главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Схематизация сознания и мышления Средовое и топическое представление социокультуры: сознание как предмет культуротехники (фрагмент 3) |
вернуться в разделш | схематизация сознания и мышления: топические и средовые универсалии | |
фрагмент 3 | Средовое
и топическое представление социокультуры: сознание как предмет культуротехники |
преамбула
досужие вопросы повседневности контекст и смысл проблематика идея пределы культура и социальность |
тезисы к конференции Ульяновского ГосТехУниверситета, 2002г. |
VIII годовщине смерти ГП посвящается |
Преамбула Тезисы представляют собой аннотацию непрочитанных лекций. Их пока шесть: Лекция I – "Тривиальность проблематики" самоопределение: неотвратимая обязанность и болезненная процедура; восприятие мира и самовосприятие себя в мире: очевидное и скрытое; константы бытия и метафизика повседневности. Лекция II – "Предварительное задание смыслов: практика и предприятие, среда и топика" практичность versus предприимчивость; среда versus топика; "описание" реальности versus "конструирование". Лекция III – "Интрига" невозможность и необходимость "описания"; проблематика "конструирования"; "представление о результате" и "общий план работ". Лекция IV – "Идеи знания и сознания" культура: мастерская и хранилище знаковых форм; техники работы сознания; интерпретация схемы знания как формы и структуры сознания; среда и топика: механизмы организации и самоорганизации сознания. Лекция V – "Метафизика среды и топики" поиск и воображение среды и топики; схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности; два предела существования социокультуры; среда и топика: рабочие инструменты повседневного сознания. Лекция VI – "Средовая и топическая онтология города для социолога" тип сознания и поведения как городской эндемик; возможна ли не городская социокультура; город как взаимодействие культуры и социальности. |
Я позволю себе, ограничившись задачей
рамочной тематизации, дать краткое изложение этих непрочитанных лекций.
Изложение, по возможности, будет учитывать отсутствие тех ресурсов живой
коммуникации, которые необходимы в работах "введения" (какого-либо
содержания), "обозначения рамок" (областей, пространств), "тематизации"
(еще не выраженного) и всего прочего имеющего быть в лекционной аудитории.
1. Досужие вопросы повседневности 1.1. Вопросы, которые нас преследуют ежедневно и ежечасно, звучат примерно так: все ли я предусмотрел и учел? правильно ли я сориентировался и поступил? А равно: он, ты, мы, они, вы... А также: друг, недруг, компаньон, брат, сын... Или же: народ, нация, армия, класс, профессиональное сообщество, партия, группа... Не нагружая эти вопросы излишним пафосом, тем не менее, их можно сформулировать как проблемные: как воспринимается мир? как мы помещаем себя в мир(a)? насколько оправдано действие, ранее сориентированное восприятием? Ответить на них издавна и фундаментально пытаются религия и философия, с недавних пор социология, а практически – теории организации и педагогики (для детей и взрослых). |
1.2. Ежедневно и
ежечасно мы ощущаем с неизбежностью или же в намеренном сосредоточении
то плотность и вязкость мира, то его пустоту и разреженность. Нас то радует,
то огорчает, что буквально на каждом шагу, мы спотыкаемся о вещи и предметы,
даже если они не имеют физического измерения (обман как вещь, надежда
как предмет). Нас то поражает, то угнетает, что этот или следующий шаг
вдруг не находит опоры, выводя в пустоту, или упирает в стену, которой
и быть то не должно. 1.3. В гуще и разреженности событий, на поверхности и в толще повседневности подобные перипетии и калейдоскоп событий ставят нас перед означенными вопросами. Их оценочная форма может и не завершаться вопросительными знаками, а сразу иметь утвердительный характер. Но если благодаря чьей-то самоуверенности и решительности и может сложиться подобное и как бы ясное положение дел, вопросы все же останутся. Например, в виде само-оценок. 2 . Контекст и смысл 2 .1. Мы вплетены в события необычайно различного масштаба, и если даже отбросить масштаб, то все же останутся истории, практики, предприятия. С ними приходится считаться и с ними иметь дело ежедневно и всегда, здесь и всюду. Они в том или ином обличье заявляют о себе как счет нашим успехам и неудачам. |
Они эмоционально окрашивают наши чувства,
принуждают нас к рассудочности, что вполне понятно, ввергают в метафизику,
но почему и зачем? Затем, чтобы простые и каверзные вопросы о причинах
и обстоятельствах удач и неудач, свершений и преткновений, перспектив
и тупиков, дел и безделицы не остались без ответа. Затем, чтобы не удовлетворялись
из чужих источников, а в точном смысле слова – чуждых и частных. Например,
из социологии. Можно, конечно, удовлетвориться подобным источником, но
если сами вопросы не более чем частные и, более того, нам чуждые. Но вот
последнее сомнительно. Каким и как воспринимается мир? Вопрос не частный.
Также далеко не приватным является вопрос о том, как мы помещаем себя
в мир и ориентируемся в нем. 2.2. Что должна выразить эта "метафизика"? "Физика" со времен Аристотеля являлась описанием. Его "Метафизике" задача досталась более сложная – задача конструирования. Метафизика вступает в свои права, когда описание оказывается не у дел, описав "все" или "почти" все. "Метафизика" заявляет о себе в молчании "физики". Необходимо же выразить не описываемый "физикой" остаток в ответах на уже неоднократно повторенные вопросы. Она должна вывести сами вопросы из порочного круга частного знания и немногих его альтернатив (например, этики – источника далеко не частных знаний). |
6.
Культура и социальность 6.1. Мало сказать, что Сознание социокультурно, а не "природно". К этому необходимо добавить: оно по преимуществу городское (в том смысле, что и "деревенское" сознание живет городом). Обобщая, отметим: обыденное, профессиональное и научное сознания являются городскими. Они сформированы городом (в самом широком смысле). Жизнь и содержание города являются их жизнью, их содержанием. Вполне вероятно, что конкретные сознания представляют собой своеобразных городских эндемиков. |
6.2. Город является одновременно транслятором культурных норм и механизмом их же реализации. Городская действительность (как все множество эмпирических и мыслимых городов) являет собой полный состав каналов трансляции, охватывает все наличие норм и образцов и манифестирует бесконечное разнообразие социальных ситуаций. Как взаимодействует здесь культура и социальность? Возможна ли городская социальность вне культуры? А наоборот? Как это выглядит в городах с различной историей и миссией? Ответить на все эти вопросы, значит, получить онтологическую картину города и сознания. Это был бы почти ответ на вопрос "как воспринимается мир?": мы обрели бы возможность и способность ориентации, другими словами, уверенность в "способах и приемах помещения себя в мир". | 6.3. "Почти ответ". Вопросы вновь воспроизводятся, как только город из "места" превращается в "вещь". Но поместить себя в "вещь" – это далеко не лучший вариант быть ориентированным "вещами". Город уже не есть наш исторический мир, он – наше наказание и несвобода. Свободу как самоорганизацию мог бы нести сознанию регион. Ибо такова в целом тема данной конференции. В этой связи прогноз на 18-19 февраля 2002 года: не принесет, т.к. конференция будет стремиться превратить "регион" в "вещь"(1). |
(1) - Это на тот момент относилось к формулировкам программы конференции. |
Добавления |
2011 июль 27 |
(a) - Мой ответ, наиболее развернутый на данный момент, изложен в статье Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка: преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком |
© Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 2002 январь |
оставить сообщение для PRISS-laboratory |
|
|
с 14 апреля 2005 | |
последнее
обновление 27 июль 2011 14 июль 2012 |