главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
образовательные проекты и разработки | |||
интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия | |||
смотри также: Подготовка к библиотечному делу/ доклад, 1994 Эпистемологические, семиотические и знакотехнические основания библиотечного дела/ 1994 Идеологические рамки и стратегия библиотечного дела/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995 К службе образовательной программы университета/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995 |
(1) идеалы и ориентиры современного библиотечного дела(2) |
Таковые определяются задачами совершенствования и развития традиционных, исторически сложившихся функций БИБЛИОТЕКИ и постановкой перед ней задач, отражающих новые, современные (нетрадициооные) формы существования "культуры": ее множественность, экспериментирование с ее знаковыми формами и совокупностями значений, оппозицию "логического" и "технического" отношения к культуре, давление и экспансия масс-медиа... | Как первое (традиционные функции), так
и второе (новые и перспективные задачи) связывается с необходимостью установления
смысловых и конструктивных отношений между двумя ипостасями "жизни"
знания: его порождения и распоряжения им. Условием включенности БИБЛИОТЕКИ в обстоятельства "культуры" является гуманитарная практика по "обнажение" оснований, на которых строит себя та или иная "культура" (наука, техника, педагогика, право, хозяйство...), что, в конечном счете, позволяет осуществлять техническое отношение к их содержаниям, например, их хранение. |
Назначение БИБЛИОТЕКИ как одного из основных механизмов трансляции кул ьтуры реально воплощается в первом по значимости и функционально важнейшем культурном акте - усилии по хранению знаний. Действенность и действительность данного культурного и интеллектуального усилия только и позволяет вести речь о доступе к знанию. |
|
(2) тематизация и проблематизация |
В формулировке «ХРАНЕНИЕ И ДОСТУП К ЗНАНИЮ» заключена рамочная тема, т.е. тема, освоение которой является залогом и условием того, что БИБЛИОТЕКА (и любая конкретная библиотека), пребывавшая в режиме и состоянии хранилища книжной продукции обретет роль гуманитарного центра по исследованию и управлению процессами трансляции культуры и воспроизводства ее основных и производных форм (например, разного рода коммуникаций). | Культивирование идеологии "хранилища" обрекает БИБЛИОТЕКУ и библиотеку на следование за темпами и направленностью процессов и тенденций в "мире книг", уже давно приобретших имманентные формы, во многом независимые и оторванные от первоначальной своей связи с БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ, например, с библиотекой как изготовителем книг. | Признание (реальное и практическое, а не
столько идеологическое) библиотеки местом гуманитарных практик
обозначает и очерчивает тематическую область: задачи и работы по аккумулированию, хранению, систематике и парадигматике именно знания, а не книжной массы, задание и регулирование техниками доступа к знанию и его востребованию, задачи по аналитике, преебразеванию и оперированию с инструментами каталогизации массива хранимого знания и знания, к которому налажен или налаживается доступ. |
|
(3) область исследований |
Логика темы предполагает, как минимум,
три взаимосвязанных области: область объективного содержания, подлежащего знаковому (текстовому) оформлению и принятие статуса культурного значения; данная область фиксируется и удерживается в средствах семиотики и эпистемологии (теории знания), |
собственно область библиотечного дела, конституируемую двумя типами аналитик знаковой формы, в т.ч. текста; первой - как обеспечивающей разотождествление способов, в которых себя репрезентирует знаковая форма (знаковая форма знания), второй - как обеспечивающей различение видов материала, в котором воплощается знаковая форма, в т.ч. текст; далее - двумя видами конструкторских работ, один из которых связан с заданием требований и разработкой способов фиксации и хранения единиц, поставляемых первой аналитикой, другой - способов фиксации и хранения единиц, поставляемых второй аналитикой; наконец, поддержанием функционирования "машин" хранения, являющихся, с одной стороны, производными отмеченных выше аналитической и конструкторской работ, с другой - служащих регуляторами доступа к единицам хранения, | область агентов знания, выделяемых по характеру организационно-технического отношения к знанию. |
|
|
(4) целеполагание |
В соответствии со схемой пространства
и логики исследований целями являются: формулирование и разработка исследовательских проектов, ориентированных на реализации идеи библиотеки как центра гуманитарных исследований, |
постановка и практичная интерпретация задач по складывание механизмов и обозначению интеллектуальных ресурсов становления и развертывания "библиотеки - центра гуманитарных исследований" на базе вузовской библиотеки, на базе библиотечной сети, сети научных школ, на базе культуротехническкх программ и проектов, |
подготовка и выращивание в библиотеке и библиотечной сети группы
аналитиков культурных процессов, а также способов хранения и доступа к
единицам культуры (культурным знакам и значениям, текстам и знаниям...}, включение аналитической группы в формы работ, а далее в проблематику семиотики и эпистемологии (теории знанял). |
|
|
|