главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Международная Академия бизнеса и банковского дела(1) / Проектно-Исследовательский центр
Знакотехническая мастерская/ курсовые проекты и учебные практикумы(2)
     
  образовательные проекты и разработки    
  гуманитарные практики и технологии    
  открытая школа бизнеса внутрифирменная подготовка  
  учебные курсы дополнительное высшее образование  
  дипломное проектирование кафедра антропотехники  
  школы педагогической логики метакурсы  
       
   
вернуться в разделш учебные курсы/ метакурсы  
содержание разделаш знакотехническая мастерская/ курсовые проекты и учебные практикумы  
  (1) таблица мест и состава практических курсов  
  (2) состав курсовых проектов  
  (3) задание на курсовой проект "знаковая конструкция"  
  (4) упражнение по курсу экспозиционного практикума "подготовка экспозиции"  
  (5) средовой проект "разработка проектной конструкции для средовой ситуации"  
     
     
место и состав практических курсов  
цели инструменты
  практикумы (в учебных курсах)
1
пропедевтика дизайнерских техник
композиционный экспозиционный моделирование макетирование репрезентация
состав упражнений
оперирование испытание предъявление
с вещью с пространством со средой мест функций связей выразительных форм изобразительных форм
 
 
  мастерские (на этапах учебного проектирования)
2
освоение приемов и способов работ
  знакотехническая инструментальная исполнительского искусства
структура тренировок      
интеллектуальные и художественные способности      
ориентация и
тематизация
     
оформление и публикование проектного замысла      
         
         
  консультации (в ситуациях практических работ)
3
применение
подходов
диспозиция схемы и инструменты технологии и исполнительские машины план-карты и ресурсы
шаги организационного проектирования
1.
2.
3.
вверх вверх вверх вверх
дизайн и организация предметно-пространственной среды  
  состав проектов  
  название проекта семестр цели проекта
курсовой проект 1 ЗНАКОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ (...) овладение элементарными приемами дизайнерского конструирования
курсовой проект 2 МОДЕЛЬ (...) - овладение навыками оперирования с различными знаковыми формами
- овладение средствами произвольного выражения заданного содержания в различных знаковых конструкциях
курсовой проект 3 МАКЕТ (...) - овладение техниками воплощения знаковых форм в различных типах мыслимого и "натурального" материала
- овладение средствами анализа и функционального испытания различных планов(измерений) модели и элементов знаковой конструкции
- овладение приемами реализации замысла в различных схемах кооперации работ
примечание в ходе выполнения курсового проекта его название должно быть тематизировано
в соответствие с содержанием замысла
вверх вверх вверх вверх
курсовой проект-1 "знаковая конструкция"  
  задание  
1. Задача
курсовой проект-1 является разработкой знаковой конструкции, выполняемой в определенном составе материалов и включает в себя:
- формулирование Технического задания на конструкцию, содержащего элементы анализа ситуации, организационного проекта и требования на результат,
- предложение Концепции, выраженной в тексте, схематически и художественными средствами,
- эскиз замысла,
- воплощение замысла в итоговой знаковой форме
2. Тема
Таковая определяется, исходя из состава и содержания:
- проектов, ведущихся в Академии,
- задания кафедры на определенный вид разработки,
- (...)
Тема может быть также свободной, назначенной разработчиком в соответствии с собственными целями
3. Разделы проекта и этапы работ
Назначаются исходя из логики освоения средств дизайнерского конструирования (п.1). Этапы и результирующие их разделы являются отчетными промежутками в выполнении курсового проекта-1 и входят в состав представляемых и защищаемых материалов проекта(4).
3.1. Раздел "Техническое задание на работы конструирования" (ТЗ)
Разработка ТЗ является исходным и, как правило, решающим условием результативности и продуктивности всего хода работ конструирования.
В качестве методического обеспечения выполнения данного раздела служат следующие вопросы и пункты:
а) Анализ ситуации.
Здесь необходимо отметить проблематику проектирования(3) (организационную, средствиальную, содержательную...) и задачи конструирования как предложение возможных решений ситуации проектирования. Последние определяются как фиксация следующего положения дел в решении проектной ситуации:
- учет наличествующих конструктивных элементов, возможных к употреблению в ходе проектных работ,
- задание состава отсутствующих конструктивных элементов, необходимых в ходе выполнения проектных работ,
- назначение функций отсутствующих конструктивных элементов
Та и другая группы конструктивных элементов ("вещей"-конструкций и конструкций-"пустых мест") используются в дальнейших работах конструирования.
б) Организационная форма работ конструирования.
Здесь следует принять решение по поводу задания подобных форм или принятия организационных форм как "внешних".
Таковыми формами, предписывающими характер дальнейших работ, служат:
- работа в группе (команде) разработчиков; при этом предполагается, что группа функционализирована и в ней уже распределены те или иные рабочие роли; следует отметить принимаемые на себя функцию и роль,
- определенная часть работ конструирования может быть выполнена "сторонним" образом; при этом предполагается, что настоящий состав работ превышает в данный момент временные и технические возможности разработчика или же их часть не представляют учебного и дизайнерского интереса,
- кооперационная форма; предполагается существование различных групп (служб) разработчиков.
в) План-карта работ.
Здесь следует определить состав и виды работ, соответствующие принятой организационной форме. Также необходимо задать логику осуществления данных работ. Разнообразие логик осуществления работ может быть сведено к следующей схеме:
- представление пространства работ
- вхождение и освоение пространства работ
мероприятия в пространстве работ
г) Требования на результат.
Таковые задаются исходя из принятого разработчиком характера работ конструирования:
- "имитационного" (собственно учебного), следующего определенному образцу
- "практического" (если работы конструирования являются или как бы являются выполнением определенного заказа)
- "исследовательского"
3.2. Раздел "Предложение концепции"
Концепция должна дать в общем виде направление развертыванию предстоящих работ.
Форма и способ выражения концепции произвольны, но, тем не менее, ее смысл должен передать определенное впечатление о категориальной определенности содержания работ конструирования. В сфере дизайна категориальная определенность исчерпывается "вещью", "пространством", "средой". Та или иная категория выводит концепцию к определенным видам работ, нормам их выполнения, к различным формам выразительности и способам выражения проектного замысла
а) Концепция "вещная":
Данная категоризация предполагает изначально внешнее, отстраненное отношение к "предмету" деятельности, его материалу и форме (морфологии), которые как бы противостоят "деятелю". Отстраненность преодолевается за счет средств и техник манипулирования (оперирования) с морфологией "предмета" деятельности. Владение и овладение дополнительными средствами и техниками, в этом смысле, является главным направлением развертывания работ.
б) Концепция "пространственная":
Здесь главным является работа (функция) представления и воображения. Поэтому основным направлением развертывания работ является построение соответствующих логик и схем, в которых представляется (воображается) собственно "пространство".
Функция представления (воображения) осуществляет работу по освобождению казалось бы занятых территорий и способов деятельности и вносят в помысленное "пространство" ту или иную схему его организации Другими словами, осуществляют переорганизацию привычного порядка дел и вещей.
в) Концепция "средовая":
Эта категоризация комплексирует две предыдущие - как бы превращает "вещь" в "пространство", а "пространство" в вещь. В "пространство" теперь можно войти, т.к. оно несет теперь и вещные свойства и функции, что отсутствовало в предыдущей концепции - нельзя войти в представление или воображение. А манипулировать с "вещью" здесь оказывается возможным только изнутри ее, как бы находясь в "вещи" (в противоположность п."а").
Поэтому та или иная категоризация концепции (формы и содержания замысла) уже на данном этапе работ конструирования задает идею будущей знаковой конструкции, определяет возможности оперирования с нею и ее элементами.
3.3 Раздел "Схематизация замысла"
Этот раздел и этап работ является безусловно самостоятельным в отношении "пространственной" и "средовой" концепций. Для "вещной" категоризации этот раздел может быть опущен, исключение могут составить достаточно сложные "вещи".
К элементарным средствам схематизации здесь могут быть отнесены два выразительных приема(4): словесное описание (обычный письменный текст) и графическое символическое изображение работ (логики работ). Под последним подразумевается символизация основных принципов и принципиальных отношений, закладываемых концепцией в решение ситуации проектных работ. Введение рабочей символики обусловлено трудностью, а подчас и невозможностью исключительно словесного описания представляемой (воображаемой) знаковой конструкции. Трудность возникает в связи с тем, что знаковая конструкция еще не существует как "вещь". Справедливо и обратное - сложность выражения еще не построенной знаковой конструкции в знаках и знаковых формах, несущих на себе изначально закрепленное значение.
Поэтому схематизация здесь выступает в функции посредника между будущей знаковой формой и настоящей концепцией, а также в функции инструмента, переводящего концепцию (ее смысла и содержания) в знаковую конструкцию.
В плане выражения (изобразительном плане) данный раздел может быть выполнен в следующих вариантах:
- равнозначное использование текста, логических символов работ и имеющихся на данный момент знаковых форм, репрезентирующих проектные материалы,
- преимущественное использование текста, в котором логические символы работ и знаковые формы проектного материала выступают в функции иллюстрации отдельных тезисов текста,
- преимущественное использование логических символов работ с поясняющими их текстами, развернутыми надписями и расшифровками.
З.4. Раздел "Воплощение замысла"
В данном разделе результаты всех предыдущих работ должны быть воплощены вэхюжзнаковой конструкции. Для этого необходимо иметь ввиду:
- материал, из которого строится конструкция
- значение, которое принимает на себя создаваемая конструкция (что, собственно, и делает ее знаковой).
В соответствии с первым моментом конструкционным материалом выступает такая, например, последовательность: "натуральный материал" (натуральная вещь), "мыслительное представление" (ненатуральный материал) и "схема" (как материал, выступающий за границы чувственного восприятия в случае с "натуральной вещью" и за границы мысленного опыта в случае с представлением).
В соответствии со вторым моментом возможна такая, например, последовательность:
- "тип идеальности" - мир, культура, история, божественное, низменное... и тому подобные предельные значения, приписываемые знаковой форме,
- "род абстракций" - выделение какой-либо наиболее в данный момент существенной стороны значения, например, философской стороны значения, игровой, фантастической, утилитарной, бесполезной и т.п. сторон и игнорирование других, определенных как несущественные, а также выделение таких сторон значения, как качество, функция, форма, различные отношения.., важные в плане содержания и объема значения,
- "класс объектов" - к различным классам относятся, например, объекты действия или созерцания, уникальные или тиражируемые, эталонные или ситуативные и т.п. классы.
Собственно конструкцией выступает соединение, перемножение двух отмеченных моментов, которое методически может быть выражено в табличной форме.
Форма таблицы позволяет предвидеть или наметить интуитивно ощущаемое или целевым образом назначаемое соединение материала (в таблице это ленточки) и значения (в таблице это столбцы). Например, такой единице материала как "вещь" может быть придано "идеальное" значение, значение "абстракции" или "объекта". А также: значение такой единицы как "идеальность" может быть реализовано в материале "вещи", материале "представления" или "схемы".
 
значения формы
материал формы
тип идеальности род абстракций класс объектов
натуральный      
представление      
схема      
 
вверх вверх вверх вверх
экспозиционный практикум "подготовка экспозиции"  
  упражнение по курсу  
Цель упражнения: пропедевтика дизайнерских техник
Задачи:
- овладеть определенными формами и средствами выразительности
- организовать место и время предъявления замысла
- защитить экспозиионный замысел
Порядок выполнения:
Упражнение состоит из трех частей - письменной, консультационной и конструктивной. Переход от одной части упражнения к следующей возможен только при условии выполнения предыдущей части. Переход к следующей части фиксируется материалами предыдущей части. Данные фиксации материала входят в состав результатов упражнения и также подлежат защите.
1. Письменная часть
В этой части требуется заполнить таблицы 1, 2, 3
2. Консультации
Проводятся при условии выполнения первой (письменной) части упражнения. Консультируются:
- интеллектуальные и художественные способности, привлекаемые для выполнения упражнения
- направления тематизации замысливаемой экспозиции и ориентация в выборе и назначении ее выразительных форм
- средства оформления и публикования экспозиционного замысла
3. Конструктивная часть
Выполняется в соответствие с решениями, принятыми в ходе консультаций и включает:
- заполнение таблиц 1, 2 и 3.
- материалы консультаций
- эскизированные экспозиции
- итспытание экспозиционного замысла (в т.ч. защита)
    ведомость материалов
  табл.1
состав материалов характер и морфология материалов что в данных материалах
требует выражения
    замысел, идея, концепция... текст, графика, пластика
    материалы, требуемые к предъявлению
  материалы
учебного проектирования
1. (...)
2. (...)
   
  материалы по курсу Дизайн и организация предметно-пространственного окружения
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
Информационные технологии
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
  материалы практикумов по графике
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
  материалы упражнений,
выполняемых в других курсах
анализ художественных форм
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
1. (...)
2. (...)
    материалы, возможные к предъявлению
  (...) 1. (...)
  (...) 2. (...)
     
  номенклатура экспозиционных единиц
табл.2   произведения
    1. 1.
    2. 2.
    результаты разработок
  исследовательских 1. 1.
  2. 2.
  проектных 1. 1.
  2. 2.
  организационных 1. 1.
    2. 2.
    отчетность
    1. 1.
    2. 2.
     
  требования к экспозиции
табл.3   характер экспозиции место экспозиции время экспозиции
  1. отчет (...) (...)
  2. выставка (...) (...)
  3. кампания (...)  
  4. (...)    
         
вверх вверх вверх вверх
разработка проектной конструкции для средовой ситуации  
  курсовой средовой проект 1  
Цель проекта: овладеть приемами разработки проектных конструкций для преодоления средовых разрывов
Эапы работ:
- вхождение в средовую ситуацию
- тематизация
- разработка проектного предложения
Задание на курсовое проектирование:
1. В ориентации на образцы экспозиционных пространств и возможности ситуации "здесь и теперь" разработать проектное предложение по развертыванию экспозиционной среды БанкКолледжа на территории и внутренних помещениях Академии
2. Требование к оформлению проекта:
- к защите принимаются проектные материалы, представленные на экспозиционном листе (1/2 ватманского) с пояснительной запиской от 5 стр.м.п.текста
- разделами экспозиционного листа являются
а) схема разрывной ситуации,
б) идея организации экспозиционного пространства,
г) таблица экспонируемых "вещей",
д) способ их экспонирования
- разделами пояснительной записки являются
а) анализ средового разрыва,
б) обоснование проектного предложения,
в) способ эксплуатации экспозиционного пространства
График работ:
12 марта - встреча с педагогами и организаторами БанкКолледжа
- выдача учебного задания и разработка проектного предложения
(...) марта - участие в жюри конкурса проектов БанкКолледжа
29 марта - предъявление концепции и эскиза
12 апреля - предварительный просмотр и обсуждение
26 апреля - защита проекта
Объем аудиторных часов средового проекта (без консультаций) - 20 час.
 
рисунок 5
Средавая ситуация
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Знакотехническая мастерская/ курсы проектирования
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, декабрь 1995
 
вверх вверх вверх вверх

(1) - Ныне Тольяттинская Академия управления  
(2) - Смотри здесь материалы к проекту и программе работ знакотехнической мастерской кафедры теории знания и семиотической инженерии  
(3) - Если конструкторская разработка выполняется в рамках проектных работ (смотри п.2 "Тема")  
(4) - Если к данному этапу работ уже имеются (созданы или заимствованы) определенные знаковые формы и в которых воплощается проектный материал, то они также задействуются в качестве выразительных средств данного этапа работ.  
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, Тольятти, декабрь 1995
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 23 май 2005
последнее обновление
26 декабрь 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Знакотехническая мастерская/ курсы проектирования