главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Ульяновский политехнический институт/ лаборатория "Методология в высшей школе" (МЕТЕО)(1)
Учебный план университета
Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995
     
  образовательные проекты и разработки    
  интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия    
       
 
вернуться в разделш образовательные проекты  
содержание разделаш аналитика высшей школы  
методологические разработки в управлении развитием высшей школы  
  стратегия библиотечного дела  
  к соорганизованному учебному плану "переходного этапа"  
  к экономической программе университета  
  к службе образовательной программы университета  
  учебный план университета  
    преамбула  
    идеологические рамки и онтологические основания учебного плана  
    логическое строение учебного плана университета  
    положения критики учебного плана  
    организация пространства работ над учебным планом  
    аналитический вывод  
    добавление 2008г.  
     
   
    версия для печати версия для печати
  преамбула
Данные аналитические материалы призваны обозначить один из самих важнейших моментов в жизни учебного заведения. Многие специфические аспекты планирования жизни учебного заведения (принадлежащего высшей школе) остались за рамками данной аналитики, но отчасти представлены в других материалах и отчетных документах лаборатории, готовихшихся для лиц, принимающих решения(3).
Аналитика-6 включает четыре раздела:
1. Идеологию и онтологию Учебного плана
2. Логику Учебного плана
3. Критику Учебного плана
4. Пространство работы над Учебным планом
Понятия и принципы, лежащие в основании всех четырех разделов, являются извлечениями из идеи современного университета. Современный университет (проектно-программный по исторической типологии университетов) несет в себе идея и назначение техники: технического отношения к миру, к культуре и к человеку. Техническое отношение противостоит мифологическому, религиозному и научному и является ресурсом исследовательского и конструкторского устремлений.
Феномен "гуманитаризации" является не более, чем социальной реакцией, политическим мероприятием, идеологической установкой и не имеет при критическом к нему отношении касательства ни к «классическому», ни к «современному» образованию.
В контексте данных аналитических материалов "гуманитаризация" со всем шлейфом своих мероприятий и усилий означает пробелы в планировании жизни учебного заведения. В то же время как "гуманитаризация", так и "экологизация", будучи модой, должны вызывать и соответствующее отношение: учебное заведение может и должно рядиться в одежды, не вызывающие излишних пристрастных взглядов.
Аналитические материалы даны в форме тематических указателей. Состав указаний по возможности задает картину целого, которое может быть развернуто и детализировано в соответствии с заинтересованностью и целями лица, принимающего решения.
вверх вверх вверх вверх
  идеологические рамки и онтологические основания учебного плана  
1.1. Необходимо констатировать, что реальным положением дел в сфере образования является сосуществование нескольких исторических типов образовательных систем. Ориентация на тот или иной тип, а также его принятие характеризует, тем самым, тип рациональности и особенности мировоззрения организаторов образования.
1.2. Для любого типа образовательной системы Учебный план должен рассматриваться как механизм соорганизации всей совокупности процессов, протекающих в учебном заведении и составляющих содержание его деятельности.
«Послойный» Учебный план:
сложился в ходе эволюции средневековых форм образования через идею цеховой школы,
современным аналогом «послойного» Учебного плана являются внедряемые ныне бакалавриат и магистрат,
идея данного учебного плана заключается в последовательном прохождении предзаданных учебных оргформ:
- подражания и копирования (бакалавриат) мастерства, ремесла, искусности...
- копирования по правилам (магистрат), что закрепляет "специальность" и
- свободный пенсион (аспирантура и докторантура).
«Ячеистый» Учебный план:
характерен для советского опыта народного образования,
представляет собой фрагментацию знания и его изоляцию в отдельных ячейках образовательной системы - в специализированных учебных заведениях, кафедрах, факультетах, в предметизованных содержаниях обучения...,
идея Учебного плана здесь - в обеспечении эффективней специализации, прогрессивного явления на заре промышленной революции и отчасти на первых шагах индустриализации
«Траекторный» Учебный план:
характеризует современность и перспективность типов образовательных систем,
идея Учебного плана - в предъявлении форм прохождения курсов,
курсы являются логической и содержательней оппозицией предметному строению содержания и форм образования (обучения) и, как правило, уникальны и индивидуальны.
1.3. Учебный план и образовательный цикл
Образование в отличие от фииальности подготовки циклично. Планирование «цикла» не есть планирование "от достигнутого" или планирование "достижений" .
Для университета должки выделяться, как минимум, четыре такта образовательного цикла:
введение в мир как в его строительство (прежде всего строительство знаний, а не материальное строительство),
приобщение к культуре как к типу рациональности (а не собранию вещей),
тематическое трассирование (конструирование предметных областей),
введения в мир техники и принятие дисциплин (прежде всего техники и дисциплины знания).
Каждый такт образовательного цикла является механизмом развертывания другого.
вверх вверх вверх вверх
  логическое строение учебного плана университета  
2.1. Если подходить к Учебному плану как к рабочему документу, а не как к атрибуту канцелярии учебного заведения, то это план-карта работ и мероприятий по преодолению разрывов и затруднений в системах образования и подготовки, в параллелизме исследования и обучения, в соорганизации функционирования и развития учебного заведения и пр.
2.2. Логика Учебного плана -это функциональная, а не формальная логика, и в соответствии с функциональной логикой Учебный план это:
Во-первых, представляет учебное заведение вовне:
регламентирующим, контролирующим, аккредитующим и др.инстанциям,
партнерам по связям,
конкурентам,
студентам,
что накладывает первую группу требований к внутреннему строению и внешней документальной форме Учебного плана
Во-вторых, организует учебный процесс; в соответствии с функциональной логикой зто в последнюю очередь расписание или перечень утвержденных предметов; это в точном смысле слова планирование учебного процесса, не имеющего вне Учебного плана каких-либо форм существования, кроме проектной,
В-третьих, являет набор возможностей, фрагментированных формой, временем и требованиями к учащимся; в этом смысле Учебный план не есть задание и принятие обстоятельств обучения, а есть представление его условий.
2.3. Логика Учебного плана предписывает, что категории «обшеобразовательное» и «специальное» являются категориями, производными от Учебного плана, а не составляющими его. Другими словами, характеристики "общеобразовательное" и "специальное" есть атрибут места в Учебном плане, а не некоторые независимые и неизменные сущности.
2.4. Учебный план не может строиться иначе, как инвентаризация и квалификация (квалифицирование) ресурсов по планированию распределения знаний. «Ресурс» противопоставляется «запасу» и является искусственным образованием и мыслительным обеспечением, а не суммой или базой данных (материальных и информационно-виртуальных).
вверх вверх вверх вверх
  положения критики учебного плана  
3.1. Первым критическим положением Учебного плана является невозможность восстановить стоящее за ним содержание образования и подготовки. Такое положен дел стало уже традиционным, поскольку Учебный план перестал быть функцией планирования реализации учебного процесса, спроектированного для данного заведения учебного процесса, а заимствуется у "аналогичных" учебных заведений или спускается из вышестоящих инстанций. З.2. Распространенным положением Учебного плана стало несоответствие учрежденческих и исследовательских форм учебного процесса. Несоответствие закрепляется административно - в обособлении научного и учебного подразделений учебного заведения, например, в виде проректорства. Результат обособления - Учебный план, как основной и решающий документ учебного заведения, ничего не говорит об следовательской деятельности заведенимя, единственно должной поставлять содержание (знание) образования и подготовки. 3.3. Немаловажным критическим положением является отсутствие у конкретных Учебных планов их "несущих конструкций". Практически однотипны по форме и логике и неконструктивны Учебные планы таких образовательных единиц, как ВУЗ, факультет, кафедра. В любом случае "несущей конструкцией" Учебного плана, на которую крепятся его разделы, является исследовательская програма, тематизируемая статусом и уровнем притязаний образовательной единицы.
вверх вверх вверх вверх
  организация пространства работ над учебным планом  
4.1. Выделяются следующие назначения Учебного плана, которые будут задавать характер и принципы работы над Учебным планом университета:
Учебный план должен представлять топику (структуру общих и необходимых мест) образовывающегося интеллекта; поэтому рамкой, объемлющей Учебный план унииверситета, является структура функций инженерного интеллекта(4); соответственно, индивидуальный Учебный план - это планирование приобретения конкретных интеллектуальных способностей,
Учебный план как эпистемическая (знаниевая) форма мира инженерного образования; Учебный план является документальностью мира инженерного образования и постольку он является либо пропуском в этот мир как целое, либо делает пленником его фрагмента,
Учебный план очерчивает обстоятельства свершенности актов педагогической мыследеятельности; если это не находит отражения в разработке Учебного плана, то результатом является ритуальное обучение; логика Учебного плана квантует педагогическую мыследеятельность, как базовую для любого учебного заведения и прежде всего для университета, на педагогические мыследеятельности, а не ее составляющие; фрагментаризация инженерной педагогики привела к феномену "политехнического института" и разрушению инженерного дела,
работа над Учебным планом - это работа над всей совокупностью документов образовательной системы, репрезентируемой какой-либо ее единицей (университетом, факультетом, кафедрой),
4.2. В соответствии с назначениями Учебного плана, диктуемые им работы должны быть направлены на задание и развертывание представлений о системе инженерного образования(5).
4.3. Представления о системе инженерного образования должны быть утверждены как принципы и формы работы в университете и его подразделениях.
Важнейшим таким принципом является ориентация на локальную образовательную систему, возможную как:
складывание международных образовательных связей (содержательных и исследовательских по духу наряду с конъюнктурными),
выход и закрепление в городской и региональной политике (например, за счет подготовки муниципальных служащих, инженеров городского хозяйства, а не только абстрактных «промышленных менеджеров»(6)),
как непрерывность образования, обеспечиваемого через образовывание организаторов учебного процесса,
дистантность образования.
4.4. Следующим "законом" пространства работы является выделение единиц Учебного плана по отношению к тому, что уже сделано как «университет».
Таковыми единицами служат:
лицеат - как специализированная подготовка и ориентация,
бакалавриат - возможный в виде специализированных колледжей, объединенных идеей инженерии знаний,
магистрат - колледжи, объединяемые идеей управления (управления образованием, хозяйством, производством...),
высшие формы - подготовка профессионалов для сферы коммуникаций (хозяйственных, информационных, политических...),
4.5. Работы над Учебным планом - это перевод проектных ориентаций и разработок в документальную форму. Временной интервал, захватываемый Учебным планом такой единицы как университет - как минимум 15 лет. В этом интервале отражаются:
этапы взаимодействия с перечисленными в п.2.2 инстанциями,
прочерчиваются линии выпусков различных специалистов,
намечается развертывание исходной структуры университета; в этом смысле Учебный план и работа над ним рассматриваются как ресурс и единственный механизм порождения новых университетских структур,
переход к полной образовательной системе (со школой, дошкольными воспитательными учреждениями),
осуществляются университетские проекты: издательский, исследовательский, проекты международных связей, проект культурой экспансии...
вверх вверх вверх вверх
  главный аналитический вывод  
Учебный план есть ничто иное, как средство перевода затруднений жизни учебного заведения и в организации учебного процесса в тематический план исследований. Достаточность этого полагания подкрепляется точкой зрения, что мир образования сегодня является объемлющим по отношению к многообразию проявлений жизни страны и ее общества. И система образования либо воспроизведет прежний уклад социальной жизни и хозяйства, либо обеспечит их разоформление, либо породит новые уклады. Хозяйство, производство, политика и экономика сегодня с точки зрения исторической аналитики оказались единицами, помещенными вовнутрь системы образования и постольку уже не могут выполнять роль внешних его целей. Таким образом, исследование системы образования, как это не парадоксально, является не только наиболее сложным и фундаментальным, но и наиболее перспективным. Университет должен использовать эту перспективу.

Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 1994
вверх вверх вверх вверх
  добавление 2008 года  
К ПУБЛИКАЦИИ 2008г.(7)
К текстам, написанным в ту или иную давность и публикуемым ныне, принято предпосылать комментарий. Этот текст был сделан в 1994г. Понятно, что того окружения, "против" которого он был направлен, нет уже и в помине. Точнее было бы сказать, нет тех учебных заведений, нет тех людей, в них обитавших, нет тех программ и учебников… Много чего нет. В том числе и физически, а если и сохраняются останки того образовательного окружения, то в виде, весьма трансформированном и деформированном по сравнению с "историческим" оригиналом.
Значит ли это, что данный текст имеет посему сугубо архивное значение (и не только потому, что размещен в соответствующем разделе "Атриума")? Я бы не принял такого посыла (что вовсе не означает авторской привязанности к своим творческим экскрементам). Я также не принимаю широко разлившегося мнения о бурных процессах в образовании, прорывающихся революциями и сменами педтехнологий. Это иллюзии, обусловленные учрежденческой активностью и рыночной конъюнктурой. Университет - идея давно внеисторическая, учебный план - тем более. Какой учрежденческой активностью и рыночной конъюнктурой будут они захвачены, а следовательно подчинены "текущему моменту", дело не предсказуемое. Завершая комментарий, отмечу, что по большому счету последующие соображения по учебному плану университета приложимы и к средневековому университету, и к продвинутой школе бизнеса.
вверх вверх вверх вверх

(1) - МИГРО - Название PRISS-laboratory до 1999г.  
(3) - В разделе сайта "поисковые разработки и проекты лаборатории" (главная страница) приведен список подобных материалов лаборатории, составленный:
1. Развернутыми техническими заданиями к методологическим исследованиям.
2. Стенографическими материалами организованных и проведенных лабораторией мероприятий.
3. Отчетными материалами по проведенным лабораторией методологическим исследованиям и разработкам,
4. Методологическими программами исследования и проектирования образовательных систем и единиц.
5. Учебными курсами.
6. Тезисами конференций.
 
(4) - Материалы предназначены Техническому университету.  
(5) - Некоторые положения «системы» инженерного образования отражены в отчетных материалах лаборатории.  
(6) - В свое время не нашла достаточной поддержки учебная программа, разрабетаинм лабораторией для Строительного факультета. Сегодня мы понимаем, что причиной свертывания начатого эксперимента, нацеленного на выход в хозяйственную и политическую жизнь города, явилось отсутствие адекватного эксперименту, с одной стороны, и структуре ВУЗа, с другой, соорганизующего учебного плана.  
(7) - Опубликовано в "Соорганизованный учебный план университета и инфраструктура вуза" // "Атриум", 2008, №5, Сборник научных статей // Тольяттинской академии управления, Тольятти, Академия управления, 2008
 
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1994
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 27 апреля 2005

последнее обновление
30 ноябрь 2014
27 декабрь 2011