главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО КАК ГУМАНИТАРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИИ
курс "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕКЛАМЫ ДЛЯ PR"
Ульяновский технический университет, 2000-2002
   
  образовательные проекты и разработки  
  открытая школа бизнеса внутрифирменная подготовка
  учебные курсы дополнительное высшее образование
  дипломное проектирование кафедра антропотехники
  школы педагогической логики
     
   
вернуться в разделш курсы рекламы  
содержание разделаш теория и практика рекламы/ рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии  
  (1) о гуманитарных и социальных технологиях  
  (2) восстановление рамок учебного курса "теория и практика рекламы"  
     
     
    текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word
фрагменты лекций "теория и практика рекламы"  
  (1) о гуманитарных и социальных технологиях  
  смотри также:
- организационное введение в курс "теория и практика рекламы", 2001.10.09
- агенты и клиенты рекламного дела, 2001.11.28
- практика отношений "агент - клиент" в рекламном деле, 2001.12.18
 
  Занятие №7, 2001.11.14  
СААКОВ - ... первый пункт "О гуманитарных технологиях в обучении" - минуты две на него. А второй пункт... а второй пункт - это "Восстановление рамок курса" (схема-11.1). Записываем? В философии есть такая негодная схема - субъект-объектных отношений. Наверное, слышали? (схема-11.1).
Я думаю, как эту негодную схему как раз применить к нашему случаю. В кругляшочке - это объект. По философски, правильнее - пассивная сторона, страдательная сторона. Почему страдательная, почему пассивная? Страдательная, в первую очередь... От чего страдательная? Страдает от политтехнологий, страдает от рекламы, страдает от обучения, страдает, страдает... Можно всю жизнь являться страдательной стороной субъект-объектных отношений - быть объектом. Но эта схема имеет ещё одну сторону: субъектную, активную. И вот в рамках технологии обучения стать субъектом в своей профессиональной деятельности, а не объектом, можно только сначала как бы побывав в шкуре объекта.
Вот пока вы на себе не испытали политтехнологию, пока вы на себе не испытали, что значит быть жертвой конфликта - можно список этот дальше продолжать - у вас нет никаких шансов в какой-то момент стать субъектом этих отношений. Это надо прожить.
Далее. Это уже собственно обучение в гуманитарных технологиях. Это следует отрефлектировать, что же со мной будет, и положить себя как объект, себя перед собой. Это минимальная интеллектуальная процедура, минимальная в том случае, что без рефлексии вообще никакие знания не передаются, и вне рефлексии никакие процессы понимания просто невозможны, вне рефлексии невозможно ни анализировать, ни проектировать, вообще. Это был первый пункт. Если к нему вопросы есть, то давайте скорей.
ЛЮБУШКИНА НАТАЛЬЯ - А вот на схеме...
СААКОВ - Да.
ЛЮБУШКИНА - Объект влияет на субъект, или он просто связан вот этой стрелочкой?
СААКОВ - Стрелочка символизирует рефлексивный выход; вот рядом с головой фигурки там ещё звёздочка - это символ рефлексии. Это значит, что человек может видеть себя со стороны. На философском языке - осознание, самосознание.
И хотя это недостаточное условие для рефлексии, но необходимое. Есть много споров о том, что же отличает сознание человека от сознания животного и, вообще, от биоида. Новейшие исследования в зоопсихологии и не только, говорят о том, что есть звери, у которых сознание достаточно сложно устроено. А вот рефлексии у животных просто нет, даже у таких животных, которых мы называем биоиды. Поскольку человек - это органическое тело, а дальше оно может быть одушевлённым или неодушевлённым, одухотворённым или неодухотворённым, с интеллектом или без наличия интеллекта… Вот это всё надстраивается над телом, крепится к телу.
Можно всё это отнять от тела - останется биоид. И, как минимум, мы все биоиды, а вот максимума ни у кого нет. Это по первому пункту. Можем с ним закончить.
схема 11.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (2) восстановление тематических и организационных рамок курса  
Второй пункт. Восстановление рамок, тематических рамок курса.
ХХХХХ - Повторите ещё раз.
СААКОВ - Восстановление тематических рамок курса. Самое лучшее, чтобы мы восстанавливали в соответствии с той схемой, которая на доске. Рефлексия - это приобретенная функция. Она не от рождения. Также, как и интеллект и сознание. Они от рождения человеку не даются, они приобретается с большим, большим трудом в противных, противных работах, мерзких работах. Я бы хотел, чтобы схему прошлого занятия, которая называется "Строение рекламного дела", сейчас кто-нибудь медленно-медленно бы выкладывал на доску. И выкладывание на доску сопровождал бы тысячей вопросов, и тем самым, демонстрировал бы, что ему действительно нужны знания о рекламе, что человек вообще чего-то хочет… Есть желающие?
(молчание)
СААКОВ - Кому больше всех нужно знание о рекламе? Давайте к доске...
(молчание)
СААКОВ - Кому меньше всех нужны знания о рекламе?
(смех)
Да... Как ещё можно сказать? Хочу немножко знать. Или так: хочу в меру знаний о рекламе. Кто хочет в меру знаний о рекламе?
ХХХХХ - Все.
СААКОВ - Все... Все к доске!
(смех)
СААКОВ - : Можно попробовать иначе. Я буду выкладывать символ за символом, а вы будете задавать вопросы. Потому что… Маленький комментарий. Есть огромная иллюзия сознания, что когда я что-либо читаю, я это понимаю. Огромная пропасть лежит между двумя работами сознания - по узнаванию и по пониманию. Многое вполне знакомо, и сознание на этом успокаивается: вещи знакомые, слова знакомые, буквы знакомые… И кажется, что это понимается.
А работа понимания - очень сложная работа. Что представляет интерес для интеллекта? Говорят, что самое ценное - это непонимание. А когда всё понимаешь, то нужно задуматься: а не заболела ли моя голова, не уснула ли она.
Я разнёс по разным сторонам доски две фигурки: одна фигурка делает работу программирования, а вторая - восприятия (схема-11.2).
И если мы не в армии находимся, если мы не являемся рабочими конвейера, то между двумя этими фигурками нет никаких прямых взаимодействий, непосредственных.
Все отношения между ними являются опосредованными, и я ввожу соответствующий символ опосредования (их) взаимоотношений и подписываю его (схема-11.3).
схема 11.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
схема 11.3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
Вот то, что уже на доске изображено, содержит в себе все основные моменты так называемых гуманитарных и социальных практик и технологий. Пиар - это одна из современных и, наверное, наиболее продвинутых на сегодня социально-гуманитарных технологий. Словосочетание "гуманитарные технологии" что-нибудь говорит?
ЛЮБУШКИНА - Лучше пояснить...
СААКОВ - Лучше пояснить? Комментарий. Работа узнавания сопровождается в сознании всякими склейками: а на что это похоже, покажите, или расскажите какой-нибудь пример, чтобы я узнал или усмотрел, что скрывается за этим не очень знакомым или не очень привычным словосочетанием. И это не есть работа интеллекта. Звери тоже могут узнавать; но для того, чтобы понять, надо, например, различить, отличить. Другими словами, не склеивать в сознании, не путать и не класть всё в одну кучу, в одну яму. Этого не надо делать. На месте Натальи можно и следовало бы сказать так: от чего лучше это отличить? А еще лучше - отмыслить. Не примыслить что-то, не поймёшь что, а отмыслить гуманитарную технологию от всего того, что нам уже более или менее понятно. Так от чего её можно отмыслить? Отличить от чего? А? Когда мы говорим о технологиях, что приходит на ум? Что за технологии?
ГУСАРОВ АЛЕКСАНДР - Можно взять этимологию этого слова: "технэ" и "логос".
СААКОВ - Это хороший ход... Если бы здесь у нас были филологические штудии, мы бы только этим и занимались, но дело в том, что понятие, понятие технологии, оно в истории культуры переоформляется, изменяется. И то, что греки понимали под технэ, сегодня неприложимо к массе ситуаций. Сегодня мы должны понимать под этим часто совершенно иное. Да, этимологический анализ нам даст хотя бы представление о том, из какой терминологической системы это слово. Из логий, например. Из логий: есть, к примеру, социология. А есть социотехника, есть биология и есть биотехника.
ГУСАРОВ - : Значит, гуманитарная техника.
СААКОВ - Есть гуманитарная техника. Вот если бы мы двигались этимологически, то устроили бы наше понимание просто неправильно. Поскольку слово технология в сегодняшнем нашем, в современном мире нужно было бы произносить как технотехника. Какое-то словосочетание совсем уж неприличное. А филологи бы сказали, что вообще неправильное. Притом что технология - это не есть логия, это есть техника - техника о технике, техника техники; мало того, что технолог владеет техниками, он ещё из этих техник может строить более сложные техники - машины. Но мы не будем соскальзывать в филологические болото, нам нужно быть техниками, в этом смысле быть техничными: ставить задачу - решать, ставить задачу - решать, ставить задачу - решать, а не пускаться в не поймёшь какие размышлизмы. Иногда это занятно, но если на то есть время.
И когда не можем задачу поставить, не можем её решить... Вот тогда нужно заняться не техниками и технологиями, а размышлениями. Ну, так от чего нужно отличить гуманитарную или социальную технологию? Всегда оттолкнуться надо от знакомого.
ЛЮБУШКИНА - От других технологий.
СААКОВ - От других технологий. От каких?
ЛЮБУШКИНА - От машиностроительных...
СААКОВ - От промышленных или производственных. Надо понять хотя бы на первых шагах, что у человечества есть вообще всего два рода практик. Одна практика - это когда обрабатывается инертный материал, изготавливаются из него здания, машины, приборы, вещи всякие тем или иным способом. А есть другие практики, а в этом смысле другие технологии, когда обрабатывается материал живой, активный, у которого есть сознание, такой материал, который реактивный, рефлексивный. А обрабатывается этот материал в школе, в детском садике, в предвыборной кампании... Огромное пространство гуманитарных и социальных практик и, соответственно, гуманитарных и социальных технологий. Там обрабатывается человеческий материал.
И вот, если к этимологии обращаться: есть обработка человеческого материала. А слово искусство, если опять от этимологии отталкиваться, нас уже обманывает сегодня. Греки под technе понимали искусство не в нашем современном смысле слова.
Они различали то, что получается само собой: physis, природа, и строили эту категорию природы или фьюзиса, держа в голове рожающую женщину. Это же само собой появляется. Иногда вещи вот так вот появляются как бы сами собой. А горшок керамический родить нельзя, и он появляется на свет в результате технэ, искусства. А та профессия, которая: но я так и не понял, решили вы посвятить себя ей или не решили? - она входит в состав гуманитарных практик и социальных, чтобы практиковать их. Поскольку рекламные и PR-кампании не делаются сами собой. Чтобы их практиковать, необходимо владеть гуманитарными и социальными технологиями. Поскольку технологии социально-гуманитарные, то способы и знания владения ими приобретаются только в соответствии со схемой, которую я нарисовал справа на доске (схема-11.3).
А в виде рассказов о..., в виде всяких объяснений эти гуманитарные техники и технологии не передаются; нельзя сделать человека философом, рассказывая ему о философии. Тем более нельзя сделать из человека пиармэна или рекламиста, рассказывая ему о рекламе. Это я знаю - что так нельзя, у вас может быть другое мнение на этот счёт.
Итак, самое главное отличие... Ну, давайте тогда это отличие здесь и зафиксируем. Вот над чертой будет изображаться строение рекламного дела как гуманитарная технология.
А внизу другая технология производственная. Я её изображу (схема-11.4).
схема 11.4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
Любая не гуманитарная технология осуществляется вот по этой - нижней - схеме. Здесь всё понятно?
ХХХХХ - Форма давления на материал, ...материал, ...форма...
СААКОВ - Согласен. Это правильное чтение. Ещё кто-нибудь прочесть хочет? Может?
МИНГАЛЁВ МАКСИМ - Материал обрабатывается...
СААКОВ - Обрабатывается. Да. Форма отпечатывается на материале. Можно даже стрелочки туда и обратно поместить, форма отпечатывается на материале, материал отпечатывается в форме. Любая негуманитарная технология подчинена этой схеме. Примеров, я надеюсь, здесь приводить не нужно.
А вот в гуманитарной технологии все по другому. Должна уже некоторая рефлексивная переброска делаться из одной технологии в другую, поскольку в любом случае основные технологические узлы в любой технологии должны присутствовать, невзирая на то, что гуманитарная это технология или производственная это технология, коммерческая технология или финансовая технология. Какой узел? Узел формы и материала. Над чертой в схеме мы можем сказать: что здесь должно бы выступить формой, а что материалом? Или выполнять функцию формы и функцию материала?
ХХХХХ - Сознание будет здесь материал, а проект - форма.
СААКОВ - Нет у меня пока проекта... Это нужно восстановить ещё рамки тематические, потому что без проектов вообще нет гуманитарных технологий, а вот всякие иные технологии - промышленные, научные - они могут без проектов строиться, функционировать и осуществляться. Что бы вы отнесли к форме, а что к материалу? В этой схеме.
МИНГАЛЕВ - Ну, человечек справа - это материал.
СААКОВ - Материал. А что форма?
МИНГАЛЕВ - А формой будет левый человечек и экран.
СААКОВ - Экран... Ну, человечек слева - да, согласен. А вот пункт с развёртыванием формы… Я бы так сказал: программист - это тот, кто лучше всех на свете владеет формой. А вот экран как форма..? Не могу представить, чтобы экран на мне отпечатался, не получается у меня. Это не дело экрана, более того, если мы функцию формы будем приписывать экрану, то мы лишимся 99% экрана, а для пиарщика и для рекламиста это вообще уже полная дисквалификация, поскольку он должен уметь превращать в экран всё.
(пауза)
Вопросы есть?
(молчание)
СААКОВ - Вот экран выполняет функцию, которая обозначена стрелочкой. Даже в производственной технологии, изобразив её таким образом, мы должны понимать, что символизируют стрелочки, что за ними стоит, какого рода производственные процессы, технологические…
Поскольку экран эти функции должен на себя взять. В производственной технологии, например в металлопрокате, мы можем увидеть эти две полустрелки? Все представляют, что такое металлопрокат? Как это называется… Выезжает заготовка, начинает прокатываться через валики… Или давайте с древними греками останемся: гончар вылепливает кувшин. Форма этого кувшина у гончара в голове. Есть материал, который лежит на гончарном круге. Есть эти полустрелки? Это - его руки, гончара.
ХХХХХ - Почему они в разные стороны?
СААКОВ - Потому что ещё не найден такой материал в природе, который бы не оказывал сопротивление форме. Это было бы здорово. Хотя есть подозрение, что вот таковым материалом мог бы быть человек. В природе точно не найти такого материала, а людей иногда низводят до данного состояния... Это одна стрелочка.
Итак, это фокус или момент формы (показывает). А там - фокус или момент материала. А это - фокус или момент опосредованного взаимодействия.
Следующий ввожу элемент (схема-11.4). Вот это взаимодействие взаимно (стрелочки в одну сторону и в другую стороны) потому, что оно не может осуществится непосредственно.
ЛЮБУШКИНА - (неразб.)
СААКОВ - Сюжет.
(…)
…две. Почему не может стрелочка от программиста или от формы достичь материала и отпечататься на нём? Где может?.. Сюжет - слово понятное? Опять узнаём, да? Узнаём, да знаем, что такое сюжет; Что такое сюжет гуманитарных технологий? Да конечно знаем!
ЛЮБУШКИНА - Если можно (неразб.).
СААКОВ - (неразб.) А если нельзя?
ЛЮБУШКИНА - Если нельзя, то (неразб.).
СААКОВ - Что узнаём?
ЛЮБУШКИНА - (неразб.).
(смех)
СААКОВ - Ну, вы ведёте себя так, как будто между нами должно быть непосредственное взаимодействие.- Я должен догадываться, что в вашей головке происходит. Узнали - не узнали, поняли - не поняли.
ХХХХХ - Что такое сюжет?
СААКОВ - Буду объяснять.
(пауза)
СААКОВ - Сюжет с агентами проекта и курса не был воспринят. Понятно вам это объяснение?
(пауза)
Дальше пробуем... Не было сюжета? (пауза) Был такой сюжет?
ЛЮБУШКИНА - Был.
СААКОВ - Был. Он был воспринят всеми?
ЛЮБУШКИНА - Не помним.
(пауза)
СААКОВ - Ввожу следующий элемент. Я не случайно эту работу восприятия связываю не с глазками и ушками и прочими дырочками, а с сознанием. Видят не глаза - видит ум, в этом смысле слепые бывают ещё более прозорливыми и зрячими чем те, у которых есть глазки. И вот, я дальше могу давать вам объяснения, опираясь только на структуру вашего сознания, может быть на некоторое ваше представление (схема-11.5).
Далее я ввожу элемент ситуации. Возможно структура сознания воспринимающего такова, что этот сюжет не был воспринят, не был увиден. Это раз. Если и был увиден и зафиксирован, то, к примеру, следующим образом: ну да, слышали, но не надо нам тут всякие ля-ля и прочее рассказывать.
Либо вообще не поняли, поскольку такова структура сознания данного социального тела. У него есть массовое сознание, и никак подобный сюжет не укладывается в структуру этого массового сознания. Таково сознание у этого массового, коллективного социального тела. Но может быть есть структуры индивидуальные сознания? Не факт.
Поэтому вся оценка этого сюжета по отношению к своей ситуации носила резко негативный характер: пожаловаться в деканат, разобраться с организационной формой занятия, привести курс в соответствие с его программой(1)… (схема-11.6).
Это как бы всё вполне предвидится и сценируется в гуманитарных технологиях. Но в соответствии с ними также надо понимать: пока человека не заденешь, не обидишь, с ним, как с человеком, общаться невозможно. Будешь общаться с куклой. А когда ты человека обидел, в нём что-то начинает проступать настоящее.
(пауза)
схема 11.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
 
схема 11.6
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии priss-laboratory, 2001
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии

Если рисуемая гуманитарная технология имеет отношение к практике рекламы, то я должен добавить очень важную черту (схема-11.7).
Всякий шаг деятельности рекламирования должен сопровождаться с пассивной стороны или со стороны объекта рекламирования переоценкой своей ситуации. Строение рекламного дела… Я сейчас не говорю о клиентах рекламного дела, агентах рекламного дела, о рекламной деятельности, как элементах в других сложных системах деятельности. Не говорю о рекламной деятельности, как самостоятельной деятельности. Эти рамки нужно будет восстанавливать. Но строение рекламного дела таково. Первое. Это есть гуманитарная технология и, в отличие например, от таких гуманитарных технологий как воспитание и обучение, рекламная деятельность, как гуманитарная технология, преследует одну цель. Тупо-тупо эту цель преследует: чтобы человек осуществил переоценку того что любит, того что ненавидит... (схема-11.7).
(пропуск, перемена стороны кассеты)
...никаких других целей рекламная деятельность не преследует. А для этого выстраивается соответствующая гуманитарная технология. Вот кому нужно было немножко знаний о рекламе и о паблик-рилэйшенс - вот оно, как есть. Кому нужно было ну.., в среднем количестве - вот оно есть. Вообще всё упаковано в этой схеме в любом количестве.
Вытаскивай, вытаскивай, отличай-различай, отмысливай от этой схемы. Чтобы далее не путаться и не ошибаться, держи ещё в памяти схему негуманитарных технологий, тогда не ошибешься...
(пауза)
ХХХХХ - Ещё раз про сюжет повторите, пожалуйста.
СААКОВ - Всё это уже есть на схеме. Сюжет - это то, что выносится на экран, но не экспонируется на нем. Ещё вопросы? Можно развернуть всё это в несколько занятий, посвятить сюжетике рекламного дела массу времени... А ещё интереснее было бы разобраться со "стандартными" сюжетами, обретающимся внутри гуманитарных технологий. Реклама.., ну, что за работа такая? Как я в самом начале говорил: сродни спекуляции и проституции. Заказчики на сюжетику рекламного дела и на гуманитарные технологии есть?
(молчание)
СААКОВ - А на что есть заказчики?
ЛЮБУШКИНА - (неразб.)
СААКОВ - На сюжетику.
ЛЮБУШКИНА - Да.
СААКОВ - Формулируйте заказ.
ЛЮБУШКИНА - Я хочу знать, что конкретно выносится на экран. Общие принципы того, что выносится на экран.
СААКОВ - Был бы другой мел и цветной, было бы лучше. Последующие сейчас символы и значки не будут относиться к этой схеме. Не будут составлять ее элементы. Они будут наноситься как бы поверх. И как бы пунктиром. Сюжетика рекламного дела (схема-11.8).
Ещё? Я пока принимаю заказы. Пункт приёма заказов пока ещё открыт.
ЛЮБУШКИНА - (неразб.)
СААКОВ - Как? Не отказываетесь (неразб.). На халяву…
ХХХХХ - (неразб.)
СААКОВ - Человек заказывает, следовательно, он предполагает, что платить будет (неразб.).
ХХХХХ - А форма оплаты?
(смех)
СААКОВ - Форма оплаты? Ну, временем, во-первых. Хорошо, если мы за год контур этой темы для себя построим, но зато будем точно знать: где, когда, какие сюжеты бывают; почему все плюются; на какие экраны и какие сюжеты выносятся, на какие не выносятся. Может быть, экспертами станем в этом деле, будем получать высокие гонорары за статьи экспертные, будут нас приглашать, например... нет, не буду, не надо... Ещё будут заказы?
ХХХХХ - Нет.
СААКОВ - Нет?
(пауза)
схема 11.7
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
 
схема 11.8
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
 
Ну, начинаем сначала разыгрывать (неразб.). Если бы вы, не знаю за счёт каких своих интеллектуальных и душевных ресурсов, могли бы себя помыслить иным образом (неразб.)… Я точно знаю (неразб.), вы можете воображать себя иными, а по факту вы остаётесь теми же (неразб.). Можно было бы ввести (неразб.) сюжет. Кстати, в культуре таких сюжетов раскручено не так уж и мало, один из последних сюжетов (неразб.) данной технологии, я помечаю на схеме, что это про человеческий материал, в романе Оруэлла "1984 год". Хотя можно взять что-нибудь более современное. Оруэлл относится к классикам. Читали?
ХХХХХ - Читали.
СААКОВ - Значит, представляете (неразб.). Когда читаете, воображаете себя героем (неразб.)? Как можно увидеть себя героями этого романа? Неприятно же, поэтому начинаете воображать себя другими. И в этом смысле вообще начинаете себя воображать. А вот чтобы не воображать? И для человеческого интеллекта, и для технических устройств под названием интеллект сохраняется принцип отличия массового от индивидуального, сознания от интелекта. Принцип в том, что для интеллекта всё является как бы дыркой или пустым местом, и интеллекту необходимо наполнить дырку, залатать трещину, сшить разрыв, соединить в интересах дела. Сознание или человеческие мозги всегда имеет дело с вещами, не с пустотами, а с вещами. Вот мы говорим: сюжет или сюжетика рекламного дела. Я с помощью своего интеллекта должен проделать работу.
Первое. Расчистить у себя в сознании место, куда буду класть сюжеты рекламного дела, вообще сюжеты, а не бежать заглянуть в словарь. Решать и определять посредством схемы строения рекламного дела функцию сюжета. Можете определить? Функция сюжета заключается в чём?
ЛЮБУШКИНА - Вынос на экран, наверное.
СААКОВ - Принимается. Только с уточнением: сюжет - это есть вынос на экран проекта. Если проект не выносится на экран, то - никакого сюжета. Непроектных сюжетов не бывает. В истории сюжетов много… Но мы уже начали забывать, а что же в этих технологических терминах обозначается фигуркой Программиста? Что?
ЛЮБУШКИНА - (неразб.)
СААКОВ - Форма. На этом месте может быть форма, Только это не штамп-форма, не пресс-форма, как в производственной технологии, а это работа Программиста, который эти формы создаёт и выносит на экран. И вот это создание форм и несение их к экрану и есть сюжет. Не вынос на экран, а - несение к экрану. Если о театре или кинематографе, то что несётся, несётся и несётся к экрану? Что?
ГУСАРОВ - Сюжет, наверное, сам по себе на экране.
СААКОВ - : На экране?
ГУСАРОВ - (неразб.)
СААКОВ - Саша забегает вперёд. У рекламного дела есть свои агенты и свои клиенты. Назовём эту схему "схема-Х", вот она у нас здесь нарисована "схема-Х" (схема-11.9). Или - "технологии рекламного дела".
Тогда для агента рекламного дела на экране сюжет есть. И сюжет виден агентом в каждом элементе этой схемы. Но это для агента. Вот он смотрит, к примеру, фильм. По жанру - комедия, а сюжет - драматический (неразб.). Это - комедия и драма - формы, и наше сознание может воспринимать только и только формы, знаковые формы. Форму комедии, или рекламного форму, или форму новостей, или форму ток-шоу…
ГУСАРОВ - У каждой форме есть содержание, в основу содержания заложен сюжет...
СААКОВ - В каждой форме, как говорится, есть содержание. Я указываю либо на эту схему, либо на эту. А Вы про какую схему? В каждой форме есть содержание: налил в ведро воды, вот в этой форме ведра теперь уже есть содержание - это по нижней схеме.
ГУСАРОВ - (неразб)
СААКОВ - Никакой сюжет нельзя вынести на экран! Есть для этого соответствующая техника выноса. Называется сценарий.
ГУСАРОВ - Техника выноса сюжета.
СААКОВ - К экрану ведь надо нести. Да? (схема-__).
ГУСАРОВ - Ну да...
СААКОВ - Нести. Может быть годы на это потребуются, чтобы донести до экрана. Один из необходимых шагов для этого - сценарии писать.
Не могу больше... Что-то мне не хочется про самое главное... Не фьюзис, не природа: ничего не происходит само собой в мире человеческом!
схема 11.9
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
© priss-laboratory, 2001
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии
Знания нужны, сюжет должен быть соответствующий, сюжетика получения знаний. Тогда вопросы возникают. Пробую ставить себя на эту позицию (неразб.). Это позиция "получения знаний" лишь постольку позиция (неразб.), если что-либо воспринимает, если она будет находится перед экраном. Экран в данном случае - это же не вещь, не ведро, которое наполнено чем-то. Это я уже как агент размышляю: а перед каким экраном? из чего должен быть исполнен этот экран, чтобы я действительно воспринимал знания? Таков сюжет - "сюжет получения знаний".
Вот прихожу в школу, хочу знания получать. То есть, надеюсь, что будут разыгрываться эти сюжеты - передачи знания. Ведь известно про японских первоклашек, которые задают вопросы учителю: "А каким методом, учитель, ты меня будешь учить?" В Японии это дошло уже до начальной школы.
Но Япония - страна, где всеобщее высшее образование. Там даже на заводе не сможешь работать, не имея высшего образования. Там вообще все находятся в этом сюжете: освоения-освоения-освоения-освоения знаний, новых-новых-новых, больше-больше-больше-больше. При этом масса стрессов всяких, самоубийства на этой почве. А выскочить из этой схемы не могут: являются клиентами этого сюжета. Или этой рекламной кампании знания - надо-надо получать знания, знания выводят нас в жизнь, знания делают нас сильными. Есть такие сюжеты рекламные, поскольку есть торговцы знаниями.
И японские школьники уже самые преданные клиенты этой гуманитарной технологии: "Учитель, а как ты меня будешь учить, вот так или по-другому? Потому что я знаю, что там - так учат, в другой школе - этак учат, в третьей по-другому". Ходят, выбирают.
(пауза)
Это всё есть функции. Это - функция, (показывает). Это - функция, это - функция. Экран - функция, форма - функция, сюжет - функция, сценарий - функция, программист - функция. Все в мире людей функции. Потому что, если вы ходите по жизни как по музею... хотите оставаться заложниками каких-то уже свершившихся деятельностей, вещей, хотите оставаться клиентами уже кем-то запущенных рекламных кампаний - оставайтесь, ваше право человеческое. Я точно знаю, что в этом здании технического университета уже давно не разыгрывались сюжеты по передаче знаний, давно. Не до этого университету. Как говорится, есть более важные дела у университета: лицензию бы не отобрали, побольше бы платников… Масса ещё всяких важных дел. До передачи знаний дело не доходит. И если вы сейчас тоже занимаетесь важными делами, то занимайтесь, флаг вам в руки... Закончим сегодня на этом.
(конец занятия)
  расшифка и графика схем - Александр Гусаров, 2007,
редакция - Виталий Сааков, 22 март 2013
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 
  (1) - Чуть позже студенты написали в деканат анонимную коллективную жалобу на преподавателя, что их принуждают к учебному труду. На состоявшемся "разборе полетов" был достигнут "консенсус" - преподавателя отстраняют от этого курса без каких-либо для него последствий. Здесь заслуживает внимания сдвижка в студенческом сознании - от права на максимум образования к его минимуму. Сравни здесь с эпизодом 10-летней давности - "организация обучения в группе ПГС-13" и соответствующий материал - "протокол собрания группы". Эта сдвижка, очевидно, произошла благодаря т.н. коммерциализации образования. Группа пиарщиков - почти 100% внебюджетники. Они заплатили за обучение, и никто не имеет права принуждать их к труду, даже учебному.  
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2001
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2013

последнее обновление
06 январь 2016
28 ноябрь 2014
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Курсы рекламы / теория и практика рекламы / Рекламное дело как гуманитарная и социальная технологии