главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Исследовательское обеспечение программ инженерного образования Система образования с Университетским центром в г.Сургуте |
содержание разделаш | исследовательское обеспечение программ инженерного образования | |
1-й этап разработок | ||
2-й этап разработок | ||
исследовательское обеспечение программ инженерного образования |
1-й этап разработок |
В отчете за первый этап разработок мы отразили рабочий принцип реализации Технического задания и Рабочей программы по теме "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ", в соответствие с которым будет составлен отчет по названной теме и в соответствие с которым велись перечисленные ниже работы. |
1. Рабочими рамками
темы "Исследовательское обеспечение программ инженерного образования"
является отчет лаборатории за 1991г. "Создание региональной системы
образования с Университетским центром в г.Сургуте", основным тематизмом
которой являлись системы знаний в инженерном образовании. 1.1. Рамка "Место знаний в образовании: педагогическая проблематика". На семинаре "Знакотехническая работа в системах мыследеятельности" (01.07- 14.07.1992, г.Светлогорск) лабораторией выделено проблемное ядро - педагогико-эпиетемологическое, и намечены направления его разработок - знакотехническое и схемотехническое. 1.2. Рамка "Понятие и категориальные основания инженерной деятельности" На игре "Перспективы и программы развития г.Сургута" (23.03-29.03.1992, г.Сургут) в этой рамке обозначена тема историко-критического исследования порождения, эволюции и реализации понятий "знания" и "энергии", их связи и соотношения. Эта тема и ее проработка должны составить контур ситуации, условий и обстоятельств программирования региональной системы образования. 1.3. Рамка "Инженерный подход к теме образования". На целом ряде семинаров и ОДИ за 1991-1992гг.(1) анализировались проектный, программный и "опытный" подходы в становлении и развитии систем образования. |
Предварительные результаты анализа приводят
к выводу о недостаточности какого-либо одного подхода. Инженерный подход по понятию вбирает в себя перечисленные выше, является во многом их соорганизацией, но не получил еще своего рабочего оформления. Идеальные и реальные объекты, с которыми связывается инженерный подход, могут быть выделены в материалах семинара "Технологии образования и подготовки" (24.08-28.08.92, г. Одесса). Это сложные, составные объекты оперирования (знаки, организации, индивиды и коллективы, цели и представления...). Сам подход должен включать в себя реализационную и осуществляющуюся компоненты, неразрывно связанные с техническими (обеспечивающими) компонентами, что не является нормативным для иных подходов(не инженерных). 1.4. Рамка "Теоретико-методологические и организационно-идеологические основания программирования систем образования". Этой рамкой выделяется и обозначается тема школы. В контексте отчета и разработок лаборатории тема школы вводится с целью актуализации дополнительных средств (теоретических и организационно-реализационных) в программах становления и развития систем образования. |
2. К понятию "исследовательское обеспечение" |
|
Логически здесь присутствуют три "вещи": |
3. Схема исследовательского
обеспечения программ образования. На схеме-2
визуально организовано исследовательское пространство и исследовательские
ориентации по отношению к его подпространствам и организованностям. Содержательная
интерпретация ориентаций и их ориентиров и является "исследовательским
обеспечением". 3.1. Позиция "исследователя" на схеме - собирательная позиция, обеспечиваемая организованностями в рамках теории и практики образованеия: - в случае естественнонаучного исследования таковыми организованностями являются онтологии образования, схемы объектов, прогнозы в образовании, - в случае технического исследования - проекты и организации, - а в случае исторического - знания и критика. |
3.2. Исследовательское пространство содержит рефлексивный блок, интерпретируемый как действительность школы. Его центральной, базовой организованностью является "школа программирования образования", которая в рамке практики образования является исходной институцией в развертывании региональной системы образования. |
|
3.3. Действительность школы задается идеей
причастности, запределивающей позицию педагога до философской. Организационной
идеей причастности являются "кафедра", "университет"
и "академия" (см.отчет лаборатории за 1991г.). 4. Пространство исследовательского обеспечения Оно содержит, как минимум, четыре плана интерпретации, выделяемых в рамках "программирования образования", "инженерного подхода в образовании", "понятия и категорий инженерного мышления" и "места знаний в образовании". 4.1. План программирования образования тождествен действительностям школы и конституируется организацией мыследеятельности педагога и ученика в соответствие с идеей "кафедры", "университета" и "академии". 4.2. План инженерного подхода составлен программными и проектными идеями и конституируется как образовательная сеть. Инженерное мышление осуществляет себя здесь как оперативные системы (эпистемология) и онтологическое конструирование (схематика и знакотехника). 4.3. План понятия и категорий инженерного мышления является производным от искусственно-технической картины мира. |
4.4. План место знаний в образовании
полагает таковым местом историю, а собственно знанием в образовании -
историческое знание: историю "подготовки" и историю систем,
ее развертывающих. 5. Действительность школы Таковая в контексте нашей разработки сводится к определенному проявлению педагогического отношения - конфликта "представления" и "восприятия", категориэуемого как оппозиция "мышления" и "сознания". 5.1. В данном случае педагогика, взятая со стороны ее существования как техники, предназначена к объективации иерархированного пространства типов интеллекта и конструированию субстрата-носителя интеллектуальных функций, выдерживая принцип гетероархированности. 5.2. Рамки, в которых организуется конфликт и строится оппозиция "восприятие-представление" и "сознание-мышление" - это рамки психолого-эпистемологическая и логико-эпистемологическая. Ядрами в данных рамках выступают, соответственно, вещь-форма и мысль-форма, содержательно наполняемые соответственно "знаками" и "схемами". Формой служит способ существования "знака" или "схемы" на субстратах-носителях, функционально определяемых как "экраны сознания" и "доски мышления". |
5.3. Действительность школы предметна.
Предметность фиксируется и выделяется в процессе переоформления исторических
систем знания, перестройки механизмов их порождения, реконструкции каналов
трансляции знания и реорганизации областей их употребления. Ведущим подходом
здесь является эпистемологический подход, а содержанием выделяемых предметов
- эпистемы. 5.3. Эпистема "среда" полагается как фокус выворачивания исторических систем знания, а сами процедуры выворачивания, подлежащее выворачиванию и результаты выворачивания составляют методические задачи учебно-образовательного процесса. 6. Материалы дискуссий и докладов сотрудников лаборатории "Исследовательское обеспечение программ образования" на рабочих совещаниях сети методологических лабораторий Сургутского координационного центра являются непосредственным приложением к отмеченным рубрикам отчета первого этапа исследовательских разработок. © Виталий Сааков, PRISS-laboratory, сентябрь 1992 |
|
исследовательское обеспечение программ инженерного образования |
2-й этап разработок |
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА: 1. Логико-эпистемологический контур инженерного образования. Пропедевтическое изложение 2. Программа, состав и содержание работ постоянной Конференции по эпистемологии 3. Формулировка, организационная форма и тематическое содержание курса "Логика и Эпистемология" (для экономического образования и подготовки) 4. Материалы III Семинара по эпистемологии "СМД-Эпистемология и исследование" Исполнители: Сааков Виталий Вадимович, Варюхин Алексанадр Иванович, Саакова Елена Федоровна, Грищенко Сергей Петрович Руководитель: Сааков Виталий Вадимович курс ЛОГИКА И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ формулировка, организационные формы и тематическое содержание курса 1. Формулировка курса Курс "Логика и эпистемология" предназначен для оснащения сложных интеллектуальных работ в сфере банковского дела и его гуманитарных практик: - исследований и проектных разработок в банковской сфере, - построения комплексных предметов и предметов высокой сложности (оргуправления и управления развитием, регионалистики, аналитики, иформационных систем и пр.), - разработок и оборудования разнообразных энаково-семиотических и знаково-культурных сред. |
2. Организационная форма курса составлена
следующей иерархией: - постоянно действующей знакотехнической мастерской, ведущей студенческие иоследования и разработки в областях и учебных предметах банковской деятольности и сопряженных с ней областях, - периодическими тематическими сессиями, осуществляющими комплексирование и анализ задач, материала, мыслительных содержаний и средств, требущихся для ведения исследований и разработок в знакотехнической мастерской; сессии ориентированы, соответственно, на понятийную работу (на формы и типы мыследеятельности) и предметную область банковского дела; территориально сессии проводятся в Тольятти и Ульяновске (в рамках постоянно двйствующей международной и межрегиональной конференции по эпистемологии), - проблемными семинарами, назначение которых в выделении и обозначении предметов и объектов банковского мышления и банковской деятельности, - лекционной формой, очерчивающей и оформляющей суммы знаний, востребущихся в работе семинаров, сессий и знакотехнической мастерской. 3. Тематическое содержание курса содержание лекций задает рамки и разграничивает основные области учебного материала, подлежащего освоению, а также преобразованию и развитию; таковыми рамками являются: - схематика и логика, - схематизация логики и логика схематизации, - схематика и семиотика, - семиотика и знакотехника ... |
тематические рамки семинаров: - основания логико-эпистемологического и психолого-эпистемологического подходов - оперативные возможности и приложения эпистемологии, схематики и знакотехники тематические направления сессий: - логика и семантика счета, - исторические и современные эпистемы (единицы, схемы, области знания) - эпистемологическое оформление действительных и возможных миров 4. Построение курса Курс "Логика и Эпистемология" расслаивается по учебным семестрам и в учебном семестре. Принцип расслоения продиктован общеобразовательными соображениями и задачами специфического профессионального оснащения. Общая схема курса для любых двух учебных семестров: - нерегламентируемый объем времени работы знакотехнической мастерской, - пять-шесть тематических недельных сессий, часть которых проводится в рамках конференции по эпистемологии (Ульяновск) и во время тематических сессий сессий по другим курсам (Тольятти и др. города Сети методологических лабораторий) - ежемесячный (или раз в два месяца) трехдневный проблемный семинар Объем лекционных часов (120-140 час.) распределяется по нескольким учебным семестрам 6. Схема курса (смотри схему-4) |
|
|
|
|