главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
МАТЕРИАЛЫ и ССЫЛКИ
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  форпосты
   
   
   
доклад на конференции "ОБРАЗ ГОРОДА КАК ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ОБЪЕКТ", 1 апреля 2006, Ульяновск
 
Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Елена и Виталий СААКОВЫ
ОПТИЧЕСКИЕ И СИНОПТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА "ОБРАЗА ГОРОДА"
к постановке взгляда на город, 2
  смотри здесь также: Виталий СААКОВ "Комментарий, дополнение и послесловие к конференции",
Постановка взгляда на город: здоровый и больной взгляд на больной и здоровый город
 
     
Сразу поясним использованный в заголовке распространенный ныне прием. Это прием возвращения к начатой ранее и оставленной теме. Вчера просто "Бумер" или "Убить Билла". Сегодня "Бумер 2", завтра... Просто постановке был посвящен текст со многосложным названием "Постановка взгляда на город: здоровый и больной взгляд на больной и здоровый город (антропотехническая тренировка на символах и знаках города)".
Тезисы доклада будут на слух и странными, и жесткими, и сложными. И потому для слуха неприятными. Это намеренно.
Намерение состоит в попытке создать текст, следуя логике и интуиции "лаборатории и кухни образа". Тезисы в точном смысле слова сконструированы и, разумеется, в соответствие с принципами оптических схем и приемами конструирования оптических приборов. Конечно же, на уровне среднестатистического знания об этом, аналогично общему и обыденному знанию конструирования холодильника или электрочайника. Здесь важны не столько точное соответствие точному знанию, сколько последовательность в принятии аналогии. Это обусловлено тем, что требуемые временем образы города не живописуются (даже проектированием), а порождаются временем и отчасти конструируются поколениями мастеров и профессионалов (каждым поколением в своем времени). Непотребные возникают сами. Что имеет место быть с образом Ульяновска(1). Поэтому тема конференции "образ города" весьма к месту. Дело теперь за методологичностью, т.е., практичностью развертывания темы.
1. В заглавии сочетание "образ города" взято в кавычки. Этим обозначено, что для употребления этого сочетания только и только слов языку недостаточно. Прежде словесного материала и его употребления здесь необходимы понятийные материал и употребление. Не раньше, а прежде - упреждая словесное значение понятийным содержанием. Это относится как к формулировке темы конференции, так и к названию тезисов доклада.
При этом из сочетания слов в теме конференции следует, что "образ города" - это вещь, пусть и особого рода. В данном случае проект. Проект - вещь. Понятийно, терминологически и словесно. Тем самым задано предвидение "города" теми, кто употребляет это словосочетание в контексте, предложенном конференцией. Кроме вещей им ничего не разглядеть. Следовательно, их образ города будет наполнен - а точнее, предзадан - всевозможными городскими вещами, может быть даже городом-вещью, натуральным городом. Это снижает ценность "образа" из-за его тяготения слиться, отождествиться с "городом". Приведу сравнение. Застольные песни грузин, всегда образные, ЮНЕСКО занесла в памятники человечества, а вот песни акына... Скажем честно: никому не нужны, кроме как акыну, скучающему в степном пути и коротающего его "песней" (на всякий случай напомню, что эта т.н. песня есть перечисление всего встречающегося по пути). Наивысшая ценность "образа", соответственно, в случае полного его несовпадения (разотождествления) с "городом".
2. Название тезисов доклада - это попытка компенсировать вещность образа во взгляде организаторов конференции на город. Компенсировать собственно образностью образа города. Итак, "образ города" - прежде понятие, притом семиотическое. А, обращаясь к дополнительным пластам культуры, это есть иконическое образование. Ставка на понятие, притом семиотическое, а не на слово, продиктована тем, что обретается данный словесный оборот (точнее, сложный термин) в среде профессионалов городских занятий и занятий с городом. Нелишне отметить, профессионалов высокого класса. В других местах, а все остальные места тогда профанные, это - обыденное выражение, выделяющееся всего лишь звонкостью звука. Так мы оказываемся перед альтернативой: двигаться в сторону профанирования или, что то же самое, депрофессионализации данного понятия или же - в сторону профессионализации (не профанации) взятого на прокат выражения "образ города". Каждый решает, казалось, сам. На деле же за него решает его культурная, по-другому, профессиональная оснащенность или профессиональная беспомощность. 3. Поэтому следующий тезис - о требуемых культурных приобретениях и средах-пространствах-работах, где обретаются слова-термины-понятия "образ города". Иначе: тезис о профессиональной их уместности, а не профанной неуместности. Далеко ходить не надо. И профессиональная среда (коммуникация), и профессиональное пространство (организация), и профессиональные работы (усилия) требуют своего обнаружения в связи с отбеливанием образа города "Ульяновск". При этом не отмахнуться от вопроса - город ли Ульяновск? Вопрос этот сугубо профессиональный, а вовсе не риторический или провокационный (как может показаться)(2). Дело в том, что, не обойтись без соотнесения места, именуемое Ульяновском, а равно истории, собираемой под знаком "Ульяновск", и будущего, меченного символом "Ульяновск", с образами города вообще. Без соотнесения слово "город" будет использоваться профанно. Но в нашем городе есть образец как этого следует избегать. Карамзин своей "Историей государства Российского" соотнес конкретные, эмпирические и задокументированные географию, летописи и замыслы страны-стороны с образами государства вообще. Без соотнесения не будет также профессиональной постановки задач в отношении образа и образности Ульяновска, не говоря уже об их профессиональном решении.
Говоря строго, не ведая типологии городов, не ведая роли и места города в современном мире, не будешь иметь сведений и свидетельств о конкретном городе. Будут мнения, суждения, заблуждения, слухи и тому подобные контрафакты города. Но их, как говорится, иметь следует при себе. На большее, т.е. для других, они не годятся. У других же свои мнения, слухи, предрассудки...
Достоверной является, например, типология города - историческая, экономическая, оргуправленческая... Она здесь первый образ города в его образной череде и перспективе. Проектирование образа города "Ульяновск", как наставляет конференция - это демонстрация все же наивности в понимании задач и работ с образами как таковыми и образами таких "вещей", как город. Это касается как плана практического или рабочего отношения к "образу" - его отбеливания (высветления, но не в обесцвечивания; ведь принято, что лучше быть черным, нежели серым), так и научного или теоретического теоретического - принципиальных возможностей и ограничений процедуре отбеливания.
4. В чем ограничение и чему? Работам проектирования и обрабатываемому в них материалу. Первая культурная отсылка за разъяснениями к тексту А.Г.Раппапорта "Границы проектирования". Когда какая-никакая ясность возникнет, то далее отсылка методологическая - к текстам Г.П.Щедровицкого "О методе семиотического исследования знаковых систем" и "Искусственное и естественное в семиотических системах". Это подготовит к чтению-пониманию текстов О.И.Генисаретского "Мир и образ вещи". Небольшое напутствие. "Границы проектирования" - автора знаменитого "Проектирования без прототипов" - умеряют безудержный проектантский оптимизм, указывая на немногочисленность подлежащего проектированию, иллюстрируют разрушительные последствия проектных работ, берущихся за неадекватные задачи. "Искусственное и естественное в семиотических системах" показывают долю, место и механизмы проектного подхода в задачах переделок и преобразований мира. "Мир и образ вещи" изгоняет натурализм из профессионального восприятия вещей, а также из профессионального с ними обращения. 5. Если образ, в том числе образ города, не вещь, пусть даже особая, а потому не проектируемая, то что же? При этом проектирование здесь подразумевается в последовательности и смене воображения, т.е. фикции, мечты, воспоминания... воплощением воображенного в годящемся материале, подходящем месте и существующем времени. Остальное и в других последовательностях - прожекты, гипостазы, утопии. Отказывая образу в праве быть вещью, существовать как вещь, создаваться, употребляться и претерпевать все прочие превратности вещи, мы освобождаем его собственную суть и предназначение. А они состоят
не в том, чтобы образу быть обозримым, а самому управлять обозрением и обозреваемым,
не в том, чтобы быть разглядываемым, а участвовать в разглядывании,
не являть собой запечетленное, а проявлять другие содержания и в другом,
не столько быть произведенным тем или иным субъектом-индивидом, а в строгом смысле слова участвовать в индивидуации и субъективации помыслов, намерений и прочих интенций человека, решившегося на опасный труд и усилие смотрения.
Признанный факт, что отсутствие или дефект зрения только освобождает человека от зрительных иллюзий, аберраций, рассеянности и т.п. эффектов нормального зрения нормального человека. А взгляд, изначально ограниченный и затрудненный, меньше нашего натыкается на вещи и спотыкается о них. А порукой ему избежать препятствий - образы. Вкупе с пра- и прообразами. Чего греха таить, мы не то что многого бы не хотели видеть, еще большего мы увидеть просто не в состоянии.
Участие образа в индивидуации и субъективации, неизбежно производящих аспект, фрагмент, ракурс и т.п. сопровождения работы зрения, кажется логическим и функциональным противоречием. Интуитивно мы ожидаем от помощи образа обратного - генерализации, цельности, картины в фас (фасадности). И мы это имеем, но механизм здесь не прост и не очевиден. Образ (в профессиональном словоупотреблении) более объективен, нежели "натура", как бы служащая здесь и по случаю образчиком. Для этого он и нужен. Он в хорошем смысле ничейный, т.к. его нельзя приватизировать. Никто не в состоянии произвольно повлиять на образ. Поэтому разумнее подчиниться образу, нежели руководствоваться собственным дефектным (всегда!) зрением и потому ложными его картинами.
6. Итак, образ не вещь, пусть и особого рода, но инструмент. И вовсе не особый, если не считать, что зрительный (но никак не физиологии зрительного восприятия, а именно наблюдения, надзора и обзора). Как и со всяким инструментом, с ним следует обращаться, как это он предписывает. Вот некоторый ряд предписаний.
оптические предписания:
направлять взгляд не вовне, а вовнутрь, т.е. в себя,
не удивляться представившемуся, ибо образ правит смотрение не прямой, а обратной перспективой,
поэтому объект наблюдения должен быть точечным (лучше всего - город на карте, а не в ландшафте),
картина, которую поставит образ, является панорамой, т.е. заведомо большей, чем наблюдатель,
если наблюдаемый образчик больше "точки" и составляет более-менее натуральные виды и меры, то его образ будет чрезмерным преувеличением, несообразным наблюдателю и образчику,
синоптические предписания:
пункт наблюдения не может быть в единственном числе, что не означает множества наблюдательных пунктов (а т.н. "точки зрения" в любом их количестве вовсе не предполагаются, а при их рецидивах элиминируются оптикой и синоптикой образа),
устраивается подобный наблюдательный пункт как путь от причастности к образчику (например, городу) и очевидности-наглядности его явлений к обретению категориальной рамки взгляду и онтологического кадра взору,
содержание наблюдений следует пункт-за-пунктом-пути-к-культуре при допустимости избранного пути-в-культуре, все остальное есть следы и следствия попутных видов, которыми можно пренебречь или не замечать вовсе.
7. Эти две группы предписаний выявлены с целью замечания образа города. Образ, который прет и лезет в глаза - не образ, а декорация, всегда фальшивый реквизит визуальной сцены. На деле образ города сам по себе не заметен. Еще раз подчеркнем: образ не вещь, образ - это инструмент в работе (с акцентом на работе). Без труда видны вещи работы. Любая работа, как равно и работающий образ непосредственно себя не обнаруживают. Явно обнаруживаются всего лишь останки и сотатки работ - их продукты-вещи. Образ умирает в вещном материале, и его омертвевшие останки могут навязываться взгляду. Сегодняшний Ульяновск являет собой останки работы образа города, довлевшего над жителями не один десяток лет, а их непригладность и есть образная иллюстрация города, точнее - его самообраз. Сегодня горожанам навязываются натужные искусственные заместители образа города. Ибо вне путей-к-культуре иных образов не возникает и не возникнет. При этом Ульяновск выставлен на рынок. А раз так, то ему набивают, как это и положено в торговле, цену. Завышенная цена Ульяновска заполнила эфир, экран и печатную продукцию. Псевдообраз сработал. Ульяновск, пока еще не способный самостоятельно обеспечить себе достойное существование, признан уже вполне благополучным, совершеннолетним, дееспособным и посему отпущен "на вольные хлеба". Скоро мы их вкусим.
Как вы могли почувствовать, тезисы словесно-языковую синтагматику "образа города" (речение и речи о нем) трактовали в форме визуальной парадигматики (семиотических категориальных конструкций). Ясно, что образ не сказывается, а видится и проживается, даже если собран в словесном материале.
Напомним старшим и открою юным, что образ города как синоптические пункт и как знако-техническая мастерская работал в Ульяновске в январе 1987г. Условием этому послужила организационно-деятельностная игра "Архитектурно-градостроительное обеспечение программ развития города".
Фактически, условия составились работой более сотни человек на протяжении недели. Работа образа взаимодействовала с работой участников игры. Пока все были вместе и в одном пространстве. Потом судьба и время их раскидали. Оказался раскидан и образ города, работа образа распалась. Приводим это в пример для того, чтобы на всякий случай предупредить, что проектный однодневный наскок на образ города безуспешен. А именно это планирует конференция.
Более того, образ города востребуется не столько его жителями, сколько наблюдающими за ним "со стороны". Сегодня их кличут инвесторами. Витающий над городом и развеваемый по весям неуправляемый и неприглядный образ города привлекает вполне определенные типажи пресловутых инвесторов. Поэтом город инвестируется в торговлю и торговые занятия. И только. Да Бог с ними, если бы это не касалось школ и университетов города. Сегодня это самые бойкие торговые места города.
30 марта 2006г.
Добавление 2011-12-04 (1) - Чего стоит образчик вроде "Ульяновск - родина Колобка" (!). Да и Бог бы с ним, если его не пытались бы превратить в бренд города. А какие образы всплывают за такими слоганами, как "Ульяновск - авиационная столица", "Ульяновск - территория малого бизнеса"? Либо никакие, либо ложно-двусмысленные. Явно неудачно выражение "Ульяновская область - только вперед!" (или на взлет). Безусловно, что последнее вполне может иметь место, но только не по отношению к территориально-административным образованиям (со статусом Субъекта Федерации). Это, несомненно, призыв к людям, но люди в слогане не просматриваются.
(2) - Смотри здесь материалы семинара Задачи и средства управления физическими и символическими активами городских территорий
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 30 март 2006

последнее обновление
27 июнь 2016
15 апрель 2012