главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
ОРГУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «менеджмент»
Ульяновский технический университет, 1997
     
  образовательные проекты и разработки    
  гуманитарные практики и технологии    
  открытая школа бизнеса внутрифирменная подготовка  
  учебные курсы дополнительное высшее образование  
  дипломное проектирование кафедра антропотехники  
  школы педагогической логики метакурсы  
       
 
вернуться в разделш учебные курсы  
содержание разделаш интеллектуальные инструменты и антропотехника в оргуправлении  
  (1) характеристика опытного курса (5) тематический план  
  (2) структура и содержание курса (6) реферирование  
  (3) учебная программа (7) учебно-практическая игра  
  (4) литература (8) дальнейшая работа  
     
     
  Ульяновский государственный технический университет
лаборатория "Методология в высшей школе"(1)
 
  договор №2-18/97 от 1 сентября 1997г.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ
"Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе "Менеджмент"
- курс "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И АНТРОПОТЕХНИКА В ОРГУПРАВЛЕНИИ", 34 часа
- курс "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИКЕ И СХЕМОТЕХНИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ", 34 часа(2)
 
  общая часть  
  Тема составлена двумя заданиями: на специальный курс и учебно-практическую игру. Формальной отчетностью по курсу являются зачетные ведомости, по учебно-практической игре - ее организационный проект и сценарий. Отчет по курсу носит формальный, по преимуществу, характер, а по игре содержательный.  
  (1) характеристика опытного курса  
1.1. Назначение курса:
Обратиться к основе интеллектуальных способностей - рефлексии. Под рефлексией здесь будет пониматься задача артикуляции и объективации (преимущественно в графических схемах-экранах) «скрытых», «подспудных» для индивида интеллектуальных процессов (индивидуальных и коллективных).
1.2. Техника курса:
По возможности постоянное создание ситуаций самоопределения и втягивание в них слушателей курса. Ситуации самоопределения понимаются как обстоятельства, вынуждающие к принятию самостоятельных решений, т.е. вынуждающие к интеллектуальному усилию или интеллектуальному отступлению. Самостоятельное решение - решение ситуативное (принимаемое «здесь и теперь») в отличие от ритуального и стереотипного.
Ситуативность понимается как отсутствие сильного проекта, определявшего бы направленность решений. Заведомое отсутствие у слушателей курсов каких бы то ни было проектов («механизмов» принятия решений) требует «сверх»-напряжения интеллектуальных и психических способностей. Если нет подобного напряжения, то рефлексии не состояться.
1.3. Ход занятий:
Сам опытный курс не создал ситуации самоопределения, т.к. в самом начале семестра оказался вне выбора (дополнительные курсы по выбору начались позже). Поэтому исходную ситуацию самоопределения (практически для всего потока 4-го курса) пришлось сделать довольно жесткой: письменные задания на каждом занятии с целью фиксации намерений слушателей, а также изменений в их намерениях, работа с табличными формами с целью принуждения к «самостоятельному» решению и т.п. техники.

Практически все студенты курса смогли избежать ситуации самоопределения. Версии: либо ситуации были слишком жесткими, либо таково преобладающее «качество» большинства слушателей, вообще не самоопределенных к профессии оргуправления, а осуществивших при поступлении ритуальный выбор профессиональной подготовки.
Для воспроизведения курса на другом составе слушателей требуется его относительная привязка к психологическим и интеллектуальным качествам «современного студента» и, в частности, студента специализации «Промышленный менеджмент». Но это отдельный вопрос.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (2) структура и содержание курса  
Цели и назначение курса
Курс нацелен на пропедевтику осознания и самоконтроля интеллектуальных работ. Необходимость в подобной пропедевтике вызвана тем обстоятельством, что интеллектуальные функции и способности (а равно дисфункция и неспособность) рассматриваются в психологическом аспекте и, тем самым, атрибутируются всецело индивиду, т.е., его высшей психической деятельности. Установка на психологизацию интеллекта имеет определенные последствия. Так, для индивидуального и массового сознания интеллект и его функции лишь в исключительных случаях представлены в качестве внешних и объективируемых (напр., в процедурах специальной диагностики, в организованной рефлексии, в методологической работе). Тем не менее, постоянно расширяется круг интеллектуальных задач и ситуаций, подразумевающих и требующих осознанного выбора интеллектуального инструментария. И не только требующих (в связи с усложняющимся характером теоретической и практической деятельности инженера), но буквально настаивающих на техническом и организационном отношении к интеллектуальному арсеналу культуры. К такого рода интеллектуальным задачам и ситуациям сегодня могут быть отнесены:
- системные исследования и разработки в инженерии,
- инженерные и управленческие решения с учетом экологической проблематики,
- инженерные и организационные проекты, преследующие предпринимательские цели,
- инженерные начинания и управленческие действия в политическом обрамлении,
- инженерные и управленческие работы в области экономики и хозяйства,
- и т.п.
Все они ранее были так или иначе отграничены и дистанцированы от задач собственно проектных, конструкторских и технологических. Сегодня же очевидно, что косвенная и неявная интеллектуальная подготовка (среди базовых дисциплин имеются только эпизодичные и отрывочные курсы логики) для приведенного круга задач недостаточна. Более того, подавляющая часть инженерных дисциплин построена как предметная. Этим достигается цель опредмечивания сознания, но техники предметизации вне связи с распредмечиванием в случае достаточно сложной задачи решают ее как бы "наполовину". Также необходимо учитывать, что предметная организация обучения ориентирована, как правило, одним типом предмета - научным. Он наиболее методически разработан и с успехом выступает нормативным образцом для предметной организации учебного материала и решения учебных задач.
Научная предметизация не является единственной и служит для решения особого класса задач. Он может быть выделен как задача "изоляции" человеческого присутствия в ряде событий и явлений (т.н. естественнонаучный подход).
В то же время экологические, хозяйственно-экономические, предпринимательские, управленческие, политические и т.п. задачи указывает на противоположное - на учет человеческого присутствия ("человеческий фактор" как мягкое требование) и центрацию на включенности ("деятельная позиция" как жесткое требование). Здесь встает целый ряд проблем антропотехнического толка. Одно из направлений их решения - в привлечении позиционных схем инженерной деятельности и схем диспозиции инженерных работ (картирования и планирования). В теоретико-деятельностном представлении "позиция" - это всегда вполне определенный (строго определенный) комплекс работ и вместе с тем знак этого комплекса. Любая, даже элементарная и рутинная работа всегда позиционна (много-позиционна). Поэтому практическое отношение, в смысле характера ответственности, а не противопоставления теоретическому, безусловно требуют осознания и артикулированного понимания актуально занимаемой позиции и всей позиционной структуры работ (полноты ее диспозиции). Понимание и видение рабочей диспозиции - это, наряду с психологически и социологически фундированным пониманием, также интеллектуально оснащенное понимание различных мыслительных и деятелъностных техник и способов инженерных работ, приданных и вмененных той или иной позиции. Наиболее общей диспозицией в инженерных работах является пара "разработчик - эксплуатационник".
Внутри нее различаются позиции конструктора, исследователя, проектировщика и технолога. При еще одном шаге детализации каждая из них предстает идеатором, строителем моделей, критиком. Степень детализации задается классом инженерной задачи и режимом инженерных работ. В случае нормального функционирования (штатного производства работ) специальное обращение внимания на задействуемые инструменты излишне. Даже при отдельных сбоях функционирования решение о соответствии инструмента и задачи зачастую делегируется "наверх" (лицам, облеченным ответственностью и правом принятия решений). Следствие подобного положения дел - несамостоятельность, узость границ самоуправления, уход от задач, не вписывающихся в фиксированные служебные обязанности. И не менее негативное следствие - занижение квалификационных требований к функциональному и служебному месту. Структура и форма курса
Курс состоит из двух разделов: теоретического и практического. В состав теоретического входят две части: ориентирующая (смысл, понятие, формы инженерного интеллекта) и представляющая (функция, история, проблематика инженерного интеллекта). Практический раздел составлен (а) методикой и (б) практикумом отдельных интеллектуальных работ.
Высшая инженерная подготовка по своему внутреннему смыслу включает в себя методические аспекты интеллектуального оснащения будущих работ и практик.
Этому и служит практическая часть курса, призванная способствовать объективации и артикуляции "скрытых" (нерефлектируемых) приемов интеллектуальной подготовки. Объективация производится в схемах предмет-объект, научный предмет, категория, знание и пр.
Основное внимание отводится рефлексии, ее оргформам и содержанию. Первый - теоретический - раздел курса строится как рефлексия над методами и содержанием инженерной подготовки. Второй - практический - раздел в своей методической части представляет объективирующую рефлексию и в части практикума проблематизирующую.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (3) учебная программа  
НАЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА. Теоретическое и рабочее (методическое) понятия интеллекта. Разотождествление с разумом и рассудком. Сознание и воля как материал воплощения интеллекта. Интеллект и творчество, интеллект и интуиция: психологическая и техническая трактовки. Искусственность интеллекта. История понятая и проблематика. Характер интеллектуального усилия и бессилия. Антиинтеллектуализм. Интеллектуальные тренажеры культуры: восхождение от "тела" к "духу" и "мышлению".
ПРАКТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА. Интеллектуальные программы в истории культуры и духа. Инженерия - ведущий тип практики европейского мира. Машинообразная организация интеллекта - залог его результативности. Интеллектуальные инженерные задачи в областях промышленности и производства, экономики и финансов, педагогики и образования, оргуправления и политики. Инженерия смыслов, значений, знаний и подходов. Общность и различие оснований.
ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНИК. Коммуникативная (речевая) форма интеллекта. Семиотическая (знаковая) форма интеллекта. Функциональное соотношение коммуникации и знакотехники - дихотомия интеллектуального усилия. Интеллектуальная лаборатория: грамматика-математика-аксиоматика-догматика.
Интеллектуальная машина: физика-механика-логика. Интеллектуальный арсенал: философия-наука-методология-этика. Интеллектуальный плацдарм: инженерия (технология) -оргуправление (принятие решений) - программирование (владение будущим).
СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. Историческая и социальная практика: функционализация интеллекта и интеллектуальные функции. Полнота состава интеллектуальных функций. Интеллектуальная дисфункция. Интеллектуальные "протезы". Структура передачи текстового сообщения (содержания). Структура передачи знаковой формы (конструкции). Структура функций интеллекта. Высшие психические функции в контексте исторического развертывания интеллектуальных программ. Идентификация интеллектуальных способностей: борьба интеллектуальных программ за массовое и индивидуальное сознание. Индивидуация и персонификация интеллектуальных функций и способностей: культуротехнический и психологический аспекты.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА. Проблемы и задачи практики - вызов интеллекту. Вкус и отвращение к задачам. Метафизика проблемы: интеллектуальная дисквалификация. Технологические стратегии интеллектуализации сознания. Стратегии интеллектуализации практики и техники.
Интеллектуальные машины из людей и без людей. Конструирование и функционирование интеллектуальных машин. Тотальность инженерной практики. Интеллектуальные инструменты инженерии.
МЕТОДИКА. Парк интеллектуальных машин и механизмов. Основные конструктивные схемы. Приемы интеллектуальной натаски, интеллектуального упражнения, интеллектуальной тренировки, интеллектуального занятия, интеллектуальной дисциплины. Интеллектуальный успех - в интеллектуальной честности. Интеллектуальные машины коллективной и индивидуальной эксплуатации. Режимы эксплуатации: аналитика, исследование, конструирование, проектирование, организация.
ПРАКТИКУМ. Положение интеллектуальных дел (фиксация и анализ). Инвентаризация интеллектуальных инструментов (дисквалификация). Интеллектуальная дисфункция - нормальное положение дел в интеллектуальной ситуации (самоопределение). Схематизация (объективация) интеллектуальной ситуации. "Вхождение" в схему (целеполагание). Интеллектуальная постановка задач. Машинизация и функционализация интеллектуальных работ. Работа в схеме. Интеллектуальная тактика.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (4) литература  
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ
Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986
Гессе Г. Игра в бисер // Избранное. М.: Радуга, 1991
Кэррол Л. Алиса в Стране чудес. - М., 1991
Лем С. Сумма технологии. - М., 1968
Петров М.К. Пираты Эгейского моря и личность // Искусство и наука. М., 1995
Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математика в образах. - М.: Знание, 1989
Склобовский К. А. Теория решения изобретательских задач - новая технология интеллектуальной деятельности // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Френкель В.Я., Явелов Б.Е. Эйнштейн: изобретения и эксперимент. - М.: Наука, 1990
Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системных исследований,-(а) - М.: Знание, 1964, (б) // Избранное. М., 1995
Эко У. Маятник Фуко. - Киев, 1995
Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989
ПРОПЕДЕВТИКА
Аристотель. Аналитики I и II, Беркли. Три разговора, Гоббс. Логика или все учения о делах, Декарт. Рассуждения о методе. Кант. Критика чистого разума, Кант. Критика способности суждения, Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме, Ленин. Материализм и эмпириокритицизм, Локк. Опыт исследования человеческого разума, Маркс. Введение к критике политэкономии, Спиноза. Трактат об очищении разума, Фихте. Факты сознания.
ДИДАКТИКА
Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика, М., 1993
Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М., 1969
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1990
Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. - М.: Высшая школа, 1971
Розин В.М. Логико-семиотический анализ знаковых средств геометрии // Педагогика и логика, М., 1993
ЧелпановГ.И. Учебник логики. - М.: Прогресс, 1994
ТЕОРЕТИЗАЦИЯ
Аккоф Р.Л. Искусство решения проблем. - М., 1982
Аккоф Р.Л. Планирование в больших экономических системах. - М., 1972
Аккоф Р.Л. Планирование будущего корпорации. - М., 1985
Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества // Вопросы психологии, 1956, №6
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Радио, 1979
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995
Грязнов Б.С. и др. Теория и ее объект. - М.:Наука, 1973
Любищев А.А. Значение и будущее систематики // Природа,1971, №2
Мамардашвили М.К. Процесс анализа и синтеза // Вопросы философии, 1958, №2
Пископпель А. А. и др. Инженерная психология (дисциплинарная организация и концептуальный строй). - М., 1994
Уваров Л.В. Образ, символ, знак. - Минск, 1967
Щедровицкий Г.П. "Естественное" и "искусственное" в социотехнических системах . (а) // Избранное, М., 1995, (б) // Вопросы методологии, 1992, №1-2
Щедровицкий Г.П. О строении атрибутивного знания // Избранное, М., 1995,
Щедровицкий Г.П. О различных планах изучения моделей и моделирования // Избранное, М., 1995,
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - С.-П., 1994
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
Воловик В.В. Инженерия и европейский мир // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки. -
Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой. - М.-Л., 1948
Галилей Г. Пробирных дел мастер. - М.: Наука, 1987
Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. - М.: МГУ, 1971
Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. - М.: Наука, 1967
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Радио, 1967 Монж Г.
Зинченко А.П. Искусственно-техническая картина мира // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983
Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системных исследований, (а) - М.: Знание, 1964, (б) // Избранное. М., 1995
Щедровицкий Г.П. О некоторых моментах в развитии понятий // Вопросы философии, 1958, №6
Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы // Избранное. М., 1995
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (5) тематический план занятий и упражнений  
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. НАЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА (дисциплина и произвол)
1.1. Смысл интеллектуального усилия. Понятие и ценность интеллекта.
1.2. Практическая обусловленность интеллекта. Интеллектуальные формы.
2. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА (знание и действие)
2.1. Функция интеллекта в различных типах практики. Дисфункции.
2.2. Критерии полноты состава интеллектуальных функций. Дисквалификация.
2.3. История культуры: интеллектуальные программы и высшие психические способности
2.4. Интеллектуальная проблематика: конструирование и функционирование интеллектуальных машин
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3. МЕТОДИКА (установка и нормировка работ)
3.1. Парк интеллектуальных машин. Технические характеристики
3.2 - 3.3. Интеллектуальный тренинг: натаска, упражнение, тренировка, занятие, дисциплина
3.4 - 3.5. Оперирование. Интеллектуальные машины индивидуального и коллективного пользования. Режимы эксплуатации: познавательный и деятельный
4. ПРАКТИКУМ (интеллектуальное усилие)
4.1 - 4.2. Проблематизация, тематизация и постановка проблемы
4.3. Назначение и выбор интеллектуальной машины. Технический контроль и аттестация оператора
4.4. - 4.7. Интеллектуальная тактика
4.8. Квалификация интеллектуальных способностей
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (6) реферирование  
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ:
1. Обоснования предпочтения выбранной темы,
2. Отстаивание выбранных рамок и подходов,
3. Введение привлекаемых схем, понятий и категорий,
4. Список использованной литературы
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА-СЦЕНАРИЯ И ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ:
1. Организационные формы действия: - защита тезиса в дискуссии, - введение схемы в аудитории, - мозговой штурм (brain storming) в группе
2. Тематические рамки: - инженерные принципы и квази-инженерия, - большие орггехнические системы, - инженерное дело и инженерные работы, - инженерия вещей и событий
 
  темы и литература рефератов-аналитических записок  
1. "ИСКУССТВЕННЫЙ" и "ЕСТЕСТВЕННЫЙ" ИНТЕЛЛЕКТ: ИСТОРИЯ ИДЕЙ и ПРОБЛЕМ
Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблема распределения функций в системах "человек-машина" // Инженерно-психологическое проектирование, вып.1, МГУ. 1970 Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач. - М.: Наука, 1982
Жегалин В.А., Нечипоренко А.В. Концепция философско-методологического и психолого-педагогического обеспечения человеко-машинных систем // Вопросы методологии, 1992, №1-2
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. -М.: Радио, 1967
Лем С. Сумма технологии. - М., 1968
Нильсон М. Искусственный интеллект. Методы поиска решений. - М., 1973
Нильсон М. Принципы искусственного интеллекта. - М.: Радио, 1985
Петров М.К. Пираты Эгейского моря и личность // Искусство и наука. М., 1995
Поспелов Г.С., Поспелов Д. А. Искусственный интеллект // Прикладные системы, М.: Знание, 1985
Рафаэл Б. Думающий компьютер. -М.: Иностр.литература, 1962
Тьюринг А. Может ли машина мыслить? - М., 1960
Уинстон П. Искусственный интеллект. - М.: Мир, 1980
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - С.-П., 1994
Хант Э. Искусственный интеллект. - М.: Мир, 1978
Хант Э. и др. Моделирование процесса формирования понятий на вычислительной машине. - М.: Мир, 1970
ШенкР Обработка концептуальной информации. -М: Энергия, 1980
Щедровицкий Г.П. Модели и моделирование в проектировании систем "человек-машина"
Щедровицкий Г.П. Человек и деятельность в инженерно-психологических исследованиях // Проблемы инженерной психологии, вып.1, М., 1971
Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. Теория и методология. М., 1974
Щедровицкий Г.П. "Естественное" и "искусственное" в социотехнических системах . (а) // Избранное, М., 1995, (б) // Вопросы методологии, 1992, №1-2
Эшби У.Р. Конструкция мозга - М.: Иностр.литература, 1962
2. ИСКУССТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОДЫ: РАЗЛИЧИЕ КАРТИН И МЕТОДОВ
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Радио, 1979
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995
Воловик В.В. Инженерия и европейский мир // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Галилей Г. Пробирных дел мастер. - М.: Наука, 1987
Зинченко А.П. Искусственно-техническая картина мира // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990 Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Лем С. Сумма технологии. -М., 1968
Щедровицкий Г.П. "Естественное" и "искусственное'' в социотехнических системах . (а) // Избранное, М., 1995, (б) // Вопросы методологии, 1992, №1-2
Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов // Вопросы методологии, 1991, №2
3. ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ
Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986
Воловик В.В. Инженерия и европейский мир // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Галилей Г. Пробирных дел мастер. - М.: Наука, 1987
Зинченко А.П. Искусственно-техническая картина мира // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Лем С. Сумма технологии. - М., 1968
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Радио, 1967
Лефевр В.А. Системы, нарисованные на системах // Системный метод и современная наука, вып.1, Новосибирск, 1970
Пископпель А. А. и др. Инженерная психология (дисциплинарная организация и концептуальный строй). - М., 1994
Содин С.Л. Об одном подходе к истории инженерии // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Склобовский К. А. Теория решения изобретательских задач - новая технология интеллектуальной деятельности // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Щедровицкий Г.П. О различных планах изучения моделей и моделирования // Избранное, М., 1995,
Френкель В.Я., Явелов Б.Е. Эйнштейн: изобретения и эксперимент. - М.: Наука, 1990
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ РАБОТ
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Радио, 1979
Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества // Вопросы психологии, 1956, №6
Аккоф Р.Л. Искусство решения проблем. - М., 1982
Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки. -
Декарт. Рассуждения о методе.
Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблема распределения функций в системах "человек-машина" // Инженерно-психологическое проектирование, вып.1, МГУ. 1970
Зинченко А.П. Искусственно-техническая картина мира // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Обнинск, 1990
Зинченко А.П. Понятие о практической науке // Вопросы методологии, 1991, №1
Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. - Новосибирск, 1987
Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. - М.: Наука, 1967
Мамардашвили М.К. Процесс анализа и синтеза // Вопросы философии, 1958, №2
Наумов С.В. Представление о программах и программировании в контексте методологической работы науке // Вопросы методологии, 1992, №1-2
Рац В.М., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии, 1992, №1-2
Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы // Избранное. М., 1995
Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях, М., 1983
5. ОРГАНИЗАЦИЯМ УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
Аккоф Р.Л. Искусство решения проблем. - М., 1982
Александров Е. А. Основы теории эвристических решений. - М.: Радио, 1975
Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии, 1991, №1
Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организация // Нововведения в организациях, М, 1983
Жегалин В.А. Автоматизация мыследеятельности как культурно-социальная проблема // Вопросы методологии, 1994, №1-2
Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск: Наука, 1989
Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. - М.: Наука, 1967
Розин В.М. Методологический анализ деловой игры // Вопросы философии, 1986, №6
Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования, М.: Наука, 1987
Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности //Нововведения в организациях, М., 1983
6. ИНЖЕНЕРНЫЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОДХОД В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ (в педагогике, психологии, медицине, оргуправлении, искусстве, физической культуре...)
Жегалин В. А. К проблеме машинизации учебной деятельности // Вопросы методологии, 1991, №3
Жегалин В.А. Автоматизация мыследеятельности как культурно-социальная проблема // Вопросы методологии, 1994, №1-2
Котельников С.И. Социокультурные и ситуационные факторы экономического развития. Проектный и программный подход // Вопросы методологии, 1994, №1-2
Ламетри. Человек-машина.
Луковенко Ю.В. Подход к исследованию спорта как деятельности // Вопросы методологии, 199_
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 199_
Крайчинская С.Б. Психология как практическая наука: к постановке вопроса деятельности // Вопросы методологии, 1991, №1
Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. О программных установках психотехники и психологии труда // Вопросы методологии, 1991, №4
Сааков В.В. Идеи среды в архитектуре: утрата и поиск знания // Вопросы методологии, 199_
Табачникова С.В. К постановке вопроса о системомыследеятельностной антропологии// Вопросы методологии, 1991, № 2
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989
7. ЗНАКОВЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ И РАБОТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Библер С. Кант. Галилей
Лефевр В. А. Системы, нарисованные на системах // Системный метод и современная наука, вып.1, Новосибирск,1970
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Радио, 1967
Сааков В.В. Инженерное мышление: что кроме схематизации и знакотехники? // Университетская панорама, 1994,20 октября
Уваров Л.В. Образ. Символ. Знак. - Минск, 1967
Щедровицкий Г.П. О различных планах изучения моделей и моделирования // Избранное, М., 1995,
Щедровицкий Г.П. Модели и моделирование в проектировании систем "человек-машина"
 
  Тематизация рефератов сценария и организации интеллектуального действия  
1. ГОРОД КАК МАШИНА
Тип преобразователя, рабочие процессы и продукты города, агрегаты города, система управления и органы городского управления, механизмы развития и функционирования города, городская энергетика и системы жизнеобеспечения, отходы и побочные продукты города, системы, объемлющие город...
2. ИНЖЕНЕРИЯ: СВОБОДНАЯ ПРОФЕССИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА
Прошлое, настоящее, будущее профессии и службы, культурные и образцы и современное положение дел, анализ ситуации, проектное предложение, инженерная этика...
3. СМЫСЛ, ПОНЯТИЕ И СХЕМА ИНЖЕНЕРНОЙ РАБОТЫ
Принципиальные положения, оборачивание на личную ситуацию, инженерная состоятельность, инженерная деятельность и инженерное мышление, инженерное дело...
4. ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Научное мышление, проектное воображение, аналитический склад, оргуправленческая способность, историческое сознание, экологическое отношение, предпринимательская сметка...
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (7) учебно-практическая игра "управленческая коммуникация"  
1.1. Назначение игры
Назначения учебно-практической игры в курсе «Менеджмент» - в демонстрации и в имитации управленческой коммуникации: обеспечить студентам (участникам игры) наглядное представление о «невидимых» механизмах управленческой коммуникации (демонстрационное назначение) и дать опыт участия в ней (имитационное назначение).
1.2. Цели игры
Таковых три группы (по степени включенности участников в игру)
- закрепление теоретического материала (по аналогии с семинаром или практическим занятием) при минимальной включенности,
- различное рефлексивное отношение к игровым процессам и событиям игры,
- обретение квази-опыта проживания управленческой коммуникации при максимальной включенности.
1.3. Место игры в учебном процессе
- «Стартовое»: обозначение проблематики управленческой коммуникации с последующим ее разрешением в ходе учебного процесса (что предполагает увеличение доли самостоятельного освоение учебного материала).
- «Промежуточное»: приобщение к инструментам управленческой коммуникации с последующим углублением либо в теорию и методику коммуникации (исследовательский аспект), либо в практику (организаторский аспект), что предполагает расширение и углубление курса.
- «Финишное»: рефлексия пройденного курса (или его этапа) для закрепления организационного и содержательного отношения к проблематике управленческой коммуникации (места в системах управления, жанра, организационных форм, теоретических и практических инструментов).
2. Методическая основа игры
2.1. Нормированная и ненормированная коммуникация:
Коммуникация является особым видом взаимодействия, предпринимаемого с целью согласования, посвящения, освещения, вовлечения, убеждения и др. акций по отношению ко «второй» стороне. Общие нормы и схемы подобных акций хотя и существуют, но тем не менее не решают методически и исчерпывающе задач, стоящих перед коммуникацией.
Управленческой коммуникации далее будут считаться разного ранга управленческие совещания, переговоры с внешними коммуникантами, разного рода отчеты о проделанной работе. Методическое строение большинства коммуникативных форм и схем имеют, как правило, в своей основе либо психологический фундамент (коммуникация как «борьба», «поединок», «общение»...), либо социологический (коммуникация как социальное действие или игра со своими «ролями», «позициями», способами «действия» и «поведения»). Психологические рекомендации здесь являются преимущественно эмпирическими обобщениями, социологические производятся на различных моделях в рамках той или иной социальной теории.
Оба вида схем достаточно полно описывают структуру и механизмы передачи сообщения, но не смысла. Между тем, смысл и его передача (воспринятие, понимание) являются конечной целью для коммуникативного акта (Г.П.Щедровицкий). Общеизвестно, что одна и та же форма сообщения может быть воспринята с различным смыслом и в нее может быть «вложено» иное, нежели собственное исходное содержание.
рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Нормируется передача сообщения как формы (роли-позиции, их взаиморасположение, фигуры речи, вкладываемые в их «уста»), смысл же реконструируется (если не воспринимается непосредственно в некоторых чрезвычайно демонстративных коммуникативных актах). Целям и способам реконструкции смысла коммуникации и посвящена данная методическая разработка (рис.1)
© priss-laboratory, 1998
рисунок 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Ответное коммуникативное действие успешно в случае успешной реконструкции оппозиционного смысла. Организационная схема коммуникативного действия приведена на рис.2.
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Ответное коммуникативное действие успешно в случае успешной реконструкции оппозиционного смысла. Организационная схема коммуникативного действия приведена на рис.2.
Нормируется передача сообщения как формы (роли-позиции, их взаиморасположение, фигуры речи, вкладываемые в их «уста»), смысл же реконструируется (если не воспринимается непосредственно в некоторых чрезвычайно демонстративных коммуникативных актах). Целям и способам реконструкции смысла коммуникации и посвящена данная методическая разработка (рис.1). Смысл как передача смысла есть действие, предпринимаемое в коммуникации в отношении другой позиции, которой данный смысл реконструируется в своих «скрытых» основаниях. Смысл может лежать и на поверхности речевой формы, не совпадая с ее (формы) значением: с улыбкой приглашать войти в дом, а «на самом деле» как бы выталкивать в двери (коммуникация-игра Л.Витгенштейна). Ответное коммуникативное действие успешно в случае успешной реконструкции оппозиционного смысла. Организационная схема коммуникативного действия приведена на рис.2. Исходя из своей цели - принятием и претворением решения - коммуникативное действие предпринимается для изменения функциональной структуры исходной организации в соответствии со структурой замысленного проекта.
3. Схема игры
Схема на рис.3 обозначает исходный и необходимый такт игры - самоопределение участников в коммуникативных позициях. Механизмом самоопределения является наличие/отсутствие управленческих проектов. Проект должен быть «защищен».
Поэтому рис.4 изображает схему обращения к способу коммуникативного действия. Здесь механизмом является оргуправленческое самоопределение или назначение, обусловленное наличие/отсутствием соответствующего инструментария. Задачей коммуниканта-А является достижение цели действия (принятие проектного решения) выбранным способом (организаторским, руководящим, управленческим) или их комбинацией. Следовательно, здесь необходимо различать и осознанно применять определенные способы коммуникативного действия с целью достижения такой функциональной организации, которая бы служила задачам реализации проекта.
рисунок 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Схема на рис.3 обозначает исходный и необходимый такт игры - самоопределение участников в коммуникативных позициях
© priss-laboratory, 1998
рисунок 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Поэтому рис.4 изображает схему обращения к способу коммуникативного действия
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Поэтому рис.4 изображает схему обращения к способу коммуникативного действия
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Схема на рис.3 обозначает исходный и необходимый такт игры - самоопределение участников в коммуникативных позициях
рисунок 4.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / На рис.4.1 воспроизведена схема рис.2 применительно к способу коммуникативного действия «руководителя».
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / На рис.4.1 воспроизведена схема рис.2 применительно к способу коммуникативного действия «руководителя».
рисунок 4.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / На рис.4.2 воспроизведена та же схема, но применительно к способу «организатора».
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / На рис.4.2 воспроизведена та же схема, но применительно к способу «организатора».
На рис.4.1 воспроизведена схема рис.2 применительно к способу коммуникативного действия «руководителя». Смена функциональной структуры (как цель коммуникативного действия) предполагает в этом случае: изменение предмета деятельности, принадлежащего структуре-1, изменения целей ее функционирования, различные кадровые перестановки и т.п. На рис.4.2 воспроизведена та же схема, но применительно к способу «организатора». Их различие в том, что для «руководителя» преимущественным наполнением функциональных мест изменяемой (руководимой) структуры является «человеческий материал» (напр., исполнители), а для «организатора» этот момент является как бы безразличным: не важно с каким функциональным наполнением окажется изменяемая (организуемая) структура. Лишь бы данное изменение обеспечило достижение искомой цели. Поэтому этот способ является более функциональным. На рис.4.3 изображен способ коммуникативного действия "управленца". Здесь изменение функциональной структуры обеспечивается за счет обращения к механизмам, ответственным за процесс функционального изменения.
3. Сценарий игры
В основу сценария игры положен т.н. проектный замысел. Это идеальньгй вариант. Отступления от него, облекаясь в различные формы, так или иначе должны ориентироваться на проектный замысел, Наличие проектных замыслов является, как правило, необходимым атрибутом оргуправленческой позиции.
Проектный замысел принадлежит коммуникантам, заинтересованным в продвижении различных аспектов и сторон проекта, в принятии положительных решений по поводу его дальнейшей «жизни».
рисунок 4.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / На рис.4.3 изображен способ коммуникативного действия "управленца". Здесь изменение функциональной структуры обеспечивается за счет обращения к механизмам, ответственным за процесс функционального изменения
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / На рис.4.3 изображен способ коммуникативного действия "управленца". Здесь изменение функциональной структуры обеспечивается за счет обращения к механизмам, ответственным за процесс функционального изменения
рисунок 5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Рамкой данного действия является механизм изменения или поддержания некоторой системы доступа к материальным или духовным ценностям (см.рис.5)
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Рамкой данного действия является механизм изменения или поддержания некоторой системы доступа к материальным или духовным ценностям (см.рис.5)
3.1. Выдвижения проектного замысла:
Рамкой данного действия является механизм изменения или поддержания некоторой системы доступа к материальным или духовным ценностям (см.рис.5). Содержанием действия является а) управленческий проект, б) предприятие, в) методическая рекомендация, г)...
3.2. Проектный замысел и его оформление.
Тот или иной тип содержания должен получить в коммуникации свое оформление как предлагаемая идея механизма. Оформленное содержание коммуникации должно отвечать схеме на рис.6. Один раз - это управленческое назначение проекта (рис.6.1). Здесь механизм проектируется с целью изменения или сохранения доступа к сложившейся системе ценностей. Если таковым оформлением выступает предприятие, то предполагается как бы собственное в нем участие (рис.6.2). Если же рекомендация, то все упирается в заинтересованную инстанцию (рис.6.3).
3.3. Сценарное содержание:
Проектный замысел прочерчивается по сетке «мест» и «ценностей» рис.5. "Место" прочерчивается (А) территорией, (В) деятельностью, (С) историей и культурой. "Ценности" в свою очередь (1) запасами, (2) услугами, (3) знаниями. Т.о., координаты сетки задаются как две взаимоортогональные последовательности, обе следующие от очевидной вещественности места предприятия и ценностей до их умозрения.
(А) Область территории предприятия - это обычные территории: природно-географические (ландшафт, рельеф, климат, побережье, остров...), административные (национальный округ, судебный, район, город...), политические (избирательный округ, различного рода территориальные режимы и опеки...). Основная характеристика территории - наличие определенных границ и, соответственно, внутреннего и внешнего пространства.
(В) Область деятельности предприятия - все происходящее на территории и по поводу территории. Деятельность - это прежде всего надтерриториальное образование, соотносящееся с территорией, но не совпадающее с ней, обладающее собственной (технологической) структурой. Наиболее распространенными областями деятельности являются те, которые сложились в результате т.н. разделения труда.
(C) Область истории и культуры предприятия - наддеятельностные образования, регуляторы деятельности, а также системы ее оценки. Можно сказать, что территория, с одной стороны, и культура и история, с другой, задают место и время для деятельности. Можно так: территория и культура/история - это пределы пространства развертывания деятельности.
Последовательность ценностей и благ задается по степени их готовности и приспособленности к доступу/перемещению:
(1) Ценность запаса в этом смысле стоит на первом месте (грузи, вези, разгружай). Запасы как бы "вещи". Они требуют хранения и охраны, складирования и транспортировки, описания и учета... Но вне зависимости от конкретного функционального к ним отношения они по большому счету всегда готовы к "употреблению".
(2) Услуги в любом случае требуют приуготовления, если конечно не имеется ввиду их абсолютная автоматизация. Ценность услуг всегда в их специальной подготовке к принятию. И это уже не "вещи", поэтому даже вне элементарной инфраструктуры (системы) услуг их ценность для Предприятия и Клиента неизбежно падает. Ожидание и исполнение услуги вне инфраструктуры их воспроизводства проблематичны
(3) Знание менее всего пригодно к изменению доступа/перемещения. Но, тем не менее, пригодно. Затраты на перемещение знания необычайно велики, т.к. это требует весьма сложных каналов и технологий. Изменение доступности знания вообще чревато его потерей. Зато обращаться к нему можно до бесконечности: знание не исчерпывается подобно запасу и не исчерпывает клиентуры оказанием услуги.
рисунок 6.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Оформленное содержание коммуникации должно отвечать схеме на рис.6. Один раз - это управленческое назначение проекта (рис.6.1)
© priss-laboratory, 1998
рисунок 6.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Если таковым оформлением выступает предприятие, то предполагается как бы собственное в нем участие (рис.6.2)
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Если таковым оформлением выступает предприятие, то предполагается как бы собственное в нем участие (рис.6.2)
рисунок 6.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Если же рекомендация, то все упирается в заинтересованную инстанцию (рис.6.3)
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Если же рекомендация, то все упирается в заинтересованную инстанцию (рис.6.3)
Предполагая «практическое» и «теоретическое» самоопределения, схему рис.5 следует развернуть (рис.7). Для Теоретика "деятельность", которую необходимо описать, всегда представлена на фоне "территории", а "история/культура'' объясняются фоном "деятельности" с кулисами "территории". Для Практика, напротив, "деятельность" и "культура/история", которые нужно развернуть - это фон и кулисы для "территории", которую необходимо осваивать и поддерживать. Таким образом, "территория" для Теоретика - это источник объяснения событий "деятельности", а последняя - объяснительный принцип "истории/культуры": кто и что сказал, куда пошел, что сделал... (но в силу закономерности и порядка подобных событий). Для Практика "территория" есть площадка-плацдарм, на которой разыгрывается замысленная "деятельность", а апелляция к "истории/культуре" выступает в качестве оправдания именно тех целей, которые преследуются им в данный момент. И Теоретик, и Практик поочередно встают то на "ортодоксальную", то "неортодоксальную" точки зрения. Как и все, кто обладает нормальным зрением, они вправе все рассматривать либо "под углом" зрения, либо "фронтально" (рис.7.1). Здесь важно следующее: направленность взгляда может сужать, расширять и схватывать "натуральную величину" разглядываемых
(представляемых, воображаемых) предметов. Проиллюстрирую на примере Теоретика.
Сужающийся взгляд: а) не вся территория может быть охвачена деятельностью, б) это подтверждают история/культура, с) следует подборка фактов.
Расширяющийся взгляд: а) не вся территория охвачена деятельностью, б) история/культура требуют дополнительных усилий, с) следуют аргументы.
Можно даже обобщить. Сужающийся взгляд экономиста (нашего Теоретика) всегда взывает к аргументации следующего толка: конкуренция растет-падает, на рынке избыток-недостаток предложений...
Все это подкрепляется определенными математическими выкладками, в крайнем случае социально-психологической интуицией, приправленной математикой. Его же расширяющийся взгляд на ту же ситуацию: предприятие может быть вне конкуренции (сдать позиции), этот сектор рынка еще не освоен (занят)... Видению придается другое математическое подкрепление. Обобщение в том, что у экономиста нет оснований, кроме той теории, которой он в данный момент отдает предпочтение. И это правильно. Экономика - теория, а не практика. Другое дело практический взгляд. Еще одно обобщение. Для хозяйственника (нашего Практика) территория всегда бесхозна по определению, иначе он просто не у дел со своими задачами ее освоения и поддержания в определенном порядке. Более того, территории для него всегда недостаточно, а в хозяйственных планах всегда имеется про запас "новая деятельность".
рисунок 7
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Предполагая «практическое» и «теоретическое» самоопределения, схему рис.5 следует развернуть (рис.7)
© priss-laboratory, 1998
рисунок 7.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / И Теоретик, и Практик поочередно встают то на "ортодоксальную", то "неортодоксальную" точки зрения. Как и все, кто обладает нормальным зрением, они вправе все рассматривать либо "под углом" зрения, либо "фронтально" (рис.7.1)
© priss-laboratory, 1998
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Предполагая «практическое» и «теоретическое» самоопределения, схему рис.5 следует развернуть (рис.7)
И то и другое необходимо в очередной раз восполнить или заполнить впервые. Для Теоретика "услуги" и "знания" как бы твердые вещи для обмена. Неортодоксальный взгляд Теоретика всегда и везде будет оценивать "знания" и "услуги" с точки зрения их достатка/недостатка, "запасы" - с точки зрения информированности о них. Аргументы Теоретика всегда будут выстраиваться вокруг формулировок, вроде "недостаточность обеспечения услуг знаниями", "не все запасы представлены как услуги" и т.п. Поступки Практика всегда основаны на обстоятельствах, вроде "эти услуги и знания оставляем, т.к. они уже есть", "об этих запасах никто не догадывается" и т.п.
Обобщение в том, что картина, представленная хозяйственному взгляду, не зависит от ракурса рассмотрения.
Другими словами, от теоретических предпосылок или же - предмета рассмотрения. Зависит от более фундаментального - видения картины мира.
С точки зрения экономиста-теоретика услуги оцениваются в соответствии с их запасом. Много услуг может быть выброшено на рынок (запасено рынком) - дешевы. Мало - дороги. Оценка услуг в данном случае подобна оценке "вещей". Для хозяйственника-практика это немыслимо. В его логике услуга не существует (подобно "вещи"), а предоставляется, точнее, осуществляется (подобно "функции"). Т.е. услуга есть только факт оказания услуги здесь и сейчас, есть факт взаимодействия с клиентом. С живым, а не теоретическим.
Теоретик видит "запасы" сквозь призму "услуг" и "знаний". Есть "знание" - есть "услуги", есть "запасы". Существуют "услуги" - всегда есть нечто в "запасе". Для Теоретика "знания" непременно должны быть в запасе и представлять род услуг. Практик видит "услуги" и "знания" сквозь призму "запасов". В том смысле, что если они есть, то теряют для него всякий интерес. Если их нет, то следует проявить соответствующую активность. Др.словами, для Практика "услуги" и "знания" есть своеобразные дырки, пустые места на подопечной ему "территории".
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (8) дальнейшая работа  
Дальнейшая работа предполагает согласование сценария игры с конкретикой текущего учебного процесса. Предлагаемый сценарий не является жестким в смысле требуемых ему организационных форм.  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх

(1) - Название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(2) - Курс "Ппедпринимательская деятельность" прочитан не был.  
 
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, январь 1998
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апрель 2005
последнее обновление
07 октябрь 2012
15 январь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / И Теоретик, и Практик поочередно встают то на "ортодоксальную", то "неортодоксальную" точки зрения. Как и все, кто обладает нормальным зрением, они вправе все рассматривать либо "под углом" зрения, либо "фронтально" (рис.7.1)
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Нормируется передача сообщения как формы (роли-позиции, их взаиморасположение, фигуры речи, вкладываемые в их «уста»), смысл же реконструируется (если не воспринимается непосредственно в некоторых чрезвычайно демонстративных коммуникативных актах). Целям и способам реконструкции смысла коммуникации и посвящена данная методическая разработка (рис.1) PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Учебные курсы/ Интеллектуализация и активизация оргуправленческой подготовки в курсе «Менеджмент» / Оформленное содержание коммуникации должно отвечать схеме на рис.6. Один раз - это управленческое назначение проекта (рис.6.1)