главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ ОТ ПЕДАГОГИКИ К АНТРОПОТЕХНИКЕ эпистемологическая проблематика педагогического исследования и проектирования |
вернуться в разделш | образовательные проекты | |
"...В
исследовании языка постоянно должен обнаруживаться некий вид бездомности, если оно не хочет быть ограничено обзором исторических фактов или редуцировано к физике и психологии" Эрнст Кассирер |
Педагогика, если
ее понимать предельно широко, несомненно маргинальна. В смысле пограничности
своих территорий и занятий. Это означает, что педагогика как практика
не является профессией, знанием, производством. И, более того, не является
"системой". Позитивные же подразумевания следующие: педагогика
функциональна, технична, рефлексивна, погранична. А негативные фиксации,
разумеется, отрицают "системы обучения и воспитания", "образовательные
учреждения", "заведения подготовки", но позитивные компенсируют
произвол отрицания, относя педагогику к роду специфических практик , по
необходимости интеллектуальных (например, к практикующим философии и методологии). На этом фоне имеет смысл отделить педагогику-службу от педагогики-дела. Для меня предпочтительнее педагогика-дело. Дело педагогики в локальном противостоянии тотальному проявлению культуры. Под культурой далее буду подразумевать, с одной стороны, нечто сверхупрощенное, повседневное и окружающее - среду, с другой стороны - знаковость проявлений, чрезвычайно усложняющие культуру-как-среду. Обе стороны можно соединить в образе "семиотического пресса". Акцент семиотичности подразумевает виртуальный, не материальный аспект механизмов культуры. Акцент "прессовки" должен напоминать о неотвратимости и результативности работы культурных механизмов. |
Усилия предстоящих
исследования и проектирования (как интеллектуальных выражений педагогической
практики) в этой картине в самую последнюю очередь должны быть нацелены
на детали "семиотического пресса": идеологию, культы, продукты
масс-медиа, фетиши, харизмы... Очевидно - это именно детали. Действию,
чтобы быть эффективным, необходимо нацелиться на конструкцию(1).
Переверну задачу. Педагогическое исследование и проектирование только и заявляют себя в случае подобной рефлексии. Закреплю перевернутое. Не дело педагогики наставлять проектирование и исследование, хотя она и может учредить этакое "наставление" и заведовать им. Педагогическое дело собирает себя в усилиях исследования и проектирования(2). Собирает, чтобы выстроить разумную оппозицию антропологическим видам "человека"(3). Назначение службы педагогики - в предустановлении высшего порядка, и лишь во вторую и третью очередь есть указание на устройство мира и его изменения. В первую же - это нацеленность на консервацию механизмов и способов воспринятая культуры и следования ее значениям как придаваемого миру безусловного порядка. Но, слава богу, педагогика ограниченна(4), и пусть этими ограничениями полнит себя антропология. Но тотчас предстает серьезность задач педагогического дела(5). |
Идеями среды и знака
я воспользовался для складывания определенного представления о семиотической
функции культуры - одной из существеннейших ее функций. Что противоположно
среде, пусть даже семиотической? Очевидно, пустота. И чтобы избавиться
от механистических образов, укажу на изобретение пустоты Галилеем. Действительно,
пустота (т.е., "среда", в которой движущееся тело не испытывает
сопротивления своему движению, а равно "отсутствие" среды) проектируется
и конструируется в мысли, в мысли же и исследуется. И здесь не важно,
что к спроектированной пустоте затем причисляются торричелева пустота,
вакуум, разреженность и пр. Дело не в физике (природе), а в логике (интеллекте). Следовательно, освободиться от среды необходимо и возможно только в размышлении. А если кому-то требуется заполнение беспокоящей пустоты физическими или психологическими ее эквивалентами, то пусть помнит, что единственный путь к "пустоте", т.е. свободе от внешнего давления - путь умозрения. Впрочем, идущих по пути очевидности всегда будет предостаточно. Но вот этой-то умозрительностью пустоты выражается весь пафос педагогического дела. |
Итак, я противопоставляю
схеме, критику которой мы предприняли (а именно, использование "человеческого
материала" исключительно в значении ткани для нанесения того или
иного "рисунка" - образа, идеала, эталона… человека), иную схему,
аналитика которой не терпит спонтанных или преднамеренных образов. Коротко,
вторая схема в отличие от первой предоставляет "единице" человеческого
материала некоторый люфт на "приборном столике" культуры(6).
Дело педагогики поспешить указать на исторические прецеденты, например,
на Декарта или его предшественника Северина Боэция, сумевших в своей индивидуальной
антропотехнике обзавестись подобным "люфтом" и, тем самым, обрести
культурную подвижность(7).
Ясно, что столь тонкая вещь как "культурная подвижность" к нигилизму
никакого отношения не имеет, скорее принадлежит аналитике, как правило,
не предвещающей благонадежных и скорых результатов(8). Каковы же механизмы "разрежения" (локального!) знаниево-семиотической среды? Сходу не ответить. Легче сосчитать. Таковых, как минимум, два: механизм-экран и механизм-помпа (это уже не метафоры и образы, а функциональные определения). У экранирования, в свою очередь, двойная функция: (а) отображать, высвечивать, представлять и (б) защищать, предохранять. Так же двойная у помпы: (а) разгружать и (б) облегчать. Например, облегчать текст и речь, освобождая их от "воды". Итак, экспонирование и освобождение. Вполне благозвучные для педагогики термины(9). |
Двинусь дальше:
к различению материалов, призванных нести печати пресса - схемы-отпечатки.
Я преднамеренно ввожу такую единицу счета как схема. В ней два нетривиальных
начала, и соответственно, как антиподы начинанию, два завершения. В начале
- конструируемость и рефлектируемость в случае работы отмеченных механизмов.
В завершении - спонтанность и неосознанность при их (механизмах) бездействии.
Различить же требуется материал-носитель печати схемы, с одной стороны,
на искусственный, технический и, с другой стороны, на естественный (не
отчуждаемый от телесности). Различение функционально, а не абсолютно,
поскольку задается способом реализации в выбранном материале функций экспонирования
и освобождения. При фиксированном определении "природы" материала
он окажется в точном смысле слова репрессированным, принимающим гнет среды
и лишенным даже слабой надежды избавления от внешней агрессии среды или
возможности ответить на ее вызов за счет иного, более подходящего к сопротивлению
материала(10). Если эта сноска вызвала соответствующее внимание, то вывод, следующий из нее, я подниму в текст. Нормальная, т.е. маргинальная педагогика решает задачу, обратную психотехнической задаче Загорской школы Эвальда Ильенкова, но понимает и воспринимает ее метод и технические приемы: замещения материала "сомы" инородным ей материалом-носителем печати схемы(11). |
Разумеется, не столько
отчуждаемого от "сомы", сколько на время отграничиваемого от
ее телесности. Это уже знак "люфта", лакуны в сплошности семиотической
среды. Действительно, внешность материала-носителя уже намекает на некоторую
дистанцию от "сомы", становящейся постольку вовсе не единственной
инстанцией агрессии среды. Информирование "сомы" дополняется
трансформированием других "тел", включенных в границы средовых
воздействий. Теперь дело за балансом того и другого. Вот здесь-то впервые и без фальши проживается пространство - как пространность, сторонность, отстраненность от вездесущих токов среды. Опыт проживания пространства влечет за собой необходимость времени - как паузы, задержки, не немедленности реакции и ответа на внешние импульсы и вызовы. Даже этот минимальный набор знаков, перечисленных в предыдущем абзаце, свидетельствует о складывании достаточных условий для рефлексивного состояния, в непростой заботе которого раздвинуть тесноту, различить схожее, прояснить мутное, избавиться от синонимии слов и совпадений образов, задать, наконец, достойную себя форму (форму интеллекта). Из всех внешних материалов наиболее подходящим является по определению tabula rasa (даже не в переносном, а прямом смысле). |
Допустим, этот
подходящий материал оказался в нашем распоряжении (например, банальная
классная доска, лист писчей бумаги или монитор компьютера). Встает конструктивно-техническая
задача передать данному материалу способности "несвободного"
(телесного) материала: а) запечатлевать нефизическое воздействие семиотической среды: текстов, знаков, знаний, б) состоять в некотором единстве, связности с апперцепцией "сомы" и с ней составлять форму-структуру для возможного интеллекта и его отдельных функций, в) быть включенным в качестве конструкционного в рабочие органы "интеллектуальной машины"... Оставляю список открытым, т.к. уже востребуются исследовательская и проектная модели для предотвращения аналитики в спекулятивные изыскания. Останавливаясь именно на схеме как основном содержании и рамке образа "семиотического пресса", я полагаю ее первой возможностью осуществления интерсубъектных взаимодействий, конституирующих сому как индивидуальность: - простых и сложных "ком-" (коммуникаций, коммерции, композиций...), - кратких и бесконечных "транс-" (трансляций, транспортаций, трансценденций...), - подвижных и устойчивых "кон-" (контактов, конструкций, конфигураций...), - и тому подобных связей, целостностей и отношений. |
Быть таковой обязывает
схему ее сложная природа, порождающая: - логики, прежде всего как множество способов дискурса и трассировок обстоятельств деятельности; - знаковые формы, воплощающие в визуально воспринимаемых событиях их смысл и репрезентирующие присутствие незримых фактов, которым значения волей-неволей подбираются и далее закрепляются в формах знаков-символов; - тексты-сообщения, приобщающие к совместному участию, взаимодействию, собранию и содержанию. Такова проектная модель.Она же позволяет наметить направления исследовательских работ, вне которых педагогический проект обречен быть в разной мере выразительной знаковой формой, более-менее содержательным текстом, логической конструкцией, др.словами, лишь интеллигибельной действительностью. Я выделяю не менее четырех исследовательских направлений, сумма (точнее, пересечение) которых вселяет в меня надежду увидеть (в случае успеха) самый внешний и обобщенный контур антропотехники, обнаруживающей себя частью в положении дел маргинальной педагогики. (2) Поэтому второе направление обращено на материал-носитель отмеченных функций: его "природу", свойства, типологию, его однородность или составность, а равно топологию локализации и распределения в нем интеллектуальных и психических способностей. |
(1) Первое
направление - исследование высших интеллектуальных и психических
функций(12).
Еще раз напомню о рамочности, а не вещности обсуждаемых предметов. Это
же обстоятельство обязывает к следующему: чтобы интеллектуальные и психические
функции могли рассматриваться исследователем как некоторые "существования",
"существа", требуется усилие по их конструированию (конфигурированию)
из множества подчас не поддающихся индивидуации и изоляции функциональных
актов интеллекта и психики). Т.о., исследованию здесь предстоит следующее
положение дел: что есть данные функции, если они конструируются (до факта
их объективации) другим? чьи это функции? кто их
носитель и управляющий, когда дело доходит до их натурализации и обращения
с ними как с некоторыми "существованиями"? А также такая частность:
каковы роль и характер отношения к ним педагога, когда объективацию функции
предпринимает другой? Если материал-носитель ограничивать только телесностью человеческой сомы, то предыдущее и все последующие направления исследовательских работ будут регулироваться методами психологии (ее онтологией, объектами, моделями), а предикат "педагогическое" - допустим, педагогическая психология - ровным счетом ничего не добавят к особенностям исследования именно как педагогического. |
(3) Третье
направление устремлено и к специфическому содержанию, должному
продуцироваться как структурой интеллекта, так и психики (содержанию действительному
и потому возможному к артикуляции в функциональных актах "полагания",
"воображения"…), и к объективному содержанию (приобретшему
форму и нашедшему способ выражения до свершившихся актов индивидуальных
интеллекта и психики). Это с одной стороны. С другой, на содержания,
запечатлеваемые в знаковых формах, конструируемых из материала-носителя
интеллектуальных и психических функции (например, жест, схема поведения,
эмоциональное выражение, интонация), и в знаковых формах, употребивших
для собственной репрезентации некий внешний материал (даже такой невещественный,
как звук). (4) Необходимо также зарезервировать исследование экспериментального характера. Его предмет - картина возможных и непредвиденных состояний и положений дел (рассматриваемых через анализируемую схему-2). Поскольку их предположение как фактических (или выдуманных) будет корректным только в задачах классификации. Тогда можно вполне удовлетвориться тремя направлениями исследования. Следует только соблюсти одно условие - исключить из состава рассматриваемых материалов человеческую сому (пусть даже психосому), а следовательно, игнорировать ее произвольное или непроизвольное "сопротивление"(13). |
Нас же, как я надеюсь,
интересуют не только названия клеточек классификационной таблицы, но и
фактические состояния, эмпирически поверяемые, претендующие на объективное
существование. Поэтому в данном направлении будут сталкиваться различные
онтология и модели (и от психологии тоже). А пока что четвертое направление
ориентировано на виртуальные связи и отношения его предмета с предметами
трех предыдущих направлений. И этот смысл виртуальности, являясь здесь решающим, делает сумму исследовательских направлений именно педагогическим исследованием. Поскольку оставляет в составе его "объектов" возможность и побуждает к действительности: а) логико-эпистемологических зависимостей в отношении интеллектуальных функций и семиотико-эпистемических в отношения функций высших психических. Например, зависимостей между, с одной стороны, связками объектов (1) и (3) направлений исследования. Соответственно: между связкой структуры объективируемых интеллектуальных и психических функций с артикулируемым содержанием, продуцируемым данной структурой, и, с другой стороны, связками объектов(2) и (4) исследовательских направлений. Соответственно, между исходным состоянием материала-носителя и последующими состояниями, претерпевающих превращения и преобразования; |
б) коммуникативных
отношений (в худшем случае, транзитивных), например, между состояниями
рассматриваемой системы, описываемой во (2) и (4) направлениях. Предварительная оценка со-стояний позволяет допускать их преемственность (онто- и псевдогенез), во всяком случае некие "причинно- следственные" связи, по которым транспортируются "память", "личность" и прочие знаки-документы, удостоверяющие идентичность системы самой себе в смене ее состояний; в) выведений объектов (1) и (3) направлений исследования в сложных фиксациях, основывающихся на представлениях о связях и отношениях типа порождение-употребление и процесс-механизм, - для первой фиксации - это выведение структуры интеллектуальных и психических функций, например, как "места порождения" в системе мест, принятых к рассмотрению, и как "места употребления" (и то, и другое в отношении объективируемого и apriori объективного содержания), - для второй фиксации - как процесса или как механизма, соответственно; г) и, наконец, собственно виртуальных связей и отношений, позволяющих констатировать в этой модальности и описывать в модальности существования новые агрегаты связок исходных объектов-состояний - так называемых "образований" с системной точки зрения(14). |
Она же позволяет наметить направления исследовательских работ, вне которых педагогический проект обречен быть в разной мере выразительной знаковой формой, более-менее содержательным текстом, логической конструкцией. | Я выделяю не менее четырех исследовательских направлений, сумма (точнее, пересечение) которых вселяет в меня надежду увидеть (в случае успеха) самый внешний и обобщенный контур антропотехники, обнаруживающей себя частью в положении дел маргинальной педагогики. | За этими четырьмя буквами - а, б, в, г - свидетельства маргинальности дела педагогики: запрет ею на запланированные результаты и на предвосхищение ожиданий. Но это-то как раз и вносит в педагогическое дело призывающий нас смысл. |
|
|
|