженерного образования.
С этой целью разрабатывается система гуманитарных исследований и разработок в развивающемся техническом вузе, охватывающая:
- инженерно-педагогическое производство, представленное как инженерными, так и методическими (учебно-методическими) работами,
- технологии обучения инженеров, базирующиеся на пропедевтических, дидактических и профессионаньно-деятелъностных приемах и методах,
- область ресурсов ВУЗа (человеческих и мыслительных),
- область инженерных работ, составленную существующими и проектируемыми практиками инженерии в народном хозяйстве (см. схему 1).
3.2. Основной практический выход подобной целевой установки завязан на "продукт" деятельности ВУЗа, в том числе "модель специалиста". Отметим, что "совокупным продуктом" деятельности технического вуза является продукт, схема которого представлена на схеме 1 - это есть знание ВУЗа о себе как о машине. Мы сознательно вводим здесь инженерную терминологию, полагая, что она адекватна и функциональна поставленной задаче.
Методологическое знание об устройстве и организации ВУЗа-как-машины есть исходные данные для проведения исследований и разработок.
Другими словами, обеспечение (способствование обеспечению) соответствия инженерно-технического содержания вуза и его инженерно-технологической формы (организации) есть гуманитарная функция, которую должен взять на себя Гуманитарный факультет в своих проектируемых службах и назначениях.
В этом смысле исходными данными для проведения исследований и разработок является понимание существующих затруднений как рассогласование отмеченного необходимого соответствия(3).
вверх вверх вверх вверх
  характер и функциональное назначение результатов исследований и разработок  
4.1. Гуманитарный факультет в лице методологической службы берет на себя задачу систематизации необходимого для развития УльПИ многообразия исследований и разработок, которые в проектном залоге должны составить комплекс новых - инженерно-гуманитарных - учебных предметов (смотри состав исследований и разработок на схеме 1).
Гуманитарный характер поставленной задачи следует из приема "рефлексивного оборачивания": вуз-как-машина должен стать функциональным аналогом производства для обучающихся инженеров с той лишь разницей, что в данном случае производственным
процессом полагается технологизированное обучение, в котором находят свое место все основные моменты инженерной деятельности, взятые со стороны "гуманитарного": оргуправление, соорганизация деятельности и знаний, исследование норм собственной деятельности и пр.
4.2. Характер уже ближайших результатов должен отвечать идее университета, дабы не создавать дополнительных затруднений в ее реализации. С методологической точки зрения выдерживание данного характера есть следование принципу универсумальности, органичному культурно-исторической роли инженерии(4).
Отметим некоторые важные характеристики предполагаемых результатов, объединяемых представлением о продукте инженерного ВУЗа (института или университета), считывая их со следующей схемы (см.схему-2). "Единица" продукта бинарна, содержа в себе два компонента - программы определенного типа и их материал-носитель. Сегодня это элементарное требованию к "единице образовывания" высшего технического учебного заведения.
Первый компонент захватывает и несет на себе работы программного характера - постановку проблем, прогнозирование их последствий, проектирования как снятия проблемной ситуации. Второй компонент - работы по изысканию материала-носителя, организации необходимых структур, способных удержать материал-носитель в органиаованностях заданного типа, мониторинг шагов по реализации инженерных программ и необходимой коррекции технологий обучения. Сразу отметим тип материала - это связки типа "выпускник" - "инженер-педагог" - "инженер-предприниматель", а также связки, не дотягивающие до данного типа(5).
Типы продуктов задаются "замыканием" работ по программированию на виды инженерных практик с фиксацией оснований, составляемых организованностями материала-носителя.
 
схема 2
Пространство продуктов технического вуза
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/  гуманитарный факультет
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1992
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/  гуманитарный факультет
Предварительный перечень инженерных практик включает:
- производственную практику в виде организации производства, инжиниринга и подготовки производства, конструкторских и технических работ в производстве, управления и руководства в производстве и т.д.
- педагогику в виде инженерной педагогики и антропотехники, образования инженеров и т.д.
- исследования и разработки "на рынке" в виде исследования и разработок на "рынке квалификаций", исследования и разработки на "рынке товаров и услуг", на "рынке ресурсов", "ценных бумаг" и пр.
- исследования и разработки в науке и технике - данный пункт является промышленно-коммерческой тайной.
вверх вверх вверх вверх
  этапы исследований и разработок  
    СОГЛАСОВАНО:
Декан Гуманитарного факультета
_______________к.ф.н. М.П.Волков
"5" июня 1992
5.1. Последовательность этапов исследований и разработок следует логике развертывания приведенный схемы 1 в соответствии с нанесенной на нее нумерацией. Членение на этапы предполагает помимо содержательных оснований и "мероприятийный" план, который в свою очередь должен учитывать вязкость и инертность организационной действительности такой хрупкой системы, как УльПИ. 5.2. Начало полного комплекса исследований - 01.06.1992, окончание - 31.05.1994
Этапы 01.06.1992 - 31.05.1993:
- этап I - разработка плана мероприятий и организация рабочих групп для его реализации: 01.06.1992 - 31.09.1992
- этап II - разработка рабочих программ исследовательских групп и работа по программам "Гуманитарный факультет": 01.10.19992 - 31.12.1992
- этап III - складывание и исследование прообразов действующих организационных форм Гуманитарного факультета УльПИ: 01.01.1993 - 31.05.1993
вверх вверх вверх вверх
  способ реализации Технического задания  
6.1. Ориентируясь на смысл предполагаемых исследований и разработок, таковым является гуманитарный способ, а именно:
- постоянно действующий проблемный методологический семинар, являющийся средством порождения и развертывания рабочего содержания для исследований и разработок гуманитарного типа,
- социальный эксперимент и экспериментальная площадка, условия и требований к ним,
- оргуправленческое отношение к исследованиям и разработкам и ограничение отношения руководства для избежания фиктивно-демонстрационного осуществления работ, присущего социо-производственной системе, как вырожденному типу социокультурных систем.
 
вверх вверх вверх вверх
 

(1) - Название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(2) - Забегая вперед, т.е. в область собственно исследования, отметим различие "технического вуза" от "машиностроительного", "станкостроительноого", "строительного" и пр.  
(3) - Анализ ситуации, в которой формулируется Техническое задание, приведен в Рабочей программе "Исследовательских и проектных разработок в развитии высшей инженерной подготовки в УльПИ", а также в Од-играх, проведенных в ВУЗе.  
(4) - Мы здесь оставляем в стороне фундаментальный вопрос о разотождествлении "инженерии" и "техники", шаги к решению которого есть будущий "гуманитарный вклад" в содержание инженерного образования УльПИ. Пока же мы имеем дело с мифологизацией того и другого, подпитываемой официальными общественными науками.  
(5) - Неопределенность будущих социальных ситуаций обязывает предполагать и продукты, не содержащие привчного "выпускника". Для этого машина вуза включает в качестве рабочего принципа технологическое требование перефункционализации своих рабочих органов.
 
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, Ульяновск, июнь 1992
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апреля 2005

последнее обновление
30 ноябрь 2014
28 декабрь 2011