главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Ульяновский политехнический институт/ лаборатория "Методология в высшей школе" (МЕТЕО)(1)
Идеологические рамки и стратегия библиотечного дела
Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995
     
  образовательные проекты и разработки    
  интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия    
       
 
вернуться в разделш образовательные проекты  
содержание разделаш аналитика высшей школы  
методологические разработки в управлении развитием высшей школы  
  стратегия библиотечного дела  
    идеалы и ориентиры современного библиотечного дела  
    тематизация и проблематизация  
    область исследований  
    целеполагание  
  к соорганизованному учебному плану "переходного этапа"  
  к экономической программе университета  
  к службе образовательной программы университета  
  учебный план университета  
     
     
     
  смотри также:
Подготовка к библиотечному делу/ доклад, 1994
Эпистемологические, семиотические и знакотехнические основания библиотечного дела/ 1994
Идеологические рамки и стратегия библиотечного дела/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995
К службе образовательной программы университета/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995
 
(1) идеалы и ориентиры современного библиотечного дела(2)  
Таковые определяются задачами совершенствования и развития традиционных, исторически сложившихся функций БИБЛИОТЕКИ и постановкой перед ней задач, отражающих новые, современные (нетрадициооные) формы существования "культуры": ее множественность, экспериментирование с ее знаковыми формами и совокупностями значений, оппозицию "логического" и "технического" отношения к культуре, давление и экспансия масс-медиа... Как первое (традиционные функции), так и второе (новые и перспективные задачи) связывается с необходимостью установления смысловых и конструктивных отношений между двумя ипостасями "жизни" знания: его порождения и распоряжения им.
Условием включенности БИБЛИОТЕКИ в обстоятельства "культуры" является гуманитарная практика по "обнажение" оснований, на которых строит себя та или иная "культура" (наука, техника, педагогика, право, хозяйство...), что, в конечном счете, позволяет осуществлять техническое отношение к их содержаниям, например, их хранение.
Назначение БИБЛИОТЕКИ как одного из основных механизмов трансляции кул ьтуры реально воплощается в первом по значимости и функционально важнейшем культурном акте - усилии по хранению знаний. Действенность и действительность данного культурного и интеллектуального усилия только и позволяет вести речь о доступе к знанию.
  (2) тематизация и проблематизация  
В формулировке «ХРАНЕНИЕ И ДОСТУП К ЗНАНИЮ» заключена рамочная тема, т.е. тема, освоение которой является залогом и условием того, что БИБЛИОТЕКА (и любая конкретная библиотека), пребывавшая в режиме и состоянии хранилища книжной продукции обретет роль гуманитарного центра по исследованию и управлению процессами трансляции культуры и воспроизводства ее основных и производных форм (например, разного рода коммуникаций). Культивирование идеологии "хранилища" обрекает БИБЛИОТЕКУ и библиотеку на следование за темпами и направленностью процессов и тенденций в "мире книг", уже давно приобретших имманентные формы, во многом независимые и оторванные от первоначальной своей связи с БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ, например, с библиотекой как изготовителем книг. Признание (реальное и практическое, а не столько идеологическое) библиотеки местом гуманитарных практик обозначает и очерчивает тематическую область:
задачи и работы по аккумулированию, хранению, систематике и парадигматике именно знания, а не книжной массы,
задание и регулирование техниками доступа к знанию и его востребованию,
задачи по аналитике, преебразеванию и оперированию с инструментами каталогизации массива хранимого знания и знания, к которому налажен или налаживается доступ.
  (3) область исследований  
Логика темы предполагает, как минимум, три взаимосвязанных области:
область объективного содержания, подлежащего знаковому (текстовому) оформлению и принятие статуса культурного значения; данная область фиксируется и удерживается в средствах семиотики и эпистемологии (теории знания),
собственно область библиотечного дела, конституируемую двумя типами аналитик знаковой формы, в т.ч. текста; первой - как обеспечивающей разотождествление способов, в которых себя репрезентирует знаковая форма (знаковая форма знания), второй - как обеспечивающей различение видов материала, в котором воплощается знаковая форма, в т.ч. текст; далее - двумя видами конструкторских работ, один из которых связан с заданием требований и разработкой способов фиксации и хранения единиц, поставляемых первой аналитикой, другой - способов фиксации и хранения единиц, поставляемых второй аналитикой; наконец, поддержанием функционирования "машин" хранения, являющихся, с одной стороны, производными отмеченных выше аналитической и конструкторской работ, с другой - служащих регуляторами доступа к единицам хранения, область агентов знания, выделяемых по характеру организационно-технического отношения к знанию.
 
рисунок 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Аналитика образования/ идеологические рамки и стратегия библиотечного дела
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Аналитика образования/ идеологические рамки и стратегия библиотечного дела PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 2002
 
  (4) целеполагание  
В соответствии со схемой пространства и логики исследований целями являются:
формулирование и разработка исследовательских проектов, ориентированных на реализации идеи библиотеки как центра гуманитарных исследований,
постановка и практичная интерпретация задач по складывание механизмов и обозначению интеллектуальных ресурсов становления и развертывания "библиотеки - центра гуманитарных исследований" на базе вузовской библиотеки, на базе библиотечной сети, сети научных школ, на базе культуротехническкх программ и проектов, подготовка и выращивание в библиотеке и библиотечной сети группы аналитиков культурных процессов, а также способов хранения и доступа к единицам культуры (культурным знакам и значениям, текстам и знаниям...},
включение аналитической группы в формы работ, а далее в проблематику семиотики и эпистемологии (теории знанял).

(1) - Название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(2) - Смотри здесь также материал "Семиотические, знакотехнические и эпистемологические основания библиотечного дела"  
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, Ульяновск, январь 1994
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
30 ноябрь 2014
26 декабрь 2011