главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Системо-мыследеятельностная
схематизация Музей схем Московского методологического кружка схема состава и структуры научно-исследовательского предмета (в узком смысле) |
вернуться в разделш | Системо-мыследеятельностная схематизация | ||
вернуться в разделш | Музей схем Московского методологического кружка |
<<< | назад к экспозиции |
схема состава и структуры научно-исследовательского предмета (в узком смысле) |
Альбом
Александра ЗИНЧЕНКО схемы и представления для методологической работы / мыслекоммуникативные представления / представления теории науки (cтр.26) |
|
<<< | назад к экспозиции |
комментарии |
(1)
Г.П.Щедровицкий
Проблемы и проблематизация в контексте программирования процессов решения задач / Доклад на симпозиуме "Логика научного поиска". 30.11.1977 |
В специальных логико-методологических исследованиях (см., в частности, [Пробл. иссл. структуры науки 1967: 106-190]) было установлено, что во всяком научном предмете имеется по меньшей мере девять разных эпистемологических единиц: 1) проблемы, 2) задачи, 3) «опытные факты», 4) «экспериментальные факты», 5) совокупность тех общих знаний, которые строятся в этом научном предмете, 6) онтологические схемы и картины, 7) модели, 8) средства (языки, понятия, категории), 9) методы и методики (смотри схему). Это набор основных блоков научного предмета. | Имея этот перечень, мы можем теперь
задать вопрос, какие же из названных организованностей формируются и
создаются непосредственно в научном предмете, а какие, напротив, заимствуются
из методологии и формируются под ее определяющим влиянием. Историко-научный анализ дает здесь совершенно определенный ответ: по крайней мере четыре элемента всякого научного предмета - онтологические схемы и картины, средства и методы, а также проблемы - всегда вырабатывались либо целиком за пределами научных предметов (в философии и в зародышевых структурах естественнонаучной методологии), либо же формально в рамках науки, но на деле - в захваченных ею системах философского и методологического мышления. |
Поэтому мы должны как бы удвоить эти четыре блока и поместить их - в другой связи и в другой соорганизации - еще и в саму методологию (прежде всего в ее конструктивные и проектные части) и показать стрелками, что основное содержание этих блоков внутри научных предметов порождается их двойниками в системе методологии (смотри схему). И примерно то же самое мы находим при изучении истории становления и развития инженерных, организационно-управленческих и других предметов. |
(2)
Г.П.Щедровицкий Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1981. М., 1981 [Г.П.Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995] |
В системодеятельностных эпистемологических концепциях существует несколько схем подобного рода. Одна из них ѕ наиболее разработанная - это схема научного предмета, трактуемого как мегамашина по производству знаний. | В своем самом простом виде она содержит восемь функциональных блоков, включенных в несколько разных режимов работы мегамашины. Каждый из этих блоков функционально задает определенный тип знаний, или, если говорить точнее, определенный тип эпистемологических единиц. | Поскольку детали функционирования научного предмета меня сейчас не интересуют, а схема эта уже описывалась в ряде работ и неоднократно докладывалась, я сейчас ограничусь лишь тем, что зарисую ее состав и пространство процессов научно-исследовательской работы (см. схему). |
|
|