главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
В "инкубаторе" настоящего предпринимателя не вырастишь
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
  PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ "Деловое обозрение", 2002, #5/ В.Сааков. Организационное развитие. В инкубаторе настоящего предприримателя не вырастишь
2001, №11
 
  интервью  
     
интервью

Всегда ли оказываются хороши на месте привезенные со стороны технологии?
Знакомьтесь, Виталий Сааков, руководитель лаборатории ПРИСС (проектирование и исследование сложных систем) при УлГТУ. Один из тех, кто стоял у истоков предпринимательского движения в Ульяновской области, десять лет назад принимал участие в организации первой Школы бизнеса при филиале МГУ. Сегодня Виталий Сааков рассуждает о проблемах популяризации «в массах» бизнес-теорий, в том числе широко рекламируемых, столичных.


- Виталий Вадимович, последнее время Россию, в том числе нашу область, захлестнул шквал ввозимых технологий. Информационных, промышленных, образовательных...
Это хорошо, но не надо забывать что все это ввозится не на целину. Это не голая колонизация, когда привозят, образно говоря, пластмассовые бусы в обмен на золотые украшения. Что касается технологий, и в нашей стране велись работы в предперестроечный период, в самый разгар перестройки с глубоким пониманием специфики нашей экономики. Цель этих разработок – развиваться, в том числе сотрудничать, взаимодействовать с американской, английской управленческой мыслью… Но нужно учитывать и российский менталитет и многое прочее...

- Можно ли сказать, что «у советских собственная гордость»?
Что мы фиксируем сейчас? Нам ввозится нечто готовое, технология, как на автомате – на кнопку нажал, получил результат, в том числе знания, образование, организационные проекты, маркетинговые исследования. Но технология как технология работает лишь там, где все технологично. В той же Америке, где как часы работают банки, предприятия, бюрократия. Технологии создавались в «той» среде, учитывая «ту» специфику. А посмотрите на наши условия…
Все, кто сейчас успешен в бизнесе, являются в той или иной мере дилерами западной продукции, западных технологий. Если за тобой не стоит «вывеска», ты не вызываешь интереса. В этом особенность ситуации, я бы сказал, вчерашней. Сегодня ситуация меняется, поскольку оказалось, что технологии - это хорошо. Но для того, чтобы они работали здесь, оказывается нужно провести масштабную работу на месте. Грубо говоря, создать условия, среду, знания, человеческие ресурсы.

- А насколько провинция богата человеческими ресурсами, может мы самостоятельно обойдемся, без чьей-то помощи извне?...
Время кулибиных прошло. Если я делаю противопоставление привезенных технологий и того, что создавалось здесь, то отнюдь не для того, чтобы показать: Россия, мол, всегда была богата самородками. Речь идет лишь о том, что мы лучше знаем и умеем.

- А конкретные примеры можно, например, из области бизнеса?
Конечно. В нашей стране где-то в конце 70-х была изобретена организационная игра, она явилась продуктом большого коллектива московских интеллектуалов. Была идея – как человек должен организовывать свою деятельность где бы то ни было: в промышленности, сельском хозяйстве, в исследовательской работе. Был накоплен огромный потенциал, были разработаны интеллектуальные технологии. Для того, чтобы ими можно было воспользоваться, им придали форму организационной игры. В 80-х, начале 90-х по стране прокатилась волна организационных игр. Как яркий пример, выборы директора на рижском предприятии «РАФ»...
Сегодня историки новейшего времени пишут исследования на тему «Роль организационной игры в перестройке», это была настоящая школа демократии, школа самоуправления…

- А у нас в Ульяновске это было?
Да, было.

- А как сейчас в нашем городе складывается ситуация с «привозными» технологическими продуктами? Последнее время Ульяновск облюбовали москвичи…
Приезжие «пророки», всезнающие, приближенные к местам, где принимаются решения, законы, безусловно вызывают интерес. Но, если грубо, они приезжают сюда торговать…
- Идеей?
Нет! Идея должна и может быть создана только здесь, на месте.

- То есть «заморский фрукт» на ульяновской земле не вырастет?
Вырастет, если создать «тепличные» условия для всех этих рекомендаций - информационных, методических и прочих. Как говорил мой учитель, можно создать зону свободного экономического развития, если огородить ее колючей проволокой и выставить автоматчиков. Но даже не это главное. Нельзя продать знания, идею. Они создаются теми, кто нуждается в них. А это долгий процесс.
Если говорить без эмоций, продаются отработанные приемы, способы работы, организации своего дела. Отработанные в определенных условиях, которые далеки нам. В Москве только ленивый не предприниматель. Весь столичный бизнес заключается в том, чтобы от финансового, товарного, человеческого потока, который проходит через это географическое место наладить «ручеек» в свою сторону. Через наш город ничто не проходит. Это надо создавать здесь, самим.

- Каким образом?

Во-первых, надо признать, что кипы документов, которые создавались под названием «Программа развития предпринимательства», куча постановлений, которая была извергнута из недр администраций, игнорировали самые важнейшие вещи. Что предпринимательство законодательным путем не создается, вырастить частника в бизнес-инкубаторах (а это тоже импортные технологии) нельзя. Ничего, кроме «больных бройлеров» не получится.
Посмотрите на историю предпринимательства: оно создавалось не в инкубаторах, а в экономической, политической, даже физической борьбе! Вот когда наша страна будет ухожена также, как Германия или Америка, можно тогда и предпринимателей, и маркетологов, и инженеров, и финансистов готовить в «инкубаторах». Но не везде и не всегда можно пользоваться созданными в «тепличных» условиях рецептами.
Вообще, я считаю Ульяновскую область лабораторией предпринимательства. Поскольку здесь были самые негативные условия. Если ты стал здесь предпринимателем, то тебе можно запросто присваивать «героя каптруда». Но это нормально для становления и развития бизнеса. Каждый предприниматель сам должен пройти «через тернии к звездам».

- Виталий Вадимович, коротко расскажите о вашей лаборатории.
Она была создана для того, чтобы обеспечивать бизнесменов и оргуправленцев методическими знаниями, которые сейчас намного сложнее, намного тоньше. И наполовину эти знания должны быть созданы с помощью консультанта. Все наелись обещаниями, готовыми экономическими рецептами, наелись «сникерсами», хочется нормального натурального продукта, а не полуфабриката.
<<<вверх
Материал подготовила Татьяна ЗАДОРОЖНЯЯ, май 2001
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory май-июнь 2002
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 аперль 2005
последнее обновление
20 август 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ "Деловое обозрение", 2002, #5/ В.Сааков. Организационное развитие. В инкубаторе настоящего предприримателя не вырастишь