главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ВиталийСААКОВ Архитектура и Демография набросок к диссертации / Московский Архитектурный институт, 1982 |
текст в формате Word |
ГЛАВА I | ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ "АРХИТЕКТУРА - СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС" |
Архитектура и социология - общественные
явления, теснейшим образом связанные друг с другом. Архитектура, как и
любая деятельность в обществе не может быть изолирована от природы, самого
общества, ни от субъекта, ее творящего. "Тут действительно, объективно три члена: 1) природа, 2) познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека..."(1). Архитектура и "искусство должны быть поняты в своем развитии как отражение объективного мира и специфические продукты социальных отношений, насущных общественных потребностей в их исторической динамике"(2). Основываясь на ленинской теории отражения, мы вправе утверждать об исключительно непосредственных связях элементов рассматриваемой системы, которые обусловливаются тем, что архитектурная среда является искусственно созданной материально-пространственной структурой для общественной жизни в ЦЕЛОМ. И с другой стороны - совокупность социальных процессов является необходимой базой для архитектурной деятельности. Исторический анализ убеждает в этом. Пра-социальные процессы каменного века требовали искусственно созданной среды, создавая тем самым базу для архитектурной деятельности в прямом смысле этого слова. К культовому оборудованию пещеры относятся слова видного советского археолога А.Д.Столяра: "...Удивительно сложные для этого раннего времени конструктивные замыслы и одновременно высшие "инженерные достижения"(3). |
Искусственно созданная среда поддерживает
определенный социальный процесс, обусловливает в некотором смысле его
развитие. В свою очередь, развитие конкретного социального процесса оказывает
непосредственное влияние на изменение характера требований к определенной
архитектурной среде. Дальнейшее их развитие как совокупной системы определяется
особенностями их противоречий, т.к. "...искусственная среда создается
не только по закону ее соответствия процессу, но и по законам свойств
применяемых материалов", что порождает противоречие "свободно
меняющихся форм социальных процессов и застывшей формы архитектурного
сооружения"(4). Противоречия, возникающие в системе "архитектура - социальный процесс" в связи со спецификой развития ее элементов в плане философских категорий являются положительными характеристиками. Они исключают статичность системы, пока ее элементы находятся во взаимодействии. В истории архитектуры невозможно привести примера негативного в широком смысле развития системы, т.е. по отношению к двум составляющим ее элементам - деградации социального процесса и одновременно отрицательного развития архитектурной среды. |
Колизей, как общественное явление, суть
глубокое разложение социальных процессов (развращенность данного зрелища,
стечение огромных масс плебса, требующего хлеба, зрелищ и не участвующего
в общественном производстве). Но в то же время среда Колизея продолжала
совершенствоваться, являя фантастические результаты - покрытие Колизея,
водные зрелища... Деградация социальных процессов Древнего Рима, вступая в противоречие с архитектурной средой, еще несшей некоторые отпечатки демократичности периода Республики, вызывают к жизни такие грандиозные архитектурные сооружения, как тот же Колизей, форум Траяна, амфитеатр Флавиев, колоссальные термы Диоклетиана и т.д. Архитектурная среда, созданная для этих разлагающихся социальных процессов, способствовала их дальнейшей деградации, что также является развитием рассматриваемой системы. В общем понятии противоречия, возникающие в системе "архитектура - социальный процесс" положительно развивают хотя бы один из составляющих ее элементов. |
§ 1 | Первая ситуация. Типичная |
Как уже отмечалось, развитие определенного
социального процесса непосредственно влияет на изменения характера требований
к определенной архитектурной среде. Это влияние с некоторой долей условности,
но наиболее наглядно можно представить в виде трех ситуаций, определяющихся
в каждом конкретном случае соответственными общественно-историческими
условиями. Каждый конкретный тип здания (жилище, культовое сооружение, производственное…), т.е. специфическую архитектурную среду порождает определенное социальное явление или же их комплекс. Так, благодаря рождению нового культа (в свою очередь связанного с комплексом других социальных процессов), возникает новый город - Ахетатон. Изменение общественных и экономических отношений порождают новые типы зданий - парламент, мануфактуру.., сменяя прежние - замок феодала, цех… Также широкие изменения в архитектурной среде происходят при ассимиляции культур (захват или объединение государств). Обобщенно первую рассматриваемую ситуацию можно представить следующим образом: 1. Рождение нового социального процесса, как следствия общественно-исторических условий а) развитие предшествующих социальных процессов до значения новых (религии греков + древних евреев + востока = христианство) наиболее свойственно сфере общественного сознания б) в экономических отношениях развитие техники наряду с изменяющимся социальным укладом вызывает к жизни новую среду: ремесленник-индивидуалист - цех - мануфактура - фабрика - ... в) подобные связи могут быть прослежены во всех сферах общественной деятельности. |
2. "Легитимация" социального
процесса в структуре государства, апробирование совокупностью общественных
институтов а) не став органичной частью общественной жизни, процесс не может претендовать на специфичную архитектурную среду (даже такая архитектурная среда, как тюрьма, является пока необходимой государству), б) до "легитимации" социального процесса происходит его постоянное отчуждение государством, трудности его формирования и развития, сложности с материальной базой, в) с утверждением социального процесса, как элемента общественной жизни, ситуация меняется на противоположную. 3. Развитие процесса а) выработка концепций, приложимых к различным сферам общественной жизни, б) к архитектуре, в) новая архитектурная среда становится отражением УСТОЯВШИХСЯ принципов развития социального процесса как общественного, так и пространственного.В данной рассматриваемой ситуации социальный процесс известное время не заключен в соответствующую ему специфичную архитектурную среду. В предложенной схеме приобретает ее лишь на третьем этапе своего развития. Предшествующие два этапа могут иметь временное протяжение, соответствующее относительным масштабам процесса. Время, отрицательно работая в данной ситуации по отношению к социальному процессу, в дальнейшем отрабатывает себя положительно. То есть, благодаря длительности предшествующих периодов, тщательной выработки программы, социальные процессы, получив специфичную архитектурную среду, относительно долго не вступают с ней в противоречия. |
На примере культовых зданий Средневековья
неизменность оболочки и постоянство их архитектурной среды прослеживается
на протяжении нескольких столетий. Но "отсутствие" противоречий в рассматриваемой системе или статичность одного из ее элементов не означает полного покоя для другого составляющего или для всей системы. В относительном покое находится идея сооружения (в предложенном примере - латинский крест в планах католических храмов), но развиваются ее следствия и элементы (увеличение трансепта, освещение центрального нефа…), совершенствуются технические средства строительства с последующими качественными изменениями в архитектурной среде. Еще раз подчеркнем, что становление социального процесса и его архитектурной среды в первой ТИПИЧНОЙ ситуации может занять не один десяток лет. |
§2 | Вторая ситуация. "Вызванная" |
Окружающей нас природе, обществу и искусственной
среде присущи два типа развития: эволюция и революция. "Типичная"
ситуация более тяготеет к первой категории развития. "Две основные концепции развития суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними"(5). Вторая концепция развития прекрасно раскрывает смысл второй ситуации. Дворцы Советов Труда, театры массового действа, рабочие клубы, здания новых органов государственного и партийного аппарата… являются примерами ситуации второго типа. Новая архитектурная среда является следствием не эволюционного развития предшествовавших социальных процессов, подобно первой "типичной" ситуации, а следствием революционных социальных процессов, охвативших все общество. Данная ситуация относится к категории революционного развития в буквальном смысле. Социальные процессы, являющиеся следствием революционных изменений в обществе, незамедлительно облекаются архитектурной оболочкой и погружаются в специфичную архитектурную среду как настоятельное веление времени, как форма борьбы с реакцией в экономической и идеологической сферах. Но в силу специфики своего рождения архитектурная среда в данной ситуации решается без должного социального и научно-технического обоснования. Представляя своего рода архитектуру-лозунг, но лозунг необходимый. |
В результате неизбежности дальнейшего
развития социального процесса (в связи с чрезвычайно короткими сроками
становления или буквально полным их отсутствием) его социально-пространственные
связи сразу же (в историческом плане) вступают в противоречие с его "стихийно
сложившейся" архитектурной средой. Что хотя и имеет несомненно положительное
значение в общей схеме развития материально-пространственной структуры
общества (и в философском смысле), в отдельных конкретных случаях приводит
к негативным результатам. Таким образом, один из лучших рабочих клубов - Дворец культуры Пролетарского района братьев Весниных представлял в свое время блестящее социальное и архитектурное решение данной задачи. Через 10-15 лет вследствие изменения общественно-эстетического идеала и, как результат, изменения процессов, протекающих в архитектурной среде Дворца, он уже не мог служить поставленным целям в полном объеме. Убедительным доказательством этому служат его неоднократные реконструкции, проводившиеся в конце тридцатых, середине сороковых и в последнее время. Еще более наглядными примерами служат неосуществленные проекты зданий-символов: Дворца народов, памятника III Интернационалу, Дворца Советов… Они вообще не могли служить органичной архитектурной средой для предполагавшихся социальных процессор вследствие недостаточной обоснованности формирующих их идей. |
Динамичное развитие процессов во второй
рассмотренной ситуации, пересмотр установок, постоянное совершенствование
их механизмов необходимо вступают в противоречия с соответствующей архитектурной
средой, вызывая непрерывные обновления и ее смену. Вторая, "вызванная", ситуация характеризуется общим поступательным развитием системы "архитектура - социальный процесс", но зачастую принося каждый раз в жертву собственного развития свою среду - материальную ценность, и нередко "засоряя" нашу искусственную природу. |
§3 | Третья ситуация. Прогнозирование среды |
Все большая активность общественной жизни,
большее многообразие форм ее проявления создают ситуации, в которых бурное
рождение и развитие новых социальных процессов протекает в неспецифической
архитектурной среде или же в чуждой. Конечно же, каждому процессу необходима
определенная архитектурная среда, но несомненно, что любой социальный
процесс приобрел бы дополнительные качества, протекая в среде, соответствующей
его характеру. В свою очередь возможно "затухание" социального
процесса вне специфичной среды. Следовательно, все многообразие их (процессов) проявлений требует внимательного изучения с позиций государства с целью использования их в реализации определенных политических и экономических задач, стоящих перед обществом. Наглядным примером использования сложившейся ситуации в преследовании определенных целей служит следующее социальное явление. В 40-50-е годы церковь использовала послевоенные экономические трудности, угрозу ядерного конфликта, электронной и кибернетической экспансии, научно-технической революции в такой степени, что эти годы стали одним из наиболее масштабных явлений в истории архитектуры. Тысячи церквей была построены в различных странах, и для их создания привлекались виднейшие зодчие: Ле Корбюзье, Райт, Мис ван дер Роэ, Сааринен, Нимейер, Джонсон, Канделла, Танге и другие. |
Все это наводит на мысль, что возможна
третья гипотетическая ситуация. Вытекает она как следствие из следующего
положения: архитектурная среда, явившаяся следствием определенного социального
процесса, в дальнейшем все более приобретает причинный характер по отношению
к данному процессу. То есть, третья ситуация заключает следующий смысл:
поддержать новый социальный процесс, не дать ему угаснуть, максимально
сократить сроки формирования требований к его архитектура ной среде, не
допустить стихийности развития системы "архитектура - социальный
процесс" и, тем самым, избежать острых противоречий в их развитии. Или более широкий смысл третьей рассматриваемой ситуации. 1) На основе изучения закономерностей возникновения и развития новых социальных процессов анализируются их движущие силы, связи с задачами государственного строительства, "ибо с точки зрения основных идей марксизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата, - интересы всего рабочего движения в его целом выше интересов отдельного слоя рабочих"(6). Актуальность этой мысли сохранится и в бесклассовом обществе, с той же разницей, что на месте политической организации пролетариата будет стоять неполитическая организация граждан, объединенных определенными общими интересами. |
2) Из всего многообразия социальных явлений,
учитывая вышеизложенное, выделяются те из них, которые в силу законов
общественного развитии и научных прогнозов, возможно более долгосрочных
и являющимися положительными но отношению к данным социальным процессам,
требуют создания специфической архитектурной среды. 3) Возникновение ее возможно лишь при наличии положительных данных социологических исследований, наличия и учета государственных потребностей, основанных в первую очередь на экономических вопросах и дальнейшего их распространения на возможно более широкую сферу общественных отношений (производство, культуру, просвещение, здравоохранение…). Подобный подход представляет собой научно-обоснованное предложение, определенное целью прогнозирования конкретной архитектурной среды для конкретного социального процесса. Активный же характер положений о последующей причинности архитектурной среды по отношению к социальному процессу явится стимулом его дальнейшего развития в необходимых для государства масштабах. Анализ новых нарождающихся социальных процессов их соотношений в системе "архитектура - социальный процесс" с позиций марксистско-ленинского учения об обществе позволит избежать крайностей, присущих идеалистическим теориям западных архитекторов о социальной роли архитектуры. |
Естественно, в данной ситуации речь может
идти лишь о тех процессах, актуальность развития которых должна признаться
общественным мнением и всей совокупностью общественных институтов. Примеров оправдавшихся прогнозов в решении определенных задач системы "архитектура - социальный процесс" можно привести немало. Так, мир кино скатится к своему эмбриональному состоянию, если его лишить среды настоящего качественного уровня, хотя бы зрелищного назначения, не затрагивая производственной базы. |
И противоположный пример: создание клубов, Домов культуры и пр. явилось величайшим стимулом претворения в жизнь задач культурной революции, ростом творческой деятельности масс, приобщения их к миру искусства и выдвижения из нее определенной части в плеяду высокопрофессиональных художников. |
ГЛАВА II | РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ АНАЛОГОВ |
Максимальная оптимизация проектного процесса, формулирования программы не даст возможности безусловного исключения будущих противоречий в системе "архитектура - социальный процесс", так как невозможно создать полное соответствие различным в своей основе явлениям "свободно меняющейся формы социального процесса и застывшей формы архитектурного сооружения"(7). | Невозможно превратить архитектурную среду в подобие динамичного социального процесса. |
§1 | Искажение диалектики связей системы "архитектура - социальный процесс" |
Стремление к полному соответствию системы "архитектура - социальный процесс" находит подчас свое выражение в проектных предложениях "шагающих городов", жилой ячейки без определенной фиксации в пространстве и т.д. Данные предложения являются следствиями однобокой гиперболизации сложных связей рассматриваемой системы. При этом у авторов не возникает определенно никаких сомнений в собственной компетентности. Существует и другая сторона в подобных архитектурных поисках. Смысл ее заключается в подмене причины следствием движущих сил общественного развития. | Подобная подмена вообще может быть прослежена
на протяжении всей истории архитектуры. Рассмотрим некоторые примеры. Так, "революционная утопия" Б.Таута базировалась на том, что "всякое сильное чаяние будущего уже есть становящаяся архитектура"(8). Аналогичные представления разделяли В.Гропиус, Ле Корбюзье, Мондриан, Дусбург. И в 20-е годы в революционной атмосфере молодого советского государства тоже прозвучали лозунги "архитектурного чаяния будущего" (Леонидов, Татлин). |
Это было идейным предвосхищением общенародного "жизнестроения", о котором мечтали, но для практического осуществления которого отсутствовали технико-экономические возможности. Т.е., бытия нового - новой архитектурной среды - не могло существовать даже в потенциальном состоянии. Но то единичное, что было осуществлено, принесло с собой массу противоречий (дом-коммуна). |
§2 | Архитектурная утопия как прогнозирование архитектурной среды |
Но попытки предвидения организации архитектурной
среды необходимы. Необходимы как цель и как ориентиры развития. Модель
идеального полиса, начиная с античности (архитектурная утопия Платона),
в течение многих веков служила целям политического и одновременно эстетического
предвидения совершенного образа жизни. Другими словами, совершенного социального
устройства общества, либо определенного коллектива. Отсутствие же социальных теорий, основанных на теоретическом материализме, знаний диалектики развития природы и общества не дает утопистам возможности увидеть именно такую организацию социальных процессов, которая могла бы осуществить вынашиваемые ими идеи. Прогнозы Кампанеллы, Фурье, Кабе так и остались "теорией". Практическую реализацию своих идей временно удалось осуществить Р.Оуэну. И, конечно же, острейшие противоречия в организации социальных процессов Нью-Ланарка с государственными институтами привели его к закономерному краху. Хотя в начале своей деятельности, стоя на филантропических позициях, Оуэна со своими идеями приобрел широчайшую популярность, и его начинания привлекали внимание высочайших особ, вплоть до Николая I. |
Осуществление подобных идей не будет возможным,
пока по выражению Маркса не произойдет полное "опредмечивание человека"
и "очеловечивание природы"(9),
т.е. полной ассимиляции процесса в структуре государства и дальнейшей
ассимиляции в его структуре системы "архитектура - социальный процесс". История зодчества последних десятилетий показывает, как искренние гуманистические устремления архитекторов запада "деформировались влиянием "государственной идеологии", вырождаясь в анархический индивидуализм (антиархитектура Вентури, эксперименты группы Аркигрэм). Искренние стремления реорганизации жизни людей, к созданию гармоничной среды перерождались в претензии на то, что архитектура может и должна предписывать обществу определенные формы социальных отношений… Архитектура становится "социальным транквилизатором", средством, затушевывающем остроту социальных антагонизмов. Попытки утопического мышления архитекторов используются как обещание того, что неразрешимые проблемы решит некое неопределенное будущее"(10). |
В попытках выйти на прогнозирование гармоничной среды в проектах народных домов в Италии, рабочих домов в Бельгии и Финляндии, Домов культуры и молодежи во Франции (архитекторы Ле Корбюзье, Нимейер, А.Аалто, А.Люрса и др) используется опыт архитектуры социалистических стран, что позволяет прогнозировать и осуществлять некоторые пространства "непротиворечивости" в системе "архитектура - социальный процесс" полной противоречий архитектурной среды буржуазного государства. |
§3 | Вероятные социальные процессы для прогнозирования специфической архитектурной среды |
Можно при внимательном изучении современной
общественной жизни выделить немало социальных процессов, требующих прогнозирования
специфической архитектурной среды, требующих ее благодаря своей несомненной
актуальности и несущих явную пользу государству. Это и ширящийся интерес к спорту с вовлечением и более молодых, и более старших возрастов. Государство вкладывает в этот процесс значительные средства. Результат налицо и значителен, хотя пока и не является следствием только спортивной архитектуры. Тем более, он должен все теснее переплетаться с жилищной и производственной архитектурой. И для реализации этой тенденции необходима большая архитектурная работа. |
Проблема меньшего масштаба, но представляющая
несомненный интерес - государственные музеи частных собраний произведений
искусства. Проблема сложная как с этической, так и с эстетической точки
зрения, требующая несколько иного подхода, нежели традиционная архитектурная
среда музея изобразительного искусства. Глобальная проблема охраны окружающей среды, касающаяся всего комплекса искусственной природы, и не только в рамках отдельного государства. Многие вопросы и их решения связываются в этой проблеме с архитектурой, с формами расселения, организацией производства, рекреациями и так далее. |
Еще одно социально-этическое явление -
возрождение ритуальных процессов. Архитектурные первенцы - Дворцы бракосочетаний.
Ностальгия по утерянным традициям и боязнь утраты существующих является
в высшей степени положительным явлением, хотя и запоздалым социальным
процессом. Круг современных ритуалов должен быть расширен. И сами Дворцы
бракосочетаний не являются пока оптимальной архитектурной средой для подобного
процесса, представляя механическое соединение ЗАГСа и ресторана. Перечень можно продолжить, выявив более или менее актуальные новые социальные процессы. |
ГЛАВА III | КОНКРЕТНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СИСТЕМЫ "АРХИТЕКТУРА - СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС" |
Автором на примере города Москвы изучен уникальный в своем роде социальный процесс. представленный "Службой семьи и брака". А также проанализирован информационный материал, относящийся к аналогичным службам ряда крупных городов страны. Обоснована актуальность процесса, его связи с различными общественными институтами, выявлена заинтересованность со стороны государства и предположительный эффект от создания "Службы" в общесоюзном масштабе. | Разработаны теоретические аспекты формирования
функциональной и пространственной организации данной среды и предложены
их схемы. Анализ социального процесса и его архитектурно-пространственная
разработка велись с позиций третьей рассмотренной ситуации, т.е. прогнозирования
среды. Материалы поданы на состоявшуюся в этом году научную конференцию
Московского архитектурного института. Содержание данного реферата является теоретической базой, обосновывающей возможность нового социального заказа и проектного предложения новой архитектурной среды. |
§1 | Социальный процесс "Служба семьи и брака" |
Для проведения в жизнь социальной политики
в отношении семьи необходима новая, специализированная общественная организация.
Таково мнение научных кругов. Вплотную этой проблемой занимаются специалисты
из области философии - член корр. АН СССР Спиркин А.Г., медицины - доктор
мед.наук проф. Свядощ А.М., психологии и психотерапии - канд.псих.наук
Эгидес А.Н., Институт социологических исследований АН СССР, Отдел семьи
Моссовета, Московский Государственный университет. Независимо от науки и гораздо раньше нее "служба семьи и брака" социальный процесс возникла в форме самодеятельности населения. Именно как форма самодеятельности, гражданской инициативы, как форма общественного сознания, что подчеркивает ее актуальность и злободневность. |
И в то же время это не рождение службы,
а ее возрождение. Известна имеющая отношение к этому процессу дореволюционная
служба брака. За рубежом она насчитывает более чем вековой возраст. Представляет
собой давно отлаженный механизм, четкую организацию, привлекающую современные
кибернетические средства, достижения психологии и медицины, экономики.
Но в целом подобная система не может служить аналогом для функциональной и пространственной организации соответствующей службы в нашей стране. Причина лежит в различных подходах к институту семьи и брака. |
Больший теоретический интерес представляют
подобные организации в странах народной демократии, не утратившие ее в
период социальных изменений, поставившие ее на службу государству. Почти
то же самое относится к советским прибалтийским республикам. Мы не будем касаться организационной структуры самодеятельных клубов и секций, занимающихся проблемой создания новых семей, просветительской работой, предупреждением разводов, разнообразнейшими консультациями, регулированием бесчисленного множества семейных конфликтных ситуаций. Не будем касаться влияния всего этого комплекса проблем на различные аспекты общественной жизни, подразумевая его очевидность. Это выходит за рамки данного реферата, и этому посвящена специальная работа автора. Приведем некоторые результаты данной работы. |
§2 | Построение основных организационных схем |
В качестве основы для построения организационной
структуры службы принята система контактов на различных качественных и
количественных уровнях. Данная установка вытекает из специфики деятельности
службы и стоящих перед ней задач. Организационная структура должна выйти за рамки архитектурного объекта и рассредоточиться в городской среде, что обеспечит ее равномерное функционирование среди населения. Таким образом образуются две первоначальные системы контактов: предварительных (рассредоточенных) и сосредоточенных (в объекте). ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ Предварительные контакты рассчитаны на максимальный охват населения, пропаганду целей службы, ориентацию населения в поисках решения конкретных проблем и осуществляются в сферах деятельности ЗАГСов, медицинских учреждений и в других заинтересованных, организациях. Данные элементы системы представляют собой контакты на двух уровнях: I - добрачном и II - послебрачном. При совпадении целей контактов они функционируют совместно. |
Система предварительных контактов I и II
уровней имеет координационный и методический центры в архитектурных объектах
службы (районных, городских...), которые в свою очередь связаны с общегородской
или республиканской службами, где происходит дальнейшая концентрация видов
деятельности. СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ КОНТАКТЫ В архитектурном объекте, являющимся специально созданной архитектурной средой для функционирования службы, происходит дифференциация целей контактов и характера их деятельности. Принцип зонирования групп помещений выдвигает следующие требования. 1. Создание потока посетителей, при обеспечении: а) его равномерности б) равной возможности широкого контакта в) одновременности функционирования различных зон и их вариантность |
2. Дифференциация посетителей: а) разделение на количественные уровни - индивидуальные консультации - консультации групп - лекторий - картотека, библиотека, читальный зал - контакт-деятельность по интересам б) возрастная в) половая 3. Дифференциация помещений а) по функциональному назначению б) по характеру использования - активный (тихие, шумные зоны) - управление (общественное, административное) (…) |
§3 | Функциональная организация |
Функциональное и организационное построение
должно оставаться "открытым" и гибким для обеспечения его развития.
Сочетание общественного и административного управления позволит менять
ориентацию деятельности и активно реагировать на изменении социальных
и социологических условий. Организация архитектурной среды объекта и отдельных его зон должна складываться из специфики контакта (общения), протекающего в нем, т.е. определяться характером деятельности, ее активности, количественной стороной контакта, психологическими аспектами общения и т.д. |
Перечисленные факторы и требования к зонированию
диктуют композиционные и пространственные решения отдельных помещений
и их групп, параметры, определяют критерии подбора и разработки оборудования. (…) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Рассмотренная проблема несомненно актуальна
и требует глубокого теоретического анализа, который в данном реферате
является весьма поверхностным. Но выводы о возможности определенного воздействия на новый социальный процесс материально-пространственной организацией, о возможности сокращения сроков его формирования и избежания острых противоречий в дальнейшем развитии представляются вполне реальными. |
Их более глубокая разработка явилась бы, по мнению автора, некоторым гарантом (…) |
БИБЛИОГРАФИЯ |
Ленин В.И. Полное собрание сочинений,
том 4 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, том 29 Материалы XXVI съезда КПСС, М.: Госполитиздат, 1981 Бархин Ю.Б. Методологические и теоретические проблемы организации системы учреждений культуры и ее нового элемента - центра общения и информации в крупном городе. Автореферат диссерт., М.: 1975 |
Герцен А.И. Былое и думы, Минск, Гос.уч.пед.издат.,
1956 Егоров А. Проблемы эстетики, М.: Советский писатель, 1977 Иванов К. Архитектура и общество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры |
Иконников А. Архитектура Запада. М.: Стройиздат,
1975 Литературная газета, №19, 1979, №43, 1978, №18, 1978, №20, 1978, №47, 1980гг. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки. М.: Знание, 1980 Тасалов В.И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979 |
|
|