главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
ВиталийСААКОВ
Бизнес и власть: time is money. И только
организационное развитие
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
     
       
     
  © "Деловое обозрение", №12, 2001 Деловое обозрение
Я умышленно сделал название статьи непрозрачным и темным. Так и должно быть. Власть - это не стекло. И бизнес не стеклянный. Отношения между бизнесом и властью - даже не темное стекло, а плотный занавес, штора. Штора - вещь полезная, нужная, особенно если слишком много любопытных, в то время как за шторой весьма интересные сюжеты. Но снимать и открывать следует не шторы, а шоры. Это куда важнее, т.к. если без лукавства и подхалимажа, то бизнес (крупный, средний и мелкий) сам с удовольствием зашоривает свой взгляд на власть и особенно на пути к ней.
Пишу с очень робкой надеждой обратить внимание бизнеса на этот пункт: кто еще не одел шоры, пусть не спешит это делать; кто уже в них, пусть решит для чего в них ходит (все-таки не лошадь ломовая). Вот только почему надежда робкая? От прямого ответа уйду, переадресовав его т.н. социальным психологам. Еще одно замечание. Внимания властей статья не заслуживает, но хочется съязвить: зачем шоры близорукому, это во-первых, а во-вторых, зачем они вообще, если не тянешь, а погоняешь. Теперь чуть-чуть посерьезнее. На соответствующие документы и мероприятия властей в адрес бизнеса насмотрелся, пожалуй, на всю оставшуюся жизнь. И даже научаствовался в этом. Могу поделиться. А лучше всего приступлю к прямым обязанностям - к прояснению названия.
Журнал уже уделил внимание ближайшим соседям бизнеса - инвестициям и технологиям. Остался сосед докучливый. Что в этом рассмотрении, на мой взгляд, самое главное?
Как всегда - различия. Различия в отношении бизнеса к перечисленному. Тем не менее, в отношении бизнеса к первым двум соседям есть нечто общее, самым решительным образом отличающее его от отношения к власти. Поясню. Отношение бизнеса к инвестициям и технологиям может быть описано методически, буквально в рецептурно-рекомендательной манере (делай так, потом вот так, далее эдак...). Но вот такая манера совершенно бесполезна про отношение бизнеса с властью. И это по принципу невозможно. И в то же время избежать его - отношения - нет никакой возможности. Дело здесь, по-моему, в том, что то или иное определенное отношение бизнеса к власти вовсе не есть результат действия чьих-то рецептов или рекомендаций. Это результат САМО-определения бизнеса. А самоопределение никак не методическая процедура, а движение, так сказать, души. Вот и хочу в теме "бизнес и власть" коснуться души бизнеса и ее движений. Можно далее было бы ввести подзаголовки вроде "бизнес одушевленный и неодушевленный", "самоопределенный и не самоопределенный", "двигающий и движимый"... Душа есть (или нет) и у власти (если она есть). И власть тоже постоянно самоопределяется к бизнесу. И пусть они - власть и бизнес - хоть и будут одушевленными, взаимоотношения между ними никогда не будут носить душевного характера. Это также по принципу. Надеюсь, это уже все понимают. Понимают также то, что не может и не должно быть власти для бизнеса ("своей", "родимой"), как и не должно быть бизнеса для власти ("своего", "кормящего"). И власть, и бизнес - игроки (к счастью или несчастью) на одном поле. Поэтому внимания заслуживает всего лишь один вопрос - правила игры. Но этот единственный вопрос таит в себе массу ловушек и тупиковых ходов. Например, новейшая история отечественного бизнеса и предпринимательства есть бесконечный (поскольку конца этому не видно) перечень таких тупиков и ловушек. Для обеих играющих сторон. Обращу внимание в этом на самое банальное: постоянно повторяющиеся ходы бизнеса во власть и власти в бизнес. Как будто бы ничему не научающие. Поэтому я зайду к правилам с тыла. Утверждаю, что они не есть результат договоренностей сторон, не есть результат их политических маневров, не есть результат противостояния и проч., и проч., и проч... (каждый может продолжить этот список теперь сам). А что же это? Правила игры есть ни что иное, как результат самоопределения бизнеса к власти и власти к бизнесу (последнее я оставлю в покое).
Итак, читатель, надеюсь ты почувствовал, что самоопределение бизнеса к власти весьма далеко от таких "душевных движений", как надежда, просьба, требование, условие... В ходе своего самоопределения (я это дальше покажу) бизнес изъясняется на совершенно ином языке (и подступаться кому-либо в этот момент к бизнесу также нужно на особом языке). А если все же у бизнеса всплывают "чаяния" (или "требования"), значит бизнес еще не самоопределился (и здесь уже ничего не попишешь).
Следовательно, чтобы говорить о правилах этой игры, нужно обращаться к подходящему языку и выучить хотя бы несколько его слов. Давайте, не откладывая в долгий ящик, их и разучим. К тому же в игровой манере, все-таки правила как-никак игровые. Мне ходить, разумеется, первому. Мой ход в том, что их всего шесть. Ход второй также мой: напоминаю, что за шестью правильными словами стоит долгий и богатый исторический опыт игр "по разным правилам" и игр "без правил". Шестью правильными словами высказываются характерные типы самоопределений бизнеса:
1) Первое слово: "либеральная модель",
2) Второе слово: "Japan incorporated",
3) Третье слово: "итальянское решение",
4) Четвертое: "государство - агент на рынке",
5) Пятое: "государство - арбитр рынка"
и
6) Шестое: "постсоветский вариант".
Все перечисленное - это различные самоопределения бизнеса по отношению к власти. Других я пока не припомню. Вот только еще два замечания сюда: самоопределение, все-таки, что это за штука такая? Что самоопределение с нами вытворяет? Вытворяет следующее: кем себя помыслишь, тем, в конце концов, и будешь; кем помыслил власть, тем она для тебя и будет (помыслил лиходейкой, и все твои поступки и решения будут следствием этого помысла, помыслил заботливой хозяйкой - соответственно).
1. Самоопределение "либеральная модель"
Что значит решиться на взаимоотношения с властью в соответствии с данной моделью? Какую печать на бизнес накладывает подобное самоопределение? Основной помысел данного самоопределения состоит в том, что государство мыслится в роли "ночного сторожа" (термин, предупреждаю, не мой) в буднях общенационального или иного хозяйства. Вполне понятен этот образ государства. Понятно, когда и зачем оно должно выходить на сцену. Ясно также, какую печать это самоопределение накладывает на бизнес: звать-не звать "ночного сторожа", и по какому делу. Смешно звать "днем" - "сторож" отсыпается после "ночной смены". "Днем" сам должен во всем разобраться и сам все решить, зато "ночью" можешь спать спокойно. Вот такая ясная картинка, на то модель и либеральная.
Тех, кого интересует не просто "печать", а детали и нюансы, отсылаю к экономическим учениям, теориям права, философиям хозяйства и прочим вещам, основанным на идеях "либеральной модели".
2. Самоопределение "Japan inc."
Результатом такого самоопределения оказывается как бы один (единый) бизнес, одно (единое) предприятие на всю страну и всего как бы один (единый) бизнесмен. Не важно, что при всем при этом есть и SONY, и Toyota, и масса всяких лавочек и индивидуалов. Важно, что все это работает как одно предприятие. И так весь остальной мир на это и смотрит, для него весь японский бизнес представлен собирательной фигурой японца-бизнесмена. Для всего мира "бизнес по-японски" далеко не пустые слова. В этом смысле, американские бизнесмены все разные, в этом их особенность, нет двух одинаковых, а японские бизнесмены - все как на одно лицо и все как будто из одной фирмы. Да, из одной - из Japan incorporated. А как иначе, ведь написано же: made in Japan. Этого достаточно. Как говорится, комментарии излишни.
Эх, как хотелось бы, чтобы наш разношерстный и разномастный бизнес самоопределился подобным образом.
3. Самоопределение "итальянское решение"
Что решается этим самоопределением? К примеру, самая тяжелая болезнь нашего бизнеса - моральная и материальная зависимость от власти. Итальянский бизнес этим переболел (на всякий случай еще раз обращу внимание - именно за счет своего самоопределения). Дай бог ему и впредь здоровья. А итальянское правительство как лихорадило, так и лихорадит. Сплошные у него кризисы, постоянно проводит оно на себе хирургические операции, так как терапия уже бессильна. А тем временем FIAT знай штампует свою продукцию. А тем временем его блудный сын АвтоВАЗ чуть несколько раз не отдал концы (в ходе кабинетной чехарды в нашем правительстве). Можно конечно привести примеры про нас и про Италию и помельче, но факты останутся теми же: либо у бизнеса есть иммунитет против болезней государства и его политической системы, либо болеют вместе.

Вот только у кого организм крепче? Вопрос для нас совсем не праздный.
4. Самоопределение "государство - агент на рынке"
Как я подозреваю, это вообразить нам намного сложнее, чем все предыдущее. Наш бизнес (в своем не высказанном прямо самоопределении) держит государство за весьма и весьма специфического "агента". И будет держать, пожалуй, еще долго. Но, как говорится, не обмани ближнего... В противном случае не обижайся. Это то, что касается моральной стороны дела. А если про этику, то нужно помнить, что у страха глаза велики. Смотри себе здраво: государство уже совсем маленькое (это тебе не СССР), еще не сильное (проверено многими) и т.д., и т.п. Другими словами, можно не только играть на равных, но и покровительствовать ему (а то и "крышу" предоставить).
5. Самоопределение "государство - арбитр рынка"
Это не юмор. Ведь что ему - государству - еще остается? Дай бог, не растеряло бы главное - авторитет (а то, не ровен час, свистнут: "судью на мыло!"). Действительно, все здоровые и активные ушли в бизнес. Остались, что называется, умные. А ум нужен им только для того, чтобы не возомнить себя судьями, а оставаться арбитрами. Разницу, считаю, чувствует каждый.
6. Самоопределение "постсоветский вариант"
А вот об этом давайте в специальное время и в отдельном месте.

Обещал прояснить заголовок. Проясняю для тех, кто еще не понял: для бизнеса нет резона отвлекаться на властные задачи, они требуют прорву времени и не имеют ясных критериев результативности, лучше вкладывать время в бизнес.
Для самых понятливых: рамки самоопределения бизнеса к власти есть прежде всего рамки. Не реальность, не факт, не вещь, но и не эфемерность. Рамка - это ограниченность нашего сознания. Эту ограниченность всегда стоит осознавать с тем, чтобы предполагать следствия и последствия ограниченности (нашего, твоего, моего) сознания. Еще пару слов. Самоопределение - штука сугубо добровольная. И в том смысле, что как не подталкивай его со стороны (например, власти), оно произойдет только и только в соответствии с волей самоопределяющегося. С волей не обязательно доброй, главное - собственной, с той, которой обладаешь. Убеждать и принуждать к самоопределению дело неблагодарное, чего, надеюсь, я и не делал. А если по слабости человеческой делал, то будьте великодушны.
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, сентябрь 2001
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апреля 2005

последнее обновление
26 ноябрь 2014
03 март 2012
Деловое обозрение