главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Проблемы гуманитаризации технического образования
экспериментальное научно-проблемное исследование в форме организационно-деятельностной игры
приложения
   
  образовательные проекты и разработки  
  гуманитарные практики и технологии  
  инженерия образования  
  оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
     
 
вернуться в разделш проблемы гуманитаризации технического образования  
  (0) введение  
  (1) экспериментальные педагогические работы  
  (1.1) организация экспериментальной площадки  
  (1.2) экспериментальная программа подготовки  
  (2.1) орг-деятельностная игра "гуманитаризация технического образования"  
  (2.2) инженерное образование и регион  
  (3.1-3.2) к методологической программе инженерного образования  
  (3.3-3.4) анализ оди-71 "методы и содержание подготовки инженера широкого профиля"  
  (3.5) основные результаты игры  
(4) приложения  
    (1) программа разработки принципов подготовки инженера в политехническом вузе  
    (2) к программе подготовки экспериментальной группы  
    (3) организация обучения в экспериментальной группе  
    (4) основные положения учебной программы  
    (5) планирование учебного процесса  
    (6) оди "производственная практика в вузе  
    (7) программа дальнейших исследований  
     
     
  разработка и исследование педагогических принципов подготовки инженера в структуре политехнического вуза  
  программа совместного исследования лабораторий "Методология и игротехника в высшей школе"(0) и "Перспектива"  
Цель исследования: построение методологических и социологических моделей инженерной подготовки, позволяющих вести комплексные разработки и исследования педагогической деятельности в политехнических ВУЗах.
Тематическая область исследования: проблемы педагогической деятельности в ситуации реформы и перестройки образования, в том числе высшего, являющиеся актуальными в теоретическом и практическом планах.
Средства и методы "педагогического производства инженеров" в прежнем режиме функционирования не только не обеспечивают существующих потребностей заказчика (производств и ведомств), но прежде всего не выполняют своего назначения как механизма их развития.
Как отмечается в международном журнале социалистических стран "Современная высшая школа" (№ I, I989 г., с.51), дискуссия в Гособразовании (июнь 1988г.) на тему "Стратегия образования" показала, что педагогическая наука и практика не готова к обсуждению таких вопросов.
Наше предположение о нерезультативности дискуссии в следующем. В настоящее время (и это после практически двух лет реформ) нет рабочих моделей "педагогического производства" высшей школы, на которых и с помощью которых могли бы обсуждаться, критиковаться, анализироваться и строиться средства и методы педагогической деятельности в высшей школе.
Ситуация будет являться безысходной или имитировать перестройку образования до тех пор, пока не будут построены такие модели, описывающие ее как принципиальную и в конкретных проявлениях.
Для того, чтобы понимать и конструктивно обсуждать "разрывы" в инженерной подготовке, необходимо видение ее принципиальной организации. В качестве обеспечивающей такое видение нами используется модель "педагогического производства", разработанная авторами коллективной монографии "Педагогика и логика" под руководством Г.П.Щедровицкого (схема-64). Обозначим ее как "модель А".
 
схема 64
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
 
Деятельность специалистов (позиций на схеме) образует единую сферу, в которой все составляющие связаны и зависят друг от друга:
а) - конкретный проект, выражающий цели образования, нужно сформулировать для того, чтобы построить программу обучения и воспитания ;
б) - программа нужна для того, чтобы определить число, вид и связь учебных предметов, включенных в систему образования;
в) - в зависимости от характера учебных средств строятся приемы и способы обучения, обеспечивающие передачу средств учащимся.
Таким образом, продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся для него либо средствами, либо управляющими регуляторами, либо составляющими объектов деятельности, и все это вместе образует единую систему кооперированной деятельности ("Педагогика и логика". - М., I968.- C.41).
В ситуации функционирования "педагогического производства" деятельности отдельных позиционеров в "модели А" (за исключением проектировщика целей образования) являются воспроизводством на основе ранее заданных целей, программ и методических предписаний. Ситуация реформы высшей школы не может по определению являться ситуацией функционирования, поскольку предполагает и обозначает разрывы в собственной структуре. Висшая школа, как предполагается проектом Гособразования, из режима функционирования и воспроизводства (а точнее - деградации) должна выйти в режим развития.
Сейчас нет возможности априорного назначения моделей "развивающегося педагогического производства". Для этого и предполагается настоящее исследование с его конечным результатом в виде подобных моделей и их интерпретаций в различных подсистемах ВУЗа (в управлении, обучении, воспитании, НИР и т.д.). Поэтому выбранная модель используется нами не для описания существующей ситуации, а в качестве ее "идеального" устройства, с помощью которого мы будем в состоянии осуществить анализ и исследование вузовских "реалий".
Таким образом, "модель А" служит нам для фиксации разрывов в "педагогическом производстве" ВУЗа, на основе которых мы будем формулировать собственно проблемную ситуацию, в которой в настоящее время находится инженерная подготовка. В качестве таких разрывов уже сейчас могут быть выделены:
почти каждая позиция "модели А", за исключением позиций ученика (студента) и учителя (преподавателя), является дефициентной, поскольку, и это является определяющим в данном случае, не заданы цели инженерного образования и не обозначена в своем концептуальном выражении ориентация на социокультурные и социопроизводетвенные системы общества ;
практическое отсутствие в преподавательской среде "консерваторов" и "трансляторов" содержания образования, обеспечивавших бы эти основные функции сферы, как накопления и передачи всей совокупности социального опыта;
разрушение кооперированных связей в структуре "педагогического производства", определяемое как вышеизложенным пунктом, так и сведением назначения образования к функции подготовки;
фиксации разрывов этим не исчерпываются, но их конкретизация должна осуществляться в ходе исследования самой практической ситуации.

РАБОЧИЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования и его тематическая область задают следующие рабочие задачи:
в ходе социологического исследования определить отнесенность "реальной" организации материала исследования (представленного сотрудниками и студентами ВУЗа) к его "идеальной" организации, описываемой "моделью А" ;
осуществить идентификацию "модели А" "реальной" организации "педагогического производства", т.е. определить отнесенность позиционных структур "модели А" с выделенными в ходе первой задачи организованностями, складывающимися в том числе и из действующих функциональных и позиционных структур ВУЗа (методических советов и комиссий, ученых советов, тематик заседаний кафедр, проводящихся конференций и пр.) ;
на основе идентификации "модели А" "реальной" организации "педагогического производства" ВУЗа назначить социологическую "модель Б" для схватывания онтологического содержания практической ситуации подготовки инженеров;
исходя из дефициентности позиционных структур "модели Б", провести их методологический анализ и выйти на рабочие "модели В" ВУЗа, отличные от его управленческих, функциональных, хозяйственных, социологических и т.д. схем;
используя методологические разработки лаборатории "Методология и игротехника в высшей школе" ("модель Г")(1)
и инструментарий лаборатории "Перспектива", определить в "модели В" разрывы связей социокультурного и социопроизводственного характера;
в ходе исследования осуществить морфологазацию "модели Г" в социологических терминах и структурах для преодоления (...)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Инструментальные знания о средствах и методах перестройки инженерного образования, используемые в практических ситуациях политехнического ВУЗа.
2. Проект-модель целей инженерного образования, интерпретируемых в различных социопроизводственных и социокультурных системах (реальных производствах региона, профессиональных сообществах, предметно-профессиональных учебных программах и пр.).
3. Онтологические и функциональные модели структур "педагогического производства" инженеров с методическими предписаниями по их использованию.
Объем работ предполагаемого исследования требует не менее трех лет и привлечения 4-5 человек (методолога, социолога, методиста и практикующих преподавателей).
вверх вверх вверх вверх
  к программе подготовки экспериментальной группы строительного факультета  
Данный текст является изложением нашей позиции как руководителей эксперимента по основньм вопросам его программирования и проектирования, осуществления и методико-методологического обеспечения, а также о месте и роли эксперимента в жизни ВУЗа и города. С нашей точки зрения экспериментальная группа призвана:
вести поиск новых форм образования и подготовки инженерных строительных кадров,
фиксировать и обобщать экспериментальный опыт, тем самым расширяя и внося новое содержание в учебно-методическую и научно-
исследовательскую практику строительного факультета (СФ),
осваивать выпуск специалистов, отвечающих экономическим, производственным и идеологическим изменениям в регионе,

проектировать элементы инженерного образования, нацеленного на интенсификацию и развитие сфер стройиндустрии (управление, производство, социокультура).
Исходя из заявленных целей, экспериментальная группа СФ в настоящее время ориентируется на подготовку инженерных кадров, осваивающих управленческие и проектные методы и средства деятельности (схема-65).
Актуализация данного подхода заключается как в структурных сдвигах и изменениях строительства в сторону большей интеллектуализации деятельности инженера-строителя, так и естественно сложившейся ситуацией. А именно, СФ и УлПИ в целом традиционно поставляют руководящие кадры в производственные сферы области и в ее управленческие структуры.
Не смотря на данную тенденцию, такие
составляющие инженерного образования, как "организация-руководство-управление", "проектирование-программирование-конструирование" и "техника-практика-теория" до сих пор не нашли закономерного отражения в учебном процессе. Объяснение лежит в чрезмерной регламентации обучения Минвузом и его службами в структуре УлПИ и неготовностью преподавателей факультета до настоящего времени осуществить подобную деятельность.
В настоящее время, принимая во внимание реформу высшей школы, экспериментальный статус ВУЗа, его будущие подразделения, (например лабораторию "Проблемы новых форм политехнической подготовки"), опыт нашей работы (например руководство Архитектурной школой, курсами повышения квалификации проектировщиков при Доме техники, городским методологическим семинаром и т.д.) появились основания развернуть на Факультете подготовку современных инженерных кадров для проектирования и управления строительной сферой области.
схема 65
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 66
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 67
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
В соответствии с тенденциями развития инженерной деятельности в стране и мире основными долгосрочными задачами подготовки и образования являются (схема-66):
инженер-строитель как соорганизатор различных систем деятельности (как входящих в сферу
стройиндустрии, так и не входящих в настоящее время)
инженер-строитель соорганизующий и осуществляющий в своей деятельности и профессии научную работу, технические исследования, идеацию, утопию и конструирование техники,
инженер строитель, обладающий профессиональный мировоззрением и самосознанием,
инженер-строитель, согласующий в своей профессиональной деятельности акты артефикации и натурализации, т.е. реализующий подход
более широкий, нежели экологический (за счет создания техно-природных систем, т.е., искусственно-естественных) (схема-67),
инженер-строитель, как складывающаяся новая профессиональная единица.
Для реализации поставленных целей и задач экспериментальная группа должна иметь собственный определенный статус в рамках Факультета, института, города. Экспериментальный статус группы должен включать в себя аспекты: юридический, производственный и идеологический.
К юридическому статусу группы необходимо отнести:
ее самостоятельность,
особые, оговоренные и зафиксированные отношения с руководством факультета, его методическим советом и кафедрами,
принятие решений по экспериментальной группе осуществлять только совместно с руководством института,

К производственному статусу:
вносить в учебный процесс элементы инженерного образования, в настоящее время не зафиксированные в учебных программах Минвуза,
ДУС ВУЗа и Факультета,
осуществлять необходимые в рамках эксперимента изменения в расчете часов и штатного расписания,
вести самостоятельную кадровую политику как среди преподавателей ВУЗа так и за его пределами,
К идеологическому статусу:
экспериментальная группа является подшефной группой ОК КПСС и Облисполкома, строительных управлений и трестов города,
учеба и преподавание в экспериментальной группе должны явиться предметом конкуренции среди студентов и преподавателей Факультета.
Экспериментальной формой подготовки являются поиск и нахождение границ и связей традиционного обучения и социально-значимых
процессов современности (схема-68).
Содержанием экспериментального обучения является:
выделение составляющих инженерного образования и инженерной подготовки, инженерии и техники;
освоение
методов и средств прожектирования, проектирования, конструирования и программирования;
освоение мыслительного экспериментирования, рефлексии и проблематизации; организации, руководства и управления (схема-69).
схема 68
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 66
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
В качестве средств экспериментального обучения привлекаются:
идея и практика СтройВУЗа,
лаборатория "Проблем и новых форм политехнической подготовки",
межкафедральный методологический семинар пр проблемам гуманитаризации технического образования,
городские и общесоюзные организационно-деятельностные игры,
стажировки студентов на экспериментальных строительных факультетах других городов,
практическое сотрудничество с руководством и управлением города и строииндустрии,
идея непрерывного образования "Архитектурная школа - Экспериментальная группа - КПК Дома техники",
В качестве методов обучения будут использованы:
совместное проведение практических занятий с преподавателями философии, научного коммунизма, конструкций, технологии и организации строительства и других базовых дисциплин,
комплексное межкафедральное курсовое и дипломное проектирование,
"перевернутая" учебная программа по специализации (например, дипломное проектирование на 2-3 курсах, техническая проработка разделов диплома - на 4-5 курсах),
привлечение в качестве консультантов и почасовиков руководяших работников города, и стройиндустрии,
проектирование в процессе обучения рабочих мест для выпускников группы,
складывание преподавательских коллективов, несущих полную ответственность за качество подготовки будущих инженеров.
вверх вверх вверх вверх
  организация обучения в группе ПГС-13  
Извлечения из "Методологических и методических оснований организации обучения в группе ПГС-13", 1988
"Предложение №1" связано с изменениями в учебном плане группы ПГС-13 на примере дисциплины "Начертательная геометрия, черчение и машинная графика" как наиболее наглядной. Методические основания предлагаемых изменений принципиальны и тем самым могут быть распространены и на другие учебные дисциплины.
Необходимость данных изменений определяется тем, что:

Во-первых, существующий курс "Начертательная геометрия" не встраивается в логику комплексного обучения специальности инженера-строителя, поскольку по своему месту и назначению в содержании обучения он является средством целого ряда учебных дисциплин -
архитектуры, конструкций, технологии строительного производства, строительной физики, курсрвого и дипломного проектирования.
А в предельном своем выражении он является и средством таких гуманитарных дисциплин как философия, политэкономия, история партии, история архитектуры и т.д. В том же виде, в котором курс "Начертательная геометрия" существует, он является прежде всего целью обучения, что противоречит его месту и назначению в подготовке инженера-строителя.
Во-вторых, в существующих методах преподавания начертательной геометрии отсутствует содержательный материал профессионального обучения (что справедливо только при удержании целей "нормального образования"). Более того, студент не получает навыков использования приобретаемых знаний в последующих за курсом "Начертательная геометрия" дисциплинах, что подтверждается практикой выполнения курсовых и дипломных проектов на СФ УлПИ.
Основанием для внесения изменений в график учебного процесса группы ПГС-13 служат следующие представления о базовых элементах учебного процесса.
1. Представление о "схеме деятельности", в том числе учебной. Прежде всего необходимо отметить, что отнесение обучения к категории деятельности является в настоящее время дискуссионным. Схема деятельности (схема-70) содержит два узла. В нижней части изображена "объективная" часть деятельности: исходный материал преобразования, его продукт, орудия преобразования, действия, осуществляемые
человеком (взятые вместе с орудиями они представляют процедуры деятельности). В верхней части изображена "субъективная" часть деятельности: сам индивид, цель, стоящая перед ним, интериоризованные средства и способности.
схема 70
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 71
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
В соответствие со схемой встают несколвко вопросов: преобразование какого материала осуществляется в учебной деятельности по курсу "Начертательная геометрия", цель этой деятельности, какие нужны способности и интериоризованные средства для осуществления данной деятельности, что входит в орудия преобразования материала и т.д.?
Если в качестве цели в данном случае принять
профессиональную и специальную подготовку, то материалом учебной деятельности, в т. ч. и по курсу "Начертательная геометрия", должно явиться содержание профессионально-предметных дисциплин и прежде всего различных курсовых и дипломных проектов. Другими словами, преподавание курса как профессиональной и специальной подготовки должно вестись на материале курсового проектирования с вынесением отдельных вопросов в спецкурсы на старших курсах обучения.
2. Представление об организации "научного предмета". Оно необходимо, чтобы наиболее полно зафиксировать структуру "учебного предмета". В специальных логико-методологических исследованиях [Г.П.Щедровицкий] было установлено, что во всяком научном предмете имеется по меньшей мере девять эпистемологических единиц (схема-71): проблемы, задачи, опытные факты, совокупность общих знаний (данного предмета), онтологические схемы и картины, модели, средства (языки, понятия, категории), методы и методики.
Четыре элемента всякого научного предмета - онтологические схемы и картины, средства, методы и проблемы - всегда вырабатываются за пределами научных предметов. И в этом смысле, как показал Лейбниц, каждый научный предмет является "монадой", т.е. замкнутой самой в себе единицей, ориентированной вовнутрь себя, не способной самостоятельно вырваться за собственную оболочку.
Учебный предмет можно представить себе в качестве трех составляющих: собственно научного предмета (его редукции), метода обучения данному предмету, и элементов научных исследований (в данном случае - НИРС). Схема "научного предмета" описана выше. Превращение его в "цель", введение студента в его пространство с неизбежностью ведет к жесткой и узкой специализации, к невозможности в дальнейшем выхода на междисциплинарные
связи. Схема "учебной деятельности" и ее метода будет дана ниже. Рассмотрим Функцию НИРС.
3. Представление о функции НИРС (в курсе "Начертательная геометрия"). В научно-гисследовательской работе студентов по курсу
"Начертательная геометрия" должны вырабатываться цели обучения по данному курсу, строиться "конструктор" для разработки понятий в принципе по любому содержательному курсу обучения (схема-72). Как формальная дисциплина (не в редуцированном виде) начертательная геометрия является средством междисциплинарных научных исследований.
Это справедливо в том случае, если целью НИРС будет построение "чистого" (не редуцированного) научного предмета "Начертательная геометрия". Материалом же для построения пространства такого предмета является содержание и методы топологии, семиотики, эпистемологии, математической логики, методологии и т.д.
4. Представление о "схеме обучения". Любая деятельность, находящаяся в
процессе организации, ставит, вызывает и порождает массу вопросов, в чем мы неоднократно имели возможность убедиться. Опишем схему-64 в виде последовательности следующих вопросов: педагог-методист, конструирующий новые приемы обучения, спрашивает, как это делать; преподаватель интересуется тем, как использовать эти приемы в процессе обучения; педагоги-методисты, создающие программы и отдельные учебные средства, спрашивают, как это можно сделать не путем случайных проб и ошибок, а чтобы заранее расчитывать на известный успех; и, наконец, аналогичные вопросы задает педагог, создающий проекты-модели образованных людей, соответствующих требованиям будущей социальной жизни. Каждый из них, задавая свои вопросы, вправе ожидать помощи от методологии. И это значит, что рядом с каждым из них должна вырасти обслуживающая их система методологической деятельности.
схема 72
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 74
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
Прежде чем раскрывать ее содержание, зададим также ряд вопросов: кто (или какая структура) задает на факультете проекты "образованнкх людей", кто (или какая структура) создает учебные программы, кто (какая структура) создает новые приемы обучения и т.д. Очевидно, что ориентация на центральные учебные программы не может обеспечить такого "учебного производства", продукцией которого были бы "образованные люди", соответствующие требованиям не только будущей, но и настоящей социальной жизни нашего города.
А теперь вернемся к схеме "учебной деятельности" соединив ее собственно со "схемой деятельности" (схема-70) и превратив ее тем самым в обслуживающую систему методологической деятельности. Она теперь содержит по меньшей мере три типа разных деятельностей (схема-74):
научное исследование, имеющее своей целью, продуктом "естественные" знания, в т.ч. содержание учебных дисциплин,

деятельность, дающую "исторически" сменяющиеся описания норм деятельности, в т.ч. педагогической,

собственно методическую деятельность, непосредственно вырабатывающую методические предписания.
Продукты двух, первых деятельностей становятся средствами третьей.
Понимание (или принятие) данного представления об учебной деятельности, осознание кризисной ситуации в сфере инженерного образования и строительной сфере, а также удерживание целей развития факультета, достаточно уже для того, чтобы, на наш взгляд,
реализовать как долгосрочные его программы развития, так и осуществить ближайшие шаги в этом направлении.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном и не вдаваясь сейчас в его детали, в качестве ближайшего и доступного мероприятия в построении (другими словами, в изменении существующей) программы обучения группы ПГС-13 предлагается следующее:
А. Включить в содержание учебной программы курса "Начертательная геометрия, черчение и машинная графика" содержание курсовых проектов выпускающих кафедр факультета. Распространить нововведение на обучение факультета в целом. Изменения разработать ведущим по данному курсу специалистам факультета.
Б. Обеспечить системность профессиональной и специальной подготовки также временной соорганизацией означенного курса и соответствующих учебных дисциплин факультета. Для этого:
перераспределить учебные часы курса, охватив ими 4 учебные семестра,
вынести специфические разделы на спецкурсы (на старшие курсы факультета),
экзамен для группы ПГС-13 по начертательной геометрии перенести на II учебный семестр и принять его по завершению в любой период указанного семестра,
по мере апробации предложения перенести его на факультет в целом,
разработку изменений поручить деканату, методическому совету и ведущим преподавателям учебных курсов.
В. Практические и часть теоретических занятий по курсу "Черчение и машинная графика" организовать в качестве производственного обучения. Для этого:
согласовать с руководством проектных институтов города методику обучения,
внести в расписание еженедельное (в I и II семестрах) производственное занятие по данному курсу,
закрепить студентов за проектными институтами,
зачет по данному курсу провести на производстве в качестве производственной аттестации на квалификацию техника-чертежника.
Адресованиесть этого текста к курсу "Начертательная геометрия, черчение и машинная графика" является выборочной и в настоящее время наиболее наглядной. Как уже было отмечено, важным и принципиальным в данном тексте является возможность и необходимость распространения подобного подхода практически на все учебные дисциплины, составляющие содержание подготовки инженера-строителя.


Литература:
1. Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий. // В кн.: Языковые универсалии и лингвистическая типология., М.: Наука, 1969
2. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. - М.: МГУ, 1971
3. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема, методологической организации систомно-структурных исследований и разработок. // В сб.: Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1981

4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988
5. Сборник отчетных материалов по ОДИ "Программа развития Прикамского региона". - Библиотека ФИПК при КАМАЗе, Н.Челны, 1988
вверх вверх вверх вверх
  основные положения учебной программы группы ПГС-13  
МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Схема учебного процесса построена в соответствии с системно-структурными представлениями о многоплоскостной организации знаний (схема-75). Движение по уровням, или другими словами, замещение одних теоретических (знаковых) представлений о реальности (объекте) другими составляет в
целом теоретико-практическую деятельность. Ее значимость и целесообразность обусловливается как самодостаточностью и целостностью организации того или иного "слоя" знания, так и корректностью перехода от одного "слоя" к "другому".
Интерпретация данного представления об организации теоретико-практических знаний на материале обучения (учебного процесса) может быть осуществлена следующим образом (схема-76). Каждый и любой фиксированный тип учебной ситуации или этапа обучения должен снимать в себе целостное и достаточное представление и понятие о реальности как объекте профессиональной
деятельности (в данном случае о Проектировании и Оргуправлении - ОРУ).
Процедуры перехода от одного "слоя" к "другому" в контексте обучения осуществляются как во времени (хронологически), и в этом случае обучение выступает как жизнедеятельностный процесс, так и абстрактно-пространственно, в этом случае обучение выступает как мыслительный процесс.
Содержательно каждый из слоев представлен определенным "курсовым проектом" - КП-А, КП-В, КП-С, КП-Д и т.д. Связь КП как "слоев"
теоретико-практических знаний и понятий осуществляется, как процедура перехода, сквозным курсом "Введение в обучение профессии". Каждый КП - "слой" - задается в виде проекций, т.е. специальных предметов, обеспечивая необходимые оппозиции и связи КП, как "объекта" профессиональной деятельности, и проекции как "предмета" деятельности специалиста. Сборка проекций-"предметов" в КП- "объект" достигается посредством курса "Введения" (схема-77).
Как следует из схемы-76, курс "Введение в обучение" задает профессионализм учебной деятельности и рассчитан на I и II семестры. Соответственно курс "Введение в профессию" является завершающим в процессе обучения студента и хронологически связан с дипломным проектированием.
В схеме учебного процесса (схема-76) принципиально отсутствуют "верх" и "низ", т.к. одним из существеннейших признаков профессионализма является способность профессионала обучать своей деятельности, другими словами - транслировать о ней знания и воспроизводить ее в обществе, что не входит в культурно-нормативные требования к специалисту. В этом смысле важным звеном в экспериментальном учебном процессе является
работа студентов группы ПГС-13 с учениками Ульяновской архитектурной школы (УАШ, довузовский курс архитектуры и проектирования).
схема 75
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 76
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 77
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
По отношению к факультету учебный процесс впервые строится на принципах охвата режимом проектирования и оргуправления (ОРУ) всех сторон жизни и деятельности студенческой группы (схема-78). Подобная схема организации учебного процесса, как представляется, снимает в себе теоретическое и практическое содержание проектирования и оргуправленческой деятельности. Достигается это за счет выделения в группе функциональных позиций "преподавателя", "группы" и ее "президиума". Фиксация данных позиций не жесткая, что позволяет занимать их в принципе любому участнику учебного процесса (преподавателю, студенту).
Учебный процесс в этом случае может быть описан следующими этапами- ситуациями:
проблемная лекция (семинар, лабораторная работа, экскурсия) - схема-78.1;
выпо
лнение группой задания, поставленного "преподавателем" - схема-78.2;
невыполнение группой фрагмента задания; работа с группой ее "президиума", наце
ленная на
осознание отсутствующих у группы средств для выполнения задания в "полном" объеме - схема-78.3;
работа "президиума" с "преподавателем"; формулирование "преподавателю" "заказа" на знание - схема-78.4;

снятие "преподавателем" проблемной ситуации и задавание следующей схема-78.5.

Подобная форма и организация учебного процесса, являясь способом существования, жизни группы, разрешает противоречие в известной оппозиции "теории" (т еоретической деятельности) и "практики" (практической деятельности).
Поскольку выделенные позиции жестко не зафиксированы и являются "проточными" (например, каждый студент пройдет через "президиум" как минимум дважды за весь период обучения, позицию "группы" будут занимать наряду со студентами и ученики УАШ, а "преподавателя" - слушатели курсов повышения квалификации Дизайн-центра Дома техники), то каждый участник любого учебного процесса осуществляет проектирование и оргуправление по отношению к жизни группы, ее учению и обучению (в т.ч. по отношению к деканату, факультету в целом, его элементам и функциям, кафедре, преподавателю и студенту). Более того, подобная организация учебного процесса является и экспериментальной формой "непрерывного образования" и "студенческого самоуправления".
схема 78.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 78.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 78.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 78.4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
ОРГФОРМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
К оргформам учебного процесса отнесены традиционные виды обучения, семинары (в т.ч. методологические и педагогические), орг-деятельностные и деловые игры, исследовательские и проектные группы, УАШ и КПК Дизайн-центра. Каждая из форм обучения в соответствии с тенденциями мировой и отечественной практики высшей школы представлена двумя сторонами - образованием и подготовкой.
Ориентируясь на внутреннюю логику "образования" и "подготовки", осуществляется в рамках группы ПГС-13 более четкая функционализация ВУЗа и производства по отношению к обучению. Предполагается, что это позволит вынести определенный объем учебного содержания из стен ВУЗа и включить его в производственно-практические процессы, избегая тем самым как дублирования функций ВУЗа и производственных форм обучения, так и их противоречия (схема-79). Для воспроизводства в процессе обучения режима проектирования и оргуправления ситуации обучения подразделены на два типа: задаваемые и исследуемые (схема-80).
схема 79
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 80
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая работа по обеспечению и сопровождению учебного процесса в группе ПГС-13 включает в себя:
переконструирование
существующих учебных планов и программ, вовлекаемых в содержание обучения (например, методические пособия по "Культурному центру", учебный план "Черчения и начертательной геометрии" и т.д.);
составление перспективных учебных планов и программ (например, курсы "Введение в обучение профессии", "Введение в обучение", "Введение в профессию", "Язык", "Типология", "Проектирование", "Конструирование", "Организация-руководство-управление");
составление учебных планов и программ по завершению определенных этапов обучения (связанных с фиксацией проблем и затруднений,
сопровождающих экспериментальный учебный процесс и порождаемых им);
реализацию существующих учебных планов и программ.
Каждый из видов методической работы обращен как в "прошлое", так и в "будущее" (схема-81). Представив учебный процесс (или этапы
обучения), например I, II, III, IV и V курсами, получаем следующие характерные особенности методичес кой работы в группе ПГС-13: наряду с воспроизводимой традиционной формой обучения и соответствующей ей методической работой возникает постоянная необходимость ведения перспективной методической работы и ее коррекции (схема-82).
схема 81
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 82
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВКЛЮЧЕННОГО В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Исходя из особенностей методической и учебной работы в группе ПГС-13, предлагается утвердить
следующие коэффициенты превышения величины традиционной нагрузки.
По учебной работе:
вести расчет часов на трех преподавателей, закрепленных за соответствующими
подгруппами.
По учебно-методической работе:
переконструирование учебных
программ и планов - коэффициент 3
составление перспективных учебных программ и планов - коэффициент 12
составление итоговых учебных программ и планов - коэффициент 6
По научно-исследовательской работе - коэффициент 6
По воспитательной работе - коэффициент 4.
вверх вверх вверх вверх
  планирование учебного процесса в группе ПГС-13  
В данном тексте изложены принципы планирования учебного процесса в группе ПГС-13. Текст включает в себя разделы:
1. Методические особенности обучения в группе ПГС-13, в котором зафиксированы особенности "модели" выпускника ВУЗа по специальности 29.03 и его подготовки, отмеченные также в тексте "К программе подготовки экспериментальной группы строительного факультета УлПИ".
2. Принципы планирования учебного процесса, построенные на основе "Основных положений учебной программы группы ПГС-13".
3. Особенности экспериментального обучения в группе ПГС-13, определяющие специфику учебно-методической, научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы в группе.
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ГРУППЕ ПГС-13
Строящийся учебный план группы ПГС-13 определяется "моделью" специальности 29.03, в которую включается содержание новых форм обучения, накопленных в теории и практике высшего технического образования, осмыслением тенденций и структурных изменений, происходящих в сфере инженерной деятельности в целом и в строительной инженерии в частности.
Основная характеристика "модели" специалиста
(2), с подготовкой которого связано формирование группы ПГС-13, определяется включением в нее элементов проектной и оргуправленческой деятельности.
С нашей точки зрения необходимость подобного шага вызвана не столько перепроизводством "специалистов", подготовленных по традиционным учебным схемам и не только потребностью в "проектировщиках" архитектурно-строительного комплекса, сколько необходимостью решения задач, встающих в ходе перестройки как производства, так и высшей школы.
В этой связи представляется вполне закономерным, что выпускник ВУЗа по специальности 29.03 должен овладеть методами и процедурами деятельности проектирования будущего, оргуправления для обеспечения возможности подобного рода деятельности и необходимого оргпроектирования с целью реализации проектов будущего. В этом смысле понятие проектирования выходит за рамки традиционных специальных и обыденных представлений (например, архитектурного или строительного), а оргуправления - за рамки деятельности по принятию решений в существующих схемах производства работ и штатных расписаний. Таким образом, как содержание обучения, так и содержание "производственной" (послевузовской) деятельности должно включить в себя не только новые учебные дисциплины, переконструирование существующих, но и усилия по выращиванию "межпрофессиональных" связей (теоретически и практически), способных составить необходимые новые профессиональные единицы (схема-83).
схема 83.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 83.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
Поисковый подход к обучению и реализации подобной "модели" вскрывают множество трудностей организационного и содержательного порядка. Во-первых, в настоящее время отсутствует сколько-нибудь систематизированный теоретический материал, способный составить содержание лекционных курсов, практических занятий, курсовых работ и т.д. Пропагандируемый Минвузом опыт не является актуальным, а отсутствие средств трансляции опыта сводит подобную деятельность к минимуму. Во-вторых, налицо противоречие предстоящей и уже осуществляемой учебно-методической работы в рамках группы ПГС-13 вузовским оргформам (штатному расписанию, часовой нагрузке, схеме ассистент - старший преподаватель - доцент и т.д.).
Снять подобные трудности может перевод учебного процесса и связанных с ним учебных, методических и других мероприятий в экспериментальный режим. В этой связи необходимо зафиксировать ряд его положений. Экспериментирование предполагает "освоение" видов деятельности, в настоящее время не представленных нормативно, т.е. в более-менее четких методах и процедурах (поскольку такие деятельности пока "лежат" в будущем).
Предществующая "практике" экспериментирования "теоретическая" работа (например методическая) подчиняется этой же логике и в этом смысле также нормативно не представлена и, следовательно, не может осуществляться в известных схемах планирования учебного процесса.
Таким образом, оформление экспериментальной деятельности(3), как предваряющая теоретическая процедура, может быть отнесено к ценностному и целевому плану. В связи с этим, отнесение к ценности и целеполагание "перед" и "в ходе" экспериментирования в первую очередь организует сознание и мышление его участников и "наблюдателей". Ценности и цели, закладываемые в экспериментальный учебный процесс, зафиксированы в тексте К программе подготовки экспериментальной группы СФ УлПИ.
Для реализации целей и соответствия ценностям, заявленным в отмеченном тексте, в ходе экспериментирования ставятся следующие задачи:
1. Внести в обучение элементы инженерного образования. В контексте этой задачи необходимо решать и собственно вопросы качества подготовки.
2. Найти рациональное соотношение между содержанием образования и подготовки, формами обучения "в стенах ВУЗа" и на производстве, образованием и самообразованием, подготовкой и самоподготовкой.
3. Внести в содержание обучения представления и понятия о профессионале и специалисте, технике и практике.
4. Строить элементы профессионализма обучения как необходимого условия дальнейшего профессионализма в послевузовской производственной и общественной деятельности.
5. Обеспечить в обучении основной принцип перестройки - единства мысли, слова и дела. Для этого методы и процедуры проектирования и оргуправления распространить на жизнь группы, не ограничиваясь только раскрытием и освоением содержания данных понятий в учебных дисциплинах.
6. Ввести в обучение элементы мыследеятельностной методологии (СМД-методологии), обеспечивая методологизацию деятельности "специалиста" и тем самым ее "гуманитаризацию", "межпрофессионализацию", "экологизацию" и т.д.
II. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В соответствие с
Основными положениями учебной программы группы ПГС-13 предполагаются изменения в существующих формах организации учебного процесса и его планирования. Наряду с этим как принцип фиксируется включение в экспериментальные планы существующего учебного материала, утвержденного в соответствующих инстанциях. Таким образом, обеспечивается условие как минимум равноценной подготовки студента группы ПГС-13 по отношению к остальным группам модели "специалиста" Минвуза.
К принципам планирования учебного процесса в группе ПГС-13 относятся:
1. Перераспределение содержательного материала обучения в рамках существующих дисциплин без изменения часового фонда.

2. Перераспределение материала обучения в рамках существующих курсов и семестров с внесением изменений в расчет часов.
3. Построение из материала дисциплин специальности 29.03 курсов, связанных собственно с проектированием, оргуправлением, оргпроектированием и профессионализацией.
4. Распределение материала и времени обучения между самостоятельной работой и работой с преподавателем, между занятиями в ВУЗе и
вневузовскими формами обучения.
5. Использование часов, выделенных на специализацию, и возможность 10-15-ти процентного "отчисления" часов от всего часового фонда специальности 29.03 в профилирующих дисциплинах и курсах.
6. Использование в профилирующих курсах часов общеобразовательных кафедр в целях гуманитаризации и профессионализации обучения .
Отмеченные принципы позволяют построить следующую блок-схему обучения в группе ПГС-13 (схема-84). Каждый из блоков включает в себя как существующие в рамках специальности 29.03 дисциплины, так и вновь вводимые. Ниже зафиксирован принцип построения каждого блока, соответствующего отдельному курсу обучения:
схема 84
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
таблица 1   I курс
Введение в обучение профессии
1 Начертательная геометрия и черчение Введение в обучение профессии
ведет каф.Архитектурно-строительного проектирования (АСП)
Язык
Типология
2 Архитектура
3 Введение в специальность
4 Производственное обучение
5 История КПСС совместные занятия каф.АСП с др.кафедрами Проектирование
Конструирование
Оргуправление
6 Иностранный язык привлекается 10-15% часов
7 Высшая математика
8 Теоретическая механика
9 Физвоспитание
ведут соответствующие кафедры
10 Физика
11 Химия
В целях более глубокого изучения начертательной геометрии и черчения как языка профессионального и межпрофессионального общения и понимания их как средства организации пространственного мышления у учащихся, изучение начертательной геометрии и черчения комплексируется с другими профилирующими дисциплинами. Это позволит учащимся определить место той или иной конкретной дисциплины в структуре целостной профессии. Этой же цели служит проведение совместных занятий по общественным и другим дисциплинам. Использование 10-15% часов прочих конкретных дисциплин носит характер:
целевой установки для изучения данной дисциплины студентами группы специализации;
целевой установки для применения материала дисциплины в сквозном междисциплинарном курсовом проектировании.
На данном этапе обучения понятия Язык и Типология являются ключевыми, базовыми понятиями. Рассмотрение понятий Проектирование, Конструирование, Оргуправление происходит на уровне "знакомства" и по мере появления содержательного материала.
таблица 2 1 II курс
Проектирование
1 Черчение Проектирование
ведет каф.Архитектурно-строительного проектирования (АСП)
Проектирование
2 Архитектура
3 Целевая подготовка
4 Философия совместные занятия каф.АСП с др.кафедрами Язык
Типология
Конструирование
Оргуправление
5 Строительнst материалы
6 Инженерная геология и 00С
7 Численные методы и ЭВМ привлекается 10-15% часов
8 Высшая математика
9 Инженерные сети
10 Теоретическая механика
11 Строительная механика
12 Физвоспитание ведут соответствующие кафедры
13 Физика
14 Сопротивление материалов
15 Прикладная механика жидкости и газа
16 Сварка
17 Строительная механика
Базовым понятием данного этапа обучения является понятие Проектирования. Здесь это понятие существует в следующих формах:
Целостное, всестороннее представление об объекте проектирования и анализа.
Построение блока целей анализа и проектирования.
Построение пространства личного действия.
Материал, содержание понятий Язык и Типология используются уже как освоенные средства деятельности. Эти средства уточняются, расширяются, трансформируются, углубляются и т.д. в связи с целями и деятельностью по построению, проектированию объекта. Понятия Конструирование и Оргуправление существуют здесь в виде проспективной рефлексии. Они выявляются в процессе проектирования, обозначаются и кладутся в качестве задач дальнейшего изучения. Выявляется необходимость изучения ряда еще неизвестных дисциплин для овладения конструированием и оргуправлением как важнейшими средствами работы проектировщика.
таблица 3 1 III курс
Конструирование
1 Целевая подготовка Проектирование
ведет каф.Архитектурно-строительного проектирования (АСП)
Конструирование
2 Архитектура
3 Политэкономия совместные занятия каф.АСП с другими кафедрами Язык
Типология
Проектирование
Оргуправление
4 Инженерная геология и 00С
5 ЖБ-конструкции
6 КД и П
7 Металлические конструкции
8 Инженерная геодезия привлекается 10-15% часов
9 Строительная машины
10 Охрана труда
11 Инженерные сети
12 Строительная машины и основы автоматики
13 Экономика
14 Технология строительных процессов совместные занятия каф.АСП с др.кафедрами
15 Физвоспитание ведут соответствующие кафедры
16 Специальная подготовка
17 Сопротивление материалов
18 Механика грунтов
19 Сварка
Здесь ведущим понятием выступает понятие Конструирование. Оно выступает как конструирование новых элементов из уже имеющихся в распоряжении проектировщика, освоенных им средств деятельности:
Конструирование языка
Конструирование типологии
Конструирование морфологических элементов
Конструирование способов, методов работы
Освоение понятий Конструирование, Проектирование, Язык, Типология как сторон, аспектов единого, целостного, неразрывного объекта проектирования приводит к необходимости освоения средств их объединения, комплексирования, т.е. средств Оргуправления, которое до сих пор рассматривалось как средство организации аналитической или проектной деятельности по поводу одной или нескольких сторон объекта без всестороннего рассмотрения.  
таблица 4 1 IV курс
Оргуправление
1 Целевая подготовка Введение в обучение профессии
ведет каф.Архитектурно-строительного проектирования (АСП)
Оргуправление
2 Управление в строительстве
3 ЖБ-конструкции совместные занятия каф.АСП с др.кафедрами Язык
Типология
Проектирование
Конструирование
4 КД и П
5 Металлические конструкции
6 Организация и планирование строительства
7 Технология возведения зданий
таблица 4 1 IV курс
Оргуправление
1 Целевая подготовка Введение в обучение профессии
ведет каф.Архитектурно-строительного проектирования (АСП)
Оргуправление
2 Управление в строительстве
3 ЖБ-конструкции совместные занятия каф.АСП с др.кафедрами Язык
Типология
Проектирование
Конструирование
4 КД и П
5 Металлические конструкции
6 Организация и планирование строительства
7 Технология возведения зданий
таблица 5 1 V курс
Оргуправление
1 Целевая подготовка Введение в профессию
ведет каф.Архитектурно-строительного проектирования (АСП)
Оргуправление
Язык
Типология
Проектирование
Конструирование

Программирование
Оргпроектирование
2 Научный социализм
3 Советское право совместные занятия каф.АСП с др.кафедрами
4 Метрология
5 Металлические конструкции
6 КД и П
7 ЖБ-конструкции
8 Автоматизация в строительстве
Здесь Оргпроектирование присутствует как "практика", как практическое применение средств оргуправления в существующей жизни и производственной ситуации, как ситуативное Оргпроектирование, оргдеятельность.
Пятый курс является по сути оргпроектированием своей будущей постообразовательной деятельности на ближайшие пять лет работы проектировщиком. Дипломный проект в этом смысле понимается не как экзамен, а как оргпроект и программирование деятельности.
Профилирующие курсы строятся на материале дисциплин, подчиненных смысловому содержанию понятий Язык, Типология, Проектирование, Конструирование, Оргуправление.
Содержание профилирующих курсов также задается целями пропедевтики учебного материала, его отнесением к категории средств профессиональной и учебной деятельности и расчленением учебного материала на содержание образования и подготовки.
В соответствие с
Основными положениями учебной программы группы ПГС-13 любой этап обучения (курс, семестр, неделя) должен задавать студенту целостное представление о профессиональной и учебной деятельности. В этом смысле снимается вопрос о "полноте знания", замещаясь задачей полноты и достаточности средств профессиональной и учебной деятельности. Полнота (или комплексность и компетентность) средств деятельности задается 5 курсами: Языка, Типологии, Проектирования, Конструирования и Оргуправления как проекций или аспектов профессиональной и учебной деятельности.
Сшивка (комплексировакие) проекций осуществляется курсами "Введения", цель которых заключается в пропедевтике и в осознании достаточности-недостаточности средств учебной, специальной и профессиональной деятельности.
Подобный принцип организации и планирования учебного процесса содержит в себе возможность выявления необходимого соотношения между образованием и подготовкой, профессионализацией и специализацией. В настоящий момент это
соотношение представляется в виде схемы-85.
схема 85
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
Выделение "чистых" процессов профессионализации и специализации, образования и подготовки в определенной мере условно. Но в то же время необходимость подобного разделения обусловлена "приоритетом", главенствующей ролью того или иного процесса на том или ином этапе обучения.
В этом случае УАШ (Ульяновская архитектурная школа) и КПК (курсы повышения квалификации проектировщиков) Дома техники занимают особое место в зафиксированной выше схеме, выступающей в качестве схемы непрерывного образования группы ПГС-13. Так, слушатели и выпускники КПК, пройдя определенный этап довузовского образования и подготовки, представляют особую группу студентов, требующих и особого методического подхода.
Выделение выпускников УАШ в специальную группу преследует и учебно-воспитательные цели, а именно - стратификацию группы. Это, по всей вероятности, позволит решить следующие задачи:
иметь группу "прорыва", задающую тон, уровень и темп обучения всей группе,
привлекать выпускников УАШ к методической работе,

вносить соответствующие изменения в содержание и форму занятий в Архитектурной школе,

привлекать выпускников УАШ для преподавания в ней.
Взаимосвязь КПК Дома техники с гр. ПГС-13 и УАШ пока не является непосредственной и рабочей, что вызвано рядом причин:
отсутствием на КПК выпускников гр.ПГС-13,
трудностью увязывания времени проведения совместных, целевых занятий и т.д .
И в этом смысле отмеченые причины ставятся как задачи в построении единицы непрерывного профессионального образования, решение части которых в своей реализации отодвинуто на несколько лет вперед. Методическая и методологическая работа по построению такой единицы уже сейчас органически входит в текущую учебно-методическую работу (схема-86).
Выделение на схеме учебного процесса 4-х позиций (слушателей УАШ и студентов, осуществляющих проспективную рефлексию своей деятельности; студентов и слушателей КПК в ретроспективной рефлексии и преподавателя в позиции методологического сопровождения профессиональной коммуникации) теоретически должно обеспечить профессионализацию и специализацию деятельности (в т.ч. учебной) и призвано вывести студентов и слушателей на понимание следующей
схемы - схемы-87.
схема 86
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 87
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ГРУППЕ ПГС-13
Как следует из
раздела-I и раздела-II построение планов учебного процесса в данной группе и их оуществление должно содержать в себе два момента:
планирование статическое
"планирование" динамическое.
Действительно, принцип распространения режима проектирования и оргуправления в целом на жизнь группы предполагает видеть в студенте активного, деятельного ученика, и не в стереотипном, а в современном звучании этих слов. И в этом смысле противоречие между принятыми методами планирования (статическими) и вводимыми (динамическими) является движущим противоречием.
Снять его отчасти возможно сменой объемлющей идеологии планирования на идеологию программирования (схема-88.1), а следовательно и развития. Программа (програшлирование) обучения в данном случае выступает как ситуации настоящего и будущего, а план (планирование) - как
ситуации настоящего и прошлого.
Особенности методической работы в данной схеме отмечены в Основных положениях учебной программы гр.ПГС-13.
Такая схема диктует собственную организацию обучения в экспериментальной группе. В ее основу положены также материалы организационно-деятельностной игры
Проблемы гуманитаризации технического образования (УлПИ, апрель 1988), в частности, типы ситуаций обучения, или учебных ситуаций (схема-88.2). Каждая из ситуаций обучения складывается из парных позиций. Например, ситуация А2-БЗ означает "конструирование норм освоения каналов". Или: студент, либо преподаватель (различение не принципиально) "конструирует" (строит, реализует) способы и методы "освоения" существующих образовательных форм.
Конструирование в этом смысле означает работу с существующими, закрепленными нормами и разработку из их материала "новой" нормы. Например, сочетание нескольких традиционных форм обучения (лекции, семинара, самостоятельной работы...) в форме, которая снимает в
себе каждую из традиционных и не является в то же время ни одной из них.
Из всех сочетаний, которые дает матрица, на схеме-88.2 для нас важны следующие: А2-БЗ, А2-Б2, А2-Б1,а также Б2-АЗ, Б2-А2, Б2-A1. Позиции "освоения", положенные в основу учебных ситуаций (т.е. принятие норм и каналов в их "статике" и без сознательного отношения) должны быть выведены из методов обучения высшей школы, либо подвергнуться методологическому переосмыслению. Позиции "проектирования", напротив, выходят за рамки современной высшей школы вследствие нереалистичности в настоящее и ближайшее время подобных ситуаций обучения. Хотя как идеал и теоретический образец они должны найти определенное отражение в практике учебного процесса.
схема 88
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
Таким образом, схема-88 выступает в качестве "онтологического представления "обучения". Как организационная и деятельностная схема единого и пока нерасчлененного "обучения" принята схема, зафиксированная в Основных положениях учебной программы группы ПГС-13 (схема-89). В соответствие с данной схемой, как принятым исходным принципом обучения, главными моментами выступают:
проблемно организованное знание,
качественно-различное отношение "студента" к содержанию знания и форме его организации,
различным образом разворачивающаяся деятельность "студентов" в соответствии с тем или иным типом отношения к "знанию".
Итак, мыследеятельностное пространство (МД-пространство) обучения для группы ПГС-13 может быть построено по схеме-90. Смысл и значение ортов 1 и 2 отмечены выше. Орт 3 представляет собой развертывание оргдеятельностной схемы обучения (орт 2) в соответствии с онтологическими представлениями о типах ситуаций обучения (орт 1).
В качестве цели экспериментирования поставлена и необходимость построения учебного процесса (обучения) также в рамках учебно-
методической, научно-исследовательской и воспитательной работы. В качестве предполагаемого результата могут выступить новые формы и содержания основных элементов и составляющих деятельности преподавателя высшей школы: учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.
 
схема 89
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
схема 90
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования
вверх вверх вверх вверх
  оргдеятельностная игра "производственная практика в вузе"  
  инженерный и гуманитарный аспекты  
Заказчик ОДИ "Практика" - деканат Строительного факультета Ульяновского политехнического института.
Цели ОДИ "Практика" - выработка актуальных представлений о целях, содержании и методах "практической подготовки" в ВУЗе.
Задачи, решаемые в ходе ОДИ:
фиксация существующих онтологических представлений о теоретической, практической, производственной, гуманитарной подготовке, об образовании;
разработка представлений о методах, средствах и способах подготовки, образования;
проектирование и программирование разрешения проблемных ситуаций в теоретической, практической, производственной, гуманитарной... подготовке.
Требования к составу участников:
Обсуждение заявленной темы требует привлечения всех участников процесса подготовки и образования; кроме того необходимо участие "заказчиков" и "потребителей" продукции ВУЗа - хозяйственных, производственных и административных организаций. Ввиду этого предлагается следующий контингент игроков:
администрация СФ УлПИ - 4 чел.
ведущие преподаватели, зав.кафедрами - 20 чел.
студенты всех курсов - 20 чел.
представители производств - 6 чел.
Продолжительность ОДИ - 4 дня с отрывом от работы и учебы.
Место проведения - "Садовка", ДК Профсоюзов, Дом Техники... Для полного "включения" в игру необходимо проведение ее вне стен института.
  РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ОДИ "ПРАКТИКА"  
  1-й день Подготовка и образование. Назначение в системах деятельности  
  10.00 - 11.30 Установка руководителя игры  
  11.30 - 13.00 Распределение по группам. Уточнение игровых и производственных целей  
  13.00 - 15.00 Обед, отдых, самостоятельная работа  
  15.00 - 18.00 Работа в группах. Подготовка докладов по теме дня.  
  18.00 -19.00 Ужин  
  19.00 -21.00 Общее заседание. Доклады групп, дискуссии по докладам  
  21.00 - 22.30 Оргрефлексия  
  Фиксация существующих представлений по теме. Выход на содержательные различения "подготовка - образование", "функциональные структуры - системы деятельности", "назначение - функция"  
  2-й день Инженерная профессия в современной социокультурной и социопроизводственной ситуации. Проблемы и содержание  
  10.00 - 11.00 Работа в группах. Рефлексия хода игры  
11.00 - 13.00 Работа в группах. Подготовка докладов по теме дня  
13.00 - 15.00 Обед, отдых, самостоятельная работа  
15.00 - 18.00 Общее заседание. Доклады групп по теме дня  
18.00 -19.00 Ужин  
19.00 -20.00 Методологические консультации  
20.00 - Игротехническая рефлексия  
Для работы по теме дня актуальными становятся различения "профессия - специальность", "инженерия - техника". Введение социальной, культурной, производственной рамок. Введение представлений о картинах мира: мифологической, натуралистической как пространства науки и техники, постановка проблемы и необходимость в искусственно-технической картине мира как пространстве деятельности инженера.  
3-й день Теория и практика как основания учебной и профессиональной деятельности  
10.00 - 11.00 Работа в группах. Рефлексия хода игры  
11.00 - 13.00 Работа в группах. Подготовка докладов по теме дня  
13.00 - 15.00 Обед, отдых, самостоятельная работа  
15.00 - 18.00 Общее заседание. Доклады групп по теме дня, дискуссия по докладам  
18.00 -19.00 Ужин  
19.00 -20.00 Методологические консультации  
20.00 - Игротехническая рефлексия  
Обсуждение различения "теория - практика" в исторической рамке. Поэзис и праксис Платона, практика по Марксу, современные представления о практической работе.  
4-й день Проекты и программы практики в подготовке инженера  
10.00 - 11.00 Работа в группах. Рефлексия хода игры  
11.00 - 13.00 Работа в группах. Подготовка заключительных докладов  
13.00 - 15.00 Обед, отдых, самостоятельная работа  
15.00 - 18.00 Общее заседание. Заключительные доклады групп  
18.00 -19.00 Общее заседание. Заключение руководителя игры  
19.00 -20.00 Общая рефлексия игры  
Проектирование и программирование практики на строительном факультете УлПИ в контекстах: "практика - реализация", "практика - проверка", "практика - критерий" и т.д. Фиксация идеологических установок: идеология индустриализации, идеология индустриального, постиндустриального, информационного и т.д. общества.  
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ИГРОВЫХ ГРУПП  
1 группа Инженерная подготовка  
2 группа Инженерное образование  
3 группа Производство  
4 группа Исследования  
5 группа Организация, руководство, управление образованием  
6 группа Проектирование образования  
7 группа Регионализация образования  
  Руководство ОДИ - руководитель игры, заместитель руководителя, технический секретарь, игротехники - 7 чел.
Потребность в помещениях - аудитория для общих заседаний, аудитории для работы групп (7-8 ауд.), помещение организаторов ОДИ.
Материально-техническое обеспечение - доска классная 1 шт., мел 1 пачка, бумага "ватман" 50 листов, бумага писчая 2 кг, фломастеры, мелки 10 пачек, лента клейкая 1 рулон, магнитофон 1, кассеты 10 шт., удлинители 15 м.
 
вверх вверх вверх вверх
  программа дальнейших методологических исследований  
  основные положения (1990-1992)  
1. Высшая школа, как следует из проекта Гособразования (смотри материалы реформы), из режима функционирования и воспроизводства выходит в режим развития и преобразования. Первым шагом в этой ситуации должно явиться переосмысление целей и принципов деятельности "образовательного производства" высшей инженерной школы.
2. Постановка целей и самоопределение в принципах и основаниях деятельности высшей школы являются самыми сложными и длительными процессами, протекающими в социальных и социально-производственных системах, к которым в настоящее время относится высшая школа. Так, сам факт выдвижения и актуализации новых целей-ориентиров перед высшей школой отделен от первых шагов по осмыслению ситуации в сфере образования не одним десятком лет.
3. Развитие высшей школы предполагает экспериментальную деятельность в областях учебной, воспитательной, научной и управленческой работ вуза. Экспериментальная деятельность предполагает в свою очередь определенного статуса в существующей структуре "образовательного производства", проектного и исследовательского обеспечения экспериментирования. 4. Экспериментальные площадки с их методологическим и организационным обеспечением являются гарантами соорганизации функционирующих (в дальнейшем подлежащим смене) старых структур вуза с зарождающимися новыми, обеспечивая локальность и управляемость происходящих нововведений, дифференцируемость и пластичность переносимого опыта с экспериментальных площадок в действующее "образовательное производство".
5. Изложенные выше пункты развертываются в 3-х летней Программе методологических исследований и конкретизируются в календарном плане работ на 1990 год.
ПРОГРАММА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ "ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНЖЕНЕРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
1. Исходя из конкретных особенностей практики лаборатории - действующего "образовательного производства" инженеров - основными принципами деятельности лаборатории по гуманитаризации технического образования являются восстановление и развитие форм инженерного мышления и деятельности (мыследеятельности), а именно:
следование положению марксистской философии о деятельности инженера как включения естественно-природных процессов без нарушения их течения и внутренних закономерностей в технические и механические устройства,
ориентация ка современные концепции философии техники: экологизацию, миниатюризацию, технологизацию, наукоемкость, биологизацию, механотронность, системность и т.д.
соединение первого и второго в методологии инженерной деятельности по созданию естественно-искусственных систем и устройств, гармоничной соорганизации природных и искусственно-технических процессов,
привнесение в инженерную подготовку отмеченных принципов инженерной деятельности и развертывание подготовки в инженерное образование,
проектирование и исследование оргформ внедрения в методы и содержание инженерного образования инженерии знаний
2. Разработка программ кооперации исследовательских и проектных работ со службами ВУЗа и предприятиями города. Программа кооперации предполагает:
наличие в исследовательских и проектных разработках междисциплинарного и межпрофессионального контекста,
функционализацию рабочих методов, применяемых в различных профессиональных деятельностях (социология, психология, образование, инженерия, техника, управление) для построения комплексных моделей инженерного образования и подготовки, а также непрерывного инженерного образования,
конструирование новых профессиональных единиц деятельности в педагогическом и инженерном сообществах (педагог-проектировщик, инженер знания, педагог-экспериментатор, инженер образования, методолог инженерно-педагогической деятельности...)
3. Работа с существующей ситуацией "образовательного производства" состоит в:
ее предуготовлении к культурной нормировке, осуществляемой преимущественно в образовательных формах: семинары, лекции, ОДИ,
"втягивание" культурных норм в "образовательное производство" за счет экспериментов и экспериментирования, методологических семинаров, тематизации научно-практических конференций ВУЗа,
трансляции и реализации культурных норм в "образовательном производстве" ВУЗа в виде практики ОДИ, разработки и включении в обучение и исследовательские работы комплексных и методологических предметов, методологизации учебной деятельности и содержания обучения.
вверх вверх вверх вверх
(0) - Название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(1) - Смотри материалы отчета по ОДИ "Проблемы гуманитаризации технического образования". -УлПИ, алрель 1988  
(2) - В данном случае используется традиционная терминология и в дальнейшем кавычки будут служить в этой функции.  
(3) - В этом основное отличие экспериментальной деятельности от новационной, также осваивающей "новые" виды деятельности.  
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, , 1990
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 06 июля 2005

последнее обновление
14 ноябрь 2014
31 декабрь 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ Гуманитаризация технического образования