главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Ульяновский политехнический институт/ лаборатория "Методология в высшей школе" (МЕТЕО)(1) Учебный план университета Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995 |
образовательные проекты и разработки | |||
интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия | |||
версия для печати |
преамбула |
Данные аналитические материалы призваны
обозначить один из самих важнейших моментов в жизни учебного заведения.
Многие специфические аспекты планирования жизни учебного заведения (принадлежащего
высшей школе) остались за рамками данной аналитики, но отчасти представлены
в других материалах и отчетных документах лаборатории, готовихшихся для
лиц, принимающих решения(3). Аналитика-6 включает четыре раздела: 1. Идеологию и онтологию Учебного плана 2. Логику Учебного плана 3. Критику Учебного плана 4. Пространство работы над Учебным планом |
Понятия и принципы, лежащие в основании
всех четырех разделов, являются извлечениями из идеи современного
университета. Современный университет (проектно-программный по
исторической типологии университетов) несет в себе идея и назначение техники:
технического отношения к миру, к культуре и к человеку. Техническое отношение
противостоит мифологическому, религиозному и научному и является ресурсом
исследовательского и конструкторского устремлений. Феномен "гуманитаризации" является не более, чем социальной реакцией, политическим мероприятием, идеологической установкой и не имеет при критическом к нему отношении касательства ни к «классическому», ни к «современному» образованию. |
В контексте данных аналитических материалов
"гуманитаризация" со всем шлейфом своих мероприятий и усилий
означает пробелы в планировании жизни учебного заведения.
В то же время как "гуманитаризация", так и "экологизация",
будучи модой, должны вызывать и соответствующее отношение: учебное заведение
может и должно рядиться в одежды, не вызывающие излишних пристрастных
взглядов. Аналитические материалы даны в форме тематических указателей. Состав указаний по возможности задает картину целого, которое может быть развернуто и детализировано в соответствии с заинтересованностью и целями лица, принимающего решения. |
идеологические рамки и онтологические основания учебного плана |
1.1. Необходимо констатировать, что реальным
положением дел в сфере образования является сосуществование нескольких
исторических типов образовательных систем. Ориентация на тот или иной
тип, а также его принятие характеризует, тем самым, тип рациональности
и особенности мировоззрения организаторов образования. 1.2. Для любого типа образовательной системы Учебный план должен рассматриваться как механизм соорганизации всей совокупности процессов, протекающих в учебном заведении и составляющих содержание его деятельности. «Послойный» Учебный план: сложился в ходе эволюции средневековых форм образования через идею цеховой школы, современным аналогом «послойного» Учебного плана являются внедряемые ныне бакалавриат и магистрат, идея данного учебного плана заключается в последовательном прохождении предзаданных учебных оргформ: - подражания и копирования (бакалавриат) мастерства, ремесла, искусности... - копирования по правилам (магистрат), что закрепляет "специальность" и - свободный пенсион (аспирантура и докторантура). |
«Ячеистый» Учебный план: характерен для советского опыта народного образования, представляет собой фрагментацию знания и его изоляцию в отдельных ячейках образовательной системы - в специализированных учебных заведениях, кафедрах, факультетах, в предметизованных содержаниях обучения..., идея Учебного плана здесь - в обеспечении эффективней специализации, прогрессивного явления на заре промышленной революции и отчасти на первых шагах индустриализации «Траекторный» Учебный план: характеризует современность и перспективность типов образовательных систем, идея Учебного плана - в предъявлении форм прохождения курсов, курсы являются логической и содержательней оппозицией предметному строению содержания и форм образования (обучения) и, как правило, уникальны и индивидуальны. |
1.3. Учебный план и образовательный цикл Образование в отличие от фииальности подготовки циклично. Планирование «цикла» не есть планирование "от достигнутого" или планирование "достижений" . Для университета должки выделяться, как минимум, четыре такта образовательного цикла: введение в мир как в его строительство (прежде всего строительство знаний, а не материальное строительство), приобщение к культуре как к типу рациональности (а не собранию вещей), тематическое трассирование (конструирование предметных областей), введения в мир техники и принятие дисциплин (прежде всего техники и дисциплины знания). Каждый такт образовательного цикла является механизмом развертывания другого. |
логическое строение учебного плана университета |
2.1. Если подходить к Учебному плану
как к рабочему документу, а не как к атрибуту канцелярии
учебного заведения, то это план-карта работ и мероприятий
по преодолению разрывов и затруднений в системах образования и подготовки,
в параллелизме исследования и обучения, в соорганизации функционирования
и развития учебного заведения и пр. 2.2. Логика Учебного плана -это функциональная, а не формальная логика, и в соответствии с функциональной логикой Учебный план это: Во-первых, представляет учебное заведение вовне: регламентирующим, контролирующим, аккредитующим и др.инстанциям, партнерам по связям, конкурентам, студентам, что накладывает первую группу требований к внутреннему строению и внешней документальной форме Учебного плана |
Во-вторых, организует учебный процесс;
в соответствии с функциональной логикой зто в последнюю очередь расписание
или перечень утвержденных предметов; это в точном смысле слова планирование
учебного процесса, не имеющего вне Учебного плана каких-либо форм существования,
кроме проектной, В-третьих, являет набор возможностей, фрагментированных формой, временем и требованиями к учащимся; в этом смысле Учебный план не есть задание и принятие обстоятельств обучения, а есть представление его условий. 2.3. Логика Учебного плана предписывает, что категории «обшеобразовательное» и «специальное» являются категориями, производными от Учебного плана, а не составляющими его. Другими словами, характеристики "общеобразовательное" и "специальное" есть атрибут места в Учебном плане, а не некоторые независимые и неизменные сущности. |
2.4. Учебный план не может строиться иначе, как инвентаризация и квалификация (квалифицирование) ресурсов по планированию распределения знаний. «Ресурс» противопоставляется «запасу» и является искусственным образованием и мыслительным обеспечением, а не суммой или базой данных (материальных и информационно-виртуальных). |
положения критики учебного плана |
3.1. Первым критическим положением Учебного плана является невозможность восстановить стоящее за ним содержание образования и подготовки. Такое положен дел стало уже традиционным, поскольку Учебный план перестал быть функцией планирования реализации учебного процесса, спроектированного для данного заведения учебного процесса, а заимствуется у "аналогичных" учебных заведений или спускается из вышестоящих инстанций. | З.2. Распространенным положением Учебного плана стало несоответствие учрежденческих и исследовательских форм учебного процесса. Несоответствие закрепляется административно - в обособлении научного и учебного подразделений учебного заведения, например, в виде проректорства. Результат обособления - Учебный план, как основной и решающий документ учебного заведения, ничего не говорит об следовательской деятельности заведенимя, единственно должной поставлять содержание (знание) образования и подготовки. | 3.3. Немаловажным критическим положением является отсутствие у конкретных Учебных планов их "несущих конструкций". Практически однотипны по форме и логике и неконструктивны Учебные планы таких образовательных единиц, как ВУЗ, факультет, кафедра. В любом случае "несущей конструкцией" Учебного плана, на которую крепятся его разделы, является исследовательская програма, тематизируемая статусом и уровнем притязаний образовательной единицы. |
организация пространства работ над учебным планом |
4.1. Выделяются следующие назначения
Учебного плана, которые будут задавать характер и принципы работы над
Учебным планом университета: Учебный план должен представлять топику (структуру общих и необходимых мест) образовывающегося интеллекта; поэтому рамкой, объемлющей Учебный план унииверситета, является структура функций инженерного интеллекта(4); соответственно, индивидуальный Учебный план - это планирование приобретения конкретных интеллектуальных способностей, Учебный план как эпистемическая (знаниевая) форма мира инженерного образования; Учебный план является документальностью мира инженерного образования и постольку он является либо пропуском в этот мир как целое, либо делает пленником его фрагмента, Учебный план очерчивает обстоятельства свершенности актов педагогической мыследеятельности; если это не находит отражения в разработке Учебного плана, то результатом является ритуальное обучение; логика Учебного плана квантует педагогическую мыследеятельность, как базовую для любого учебного заведения и прежде всего для университета, на педагогические мыследеятельности, а не ее составляющие; фрагментаризация инженерной педагогики привела к феномену "политехнического института" и разрушению инженерного дела, |
работа над Учебным планом - это работа над всей совокупностью документов
образовательной системы, репрезентируемой какой-либо ее единицей (университетом,
факультетом, кафедрой), 4.2. В соответствии с назначениями Учебного плана, диктуемые им работы должны быть направлены на задание и развертывание представлений о системе инженерного образования(5). 4.3. Представления о системе инженерного образования должны быть утверждены как принципы и формы работы в университете и его подразделениях. Важнейшим таким принципом является ориентация на локальную образовательную систему, возможную как: складывание международных образовательных связей (содержательных и исследовательских по духу наряду с конъюнктурными), выход и закрепление в городской и региональной политике (например, за счет подготовки муниципальных служащих, инженеров городского хозяйства, а не только абстрактных «промышленных менеджеров»(6)), как непрерывность образования, обеспечиваемого через образовывание организаторов учебного процесса, дистантность образования. 4.4. Следующим "законом" пространства работы является выделение единиц Учебного плана по отношению к тому, что уже сделано как «университет». |
Таковыми единицами служат: лицеат - как специализированная подготовка и ориентация, бакалавриат - возможный в виде специализированных колледжей, объединенных идеей инженерии знаний, магистрат - колледжи, объединяемые идеей управления (управления образованием, хозяйством, производством...), высшие формы - подготовка профессионалов для сферы коммуникаций (хозяйственных, информационных, политических...), 4.5. Работы над Учебным планом - это перевод проектных ориентаций и разработок в документальную форму. Временной интервал, захватываемый Учебным планом такой единицы как университет - как минимум 15 лет. В этом интервале отражаются: этапы взаимодействия с перечисленными в п.2.2 инстанциями, прочерчиваются линии выпусков различных специалистов, намечается развертывание исходной структуры университета; в этом смысле Учебный план и работа над ним рассматриваются как ресурс и единственный механизм порождения новых университетских структур, переход к полной образовательной системе (со школой, дошкольными воспитательными учреждениями), осуществляются университетские проекты: издательский, исследовательский, проекты международных связей, проект культурой экспансии... |
главный аналитический вывод |
Учебный план есть ничто иное, как средство перевода затруднений жизни учебного заведения и в организации учебного процесса в тематический план исследований. Достаточность этого полагания подкрепляется точкой зрения, что мир образования сегодня является объемлющим по отношению к многообразию проявлений жизни страны и ее общества. | И система образования либо воспроизведет прежний уклад социальной жизни и хозяйства, либо обеспечит их разоформление, либо породит новые уклады. Хозяйство, производство, политика и экономика сегодня с точки зрения исторической аналитики оказались единицами, помещенными вовнутрь системы образования и постольку уже не могут выполнять роль внешних его целей. | Таким образом, исследование системы образования,
как это не парадоксально, является не только наиболее сложным и фундаментальным,
но и наиболее перспективным. Университет должен использовать эту перспективу.
Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 1994 |
добавление 2008 года |
К ПУБЛИКАЦИИ 2008г.(7) К текстам, написанным в ту или иную давность и публикуемым ныне, принято предпосылать комментарий. Этот текст был сделан в 1994г. Понятно, что того окружения, "против" которого он был направлен, нет уже и в помине. Точнее было бы сказать, нет тех учебных заведений, нет тех людей, в них обитавших, нет тех программ и учебников… Много чего нет. В том числе и физически, а если и сохраняются останки того образовательного окружения, то в виде, весьма трансформированном и деформированном по сравнению с "историческим" оригиналом. |
Значит ли это, что данный текст имеет посему сугубо архивное значение (и не только потому, что размещен в соответствующем разделе "Атриума")? Я бы не принял такого посыла (что вовсе не означает авторской привязанности к своим творческим экскрементам). Я также не принимаю широко разлившегося мнения о бурных процессах в образовании, прорывающихся революциями и сменами педтехнологий. Это иллюзии, обусловленные учрежденческой активностью и рыночной конъюнктурой. | Университет - идея давно внеисторическая, учебный план - тем более. Какой учрежденческой активностью и рыночной конъюнктурой будут они захвачены, а следовательно подчинены "текущему моменту", дело не предсказуемое. Завершая комментарий, отмечу, что по большому счету последующие соображения по учебному плану университета приложимы и к средневековому университету, и к продвинутой школе бизнеса. |
|
|
|