эпистемология
и педагогика
------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
|
Виталий
СААКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА против диагностики |
развертывание тезисов от 15 мая 1997 Диагностика, тестирование, аттестация и т.п. работы лежат в русле решения задач квалификации (квалифицирования). Являясь таковыми, они не выходят за рамкми квалификационных, т.е. оценочных, суждений в самом широком смысле слова. Следовательно, уже по данному пункту работы диагностики (дигностические работы и диагнозы как их продукты) являются антипедагогическими. Но осуждение должно вызываться не подобным выводом, а нашим отношением к месту и назначению диагностики в социальности и культуре. Если мы не являемся диагностики (или его адептами), и если мы в какой-то мере способны к рефлексии форм и оснований культуры, то наше отношение к данному институту, как правило, однозначно. С этой точки зрения диагностика всегда будет инструментально-технической системой, призванной к обоснованию заранее вынесенных оценочных "вердиктов". интерпретация:
В какой бы области не рассматривалась
диагностика - в технике, медицине, педагогике - остается очевидным
фактом ее подключение к более ранним мероприятиям с уже "вызревшим"
решением. Так, если дело касается техники, то станция технической
диагностики автотранспорта имеет место быть постольку, поскольку на
ваш автомобиль смотрят как на комплекс неисправностей. Идея профилактики
здесь ничего не меняет: предупреждается эксплуатация неисправного
автомобиля. Если же дело касается медицины, то постановка диагноза
заведомо здоровому человеку просто абсурдна. Каково бы ни было здоровье
человека, сам факт диагностики говорит только о том, что специалистами
этот человек признан уже не здоровым. В педагогике же диагностика
всегда являлась утверждением и закреплением предвзятого мнения.
( ) успешность и обоснованность поддержки, осуществляемой институтом и службами диагностики, а далее встраивание квалификации в ( ) и ее обслуживание в ( ). В социальности различным образом соединяются тест и диагноз. Тестирование, как нейтральная безоценочная метка зачастую производится в функции диагностики.
В терминах семиотики диагноз представляет собой следующие процедуры: а) подведение манифестаций психики и других открытых проявлений активности "психосомы" под определенную норму работ (схема-9, полустрелка вверх), или, что то же самое, структурирование как бы нерасчлененной активности в соответствии с нормативной схемой знакотехнических работ. интерпретация:
письмо и писательство, чтение,
исчисление и счет, графикация, моделирование и макетирование (
)
б) отнесение
нормативной схемы знакотехнических работ к точкам (источникам и центрам)
активности "психосомы" (полустрелка вниз) и отбрасывание,
игнорирование в эмпирической данности всего того, что не находит своего
адресата от исходящей инстанции (представления о норме работ) или, что
то же самое, наложение структуры нормы на эмпирическую данность с соответствующим
ее расчленением.интерпретация:
обучение, подготовка, различные
виды коррекций, тренинги, дрессура и т.п. организационно-технические
отношения (
)
Использование терминов семиотики оправдано тем, что даже в естественных науках (соответственно с их "инертными", "косными" предметами исследования) невозможы безоценочные суждения. Последние всегда, как утверждают психология и социология науки (в том числе социология знания) всегда мотивированы, установочны, ценностно окрашены. Исключить весь этот строй мира субъективного невозможно, ибо исследователь, если и не по преимуществу, то по сопричастности есть социальная позиция. А будучи таковой, описывается в терминах социологии и культурологии. Постольку схема семиотической оппозиции "знак-означаемое" с приданными ей интенциональными отношениями (замещения и отнесения) является адекватной логической конструкцией для понимания и развертывания "ситуации диагностики". © Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 23 мая 1997 ^^^вверх |
|
|
с 23 июля 2007
|