главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Международная Академия бизнеса и банковского дела(1) / Проектно-Исследовательский центр Знакотехническая мастерская/ курсовые проекты и учебные практикумы(2) |
место и состав практических курсов |
цели | инструменты | |||||||
практикумы (в учебных курсах) | ||||||||
1 пропедевтика дизайнерских техник |
композиционный | экспозиционный | моделирование | макетирование | репрезентация | |||
состав упражнений | ||||||||
оперирование | испытание | предъявление | ||||||
с вещью | с пространством | со средой | мест | функций | связей | выразительных форм | изобразительных форм | |
мастерские (на этапах учебного проектирования) | ||||||||
2 освоение приемов и способов работ |
знакотехническая | инструментальная | исполнительского искусства | |||||
структура тренировок | ||||||||
интеллектуальные и художественные способности | ||||||||
ориентация
и тематизация |
||||||||
оформление и публикование проектного замысла | ||||||||
консультации (в ситуациях практических работ) | ||||||||
3 применение подходов |
диспозиция | схемы и инструменты | технологии и исполнительские машины | план-карты и ресурсы | ||||
шаги организационного проектирования | ||||||||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. |
дизайн и организация предметно-пространственной среды |
состав проектов |
название проекта | семестр | цели проекта | |
курсовой проект 1 | ЗНАКОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | (...) | овладение элементарными приемами дизайнерского конструирования |
курсовой проект 2 | МОДЕЛЬ | (...) | - овладение навыками
оперирования с различными знаковыми формами - овладение средствами произвольного выражения заданного содержания в различных знаковых конструкциях |
курсовой проект 3 | МАКЕТ | (...) | - овладение техниками
воплощения знаковых форм в различных типах мыслимого и "натурального"
материала - овладение средствами анализа и функционального испытания различных планов(измерений) модели и элементов знаковой конструкции - овладение приемами реализации замысла в различных схемах кооперации работ |
примечание | в ходе выполнения курсового
проекта его название должно быть тематизировано в соответствие с содержанием замысла |
курсовой проект-1 "знаковая конструкция" |
задание |
1. Задача курсовой проект-1 является разработкой знаковой конструкции, выполняемой в определенном составе материалов и включает в себя: - формулирование Технического задания на конструкцию, содержащего элементы анализа ситуации, организационного проекта и требования на результат, - предложение Концепции, выраженной в тексте, схематически и художественными средствами, - эскиз замысла, - воплощение замысла в итоговой знаковой форме 2. Тема Таковая определяется, исходя из состава и содержания: - проектов, ведущихся в Академии, - задания кафедры на определенный вид разработки, - (...) Тема может быть также свободной, назначенной разработчиком в соответствии с собственными целями 3. Разделы проекта и этапы работ Назначаются исходя из логики освоения средств дизайнерского конструирования (п.1). Этапы и результирующие их разделы являются отчетными промежутками в выполнении курсового проекта-1 и входят в состав представляемых и защищаемых материалов проекта(4). 3.1. Раздел "Техническое задание на работы конструирования" (ТЗ) Разработка ТЗ является исходным и, как правило, решающим условием результативности и продуктивности всего хода работ конструирования. |
В качестве методического обеспечения выполнения
данного раздела служат следующие вопросы и пункты: а) Анализ ситуации. Здесь необходимо отметить проблематику проектирования(3) (организационную, средствиальную, содержательную...) и задачи конструирования как предложение возможных решений ситуации проектирования. Последние определяются как фиксация следующего положения дел в решении проектной ситуации: - учет наличествующих конструктивных элементов, возможных к употреблению в ходе проектных работ, - задание состава отсутствующих конструктивных элементов, необходимых в ходе выполнения проектных работ, - назначение функций отсутствующих конструктивных элементов Та и другая группы конструктивных элементов ("вещей"-конструкций и конструкций-"пустых мест") используются в дальнейших работах конструирования. б) Организационная форма работ конструирования. Здесь следует принять решение по поводу задания подобных форм или принятия организационных форм как "внешних". Таковыми формами, предписывающими характер дальнейших работ, служат: - работа в группе (команде) разработчиков; при этом предполагается, что группа функционализирована и в ней уже распределены те или иные рабочие роли; следует отметить принимаемые на себя функцию и роль, |
- определенная часть работ конструирования
может быть выполнена "сторонним" образом; при этом предполагается,
что настоящий состав работ превышает в данный момент временные и технические
возможности разработчика или же их часть не представляют учебного и дизайнерского
интереса, - кооперационная форма; предполагается существование различных групп (служб) разработчиков. в) План-карта работ. Здесь следует определить состав и виды работ, соответствующие принятой организационной форме. Также необходимо задать логику осуществления данных работ. Разнообразие логик осуществления работ может быть сведено к следующей схеме: - представление пространства работ - вхождение и освоение пространства работ мероприятия в пространстве работ г) Требования на результат. Таковые задаются исходя из принятого разработчиком характера работ конструирования: - "имитационного" (собственно учебного), следующего определенному образцу - "практического" (если работы конструирования являются или как бы являются выполнением определенного заказа) - "исследовательского" 3.2. Раздел "Предложение концепции" Концепция должна дать в общем виде направление развертыванию предстоящих работ. |
Форма и способ выражения концепции произвольны,
но, тем не менее, ее смысл должен передать определенное впечатление о
категориальной определенности содержания работ конструирования. В сфере
дизайна категориальная определенность исчерпывается "вещью",
"пространством", "средой". Та или иная категория выводит
концепцию к определенным видам работ, нормам их выполнения, к различным
формам выразительности и способам выражения проектного замысла а) Концепция "вещная": Данная категоризация предполагает изначально внешнее, отстраненное отношение к "предмету" деятельности, его материалу и форме (морфологии), которые как бы противостоят "деятелю". Отстраненность преодолевается за счет средств и техник манипулирования (оперирования) с морфологией "предмета" деятельности. Владение и овладение дополнительными средствами и техниками, в этом смысле, является главным направлением развертывания работ. б) Концепция "пространственная": Здесь главным является работа (функция) представления и воображения. Поэтому основным направлением развертывания работ является построение соответствующих логик и схем, в которых представляется (воображается) собственно "пространство". |
Функция представления (воображения) осуществляет
работу по освобождению казалось бы занятых территорий и способов деятельности
и вносят в помысленное "пространство" ту или иную схему его
организации Другими словами, осуществляют переорганизацию привычного порядка
дел и вещей. в) Концепция "средовая": Эта категоризация комплексирует две предыдущие - как бы превращает "вещь" в "пространство", а "пространство" в вещь. В "пространство" теперь можно войти, т.к. оно несет теперь и вещные свойства и функции, что отсутствовало в предыдущей концепции - нельзя войти в представление или воображение. А манипулировать с "вещью" здесь оказывается возможным только изнутри ее, как бы находясь в "вещи" (в противоположность п."а"). Поэтому та или иная категоризация концепции (формы и содержания замысла) уже на данном этапе работ конструирования задает идею будущей знаковой конструкции, определяет возможности оперирования с нею и ее элементами. 3.3 Раздел "Схематизация замысла" Этот раздел и этап работ является безусловно самостоятельным в отношении "пространственной" и "средовой" концепций. Для "вещной" категоризации этот раздел может быть опущен, исключение могут составить достаточно сложные "вещи". |
К элементарным средствам схематизации здесь
могут быть отнесены два выразительных приема(4): словесное описание (обычный
письменный текст) и графическое символическое изображение работ (логики
работ). Под последним подразумевается символизация основных принципов
и принципиальных отношений, закладываемых концепцией в решение ситуации
проектных работ. Введение рабочей символики обусловлено трудностью, а
подчас и невозможностью исключительно словесного описания представляемой
(воображаемой) знаковой конструкции. Трудность возникает в связи с тем,
что знаковая конструкция еще не существует как "вещь". Справедливо
и обратное - сложность выражения еще не построенной знаковой конструкции
в знаках и знаковых формах, несущих на себе изначально закрепленное значение. Поэтому схематизация здесь выступает в функции посредника между будущей знаковой формой и настоящей концепцией, а также в функции инструмента, переводящего концепцию (ее смысла и содержания) в знаковую конструкцию. В плане выражения (изобразительном плане) данный раздел может быть выполнен в следующих вариантах: - равнозначное использование текста, логических символов работ и имеющихся на данный момент знаковых форм, репрезентирующих проектные материалы, |
- преимущественное использование текста,
в котором логические символы работ и знаковые формы проектного материала
выступают в функции иллюстрации отдельных тезисов текста, - преимущественное использование логических символов работ с поясняющими их текстами, развернутыми надписями и расшифровками. З.4. Раздел "Воплощение замысла" В данном разделе результаты всех предыдущих работ должны быть воплощены вэхюжзнаковой конструкции. Для этого необходимо иметь ввиду: - материал, из которого строится конструкция - значение, которое принимает на себя создаваемая конструкция (что, собственно, и делает ее знаковой). В соответствии с первым моментом конструкционным материалом выступает такая, например, последовательность: "натуральный материал" (натуральная вещь), "мыслительное представление" (ненатуральный материал) и "схема" (как материал, выступающий за границы чувственного восприятия в случае с "натуральной вещью" и за границы мысленного опыта в случае с представлением). |
В соответствии со вторым моментом возможна
такая, например, последовательность: - "тип идеальности" - мир, культура, история, божественное, низменное... и тому подобные предельные значения, приписываемые знаковой форме, - "род абстракций" - выделение какой-либо наиболее в данный момент существенной стороны значения, например, философской стороны значения, игровой, фантастической, утилитарной, бесполезной и т.п. сторон и игнорирование других, определенных как несущественные, а также выделение таких сторон значения, как качество, функция, форма, различные отношения.., важные в плане содержания и объема значения, - "класс объектов" - к различным классам относятся, например, объекты действия или созерцания, уникальные или тиражируемые, эталонные или ситуативные и т.п. классы. Собственно конструкцией выступает соединение, перемножение двух отмеченных моментов, которое методически может быть выражено в табличной форме. |
Форма таблицы позволяет предвидеть или наметить интуитивно ощущаемое или целевым образом назначаемое соединение материала (в таблице это ленточки) и значения (в таблице это столбцы). Например, такой единице материала как "вещь" может быть придано "идеальное" значение, значение "абстракции" или "объекта". А также: значение такой единицы как "идеальность" может быть реализовано в материале "вещи", материале "представления" или "схемы". |
|
экспозиционный практикум "подготовка экспозиции" |
упражнение по курсу |
Цель упражнения:
пропедевтика дизайнерских техник Задачи: - овладеть определенными формами и средствами выразительности - организовать место и время предъявления замысла - защитить экспозиионный замысел Порядок выполнения: Упражнение состоит из трех частей - письменной, консультационной и конструктивной. Переход от одной части упражнения к следующей возможен только при условии выполнения предыдущей части. Переход к следующей части фиксируется материалами предыдущей части. Данные фиксации материала входят в состав результатов упражнения и также подлежат защите. |
1.
Письменная часть В этой части требуется заполнить таблицы 1, 2, 3 2. Консультации Проводятся при условии выполнения первой (письменной) части упражнения. Консультируются: - интеллектуальные и художественные способности, привлекаемые для выполнения упражнения - направления тематизации замысливаемой экспозиции и ориентация в выборе и назначении ее выразительных форм - средства оформления и публикования экспозиционного замысла |
3.
Конструктивная часть Выполняется в соответствие с решениями, принятыми в ходе консультаций и включает: - заполнение таблиц 1, 2 и 3. - материалы консультаций - эскизированные экспозиции - итспытание экспозиционного замысла (в т.ч. защита) |
ведомость материалов | |||||
табл.1 |
состав материалов | характер и морфология материалов | что в данных материалах требует выражения |
||
замысел, идея, концепция... | текст, графика, пластика | ||||
материалы, требуемые к предъявлению | |||||
материалы учебного проектирования |
1. (...) 2. (...) |
||||
материалы по курсу | Дизайн и организация предметно-пространственного окружения | ||||
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
|||
Информационные технологии | |||||
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
|||
материалы практикумов | по графике | ||||
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
|||
материалы упражнений,
выполняемых в других курсах |
анализ художественных форм | ||||
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
1. (...) 2. (...) |
|||
материалы, возможные к предъявлению | |||||
(...) | 1. (...) | ||||
(...) | 2. (...) |
номенклатура экспозиционных единиц | |||
табл.2 | произведения | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
результаты разработок | |||
исследовательских | 1. | 1. | |
2. | 2. | ||
проектных | 1. | 1. | |
2. | 2. | ||
организационных | 1. | 1. | |
2. | 2. | ||
отчетность | |||
1. | 1. | ||
2. | 2. |
требования к экспозиции | ||||
табл.3 | характер экспозиции | место экспозиции | время экспозиции | |
1. | отчет | (...) | (...) | |
2. | выставка | (...) | (...) | |
3. | кампания | (...) | ||
4. | (...) | |||
разработка проектной конструкции для средовой ситуации |
курсовой средовой проект 1 |
Цель проекта:
овладеть приемами разработки проектных конструкций для преодоления средовых
разрывов Эапы работ: - вхождение в средовую ситуацию - тематизация - разработка проектного предложения Задание на курсовое проектирование: 1. В ориентации на образцы экспозиционных пространств и возможности ситуации "здесь и теперь" разработать проектное предложение по развертыванию экспозиционной среды БанкКолледжа на территории и внутренних помещениях Академии |
2. Требование к
оформлению проекта: - к защите принимаются проектные материалы, представленные на экспозиционном листе (1/2 ватманского) с пояснительной запиской от 5 стр.м.п.текста - разделами экспозиционного листа являются а) схема разрывной ситуации, б) идея организации экспозиционного пространства, г) таблица экспонируемых "вещей", д) способ их экспонирования - разделами пояснительной записки являются а) анализ средового разрыва, б) обоснование проектного предложения, в) способ эксплуатации экспозиционного пространства |
График работ:
12 марта - встреча с педагогами и организаторами БанкКолледжа - выдача учебного задания и разработка проектного предложения (...) марта - участие в жюри конкурса проектов БанкКолледжа 29 марта - предъявление концепции и эскиза 12 апреля - предварительный просмотр и обсуждение 26 апреля - защита проекта Объем аудиторных часов средового проекта (без консультаций) - 20 час. |
|
|
|
|