главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Центр подготовки менеджеров
Ульяновск, 1989-1990
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия  
содержание разделаш центр подготовки менеджеров  
  (1) программа "средства и методы оди и смд-методологии в подготовке менеджеров"    
  (2) оди "проблемы в подготовке и деятельности менеджера"    
  (3) оди "проблемы организации развивающегося хозяйства"    
  (4) методологический семинар "культурная и проектная нормировка региональных систем деятельности"    
  (5) а.кожаев / анализ методологической и ОДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров    
       
     
   
  (1) программа "средства и методы оди и смд-методологии в подготовке менеджеров"  
  (1.1) оргдеятельностная игра в организационной схеме цикла обучения  
В соответствие с опытом Ульяновской школы менеджеров назначение ОДИ в цикле обучения состоит:
в обеспечении целостного понимания и представления менеджмента
в распредмечивании консервативных и мифологических профессиональных и идеологических установок
в построении слушателями рабочих связей между отдельными учебными предметами в контексте представления о менеджменте
в постановке проблем в организации Школы и менеджмента, сообразных культурным нормам и историческим тенденциям
в способствовании складыванию инициативных групп в целях перестройки и развития хозяйства и управления области

ОДИ-цикл представляет собой:
И-1, игру "на входе" в Школу менеджеров
И-2, игру "на выходе" из Школы менеджеров
методологические семинары для слушателей Школы
методологические семинары для преподавателей Школы
На схеме представлены семинары для преподавателей (1), учебные блоки (3) и семинары для слушателей (2).
Назначение методологических семинаров:
сохранение и развитие построенных на И-1 представлений и действительности менеджмента на протяжении курса обучения
обеспечение связи системных и онтологических представлений о менеджменте с научными и учебными предметами
функционализация и специализация научных и учебных предметов в общей системе обучения менеджменту
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональные институты развития. Интеллектуальное оснащение культурного предприятия. Оргдеятельностные игры и од-мероприятия/ В.Сааков: Центр подготовки менеджеров
© priss-laboratory, 1989
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1.2) требования к составу участников  
темы игр, их проблематика и процесс становления Школы предполагает участие широкого круга организаций и коллективов, имеющих прямое и косвенное отношение к созданию региональной системы менеджмента постоянными участниками игр являются руководство и преподаватели Школы в состав участников игр должна войти и оформиться в качестве постоянной группа мыслительного обеспечения обсуждаемой проблематики
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1.3) программа игр  
тема И-1:
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА (системные и онтологические представления)
1-й день: Назначение менеджмента в системах деятельности
2-й день: Дух и воля менеджмента. Истоки и основания
3-й день: Социокультурные механизма менеджмента
4-й день: Теоретические и практические проблемы подготовки и деятельности менеджера
темы докладов преподавателей Школы:
3-й день игры:
социально-психологический анализ региональной ситуации
менеджмент как социализация индивида и реализация личности
педагогические системы обучения менеджменту
4-й день игры:
функции менеджмента в различных социопроизводственных системах
регионализация менеджмента
менеджмент как клуб и как производство
 
тема И-2:
ШКОЛА МЕНЕДЖЕРОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВА МЕНЕДЖМЕНТА
1-й день: Исторические тенденции развития хозяйствования в регионе
2-й день: Теория, техника и практика менеджмента в истории и культуре региона
3-й день: Проектные предложения по организации менеджмента
4-й день: Менеджмент как система мыследеятельности: проблемы становления и воспроизводства
5-й день: Школа менеджеров как механизм развития региона
темы докладов преподавателей Школы:
3-й день игры:
связи и отношения менеджмента и управления в системах деятельности
проектирование социотехнических систем
прогнозы и перспективы хозяйствования в регионе
4-й день игры:
социальные, психологические, производственно-экономические, идеологические и пр. механизмы развития менеджмента
социотехнические и антропотехнические системы в менеджменте
системы деятельности в регионе
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1.4) программа методологических семинаров  
А. Семинары для преподавателей
Принципы организации учебного (педагогического) производства. Специфика педагогики менеджмента
Тематизация содержания обучения. Системная организация учебных предметов
Б. Семинары для слушателей
Системные и онтологические представления о менеджменте
Тематическая область строительства понятия менеджмента
Представления об организации и воспроизводстве в контексте понятия строительства
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
   
  (4) методологический семинар "культурная и проектная нормировка региональных систем деятельности"  
  Центр подготовки менеджеров
Комитет СНиИО по ОДИ и СМД-методологии
 
  программа семинара  
 
  2 февраля 1990 ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ И ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  
  тематический контекст для преподавателей Центра:
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО (ПЕДАГОГИЧЕСКОГО) ПРОИЗВОДСТВА. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
 
  3 февраля 1990 РЕГИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ. МЕСТО ПРОЕКТНЫХ РАЗРАБОТОК В ЕГО АНАЛИЗЕ  
  тематический контекст для преподавателей Центра:
ТЕМАТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К МЕНЕДЖМЕНТУ
 
  5 февраля 1990 СФЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕГИОНЕ  
  тематический контекст для преподавателей Центра:
КУЛЬТУРНАЯ НОРМИРОВКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И В СИСТЕМЕ ОРГУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (5) александр кожаев. анализ методологической и оди-компоненты в ульяновской школе менеджеров  
Ульяновская школа менеджеров в настоящее время напоминает деталь, которую еще предстоит сконструировать, изготовить и затем лишь вмонтировать в необычайно сложные (ставшие и становящиеся) структуры - такие, как город, университет, регион, хозяйство и пр. Понятно, что изготовление "детали" возможно только при условии, если мы знаем как устроены структуры, в которые нужно вмонтировать школу. Это с одной стороны. А с другой, если мы имеем представление о самом монтировании как искусственно-техническом действии.
Опыт участия автора этих заметок в двух мини-играх, "посвященных" этой пока экзотической "детали" принуждает признать, что представлений первого и второго типа нет. Откуда они, необходимые представления, могут быть получены?
Из трех возможных путей получения необходимых представлений:
чтение методологической и специальной литературы;
целевая работа (то есть, работа специально на "школу") ульяновцев, причастных к школе, на "больших" ОДИ;
анализ того, что разворачивается или, по метафоре М.К.Петрова, "стелется" по ульяновской территории.
Автор делает акцент на третьем пути, осознавая при этом потенциал двух других.
Анализ методологической компоненты в Ульяновской школе менеджеров, которая эмпирически пока представлена в виде мини-игр в программе подготовки менеджеров в виде консультаций и семинаров, проводимых в Школе членами ульяновской методологической и игротехнической группы под руководством В.В.Саакова, будет в настоящей статье осуществлен с позиций, обозначаемых как "летописец", "региональный субъект", "неофит в методологии и ОДИ" и "игрок в бисер".
Эта авторская установка изображена на схеме (где ШМ - Школа менеджеров, МК - методологическая и ОДИ-компонента).
Помимо позиций, с которых будет проводиться анализ, эта же схема содержит в себе план изложения как последовательное движение от описания одной позиции самой по себе и того изображения или проекции, которое в ней получено, к описанию другой позиции и другого изображения. К реализации этого плана мы и приступаем.
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональные институты развития. Интеллектуальное оснащение культурного предприятия. Оргдеятельностные игры и од-мероприятия/ В.Сааков: Центр подготовки менеджеров/ А.Кожаев: Анализ методологической и ОДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров
© kojzaev 1990
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональные институты развития. Интеллектуальное оснащение культурного предприятия. Оргдеятельностные игры и од-мероприятия/ В.Сааков: Центр подготовки менеджеров/ А.Кожаев: Анализ методологической и ОДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров
  летописец  
Она предполагает фиксацию, по возможности беспристрастную, событийной "подкладки" под тему, введение представления о материи человеческих действий, символами которых выступают те или иные персоналии, расфасовку субстрата действий по хронологическим шкалам. Эта позиция дает то, что в гносеологической философской традиции называлось "абсолютные истины" типа "со 2.10.1989г. по 6.10.1989г. в г.Ульяновске проходила организационно-деятельностная игра по теме "Проблемы подготовки и деятельности менеджера. Системные и онтологические представления". Позиция летописца как бы готовит трамплин, с которого осуществляется взлет мысли и последующее ее парение, и она же, эта позиция, готовит площадку приземления для мыслящего.
Теперь от образного прописывания позиции летописца переходим к ее демонстрации.
Для понимания места и функций методологической и 0ДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров важно иметь в виду, то есть видеть (а по-русски - ведать) о тех событиях, которые "стеклись" в конечном счете в то, что сейчас обозначается как Ульяновская школа менеджеров. Такого рода событий можно выделить как минимум три класса:
"опускание", реализация на территориальных субъектах Ульяновска идей, представлений, ценностей, взращенных ММК (Московским методологическим кружком).
Иначе - "втягивание" в орбиты становящегося методологического мышления структур, людей и учреждений, рассеянных по данной территории
проникновение на территорию прозападных ориентаций, выразившихся в идее создания в городе школы менеджеров, в легитимации самого термина "менеджер" со всем шлейфом нерганизованных смыслов
появление в городе персоналий, чья инициатива, подвижничество и энергия привели в конце концов к административному оформлению новой единицы в городе - школы менеджеров с юридическим, административным, социальным и идеологическим статусом. Имеется в виду прежде всего деятельность А.М.Блюдина, директора школы В.Д.Скоробогатова, директора ульяновского филиала МГУ Ю.В.Полянского и др.
Мы опишем только первый класс событий, что представляется необходимым шагом в понимании места методологической и ОДИ-компоненты в школе.
Символом-персоной первых появлений идеологии ОДИ явился Ю.С.Горинов. Его деятельность привела к тому, что в 1985 году в город приезжали Г.П.Щедровицкий и Б.В.Сазонов, состоялись их встречи с представителями местных властей, намечена была перспектива развития ОДИ в регионе(1). Весной 1986г. состоялась первая "большая" ОДИ(2) (руководитель Б.В.Сазонов), результатом или следом которой явилась клубная или пара-семинарская деятельность участников данной игры под руководством Ю.С.Горинова.
В январе 1987 года состоялась вторая "большая" игра под руководством А.П.Зинченко (термин "большая игра" закрепился как достаточно условный, в нашем случае большая игра та, которая проводится не неофитом).
Уже теперь, то есть "пост хос", можно предположить, что данная игра, хотя имела своим тематизмом архитектурные и градостроительные реалии, все же была игрой на формирование регионального субъекта. Столкновение на игре эмоционально окрашенных интенций "территориалов", носящих в основном характер местного (почти "квасного" в силу отсутствия каких-то разумных перспектив) патриотизма и новой, воспринятой как экзотическая, культуре мышления "высекло" специфическую идеологему, где преобладали утопически-прожективные смыслы в стиле "а-ля Васюки".
К моменту приезда А.П.Зинченко в город в апреле 1987г. здесь уже отчетливо проступила расщепленность "территориального" субъекта как минимум на три линии, точнее, три ориентации:
1. 0риентация на использование полученных на игре представлений для улучшения работы производственных структур и учреждений (С.А.Шупиков, Б.В.Аржанцев и др.)
2. Вторая ориентация связана с гипертрофированным и смещенным пониманием места утопической и прожективной компоненты в методологическом мышлении.
Выделившаяся группа В.Григорьева начала проводить многочисленные игры, которые усиливали прожективные наклонности у разных групп людей. (Заметим, что на фоне всеобщей угрюмости и тотальной упертости населения во "вкалывание" эти мероприятия возвращали участников игр к элементарной способности мечтать).
3. Третья ориентация в "совокупном территориальном субъекте" изначально была связана с установкой на освоение новой культуры мышления, с установкой на культивацию, с одной стороны, "нового мышления" в городе и регионе, а с другой - на втягивание и включение региона в более глобальный процесс методологизации различных типов профессионального, научного, социального, стратового, "экологического" и пр. сознаний. Для реализации этой установки как-то естественным образом сложилась адекватная оргформа - семинар(3). Дальнейшая наша "летопись° будет связана с описанием данной линии, точнее, событий, данную линию формирующих.
С апреля 1987г., после первой игры, проведенной в Ульяновском филиале Куйбышевского планового института "местными" силами, в городе началось становление "классической" для методологического и ОДИ-движений оргформы - семинара с "пристегнутыми" к нему играми или, напротив, игр с "пристегнутым" к ним семинаром.
Количество проведенных за 2,5 года "местных" игр (всего их семь), породило очевидные даже для неворуженного взгляда эффекты, которые настоятельно требуют тотальной рефлексии того, что за это время происходило.
Такая рефлексия должна ответить по крайней мере на такие вопросы:
каков реальный статус "местных игр"?
можно ли считать мыслительную работу, осуществляемую в этих играх направленной на формирование понятия "ульяновский регион"?
что необратимого происходит на территория и что может быть трансформировано, развито и пр.?
каков может быть тот ресурс (проблема, программа, идея и пр.), за счет которого ульяновский регион может жить в рамках методологического целого?
Пространством реализации каких-то наработанных в рефлексии идей, если они будут методологическими, т.е. ориентированными на практичность и реалистичность, может стать Ульяновская школа менеджеров. Следовательно, вот эта рефлексивная (в переспективе - перманентная) работа и может стать ядром искомой нами методологической компоненты в Ульяновской школе менеджеров. Но мы пока продолжим описание того, что может послужить материалом для рефлексии.
Оставаясь в рамках летописной традиции - фиксировать только "эпохальные" события - можно выделить eще две точки на дискретной линии событий.
Это игра, проведенная Г.П.Щедровицким в апреле 1989г. Она положила начало формированию в "совокупном территориальном субъекте" действительности инженерии. И второе событие - игра, проведенная Б.В.Сазоновым с работниками Горисполкома(4). Несомненно, это мероприятие (сентябрь 1989г.) породило в зависающем над городом пространстве мышления новые представления, смысловые комплексы, замыслы, ориентации, которые должны будут учитываться при формировании методологической компоненты в Ульяновской школе менеджеров.
"Зависающее над городом пространство мышления" - это, конечно, метафора и, возможно, неудачная. Этот образ необходим хотя бы как топ для "помещения" туда смыслов, из которых возможно формирование понятия "ульяновский регион". А для этого необходима особая позиция, которая позволила бы получить новые трактовки того, что происходит в городе Ульяновске и что, соответственно, влияет на методологическую и ОДИ-компоненту в Школе менеджеров. Кроме того, особая позиция, обозначенная нами как "региональный субъект" призвана помочь самоопределиться в отношении к тому, что принято считать регионализацией.
В контексте данной статьи позиция регионального субъекта позволит наметить еще одну линию обсуждения темы Школы менеджеров в аспекте ее места в регионе. Связка "Школа менеджеров - регион" интуитивно видится как необычайно значимая и мы попытаемся прописать ее с позиций "регионального субъекта".    
  региональный субъект  
Позиция регионального субъекта прежде всего предполагает фиксацию тех идей и представлений, которые могут быть использованы для понимания регионализации и региона. Это во-первых. А во-вторых, для разработки региональных программ деятельности, научных исследований, региональной идеологии, если в таковой окажется необходимость. Мы привлечем три представления, "выхваченных" автором заметок из разных ситуаций участия в ОДИ. Это представления Ю.В.Громыко, П.Г.Щедровицкого и Р.Г.Шайхутдинова(5).
Нa игре с НТО в июне 1987г. Ю.В.Громыко ввел представление о регионализации как о процессе, находящемся в связке с другими процессами. (Разумеется, когда я говорю "ввел представление" - это всего лишь означает, что "ввел представление" в мое сознание). Процессы ноосферизации, интеллектуализации деятельности и регионализации были введены как базовые, определяющие современную и будущую ситуацию человечества. Ноосферизация означает, что любое действие в современных условиях, любая программа, в пределе - каждый шаг в мышлении и деянии должен быть соотнесен со сферой разума, ипостасями которой служат различные формы рациональности. Если, например, идею ноооферизации применять для формирования ульяновской школы менеджеров, то это означает, что последней должно быть найдено место в нооосфере, и программа деятельности школы должна быть программой ее вклада в ноосферу.
Интеллектуализация деятельности, согласно Ю.В.Громыко, означает, что в деятельности, в ее функционировании и развитии первичным становится ее разумная, идеальная часть по сравнению с материальной компонентой. То есть, если "опустить" эту идею на школу менеджеров, то проблематика школы, ее внутреннее устройство, атмосфера, напряжение и пр. должно осуществляться преимущественно в интеллектуальной сфере.
И наконец, процесс регионализации в данной связке означает, что будет происходить оформление, становление организованностей особого рода - регионов как самодостаточных, автарктных хозяйственных, культурных и пр. единиц. Причем существование и выделение подобных единиц должно носить ноосферный характер. Это первое представление о регионализации, которое, на наш взгляд, должно быть привлечено для организации "тотальной" рефлексии в школе менеджеров.
Второе представление было передано автору участниками ОДИ в г.Сваляви (август 1988г.), где П.Г.Щедровицкий ввел представлеиие о регионе как о связке или средоточии, или носителе мировых процессов. Иными словами (это моя интепретация) регион - это то, за счет чего и в виде чего теперь будет существовать мир, человечество.
Если это предствление привлекать для промысливания связки "школа-регион", то необходимо будет решать важную методологическую проблему: каким образом обсуждение "мировых процессов" из неизбежного в этом случав спекулятивного плана переводить в оргдеятельностный? Иными словами, каким мировым процессам Школа менеджеров может "пристегнуться" и связывать их своим существованием? (По всей видимости, не случайно в программу последней мини-игры со Школой менеджеров, с 2 по 6 октября 1989г., была включена категория процесса, ибо в прописываемом нами контексте она оказывается ключевой. Как изображать процессы, как изображать "мировые процессы", как процессы могут связываться и пр.? Обсуждение этих и других вопросов должно стать содержанием методологической компоненты в Ульяновской школе менеджеров).
Третье представление о регионе и регионализации, которое может оказаться конструктивным для работы в позиции "регионального субьекта", вводилось Р.Г.Шайхутдиновым на совещании руководителей ОДИ в Ленинграде в середине июня 1989г. Согласно этому предствлению (точнее, нашей интерпретации данного представления) понятие региона может оформиться и как-то "проступить" в мышлении, если начать обсуждать (и проводить соответствущие исследования) реализацию на той или иной территории следующих идей: государства и государственности, права, общества, культуры, церкви... (список открыт).
Исследование того, как эти идеи организуют и как могут органиэовать жизнь в регионе, позволит, согласно этому подходу, прочертить зону или место для понятия региона, но еще не само понятие. Ибо последнее есть ни сами эти идеи, ни их реализация, ни специфическое сцепление.
Позиция регионального субъекта предполагает также учет и проработку многих других представлений о регионе и региональности: эконом-географических, политико-практических, этнографических и пр.
Представляется, что первая, описанная кратко, группа представлений может выступать как исходно организующая вторую (неописанную) группу представлений.
Однако, какое отношение имеют привлеченные идеи для понимания места методологической и ОДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров? Они могут наметить пространство обсуждения уже намеченной связки "школа менеджеров - регион". То есть, регион может служить рамкой для обсуждения места и назначения школы, caма же эта рамка кроме функционального представления должна иметь и содержательную (онтологическую) представленность.
Напомним,что позиция регионального субъекта вводилась для организации аналитической работы и, следовательно, эта позиция будет иметь иное назначение и иную результативность при организации других работ (программирования, проектирования и др.).
  неофит в методологии и ОДИ  
Не смотря на кажущуюся эфемерность и неотчетливость уровней в методологическом и ОДИ-движении, не смотря на "работу" принципов популятивности и гетероархированности при очерчивании контуров движений, должны существовать или искусственно вводиться (самим неофитом или методологом, осуществляющим методологическое воспроизводство) какие-то различения. Они могут вводиться по принципу очевидности. Игроки в шахматы, участники таких движений, как каратэ, кунг-фу и пр. имеют представления (закрепленные в "разрядах", "поясах" и т.д.) о ступенях, которые им предстоит пройти, чтобы войти в данный тип культуры. Думается, что неофит в ОДИ (в отличие от "сочувствующих", любопытствующих и пр., поскольку неофит - это уже включенность) отличается тем, что он способен сам сконструировать иерархию, но отдавать отчет при этом, что его конструкция носит вспомогательный, технический характер и ни в коем случае не должна объективироваться и как-то натурализовываться. Поскольку в Ульяновской школе менеджеров ОДИ легитимирована, то в каком-то смысле всех слушателей можно рассматривать как потенциальных неофитов. В порядке выдвижения темы для факультативных обсуждений предлагается следующая схема уровней.
1-й этап - "Игрок". Прошел одну или несколько игр, может реалистично отличить себя от "доигрового" и после. Принимает ценности игры. Может удерживать здравые смыслы. Но может не уметь адекватно их артикулировать и передавать.
2-й этап - "Неофит". Имеет интенцию на самоорганизацию. Интуитивно понимает разницу между организованным сознанием и неорганизованным. Фopмально знаком с принципами методологического мышления и схемами.
3-й этап - Техник". Появляется действительность техники. Может иметь какие-то онтические представления о технике. При чтении, в коммуникации может отличать содержательную часть и "способ производства" этого содержания.
4-й этап - "Экспериментатор". Организует (проигрывает) эксперимент на себе. Может "влезать в шкуру" профессиоиала, того или иного мыслителя (например, Аристотеля) и отрабатывать применяемые им мыслительные техники. Организует и управляет "экспериментами", формируемыми в ходе его рефлексии.
5-й этап - "Гражданин". Умеет адекватно находить места и "поля" приложения наработанных навыков.
Данная схема может применяться и пониматься как проектная заготовка для обсуждения вопросов организации учебного процесса в школе, а выделенные этапы - как "классы", "ступени", "курсы" и пр.
Отметим, что в рамках данного дискурса речь в этом разделе идет о eще одном ядре методологической и ОДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров.
  игрок в бисер  
Введение этой позиции при обсуждении вопросов о школе менеджеров, причем о школе менеджеров в откровенной провинции, может показаться весьма легкомысленной процедурой. Возможно, так оно и есть. Нo поясним основания.
После ОДИ-60 (Калининград, 1988г.) у автора данных заметок стал формироваться аксиологический план отношения к игре и методологии. Интуитивная установка на то, чтобы "отдаваться" тому, что представляет ценность истинную, а не мнимую, поначалу разбивалась о те фантомы сознания, которые, видимо, игра высвечивала, но которые приписывались самой игре. После разного рода драматических коллизий во время блужданий по аксиологическому плану встал вопрос о рационалистическом понимании (или о выработке такового) ценностей игры и методологии. Дилемма о том, существуют ли ценности "в объекте" сами по себе, либо они делаются, привносятся людьми, решилась сама собой.
Одна из ценностей была привнесена. Поначалу навязчивая ассоциация между ОДИ и игрой в бисер (образ, развернутый Г.Гессе в одноименном романе) постепенно стала переходить в практику сознания. Игра со всеми ценностями и смыслами всех эпох и всех народов, оторванная "от злобы дня" и совсем "недеятельностная", формирующая гедонистические наклонности особого рода (по сути идеал Сократа и Спинозы об активном созерцании как высшем счастье), такая игра стала временами получаться. И по сути дела без этого "фрагмента" ОДИ становится неполноценной (хотя другие "фрагменты" могут удаваться), что, к coжaлению в практике автора случалось.
Однако при чем тут снова школа менеджеров? Дело в том, что у ее организаторов существует (что показывают беседы с ними) мощная интуиция по поводу того, что необходимо менеджеру сегодняшнему и, главное, завтрашнему. Поэтому они вводят курс философии и истории мировой культуры. Нo увы, увы! Последние понимаются как "сокровищницы", хранящиеся где-то в музеяхх или в спецскладах; и есть хранителя и кладовщики, которые могут дать "полюбоваться" сокровищницами.
То есть, придут преподаватели соответствующего профиля, прочитают (по новым методикам) соответствующие лекции, и менеджер станет глубоко мыслящим (за счет знакомства с философией) и культурным (за счет знакомства с мировой культурой). О боги, боги! как воскликнул бы Михаил Афанасьевич Булгаков. В том-то и дело, что вопрос о том, как заставить зажить, как актуализовать мировую философию и культуру, как превратить все это из музея и склада в свободное пространство в виде необъятной мастерской, где каждый одновременно и учится и творит - этот вопрос, на мой взгляд, один из неразрешимых. И опять же по моим подозрениям ОДИ (и методология) создавалась для того, чтобы дать еще один ответ на этот вопрос. А ответ звучит примерно так: мировая мысль и мировая философия могут зажить в любой настоящей, реальной, наличной ситуации только в том смысле, что могут "заиграть".
Таким образом, позиция "игрока в бисер" высвечивает еще одну зону для реализации методологической и ОДИ-компоненты в Ульяновской школе менеджеров.
  примечание к позиции "летописца"  
Все описанные в этой позиции события в той или иной степени, в стиле размышлений и даже некоторых теоретизмов отражались в газете "Ульяновский комсомолец"; газета выполняла функцию несуществующего пока, но необходимого журнала.
Ульяновск, 1990
Литература:
Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика, - 1968
Щедровицкий П.Г. K анализу топики ОДИ, - 1987
Зинченко А.П. Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программ развития города, - Ульяновск: 1987
 
  примечания В.Саакова, январь 2008  
  (1) - Было намечено порядка 10 ОДИ как комплекс средств управления развитием Ульяновской области. Но какие планы могли осуществиться в первые годы т.н. перестройки.  
  (2) - Тема игры - проблема кооперативов, как первых легальных широких форм предпринимательской деятельности.
 
  (3) - На моей памяти семинар "сложился" после игры Зинченко, о чем свидетельствует и сам А.Кожаев. И, более того, сложился в долгом процессе уподобления прототипической семинарской форме - семинарам Московского методологического кружка. Это оказалось возможным только после освоенной игротехнической работы на играх Г.П.Щедровицкого и других методологов-организаторов ОДИ (А.Зинченко, О.Исаева, П.Щедровицкого).  
  (4) - К слову сказать, Борис Васильевич проигнорировал существование в городе как самодеятельных "игроделов", так и наличие методологически ориентированного семинара. Ему, как понимаю, не нужны были ни оппоненты, ни помощники.  
  (5) - См. здесь: Ю.В.Громыко - http://politprom.mmk-mission.ru и http://obraz.mmk-mission.ru, П.Г.Щедровицкий - http://shkp.ru и http://www.fondgp.ru, Р.Г.Шайхутдинов - http://www.rifat.ru.  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1991 декабрь
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 26 января 2008

последнее обновление
26 ноябрь 2014
15 октябрь 2012
13 март 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональные институты развития. Интеллектуальное оснащение культурного предприятия. Оргдеятельностные игры и од-мероприятия/ В.Сааков: Центр подготовки менеджеров