Вот та форма, в
которой он их несет, есть эти особые знания. А упаковка знанийт в эту
форму и освоение именно этой формы уже является одним из основных содержаний
работы университета.
 
А мне кажется, подобным утверждением вы обедняете и сужаете наше
обсуждение. Дело здесь в гуманитаризации знаний и всей человеческой деятельности.
А это, прежде всего, ориентированность на чеповека. И я бы здесь предупредил
вопрос: а есть ли вообще знания, не направленные тем или иным образом
на человека? Конечно, все ориентировано на человека и вам без труда обоснует
зто гюбой специалист. Но, благодаря усилиям того же специалиста, человек
превратился в бесконечный набор аспектов и факторов. «Дурная» бесконечность
перед нами, а не живой человек. Благодаря же бесконечному набору вот этих
аспектов и факторов действует бесчисленная армии специалистов. И даже
специалист-медик уже «общается» не с живым человеком, а с его бездушным
фрагментом в виде той или иной части тела, того или иного диагноза. И
уже не понять, врачуя подобным образом множество следствий множества болезней,
доберутся ли они когда-нибудь до причины...
 
Действительно. Ведь только духовная сфера объемлет весь этот многослойный
пирог современных знаний. Не только объемлет, но и оказывается куда более
эффективней научного, инженерного, технического, экономического и других
подходов и методов. Я возвращаюсь к уже приводившемуся примеру. Вспомним
Маркса, Энгельса, Луначарского, Вернадского, Макаренко... |
 
Но что замечательно: мы с каждым днем убеждаемся в этом. Благодаря
гуманитарному подходу переосмыслены даже приостановлены многие грандиозные
проекты. Например, переброса стока северных рек, по-новому стали оглядываться
на освоение целинных земель, освоение природных ресурсов, прокладку БАМа,
на мелиорацию, энергетику и т.д. и т.п. А кто мог упрекнуть в свое время
носителей этих идей в том, что все эти великие стройки не были ориентированы
на человека и социальную сферу? Почему же сейчас это стало возможным?
 
Потому что осознаем: нет знаний более тесным образом переплетающихся
с социальной проблематикой, нежели гуманитарные. Более того, я бы сказал,
что это синонимы - социальное и гуманитарное. Все же остальное - наука,
техника, производство, экономика... - только поддерживает и обеспечивает
эту пару. И это все чаще фиксируется в партийных документах.
 
Я бы дополнил. Научное знание, точнее научно-техническое, насколько
оно бы ни было универсальным - всегда локально. Мы это выяснили. И в силу,
или по особенности своего метода всегда стремится к сужению. Именно с
этой закономерностью всегда связывался институт. И университет не избежал
этого. В то же время в стране и в мире приходят к пониманию, что существующая
организация высшего образования, воспроизводящая высшие специальные, профессиональные
и полипрофессистнальные знания должна быть дополнена, а в ряде случаев
и заменена более совершенной системой. |
Иначе новое поколение
столкнется с уже непреодолимыми трудностями развития нашей жизни. Поиск
этой системы, мне кажется, только и может называться перестройкой высшего
образования. А искать ее можно, отталкиваясь от понятия университета,
к которому мы так и не пришли.
 
Но, как следует из нашего обсуждения, различие между университетом
и институтом в настоящее время сведено к минимуму. Действующие и задумываемые
университеты практически не отличимы от прочих видов вузов. И даже расширенный
(если это есть) курс гуманитарных университетских дисциплин построен по
аналогии с распространенными методами преподавания и изучения гуманитарных
и технических дисциплин в любом другом вузе.
 
Видимо, опять необходимо обратиться к истории. В истории в данном
случае было разное и много поучительного. Так вот, поучительным в «старом»
университе было то, что там не готовили специалистов, и даже профессионалов
не готовили.
 
Это не совсем понятно.
 
Попытаюсь объяснить, обращаясь за помощью опять же к истории. Специалист,
по мнению Козьмы Пруткова, подобен флюсу, он всегда односторонен. Я тоже
разделяю это мнение и, надеюсь, не одинок в этом. Профессионал же соединяет
в себе сейчас два, три, четыре, и т.д. специалиста, в зависимости от возможности
и способностей. |