![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
||
Виталий
СААКОВ Возвращение университета 1987 |
вернуться в разделш | образовательные проекты | |||
© "Ульяновский комсомолец", 1987, 31 октября |
от редакции |
Уважаемые читатели! Однажды мы уже обращались к теме Ульяновского университета. Собственно, то, что в Ульяновске будет университет, ни для кого не новость. Есть уже и макеты новостроек на генплане города, определены ответственные люди, даже имеются кое-какие наметки по будущим факультетам... И все же, все же... Нам представляется более важным подумать о содержательной стороне дела. Что же такое УНИВЕРСИТЕТ? Наверное, не только и не столько здания, структуры факультетов и т. д. это все форма. Главное, на наш взгляд, - люди, отношения между ними, богатство и разнообразие путей и методов познания, развития и саморазвития человека, его сознания, универсальности мышления. Вот такие сложные формулировки ради всем известного понятия «гармоничная личность». Сегодня вашему вниманию предлагается статья ульяновского архитектора Виталия СААКОВА |
Странен ли этот
заголовок - «Boзвращение университета»? На первый взгляд - да. А на второй
или третий..? Этому и хотелось бы посвятить статью — нескольким взглядам
не университет. Но, спросит читатель, если можно рассматривать университет
с различных точек зрения, то все же причем здесь «возвращение». Возвращение
здесь двоякое. Во-первых, был уже университет в нашем городе в первые
годы Советской власти. И этот факт ждет своего историка. Во-вторых, возвращается
ИДЕЯ университета. И не только в наш город, республику или страну. Идея
может возникать, жить, возвращаться только в сознании. Университет возвращается
в наше сознание. И здесь читатель вправе заявить, что это не только странность,
но и абсурд, ведь все это противоречит реальной жизни. Но не спеши, читатель.
Замысел статьи таков, что ответа может не оказаться и в конце ее. Время
готовых ответов и решений, оказывается, далеко не самое лучшее время.
Итак, идея самой статьи возникла, как минимум, по двум причинам. Не сегодня-завтра строителями будет закладываться фундамент Ульяновского университета. Площадка почти готова, создан архитектурный проект, намечены факультеты, кафедры. Это - первая причина. |
И мы можем в своем
воображении представить наш будущий универститет. Представить его будущих
студентов (они сейчас учатся в школах города и области или вот-вот поступят).
В вузах города учатся или уже преподают будущие сотрудники университета.
Работают те, кто готовил предложения по его созданию, строительству, обеспечению,
структуре и штатам. Не преувеличение, что и городская общественность питает
к нему определенный интерес. Таким образом, значительное количество горожан
уже вовлечено, а еще большему количеству это предстоит. Вторая причина. В январе этого года в Городском Доме техники проходила организационно-деятельностная игра - ОДИ. И в ее рамках университету было отведено важное место, соответствующее важности его роли в будущем нашего города. Одна из групп ОДИ в течение десяти дней размышляла, спорила, выносила на общее обсуждение коллектива игры настоящее, прошлое и будущее университета. Гючти все члены группы являются преподавателями вузов города. Материал статьи — результат работы этой группы и размышления по поводу этой работы. Само изложение облечено в форму обсуждения (так было на игре). ДАВАЙ, читатель, поиграем «в университет». Поэтому не будем вводить действующих лиц, т.е., саму группу, участников обсуждения ее докладов, собиравшую на ОДИ порядка сотни человек — специалистов из самых различных областях знания. |
Ведь это позволит
присоединяться к любому зафиксированному мнению,видвигать собственное,
тем самым сохраняя важнейший принцип коллективного обсуждения. И еще несколько
предаврительных фраз. В первые дни работы у группы было ясное представление об университете. Подобное представление мы составляем из собственного жизненного опыта: прочитанной литературы, просмотренных фильмов и личных воспоминаний. Группа вполне представляла, в чем смысл классического образа - Московского государственного университета, и на основе этого примера могла строить различные варианты и комбинации. Но в дальнейшем стало ясно, что знание это и подобная работа с ним являются не более, чем шаблоном и стереотипом. Более того, сравнение современных университета и института показало, что разница между ними осталась, пожалуй, только в названии. Различие в названии группу не удовлетворяло. Мучил вопрос: почему произошло подобное нивелирование, в чем глубинный смысл университета, исчерпывается лт это краисвое слово только красивым и внушительным зданием..? Вопросы поставлены. Пришло время дискуссии (или игры). Начнем ее. |
ПОХОЖЕ, что слово
«университет» растворяется словами-носителями этого же корня: универсам,
универмаг (магазины), универсальный {станок, порошок, крем), универсиада
(спорт) и т.д. В это слово мы стали вкладывать не более, чем множественность
назначения, тем самым поставив его на один уровень с «поли-», что также
означает много...![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
И ВСЕ ЖЕ полемика
состоялось. Сначала на общем обсуждении, и не раз возникала после окончания
ОДИ. И это естественно, т. к. человек, выбирая профессию, предполагает
или убеждает себя, что «все профессии нужны, все профессии важны». Иначе
труд превращается просто в зарабатывание денег. Но вернемся к нашему обсуждению.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
А делает он это
в качестве специальной и профессиональной подготовки. Институт чутко реагирует
на изменения на изменение и рост знаний, а их рост в последнее время стал
подобен лавине. Но сложность, а может быть простота реакции института
в том, что, как бы это ни было трудно, она должна быть однозначной. Я
бы даже сказал - прямолинейной. Иначе институт не не сможет выполнять
свли функции. Жизнь специальных знаний его отторгнет, а не обслуживая
ее, он теряет смысл своего существования.![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
А конец XIX начало
XX веков? Научный мир расползался и рушился от избытка и противоречивости
новых знаний. Но появляется работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
и все становится на свои места. А работы Вернадского?![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Вот та форма, в
которой он их несет, есть эти особые знания. А упаковка знанийт в эту
форму и освоение именно этой формы уже является одним из основных содержаний
работы университета.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Иначе новое поколение
столкнется с уже непреодолимыми трудностями развития нашей жизни. Поиск
этой системы, мне кажется, только и может называться перестройкой высшего
образования. А искать ее можно, отталкиваясь от понятия университета,
к которому мы так и не пришли.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Кстати, замечу,
у института то ли возможностей не стало для подготовки профессионалов,
то ли способности уже не те. Но не это главное. Как видим, дело поставлено
таким обрезом, что профессионал от специалиста отличается уже только количественно.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Я так это представляю:
инженер замысливает особое устройство жизни для определенного коллектива
(производственного, непроизводственного - не важно) и затем уже создает
технические средства, обеспечивающие особенность этой жизни. Заметьте,
сначала решение социальной задачи, потом технической. Пока же все наоборот.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Но это только в том случае, если стратегия действует с максимальной отдачей, максимальной культурой, с необходимым чувством истории и современности. Да и будущего. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() НО ОСТАВИМ возможность видения за каждым читателем. Уметь видеть это одновременно и много, и мало. Понятно почему. Ответ - в вопросе: зачем мне это нужно видеть, где место мне самомув моем видении. И все же еще один вопрос и один ответ. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
© Виталий СААКОВ, Ульяновск, октябрь 1987 |
от редакции |
Мы предлагаем всем желающим принять участие в дискуссии. Ждем ваших откликов, как устных, так и письменных |
![]() ![]() |
![]()
|
|