главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ / КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТПП |
предыстория
В один из майских дней сего года Президент Торгово-промышленной палаты на очередной встрече с группой Регионального учебно-технического центра(1) подвел решающую точку в череде обсуждения извечного русского вопроса "что делать?": что делать в плане настоятельнейшей организационно-технологической модернизации строительства?(2) Нужно создавать при Палате Комитет по строительству. Ответ принципиален и стратегичен, поскольку указывает на самые основы, а именно, на дефицит и слабость институтов, поддерживающих модернизацию. Нельзя сказать, что таковых в регионе вообще нет или все они ущербны. Но при этом нельзя не отметить, что практически все наличные институты имеют в регионе административное происхождение. И в этом причина их слабости, т.к. подобное (причем зачастую необходимое) происхождение значительно ссужает тот набор фундаментальных механизмов, которые в совокупности призваны к основному и решающему назначению любого института - обеспечивать постоянство и непрерывность важнейших процессов и явлений в жизни государства и общества. А таковым важнейшим процессом и явлением на сегодня определена модернизация. Следовательно, значению и роли модернизации необходимо уделить внимания не меньше, чем, например, семье - извечной "ячейке (и проблеме) государства и общества". |
Следовательно, модернизация сегодня нуждается в обеспечивающих
ее институтах, не менее (если не более), чем семья и брак(3).
Итак, вопрос "что делать с регрессирующим строительством", а также вопрос "как укрепить институты его модернизации" закономерно упираются в перераспределение функций между стратегическими субъектами экономики и экономической политики - государством и институтами модернизации. Идея создания Комитета по строительству и предстоящие организационные шаги самого Комитета только и следует видеть в разрезе данного вопроса. Торгово-промышленная палата - признанный стратегический субъект экономической политики, и проращивание в Палате ростков института модернизации представляется делом безусловным, притом что перспективным и необходимым в плане институционального устройства региона. А этот план наряду с инфраструктурной проблематикой служит, самым что ни на есть, опорным планом регионального развития. Забегая вперед, отмечу, что большие региональные проекты, единственно представляющие ныне лицо Ульяновской области округу, стране и миру, должны рассматриваться не в последнюю очередь в контексте институтов и инфраструктуры организационной и технологической модернизации. |
хозяйственно-экономического значения, но
предвосхищает и предупреждает целый ряд следующих вопросов, ставящихся
как трансформация хозяйственных отраслей в экономические
рынки и промышленно-финансовые анклавы. Очевидно, что "времена с рынком" привнесли в нашу жизнь весьма неожиданное и даже неудобное обстоятельство в сравнение как бы с ясной и недвусмысленной ведомственно-отраслевой структурой прежнего, доперестроечного, хозяйства. Былые "простые" отрасли с разным успехом и разной скоростью трансформируются в "сложные" рынки и промышленно-финансовые анклавы. Строительство не только не представляет здесь исключения, но скорее являет самый разительный и впечатляющий пример. А такого рода масштабные вещи, как большие региональные проекты, в первую очередь инновационно-технологическое развитие Димитровграда и логистико-технологическое обустройство Ульяновского транспортного узла и коридора, несомненно добавляют в процесс трансформации свою немалую лепту. Поэтому вместо отраслевого подхода приходится все шире использовать подход рыночный, но не в смысле идеологического антипода централизованного планового хозяйства, а в качестве аналитического подхода к строительству, как сложному явлению современной неплановой экономики. |
|
Экономики не плановой, но, все же, экономики и потому
оснащенной не меньшим, а даже бoльшим разнообразием регуляторов. И,
что самое главное, свободно самоопределяющихся (!) Это неимоверно усложняет
задачи стратегов и промполитиков. Но это же в случае более-менее положительного
решения задачи обеспечивает гораздо больше эффектов в сравнение с плановыми
показателями мобилизационной экономики. Именно поэтому полное рабочее
название созданного Комитета должно бы звучать следующим образом: Комитет
по профессиональным и специальным рынкам сферы строительства. Слово
сфера здесь не для красного словца, оно из современного управленческого
лексикона работников со сложными объектами - рынками, регионами, трансграничными
зонами... Сфера(4)
здесь - базовая аналитическая модель вместо "плоских" графиков и диаграмм
управленцев минувшей эпохи. Таким образом, на Комитет ложится непростая
ответственность за реалистичное понимание положения дел в строительстве.
И только на основе такого реалистичного понимания, а не домыслов и далеко
непрозрачных статистических данных, возможно определения путей к реальной
модернизации строительного дела. В противном случае придется подсчитывать
упущенные выгоды модернизации.
А нашему региону в его новейшей истории есть что подсчитывать в качестве таковых. Это и задержка с интеграцией, точнее с реинтеграцией, в экономическое пространство страны в середине 90-х, катастрофический упадок качества и стоимости промышленных активов на рубеже 2000-х, антиинвестиционная политика начала 2000-х, до сих пор продолжающийся отток квалифицированных кадров… Строительные активы пока "успешно" вписываются в данный неутешительный список |
Здесь будет весьма показателен пример из английской
повседневности. Он иллюстрирует прямую связь, с одной стороны, между
задачами территории, в данном случае - ее обеспечения социальным жильем,
и, с другой стороны, требованиями к организационно-технологической стороне
строительства, подряжающегося на участие в соответствующих жилищных
программах. Там социальным жильем считается только то, конструкции чего
доставляются на место одним грузовиком и монтируются в течение дня двумя
рабочими. Можно подсчитывать выгоды их регионов благодаря подобным организационно-технологическим
требованиям к строительству... Конечно, этот пример из географического
далекa, но вот из далекого ли для нас времени? Полагаю, что если и не
из сего дня, то не очень далекого будущего. Оптимизм внушают те же инновационные
и модернизационные усилия, предпринимаемые в этом направлении в рамках
масштабного всероссийского проекта "Российский дом будущего". Ведется
он Издательским домом "Группа Эксперт", Общероссийской общественной
организацией "Деловая Россия" и (внимание!) Торгово-промышленной палатой
России, которая организует у себя экспертные обсуждения событий всемирной
"ЭКСПО-2010", касающихся проблематики развития городов и поселений.
На первом этапе проекта разрабатывалась доктрина массового строительства
жилья эконом-класса. В ходе конкурсных мероприятий отобраны 135 строительных
инновационных научно-технических разработок, намечены конкретные площадки
и полигоны для их "обкатки". Второй этап начался с экспериментального
строительства и формирования экспериментальных производств. В ходе третьего
этапа предполагается провести конкурс инвесторов, а также очередной
конкурс строительных и архитектурных инноваций.
|
Пока наш регион несколько в стороне от
этого проекта и от других, важных для судьбы строительства. И подобная
ситуация, конечно же, не способствует росту инновационности и модернизации
нашего строительства. А на фоне таких проектов даже наоборот - будет приводить
к относительному и абсолютному его регрессу. Противостоять же этому может
лишь небанальная, не для отписки, весьма тонкая стратегия модернизации.
Обозначу ее как оптимизация активов строительства
в задачах пространственного развития региона: в проектах кластеров, промышленных
и портовых зон, экономических транспортных коридоров… Итак, исходя из соображений сферной организации нынешнего строительного дела, вырисовывается тактическая перспектива модернизации строительства. Она касается механизмов двух типов, претендующих на модернизационную роль: внутренних по отношению к строительному делу и внешних. Согласно сферной организации ясно, что внешних механизмов, прямо и косвенно регулирующих строительное дело, на порядки больше, чем внутренних, и подобное соотношение будет оставаться таковым и впредь. Также ясно, что ныне мощь отдельных внешних механизмов-регуляторов (в привычной терминологии - вневедомственных, внеотраслевых) многократно превосходит даже объединенные силы строительных и околостроительных организаций, объединений и ассоциаций на разной основе. Комитет взвешенно подошел к оценке внутренних и внешних механизмов-источников модернизации и определился в их выборе и соотношении |
|
Главным источником реальной организационно-технологической
модернизации для строительного дела в регионе только и могут послужить
большие региональные(5),
а также общенациональные проекты, подобные "Российскому дому будущего".
Именно с ними связывается приход в регион "продвинутых" организационных
и технологических стандартов. Именно они должны включить внутренние
резервы оптимизации и отрегулировать механизмы модернизации, как отдельного
строительного предприятия, так и в целом строительных активов региона.
|
Дело теперь, как говорится, за выверенной расстановкой
фигур в этой непростой шахматной диспозиции. Комитет приглашает все
здоровые силы Ульяновской области принять участие в этой сложной, но
интересной работе. Незаинтересованных в ее результатах не существует
по определению: все мы живем и работаем внутри результатов строительной
деятельности. механизм модернизации.
|
|
|