главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Системо-мыследеятельностная
схематизация Музей схем Московского методологического кружка схема акта мыследействования |
вернуться в разделш | Системо-мыследеятельностная схематизация | ||
вернуться в разделш | Музей схем Московского методологического кружка |
комментарии | |||
<<< | назад к экспозиции |
схема акта мыследействования |
Альбом
Александра ЗИНЧЕНКО схемы и представления для методологической работы / представления об актах и системах мыследействования / (cтр.12) |
|
<<< | назад к экспозиции |
комментарии |
(1) Г.П.Щедровицкий Кооперация и оформляющие ее организованности // Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). - Москва: СтройИздат, 1975. - с.124-127 |
Анализ механизмов
воспроизводства деятельности очень скоро приводит нас к необходимости
рассматривать акты индивидуальной деятельности... и разнообразные формы
кооперации их в сложные системы. При этом (в соответствии с общими принципами
анализа полиструктурной системы) структуры кооперации выступают как механизм,
обеспечивающий процесс воспроизводства деятельности, потом - как самостоятельные
структуры и процессы функционирования деятельности, которые должны быть
воспроизведены. Чтобы изобразить и проанализировать структуры кооперации, приходится вводить особое представление акта деятельности (см.рис.), отличное от введенного выше представления его в виде "разборного ящика". Это новое представление деятельности содержит как бы два "узла". |
В правой нижней
части изображена "объектная" часть деятельности: Пр - продукт,
получающийся в результате процедуры и производимых ею преобразований;
ИсМ - исходный материал, из которого этот продукт производят; gi...gj
- действия, приложенные к материалу; Ор - орудия и вообще любые внешне
выраженные средства, используемые в этих действиях; из числа средств мы
особо выделяем знания, фиксируемые в специальных знаковых формах. В левой верхней части схемы изображена "субъектная" часть деятельности: сам индивид, "табло" его сознания, внутренние (интериоризованные) средства и способности, необходимые для оперирования всеми средствами и осуществления действий (два связанных друг с другом прямоугольника); особое место занимает цель деятельности, которая может рассматриваться и как "объектный", и как "субъектный" элемент деятельности. |
Подобные схемы актов
деятельности, включающие достаточно много разнородных элементов (а в принципе
каждая из них может быть еще усложнена и расширена), выступают в роли
конструктивных единиц ("молекул"), из которых мы затем собираем
сложные системы кооперированной деятельности; при этом различным элементам
приведенной схемы придаются разнообразные спецификации, благодаря чему
она дает множество изображений актов деятельности разного вида и типа. Принципы сборки схем-единиц в сложные системы весьма разнообразны (одна из исследовательских задач теории деятельности состоит в том, чтобы описать их возможно полнее), они соответствуют типам и видам кооперативных связей, которые реально существуют (или существовали) в человеческой деятельности. |
По сути дела, каждый внешне выраженный, или "объектный", элемент акта деятельности или даже вся его система в целом могут стать тем, что поступает в другие или из других единиц деятельности и, таким образом, конституирует ту или иную связь кооперации. Но могут быть и принципиально иные способы связи единиц деятельности, не предполагающие переноса материальных элементов. | Чем более сложными становятся акты деятельности, тем большее число разнообразных элементов включают они в свой состав, тем более разнообразными становятся связи кооперации и, соответственно, возможные линии и способы конструирования сложных систем кооперации. Чтобы как-то организовать эту работу конструктивного развертывания и, вместе с тем, обеспечить наибольшее правдоподобие или даже истинность создаваемых таким образом схем, вводят определенные формальные правила и содержательные принципы, группирующие шаги развертывания как бы в "направления"; для этих направлений (вместе с определяющими их принципами) находят те или иные естественные генетические основания [8, с.36-37]. | Разумеется, эти отношения между формальными правилами и естественными основаниями обратимы: если существующие (достаточно обоснованные) исторические и логико-генетические знания подсказывают иные группировки "шагов развертывания" в направления или иные формальные правила, то они вводятся <...>. |
Источник: PRISS-laboratory, схемы - http://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes_7.htm |
|
|