главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
О СОСТОЯНИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
обоснование точки зрения
(1)
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  гуманитарные практики и технологии оснащение культурного предприятия
  проектные и поисковые разработки priss-технологии
  образовательные проекты управление развитием и ресурсами
  инженерия образования  
     
 
вернуться в разделш образовательные проекты  
     
     
     
  1. Уточнение здесь и теперь значения слова "качество"  
Таковых значений несколько. Наиболее употребительными из них являются два:
- привлекаемые для задач квалиметрии чего угодно (оценки, измерения, взвешивания… удельного, относительного, абсолютного…) и
- для работ понимания состояния, нам далеко не безразличного.
Требуется, безусловно, определенная культура для адекватного использования того или иного значения.
С организаторской точки зрения подавляющее большинство работ в сфере образования довольствуется квалиметрией (сравни: состав учебных предметов, объем часов, емкость штатного расписания, количество помещений, вес ученых степеней и званий, продолжительность обучения, статистика успеваемости и пр., и пр.). Подобное положение дел есть моя констатация тотального и специфически активного дилетантизма и – непонимания задач современной высшей школы, а шире, современной культурной ситуации.
В работах, обеспеченных пониманием, квалиметрия излишня, а "качество" есть и будет характеристикой состояния:
- с кем состоишь,
- на чем стоишь,
- чем состоятелен,
- состоялся ли вообще,
- etc.
  2. Былые шкалы оценки качества образования  
Еще в первой половине прошлого века качество дизайнерского образования оценивалось в двух банальных шкалах-альтернативах: искусство/инженерия и ремесло/технология. Оправданность подобной оценки была обусловлена характером и типом той дизайнерской практики. Время, место и обстоятельства ее становления – первые промышленные кризисы, последовавшие за всплесками производственного бума, стагнация национальных потребительских рынков, сменившая коммерческую эйфорию, эстетическая ностальгия по культу "мастера" на фоне поклонения "технику". В зависимости от тяготения к тому или иному культу, воздавалась та или иная оценка "качеству" дизайнерского образования [в скобках: оценивать следует и дизайнерские подготовку, и воспитание, и тренировку, и упражнения и многое чего еще, если есть способность к оценке их состояния]. Той дизайнерской практики уже нет (я не беру во внимание ее рецидивы на нашем культурном ландшафте). Следовательно, былые шкалы-оценки, будучи предприняты, мгновенно (в масштабах жизни образовательных единиц) воплощаются в консервативные (это в лучшем случае) или регрессивные (это вероятнее) идеологемы. Значение последних известно – противостоять им себе дороже (есть масса более достойных и разумных занятий).
  3. Иные альтернативы: дизайн как культурно-историческое предприятие  
Этим подразумевается единственное – дизайн не эволюционирует, восходя по линии совершенствования. Следовательно, не эволюционирует и дизайнерское образование (например, сегодня лучше, чем вчера). Ужесточу мысль. Не эволюционирует не только во времени, но и в пространстве (например, в центре лучше, чем на окраине).
Подобные мысли необходимо разъяснять. Во-первых, налицо иные альтернативы, да и не альтернативы, а координаты:
- знаковость/вещность дизайна,
- управляющий/управляемый дизайн,
- дизайн-как-рынок/дизайн-как-производство,
- дизайн-как-тело/дизайн-как-сеть...
Все перечислять нудно и ленно. Ибо не в этом дело. Дело в том, что дизайн сегодня обретается во множестве культурных, экономических, хозяйственных и прочих координат. Другими словами, вместе с немногими несет на себе социокультурную координирующую функцию (это не для того сказано, чтобы тешить чье-то самолюбие, а для его же разоблачения). Во-вторых, исключение ложной идеи преемственности потребует ее компенсации: а как вообще возможен дизайн? Дизайн осуществляет себя как предприятие, прежде всего, культурно-историческое (сегодня, вчера, завтра). Акцент на "предприятии", акцентирует экономическую координату и ее регулятивы: проект, ресурс, рынок. Но рынок вовсе не рынок без предпринимателя (без покупателя – вполне), ресурс – ничто без менеджера, проект – утопия и прожект без аналитика. Перенося акцент на "культуру", акцентируем нормирующую координату и ее регулятивы: предписания и образцы, с одной стороны, и каналы их трансляции, с другой. Предписания не предписания и образцы не образцы вне культуротехнической работы (критики, систематики, конструирования). Каналы трансляции – канализация чего угодно (вплоть до социальных фекалий) вне семиотической инженерии (знакотехники). Установка на "историю" акцентирует свободу воли и духа – координаторов самоопределения и целеполагания. Самоопределению не состояться вне всех мыслимых (т.е. возможных и невозможных) миров и их горизонтов, целеполагание замещается вниманием к себе вне усилия трансцендентного смысла.
  4. К формам мыслимости дизайна  
Если пытаться видеть так скоординированное пространство целиком и сразу, то результат будет скудным и для дизайна даже вредным. Здесь также требуются пояснения. Бесспорно, что дизайн не учреждение (даже если вкладывать сюда самый высокий смысл), дизайн не институция и не организация (пусть даже очень сложные), дизайн не… Опять скучно перечислять. Но что же это? Ни что иное, как предприятие (культурно-историческое). Это означает, что оно ни в одном из моментов времени не тождественно себе в любом другом моменте времени. К жизни вызывается оно, как любое предприятие, конкретной, т.е. исторической проблемной ситуацией – для ее же разрешения. Спрашивается тогда, в чем должно состоять дизайнерское образование? Так поставленный вопрос обессмысливает квалиметрическое "качество". Образование соответствует или не соответствует дизайну-как-предприятию (не бывает осетрины второй свежести).
Тогда вопрос должен звучать хотя бы так: чем и как должно быть составлено соответствие? Или: как соответствовать предприятию, которого еще нет, но которое возможно или которого так и не будет?
Вопрос выпячивает в теме "качество образования" следующее: между образованием, замкнутом на производственный тип организации и образованием, ориентированном на организацию предпринимательского типа, лежит огромная пропасть. Так свидетельствуют история и культура. Путаница здесь преступна и, тем не менее, повсеместна. Буквально, торжество и пир квалиметрии. Благодаря ей, в нынешнем образовании модификации и обсуждению подлежит все, исключая его суть.
Следующий вопрос-уточнение: во что заключены состоятельность и не состоятельность образования (его суть и не суть)? Чтобы отвечать на него, нужна мыслительная конструкция дизайна. Именно мыслительная, т.е. не изобразительная, а выразительная. Всякая попытка изображения дизайна будет обозначать его суррогаты. Позволительно изображать производство, т.к. оно и есть культурный и исторический суррогат современных практик человечества. Предприятие требует выражения.
  5. Онтологическая схема предприятия "дизайн"  
Если удается выразить дизайн-как-предприятия, то и осмысленен вопрос/проблема сути и ядра образования. Указание на проблему не случайно. Образование по сути своей проблематично, а его ядро – проблема. Иначе университет – не университет. Как ни как, речь не идет о мероприятиях по ликвидации безграмотности, просвещении, ремесленной подготовке, общеобразовательной школе, профессионально-техническом обучении. Смотри рис.1 (no comments).  
 
 
рис.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ О состоянии дизайн-образования/ Онтологическая схема предприятия "дизайн". Если удается выразить дизайн-как-предприятия, то и осмысленен вопрос/проблема сути и ядра образования. Указание на проблему не случайно. Образование по сути своей проблематично, а его ядро – проблема
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
 
  6. Пространство образования: схема образовательной программы дизайна  
Смотри рис.2 (комментарии ниже).
Пространство задано:
а) тенденциями, порождающими проблемную ситуацию,
б) горизонтом образования,
в) проектированием ресурсов разрешения проблемной ситуации,
г) работами, обеспечивающими проектирование – аналитикой и конструированием,
д) учебным материалом.
Проблемная ситуация различима настолько, насколько развиты и актуализированы проектные, конструкторские и аналитические разработки, с одной стороны и с другой – насколько представлены горизонты образования.
Позитивный учебный материал подпитывается негативным комплексом:
– кризисом культуры, стагнацией экономики, не воспроизводством практики,
– дезориентацией и дезорганизацией деятельности,
– маргинализацией, пролетаризацией и люмпенизацией разного рода социальных индивидов,
– потерей смысла, цели и перспективы развития,
– etc.

Современный дизайн не есть предметная деятельность (сравни с предметно организованным дизайном: одежды, автомобиля, интерьера, мебели…). Дизайн не является операциональной системой (сравни: дизайн графический, компьютерный, рекламный…). Дизайн не обслуживает технологии (сравни: экспозиционный дизайн, промышленный, коммерческий, коммуникационный…).
Дизайнерское образование не является слепком с дизайн-практики. Художественным ремеслам (fine arts) нет места в системе дизайнерской подготовки. Учебным материалом дизайна не является сумма наличных знаний и умений, подлежащих передаче неофитам и профанам.
Изгнав из дизайнерского образования хотя бы это, можно освободить место и время для забот о его качестве, т.е. состоянии. А позитивные ответы на разумные вопросы вроде "что есть дизайн?" и "как учиться дизайну?" в формате конференции просто невозможны. Ведь нормы, правила, методы размышления требуют времени и сил не столько, сколько мы пожелали вдруг отдать им (будучи всегда на них скупыми).
 
 
рис.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
 


(1) - Тезисы были написаны для конференции "Качество дизайн-образования", проводимой Ульяновским госуниверситетом в 2002г., и отклонены автором для публикации из-за нежелания очутиться в одной компании с другими авторами-участниками конференции.  
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2002 май
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апрель 2005
последнее обновление
24 июнь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ О состоянии дизайн-образования/ Онтологическая схема предприятия "дизайн". Если удается выразить дизайн-как-предприятия, то и осмысленен вопрос/проблема сути и ядра образования. Указание на проблему не случайно. Образование по сути своей проблематично, а его ядро – проблема