главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
Московский методологический кружок / Фонд имени Г.П.Щедровицкого
XXVIII Чтения памяти Георгия Петровича ЩЕДРОВИЦКОГО / "ПОНИМАНИЕ"
НЕПОНИМАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
23 февраля 2022
Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш Московский методологический кружок / Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого  
     
  Архив Чтений Фонда    
  Архив моих Чтений    
       
     
  XXVIII Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого "Понимание"  
  см. также на FB - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=5401757899868804&id=100001039424801  
     
 

Виталий СААКОВ
НЕПОНИМАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

 

К чему меня подтолкнуло объявление о XXVIII Чтениях? К двум вопросам:
- почему ГП уделил огромное внимание проблематике понимания?
- почему процессы понимания составили стержень схемы мыследеятельности?

Вопросы риторические, поскольку любой выход к (культурным) границам мысли и смысла и даже приближение к ним гарантирует непонимание сказанного, написанного и нарисованного. Поэтому всю рубрикацию-тематизацию Чтений следует, по-моему, читать "отрицательно":
НЕ-понимание и мышление
НЕ-понимание и коммуникация
Герменевтика: проблемы исследования НЕ-понимания
НЕ-понимание в образовании
НЕ-понимание в системах управления
НЕ-понимание и искусственный интеллект
Непонимание – первейший повод к мышлению, его проводник и поводырь. Понимание, соответственно, первейший анти-повод к мышлению, его контр-проводник и лже-поводырь. Повод, проводник и поводырь куда? К пересборке взгляда на мир и место в нем. Это не значит, что до того не было ни мира, ни взгляда, ни места. Все это было, и все это именно понималось. Не было одного, казалось бы, несущественного для понимаемого мира, для понимающего взгляда на него и места взгляду – мышления. За его ненадобностью.

Тотальное понимание, т.е., понимание всего и вся – идеальное обстоятельство небытия мышления. Идеальное, как нам доносит понимание, – не принадлежит "реальному", но допускает подобный взгляд. И если, будь в силах и состоянии не допустить, то не было бы в мире лазейки для мышления. Данная лазейка потенциально суть и повод к мышлению, его проводник и поводырь. А таковые раз за разом обнаруживают себя, будучи "заряжены" импульсом тотализующего понимания. Очередные Чтения предлагаемой тематизацией невольно обнаруживают подобный "заряд". Если, конечно, принимать их в предложенном "положительном" залоге. Но что не дает принять их в нем?
Одна из начальных инвентаризаций условий и обстоятельств непонимания дана Георгием Петровичем в «Смысле и значении», завершающая – схемой мыследеятельности (а также сопровождающими ее текстами, как самого ГП, так и его кружковцами). Обе формы инвентаризации предполагают, что сообщение адресовано «другому» («другим» подчеркивается, что имеется в виду выход к границам "культуры мышления"). При этом, на данном "по-" и даже "за-граничье" данные формы различаются принципиально.
Первая заключается в том, что ей намечено "языковое" направление инвентаризации условий и обстоятельств непонимания, не обходя при этом "знакового", и, соответственно, была задана перспектива методологических исследований и разработок. Ведущую роль в ней должны были играть конструкторы значений, и тем более значимую роль, чем фундаментальнее принимаемое отличие «другого» от отправителя текста-сообщения. Если грубо, требовалось создать "универсум языка", "языковой универсум", в котором "знаковому" придавалось бы иллюстративная, показательная функция.
Вторая форма заключается в том, что ей было намечено "знаковое" направление инвентаризации, не обходя при этом "языкового". И это другая перспектива методологических исследований и разработок. Ведущую роль в ней должны были играть знакотехники, и тем более значимую, чем фундаментальнее полагаемое отличие отправителя знака-сообщения от его адресата, от «другого». Если грубо, требовалось создать "универсум знака", "знаковый универсум", в котором "языковому" отводилась пояснительная, толковательная функция.
В начале 2000-х оба направления инвентаризации условий и обстоятельств непонимания были сведены воедино шестидесятью лекциями Петра Щедровицкого «Введение в синтаксис и семантику графического языка СМД-подхода». Надо полагать, Чтения начала 2020-х – это теперь шаги по разведению до того сведенных «мышления» и «понимания», что в опоре на семантику языка СМД-подхода означает его "развитие".
И в опоре на синтаксис тоже?

29 январь 2022
 
     
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory , 29 январь 2022
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 февраль 2022

последнее обновление/изменение
27 декабрь 2023
13 январь 2023
01 февраль 2022