главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Системо-мыследеятельностная схематизация
Музей схем Московского методологического кружка

схема рефлексивного выхода (рефлексия как форма кооперации)
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш Системо-мыследеятельностная схематизация  
вернуться в разделш Музей схем Московского методологического кружка  
комментарии  
     
   
<<< назад к экспозиции  
  схема рефлексивного выхода (рефлексия как форма кооперации)
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка// схемы из текстов В.Я.Дубровского / (2) схема рефлексивного выхода (рефлексия как форма кооперации)
© ммк, © priss-laboratory, 2012
 
<<< назад к экспозиции  
  комментарии  
  В.Я.Дубровский "Понятие управления в системодеятельностной методологии. От схемы оргтехнической системы к схеме шага развития"
...схема рефлексивного выхода была разработана где-то к середине 60-х годов. Как видите, эта схема организована по принципу матрешки: акт деятельности стоящего справа индивида-"рефлексуна", объемлет два находящиеся слева акта. Предполагается, что слева вверху индивид наталкивается на затруднение в исполнении своей деятельности и должен ответить себе на вопрос, почему деятельность не получилась, и что следует делать, чтобы она была успешной? Для этого он должен как бы выйти вне себя, осуществить внешнюю рефлексию. В результате он должен иметь представление и своей прошлой деятельности, изображенной слева-вверху, и своей будущей деятельности, которая изображена слева-внизу.
В методологии принят принцип бессубъектности деятельности. Деятельность самовоспроизводится, а индивид является только агентом или орудием самовоспроизводства деятельности. Это означает, что мы можем этого индивида, находящегося в отношении к себе и своей деятельности в рефлексивной позиции, рассматривать как разных индивидов. Один индивид выполняет деятельность - она у него не получается. Он обращается с вопросами ко второму индивиду, который имеет больше опыта, например, методисту. Тот смотрит со стороны и говорит: "Ага. Она у тебя не получилась потому-то" и строит проект будущей деятельности или, по опыту, говорит: "Вот как надо ее делать правильно".
При таком рассмотрении мы можем сказать, что на схеме эти индивиды особым образом кооперируют, т.е. объединены связью рефлексивной кооперации. На этой матрешечной схеме рефлектирующий акт объемлет, или как бы "рефлексивно поглощает через знание" рефлектируемый акт -- прошлое исполнение акта представляется в виде знания, а будущее - в виде проекта ...читать больше>>>
     
  схема образования первого понятия системы  
 
 
вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 12 февраль 2012

последнее обновление/изменение
25 октябрь 2019
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка// схемы из текстов В.Я.Дубровского / (2) схема рефлексивного выхода (рефлексия как форма кооперации)