главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
«СХЕМА ЗНАНИЯ» КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
тезисы ко II Методологическому конгрессу
(1)
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  образовательные проекты смд-схематизация  
  семиотика и знакотехника оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  смд-эпистемология и эпистемотехника оснащение культурного предприятия  
  московский методологический кружок организационное развитие  
       
 
вернуться в разделш смд-схематизация  
в разделш смд-эпистемология и эпистемотехника  
     
    текст в формате Word версия для печати
   
1
рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Введя пунктом (1) значки-символы "граница" и "направление" и не выходя за границы языка, мы можем составлять положения задания
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1995
без тезиса
1.1. Введя пунктом (1) значки-символы "граница" и "направление" и не выходя за границы языка, мы можем составлять положения задания. Тем не менее, отметим и альтернативы
(а) оценке полноты, достаточности состава введенных условий с т.зр. "целого" (напр., системного целого) и
(б) состоятельности привлекаемого понятия "целого", пока безразличного к зафиксированному "составу" (в данном случае составу условий).
1.2. Преодолевая альтернативность в рефлексивном контроле и "чувстве границы", мы оказываемся, безусловно, в действительности работ (в рабочей действительности). Разумеется, если рефлексивный контроль и чувство границы являются конститутами данной действительности, а именно, "внешней" (культура, история) и "внутренней" (самоопределение, самоорганизация) нормировками.
Так означаемые исходные условия не выставляют сколь-нибудь серьезных затруднений, ибо "внешняя" нормировка как бы сама собой претендует на роль значения, вытягивая за собой совокупность ею означаемых. В обязанности "внутренней" нормировки при этом входит их счет.
1.3. Обретя рабочую действительность и следуя в ней направлению m, мы осуществляем работу означения, следуя направлению n - работу назначения. Направляясь как бы "извне", мы будем вскрывать слои и свойства, принимать ограничения раскрываемого пространства работ. Отправляясь "вовне", мы вынуждены задавать требования всему предстоящему и предполагаемому.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
2
рисунок 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Первые операции со знаками "граница" и "направление" закрепляют в изображении (2) исходные рабочие принципы: "работа" составляется организацией и самоорганизацией и является их "целым PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Первые операции со знаками "граница" и "направление" закрепляют в изображении (2) исходные рабочие принципы: "работа" составляется организацией и самоорганизацией и является их "целым
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1995
без тезиса
2.1. Первые операции со знаками "граница" и "направление" закрепляют в изображении (2) исходные рабочие принципы: "работа" составляется организацией и самоорганизацией и является их "целым". В противном случае мы сталкиваемся с дисфункцией "работы". Именно этот момент и вызывает необходимость объективации рабочей действительности.  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
3
рисунок 3
3.1 3.2 3.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1995
тезис:
Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования".
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Воспользуемся топологическим значение пары "внешнее/внутреннее" для изображения последовательности эпистемических единиц с функциональным в них местом для "объекта оперирования"
3.1. Последовательность открывается вопросом о "представлении", или особом "знании", позволяющем означить место для объекта оперирования.
Интерпретация: мысленный эксперимент Галилея. Стремление к воспроизводимости "знания" и его транслируемости определяет требования к "схеме работ", удерживавшей и подтверждавшей бы результаты эксперимента. В качестве "схемы работ" использована откорректированная математика.
3.2. Следующим вопросом – об обстоятельствах "внутри" схемы работ – вводится (как самостоятельная единица) способ существования "знания об объекте".
Интерпретация: Математика из свободных искусств превращается в конструктивно-техническую дисциплину.
3.3. Ответ следует по самой же "схеме" предпринятых работ: обстоятельства должны быть таковыми, каковые вмещают в себя и содержат в рабочем состоянии инструментарий, априори способный удержать необходимый класс "объектов".
Фиксация: Сколь ни будут многими и дробными процедуры, ведущие от вопроса (3.1) к ответу (3.3), рабочих шагов как радикальной смены строя рабочей действительности должно быть два. Этим принципом накладывается запрет на умножение логик развертывания.
Интерпретация: Умножению логик предпочтительнее прием феноменологической редукции, освобождающий от изнурительного восхождения в "замещениях" объекта, не ведающих своего предела и устремляющихся к бесконечному.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
4
рисунок 4
4.1 4.2 4.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1995
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы
тезис:
При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы
В рис.4 присутствует "схема" иных обстоятельств - "рамки" и "границы". Эти обстоятельства как бы чище предыдущих, т.к. составляются всего двумя знаками (в презумпции минимизации средств/объектов как залога действительности работ).
Интерпретация: Значащими точками в линии этой традиция являются рабочие принципы, сформулированные Махом.
Фиксация: фокусировка на "границах" и "рамках" является основной для герменевтики, стягивая область ее осуществления, но не решая проблему должного/наличествующего как условия ее рабочей действительности (вне которого не ухватывается объективность "не-Я").
4.1. Существующей в новой "схеме работ" полагается "рамка", означающая исходную установку, ориентацию, нормативное предписание - что осмысленно в предположении нечто наличествующего, в полагании ему места, как производного от комплекса рамочных обстоятельств. 4.2. Данной "схемой работ" исподволь проводится идея "объективности", пока не способная к различению модального и субстанционального, охотно редуцирующая "средство" к "объекту", "объект" к "средству". "Границы и рамки" этой "схемы работ" призваны внести требуемое различие в задаваемую ими рабочую действительность. Другое дело, насколько оправданно их призвание.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
5
рисунок 5
5.1 5.2 5.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ При невозможности прийти к удовлетворительному ответу в два шага, необходима смена обстоятельств работы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1995
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма
тезис:
Пока не вдаваясь в тонкости исхода призвания, перейдем на еще одну параллельную линию работ. Она заранее освобождает от противоречий номинализма и реализма. Основной аванс, ожидающий на этой линии - разрыв герменевтического круга за счет управления интенциональным отношением, "упакованном" в схеме знания и становящимся функционирующей связью между "местами" пространства работ
Трансформацмя интенционального отношения в логическую связь производится эпистемологическим конструированием. Результатом конструирования являются две знаковые формы, тождественные как "формы", но не тождественные структурно. Различие структур и позволяет выделять два типа функционирующих объект-предметных связей. Для первой формы в исходной объект-предметной паре "предмет" является "переменной" (существующим/несуществующим), для второй - "переменной" является "объект".
5.1. В развертываемой структуре первой формы имеется следующие функционирующие связи:
5.1.1 - 5.1.2. Для первого шага работ - установление соответствия между постоянным, фиксированным (и постольку отчуждаемом для трансляции) "предметом" и переменным (а потому каждый раз необходимо восстанавливаемым) "объектом". Структура знаковой формы, способная обеспечить воспроизводство искомой связи-соответствия и воспроизводство "предмета*', задается переменным "метапредметом" и, следовательно, апелляцией к изменчивым "внешним" обстоятельствам.
Интерпретация: так, "текучесть" времени, "поточность" событий, "расширение" Вселенной, "энтропия" среды и т.п. делают невозможными "*математичеекий маятник", "идеальный газ", "постоянную свободного падения", "постоянную Планка" и все прочие универсалии и константы. В этом смысле наука, претендуя на заботу о них, похоронила возможность заботы в данной знаковой форме
5.1.2 - 5.1.3. Чтобы преодолеть это затруднение, т.е. придать интенциональному отношению характер функционирующей связи (лишенной намека на направленность), на втором шаге развертывания формы над только что описанной конструкцией надстраивается еще один переменный "метапредмет".
Интерпретация: это т.н. методология науки, а науковедение оказалось включенным теперь в нижележащий "этаж" ("метапредмет" первого шага развертывания). Методология науки находится в постоянном поиске оправданий высказываниям и суждениям науковедения. Поиск, как правило, удовлетворяется в находке какой-либо институции: в протоколе эксперимента, в положении об исследовательской работе в научной лаборатории, в форме отчета по НИР...
В структуре этого "метапредмета" наличествуют уже две связи:
(а) функционирующая связь переменного "предмета" и фиксированного "объекта" и
(б) связь, управляющая даннмм функционированием.
5.2. В развертывании структуры второй формы:
5.2.1 - 5.2.2. Результатом первого шага является связь между переменным "предметом" и заданным "объектом". Эта связь усматривается из фиксированного "метапредмета".
Интерпретация: для этой линии работ более конструктивным служит понятие проекции , по смыслу которого "объект" как бы задается в априорных проекциях, строится на предзаданных основаниях, др.словами, конструируется.
5.2.2 - 5.2.3. Второй шаг складывает, как и при развертывании первой формы, функционирующую связь фиксированного "предмета" и переменного "объекта" и связь, управляющую этим функционированием. Способом задания структуры связей является их заключение в фиксированный "метапредмет" более высокого уровня.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
6. Через пять пунктов текста мы пытались провести очевидную мысль: актуально выступить "работой" может только единица развернутой действительности. Если последняя не выдерживает критики (из оргуправленческой позиции, с т.эр.методического предписания, в рамках инженерной психологии и np.), то и любые производные ее единицы разделят судьбу искомой действительности.
Во избежание этой участи мы и перевернули стоящую на голове логику: не описание неких работ как реальных феноменов, а конструирование и анализ действительности нашей мысли, единицы которой и являются искомыми работами.
7. Задание рабочих обстоятельств на листе бумаги (доске, кульмане...) и их элиминация в "реальности" есть условие мыслительного конструирования. Соскальзывание мысли вовне, например, как апелляция к существующим "вещам", свидетельствует:
(а) о неисчерпанности должных к использованию средств деятельности, следовательно избыточности режима мыслительного конструирования и
(б) об отсутствии самоопределения и ошибочной идентификации усилий, предпринимаемых на листе бумаги, с историей и настоящим положением дел.
8. Сила и слабость мыслительного конструирования - в его опоре на "текст", прорывающийся или вкрадывающийся на лист бумаги. Возможны две интенции коснтруктора в отношений "текста": интенция на его отождествление со схемой действия и интенция на отождествление со знаковой формой .
В первом варианте "текст" может и не эксплицироваться, оставаясь погруженным, растворенным в структуре действия.
Интерпретация
: маскировка "текста" загадочной его формой делает "текст" немым, но действующим (например, на воображение).
Во втором варианте "текст" эксплицируется знаковой формой. Тогда он должен быть рефлексивно организован по отношению к "тексту" первого варианта. В этом залог его содержательности.
9. Наличие в тексте знаковых форм в функции схемы (схемы работ) свидетельствует о рефлексивном зависании между "текстом-действием" и "текстом-знаковой формой".    
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх

(1) - Второй Методологический конгресс "Метод. Прикладное знание". Москва, 18-19 марта 1995г.
См.здесь:
http://www.fondgp.ru/lib/congress/congresses
 
 
 
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 6 февраля 1995, Тольятти, БанкКолледж
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апрель 2005
последнее обновление
12 январь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схема знания как техническое задание/ Введя пунктом (1) значки-символы "граница" и "направление" и не выходя за границы языка, мы можем составлять положения задания