главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
ВиталийСААКОВ
Инвестиции для бизнеса. Или бизнес для инвестиций?
организационное развитие
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
     
       
     
  © "Деловое обозрение", №10, 2001 Деловое обозрение Деловое обозрение
  В этих нескольких пунктах я хочу сосредоточить внимание читателя на принципиальных для бизнеса моментах. Во-первых, на мифах об инвестициях, во-вторых, на реальности инвестиционной практики. И первое - мифы, и второе - реальность, как я понимаю, вещи для бизнеса принципиальные. Бизнесу, как никому другому, следует их различать и отделять друг от друга. От груза мифов бизнесу следует время от времени избавляться, т.к. он, ни много ни мало, творит для нас реальность жизни. Для этого он воспитывает в себе критическое отношение к широко бытующим мнениям и стойкую прагматическую установку. Цель статьи именно в этом(1).  
1. Экономические и околоэкономические взгляды выделяют в качестве центрального фактора инвестиций т.н. инвестиционный климат. В связи с этим все разговоры и мысли об инвестициях (и их привлечении) начинаются и заканчиваются попыткой оценить данный климат. Как это можно сделать? По-разному. Тем не менее, известно, что в Сахаре никогда не идет снег, а в Арктике можно обгореть и даже получить солнечный удар. Этим я только хочу сказать, что климат и его рабочая идея в приложении к тем же инвестициям вещи, казалось бы, наглядные, но таят в себе скрытые эффекты. Если инвестиции это дождь, то наш регион - территория с засушливым климатом. Это вполне наглядно. Если они ветер в паруса, то наш регион надежно защищен от его порывов. Тоже достаточно наглядно и, главное, ясно, что с климатом нам не повезло.
2. А кто и что в силах изменить климат? Сегодня запросто можно обеспечить кондиционированием офисы, спальни и даже санузлы. Но если буквально все помещения в Ульяновской области будут иметь комфортный климат, в целом по области это погоду не изменит. А дождь и ветер -- явления, как минимум, регионального масштаба и на нескольких квадратных метрах никогда не измеряются и не регулируются, хотя и наблюдаются. Поэтому я полагаю, что имеет смысл вместо дум об изменении климата (чреватого сверхтитаническими усилиями) следует подумать о наших мыслях, к этому -- бесплодным чаяниям об инвестициях -- приводящих.
Следует отказаться от данного "метеорологического" понятия (хотя бы на время) и понять, что не инвестиции существуют для бизнеса, а, как это ни странно, бизнес для инвестиций. Бизнес есть условие инвестиционной активности, бизнес есть то поле, на котором возделываются инвестиции. И это в первую очередь справедливо для наших региональных условий. Противоположная точка зрения противопоказана для бизнеса как такового и в особенности для нашего местного. Противоположной точки зрения пусть придерживаются политики (что с них взять бизнесу? но это другая тема).
3. Инвестиционная деятельность - это бизнес над бизнесом, как бы второй его этаж. Если первый этаж неудовлетворителен по каким-либо параметрам, то нельзя выстраивать и второй, как бы в этом не был заинтересован первый. Если говорить жестко и принципиально, то не столько бизнес нуждается в инвестициях, сколько инвестиции в бизнесе. Бизнес порождает инвестиционную активность, но не наоборот. Если представлять все это наоборот, то придется вести речь о дотациях, ассигнованиях и прочей финансовой помощи бизнесу (это также отдельная и интересная тема). Но инвестирование не помощь, а финансовое предприятие, и имеет оно целью максимальную прибыль с минимумом затрат (денег, времени и пр.). Следовательно, бизнесу необходимо обзавестись определенными параметрами, чтобы породить (точнее, спровоцировать) инвестиции.
Помимо инвестируемых параметров требуется еще одно "небольшое" условие - финансовые проекты (и финансовая аналитика как дополнение к ним). Этого как раз наш бизнес в своей массе избегает (климатическая, так сказать, его специфика). Пресловутые бизнес-планы здесь не в счет. Это нечто вроде заявления на материальную помощь, и как любое заявление на материальную помощь, оно почти всегда лживое. Бухгалтерские сводки и аудиторские отчеты также не могут заменить финансового проектирования.
4. Допустим, желаемое случилось. Единожды спровоцированное инвестирование может остановить разве только форс-мажор. Действительно, какой инвестор добровольно откажется от того, чтобы "за него работал дядя". Поэтому мысль бизнесмена (предпринимателя) должна скорее концентрироваться на условиях прекращения инвестиций, а уже потом об их привлечении. Поэтому задача привлечения инвестиций возлагается в первую очередь не на бизнес, а на сферу управления и политики. Инвестиции со своей направленностью, плотностью, цикличностью (но не объемами и не льготными условиями) обретаются внутри региональной финансовой политики. Где она и где ее субъекты? Хорошо бы знать... Пока же не счеть манипуляторов финансовыми потоками разного рода.
Финансовая политика к этому, как говорится, перпендикулярна.
5. Итак, в чем, собственно, проблема - проблема инвестирования стагнирующего региона? Хотя добротных на этот счет теорий хватает, заманчивых примеров также, с инвестициями все равно туго. Моя точка зрения на это заключается в том, что "классические" схемы инвестирования для нас мало, если вовсе не пригодны (это подтверждается временем несбывшихся ожиданий). Хотя отдельные контрпримеры могут иметь место, но именно - отдельные, погоду не делающие. "Голые" инвестиционные схемы и методики должны быть облачены нашим бизнесом, как минимум, в формы конвертирования. Что я имею в виду? У всех крепко уже сидит в сознании формула "деньги-товар-деньги". Это хрестоматийная и простейшая форма конвертации одного в другое. Хрестоматийной является также и идея "ресурса". Хрестоматийной, но не тривиальной. Соединив то и другое, получим: инвестиции (грубо говоря, денежный избыток какого-либо места) направляются туда, где надеются обрести ресурсы. Или еще короче: инвестирование - это обретение ресурса инвестором. Но тогда спрашивается, чего не хватает инвестору, т.е. тому, у кого по определению деньги лишние, а если корректнее - свободные и потому возможный ресурс для инвентора. Чего инвестор купить на них не может? Как правило, ресурса. Он не предмет сделки, а итог совокупности действий и обстоятельств. Вот и ответ, правда, в вопросной форме: в каких ресурсах нуждается инвестор? 6. Бизнесмену (предпринимателю) крайне опрометчиво сводить проблему инвестиций всецело к мысли о привлечении со стороны денежных запасов. Можно, конечно, прикинуть будущую прибыль для инвестора, но он делает это намного лучше. Потому-то и следует думать и думать о том, что же не может потенциальный инвестор просто взять и купить за деньги. А если не может купить непосредственно, то вынужден делать это опосредованно. Конечно же, по схеме "деньги-предприятие-ресурс" или "товар-предприятие-ресурс". А если быть еще реалистичнее и разгрузиться от остатков мифа окончательно, то принцип конвертирования (предприятия-конвертора) следует дополнить (или вообще заменить) принципом протезирования. Действительно, в стране, не говоря о регионе, практически нет "образцовых" финансовых институтов (а инвестиционная деятельность без них повисает в воздухе), также нет "образцового" бизнеса и предпринимательства. Все дефектно (от рождения и от "климата", недоразвито или покалечено). Поэтому проблема инвестиций должна звучать так: они не могут к нам прийти, поскольку нуждаются для этого в помощи. В том числе со стороны бизнеса. Здоровый, нормальный инвестор на путях-дорогах нашего бизнеса подобен убогому калеке (умственному и физическому). Ему нужны костыли. Он даже готов сам платить за них. Также весьма сложно на нашем бизнес-ландшафте отличить реальный пейзаж от миража. Инвестору нужны специальные очки. Переводя эти полушутливые картинки на деловой язык, поймем: данные обстоятельства должны так или иначе быть отражены в финансовых проектах бизнеса, намеренного сотрудничать с инвесторами.
7. Итак, по поводу инвестиционного климата. Известно, что не стоит ждать у моря погоды. Представление о том, что направленность инвестиций всегда "оттуда сюда" пригодно только для подведения положительных инвестиционных итогов, но никак не для инвестиционных проектов. Инвестиционная активность, и это очевидно, прежде всего активность инвестируемого. Следовательно, направленность инвестиционной активности, как это ни банально -- "отсюда туда". Инвестирование - это движение денег как бы "против течения" (в этом их основное свойство). И чем мощнее поток активности "отсюда", тем интенсивнее устремляются ему навстречу "оттуда" инвестиции (с одним дополнительным условием: с мероприятиями по конвертированию и протезированию).
 

(1) - Добавка из 2004г. - см.здесь схему инвестиционной план-карты в области промышленной политики.  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 02 сентября 2001
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апреля 2006

последнее обновление
26 ноябрь 2014
02 март 2012