главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Системомыследеятельностная
схематизация Музей схем Московского методологического кружка Схема образования второго понятия системы |
вернуться в разделш | Системомыследеятельностная схематизация | ||
вернуться в разделш | Музей схем Московского методологического кружка | ||
назад к экспозиции |
Музей
схем на PRISS-laboratory схема образования второго понятия системы |
Альбом
Александра ЗИНЧЕНКО Базовые схемы и представления для методологической работы (с.1) / структурно-системные представления (с.2) / схема образования второго понятия системы (с4) |
|
назад к экспозиции |
комментарии |
(1)
второе понятие системы Глоссарий Архива ММК |
Второе понятие системы предполагает, что для системного представления объекта он должен быть последовательно представлен в пяти категориальных планах (слоях, уровнях), которые далее должны быть «сплющены» в целостное системное изображение. | В первоначальных схематизациях выделялось не пять, а четыре плана - за счет неразличения функциональных структур и структур связей. |
Источник: Архив Московского методологического кружка - http://www.mmk-documentum.ru/glossary/6 |
(2)
Г.П.Щедровицкий
Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. Приложение 1: Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975. (Повторная публикация: Г.П.Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995.)] |
<…> современный системный подход, т.е.
подход, соответствующий современным инженерным и научным задачам, не
может уже основываться только на указанных выше процедурах измерения
свойств, разложения объекта на части и погружения частей внутрь целого,
что ему, следовательно, недостаточно той плоской онтологической картины,
которая выражала эти процедуры, и обслуживающих ее категорий элемента
и структуры. Современный системный подход предполагает совсем иную процедурную
базу <…>, а следовательно, также и иную онтологическую картину системы,
в которой фиксируются иные стороны ее как предмета и объекта и в иных
соотношениях. Соответственно этому будут другими основные категории
системного подхода и исследовательские проблемы, которые встанут перед
нами. <…> В основании нового представления о системе лежат не структура и не материальные элементы, а процесс, определяющий лицо объекта и задающий его целостность; в одних случаях это будет процесс функционирования, в других – процесс развития, в третьих – их единство. |
Вместе с тем «процесс» выступает как
первая, исходная категория системного анализа; она определяет первый
слой системного представления какого-либо объекта. В этом слое процесс
предстает независимо от материала, на котором он может реализоваться,
безотносительно к каким-либо структурам. Если речь идет о функционировании, то оно само предстает как система; и эта система «чистого», если можно так сказать, функционирования на этом этапе и есть объект изучения, он тождествен ему и совпадает с рассматриваемым объектом. Являясь первым и основополагающим в системном подходе, представление объекта в виде чистого процесса или процессуальной системы недостаточно для полного и практически значимого описания системного объекта. Оно недостаточно прежде всего потому, что в реальности нет чисто процессуальных систем. Непременным условием существования какой-либо системы является материал. Именно процесс и материал создают то исходное противопоставление, на основе которого и вокруг которого строится затем системный анализ и создаются его основные категории. |
<...> В первоначальных схематизациях
выделялось не пять, а четыре плана - за счет неразличения функциональных
структур и структур связей. Процессы или процессуальная система должны быть отделены от материала, чтобы мы могли выявлять и фиксировать законы и механизмы этих процессов. Но если процессы или процессуальная система уже отделены от материала и противопоставлены ему, то затем, чтобы получить достаточно полное описание объекта, нужно опять собрать, соединить их вместе, наложить процессы на материал. Именно при решении этой задачи создаются и оформляются остальные категории системного подхода, среди которых мы хотим в первую очередь выделить, с одной стороны, структуру и организованность, с другой – форму, с третьей – механизм и конструкцию. |
(2)
Г.П.Щедровицкий
Методология и философия организационно-управленческой деятельности (курс лекций) // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 5. М., 2003] |
Итак, есть вот эта структурная схема,
здесь она прорисована пятью разными способами. <...> Мы берем схему и интерпретируем ее: один раз в одну плоскость – в процессы; второй раз интерпретируем в плоскость функциональных структур; третья плоскость – плоскость структур связей; четвертая – организованности материала, или морфологии; и пятая – это материал. При понимании мы должны эту схему как бы отнести к пяти разным действительностям. <...> Мне важно подчеркнуть, что каждая из этих действительностей живет по своим объективным законам. |
Процессы разворачиваются в одних закономерностях,
функциональные структуры – в других закономерностях, структуры связей
– в третьих, организованности материала – в четвертых, и материал, субстрат,
– в пятых. <...> Надо строить 5 языков и 5 описаний. Теперь я могу сказать: системное представление объекта возникает тогда, когда в любом реальном объекте я могу выделить сначала процессы, потом функциональные структуры, потом структуры связи, потом организованности материала, потом сам материал. И опишу все это как разное. Теперь я должен соотнести эти пять описаний, и они должны соответствовать. Тогда, значит, я и получил системное описание объекта. <...> Но вообще-то этих блоков больше. |
И кто-то придумает и шестой, и седьмой.
Еще два года назад я писал, что их четыре, поскольку я функциональные
структуры и структуры связей не различал. <…> Я думал, что всегда связи могу перевести в функции, а функции – в связи. Но эти два года показали, что <...> на самом деле я этого не могу. Действительно, их надо различать. Вот теперь мы знаем пять. Но кто-то должен придумать шестой, седьмой, восьмой. А главное – потом языки соответственно построить и соответствие или несоответствие между ними установить. Скорее даже не «соответствие», а «способы преобразования». |
(3)
Г.П.Щедровицкий
Категории сложности изыскательских работ // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 1. М., 1999 |
Основной смысл категории системы в ее
современном виде состоит в требовании, что всякий объект исследования,
который мы хотим представить в виде моносистемы, должен быть расслоен
по меньшей мере в пять планов: 1) процесса, конституирующего данную моносистему; 2) набора элементов и связей между ними, образующих структуру этой системы; далее эта структура может быть фокусирована либо на связях структуры и тогда мы получаем чистую структуру внутренних связей системы, либо на элементах структуры и тогда, в зависимости от способа фокусировки, мы получим либо состав элементов системы, либо множество фокусированных элементов системы с задающими и определяющими их структурами функций, которые обычно характеризуются как внутренняя структура функций элементов системы; |
3) набора внешних функций системы, которые
вводятся исходя из объемлющих ее систем аналогично методу фокусировки
структуры связей на одном элементе объемлющей системы и образуют внешнюю
структуру функций системы; 4) организованностей материала системы, которые обеспечивают протекание процесса, конституирующего данную систему, и закрепление его на этом материале. По традиции множество таких организованностей материала называется морфологией системы; 5) самого материала, на котором система разворачивается и строит себя. |
|
|