главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Исследовательское обеспечение программ инженерного образования
Система образования с Университетским центром в г.Сургуте
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия
  образовательные проекты смд-эпистемология и эпистемотехника
  инженерия образования  
     
 
содержание разделаш исследовательское обеспечение программ инженерного образования  
1-й этап разработок
  2-й этап разработок  
     
     
     
исследовательское обеспечение программ инженерного образования  
1-й этап разработок  
В отчете за первый этап разработок мы отразили рабочий принцип реализации Технического задания и Рабочей программы по теме "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ", в соответствие с которым будет составлен отчет по названной теме и в соответствие с которым велись перечисленные ниже работы.  
1. Рабочими рамками темы "Исследовательское обеспечение программ инженерного образования" является отчет лаборатории за 1991г. "Создание региональной системы образования с Университетским центром в г.Сургуте", основным тематизмом которой являлись системы знаний в инженерном образовании.
1.1. Рамка "Место знаний в образовании: педагогическая проблематика". На семинаре "Знакотехническая работа в системах мыследеятельности" (01.07- 14.07.1992, г.Светлогорск) лабораторией выделено проблемное ядро - педагогико-эпиетемологическое, и намечены направления его разработок - знакотехническое и схемотехническое.
1.2. Рамка "Понятие и категориальные основания инженерной деятельности"
На игре "Перспективы и программы развития г.Сургута" (23.03-29.03.1992, г.Сургут) в этой рамке обозначена тема историко-критического исследования порождения, эволюции и реализации понятий "знания" и "энергии", их связи и соотношения. Эта тема и ее проработка должны составить контур ситуации, условий и обстоятельств программирования региональной системы образования.
1.3. Рамка "Инженерный подход к теме образования". На целом ряде семинаров и ОДИ за 1991-1992гг.(1) анализировались проектный, программный и "опытный" подходы в становлении и развитии систем образования.
Предварительные результаты анализа приводят к выводу о недостаточности какого-либо одного подхода.
Инженерный подход по понятию вбирает в себя перечисленные выше, является во многом их соорганизацией, но не получил еще своего рабочего оформления. Идеальные и реальные объекты, с которыми связывается инженерный подход, могут быть выделены в материалах семинара "Технологии образования и подготовки" (24.08-28.08.92, г. Одесса). Это сложные, составные объекты оперирования (знаки, организации, индивиды и коллективы, цели и представления...). Сам подход должен включать в себя реализационную и осуществляющуюся компоненты, неразрывно связанные с техническими (обеспечивающими) компонентами, что не является нормативным для иных подходов(не инженерных).
1.4. Рамка "Теоретико-методологические и организационно-идеологические основания программирования систем образования". Этой рамкой выделяется и обозначается тема школы. В контексте отчета и разработок лаборатории тема школы вводится с целью актуализации дополнительных средств (теоретических и организационно-реализационных) в программах становления и развития систем образования.

2. К понятию "исследовательское обеспечение"
Прежде всего должны быть выделены ориентации "обеспечения" и место "обеспечивающего исследования" в системе кооперированной деятельности по становлению и развитию образования.
2.1. Такими ориентациями в грубом смысле являются формулировки вида: "исследователь ищет, кого обеспечить и чем", "кто нуждается в исследованиях и почему", "исследовательское обеспечение есть обеспечение исследований и исследовательских разработок".
2.2. Исходя из такого рода "практических" ориентаций, разграничиваются соответственно
- естественннонаучные исследования ("кто нуждается в исследованиях"),
- технические исследования ("исследователь ищет нуждающегося в исследованиях") и
- исторические исследования ("исследовательское обеспечение исследований").
2.3. Типы исследований и их организационно-практические ориентации выделяются уже на этапе ситуационного анализа (схема-1).

 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1992
 

Логически здесь присутствуют три "вещи":
- дело, в данном случае дело развития города и региона, дело становления системы образования,
- ситуация, как отражение и воплощение идей "энергии" и "знания" на анализируемой территории и
- положение дел, рассматриваемого в двух залога - "положение с делом..." и "положение дел в...". Содержательным контекстом всей схемы должен явиться материал И-81 "Новые виды двигателей и нетрадиционные виды энергии" (15.06.-2406.90, г.Обнинск) и семинаров по эпистемологии "Инженерные знания и общая эпистемология" (17.01-20.01.1991, г.Ульяновск), "Системомыследеятельностная эпистемология и исследование" (26.01-28.01.1992, г.Ульяновск).

3. Схема исследовательского обеспечения программ образования. На схеме-2 визуально организовано исследовательское пространство и исследовательские ориентации по отношению к его подпространствам и организованностям. Содержательная интерпретация ориентаций и их ориентиров и является "исследовательским обеспечением".
3.1. Позиция "исследователя" на схеме - собирательная позиция, обеспечиваемая организованностями в рамках теории и практики образованеия:
- в случае естественнонаучного исследования таковыми организованностями являются онтологии образования, схемы объектов, прогнозы в образовании,
- в случае технического исследования - проекты и организации,
- а в случае исторического - знания и критика.
3.2. Исследовательское пространство содержит рефлексивный блок, интерпретируемый как действительность школы. Его центральной, базовой организованностью является "школа программирования образования", которая в рамке практики образования является исходной институцией в развертывании региональной системы образования.
 
схема 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1992
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 2
3.3. Действительность школы задается идеей причастности, запределивающей позицию педагога до философской. Организационной идеей причастности являются "кафедра", "университет" и "академия" (см.отчет лаборатории за 1991г.).

4. Пространство исследовательского обеспечения
Оно содержит, как минимум, четыре плана интерпретации, выделяемых в рамках "программирования образования", "инженерного подхода в образовании", "понятия и категорий инженерного мышления" и "места знаний в образовании".
4.1. План программирования образования тождествен действительностям школы и конституируется организацией мыследеятельности педагога и ученика в соответствие с идеей "кафедры", "университета" и "академии".
4.2. План инженерного подхода составлен программными и проектными идеями и конституируется как образовательная сеть. Инженерное мышление осуществляет себя здесь как оперативные системы (эпистемология) и онтологическое конструирование (схематика и знакотехника).
4.3. План понятия и категорий инженерного мышления является производным от искусственно-технической картины мира.
4.4. План место знаний в образовании полагает таковым местом историю, а собственно знанием в образовании - историческое знание: историю "подготовки" и историю систем, ее развертывающих.

5. Действительность школы
Таковая в контексте нашей разработки сводится к определенному проявлению педагогического отношения - конфликта "представления" и "восприятия", категориэуемого как оппозиция "мышления" и "сознания".
5.1. В данном случае педагогика, взятая со стороны ее существования как техники, предназначена к объективации иерархированного пространства типов интеллекта и конструированию субстрата-носителя интеллектуальных функций, выдерживая принцип гетероархированности.
5.2. Рамки, в которых организуется конфликт и строится оппозиция "восприятие-представление" и "сознание-мышление" - это рамки психолого-эпистемологическая и логико-эпистемологическая. Ядрами в данных рамках выступают, соответственно, вещь-форма и мысль-форма, содержательно наполняемые соответственно "знаками" и "схемами".
Формой служит способ существования "знака" или "схемы" на субстратах-носителях, функционально определяемых как "экраны сознания" и "доски мышления".
5.3. Действительность школы предметна. Предметность фиксируется и выделяется в процессе переоформления исторических систем знания, перестройки механизмов их порождения, реконструкции каналов трансляции знания и реорганизации областей их употребления. Ведущим подходом здесь является эпистемологический подход, а содержанием выделяемых предметов - эпистемы.
5.3. Эпистема "среда" полагается как фокус выворачивания исторических систем знания, а сами процедуры выворачивания, подлежащее выворачиванию и результаты выворачивания составляют методические задачи учебно-образовательного процесса.

6. Материалы дискуссий и докладов сотрудников лаборатории "Исследовательское обеспечение программ образования" на рабочих совещаниях сети методологических лабораторий Сургутского координационного центра являются непосредственным приложением к отмеченным рубрикам отчета первого этапа исследовательских разработок.
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, сентябрь 1992
 
схема 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1992
 
вверх вверх вверх вверх
исследовательское обеспечение программ инженерного образования  
2-й этап разработок  
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 3
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Логико-эпистемологический контур инженерного образования. Пропедевтическое изложение
2. Программа, состав и содержание работ постоянной Конференции по эпистемологии
3. Формулировка, организационная форма и тематическое содержание курса "Логика и Эпистемология" (для экономического образования и подготовки)
4. Материалы III Семинара по эпистемологии "СМД-Эпистемология и исследование"
Исполнители: Сааков Виталий Вадимович, Варюхин Алексанадр Иванович, Саакова Елена Федоровна, Грищенко Сергей Петрович
Руководитель: Сааков Виталий Вадимович

курс ЛОГИКА И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
формулировка, организационные формы и тематическое содержание курса
1. Формулировка курса
Курс "Логика и эпистемология" предназначен для оснащения сложных интеллектуальных работ в сфере банковского дела и его гуманитарных практик:
- исследований и проектных разработок в банковской сфере,
- построения комплексных предметов и предметов высокой сложности (оргуправления и управления развитием, регионалистики, аналитики, иформационных систем и пр.),
- разработок и оборудования разнообразных энаково-семиотических и знаково-культурных сред.
2. Организационная форма курса составлена следующей иерархией:
- постоянно действующей знакотехнической мастерской, ведущей студенческие иоследования и разработки в областях и учебных предметах банковской деятольности и сопряженных с ней областях,
- периодическими тематическими сессиями, осуществляющими комплексирование и анализ задач, материала, мыслительных содержаний и средств, требущихся для ведения исследований и разработок в знакотехнической мастерской; сессии ориентированы, соответственно, на понятийную работу (на формы и типы мыследеятельности) и предметную область банковского дела; территориально сессии проводятся в Тольятти и Ульяновске (в рамках постоянно двйствующей международной и межрегиональной конференции по эпистемологии),
- проблемными семинарами, назначение которых в выделении и обозначении предметов и объектов банковского мышления и банковской деятельности,
- лекционной формой, очерчивающей и оформляющей суммы знаний, востребущихся в работе семинаров, сессий и знакотехнической мастерской.
3. Тематическое содержание курса
содержание лекций задает рамки и разграничивает основные области учебного материала, подлежащего освоению, а также преобразованию и развитию; таковыми рамками являются:
- схематика и логика,
- схематизация логики и логика схематизации,
- схематика и семиотика,
- семиотика и знакотехника
...
тематические рамки семинаров:
- основания логико-эпистемологического и психолого-эпистемологического подходов
- оперативные возможности и приложения эпистемологии, схематики и знакотехники
тематические направления сессий:
- логика и семантика счета,
- исторические и современные эпистемы (единицы, схемы, области знания)
- эпистемологическое оформление действительных и возможных миров
4. Построение курса
Курс "Логика и Эпистемология" расслаивается по учебным семестрам и в учебном семестре. Принцип расслоения продиктован общеобразовательными соображениями и задачами специфического профессионального оснащения. Общая схема курса для любых двух учебных семестров:
- нерегламентируемый объем времени работы знакотехнической мастерской,
- пять-шесть тематических недельных сессий, часть которых проводится в рамках конференции по эпистемологии (Ульяновск) и во время тематических сессий сессий по другим курсам (Тольятти и др. города Сети методологических лабораторий)
- ежемесячный (или раз в два месяца) трехдневный проблемный семинар
Объем лекционных часов (120-140 час.) распределяется по нескольким учебным семестрам
6. Схема курса
(смотри схему-4)
 
схема 4  
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 4 мир знакотехники
и семиотики
тематические и
проблемные области
пространство
культуры
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1993  
 
 

(1) - Опорными из которых в этой рамке для нас являются: игра "Проектирование содержания образования" (19.04-28.04.1992, г.Челябинск), семинар "Проекты развития образования и программы педагогических исследований и разработок. Проблемы городского и регионального развития и их место в программах образования" (08.05-19.05.1992, г.Сургут).  
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1993
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 ноябрь 2005

последнее обновление
30 ноябрь 2014
05 декабрь 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 1 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования, 1992/ 4