главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
СИМВОЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕЛИГИИ: ДРАМАТУРГИЯ И ЭКОНОМИКА
частный семиотико-эпистемический анализ
Гончаровские чтения ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСТВА, Ульяновск 1996
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оснащение культурного предприятия  
  семиотика и знакотехника организационное развитие  
  образовательные проекты priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника    
       
 
вернуться в разделш семиотика и знакотехника  
     
    формат microsoft word версия для печати
смотри здесь
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА РЕЛИГИИ
КАК ИНСТИТУТА ПСИХОПРАКТИКИ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Символ как инструмент религии/ частный семиотико-эпистемический анализ/ организационная схема религии как института психопрактики

 
 
1.1. Я буду исходить из общепринятого тезиса о конкретно-историческом характере института церкви и, соответственно, содержания и выражения религиозных верований. Т.е., я не буду касаться религиозных догматов, их воздействия на "светскую" культуру, а также их отражения в литературе и искусстве. Исходя из данного положения, я буду говорить о религии как о современной (в любой исторический отрезок времени) форме психопрактики, а о церкви, религиозных культе и ритуале как о постоянно модернизируемом способе ее - психопрактики - легитимации и институционализации. А также необходимо вести речь о персонале легитиматоров, институционализированных экспертов, терапевтов и пенитенциариев, берущем на себя историческую ответственность за духовное здоровье и репрессивно-охранительную миссию "духовного вождения".
1.2.
Символ, напротив, я буду рассматривать предельно абстрактно с тем, чтобы литература и другие способы существования и механизмы выражения культуры могли быть протрактованы как знаковые формы. Др.словами, как "предметы" семиотического анализа. Эпистемологические средства анализа привлекаются из сфер драматургии и экономической мысли, что оправдано положением о современности церкви. Т.о., я считаю, что прежде привычных эстетического, искусствоведческого, филологического и прочих подходов в осмыслении и анализе проблемы взаимоотношения двух высших состояний духа - религии и культуры - необходим семиотико-эпистемический подход.
И в этом мой первый тезис. Его смысл:
(1) поставить проблему как современную и исторически-актуальную и
(2) оставить внеисторические экскурсы и штудии ныне конъюнктурной темы уделу научной традиции.
2.1.
Очерчивая смысловое поле исторической проблематики "религия-культура", я определю его этико-социологическим. Это значит, что религия как собственное содержание института психопрактики по имени церковь должна анализироваться в организационных схемах. В отличие от объектно-онтологического анализа в подходах, вынесенных мной за скобки. Организации, а точнее со-организации, подлежат
(а) орудия диагностики и психоаналитическая и терапевтическая квалификации,
(б) характер производства и состав серий и коллекций мироощущений и
(в) способы и каналы "трансцендентной" и "мирской" коммуникации.
Это второй тезис.
2.2.
Он позволяет уйти от спекуляции по поводу вопроса "что есть религия сегодня?", заместив его проблемой конструирования схемы соорганизации отмеченных (а), (б), и (в). Особенность подобной схемы состоит в запрете и невозможности рефлектировать ее основания, дабы она представляла собой предмет веры. Забота о запрете продиктована стремлением избежать превратностей судьбы не только религии, но и науки.
Ибо - словами литературы постмодерна наука утеряла религиозную миссию, поскольку научные "догматы" - ее apriori, аксиомы, онтологии - уже "разъедены ржавчиной рефлексии" (Н.Бердяев). Также вызывает сомнение экологический вариант религии, допускающий по отношению к себе массу рефлексивных отношений.
3.1.
Уйдя от неосмысленного вопроса - "что есть религия?", мы оказываемся перед вопросами осмысленными: в чем драматизм (моей, его, другого...) жизненной ситуации? какого рода инвестиций востребует сознание (о-сознание) жизненной драмы? в чем расплата, если инвестиции оправдались сменой жизненной стратегии? что, в терминах психоанализа, будет ими вытеснено и насколько радикально?.. Логика вопрошания представляется достаточно очевидной поэтому заявляется как очередной тезис.
3.2. Итак, проблема заключается в понимании исключительного права на существование и постольку неустранимости ситуаций, подпадающих под осуждение рефлексии и нуждающихся в непроблематизируемом содержательном ядре. Именно факт такого рода понимания я считаю проблемой, поскольку он находится в вопиющем противоречии с традицией европейского рационализма (подобные факты обнаруживают себя, например, в индивидуальных религиях нобелевских лауреатов).
3.3. Здесь можно констатировать особые тон и коллизию современных жизненных драм. И, соответственно, их особую символизацию. Символизацию, соответствующую структурам современных сознаний:
- структуре, вытесняющей "природное сознание" (взращенного и структурированного натурфилософией и наукой);
- структуре, сторонящейся "технического сознания" (под агрессивными знаками экологических кампаний);
- структуре сознания, жаждущего иллюзий (производимых информационными технологиями и масс-медиа)...
Литература, способная к созданию подобных символов - это сегодня не типичные тексты традиционно понимаемой классической литературы, а скорее семиотические эксперименты и их знаково-символические конструкции (распространяемые, например, огромными тиражами К.Кастанеды, Е.Блаватской, Р.Штайнера, Рерихов). Действительно, свято место пусто не бывает. Запускаются эти символы в обращение всегда в соответствии с современными экономическими моделями. Не буду занимать место их перечислением, но напомню, что в свое время церковь лидировала в их создании и практиковании.
3.4. Пункт 3.3. - не аллилуйя и не анафема. Это культурологическая фиксация положения дел. Фиксируется главное - приемы уравновешивания важнейших состояний сознания, переживающего драму и растерявшего способность расшифровки своих подспудных импульсов и интерпретации внешних аффектов. Еретик и религиозный отступник сегодня тот, кто вознамерившись интерпретировать нерефлектируемые основания и репрезентировать непроблематизируемую инстанцию, не справляется с миссией терапии драматизирующего сознания.
4.1.
Четвертый тезис заключается в том, что это право сегодня может принадлежать только схеме - предельной инстанции в иерархии значений и символов культуры. Этот тезис снимает конфликт "светского" и "духовного", а равно соперничество за место и время отправления религиозных (в самом широком смысле) культов и таинств, оставляет вне подозрения священные тексты, узревая в них рецепты терапии и экономики сознания. Схема, которую я привожу ниже совмещает институты церкви, школы и социальной амбулатории в их едином устремлении быть гарантом ясного сознания, его историческим водителем, культурным хранителем и коммерческим агентом.
4.2. Отвечая тематике конференции, утверждаю, что литературное описание (и другие выразительности), если оно будет предпринято как описаний данной схемы (и подобной ей, и вообще схематизации сознания), будут являться литературными" текстами и другими знаками культуры, занимающими определенное место в контексте истории христианства и христианской традиции. И еще одно замечание. Тема - "Литература и культура в контексте христианства" - упирается прежде всего в необходимость создания текстов, связана с пониманием своих будущих текстов. А будучи прикованной к текстам наличным и другим документам и памятникам культуры, практически ничего не добавит ощутимого к безграничному своду текстов и мыслей, накопленных в течении двух тысячелетий с Р.Х.
 
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 13.08.1996
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 4 апреля 2005
последнее обновление
09 январь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Символ как инструмент религии/ частный семиотико-эпистемический анализ/ организационная схема религии как института психопрактики