![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
Виталий
СААКОВ Ульяновский политехнический институт/ лаборатория "Методология в высшей школе" (МЕТЕО)(1) Учебный план университета Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995 |
образовательные проекты и разработки | |||
интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия | |||
версия
для печати ![]() |
преамбула |
Данные аналитические материалы призваны
обозначить один из самих важнейших моментов в жизни учебного заведения.
Многие специфические аспекты планирования жизни учебного заведения (принадлежащего
высшей школе) остались за рамками данной аналитики, но отчасти представлены
в других материалах и отчетных документах лаборатории, готовихшихся для
лиц, принимающих решения(3). Аналитика-6 включает четыре раздела: 1. Идеологию и онтологию Учебного плана 2. Логику Учебного плана 3. Критику Учебного плана 4. Пространство работы над Учебным планом |
Понятия и принципы, лежащие в основании
всех четырех разделов, являются извлечениями из идеи современного
университета. Современный университет (проектно-программный по
исторической типологии университетов) несет в себе идея и назначение техники:
технического отношения к миру, к культуре и к человеку. Техническое отношение
противостоит мифологическому, религиозному и научному и является ресурсом
исследовательского и конструкторского устремлений. Феномен "гуманитаризации" является не более, чем социальной реакцией, политическим мероприятием, идеологической установкой и не имеет при критическом к нему отношении касательства ни к «классическому», ни к «современному» образованию. |
В контексте данных аналитических материалов
"гуманитаризация" со всем шлейфом своих мероприятий и усилий
означает пробелы в планировании жизни учебного заведения.
В то же время как "гуманитаризация", так и "экологизация",
будучи модой, должны вызывать и соответствующее отношение: учебное заведение
может и должно рядиться в одежды, не вызывающие излишних пристрастных
взглядов. Аналитические материалы даны в форме тематических указателей. Состав указаний по возможности задает картину целого, которое может быть развернуто и детализировано в соответствии с заинтересованностью и целями лица, принимающего решения. |
![]() ![]() |
идеологические рамки и онтологические основания учебного плана |
1.1. Необходимо констатировать, что реальным
положением дел в сфере образования является сосуществование нескольких
исторических типов образовательных систем. Ориентация на тот или иной
тип, а также его принятие характеризует, тем самым, тип рациональности
и особенности мировоззрения организаторов образования. 1.2. Для любого типа образовательной системы Учебный план должен рассматриваться как механизм соорганизации всей совокупности процессов, протекающих в учебном заведении и составляющих содержание его деятельности. «Послойный» Учебный план: ![]() ![]() ![]() - подражания и копирования (бакалавриат) мастерства, ремесла, искусности... - копирования по правилам (магистрат), что закрепляет "специальность" и - свободный пенсион (аспирантура и докторантура). |
«Ячеистый» Учебный план:![]() ![]() ![]() «Траекторный» Учебный план: ![]() ![]() ![]() |
1.3. Учебный план и образовательный цикл Образование в отличие от фииальности подготовки циклично. Планирование «цикла» не есть планирование "от достигнутого" или планирование "достижений" . Для университета должки выделяться, как минимум, четыре такта образовательного цикла: ![]() ![]() ![]() ![]() Каждый такт образовательного цикла является механизмом развертывания другого. |
![]() ![]() |
логическое строение учебного плана университета |
2.1. Если подходить к Учебному плану
как к рабочему документу, а не как к атрибуту канцелярии
учебного заведения, то это план-карта работ и мероприятий
по преодолению разрывов и затруднений в системах образования и подготовки,
в параллелизме исследования и обучения, в соорганизации функционирования
и развития учебного заведения и пр. 2.2. Логика Учебного плана -это функциональная, а не формальная логика, и в соответствии с функциональной логикой Учебный план это: Во-первых, представляет учебное заведение вовне: ![]() ![]() ![]() ![]() что накладывает первую группу требований к внутреннему строению и внешней документальной форме Учебного плана |
Во-вторых, организует учебный процесс;
в соответствии с функциональной логикой зто в последнюю очередь расписание
или перечень утвержденных предметов; это в точном смысле слова планирование
учебного процесса, не имеющего вне Учебного плана каких-либо форм существования,
кроме проектной, В-третьих, являет набор возможностей, фрагментированных формой, временем и требованиями к учащимся; в этом смысле Учебный план не есть задание и принятие обстоятельств обучения, а есть представление его условий. 2.3. Логика Учебного плана предписывает, что категории «обшеобразовательное» и «специальное» являются категориями, производными от Учебного плана, а не составляющими его. Другими словами, характеристики "общеобразовательное" и "специальное" есть атрибут места в Учебном плане, а не некоторые независимые и неизменные сущности. |
2.4. Учебный план не может строиться иначе, как инвентаризация и квалификация (квалифицирование) ресурсов по планированию распределения знаний. «Ресурс» противопоставляется «запасу» и является искусственным образованием и мыслительным обеспечением, а не суммой или базой данных (материальных и информационно-виртуальных). |
![]() ![]() |
положения критики учебного плана |
3.1. Первым критическим положением Учебного плана является невозможность восстановить стоящее за ним содержание образования и подготовки. Такое положен дел стало уже традиционным, поскольку Учебный план перестал быть функцией планирования реализации учебного процесса, спроектированного для данного заведения учебного процесса, а заимствуется у "аналогичных" учебных заведений или спускается из вышестоящих инстанций. | З.2. Распространенным положением Учебного плана стало несоответствие учрежденческих и исследовательских форм учебного процесса. Несоответствие закрепляется административно - в обособлении научного и учебного подразделений учебного заведения, например, в виде проректорства. Результат обособления - Учебный план, как основной и решающий документ учебного заведения, ничего не говорит об следовательской деятельности заведенимя, единственно должной поставлять содержание (знание) образования и подготовки. | 3.3. Немаловажным критическим положением является отсутствие у конкретных Учебных планов их "несущих конструкций". Практически однотипны по форме и логике и неконструктивны Учебные планы таких образовательных единиц, как ВУЗ, факультет, кафедра. В любом случае "несущей конструкцией" Учебного плана, на которую крепятся его разделы, является исследовательская програма, тематизируемая статусом и уровнем притязаний образовательной единицы. |
![]() ![]() |
организация пространства работ над учебным планом |
4.1. Выделяются следующие назначения
Учебного плана, которые будут задавать характер и принципы работы над
Учебным планом университета: ![]() ![]() ![]() |
![]() 4.2. В соответствии с назначениями Учебного плана, диктуемые им работы должны быть направлены на задание и развертывание представлений о системе инженерного образования(5). 4.3. Представления о системе инженерного образования должны быть утверждены как принципы и формы работы в университете и его подразделениях. Важнейшим таким принципом является ориентация на локальную образовательную систему, возможную как: ![]() ![]() ![]() ![]() 4.4. Следующим "законом" пространства работы является выделение единиц Учебного плана по отношению к тому, что уже сделано как «университет». |
Таковыми единицами служат:![]() ![]() ![]() ![]() 4.5. Работы над Учебным планом - это перевод проектных ориентаций и разработок в документальную форму. Временной интервал, захватываемый Учебным планом такой единицы как университет - как минимум 15 лет. В этом интервале отражаются: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
главный аналитический вывод |
Учебный план есть ничто иное, как средство перевода затруднений жизни учебного заведения и в организации учебного процесса в тематический план исследований. Достаточность этого полагания подкрепляется точкой зрения, что мир образования сегодня является объемлющим по отношению к многообразию проявлений жизни страны и ее общества. | И система образования либо воспроизведет прежний уклад социальной жизни и хозяйства, либо обеспечит их разоформление, либо породит новые уклады. Хозяйство, производство, политика и экономика сегодня с точки зрения исторической аналитики оказались единицами, помещенными вовнутрь системы образования и постольку уже не могут выполнять роль внешних его целей. | Таким образом, исследование системы образования,
как это не парадоксально, является не только наиболее сложным и фундаментальным,
но и наиболее перспективным. Университет должен использовать эту перспективу.
Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 1994 |
![]() ![]() |
добавление 2008 года |
К ПУБЛИКАЦИИ 2008г.(7) К текстам, написанным в ту или иную давность и публикуемым ныне, принято предпосылать комментарий. Этот текст был сделан в 1994г. Понятно, что того окружения, "против" которого он был направлен, нет уже и в помине. Точнее было бы сказать, нет тех учебных заведений, нет тех людей, в них обитавших, нет тех программ и учебников… Много чего нет. В том числе и физически, а если и сохраняются останки того образовательного окружения, то в виде, весьма трансформированном и деформированном по сравнению с "историческим" оригиналом. |
Значит ли это, что данный текст имеет посему сугубо архивное значение (и не только потому, что размещен в соответствующем разделе "Атриума")? Я бы не принял такого посыла (что вовсе не означает авторской привязанности к своим творческим экскрементам). Я также не принимаю широко разлившегося мнения о бурных процессах в образовании, прорывающихся революциями и сменами педтехнологий. Это иллюзии, обусловленные учрежденческой активностью и рыночной конъюнктурой. | Университет - идея давно внеисторическая, учебный план - тем более. Какой учрежденческой активностью и рыночной конъюнктурой будут они захвачены, а следовательно подчинены "текущему моменту", дело не предсказуемое. Завершая комментарий, отмечу, что по большому счету последующие соображения по учебному плану университета приложимы и к средневековому университету, и к продвинутой школе бизнеса. |
![]() ![]() |
![]()
|
|
|