главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Международная Академия бизнеса и банковского дела(1) / Проектно-Исследовательский центр
Знакотехническая мастерская
кафедры теории знания и семиотической инженерии/ материалы к проекту и программе работ
(2)
     
  образовательные проекты и разработки    
  гуманитарные практики и технологии    
  открытая школа бизнеса внутрифирменная подготовка  
  учебные курсы дополнительное высшее образование  
  дипломное проектирование кафедра антропотехники  
  школы педагогической логики метакурсы  
       
   
вернуться в разделш учебные курсы/ метакурсы  
содержание разделаш знакотехническая мастерская/ задачи и работы  
  (1) организационная форма мастерской и состав работ  
  (2) место мастерской в учебном плане  
  (3) функции мастерской в исследовательской программе  
  (4) служебные задачи мастерской  
  (5) приложения/ состав табличных форм для планирования и фиксации работ мастерской  
    (5.1) исследовательские, учебные и служебные задачи мастерской  
      (5.1.1) работы мастерской в проектах и программе исследований академии  
        (5.1.1.1) исследование средств mass media  
        (5.1.1.2) исследование систем оргуправления 5-го поколения  
        (5.1.1.3) исследования и технологические разработки  
      (5.1.2) работы мастерской в учебно-практических сессиях  
        (5.1.2.1) знакотехнические работы в сессии по диверсификации  
      (5.1.3) учебные работы  
      (5.1.4) служебные работы  
     
     
(1) организационная форма и состав работ мастерской  
1.1. Мастерская является функциональной составляющей проекта кафедры Теории знания и семиотической инженерии и ориентирована на учебные и исследовательские работы школ и факультетов Академии.
1.2. Преобладающей формой работ Мастерской служат
(1) Практикум схематизации "Интеллектуальные инструменты в проектных, исследовательских и аналитических работах" и
(2) Учебный курс "Языковые, логические и и и знаковые обстоятельства мысли".

Оба названия составлены темой схематизации.
1.3. Знакотехнические работы Мастерской планируются как технические по отношению к содержанию работ проектирования, исследования и аналитики (в контексте целевой подготовки и самостоятельных).
В соответствии с рис.1 в состав знакотехнических работ Мастерской (в функции Практикума схематизации) вменяются:
(1) означение такта целевой подготовки в материале:
-- различных текстов-документов (для архивации, управления и организации работ, моделирования в проектировании и исследовании...),
-- документов обучения (учебного планирования, рефлексии и фиксации содержания...),
-- учебных оргформ (для контроля разнообразия и задач соорганизации составляющих учебно-воспитательного процесса)
-- и т.п.,
(2) артикуляция техник и процедур интеллектуальной работы (рефлексия в форме схем понятий), осуществленной в такте целевой подготовки и планируемой к осуществлению в предстоящих тактах,
(3) инструментализация способов интеллектуальной работы (доведение до технологичности и операциональноести),
(3) систематика инструментов интеллектуальной работы.
(4) ...
 
рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Знакотехническая мастерская
рабочее пространство знакотехнической мастерской
© priss-laboratory, 30.06.1995
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Знакотехническая мастерская
 
вверх вверх вверх вверх
(2) место мастерской в учебном плане академии  
2.1. Место Мастерской в учебном плане задается по отношению к такту целевой подготовки. Подобным тактом определен фрагмент (отрезок) учебно-воспитательного процесса (см.рис.1), заключенный между двумя учебно-практическими сессиями (УПС).
2.2. УПС в рабочей действительности учебно-воспитательного процесса целевой подготовки означивается формой эпистемической единицы "педагогическая ситуация". Обращение к эпистемической форме следует из необходимости, с одной стороны, фиксации, а с другой, реконструкциим характера разрыва линии процесса подготовки. Характер разрыва определяется в представлениях и терминах "интеллектуальное положения дел" (например, интеллектуально дефициентные ситуации работ, дисфункция интеллектуальных средств и инструментов...).
Именно интеллектуальные характеристики ситуации репрезентируются схемой. Схема манифестирует интеллектуальные работы и свидетельствует о положении их дел.
Знак ситуации как педагогической указывает на орудия и средства, задействуемые в организации учебно-воспитательного процесса - кафедры, лаборатории, образовательные и исследовательские программы школ, осуществляющих целевую подготовку.
2.3. Педагогическая (антропотехническая) действительность мероприятий преодоления "интеллектуальной разрывности" развертывается как схема структуры позиционных мест, их оборудования интеллектуальными инструментами (рис.1) и комплексом тренировок по овладению ими
2.4. Учебный курс "Языковые, логические и знаковые обстоятельства мысли" складывается в констесте отмеченных выше работ и в педагогико-эпистемических единицах вносится в учебный процесс целевой подготовки (см.табл.1 настоящего Приложения).
вверх вверх вверх вверх
(3) место мастерской в исследовательской программе академии  
3.1. Состав данных функций, их целевая определенность, характер и механизмы осуществления закреплены таблицами 2, 2.1, 2.2 и 2.3 (см.Приложение). Таблицами в данный момент закреплены различные состояния знакотехнических работ и рабочие ситуации схематизации, например:
-- означкования и означивания "объектов" и "предметов" исследования (мысли),
-- их графического предъявления кооперируемым и соорганизуемым рабочим позициям,

-- организации работ,
-- феноменальных зарисовок ситуаций и фиксаций положений дел, а главное
-- моделирования и работ с моделями.
3.2. Последнее - моделирование - если не производится только ad hoc, но и в ходе категориально-онтологического конструирования, позволяет применить к графическим изображениям схем-моделей приемы семиотического анализа как в классическом виде (Г.П.Щедровиикий "Методы семиотического исследования знаковых систем"), так и функционально -- из рабочей позиции знакотехника. Например, задание разрывов связей, развертывание по определенным логикам, элиминация элементов, изоляция, фокусировки...

3.3. Знаковой формой в функции схемы-модели я буду называть как минимум двухплоскостное изображение (см.рис.2), составленное:
(1) собственно выразительно-символической частью, призванной означать некоторое "реальное" положение дел
(2.1) графической зарисовкой феноменального характера, вносимой в контексте категориально-онтологического полагания (контекст приговаривается к зарисовке, примысливается, приписывается и тому подобные приемы) либо
(2.2) графически акцентированным категориально-онтологическим полаганием с приговариванием, приписыванием... "реальных" деталей и фрагментов фиксируемого "положения дел",
(З.1) графически выраженными процедурами действий с означенными "существованиями" либо
(3.2) символами подобных процедур с текстовым указанием на тип привлекаемого логического исчисления, либо
(3.3) в форме письменно выраженных предписаний и инструкций.
В структуре схемы-модели (3) привязано к (1).
3.4. Двухплоскостность схемы-модели условна и, как правило, не выражается явно, а обычно заключена в работе представления, мысленно "рисующего" знаковую форму, равно относимую как к онтологическому плану или плану оперирования (слой-1), так и к плану выразительной символики (слой-2), включающему, как отмечено выше, состав и порядок действий-процедур с символами-знаками слоя-1 (на рис.2 заключена внутри).
3.4.1. Мысленный "рисунок" данной знаковой формы существует либо в актах и процессах понимания и рефлексии, либо артикулируется в речи (грамматически). Отдельные акты того и другого суть процедуры оперирования с нею (данной знаковой формой), а переворачивая - со схемой объекта
З.5. Следует особо отметить, что типичные и специфические "довески" к местам рисунка схемы-модели, как то: озвучивание его фрагментов с целью произвести текст "от лица" данной знаковой формы, параллелизм грамматики и логики в тексте (выводах, заключениях, суждениях...), якобы генерируемом схемой-моделью, ничего не добавляет сверх того, что "схема" (знаковая форма в данном случае) говорит сама.
3.5.1. Если же фиксируется следующее обстоятельство, а именно, эксплуатация (сверх меры) отмеченных выше приемов, а также принципиальные или же технического свойства затруднения выхода из подобного режима (функционально оправданного, например, при необходимости ввести "схему" как знаковую форму в условия коллективной работы), то необходимо признать модельную дисфункцию используемого (полученного) знакового средства.
3.5.2. Дисквалификация "схемы" как модели в исследовательской работе не отменяет, тем не менее, других ее назначений. Но модельное назначение "схемы" обязывает строить ее, ориентируясь и преследуя эпистемологические факторы. Таковыми в заданных мной схематических условиях являются принципы строения схемы знания.
3.6. Модельная дисфункция рабочих знаковых средств исследования является исходным (отправным) пунктом в составлении перечня функций Мастерской в исследовательской программе Академии.
 
рисунок 2
схема в ее эпистемологическом значении
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Знакотехническая мастерская PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1.07.1995
 
Примечание: В слое-1 феноменальные фиксации понимания (в контекстах онтологического полагания или организационного, целевого решения) могут изображаться графически, а могут и нет. Если изображаются, то с необходимостью вводится и слой-2 (как слой замещения). Знаковая форма, произведенная в процедурах Д1, Д2, ДЗ... (процедурах логики, эмпирического или теоретического анализа, проектирования и пр.), совместно с феноменальной фиксацией (слоем-1 или планом "объекта оперирования") выступает в функции представления, др.словами -- рамки, т.е., знаковой формы, с которой не производятся какие-либо процедуры преобразования. Ситуации введения или обращения к подобным знаковым формам распространенны и вполне правомерны. Но следует отметить специфический круг задач и ограниченность возможностей, привлекаемых ими рабочих приемов. Например. Относительная простота ситуации, благодаря которой удается использовать знаковую форму в качестве маркера или символа, отмечающего некоторое эмпирическое "положение дел". Маркер или символ актуализируют (привлекают) здесь функцию понимания (как норму) или узнавания (припоминания, сличения, совпадения...). Подобная знаковая форма ни в коем случае не является схемой-моделью. Для этого необходимо, по крайней мере, "приложение" интеллектуальных (мыслительных) процедур к месту знаковой формы (это есть выход в слой-2). Далее включается функция воображения, представливающая как собственно "положение дел", так и замещающие его образы (представления, догадки, проницания и т.п.). Знаковая форма, в которой были бы объективированы подобные содержания, не вводится (слой-3 не вносит ничего принципиального в принятую структуру "схемы").
вверх вверх вверх вверх
(4) служебные задачи мастерской  
4.1. Этот состав задач является дополнительным и вспомогательным по отношению к задачам, приведенным в предыдущих разделах. Он ориентирован на технические и принципиальные затруднения в работах документации, архивации, различного рода систематиках, музеефикации, публикации (см.табл.5 настоящего Приложения).  
вверх вверх вверх вверх
(5) приложения  
  состав табличных форм для планирования и фиксации работ мастерской
  1 Исследовательские, учебные и служебные задачи Мастерской  
  1.1 Задачи и работы Мастерской в проектах и программе исследований Академии  
      исследование средств mass media  
      исследование систем оргуправления V поколения  
      исследования и технологические разработки  
  2 Задачи и работы Мастерской в учебно-практических сессиях  
  3 Учебные работы Мастерской  
  4 Служебные работы Мастерской  
 
вверх вверх вверх вверх
  (5.1) исследовательские, учебные и служебные задачи мастерской в академии
      школы Академии
      ASS CCS MFS
  практикум схематизации: интеллектуальные инструменты в проектных, исследовательских и аналитических работах
  1 проекты и программа исследований      
  1.1 исследование и проектирование средств mass media      
  1.2 исследование систем оргуправления V поколения      
  1.3 общие исследования технологий      
  2 учебно-практические сессии      
  2.1 диверсификация      
  2.2 установка на проектно-аналитические работы      
  2.3 конкурс      
  2.4 организация работ по реализации      
  2.5 задание индивидуальных траекторий      
  учебный курс: языковые, логические и знаковые обстоятельства мысли
  3 учебные работы и организационные формы учебного процесса      
  3.1 лекции      
  3.2 семинар      
  3.3 штудии      
  3.4 (...)      
  служебные задачи      
  4 документирование      
  4.1 (...)      
  5 архивирование      
  5.1 (...)      
  6 музеефицирование      
  6.1 (...)      
  7 публикование      
  7.1 (...)      
  8 (...)      
вверх вверх вверх вверх
(5.1.1) проекты и программа исследований академии
  задачи и работы мастерской
      школы Академии
      ASS CCS MFS
  практикум схематизации: интеллектуальные инструменты в проектных, исследовательских и аналитических работах
1 исследование и проектирование средств mass media      
  1.1 электронные образовательные среды      
  1.2 системы массовой коммуникации и информации      
  1.3 (...)      
2 исследование систем оргуправления V поколения      
  2.1 семиотически опосредованные системы и технологии управления      
  2.2 (...)      
3 исследование технологий      
  3.1 инженерное материаловедение      
  3.2 технологии в науке и научном исследовании      
  3.3 интеллектуальные инструменты и технологии      
  3.4 (...)      
  4 (...)      
вверх вверх вверх вверх
  (5.1.1.1) исследование и проектирование средств mass media
      школы Академии
      материалы ASS CCS MFS
1 электронные образовательные среды        
  1.1 схематизмы и схематизация "среды" рис.14            
  1.2 знаковые инструменты и средства "искусственного" и "естественного" интеллекта              
  1.3 логическое пространство семиотики рис.6            
  1.4 схематизация "разрыва" рис.14            
  1.5 идентификация интеллектуальных сред и инструментов рис.15            
2 системы массовой коммуникации и информации              
  2.1 знаки в коммуникации рис.7            
  2.2 топика знакотехники рис.2            
  2.3 schematic figure of semiotic dictionary рис.1            
  3 (...)              
вверх вверх вверх вверх
  (5.1.1.2) исследование систем оргуправления V поколения
      школы Академии
      материалы ASS CCS MFS
1 семиотически опосредованные системы и технологии управления        
  1.1 аналитика и конструирование схемы "ситуация" рис.17            
  1.2 место и организация экспертно-аналитических работ рис.19            
  1.3 аналитика пространства программирования рис.20            
  1.4 (...)              
вверх вверх вверх вверх
  (5.1.1.3) исследования и технологические разработки
      школы Академии
      материалы ASS CCS MFS
1 инженерное материаловедение        
  1.1 организация материала эпистемологических разработок рис.16            
  1.2 место и организация экспертно-аналитических работ рис.19            
  1.3 (...)              
2 технологии в науке и науном исследовании              
  2.1 организация материала эпистемологических разработок рис.16            
  2.2 рамки и пространства СМД-эпистемологии рис.9            
  2.3 (...)              
3 интеллектуальные инструменты и технологии            
  3.1 топика СМД-интеллекта рис.8            
  3.2 топика дисфункции интеллектуальных инструментов рис.22            
  3.3 (...)              
вверх вверх вверх вверх
(5.1.2) учебно-практические сессии академии
  задачи и работы мастерской
      школы Академии
      ASS CCS MFS
  практикум схематизации: интеллектуальные инструменты в проектных, исследовательских и аналитических работах
1 диверсификация      
  1.1 соревнования и сценические акции      
  1.2 fitness      
  1.3 образовательное программирование      
  1.4 самоорганизация      
  1.5 проектно-программный подход      
2 установка на проектно-аналитические работты      
  2.1 (...)      
3 конкурс      
  3.1 (...)      
4 организация работ по реализации      
  4.1 (...)      
5 задание индивидуальных траекторий      
вверх вверх вверх вверх
  (5.1.2.1) знакотехнические работы в сессии по диверсификации
      школы Академии
      ASS CCS MFS
  практикум схематизации: интеллектуальные инструменты в проектных, исследовательских и аналитических работах
1 соревнование и демонстрация сценических возможностей      
  1.1 (...)      
2 fitness
  2.1 (...)      
3 образовательное программирование
  3.1 (...)      
4 самоорганизация
  4.1 (...)      
5 проектно-программный подход (принятие задания)
вверх вверх вверх вверх
  (5.1.3) учебные работы мастерской
      школы Академии
      ASS CCS MFS
  учебный курс: языковые, логические и знаковые обстоятельства мысли
  1 в лекциях      
  1.1 (...)      
  2 в семинарах и штудиях
  2.1 (...)      
  3 в практических занятиях
  3.1 (...)      
  4 в дискуссиях и диспутах
  4.1        
вверх вверх вверх вверх
  (5.1.4) служебные задачи и работы мастерской
      школы Академии
      ASS CCS MFS
  1 документирование      
  1.1 (...)      
  2 архивирование
  1.2 (...)      
  3 музеефицирование      
  1.3 (...)      
  4 публикование      
  1.4 (...)      
вверх вверх вверх вверх

(1) - Ныне Тольяттинская Академия управления  
(2) - Смотри здесь материалы курсовые проекты и учебные практикумы знакотехнической мастерской кафедры теории знания и семиотической инженерии  
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апрель 2005
последнее обновление
24 декабрь 2011