главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий   Максим ОТСТАВНОВ
Московский методологический кружок
Системомыследеятельностная схематизация
Максим ОТСТАВНОВ
Место "знакового" в педагогике
доклад, 1992
Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш московский методологический кружок  
вернуться в разделш системомыследеятельностная схематизация  
     
     
 
 
  доклад  
  семинар: "Знакотехнические работы в системах мыследеятельности", 05 июля 1992, Светлогорск
в дискуссии: Андрейченко Николай, Грязнова Юлия, Корниенко Нафиса, Максудов Рустем, Никулин Егор, Фляммер Михаил, Отставнов Максим и др.
 
ОТСТАВНОВ - Виталик вот здесь такую (метрическую схему)... Я, правда, не понимаю, зачем он это сделал
АНДРЕЙЧЕНКО - Егор Никулин? Так...
(смех)
ОТСТАВНОВ - ....съел его обед.
На семинаре-совещании по содержанию гуманитарного образования Егор Никулин постоянно инкриминировал всем, что никто не хочет обсуждать это самое образование. Это обвинение в конце концов трансформировалось в вопрос, в тот день, когда выкладывались проектные замыслы, проектные идеи, а проектные замыслы составляли образовательные единицы. В вопрос - а чему вы там будете учить?
Мое выступление, вот это, строится против тезиса о том, что содержание образования - это то, чему учить. И я бы хотел вот в таком контр-действии зацепить тему этого совещания. Вчера Александр Прокофьевич (Зинченко) рисовал схему, я сейчас не буду ее полностью рисовать. Я считаю, что эта схема топическая по сути, она может использоваться для организации работ при некоторых специфических условиях, т.е. нужно за ней некоторые места закрепления осуществлять. Вроде бы, как минимум, два таких места. И я попытаюсь это сейчас сделать.
Итак, место того текста, который я сейчас произношу, я указываю пальцем на этой схеме - вот здесь, на этой стрелочке. Эта стрелка по сути дела есть задание, техзадание, не знаю, задание на конструкцию, которая должна быть получена.
ХХХ - Конструкция чего?
ОТСТАВНОВ - У меня есть предположение, что сегодня в связи с объявленной
темой будет нечто типа понятия "знакового"...
(длительная пауза)
АНДРЕЙЧЕНКО - Почему такая заминка?
ОТСТАВНОВ - Я сейчас как тезис постараюсь оформить. Тема содержания образования и подготовок - она такая длящаяся, у нас проходит ряд мероприятий по этой теме, но вроде бы каждый раз приходится смысловым образом отвечать себе на вопрос, что такое содержание Образования и Подготовки, хотя бы поименовать это. И сейчас у меня есть на этот вопрос ответ - содержанием образования должна быть некоторая парадигма, философская или методологическая, поскольку я отношусь вот к этой области. Я ее бы пока не стал четко именовать. В первый день я это так говорил, через запятую: педагогика, образование, подготовка.
Я к ней отношусь как к практике или к области практики, может быть, практики методологии на настоящий момент. Т.е., я предполагаю это в исследованиях по Педагогике, что Педагогика была практикой философии, может быть в какой-то период и практики науки. Я утверждаю, насколько это верно, что содержанием того Образования или той Подготовки, которую мы строим, проектируем, должна являться некоторая парадигма Meтодологии.
Это слабо пока понятно. И не понятно, каким образом методология может быть представлена как парадигма.
Но на мой взгляд, допустимая интерпретация того, что делал вчера Петр Георгиевич (Щедровицкий), в попытке парадигматизировать Meтодологию, наверное, и другие попытки могут быть, методология может быть положена как содержание Образования. Это первый тезис. КОРНИЕНКО - Когда вы говорите об Образовании, вы имеете ввиду Образование в принципе? Или обращаетесь к Методологическому (образованию) в оппозицию гуманитарному, философскому?
ОТСТАВНОВ - Я отношу это к тому месту, где мы будем разворачивать свои практики.
КОРНИЕНКО - ???
АНДРЕЙЧЕНКО - Мы - это мы.
ОТСТАВНОВ - Да. И здесь я должен сделать небольшое отступление. Я долго думал, для меня вопрос был - как оформить этот текст, который я буду произносить и (каково) определение его здесь, вот на этой стрелочке, что это значит? Какие требования она задает? Вроде бы нужно задавать некоторый контекст или указания далать на этот кружочек. И здесь возникают вопросы, как это делать, поскольку контекст, контекст по понятию эпохи Возрождения и в поздние эпохи есть нечто бесконечное, беспредельное и любая его прорисовка - она не полна. Вот мне сейчас трудно ответить на вопрос, как нужно выбирать эти участки, которые я представляю, поэтому я попытаюсь сформулировать достаточно закрытые тезисы и рассчитываю на вопросы, которые давали бы мне точки для их раскрытия или разворачивания.
Перед докладом я читал листок, где записаны те темы, те цели, которые заявлялись участниками семинара, в тот день по прибытии, в нулевой день. А про другую часть собрания я ничего не знаю. Понимаю, что здесь что-то сдвинулось, изменилось, и я рассчитываю, что это будет представлено в вопросах. Вот так я постараюсь построить текст. Это пояснение было.
МАКСУДОВ - Mаксим Евгеньевич, а правильно я понял, что это был ответ, поясняющий место, из которого формулируется техническое задание? Т.е., вы будете...
ОТСТАВНОВ - Я по-другому попытаюсь сказать. Я не знаю как технически организовать эти пояснения, поэтому рассчитываю на вопросы. Итак, вот в том (я сейчас должен сделать попытку отнесения к Истории), в том Образовании, в той системе Образования, на которую мне сейчас проще указать - в классическом формальном Образовании... Я имею его ввиду, как его описывал Гегель. Вот по Гегелю место содержания Образования (хотя Гегель бы не принял такой постановки вопроса - содержание образования, не понятно это как (некоторая ) актуальность), но вот в знаковом языке я бы отмаркировал основную Гегелевскую идею - возвращение духа к себе. Стал бы делать попытку прорисовывания всего этого. И на мой взгляд, когда Гегель описывал систему классического Образования, он клал этот знак как содержание.
НИКУЛИН - Это - возвращение духа к себе?
ОТСТАВНОВ - Да. И возникает такой, например, вопрос. А вот то, что он при этом писал в соответствующей предметности этого образования...
И изучалось там при этом не "возвращение духа к себе", а изучался мир древних, древний античный мир в соответствующих предметах. А объяснение основ этого я могу (оформить) следующим образом. То, что в данном случае выбор вот этого учебного материала и соответствующей предметности нужен для того... Я смещу здесь немножко язык. Нужен для того, чтобы в учебном заведении учащийся был достаточно отстранен от учебного материала. И материал был такой, чтобы его нельзя было пощупать руками, испытать к нему вожделение, в той или иной форме, как коллега Фляммер вчера говорил. Вот у меня имени сейчас точного нет, я дистанцировался бы. Это место задает дистанцированность. Оно должно быть оформлено и в классическом Образовании. В этом месте происходит выбор соответствующего учебного материала, или мира, из которого берется материал и соответствующая предметность.
Отличие Методологической парадигматики, например, от парадигматики немецкой классической философии или, допустим, парадигматики (Гегеля ) на мой взгляд заключается в том, что нельзя указать одну такую точку. Или нельзя однозначно назвать одним образом, или - точнее - можно таким вот образом называть, но утверждая, что в философии Гегеля центральным является возвращение духа к себе. Можно делать такое утверждение много раз, и это будет правильно. Это уже обсуждалось как сетка такая из схем, потянув за которую или выбрав некоторую в качестве принципа, мы вынуждены учитывать все остальные, которые оказываются обусловливающими и обусловленными.
И таком образом, от такой картинки, выбранной как некоторый о мир, как обвод для учебного материала и задания некоторой предметности... Вроде бы не понятно, как это сделать. И нужно на это место, место, которое обеспечивало бы дистанцированность, класть что-то другое. У меня есть предположение, что сейчас оно - предположение, - что в качестве дистанцирующего или дистанцируемости может быть положена знаковость или принцип знакового. Знак, как принцип замещения, вот как его рисовали - именно многослойного замещения - дает, может дать или обеспечить вот эту самую дистанцированность.
Я бы здесь остановился. Я понимаю, что произнес достаточно закрытые...
АНДРЕЙЧЕНКО - Я представляю, как действовал бы покойный коллега Гегель, если бы сидел на моем месте. Если он, следуя своему принципу, увидел бы в вас воплощение своих работ - что история есть разворачивание борьбы духа со своими воплощениями.
(смех)
Вопросов и замечаний нет? Так, пожалуйста...
ФЛЯММЕР - Даже не замечание - комментарий. Я думаю, ваш доклад надо рассматривать в паре с предыдущим докладом. И рядом с вопросом о содержании надо класть вопрос о форме.
ОТСТАВНОВ - Точно.
ФЛЯММЕР - И это надо как-то связывать и разбирать параллельно. И, мне кажется, когда вы говорите о знаковости, дистанцированности, холодности, я не знаю... Все это касается скорее всего формы.
И так я могу говорить лишь постольку, поскольку мы эти две проблемы вместе связали. Понятно, что они связаны. Поэтому я специально говорю - ближе к форме, поэтому о содержании речи вообще не было. Что касается содержания, то некоторый затрав, не техзадание, а некоторый вопль в сторону верхней крышки - о том, что делать, когда не понятно. Я думаю, когда первый докладчик говорил о морфологии, говорил о том, что Мышление - это не морфология, он как раз двигался рядом с вами.
ОТСТАВНОВ - Первую половину понял, согласен. А последнюю реплику, честно говоря, не совсем.
МАКСУДОВ - Можно дать интерпретацию, прямо противоположную предыдущему
суждению. Я на простом примере, может быть, он банально прозвучит. Ваше суждение говорит о том, что то, что называлось раньше формой - вот принцип дистанцированности и так далее... - оно как бы и является содержанием. В этом смысле вы говорите о содержании.
ОТСТАВНОВ - Про содержание был первый тезис. А доклад называется "Место знакового в Педагогике".
ГРЯЗНОВА - Реально утверждается следующая вещь - знаковость обеспечивает дистанцию.
ОТСТАВНОВ - Да, да. Очень правильно.
КОРНИЕНКО - А что обеспечивает дистанцированность?
ГРЯЗНОВА - Знаковость, я об этом и говорю.
НИКУЛИН - Принцип дистанцированности действительно, на мой взгляд, важен, но наряду с ним всегда существовал и другой принцип, который в этой латинской фразе - басня сказывается. И наоборот, в противоположность этому и всегда, видимо, были механизмы "наоборот": создания какого-то влечения, пристрастия.., как это сказать, повторить...
(конец кассеты)
  расшифровка - В.Сааков, 1992  
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1992
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 11 мая 2008
последнее обновление
21 февраль 2012
Максим ОТСТАВНОВ