главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО КАК ГУМАНИТАРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИИ курс "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕКЛАМЫ ДЛЯ PR" Ульяновский технический университет, 2000-2002 |
текст в формате Word |
фрагменты лекций "теория и практика рекламы" |
(1) о гуманитарных и социальных технологиях |
смотри также: - организационное введение в курс "теория и практика рекламы", 2001.10.09 - агенты и клиенты рекламного дела, 2001.11.28 - практика отношений "агент - клиент" в рекламном деле, 2001.12.18 |
Занятие №7, 2001.11.14 |
СААКОВ - ... первый пункт "О гуманитарных
технологиях в обучении" - минуты две на него. А второй пункт... а
второй пункт - это "Восстановление рамок курса" (схема-11.1).
Записываем? В философии есть такая негодная схема - субъект-объектных
отношений. Наверное, слышали? (схема-11.1).
Я думаю, как эту негодную схему как раз применить к нашему случаю. В кругляшочке - это объект. По философски, правильнее - пассивная сторона, страдательная сторона. Почему страдательная, почему пассивная? Страдательная, в первую очередь... От чего страдательная? Страдает от политтехнологий, страдает от рекламы, страдает от обучения, страдает, страдает... Можно всю жизнь являться страдательной стороной субъект-объектных отношений - быть объектом. Но эта схема имеет ещё одну сторону: субъектную, активную. И вот в рамках технологии обучения стать субъектом в своей профессиональной деятельности, а не объектом, можно только сначала как бы побывав в шкуре объекта. |
Вот пока вы на себе не испытали политтехнологию,
пока вы на себе не испытали, что значит быть жертвой конфликта - можно
список этот дальше продолжать - у вас нет никаких шансов в какой-то момент
стать субъектом этих отношений. Это надо прожить. Далее. Это уже собственно обучение в гуманитарных технологиях. Это следует отрефлектировать, что же со мной будет, и положить себя как объект, себя перед собой. Это минимальная интеллектуальная процедура, минимальная в том случае, что без рефлексии вообще никакие знания не передаются, и вне рефлексии никакие процессы понимания просто невозможны, вне рефлексии невозможно ни анализировать, ни проектировать, вообще. Это был первый пункт. Если к нему вопросы есть, то давайте скорей. ЛЮБУШКИНА НАТАЛЬЯ - А вот на схеме... СААКОВ - Да. ЛЮБУШКИНА - Объект влияет на субъект, или он просто связан вот этой стрелочкой? СААКОВ - Стрелочка символизирует рефлексивный выход; вот рядом с головой фигурки там ещё звёздочка - это символ рефлексии. Это значит, что человек может видеть себя со стороны. На философском языке - осознание, самосознание. |
И хотя это недостаточное условие для рефлексии,
но необходимое. Есть много споров о том, что же отличает сознание человека
от сознания животного и, вообще, от биоида. Новейшие исследования в зоопсихологии
и не только, говорят о том, что есть звери, у которых сознание достаточно
сложно устроено. А вот рефлексии у животных просто нет, даже у таких животных,
которых мы называем биоиды. Поскольку человек - это органическое тело,
а дальше оно может быть одушевлённым или неодушевлённым, одухотворённым
или неодухотворённым, с интеллектом или без наличия интеллекта… Вот это
всё надстраивается над телом, крепится к телу. Можно всё это отнять от тела - останется биоид. И, как минимум, мы все биоиды, а вот максимума ни у кого нет. Это по первому пункту. Можем с ним закончить. |
|
(2) восстановление тематических и организационных рамок курса |
Второй пункт. Восстановление рамок, тематических
рамок курса. ХХХХХ - Повторите ещё раз. СААКОВ - Восстановление тематических рамок курса. Самое лучшее, чтобы мы восстанавливали в соответствии с той схемой, которая на доске. Рефлексия - это приобретенная функция. Она не от рождения. Также, как и интеллект и сознание. Они от рождения человеку не даются, они приобретается с большим, большим трудом в противных, противных работах, мерзких работах. Я бы хотел, чтобы схему прошлого занятия, которая называется "Строение рекламного дела", сейчас кто-нибудь медленно-медленно бы выкладывал на доску. И выкладывание на доску сопровождал бы тысячей вопросов, и тем самым, демонстрировал бы, что ему действительно нужны знания о рекламе, что человек вообще чего-то хочет… Есть желающие? (молчание) |
СААКОВ - Кому больше всех нужно знание
о рекламе? Давайте к доске... (молчание) СААКОВ - Кому меньше всех нужны знания о рекламе? (смех) Да... Как ещё можно сказать? Хочу немножко знать. Или так: хочу в меру знаний о рекламе. Кто хочет в меру знаний о рекламе? ХХХХХ - Все. СААКОВ - Все... Все к доске! (смех) СААКОВ - : Можно попробовать иначе. Я буду выкладывать символ за символом, а вы будете задавать вопросы. Потому что… Маленький комментарий. Есть огромная иллюзия сознания, что когда я что-либо читаю, я это понимаю. Огромная пропасть лежит между двумя работами сознания - по узнаванию и по пониманию. Многое вполне знакомо, и сознание на этом успокаивается: вещи знакомые, слова знакомые, буквы знакомые… И кажется, что это понимается. |
А работа понимания - очень сложная работа.
Что представляет интерес для интеллекта? Говорят, что самое ценное - это
непонимание. А когда всё понимаешь, то нужно задуматься: а не заболела
ли моя голова, не уснула ли она. Я разнёс по разным сторонам доски две фигурки: одна фигурка делает работу программирования, а вторая - восприятия (схема-11.2). И если мы не в армии находимся, если мы не являемся рабочими конвейера, то между двумя этими фигурками нет никаких прямых взаимодействий, непосредственных. Все отношения между ними являются опосредованными, и я ввожу соответствующий символ опосредования (их) взаимоотношений и подписываю его (схема-11.3). |
|
|
Вот то, что уже на доске изображено, содержит
в себе все основные моменты так называемых гуманитарных и социальных
практик и технологий. Пиар - это одна из современных и, наверное,
наиболее продвинутых на сегодня социально-гуманитарных технологий. Словосочетание
"гуманитарные технологии" что-нибудь говорит? ЛЮБУШКИНА - Лучше пояснить... СААКОВ - Лучше пояснить? Комментарий. Работа узнавания сопровождается в сознании всякими склейками: а на что это похоже, покажите, или расскажите какой-нибудь пример, чтобы я узнал или усмотрел, что скрывается за этим не очень знакомым или не очень привычным словосочетанием. И это не есть работа интеллекта. Звери тоже могут узнавать; но для того, чтобы понять, надо, например, различить, отличить. Другими словами, не склеивать в сознании, не путать и не класть всё в одну кучу, в одну яму. Этого не надо делать. На месте Натальи можно и следовало бы сказать так: от чего лучше это отличить? А еще лучше - отмыслить. Не примыслить что-то, не поймёшь что, а отмыслить гуманитарную технологию от всего того, что нам уже более или менее понятно. Так от чего её можно отмыслить? Отличить от чего? А? Когда мы говорим о технологиях, что приходит на ум? Что за технологии? ГУСАРОВ АЛЕКСАНДР - Можно взять этимологию этого слова: "технэ" и "логос". |
СААКОВ - Это хороший ход... Если бы здесь
у нас были филологические штудии, мы бы только этим и занимались, но дело
в том, что понятие, понятие технологии, оно в истории культуры переоформляется,
изменяется. И то, что греки понимали под технэ, сегодня неприложимо к
массе ситуаций. Сегодня мы должны понимать под этим часто совершенно иное.
Да, этимологический анализ нам даст хотя бы представление о том, из какой
терминологической системы это слово. Из логий, например. Из логий: есть,
к примеру, социология. А есть социотехника, есть биология и есть биотехника. ГУСАРОВ - : Значит, гуманитарная техника. СААКОВ - Есть гуманитарная техника. Вот если бы мы двигались этимологически, то устроили бы наше понимание просто неправильно. Поскольку слово технология в сегодняшнем нашем, в современном мире нужно было бы произносить как технотехника. Какое-то словосочетание совсем уж неприличное. А филологи бы сказали, что вообще неправильное. Притом что технология - это не есть логия, это есть техника - техника о технике, техника техники; мало того, что технолог владеет техниками, он ещё из этих техник может строить более сложные техники - машины. Но мы не будем соскальзывать в филологические болото, нам нужно быть техниками, в этом смысле быть техничными: ставить задачу - решать, ставить задачу - решать, ставить задачу - решать, а не пускаться в не поймёшь какие размышлизмы. Иногда это занятно, но если на то есть время. |
И когда не можем задачу поставить, не можем
её решить... Вот тогда нужно заняться не техниками и технологиями, а размышлениями.
Ну, так от чего нужно отличить гуманитарную или социальную технологию?
Всегда оттолкнуться надо от знакомого. ЛЮБУШКИНА - От других технологий. СААКОВ - От других технологий. От каких? ЛЮБУШКИНА - От машиностроительных... СААКОВ - От промышленных или производственных. Надо понять хотя бы на первых шагах, что у человечества есть вообще всего два рода практик. Одна практика - это когда обрабатывается инертный материал, изготавливаются из него здания, машины, приборы, вещи всякие тем или иным способом. А есть другие практики, а в этом смысле другие технологии, когда обрабатывается материал живой, активный, у которого есть сознание, такой материал, который реактивный, рефлексивный. А обрабатывается этот материал в школе, в детском садике, в предвыборной кампании... Огромное пространство гуманитарных и социальных практик и, соответственно, гуманитарных и социальных технологий. Там обрабатывается человеческий материал. И вот, если к этимологии обращаться: есть обработка человеческого материала. А слово искусство, если опять от этимологии отталкиваться, нас уже обманывает сегодня. Греки под technе понимали искусство не в нашем современном смысле слова. |
Они различали то, что получается само собой: physis, природа, и строили эту категорию природы или фьюзиса, держа в голове рожающую женщину. Это же само собой появляется. Иногда вещи вот так вот появляются как бы сами собой. А горшок керамический родить нельзя, и он появляется на свет в результате технэ, искусства. А та профессия, которая: но я так и не понял, решили вы посвятить себя ей или не решили? - она входит в состав гуманитарных практик и социальных, чтобы практиковать их. Поскольку рекламные и PR-кампании не делаются сами собой. Чтобы их практиковать, необходимо владеть гуманитарными и социальными технологиями. | Поскольку технологии социально-гуманитарные,
то способы и знания владения ими приобретаются только в соответствии со
схемой, которую я нарисовал справа на доске (схема-11.3). А в виде рассказов о..., в виде всяких объяснений эти гуманитарные техники и технологии не передаются; нельзя сделать человека философом, рассказывая ему о философии. Тем более нельзя сделать из человека пиармэна или рекламиста, рассказывая ему о рекламе. Это я знаю - что так нельзя, у вас может быть другое мнение на этот счёт. |
Итак, самое главное отличие... Ну, давайте
тогда это отличие здесь и зафиксируем. Вот над чертой будет изображаться
строение
рекламного дела как гуманитарная технология. А внизу другая технология производственная. Я её изображу (схема-11.4). |
|
Любая не гуманитарная технология осуществляется
вот по этой - нижней - схеме. Здесь всё понятно? ХХХХХ - Форма давления на материал, ...материал, ...форма... СААКОВ - Согласен. Это правильное чтение. Ещё кто-нибудь прочесть хочет? Может? МИНГАЛЁВ МАКСИМ - Материал обрабатывается... СААКОВ - Обрабатывается. Да. Форма отпечатывается на материале. Можно даже стрелочки туда и обратно поместить, форма отпечатывается на материале, материал отпечатывается в форме. Любая негуманитарная технология подчинена этой схеме. Примеров, я надеюсь, здесь приводить не нужно. А вот в гуманитарной технологии все по другому. Должна уже некоторая рефлексивная переброска делаться из одной технологии в другую, поскольку в любом случае основные технологические узлы в любой технологии должны присутствовать, невзирая на то, что гуманитарная это технология или производственная это технология, коммерческая технология или финансовая технология. Какой узел? Узел формы и материала. Над чертой в схеме мы можем сказать: что здесь должно бы выступить формой, а что материалом? Или выполнять функцию формы и функцию материала? ХХХХХ - Сознание будет здесь материал, а проект - форма. |
СААКОВ - Нет у меня пока проекта... Это
нужно восстановить ещё рамки тематические, потому что без проектов вообще
нет гуманитарных технологий, а вот всякие иные технологии - промышленные,
научные - они могут без проектов строиться, функционировать и осуществляться.
Что бы вы отнесли к форме, а что к материалу? В этой схеме. МИНГАЛЕВ - Ну, человечек справа - это материал. СААКОВ - Материал. А что форма? МИНГАЛЕВ - А формой будет левый человечек и экран. СААКОВ - Экран... Ну, человечек слева - да, согласен. А вот пункт с развёртыванием формы… Я бы так сказал: программист - это тот, кто лучше всех на свете владеет формой. А вот экран как форма..? Не могу представить, чтобы экран на мне отпечатался, не получается у меня. Это не дело экрана, более того, если мы функцию формы будем приписывать экрану, то мы лишимся 99% экрана, а для пиарщика и для рекламиста это вообще уже полная дисквалификация, поскольку он должен уметь превращать в экран всё. (пауза) Вопросы есть? (молчание) СААКОВ - Вот экран выполняет функцию, которая обозначена стрелочкой. Даже в производственной технологии, изобразив её таким образом, мы должны понимать, что символизируют стрелочки, что за ними стоит, какого рода производственные процессы, технологические… |
Поскольку экран эти функции должен на себя
взять. В производственной технологии, например в металлопрокате, мы можем
увидеть эти две полустрелки? Все представляют, что такое металлопрокат?
Как это называется… Выезжает заготовка, начинает прокатываться через валики…
Или давайте с древними греками останемся: гончар вылепливает кувшин. Форма
этого кувшина у гончара в голове. Есть материал, который лежит на гончарном
круге. Есть эти полустрелки? Это - его руки, гончара. ХХХХХ - Почему они в разные стороны? СААКОВ - Потому что ещё не найден такой материал в природе, который бы не оказывал сопротивление форме. Это было бы здорово. Хотя есть подозрение, что вот таковым материалом мог бы быть человек. В природе точно не найти такого материала, а людей иногда низводят до данного состояния... Это одна стрелочка. Итак, это фокус или момент формы (показывает). А там - фокус или момент материала. А это - фокус или момент опосредованного взаимодействия. Следующий ввожу элемент (схема-11.4). Вот это взаимодействие взаимно (стрелочки в одну сторону и в другую стороны) потому, что оно не может осуществится непосредственно. ЛЮБУШКИНА - (неразб.) СААКОВ - Сюжет. (…) |
…две. Почему не может стрелочка от программиста
или от формы достичь материала и отпечататься на нём? Где может?.. Сюжет
- слово понятное? Опять узнаём, да? Узнаём, да знаем, что такое сюжет;
Что такое сюжет гуманитарных технологий? Да конечно знаем! ЛЮБУШКИНА - Если можно (неразб.). СААКОВ - (неразб.) А если нельзя? ЛЮБУШКИНА - Если нельзя, то (неразб.). СААКОВ - Что узнаём? ЛЮБУШКИНА - (неразб.). (смех) СААКОВ - Ну, вы ведёте себя так, как будто между нами должно быть непосредственное взаимодействие.- Я должен догадываться, что в вашей головке происходит. Узнали - не узнали, поняли - не поняли. ХХХХХ - Что такое сюжет? СААКОВ - Буду объяснять. (пауза) СААКОВ - Сюжет с агентами проекта и курса не был воспринят. Понятно вам это объяснение? (пауза) |
Дальше пробуем... Не было сюжета? (пауза)
Был такой сюжет? ЛЮБУШКИНА - Был. СААКОВ - Был. Он был воспринят всеми? ЛЮБУШКИНА - Не помним. (пауза) СААКОВ - Ввожу следующий элемент. Я не случайно эту работу восприятия связываю не с глазками и ушками и прочими дырочками, а с сознанием. Видят не глаза - видит ум, в этом смысле слепые бывают ещё более прозорливыми и зрячими чем те, у которых есть глазки. И вот, я дальше могу давать вам объяснения, опираясь только на структуру вашего сознания, может быть на некоторое ваше представление (схема-11.5). Далее я ввожу элемент ситуации. Возможно структура сознания воспринимающего такова, что этот сюжет не был воспринят, не был увиден. Это раз. Если и был увиден и зафиксирован, то, к примеру, следующим образом: ну да, слышали, но не надо нам тут всякие ля-ля и прочее рассказывать. |
Либо вообще не поняли, поскольку такова
структура сознания данного социального тела. У него есть массовое сознание,
и никак подобный сюжет не укладывается в структуру этого массового сознания.
Таково сознание у этого массового, коллективного социального тела. Но
может быть есть структуры индивидуальные сознания? Не факт. Поэтому вся оценка этого сюжета по отношению к своей ситуации носила резко негативный характер: пожаловаться в деканат, разобраться с организационной формой занятия, привести курс в соответствие с его программой(1)… (схема-11.6). Это как бы всё вполне предвидится и сценируется в гуманитарных технологиях. Но в соответствии с ними также надо понимать: пока человека не заденешь, не обидишь, с ним, как с человеком, общаться невозможно. Будешь общаться с куклой. А когда ты человека обидел, в нём что-то начинает проступать настоящее. (пауза) |
|
|
Если рисуемая гуманитарная технология имеет отношение к практике рекламы, то я должен добавить очень важную черту (схема-11.7). Всякий шаг деятельности рекламирования должен сопровождаться с пассивной стороны или со стороны объекта рекламирования переоценкой своей ситуации. Строение рекламного дела… Я сейчас не говорю о клиентах рекламного дела, агентах рекламного дела, о рекламной деятельности, как элементах в других сложных системах деятельности. Не говорю о рекламной деятельности, как самостоятельной деятельности. Эти рамки нужно будет восстанавливать. Но строение рекламного дела таково. Первое. Это есть гуманитарная технология и, в отличие например, от таких гуманитарных технологий как воспитание и обучение, рекламная деятельность, как гуманитарная технология, преследует одну цель. Тупо-тупо эту цель преследует: чтобы человек осуществил переоценку того что любит, того что ненавидит... (схема-11.7). (пропуск, перемена стороны кассеты) ...никаких других целей рекламная деятельность не преследует. А для этого выстраивается соответствующая гуманитарная технология. Вот кому нужно было немножко знаний о рекламе и о паблик-рилэйшенс - вот оно, как есть. Кому нужно было ну.., в среднем количестве - вот оно есть. Вообще всё упаковано в этой схеме в любом количестве. |
Вытаскивай, вытаскивай, отличай-различай,
отмысливай от этой схемы. Чтобы далее не путаться и не ошибаться, держи
ещё в памяти схему негуманитарных технологий, тогда не ошибешься... (пауза) ХХХХХ - Ещё раз про сюжет повторите, пожалуйста. СААКОВ - Всё это уже есть на схеме. Сюжет - это то, что выносится на экран, но не экспонируется на нем. Ещё вопросы? Можно развернуть всё это в несколько занятий, посвятить сюжетике рекламного дела массу времени... А ещё интереснее было бы разобраться со "стандартными" сюжетами, обретающимся внутри гуманитарных технологий. Реклама.., ну, что за работа такая? Как я в самом начале говорил: сродни спекуляции и проституции. Заказчики на сюжетику рекламного дела и на гуманитарные технологии есть? (молчание) СААКОВ - А на что есть заказчики? ЛЮБУШКИНА - (неразб.) СААКОВ - На сюжетику. ЛЮБУШКИНА - Да. СААКОВ - Формулируйте заказ. ЛЮБУШКИНА - Я хочу знать, что конкретно выносится на экран. Общие принципы того, что выносится на экран. СААКОВ - Был бы другой мел и цветной, было бы лучше. Последующие сейчас символы и значки не будут относиться к этой схеме. Не будут составлять ее элементы. Они будут наноситься как бы поверх. И как бы пунктиром. Сюжетика рекламного дела (схема-11.8). |
Ещё? Я пока принимаю заказы. Пункт приёма
заказов пока ещё открыт. ЛЮБУШКИНА - (неразб.) СААКОВ - Как? Не отказываетесь (неразб.). На халяву… ХХХХХ - (неразб.) СААКОВ - Человек заказывает, следовательно, он предполагает, что платить будет (неразб.). ХХХХХ - А форма оплаты? (смех) СААКОВ - Форма оплаты? Ну, временем, во-первых. Хорошо, если мы за год контур этой темы для себя построим, но зато будем точно знать: где, когда, какие сюжеты бывают; почему все плюются; на какие экраны и какие сюжеты выносятся, на какие не выносятся. Может быть, экспертами станем в этом деле, будем получать высокие гонорары за статьи экспертные, будут нас приглашать, например... нет, не буду, не надо... Ещё будут заказы? ХХХХХ - Нет. СААКОВ - Нет? (пауза) |
|
|
Ну, начинаем сначала разыгрывать (неразб.).
Если бы вы, не знаю за счёт каких своих интеллектуальных и душевных ресурсов,
могли бы себя помыслить иным образом (неразб.)… Я точно знаю (неразб.),
вы можете воображать себя иными, а по факту вы остаётесь теми же (неразб.).
Можно было бы ввести (неразб.) сюжет. Кстати, в культуре таких сюжетов
раскручено не так уж и мало, один из последних сюжетов (неразб.) данной
технологии, я помечаю на схеме, что это про человеческий материал, в романе
Оруэлла "1984 год". Хотя можно взять что-нибудь более современное.
Оруэлл относится к классикам. Читали? ХХХХХ - Читали. СААКОВ - Значит, представляете (неразб.). Когда читаете, воображаете себя героем (неразб.)? Как можно увидеть себя героями этого романа? Неприятно же, поэтому начинаете воображать себя другими. И в этом смысле вообще начинаете себя воображать. А вот чтобы не воображать? И для человеческого интеллекта, и для технических устройств под названием интеллект сохраняется принцип отличия массового от индивидуального, сознания от интелекта. Принцип в том, что для интеллекта всё является как бы дыркой или пустым местом, и интеллекту необходимо наполнить дырку, залатать трещину, сшить разрыв, соединить в интересах дела. Сознание или человеческие мозги всегда имеет дело с вещами, не с пустотами, а с вещами. Вот мы говорим: сюжет или сюжетика рекламного дела. Я с помощью своего интеллекта должен проделать работу. |
Первое. Расчистить у себя в сознании место,
куда буду класть сюжеты рекламного дела, вообще сюжеты, а не бежать заглянуть
в словарь. Решать и определять посредством схемы строения рекламного дела
функцию сюжета. Можете определить? Функция сюжета заключается в
чём? ЛЮБУШКИНА - Вынос на экран, наверное. СААКОВ - Принимается. Только с уточнением: сюжет - это есть вынос на экран проекта. Если проект не выносится на экран, то - никакого сюжета. Непроектных сюжетов не бывает. В истории сюжетов много… Но мы уже начали забывать, а что же в этих технологических терминах обозначается фигуркой Программиста? Что? ЛЮБУШКИНА - (неразб.) СААКОВ - Форма. На этом месте может быть форма, Только это не штамп-форма, не пресс-форма, как в производственной технологии, а это работа Программиста, который эти формы создаёт и выносит на экран. И вот это создание форм и несение их к экрану и есть сюжет. Не вынос на экран, а - несение к экрану. Если о театре или кинематографе, то что несётся, несётся и несётся к экрану? Что? ГУСАРОВ - Сюжет, наверное, сам по себе на экране. СААКОВ - : На экране? ГУСАРОВ - (неразб.) СААКОВ - Саша забегает вперёд. У рекламного дела есть свои агенты и свои клиенты. Назовём эту схему "схема-Х", вот она у нас здесь нарисована "схема-Х" (схема-11.9). Или - "технологии рекламного дела". |
Тогда для агента рекламного дела на экране
сюжет есть. И сюжет виден агентом в каждом элементе этой схемы.
Но это для агента. Вот он смотрит, к примеру, фильм. По жанру - комедия,
а сюжет - драматический (неразб.). Это - комедия и драма - формы, и наше
сознание может воспринимать только и только формы, знаковые формы. Форму
комедии, или рекламного форму, или форму новостей, или форму ток-шоу… ГУСАРОВ - У каждой форме есть содержание, в основу содержания заложен сюжет... СААКОВ - В каждой форме, как говорится, есть содержание. Я указываю либо на эту схему, либо на эту. А Вы про какую схему? В каждой форме есть содержание: налил в ведро воды, вот в этой форме ведра теперь уже есть содержание - это по нижней схеме. ГУСАРОВ - (неразб) СААКОВ - Никакой сюжет нельзя вынести на экран! Есть для этого соответствующая техника выноса. Называется сценарий. ГУСАРОВ - Техника выноса сюжета. СААКОВ - К экрану ведь надо нести. Да? (схема-__). ГУСАРОВ - Ну да... СААКОВ - Нести. Может быть годы на это потребуются, чтобы донести до экрана. Один из необходимых шагов для этого - сценарии писать. Не могу больше... Что-то мне не хочется про самое главное... Не фьюзис, не природа: ничего не происходит само собой в мире человеческом! |
|
Знания нужны, сюжет должен быть соответствующий,
сюжетика получения знаний. Тогда вопросы возникают. Пробую ставить себя
на эту позицию (неразб.). Это позиция "получения знаний" лишь
постольку позиция (неразб.), если что-либо воспринимает, если она будет
находится перед экраном. Экран в данном случае - это же не вещь, не ведро,
которое наполнено чем-то. Это я уже как агент размышляю: а перед каким
экраном? из чего должен быть исполнен этот экран, чтобы я действительно
воспринимал знания? Таков сюжет - "сюжет получения знаний".
Вот прихожу в школу, хочу знания получать. То есть, надеюсь, что будут разыгрываться эти сюжеты - передачи знания. Ведь известно про японских первоклашек, которые задают вопросы учителю: "А каким методом, учитель, ты меня будешь учить?" В Японии это дошло уже до начальной школы. |
Но Япония - страна, где всеобщее высшее
образование. Там даже на заводе не сможешь работать, не имея высшего образования.
Там вообще все находятся в этом сюжете: освоения-освоения-освоения-освоения
знаний, новых-новых-новых, больше-больше-больше-больше. При этом масса
стрессов всяких, самоубийства на этой почве. А выскочить из этой схемы
не могут: являются клиентами этого сюжета. Или этой рекламной кампании
знания - надо-надо получать знания, знания выводят нас в жизнь, знания
делают нас сильными. Есть такие сюжеты рекламные, поскольку есть торговцы
знаниями. И японские школьники уже самые преданные клиенты этой гуманитарной технологии: "Учитель, а как ты меня будешь учить, вот так или по-другому? Потому что я знаю, что там - так учат, в другой школе - этак учат, в третьей по-другому". Ходят, выбирают. (пауза) |
Это всё есть функции. Это - функция, (показывает).
Это - функция, это - функция. Экран - функция, форма - функция, сюжет
- функция, сценарий - функция, программист - функция. Все в мире людей
функции. Потому что, если вы ходите по жизни как по музею... хотите оставаться
заложниками каких-то уже свершившихся деятельностей, вещей, хотите оставаться
клиентами уже кем-то запущенных рекламных кампаний - оставайтесь, ваше
право человеческое. Я точно знаю, что в этом здании технического университета
уже давно не разыгрывались сюжеты по передаче знаний, давно. Не до этого
университету. Как говорится, есть более важные дела у университета: лицензию
бы не отобрали, побольше бы платников… Масса ещё всяких важных дел. До
передачи знаний дело не доходит. И если вы сейчас тоже занимаетесь важными
делами, то занимайтесь, флаг вам в руки... Закончим сегодня на этом. (конец занятия) |
расшифка и графика схем - Александр
Гусаров, 2007, редакция - Виталий Сааков, 22 март 2013 |
|
|