главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
Схематизация в Московском методологическом кружке
Виталий Сааков

Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка
(преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком)
"Русская философия в горизонте современного мира", университет "Св.Климента Охридского", София, 2009
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш Системомыследеятельностная схематизация  
содержание разделаш Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка  
(0) необходимые предварения  
  (1) методологизирующая философия и философствующая методология: условия взаимодействия  
  (2) мысль: граница и перспектива  
  (3) перспектива мысли: онтология мышления и деятельности  
  (4) предприятия и практики мысли: преодоление границ и граничные установления  
  приложения  
  в.я.дубровский. онтология деятельности г.п.щедровицкого  
    г.п.щедровицкий. схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание  
    г.п.щедровицкий. "принцип параллелизма формы и содержания мышления" и его значение для...  
    в.п.литвинов. гуманитарная философия г.п.щедровицкого  
     
    формат microsoft word версия для печати
  конференция Русская философия в горизонте современного мира/ Софийский университет "Св. Климента Охридского", София, 2009, 15-17 июля  
  смотри также:
тезисы к конференции "Русская философия в горизонте современного мира" - Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка
тезисы к конференции по схематизации Института "Фонд Г.П.Щедровицкого" - Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых мысли языком, знаком, знанием
доклад на конференции по схематизации Института "Фонд Г.П.Щедровицкого" - Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых мысли языком, знаком, знанием
 
   
  НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕДВАРЕНИЯ  
В краткой формулировке темы конференции одновременно присутствуют два проблемных узла: русская философия и современный мир. Соответственно, тема предстает сверхсложной. Статья и ее тезисы, фиксируя проблемный характер темы, не столько имеет в виду дискурсивный план движения в ней - рассмотрение "помещенного в горизонт", - сколько проблематику (и критику) организационно-мыслительного плана помещения "русской философии в горизонт современного мира"(1).
Второе предварение акцентирует собственно "организационно-мыслительный план". В соответствие с ним и, следуя интеллектуальной традиции (и технике) Московского методологического кружка (ММК), тезисы временно переворачивают исходную формулировку темы (чтобы далее вернуть на свое место).
"Современный мир в горизонте русской философии" - именно в этой формуле я попытаюсь развернуть тематику конференции. Это с моей точки зрения отвечает объективным целям, заявленными организаторами, и выражено моим подзаголовком - "преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком".
Данное усилие интеллекта и духа безусловно характеризует представляемую мысль и школу мысли, вторя Гегелю, по полному понятию.
Третье, и последнее, предварение. В соответствие с традицией философских/научных конференций мной были загодя подготовлены тезисы (резюме в транскрипции организаторов конференции). На конференцию я прибыл со статьей, развертывающей положения тезисов и еще только предполагающей течение и развитие интеллектуальных событий в интервале с 14 по 17 июля(2).
Разумеется, та статья не могла актуально учесть самого хода конференции и конкретного хода мысли ее участников. Соответственно, данная статья для сборника уже включила в себя и "полевые наблюдения" дискуссий конференции, и коррективы первоначального организационного представления, вызванного темой конференции. Может быть, это не в традиции межвузовских философских конференций, но оправдано с точки зрения автора, воспринявшего тему конференции как исследовательскую и организационную задачу.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  1. МЕТОДОЛОГИЗИРУЮЩАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  
В этой формуле-образе пока свернут смысл горизонта современного мира. Также в ней присутствует (пока неявно) механизм освоения и задействования означенного смысла в работе философа и методолога. Представляется, что "синтез" ресурсов философии и методологии только и может быть сегодня условием рассмотрения современного мира в горизонте какой-либо философии и методологии. И обратное: обеспечивать современный мир философским и методологическим горизонтами. Последнее мне представляется как принцип в последней инстанции. Я исхожу из убеждения, что мир более ни в чем не нуждается, все остальное он произведет как бы рутинным способом. Все, кроме своей метафизики. Рутинно - значит немыслительно.
Чтобы введенный образ мира(3) сразу же стал предметом рассмотрения, выражу его в виде рисунка (рис.1).
На нем собраны основные, по замыслу, предметы мысли, и, как предметы мысли, они будут развертываться и конкретизироваться согласно организационно-мыслительному акценту статьи и тезисов.
Следовательно, фигурки-символы человеческих индивидов, изображаемые в наших рисунках, должны взять на себя работу актуальной компенсации интеллектуального дефицита "современности", либо озаботиться историческими изысканиями былых интеллектуальных ресурсов(4).
Итак, мир (существования) человека есть производная от метафизического, выражаемая емким словом "горизонт". Данная производная метафизики приводится также к формам мифологической, религиозной, научной, гуманитарной… Тем самым означается, что "горизонт" не есть полагаемое в индивидуальном акте, а есть историческое и культурное свершение.
Мысль индивидов на данном рисунке есть несовпадение представляемого мира, здесь и теперь, и мира полагаемого, его исторического горизонта. Другими словами, философская и методологическая мысль имеет дело с обнаружением/устанавливанием "зазора" - между представляемым (актуально) и полагаемым (историей и культурой).
 
рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
© priss-laboratory, 2009
 
В первом тезисе и его зарисовке изображены начальные условия интеллектуальных усилий мыслящих индивидов - философствующего Методолога и методологизирующего Философа(5). "Синтетические" имена даны им умышленно. Философия и методология уже не вчера взаимоопределяют друг друга. А если это не "прикладные" и не "школьные" философия и методология, то провести между ними раздел - значит отъять методологическое у философии и философское у методологии.
"Правда, надо все-таки отвечать на вопрос, что такое философия (и методология, - вставка В.С.) в нашем понимании. Определим ее максимально широко как изощрение наличных и создание новых возможностей мышления, тогда никто из тех, кого культура помнит как философов (и методологов, - вставка В.С.), не будет исключен из "ряда"(6).
Двумя парными именами назван искомый синтез интеллектуальных ресурсов, примером которого будет выступать Московский методологический кружок. Соответственно, рисунок-1 в первом приближении изображает в самом общем и принципиальном виде его "устройство".
Последующее изложение будет отправляться именно от изображаемых предметов мысли, а не высказываемых. Словесная форма (каждый раз до определенного момента) будет преимущественно следовать знаковой, а не предшествовать ей и, следовательно, как бы всецело опираться на изображение(7). Если мне это с точки зрения Читателя удастся, то будет свидетельствовать об онтологичности и объективности изображенных "предметов", а также о категориально-понятийной состоятельности вводимых для них разграничений и сопоставлений.
Говоря попросту, я здесь исхожу из установки, что до поры до времени можно не отвлекаться за границы листа с введенными фигурками, а только как можно внимательнее следить за их взаимодействием.
Конечно, мысль время от времени все же будет соскальзывать с листа и, возвращаясь, привносить в отношения наших идеальных индивидов постороннее и внешнее. Привнесенное должно декларироваться в соответствие с принятыми протоколами (в форме библиографий, ссылок, цитирования, обозначения источников аргументации, круга авторитетов, области контр-примеров…). Все декларируемое, хотя и необходимо, но не в состоянии являть сущность или подменять сущность собою. Сущностью здесь полагается мысль.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  2. МЫСЛЬ: ГРАНИЦА И ПЕРСПЕКТИВА  
Искомый ресурс требуется для работы с "зазором", а именно, с интеллектуальной неудовлетворенностью и неудовольствием духа различными рассогласованиями метафизики (онтологии) и ее производным - представляемым (артикулируемым и объективируемым) - миром. В частности, с рассогласованием между картиной мира, пред-ставляемым миром, и феноменом мира, вос-принимаемым миром. Рассогласование имеет корни в расходящейся интеллектуальной специализации - философской и методологической.
Для изображения этого положения следует дополнить рисунок-1 и корректно переинтерпретировать его фрагменты. Восприятие как чувственное восприятие и как созерцание мыслимого укоренено в "перспективе". Вне "перспективы" взгляд вообще невозможен, а его возможенность обеспечена и обусловлена той или иной культурной традицией(8).
В соответствие с данной интерпретацией мысль в своем интеллектуальном движении/вuдении устремляется в открывающуюся перспективу, но вынуждена иметь дело с границами (рис.2). Вернее, в своей перспективе имеет только и только границы, в организационном и практическом залоге - со своей ограниченностью. Достаточно указать на два механизма ограничения - языковой и знаковый. Оба механизма принадлежат культуре, частью которой являются философия и методология.
 
рисунок 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
© priss-laboratory, 2009
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
С некоторой долей условности и философию, и методологию далее можно усматривать в изображенных индивидах(9). В них также можно усматривать интеллектуальное сопротивление "диктату" языка и знака. Сопротивление предпринимается в форме аналитической философии, теории и философии языка, феноменологии и семиотики, тяготеющей к "общей" философии и методологии.
Дополнительное уточнение. Рисунком-1 "мир" (мыслящих индивидов) изображен в виде нерасчлененном и потому как бы целостным.
В рисунке-2 исходного "мира" уже нет. На его месте возникает расчлененное пространство (только в топологии данного изображения).
Расчленения, как следует из изображения, заданы "культурой" и "границей". Теперь можно сказать, что это два "мира" - "мир жизненный", в языковых и знаковых ограничениях "культуры" и "мир мыслимый", охватывающий первый и в пределе совпадающий с "культурой" (здесь в ее роли метафизики)(10).
В так изображенной перспективе философия и методология по отдельности выступают механизмами культурного расчленения мира, вступая в конфликт со своей же метафизикой (как требованием и пред-полаганием целостности мира)(11). Требуется иная перспектива.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  3. ПЕРСПЕКТИВА МЫСЛИ: ОНТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Следующий тезис обращен к методологизирующему Философу, соответственно исходя от философствующего Методолога. Основой тезису служит ретроспективное изложение В.Я.Дубровским строительства онтологии деятельности в Московском методологическом кружке.
Изложение облечено в форму стадий становления методологической рефлексии:
"(а) конструирование онтологической картины, представляющей мир как таковой,
(б) рефлексивное погружение мышления в мир, интерпретируемое в категориях онтологической картины,
(в) рефлексивное погружение мира в мышление с интерпретацией онтологической картины как понятийной конструкции,
(г) рефлексивное замыкание мышления различными рефлексивными отождествлениями - с деятельностью, с мышлением в деятельности, с деятельностью в мышлении и с саморефлексией мышления"(12).
Прежде, чем ввести в рисунок данное изложение становления методологической рефлексии (и, главное, ее механизмов(13)), прибегну к следующему уточнению и переинтерпретации. Два мира, уже действительные в рамках предыдущего изображения как еще одной (и единой) действительности, теперь фактически отображаются в двух действительностях. Они выступают как две различные мысли о мире (рис.3).
 
рисунок 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
© priss-laboratory, 2009
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
Первую означу как "живую" мысль, непосредственную в своих языковых и знаковых выражениях, вторую - как мысль, рефлектирующую языковые и знаковые ограничения, налагаемые культурой на первую. Связывает/разъединяет теперь их специфическая граница - ситуация самоопределения, а в другой фигуре речи - ситуация самоограничения или очерчивания своих пределов.
Ситуация самоопределения/самоограничения как содержание (и со-держание) мира, истолковывается здесь как знаково-языковая по "материалу" и, одновременно, в плане знаково-языковых "средств" актуального события (и со-бытия)(14).
При этом, как уже было отмечено, она есть не что иное, как производная от метафизики. Если метафизика возводится на основании детерминизма - "закона" и "законосообразности", то феноменально мир будет полниться и исчерпываться ситуациями определенного толка. Если метафизика и заключаемые ею онтологии основываются на идеях творения - еще до различения "божественного" и "человеческого", то мир состоится ситуациями также определенного толка. Но это уже будут другие ситуации и другой мир.
Каков мир "на самом деле", если это мир мыслящих? Быть ему конвенцией (мыслящих) по поводу своих онтологических полаганий и допущений? Быть ему смесью и взвесью таковых, вершимых историей? Выстраиваться метафизическими иерархиями по праву силы, ума, силы ума? Материал "Истории безумия" Мишеля Фуко - хороший фон для этих вопросов. И не только его "Истории безумия".
Философская культура в состоянии продолжить этот ряд вопросов сколь угодно долго. Методологическая культура в состоянии произвести здесь сколь угодно (интеллектуальных) комбинаций и (разумных) версий. На то и даны им "язык" и "знак". И на то даны им "язык" и "знак", чтобы окончательный ответ - философский или методологический - встретился с новым вопросом.
В ситуации самоопределения, а другими словами, в рамках культуросообразности методологии и философии, рефлектирующая мысль производит (здесь формально) всю мыслимую спецификацию знаково-языковых ограничений непосредственной мысли. Ограничения накладываются на мысль, согласно рисункам 1 и 2, стихийным и целенаправленным "параллелизмом" ее - мысли - формы и содержания(15).
Параллелизм, как широко утвердившийся в интеллектуальных разработках логико-эпистемологический принцип, критически зафиксирован в исследованиях ММК и методически развернут в ряде сообщений для Комиссии по психологии мышления и логике Академии педагогических наук РСФСР и Общества психологов СССР(16).
В данном контексте указанный принцип значим с точки зрения формальных и содержательных отношений языковых и знаковых средств мысли. Предельный вариант параллелизма, а потому принципиальный в плане интеллектуальной философско-методологической дисфункции, состоит в изоморфизме строения языка и мира, знака и мира(17). Я не слишком ошибусь, предполагая, что целый ряд других обстоятельств интеллектуальной дисфункции неявно подпадают под действие данного принципа.
Укажу на два обстоятельства, отрицательно для культуры "регулирующих" ситуации самоопределения/самоограничения.
Это (1) довление "натуральной" онтологии, сжимающее границы мира мыслящих, и (2) субъект-объектное отношение, сводящее мир в онтологическом и логическом смысле вообще к точке (см.Приложение: Литвинов В.П. "Проблема языка в философии ХХв.").
История Московского методологического кружка может быть представлена как последовательное преодоление параллелизма формы и содержания мышления (специально оговорюсь, что имплицитно и эксплицитно его история имеет более, чем одну историческую линию). В нашем контексте иллюстративна линия, открывающая данный тезис - "история" онтологии мышления и деятельности Г.П.Щедровицкого (в версии В.Я.Дубровского).
Вернусь от этого важного замечания к перипетиям "живой" мысли и рефлектирующей. В онтологической перспективе мышления и деятельности рефлектирующая мысль производит здесь, в ситуациях культурного самоопределения, необходимую сумму различений языкового и знакового, а также языковых и знаковых различений форм и содержаний мышления. Данная сумма, как спецификация дисфункций, становится для рефлектирующей мысли опорой. Рефлектирующая мысль, осознав работу "культуры", в негативном и позитивном действии на мысль непосредственную, снимает метафизический смысл с "культуры" и полагает ее саму же в метафизику/онтологию мышления и деятельности.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  4. ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ МЫСЛИ:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ГРАНИЧНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
 
Методологизирующая философия не ограничивает себя объяснением мира и культуры. Тем более, философии и методологии в них, тем более, в феноменально-эмпирическом виде. Методологизирующая философия отказывается от редукции одного феноменально-эмпирического к другому, устремляясь к "глубинному объяснению". Устремление изначально философское, и потому облечено в "вопрос о глубинном".
Устремление по направленности методологическое, и потому ответы таковы: это есть мышление, это есть деятельность, это есть мыследеятельность. Ответы даны в организационной форме, предельно абстрактны, и потому истинны, а более эмпиричные и конкретные - ложны(18).
Этот тезис в отличие от предыдущего обращен к философствующему Методологу, соответственно исходя, от методологизирующего Философа.
А если использовать теперь вместо имен нарицательных имя собственное - предприятия и практики мысли Московского методологического кружка.
Тезис практически в явном виде (рис.4) уже содержит изображение предприятия и практики мысли философствующей методологии и методологизирующей философии.
 
рисунок 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
© priss-laboratory, 2009
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
Теперь весь введенный ряд изображений (рисунок 1-4) иллюстрирует данный тезис, но с учетом ответа о существовании мира с философией и методологией в нем, ответа, уже данного методологизирующей философией. Направляется этот ряд изображений ответственностью за утверждение об истинности. Это - предприятие мысли ММК. Главное в нем - построение онтологии мышления и деятельности как условия, в котором мир объективно целостен ситуациями самоопределения.
Целостен как культура, в которой язык и знак выражают мысль, а язык и знак промыслены (рисунок-3)(19). Целостен, поскольку так существующая культура в нем имеет перспективу - расширяющиеся установления мысли-языка-знака в их взаимодействии (рисунок-2). Целостен, в конце концов постольку, поскольку это - мир мыслящих (рисунок-1). "Помимо" мышления, коммуникация в нем - это мысль-коммуникация, а действие - мыследействование(20).
Если приведенные выше построения подобной онтологии в исходном смысле слова метафизичны - т.е., оставляют мир как бы за собой, после себя, а в современном философском смысле - выступают на первый план, тогда в методологическом смысле данная метафизика перестает быть "лишь" метафизикой в расхожем смысле, становясь мыследеятельностной онтологией.
Мыследеятельностной в том смысле, что сама предстает для мыслящих практикой, обязывающей к практикованию языка и знака, в своем пределе одновременно являющих содержание и определяющих рамку онтологической картины. И постольку именно таковое практикование языка и знака составляет первую реальность мира. Первую - потому что язык и знак практикуются в мысли, в мысли-коммуникации и в мыследействовании.
Это также значит, что данный "набор" практик, безусловно, относится к граничной ситуации проявлений мысли и духа. В контексте данных тезисов она, граничная ситуация, это - фундаментальная практика Московского методологического кружка, всегда ведущего интеллектуальный поиск на границах. Граничная интеллектуальная ситуация - это интеллектуальные характер и лицо ММК в философствующей методологии и методологизирующей методологии. (...)
При всем пафосе моего изложения, выражаемого как "преодоление границ языка и знака", онтология мышления и деятельности есть не в последнюю очередь онтология граничных установлений мысли(21). Укажу на два принципиальных. На рисунке-4 все, заключенное в рамку онтологии, может трактоваться без ущерба для философско-методологического смысла онтологии как ситуация схематизации.
В самом общем виде ситуация схематизации проявляется в озадаченности артикулированием содержания. В данном случае - в озадаченности "миром". В этой озадаченности приемы предметного (парадигматического) выражения выводят нас к оперативным границам привлекаемых языковых и знаковых средств (возможностям одноименных оперативных систем культуры). Оставаясь "внутри" границ, мы подвергаем ревизии или переинтерпретации культурные значения и функции используемых единиц языка и знака(22) .
И это понятно, т.к. язык и знак этого мира и его культуры создаются и воссоздаются для представления нами мира в его же (культурных) границах. И напротив, язык и знак, как оперативные системы культуры, дефициентны и дисфункциональны для "по-граничного", "транс-граничного" представления этого же мира(23). Поэтому не удивительно, что в граничных ситуациях мы сдвигаем как бы с привычных позиций роль языка и знака, более того, подвергаем их культурно-нормативную роль радикальной перефункционализации. В одном пределе - вплоть до аутентификации и функции идиолекта, когда артикулируемое содержание начинает существовать в себе и для себя, вне горизонтов, перспектив и ситуаций самоопределения. В другом пределе - вплоть до полного выхолащивания значения или до "всеобщей" абстракции, уже ничего содержательно не говорящей о мире(24).
(...)
1 2 3 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009 © priss-laboratory, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009 © priss-laboratory, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009 © priss-laboratory, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009 © priss-laboratory, 2009
МЕТОДОЛОГИЗИРУЮЩАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.
УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЫСЛЬ: ГРАНИЦА И ПЕРСПЕКТИВА
ПЕРСПЕКТИВА МЫСЛИ:
ОНТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ МЫСЛИ:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ГРАНИЧНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
Философия и методология, принадлежа этому миру, призваны, тем самым, говорить о мире(25). Говорить о мире возможно, если мир представляется в виду горизонта. Созерцание и представление вне вида горизонта обессмысливают сами себя(26). Здесь подразумевается простая вещь. Говорить (только) в мире - это перестать быть философией и методологией.
Это значит - перейти на "естественный" (обыденный) язык, обратиться к "естественному" (натуральному) знаку и, тем самым, стать неразличимой частью и языка и знака, а следовательно - культуры и мира. Подобное самоопределение вполне уместно, но мир тогда лишается возможности различать себя. Он становится онтологической условностью, конвенцией, принимаемой в "диалогах о мире". На рисунке-1 мир обозначен пунктирной линией - мнимостью, вынужденной необходимостью коммуникантов определять себя в открытых горизонтах смысла и содержания своего существования.
Философско-методологическая точка зрения оценивает данную знаково-языковую парадоксальность(27) ситуации схематизации как нормальную и рабочую(28).
Философско-методологическая - здесь значит проблематизирующая. Действительно, проблематизация какого-либо положения мира - это, в конечном счете, всегда полагания и утверждения о мире. Такого рода усилия мысли и духа неустанно испытывают границы мира, которые противостоят им только и только как знаково-языковые. А это значит, как самые прочные.
В рисунке-2 следует видеть два рода границ. Одни предзаданы, предложены мыслящим индивидам, обретающимся в "мире" актуального языка и знака. В их границах даже не вполне удобно говорить о мысли, а если все же судить о ней, то как онтологически излишней. Границы другого рода производны от усилий мыслящих индивидов. Отталкиваясь от графики (топографики) рисунка, можно определить границы второго рода как "расширение" смысла и значения единиц языка и знака. Перспектива расширения, тем не менее, обусловлена и ограничена культурой - общественным признанием "новых" структур смысла и конструкций значения, предлагаемых наличной системе языка и знака(29).
Итак, философско-методологическая проблематизация (с приданными ей онтологической аналитикой и критикой) возможна лишь при условии выхода "за" оперативные границы наличных оперативных систем культуры(30).
Здесь рабочим интеллектуальным процессом выступает уже не переинтерпретация значений и не перефункционализация данных систем и их единиц с целью "предметного" выражения артикулируемого содержания, а конструирование содержания, до того не имевшего прецедентов выражения. Или его конструирование в отсутствие опыта артикуляции.
(...)
Последнее, как показывает опыт ММК, вовсе не мистика, а именно схематизация граничных условий - практикование языка и знака как таковых, воссоздание их субстанциональной и конструктивной природы. Обобщая, следует признать, что подобная практика и есть собственная практика философии и методологии, а осознание "современного мира", его "горизонтов", места "философии" полностью подпадает под второй тип ситуации схематизации - под философско-методологическую.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ПРИЛОЖЕНИЯ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1  
  В.Я.ДУБРОВСКИЙ
ОНТОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО
 
<…> Схема 1. Сущность философии - мышление о мышлении о мире
На первой стадии предполагается реальное существование мира и конструируется онтологическая картина, представляющая мир как таковой, независимый от мышления. В методологии таким представлением является онтологическая картина человеческой деятельности. <…> Снимая философское мышление, методология сохраняет его сущность - мышление о мышлении о мире, т.е. сущностью методологии является рефлексия. Отличительной чертой методологической рефлексии является ее "прожективность" - практическая направленность на предстоящие мышление и деятельность <…>
Схема 2. Рефлексивное погружение мышления в мир
На второй стадии само мышление рефлексивно погружается в мир, интерпретируясь в категориях онтологической картины. <…> "Надо было это мышление положить как объект в мир.
<…> Для меня это означает, что надо было этот объект положить в деятельность, в мир деятельности"(31).
<…>
Схема 3. Рефлексивное погружение мира в мышление
На третьей стадии мир рефлексивно погружается в мышление и онтологическая картина интерпретируется теперь как понятийная конструкция, как правило, требующая дальнейшего развертывания. <…> Погружение мира в "субстанцию" мышления "влечет за собой другую концепцию мира. <…> Мир есть то, что мы мыслим, а не то, что реально"(32).
<…>
Схема 4. Рефлексивное замыкание методологического мышления
На четвертой, завершающей стадии становления, мышление рефлексивно замыкается путем различных рефлексивных отождествлений. В методологии - это взаимные отождествления деятельности, мышления в деятельности, деятельности в мышлении и самой саморефлексии мышления. Таким образом, деятельность оказывается и тем, что познается, и тем, что проектируется, и тем, что организуется. Оформившись, рефлексивное замыкание создает пространство рефлексивных переходов между различными уровнями мышления, позволяя использовать рефлексию не только как средство организации мышления и деятельности, но и как механизм их развития <…>.
рис.1
В.Я.Дубровский "Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого"
рис.2
В.Я.Дубровский "Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ В.Я.ДУБРОВСКИЙ. ОНТОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО
рис.3
В.Я.Дубровский "Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ В.Я.ДУБРОВСКИЙ. ОНТОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО
рис.4
В.Я.Дубровский "Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ В.Я.ДУБРОВСКИЙ. ОНТОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО
  источник - http://www.consultlib.nm.ru/
(схемы даны в исполнении автора)
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ПРИЛОЖЕНИЕ 2  
  Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ
СХЕМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ СТРОЕНИЕ, СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ
 
<…> Основная принципиальная схема мыследеятельности (МД) содержит три относительно автономных пояса, расположенных по горизонталям один над другим:
1) пояс социально организованного и культурно закрепляемого коллективно-группового мыследействования (обозначается символом мД),
2) пояс полифонической и полипарадигматической мысли-коммуникации, выражающейся и закрепляющейся прежде всего в словесных текстах (обозначается символом М-К), и
3) пояс чистого мышления, развертывающегося в невербальных схемах, формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т.п. (обозначается символом М).
Центральным в этой трехпоясной системе является пояс М-К, так как именно он соединяет в одно целое правую и левую части схемы, а два других пояса могут рассматриваться как лежащие по разные стороны от оси М-К.
Это принципиальный момент в плане определения места и функций М в системе МД и его отношений к поясу мД: каждый из названных поясов имеет свою специфическую действительность, которая может становиться тем местом, куда проецируется содержание других поясов, и, таким образом, основанием для автономизации и обособления каждого из них в редуцированную систему МД.
При таком рассмотрении действительность М оказывается вторым пределом, ограничивающим систему МД и лежащим как бы напротив действительности мД, разворачивающейся непосредственно на реально-практическом материале человеческой жизнедеятельности. И это обстоятельство точно соответствует тому, что мы можем фиксировать феноменально: плоскость доски или бумаги, на которой мы зарисовываем схемы, формулы, графики, таблицы и т.п.,
выражающие идеальное содержание М, противостоит, если рассматривать ее относительно оси М-К, реальному содержанию и миру мД. <…>
У каждого пояса МД есть своя специфическая действительность и между этими тремя типами действительности в принципе неверно устанавливать отношения тождества: как правило, они отображаются друг на друга в процессах понимания, интерпретации и рефлексии, и это может делаться каждый раз только за счет переоформления одного в другое. А содержание каждой из этих форм будет появляться в результате вторичной рефлексивной фиксации уже совершенного отображения. Но в некоторых случаях организованности содержания просто переносятся, буквально "перекладываются" из одной действительности в другую, не претерпевая при этом никаких изменений, даже изменений функционального смысла и функциональных трактовок в рефлексивном метазнании.
<…>
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ. СХЕМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ СТРОЕНИЕ, СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ
  источник - Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995; Г.П. Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ПРИЛОЖЕНИЕ 3  
  Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ
ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 
<…> 2. Процесс реального мышления всякий человек начинает с фиксации определенного "положения дел" в действительности (в определенных ситуациях такой действительностью могут быть сам язык, поступки, мысли и чувства других людей и т.п.), а "передачу своих мыслей" - с описания этой действительности в языке. При этом, строя и высказывая определенные предложения, он основывается на "усмотрении" определенных элементов и связей в этой действительности, т.е. на "выявлении" области обозначаемого.
Таким путем образуются не только отдельные исходные предложения, но и сложные цепи предложений, составляющие рассуждения.
Точно так же понимание языковых выражений, высказываемых другим человеком, невозможно без "мысленного обращения" к области обозначаемого и своеобразной "реконструкции" тех элементов и связей из этой области, которые обозначены в соответствующих языковых выражениях.
Таким образом, в общем случае в реальный процесс мышления входит в виде важнейшей (и, по-видимому, самой важной) составной части определенное "движение" в области обозначаемого, выделение его элементов, отношений, объективных связей.
Но это означает, что при графическом изображении процессов языкового мышления или их продуктов - мысленных знаний - мы должны прибегнуть к особым, как бы двухплоскостным фигурам вида(33) (схема-1). Изображение мышления в виде такой двухплоскостной фигуры в сочетании с дополнительными соображениями о том, что каждая плоскость складывается из множества единиц и между единицами из этих двух плоскостей существует отношение обозначения или "замещения"(34), позволяет применить для описания мышления категорию "форма - содержание" в том ее понимании, которое было выработано К.Марксом в "Капитале" при анализе структуры производственных отношений буржуазного общества. Согласно этому пониманию замещаемый элемент подобной структуры (на нашем чертеже - находящийся слева) может быть определен как содержание, а замещающий элемент (правый на чертеже) - как форма.
Применяя эти определения к фигуре (1), изображающей языковое мышление, мы приведем ее к виду (схема-2).
Вопрос о том, что представляет собой обозначающее в языковых выражениях, или, иначе, их знаковая форма, фактически, не вызывает споров; почти все соглашаются с тем, что это - звуки, движения, графические значки, а в самом общем случае - любые предметы и явления. Но значительные разногласия возникают в вопросе, что такое знак. Чаще всего знак отождествляют с обозначающим, или со знаковой формой. Такое понимание исключает функциональный подход к исследованию знака и порождает целый ряд трудностей в объяснении природы языкового мышления (в частности, омонимы в русле такого понимания должны рассматриваться как тождественные знаки). Иногда знаком называют всю структуру (1) или (2), включая в него и обозначаемое или содержание.
рис.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ. ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
рис.2
Г.П.Щедровицкий " ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ. ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
рис.3
Г.П.Щедровицкий " ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ. ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Это противоречит обычному пониманию отношения между знаком и обозначаемым и, кроме того, как было показано(35), при учете других характеристик мышления с необходимостью приводит к ненаучным идеалистическим выводам такого рода, пример которых дали В.Шуппе и Н.Лосский. Остается третье возможное понимание, которое мы и принимаем: знак есть образование вида (схема-3).
Здесь трудным для понимания кажется отождествление значения знака со связью между обозначающим (знаковой формой) и обозначаемым (содержанием).
Эти природные явления становятся знаками, включаясь в известных ситуациях в определенную деятельность человека, и остаются знаками, поскольку они вновь могут быть включены в такую же, строго фиксированную, общественно-закрепленную деятельность, т.е. поскольку они потенциально "остаются" внутри нее. Но тогда значение знака (собственно, и создающее его специфику как знака, создающее его "знаковое лицо") есть не что иное, как то, что возникает в результате определенной деятельности, определенного способа использования природных явлений, образующих материал знака, в определенных общественных ситуациях.
Изображение значений знаков в виде черточек связи является тогда лишь особым, весьма условным способом обозначения той деятельности, которая эти значения создает, и чтобы раскрыть суть и природу значений необходимо, следовательно, проанализировать природу и суть этой деятельности(36). <…>
  источник - Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ПРИЛОЖЕНИЕ 4  
  В.П.ЛИТВИНОВ
ГУМАНИТАРНАЯ ФИЛОСОФИЯ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО
 


М.: ННФ "Институт развития им.Г.П.Щедровицкого", 2008
<…>
Проблемы языка в философии XX века
Уже в XIXв., его второй половине, по крайней мере некоторые авторы, как Кьеркегор, Маркс, Ницше, решительно поставили под сомнение претензию научно-познавательного разума на универсальность. Двадцатый век характеризуется умножением рациональностей с сопутствующей критикой гносеологической традиции. В зазоре между "объектом" и "субъектом" начинает обнаруживать себя и требовать своего обсуждения язык, и он оказывается гораздо более сложным предметом, чем казался, пока его можно было не замечать. (с.39-40).
<…>
Знак: семиотика и семантика

Заявление, что Щедровицкий разобрался с "мистикой знака" [Литвинов 2005], должно звучать не как решение, а как задание на разработку темы: он это действительно сделал, но что именно он сделал и как? Чем самым он "разобрался с мистикой"? И очевидно, заметим это сразу, что его философия знака - не просто значительный вклад в семиотику.
Отсюда, от понятого феномена знака, ведет путь к моделированию предметов, уразумеваемых в онтологии множественных действительностей, всего того, что активно цитируется как "тройное Г" Щедровицкого: стяжка гетерогенного - гетерохронного - гетерархированного в аналитике коммуникации, мышления и, по сути, любой антропологической проблематики. (с.115-116). <…>
Человеческий мир
Отвлечемся на время от основной линии наших размышлений, чтобы прояснить смысл самой фигуры заупокойного афоризма: "Бог умер" (Ф.Ницше), "Человек умер" (М.Фуко), "Язык умер" (Ж. Деррида), "Наука умерла" (Г.П.Щедровицкий). Поскольку в реальности ничто не умерло, попробуем расшифровать метафору смерти в этой семантической фигуре. "Бог умер", очевидно, не значит, что Бог до XIX в. был или жил, а потом перестал быть или жить (по Ницше, от избыточной любви к человеку). Бог как абсолютное первоначало в парадигматике нашего смыслообразования "умер", т.е. перестал значить то, что он значил. Это произошло с нами, а не с Богом. И человек как альтернативное Богу первоначало в парадигматике смыслообразования (в "гуманизме") перестал значить то, что он значил, и смысл его рассеялся настолько, что трудно собрать его в одной схеме.
То же, очевидно, с "языком" по Деррида и "наукой" по Щедровицкому. Итак, "человек умер", констатирует Фуко, остаются "структуры". Или "системы", но на структуралистский манер, и в этом фактически солидарны между собой Альтюссер и Луман - но не Щедровицкий, хотя он тоже в достаточной мере структуралист.
Говорить про человека в традиции философской антропологии (или "гуманизма") - все равно что говорить про все, и в этом фактически солидарны между собой Хомский и Луман, для которых научное знание о человеке возможно только по частям; но не для Щедровицкого, который тоже ученый, когда надо, но ученый, знающий, что "наука умерла".
Может быть, вопрос о человеке (и о мире, - добавлено В.С.) вновь обретает реальный смысл, когда умирает наука как абсолютный законодатель рационального мышления? Нельзя мыслить научно по поводу человека (и мира, - добавлено В.С.)? Пусть так; но это не значит, что по поводу человека (мира, - добавлено В.С.) нельзя мыслить вообще. Познающее мышление сегодня - лишь одна из рациональностей, есть еще феноменология, британская аналитика, обновленная герменевтика и, наконец, СМД-методология. И если есть области значимой практики, где вопрос о человеке (и о мире, - добавлено В.С.) не по частям, а в принципе неустраним, значит, оставим Фуко его истину, но за ним не пойдем. В частности, именно так мыслил проблему человека (и мира, - добавлено В.С.) Щедровицкий. <…>
  источник - В.П.Литвинов. ГУМАНИТАРНАЯ ФИЛОСОФИЯ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО/ ННФ "Институт развития им.Г.П.Щедровицкого", 2008  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1) - Сегодня планы помещения русской философии в "горизонт современного мира", до этого вполне скрытой не только от зарубежной/мировой интеллектуальной жизни, но и от российской/советской, вынашиваются и реализуются несколькими интеллектуальными центрами. Один из них - Институт развития им.Г.П.Щедровицкого. Вне сомнения, как бы одна и та же русская философия, будучи вынесена "вовне" различными русскоязычными интеллектуальными сообществами, предстает вполне различными русскими философиями. Опущу здесь международные и зарубежные (по отношению к России) проекты.  
  (2) - С исходными тезисами и статьей к конференции можно ознакомиться в архиве сайта PRISS-laboratory (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme_sophia-article_2009.htm).  
  (3) - Стереотипной характеристикой "современного мира" служит извечное сетование, выражаемое как "уход больших мыслителей". Как ни странно, современники везде и всегда правы, констатируя этот одновременно эмпирический и мистический факт. Здесь я напомню только годы жизни Георгия Петровича Щедровицкого, на протяжении 40 лет возглавлявшего Московский методологический кружок: 1926 - 1994.  
  (4) - К слову, большинство докладов, заявленных на конференцию и прочитанных ей, тяготело ко второму. Один из немногих докладов, ориентируемый первым, Елены Прибытковой - "Право как "этический минимум…". В нем синтезируются социально-философская мысль и мысль юридическая (в функции методологической).
Забегая вперед, отмечу, что обсуждение этого доклада наиболее ярко продемонстрировало профессионально-языковые границы во (взаимо-)понимании болгарских и российских участников конференции.
 
  (5) - Индивидом в данном изображении значится организационная категория, следовательно, подразумевается и отдельная человеческая особь, и индивид множественный.  
  (6) - Литвинов В.П. Гуманитарная философия Г.П.Щедровицкого. М.: ННФ "Институт развития им.Г.П.Щедровицкого", 2008: с.15-16.  
  (7) - Г.П.Щедровицкий подчеркивал: говорить нужно не о том, что знаешь, а о том, что нарисовано. От себя добавлю: говорить о нарисованном, как об условии построения требующегося знания и его фактического, здесь и теперь, предъявления. В данной манере мыслить "язык" выступает иллюстрацией "знака", что не вполне привычно "традиционной" мысли (даже традиционно философской). Манера для подавляющего числа случаев чрезвычайно эффективна, но требует большего интеллектуального напряжения (в придачу с вниманием, строгостью и сосредоточенностью на "предмете").  
  (8) - Подобные культурные традиции, обобщаемые как иконические (О.И.Генисаретский), повсеместно прослеживаются историей, антропологией и географией. Метафора пещеры Платона - тоже о зависимости взгляда от иконических основ восприятия и представления.  
  (9) - Говорить об условности необходимо, т.к. индивидуация исторических и культурных типов мысли - философской и методологической - предполагает целый комплекс реконструктивных или проективных процедур. В него по определению входят вопросы социальной и технологической кооперации интеллектуальных процессов, средств и их носителей. Здесь этого я касаться не буду. Только укажу в согласие с материалом статьи на одну из важнейших индивидуаций - кружок (Венский, Московский…).  
  (10) - Противоположное - совмещение "культуры" с "границей мира" - должно трактоваться как субкультура (во всей полноте негативного и позитивного смыслов).  
  (11) - Данное положение составляло центральный тезис доклада Леонида Лукомского "Платонические основания учения о всеединстве в русской философии". Если позволено, Л.Лукомский в графикации приводимых мной фигур вполне подводится под знак "методологизирующий Философ" - один из знаков синтеза философии и методологии.  
  (12) - Интернет-ресурс: http://www.consultlib.nm.ru. См. также Приложение: Дубровский В.Я. "Онтология мышления и деятельности Г.П.Щедровицкого".  
  (13) - Механизмы, следуя данному тезису, должны принадлежать методологизирующей философии.  
  (14) - Префиксом "со-" я подчеркиваю исходную множественность и многопозиционность феноменальных проявлений и эпистемологических объяснений мира, уже закрепленных графикой данных тезисов - мир и его проблематика может быть представительствована и свидетельствована "двумя", но никак не одним. Другими словами, исходной клеточкой выступает именно взаимодействие - коммуникативное, деятельное… Например, "ячейка" в социологии Зиновьева, "диалог" Бахтина, "коллективная мыследеятельность" Щедровицкого…  
  (15) - "Параллелизм" во многом основан на приеме т.н. формальной онтологизации (о ней см. в сноске ниже). В отличие от "содержательной", формальная онтологизация приписывает знаковой форме, а точнее, конструкции значения, онтологический статус. При том, что конструкция значения (знание, понятие, знак…) не строилась как онтологическая.  
  (16) - Щедровицкий Г.П. "Принцип "параллелизма формы и содержания мышления" и его значение для традиционных логических и психологических исследований" // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. См. также Приложение.  
  (17) - Если, конечно же, исходить из положения о философии, как "мышления о мышлении о мире". Параллелизм же сводит философию к усеченным положениям "мышления о мире" и "мышления о мышлении". Второй вариант оценивается В.Я.Дубровским более высоко, Аристотелем же вообще приравнивается к Богу.  
  (18) - Щедровицкий Г.П. Философия, методология, наука // Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа культурной политики, 1997: с.546.  
  (19) - См. Миф языка, миф знака // Литвинов В.П. "Гуманитарная философия Г.П.Щедровицкого", М.: ННФ "Институт развития им.Г.П.Щедровицкого", 2008  
  (20) - Смотри Приложение: Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание // Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995; Г.П. Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005.  
  (21) - См. Приложение: Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание.  
  (22) - В своем устном сообщении, имея в виду определенную часть докладов конференции, я интерпретировал данное положение как "принудительная тематизация". Действительно, их названия и содержание вполне могут объясняться действием культурной (и субкультурной) - здесь знаково-языковой - парадигматики. Выход из нее или ее (осознанное) приятие - дело культурного (и субкультурного) самоопределения.  
  (23) - Весьма показателен факт практически одновременного и независимого привлечения Хомским и Щедровицким метафоры марсианина для семантико-лингвистического моделирования задачи описания/представления другого мира (см. Щедровицкий Г.П. "Знак и деятельность". Кн.1. М.: Изд. "Восточная литература" РАН, 2005, см. В.П.Литвинов "Гуманитарная философия Г.П.Щедровицкого", М.: ННФ "Институт развития им.Г.П.Щедровицкого", 2008, с.171).  
  (24) - Речение мысли есть, пожалуй, основное философско-методологическое усилие, вершающее "внутреннюю" работу мысли.  
  (25) - Акцентируя предлог "о", я тем самым обращаюсь к философской традиции, обозначаемой приставкой "мета-".  
  (26) - С идеей горизонта сопряжен факт позиции и, соответственно, точки зрения как смысло-различительной возможности и способности.  
  (27) - С воспроизводственной и нормативно-культурной точек зрения.  
  (28) - С теоретико-деятельностной и теоретико-мыслительной точек зрения.
В этой и предыдущей сносках перечислены методологические подходы, в свое время разработанные в ММК.
 
  (29) - Таковое признание приходит исторически, т.е. надсубъективно, имперсонально. При этом, конечно, непрерывно творится живыми, действующими людьми. Но в культурно-историческом метаплане "субъектами" и "персонами" признания выступает все тот же обезличенный и деиндивидуализированный язык и знак.  
  (30) - А равно субкультуры, предмета деятельности, профессиональной области, социального или культурного института.  
  (31) - Щедровицкий Г.П. Философия у нас есть // Философия, наука, методология // Москва 1997, с.17.  
  (32) - Щедровицкий Г.П. Философия у нас есть // Философия, наука, методология // Москва 1997, с.13.  
  (33) - м. также: Щедровицкий Г.П. О строении атрибутивного знания // Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995.  
  (34) - См. также: Щедровицкий Г.П. "Языковое мышление" и его анализ // http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/0. Щедровицкий Г.П. "Языковое мышление" и методы его исследования. - Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1964 // http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/24  
  (35) - См. также: Щедровицкий Г.П. "Языковое мышление" и его анализ // http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/0.  
  (36) - См. также: Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности (в соавторстве с Алексеевым Н.Г.) // Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995 // http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/1  
 
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2009 июль-октябрь
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 март 2010

последнее обновление
26 март 2014
26 апрель 2013
24 декабрь 2012
16 февраль 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ В.Я.ДУБРОВСКИЙ. ОНТОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ. СХЕМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ СТРОЕНИЕ, СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-схематизация/ схематизация в Московском методологическом кружке/ Виталий Сааков "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ София, 2009/ Г.П.ЩЕДРОВИЦКИЙ. ПРИНЦИП "ПАРАЛЛЕЛИЗМА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ