главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Системомыследеятельностная схематизация
Музей схем Московского методологического кружка
Схема образования второго понятия системы
Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш Системомыследеятельностная схематизация  
вернуться в разделш Музей схем Московского методологического кружка  
     
   
назад к экспозиции назад к экспозиции  
 
  Музей схем на PRISS-laboratory
схема образования второго понятия системы
 
  Альбом Александра ЗИНЧЕНКО
Базовые схемы и представления для методологической работы (с.1) / структурно-системные представления (с.2) / схема образования второго понятия системы (с4)
 
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (7) Схема образования второго понятия системы
© ммк, © priss-laboratory, 2008
 
назад к экспозиции назад к экспозиции вверх вверх вверх вверх вверх
 
  комментарии  
  (1) второе понятие системы
Глоссарий Архива ММК
 
Второе понятие системы предполагает, что для системного представления объекта он должен быть последовательно представлен в пяти категориальных планах (слоях, уровнях), которые далее должны быть «сплющены» в целостное системное изображение. В первоначальных схематизациях выделялось не пять, а четыре плана - за счет неразличения функциональных структур и структур связей.  
  Источник:
Архив Московского методологического кружка - http://www.mmk-documentum.ru/glossary/6
 
вверх вверх вверх вверх
  (2) Г.П.Щедровицкий
Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. Приложение 1: Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975. (Повторная публикация: Г.П.Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995.)]
 
<…> современный системный подход, т.е. подход, соответствующий современным инженерным и научным задачам, не может уже основываться только на указанных выше процедурах измерения свойств, разложения объекта на части и погружения частей внутрь целого, что ему, следовательно, недостаточно той плоской онтологической картины, которая выражала эти процедуры, и обслуживающих ее категорий элемента и структуры. Современный системный подход предполагает совсем иную процедурную базу <…>, а следовательно, также и иную онтологическую картину системы, в которой фиксируются иные стороны ее как предмета и объекта и в иных соотношениях. Соответственно этому будут другими основные категории системного подхода и исследовательские проблемы, которые встанут перед нами. <…>
В основании нового представления о системе лежат не структура и не материальные элементы, а процесс, определяющий лицо объекта и задающий его целостность; в одних случаях это будет процесс функционирования, в других – процесс развития, в третьих – их единство.
Вместе с тем «процесс» выступает как первая, исходная категория системного анализа; она определяет первый слой системного представления какого-либо объекта. В этом слое процесс предстает независимо от материала, на котором он может реализоваться, безотносительно к каким-либо структурам.
Если речь идет о функционировании, то оно само предстает как система; и эта система «чистого», если можно так сказать, функционирования на этом этапе и есть объект изучения, он тождествен ему и совпадает с рассматриваемым объектом.
Являясь первым и основополагающим в системном подходе, представление объекта в виде чистого процесса или процессуальной системы недостаточно для полного и практически значимого описания системного объекта. Оно недостаточно прежде всего потому, что в реальности нет чисто процессуальных систем. Непременным условием существования какой-либо системы является материал. Именно процесс и материал создают то исходное противопоставление, на основе которого и вокруг которого строится затем системный анализ и создаются его основные категории.
<...> В первоначальных схематизациях выделялось не пять, а четыре плана - за счет неразличения функциональных структур и структур связей.
Процессы или процессуальная система должны быть отделены от материала, чтобы мы могли выявлять и фиксировать законы и механизмы этих процессов. Но если процессы или процессуальная система уже отделены от материала и противопоставлены ему, то затем, чтобы получить достаточно полное описание объекта, нужно опять собрать, соединить их вместе, наложить процессы на материал.
Именно при решении этой задачи создаются и оформляются ос­тальные категории системного подхода, среди которых мы хотим в первую очередь выделить, с одной стороны, структуру и организованность, с другой – форму, с третьей – механизм и конструкцию.
вверх вверх вверх вверх
  (2) Г.П.Щедровицкий
Методология и философия организационно-управленческой деятельности (курс лекций) // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 5. М., 2003]
 
Итак, есть вот эта структурная схема, здесь она прорисована пятью разными способами. <...>
Мы берем схему и интерпретируем ее:
один раз в одну плоскость – в процессы;
второй раз интерпретируем в плоскость функциональных структур;
третья плоскость – плоскость структур связей;
четвертая – организованности материала, или морфологии;
и пятая – это материал.
При понимании мы должны эту схему как бы отнести к пяти разным действительностям.
<...> Мне важно подчеркнуть, что каждая из этих действительностей живет по своим объективным законам.
Процессы разворачиваются в одних закономерностях, функциональные структуры – в других закономерностях, структуры связей – в третьих, организованности материала – в четвертых, и материал, субстрат, – в пятых.
<...> Надо строить 5 языков и 5 описаний. Теперь я могу сказать: системное представление объекта возникает тогда, когда в любом реальном объекте я могу выделить сначала процессы, потом функциональные структуры, потом структуры связи, потом организованности материала, потом сам материал. И опишу все это как разное. Теперь я должен соотнести эти пять описаний, и они должны соответствовать. Тогда, значит, я и получил системное описание объекта. <...>
Но вообще-то этих блоков больше.
И кто-то придумает и шестой, и седьмой. Еще два года назад я писал, что их четыре, поскольку я функциональные структуры и структуры связей не различал. <…>
Я думал, что всегда связи могу перевести в функции, а функции – в связи. Но эти два года показали, что <...> на самом деле я этого не могу. Действительно, их надо различать.
Вот теперь мы знаем пять. Но кто-то должен придумать шестой, седьмой, восьмой. А главное – потом языки соответственно построить и соответствие или несоответствие между ними установить. Скорее даже не «соответствие», а «способы преобразования».
вверх вверх вверх вверх
  (3) Г.П.Щедровицкий
Категории сложности изыскательских работ // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 1. М., 1999
 
Основной смысл категории системы в ее современном виде состоит в требовании, что всякий объект исследования, который мы хотим представить в виде моносистемы, должен быть расслоен по меньшей мере в пять планов:
1) процесса, конституирующего данную моносистему;
2) набора элементов и связей между ними, образующих структуру этой системы; далее эта структура может быть фокусирована либо на связях структуры и тогда мы получаем чистую структуру внутренних связей системы, либо на элементах структуры и тогда, в зависимости от способа фокусировки, мы получим либо состав элементов системы, либо множество фокусированных элементов системы с задающими и определяющими их структурами функций, которые обычно характеризуются как внутренняя структура функций элементов системы;
3) набора внешних функций системы, которые вводятся исходя из объемлющих ее систем аналогично методу фокусировки структуры связей на одном элементе объемлющей системы и образуют внешнюю структуру функций системы;
4) организованностей материала системы, которые обеспечивают протекание процесса, конституирующего данную систему, и закрепление его на этом материале. По традиции множество таких организованностей материала называется морфологией системы;
5) самого материала, на котором система разворачивается и строит себя.
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 22 февраля 2008
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 22 февраль 2008

последнее обновление/изменение
21 февраль 2020
13 октябрь 2019
12 февраль 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (7) Схема образования второго понятия системы