главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ КУРСЫ ДЛЯ РЕКЛАМЫ Ульяновский технический университет, 2000-2001 |
фрагменты лекций "теория и практика рекламы" |
лекции прочитаны для специальности "Связи с общественностью", IV курс, семестры 2001-2002 |
содержание лекционного курса "теория и практика рекламы" |
раздел I | ВВЕДЕНИЕ В РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕКЛАМЫ | |||
тема 1.1 | Реклама в различных типах деятельности | 2 часа | ||
Функциональное назначение и смысл рекламы в коммерции, политике, искусстве. | ||||
Исторические формы воплощения рекламного дела в элементах коммерческой деятельности, политической деятельности и искусства | ||||
Реклама как феномен индустриального и информационного обществ | ||||
тема 1.2 | Реклама как самостоятельный тип деятельности | 2 часа | ||
Роль и смысл рекламы в социальной и технологической кооперации и соорганизации различных видов деятельности. | ||||
Исторические формы воплощения рекламного дела в организационной и управленческой функции | ||||
Реклама и массовая культура современного общества | ||||
Раздел II | СТРОЕНИЕ РЕКЛАМНОГО ДЕЛА | |||
тема 2.1 | Структура функций деятельности рекламирования | 4 часа | ||
Рекламирование и информирование: условия тождества и различия. | ||||
Логика структуры и творчество. | ||||
Устройство рекламного дела как отраслей кинематографа (TV), дизайна, литературы и художественного искусства. | ||||
Форма выражения и способ восприятия рекламного сюжета. | ||||
Множественность сторон воспринимающего сознания | ||||
тема 2.3 | Агенты рекламного дела | 2 часа | ||
Понятие агентуры рекламного дела | ||||
Состав агентств рекламного дела: информационные, посреднические, экспози-ционно-демонстрационные агентства | ||||
Контрагенты рекламного дела: связь с общественностью, massmedia, информационная сеть, коммивояжер, носитель лейбла | ||||
Раздел III | ИНСТРУМЕНТЫ РЕКЛАМНОГО ДЕЛА | |||
тема 3.1 | Системы знаний в рекламной деятельности | 4 часа | ||
Блок семиотических знаний: представление о семиотической инженерии | ||||
Блок коммуникативных знаний: представление о коммуникации и коммуникативном акте, носители коммуникативного содержания, коммуникативные среды и каналы | ||||
Блок социологических знаний: состав коммуникантов в рекламной деятельности, социальные механизмы массовизации и индивидуации коммуникативных актов | ||||
Блок психологических знаний: "сознательное" и "бессознательное" в воспринимающем сознании, психические механизмы выражения, представления и восприятия | ||||
тема 3.2 | Знаковый инструментарий рекламного дела | 4 часа | ||
Натуральные, языковые и символические знаковые системы | ||||
Деятельность выражения. Деятельность представления. Деятельность восприятия | ||||
Особенности в конструирования выражений в натуральных, языковых и символических знаковых системах | ||||
Особенности оперирования различными знаковыми системами | ||||
тема 3.3 | Практические средства рекламного дела | 4 часа | ||
Функциональное понятие "экрана" | ||||
Реклама как элемент экранной культуры | ||||
Восприятие и сканирование экранных образов и сюжетов | ||||
Технологии экранизации | ||||
Рекламная деятельность как знакотехника. Рекламная деятельность как социотехника. Рекламная деятельность как психотехника. Рекламная деятельность как коммуникативная техника | ||||
Раздел IV | ПРОСТРАНСТВО РЕКЛАМНОГО ДЕЛА | |||
тема 4.1 | Рекламная акция и рекламная кампания. Границы времени и места | 2 часа | ||
Объекты и цели рекламных акции и кампании | ||||
Средства рекламной акции и кампании | ||||
Акция: локальное воздействие | ||||
Кампания: организация ориентированных сред и пространств | ||||
тема 4.2 | Реклама и маркетинг | 2 часа | ||
Коммерческое, политическое, эстетическое содержание рекламных предложений | ||||
Сюжетика рекламных предложений. "Экранизация" рекламных предложений. | ||||
Задачи "экранизации": информирование, зондаж, репетиция | ||||
тема 4.3 | Реклама и PR | 2 часа | ||
Конструкции тотальных и избирательных коммуникативных каналов | ||||
Устройство коммуникативных сред | ||||
Пределы стратификации аудитории | ||||
Канализирование импульсов массового и индивидуального сознания | ||||
Инициирование и инспирирование частного и общественного мнения |
содержание семинарских занятий курса "теория и практика рекламы" |
тема 1.1 | Типология рекламного дела | 4 часа | ||
Реклама в коммерции, политике, искусстве. | ||||
Рекламное дело как механизм обращения экономических, идеологических и эстетических ценностей. Классификация механизмов | ||||
Тема 2 | Агенты и клиенты рекламного дела | 10 часов | ||
Собственные и несобственные задачи агента рекламного дела. | ||||
Структура и функции информационного агентства рекламного дела. | ||||
Структура и функции посреднического агентства рекламного дела. | ||||
Структура и функции экспозиционно-демонстрационного агентства рекламного дела. | ||||
Состав клиентуры рекламного дела. | ||||
Клиент как результат исследовательских мероприятий и как результат проектировочных усилий. | ||||
Аналитика потребительского воображения | ||||
Тема 3 | Оснащение рекламной деятельности: теоретические знания и технические приемы | 6 часов | ||
Семиотические и коммуникативные инструменты. Социологические и психологические инструменты. | ||||
Виртуальное и ре-альное в мире рекламы | ||||
Тема 4 | Продукты рекламной деятельности: функционально ориентированные среды и события | 6 часов | ||
Предметно ориентированные среды и события, семиотически ориентированные среды и события, акустически ориентиро-ванные среды и события | ||||
Тема 5 | Героика рекламных сюжетов: запасы, услуги, знания. | 6 часов | ||
Сценические площадки рекламных событий: территория, деятельность, история и культура. Сценирование кредита доверия рекламе |
контрольные вопросы к курсу "теория и практика рекламы" |
эрудиция | |||
1. Ведущие отечественные и зарубежные рекламные агентства. | |||
2. Рекламно-информационные агентства и компании г.Ульяновска. Специализация. | |||
3. Периодические мероприятия политической рекламы в стране и городе | |||
4. Великие психологические вклады рекламного дела | |||
5. Великие социологические вклады рекламного дела | |||
6. Мировой и региональный рынки рекламы. Функциональное и территориальное зонирование рекламного рынка | |||
7. Исторические примеры коммерциализации рекламой социальных и культурных и прочих отношений | |||
понимание | |||
1. Реклама как культурный феномен. Критерии. | |||
2. Реклама как социальный кич. Критерии. |
|||
3. Различие рекламирования и информирования. Различие информации и знания. Различие знания и сведения. | |||
4. Различие рекламных мероприятий и мероприятий PR. | |||
5. Черты потребительского воображения. | |||
6. Особенности семиотически опосредованного управления | |||
7. Пластичность и жесткость потребительского воображения. | |||
8. Обыденные элементы экранной культуры. Управленческие механизмы экранной культуры | |||
9. Информационная база рекламных исследований и предприятий (акций и кампаний) | |||
10. Критерии рекламного эффекта | |||
аналитика | |||
1. Искусственные и естественные механизмы восприимчивости сознания | |||
2. Форма и структура ремесленной и индустриальной рекламы | |||
3. Основания и оправдания агрессивности рекламы | |||
4. Схема коммуникативного акта | |||
5. Схема акта визуального восприятия | |||
6. Модели и контексты социально-психологических экспериментов в рекламе | |||
7. Структура функционально ориентированных сред: акустических, семиотических, предметных | |||
8. Рекламные стратегии в мире коммерции, политики, искусства | |||
9. Явные и скрытые формы рекламирования: процессы и механизмы |
структура экзаменационного билета |
1 | вопрос на эрудицию | 1 балл | ||
2 | вопрос на понимание | 1-2 балла | ||
3 | аналитический вопрос | 3-4 балла |
темы рефератов к курсу "теория и практика рекламы" |
1. Юридическое регулирование рекламной деятельности
(правовые, этические, экономические аспекты). 2. Рекламные инструменты в исследовании состояния рынка и возможностей предприятия. 3. Основные концепции, история и опыт отечественной рекламы. 4. Основные концепции, история и опыт мировой рекламы. 5. Рекламные продукты в сфере масс-медиа и массовых коммуникаций (специфика требований). 6. Фирменные стиль и товарный знак в рекламных продуктах (создание и обращение). 7. Имидж, престиж, репутация: рекламные сюжеты. 8. Социально-психологические, социокультурные, мифопоэтические, национально этнические механизмы в экранных технологиях (на примере рекламного дела). 9. Планирование коммерческой рекламной акции и кампании (различные уровни). 10. Планирование политической рекламной кампании. 11. Организационные структуры коммерческих предприятий (ТВ, радио, дизайн...). 12. Международные кооперационные связи рекламно-информационных агентств (на примерах). 13. Аналитика рекламной продукции. 14. Реклама: произвольная и непроизвольная редукция искусств (литературы, кино, пластики, плаката, театра...) 15. Креатив в рекламе как лаборатория выразительных искусств. 16. Информационная база рекламных исследований и предприятий. 17. Мультимедиа-средства рекламного дела. 18. Компьютерная графика и анимация в создании рекламных продуктов. 19. Мировой и региональный рынки рекламы (взаимодействие крупнейших российских и зарубежных рекламных предприятий). 20. Рекламная кампания: ориентированные среды и пространства (семиотически ориентированные, предметно ориентированные, акустически ориентированные, комплексные). 21. Реклама в структуре современных информационных каналов, коммуникативных сред и семиотических экранов. 22. Реклама как фактор формирования индивидуального и массового сознания (культурные приобретения и потери) |
базовая литература курса |
1. Аккоф Р.Л. Искусство решения проблем. - М.: 1982 2. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии, 1991, №1 3. Беляева Е.Л. Среда свободного времени // Архитектура и культура, ч.2. - М.: ВНИИТАГ, 1990 4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995 5. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995 6. Веркман К.Дж. Товарные знаки. - М.: Прогресс, 1986 7. Высоковский А.А. Субстанциональные свойства среды // Городская среда: проблемы существования. - М.: ВНИИТАГ, 1990 8. Генисаретский О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. - М.: НИИКультуры, 1986 9. Глазычев В.Л. Культурный потенциал города // Культура города: проблемы качества городской среды. - М.: НИИКультуры, 1986 10. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. - М.: Наука, 1984 11. Глазычев В.Л., Егоров М.М., Ильина Т.В. Городская среда. Технология развития. - М.: Ладья, 1995 12. Грац Р. Город в Америке: жители и власти. - М.: Ладья, 1995 13. Иконников А.В. Искусство, среда, время. - М.: Советский художник, 1985 14. Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. - М.: 1990 15. Каганов Г.З. О средовом воображении // Городская среда: проблемы существования. - М.: ВНИИТАГ, 1990 16. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Радио, 1967 17. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982 18. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. - М.: Знание, 1980 19. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: МГУ, 1988 20. Семиотика - М.: Радуга, 1983 21. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. - М.: Молодая гвардия, 1995 22. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Хищные вещи века. - М.: Текст, 1992 23. Сэндидж Ч. И др. Реклама: теория и практика. - М.: Прогресс, 1989 24. Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990 25. Уваров Л.Г. Образ, символ, знак. - Минск: 1967 26. Фуко М. Слова и вещи. - С.-П.: 1994 27. Щедровицкий Г.П. "Естественное" и "искусственное" в социотехнических системах. // (а) Избранное. - М.: 1995; (б) Вопросы методологии, 1992, №1-2 28. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. - М.: Наука, 1987 29. Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987 |
книжки по курсу (из фондов библиотеки УлГТУ) |
Х Р76 Завидова Светлана Спартаковна, Крючкова Полина Викторовна, Павловец Екатерина Юрьевна. Российское законодательство о рекламе; Практ.комментарий - М.:Новый Юрист, 1997 - 159с. ч/зо 431235 436514 Ч61/63я1 Р36 У А84 Уя7 А84 Уя7 А86 Уя7 Б16 Ч61/63 Б28 Ч61/63 Б42 Ш143.21-4 Б72 У Б82 Ч61/63 Б97 Ч61/63 В43 Ч61/63 В67 Ч61/63я7 В67 Ч61/63я7 В75 У Г38 У Г62 Ч61/63я7 Г63 Ч61/63я7 Д33 Ч61/63я7 Д33 Ч61/63я7 Д42 Ш143.21-4 И20 Ч61/63 К27 Ч61/63 К75 Ч61/63 К83 Ч61/63 Л97 Ю9 Л97 Ч61/63я7 М74 Ч61/63 М80 Ч61/63 М89 Ч61 Н19 Ч61/63 О-36
Ч61/63я7 Р36 Ч61/63 П53 Уя7 П58 У Р76 Ч61/63я7 С30 Уя7 С32 Ч61/63я7 С77 Ч61/63я7 С77 Ч61/63я7 У83 Ч61/63я7 У98 Ч61/63я7 Ф42 У Х21 Уя7 Р36 |
|
|