главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение    
Московский методологический кружок/ Организационно-деятельностные игры
Виталий СААКОВ
Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ-Банка и в его образовательной инфраструктуре
(1)
проект №7
(2)
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш организационно-деятельностные игры
содержание разделаш Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ-Банка
  рабочие понятия
  служба кадров vs служба персонала
  оператор кадров
  организация работ
  практическое действие
  приложение
   
     
отчет  
  ОДИ "Организация работ в АвтоВАЗбанке (АВБ) по подготовке проектов, программ развития и формирования коллективов разработчиков"  
Постановка кадрового дела опирается на следующие понятия:
- реализация (проектов и программ разного рода)
- механизм реализации
- материал (в котором осуществляется реализация)
- операторика кадров и оператор кадров
- персонал системы (в данном случае системы АвтоВАЗбанка)
- квалификация и дисквалификация.
1. Кадровое дело рассматривается в двух рамках (хотя их должно быть несомненно больше): стабильной функционирующей системы и изменяющейся, предполагая за изменениями целый ряд принципиально различных состояний, относимых в целом к процессу развития. В первой рамке действует известный институт "службы" или "отдела кадров". Во второй рамке кадровое дело, с одной стороны, является одним из составных частей проекта со своим кругом вопросов реализации, с другой стороны, на него, как правило, возлагается целый ряд шагов по реализации проекта в целом. И эти шаги, собственно, и являются жизнью "изменяющейся системы". Эта двойственность представляет как практическую, так и теоретическую задачу (и интерес).
2. Далее следует исходить из положения, что в ситуации практического действия "кадровика" из второй рамки, возникает ряд принципиальных затруднений, обусловленных отсутствием понимания и опыта деятельности типа проектирования и оргпроектирования. Обоснование этого тезиса есть отдельный вопрос.
Опираться здесь можно на одно затруднение, реконструированное на материале ОДИ "Организация работ в АвтоВАЗбанке. . . " (докладах и дискуссиях, в котором приняли участие сотрудники банка). Это затруднение может рассматриваться как модель ситуации практического действия "кадровика", составленная двумя типами ситуаций.

Рисунок "а" изображает ситуацию, когда мы за счет ее оценки и анализа обеспечиваем принятие необходимого решения для собственного перемещения в структуре
функциональных мест (или для перемещения собственного "кадра"). Рисунок "б" - ситуацию, когда "руководитель" вынужден оценивать ситуацию в целом и анализировать ее на предмет продуктивности (результативности) кадрового решения.
3. Кадровыми вопросами в рамках изменяющейся (развивающейся) системы являются только те, которые возникают при занятии нами позиции с индексом "к" (кадровик) в соответствии со схемами "а" и "б". Из других позиций этих вопросов не возникает. Исходя из этой модели ниже построена позиция "оператора кадров" (перенесение данных схем на реальные ситуации АвтоВАЗбанка и Банк-колледжа, а также статус и средствиальное значение данных схем составляет отдельную тему).
4. Эта позиция помещается в свою очередь в следующую ситуацию: в ситуации, соответствующие этапам оргпроектирования и реализации проекта новых систем деятельности АвтоВАЗбанка и его образовательных структур (Банк-Университета и Международного центра подготовки). Понимание этой ситуации, ее видение, оценка составляет наполнение пока "пустой" позиции "оператора кадров". Таким образом, дальнейшее изложение по своему смыслу есть наполнение функциями позиции "оператора кадров"(3).
схема 1
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.1 / Рисунок "а" изображает ситуацию, когда мы за счет ее оценки и анализа обеспечиваем принятие необходимого решения для собственного перемещения в структуре функциональных мест (или для перемещения собственного "кадра"). Рисунок "б" - ситуацию, когда "руководитель" вынужден оценивать ситуацию в целом и анализировать ее на предмет продуктивности (результативности) кадрового решения
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.1 / Рисунок "а" изображает ситуацию, когда мы за счет ее оценки и анализа обеспечиваем принятие необходимого решения для собственного перемещения в структуре функциональных мест (или для перемещения собственного "кадра"). Рисунок "б" - ситуацию, когда "руководитель" вынужден оценивать ситуацию в целом и анализировать ее на предмет продуктивности (результативности) кадрового решения
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМЫ "СЛУЖБА КАДРОВ - СЛУЖБА ПЕРСОНАЛА"
1. Чтобы отразить в деятельности и структуре "Службы кадров" (СК) моменты, связанные с рамкой изменений (проектирования и
оргпроектирования), необходимо дополнить СК "службой персонала" (СП).
2. СП, т.о., опирается на проекты, а не на существующие реалии, следовательно, в первую очередь на "мыслительную службу" и должна
быть укомплектована соответствующими средствами мыслительной работы.
3. СК будет рассматриваться как подразделение СП на минимальном числе схем. На первом шаге (например, в проектном замысле) СП является рамкой, кадрирующей содержание и функции СК.


схема 2
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.2 / Служба кадров как функциональное место в системе Службы персонала
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.2 / Служба кадров как функциональное место в системе Службы персонала
По принципу здесь СК является "пустым", бессодержательным местом, содержание и функциональное наполнение которому задает СП-рамка.
Следующий момент: СП и ее оргформа в виде СК на этапе становления Банковского Университета и Международного Центра подготовки берет на себя часть их функций и осуществляет их, развертываясь в образовательную и проектно-аналитическую инфраструктуру системы АвтоВАЗбанка
(4) (см.проекты соответствующих разработчиков).
На втором шаге, т.о., СК определяется как функциональное место в системе СП и получает соответствующую квалификацию(5) (этой квалификации должны соответствовать сотрудники будущей СК).

схема 3
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.3 / Служба кадров как функциональное место в системе СП и соответствующая квалификация
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.3 / Служба кадров как функциональное место в системе СП и соответствующая квалификация

В зависимости от того, на каком материале "прочерчивается" система СП, будут "прорисовываться" и соответствующие функции СК. Например, человеческий материал является только одним из возможных, а его полный состав задается представлением о ресурсе и инфраструктуре системы АвтоВАЗбанка.
И eго необходимо конструировать как знаниевый, организационный, технологический, знаково-символический и пр.
Следовательно, назначением СК в системе СП является:
- закрепление за "фигурами" Центра, Университета, Банка, Банк-колледжа их персоналий,

- персонификация их в "сообществе", в кругу персон финансового проектирования, подготовки к банковской деятельности и пр.

Т.е. за счет проектных и организационных шагов осуществляется введение функциональных мест системы АвтоВАЗбанка в различные сети коммуникации и кооперационные структуры мира финансов.

схема 4
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.4 / введение функциональных мест системы АвтоВАЗбанка в различные сети коммуникации и кооперационные структуры мира финансов
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.4 / введение функциональных мест системы АвтоВАЗбанка в различные сети коммуникации и кооперационные структуры мира финансов

Взаимодействие СП и СК нацелено на получение и передачу внутри системы АвтоВАЗбанка особого знания о "персонифицированном ресурсе" развития. В рамках СП осуществляются работы по изысканию, выделению и описанию ресурса
развития системы АвтоВАЗбанка.
Описание и его знаковые формы(6) служат в рамках СК для квалификации ресурса системы АвтоВАЗбанка, начиная с укомплектования собственной службы и через "промежуточные состояния"(7) к ставшим.

схема 5
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.5 / В рамках Сслужбы персонала осуществляются работы по изысканию, выделению и описанию ресурса развития системы АвтоВАЗбанка. Описание и его знаковые формы служат в рамках Службы кадров для квалификации ресурса системы АвтоВАЗбанка, начиная с укомплектования собственной службы и через "промежуточные состояния" к ставшим
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.5 / В рамках Сслужбы персонала осуществляются работы по изысканию, выделению и описанию ресурса развития системы АвтоВАЗбанка. Описание и его знаковые формы служат в рамках Службы кадров для квалификации ресурса системы АвтоВАЗбанка, начиная с укомплектования собственной службы и через "промежуточные состояния" к ставшим
Производство такого рода Знания закрепляет на момент реализации проекта за СП и СК управленческие функции: с одной стороны, проектирование схем банковской деятельности и ее инфраструктур, а с другой - организацию работ в ситуации практического действия (расстановку, подбор, перемещения, увольнение, переподготовку, обучение, персонификацию кадров и пр.) с целью ее приведения в соответствие с проектным замыслом.
В этой схеме "СП-СК" необходимо выделять два плана работ, не сводимых друг к другу - проектных и организационных. План проектных работ относится к СП, а организационных - к СК.

схема 6
В этой схеме "Сслужба персонала - Служба кадров" необходимо выделять два плана работ, не сводимых друг к другу - проектных и организационных. План проектных работ относится к СП, а организационных - к СК
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.6 / В этой схеме "Сслужба персонала - Служба кадров" необходимо выделять два плана работ, не сводимых друг к другу - проектных и организационных. План проектных работ относится к СП, а организационных - к СК
На этом шаге начинает реализовываться проектный замысел системы "СП-СК" как образовательной инфраструктуры системы АвтоВАЗбанка. Так, организация работ по приведению "реальной" ситуации в ее базовых функциональных элементах к "позициям" проекта, т.е. некоторого идеала (см.построенные в игре схемы "банкира", "стратега", "клиента"...) , в широком смысле есть деятельность образования.
Организационно это может выглядеть как функциональная взаимосвязь СП и учебных подразделений (персонал "СК" является совместителем на кафедре "Подготовка персонала для...").
"ОПЕРАТОР" КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЕГО РАБОТЫ
1. Модель "Оператора" кадров (ОК) конфигурирует два типа ситуаций (см.схему 1 и текст к ней) организационно-технического отношения к
человеку. Места из "мира людей", в которых задается данный тип отношения , требуют особого описания, которые при необходимости будут мной описаны.

схема 7
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.7 / Модель "Оператора" кадров (ОК) конфигурирует два типа ситуаций (см.схему 1 и текст к ней) организационно-технического отношения к человеку
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.7 / Модель "Оператора" кадров (ОК) конфигурирует два типа ситуаций (см.схему 1 и текст к ней) организационно-технического отношения к человеку
2. "Оператором" кадров является особый тип,рефлексивного знания - мета-знания или знания, объемлющего "предмет" деятельности или действия. Если "оператором" выступает не знание, а собственно действие, то это говорит только о его ненужности (текст и пишется с целью очертить такое знание для тех, кому оно нужно). В противном случае, но в этом смысле позитивном, ситуация "кадрового оптимума" решается за счет "действия", хотя это есть, по преимуществу, идеальная ситуация, а не ситуация практического действия. Она должна рассматриваться в схеме "руководства-подчинения", а не в схеме "управления", как механизма развития. Отмечу, что в схеме "руководства-подчинения" заложена идея недо-квалификации. 3. Содержанием рефлексивного занания "оператора" кадров (в соответствии с моей схемой это не человек и не позиция) является знание о работах квалификации и дисквалификации. Пространством этих работ является пространство проектного и аналитического толка.
Его не только имитацией, но и аналогом является ОДИ (при необходимости может быть выстроен подобный план интерпретации ОДИ).
Знание (работа) квалификации без дисквалификации принадлежит жизни функционирующих систем, построенных на отношении "руководства-подчинения". Знание (работа) дисквалификации принадлежит изменяющимся системам, строящим себя на отношении "организации" и "управления".

Формула "знания о знании" (здесь можно конструировать схемы "квалификации-дисквалификации", "дисквалификации-квалификации" и еще более сложные) обслуживает развивающиеся системы, задействующие эту формулу в ее конструкциях типа "знание о незнании", "незнание о знании" и пр.
4. Итак, если рассматривать ситуацию затруднения практического действия, то ее специфика состоит в "ортогональности", например, в одновременном учете "естественного" (уже существующего) и "искусственного" (должного существовать), прототипа и проекта, потребности и целей, культуры и мышления, институций и организаций; в учете различных действительностей единиц оперирования проектируемое функциональное "место" и существующее "наполнение", существующее "место" и проектируемое "наполнение"...
вверх вверх вверх вверх
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА РАБОТ "ОПЕРАТОРА КАДРОВ"
схема 8
 
ортогональные планы, составленные схемами
идеальных объектов и схемами мышления
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.7 / Модель "Оператора" кадров (ОК) конфигурирует два типа ситуаций (см.схему 1 и текст к ней) организационно-технического отношения к человеку Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.8 / Организация пространства работ "оператора кадров"








метауровни
экранов
1. Я не буду интерпретировать план ситуации практического действия, поскольку это осмысленно при конкретном его затруднении. Более того, эту ситуацию как практическую (действие в которой воспроизводится, а не встречает затруднение) можно обнаружить только как эмпирическое тело теории.
2. Основные кострукты теории ОК:
а) типология индивидов (индивид понимается как отдельное прежде всего) системы банковской деятельности;
б) программы технических исследований хозяйственного и финансового интеллекта и его опредмечивания в областях, употребляемых банковской системой;
в) рефлексия системы банковской деятельности из оснований типов ее индивидов как форма образования персонала;
г) освоение планов мышления "банкира" как метод подготовки персонала.
3. Работы в рамках теории ОК есть проекция конструктов "а", "б", "в", "г", "..." на ситуацию практического действия оперирования кадрами. И только в этом случае впервые получают осмысленность феномены "подбора", "расстановки", "перемещения" и прочие организационно-технические мероприятия с кадрами в отличии от манипулирования или в институте "отдела кадров".

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В СИТУАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

1. Я предложу "закрытую" схему работ в идеологии "оперирования кадрами". Ее развертывания лежит за границами данной ОДИ и принадлежит этапам
оргпроектирования и реализации проектных замыслов игровых групп разработчиков.
2. Действительность (рамка) этой схемы - логико- и психолого-эпистемологическая. Ядро схемы - онтологизация (определение сущности) функционального места в системе банковской деятельности.
Я понимаю кажущуюся противоречивость задачи, но ее направленность вполне разумна: обернуть работы квалификации и дисквалификации (на схеме "дисквалификация" есть симметричное отношение действию, встретившему затруднение) на идеи, идеологию, теорию и мифы осуществляющейся "экономизации" жизни. Задача вполне практичная для "нужд хозяйства".
3. Схема принципиально симметрична. Позиции как знаки работ квалификации и дисквалификации на игре определились, а также известны из опыта практической деятельности и теоретических разработок. С моей точки зрения игра показала дисфункцию той и другой области, отмеченных на схеме. Требуется развертывание работ квалификации и дисквалификации.
4. Не составляет труда определить соответствующие механизмы, служащие институтами квалификации (ВАК, Экспертиза, Лицензирование, Патент, Методсовет, ИПК...). Практический шаг -- в создании института дисквалификации, обеспечившего бы жизнь новым
квалификациям как залогу развития банк-системы.
схема 9
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.9 / Организация работ Службы персонала АвтоВАЗ Банка в ситуации практического действия
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.9 / Организация работ Службы персонала АвтоВАЗ Банка в ситуации практического действия
схема 10
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.10 / Создание института дисквалификации, обеспечивающего жизнь новым квалификациям как залог развития банковской системы системы
Виталий СААКОВ: "Постановка кадрового дела в системе АвтоВАЗ Банка и его образовательной инфраструктуре" / сх.10 / Создание института дисквалификации, обеспечивающего жизнь новым квалификациям как залог развития банковской системы системы
Приложение
Темы для обсуждения и курсы в рамках идеи "СП-СК" как образовательной инфраструктуры АвтоВАЗбанка
1. Рамки процесса реализации Проектов и Программ в "человеческом материале" (к эпистемологии сознания).
2. Место и назначение Организаций и Институтов в проектируемых и программируемых системах мыследеятельности.
3. Типология оргуправленческих и педагогических средств (подходов) в развитии мыследеятельности.
4. Антропотехнические и антропопотенциальные основания (онтологии) в становлении и преобразовании социальных организованностей.
5. Социо-Культурные, Социо-Технические и Социо-Производственные организации и единицы. Системы операторики.
6. Конструирование и типологизация "индивидов".
7. Работа "квалификации" и "дисквалификации" в аналитике и проектировании Социо-Технических систем.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 

(1) - Таковой инфраструктурой на данный момент являются, во-первых, негосударственные учебные заведения Банк-Колледж и Международная академия бизнеса и банковского дела, а также корпоративные образовательные программы банка.  
(2) - Номер проекта - это порядковый номер рабочей группы ("Требование к кадровому обеспечению") в мероприятии АВБ по программированию своего развития.  
(3) - Перенесение данных схем на реальные ситуации АВБ и БанкКолледжа, а также статус и средствиальное значение данных схем составляет отдельную тему.  
(4) - Смотри в материалах игры проекты соответствующих разработчиков.  
(5) - Этой квалификации и должны соответствовать сотрудники будущей СК.  
(6) - Смотри материалы консультации "Понятие денег".  
(7) - Смотри в докладе В.А.Никитина о "пульсирующих организованностях" (01.12.1992, 16-00).  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2000 февраль 10
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апреля 2005

последнее обновление
19 декабрь 2013
27 февраль 2012