главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Культурологический эксперимент в городской среде
Мономах, 1998, #3. - Ульяновск
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш образовательные проекты и разработки  
содержание разделаш Культурологический эксперимент в городской среде  
  (1) Дети и город: проблема взаимоотражения  
  (2) Почти исследование  
  (3) "Случайные" дети  
  (4) Детская карта взрослого города  
  (5) Город-педагог  
       
     
   
  Дети и город: проблема взаимоотражения  
Дети и город - сплошная проблема: кто дети города? каков город детей? Вовеки веков эта проблема будет порождать все новые и новые вопросы, недоумения, разочарования, головную боль, сожаления. И это не удивительно: между детьми и городом взаимоотношения всегда непростые. Или же, напротив, упрощенные сверх меры. "Гармония" достигается только в игрушечных городах: в Диснейленде, в Леголенде, в Мадуродоме... Отношения эти всегда большие, чем родительские и сыновние. Хотя бы потому, что во взаимоотношениях города и ребенка всего и всякого больше, чем в самой многодетной семье. А вот как в нашем городе? Ответ можно искать в специальной статистике городских органов образования, здравоохранения, правоохранительных учреждений и т.п. А вот если хочется "общечеловеческого" ответа, не укладывающегося в частные решения отдельных вопросов? Например, ответа на вопрос: как воспринимается детским населением лицо взрослого города? как оно выглядит, каково его человеческое (или "нечеловеческое" - историческое, архитектурное, производственное...) выражение? Или так: как вглядеться городу в своих детей, в детей как в своеобразное зеркало, в котором собственное тогда отображение будет, как известно, глаголить-выражать некоторую истину? Также известно, что выражение, написанное на лице собеседника (компаньона, начальника, отца, матери, друга...) исподволь ориентирует нас в настоящих и будущих взаимоотношениях. Попробуем воспользоваться данной аналогией, чтобы увидеть "отражение" нашего города в его детском населении.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Почти исследование  
На культурологическом языке аналогия с зеркалом может звучать так: в какой системе координат ориентируется рост детей города - банальный физический и не банальный культурный. Вот с таким вопросом и отсутствием ясного ответа (разве что с некоторой интуицией, но о ней дальше) три человека из 1-го Педучилища пришли прошлым летом в профилакторий УАЗ, что на ул.Октябрьской. Чтобы получить более-менее ясные ответы об Ульяновске как такой системе координат, нужно, конечно же, потратить на их поиск не один год, употребить для этого множество тонких инструментов, наладить бесперебойный мониторинг с крепкими обратными связями, иметь научную гипотезу, модели городской среды и пр., и пр., и пр.
А понять (именно понять, пока без точного, скрупулезного знания) неплохо было бы уже сегодня. Но как прийти к достаточно простому пониманию этой вовсе непростой и несомненно важной вещи? Конечно же, для этого нужна достаточно оригинальная идея. И, главное, сродни идее ориентирования.
Вот такой идеей выступила "картография" в кавычках. Детям-десятилеткам нужно было составить своеобразную "карту" города, но вовсе не уподобляя ее географическим картам взрослых людей. Тем не менее, без начальных и элементарных навыков ориентирования никогда и никакой карты не построить. Это с одной стороны.
С другой стороны, работа над "картой" родного города - это как бы лакмусовая бумажка, проявляющая то, насколько сориентировал город к этому моменту своих 10-летних детей. Сориентировал и в физическом своем пространстве (в характере местности), и в опасности-безопасности, исходящей от города (транспортной, производственной, природной), в значимости и незначительности городских мест (исторических, мемориальных, эстетических), в детских и взрослых занятиях своих обитателей (профессиональных, самодеятельных, гражданских, военных). Поэтому вовсе не нужна была точная карта города (вроде его генерального плана, схемы для дежурного милиционера или туристических маршрутов для гостей города).
Нужна была именно субъективная карта, но точная в том смысле, в каком что-то и как-то представляет интерес для ребенка. Да и не просто интерес, а неустранимый интерес. Тот интерес, которым только и живет ребенок, без которого ему жизнь не в жизнь, который как бы заставляет ребенка забыть дом, семью, приятелей (насколько бы антипедагогично это не звучало). Который, тем самым, как бы обнаруживает и выворачивает наружу всю детскую натуру. И только поэтому может сойти за портрет-отражение города, как бы нарисованное на самом ребенке.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  "Случайные" дети  
Дети не отбирались, группа была принята такой, какой она сложилась "по воле" профилактория. А профилакторий отбирал не детей, а родителей: исходя из медицинских, производственных и тому подобных соображений. Дети же были вполне нормальные (в смысле здоровья и всего прочего). В одной группе они оказались из разных городских районов и из разных школ, что было как раз на руку. Поэтому даже эта небольшая группа оказалась достаточно представительной с точки зрения объективной характеристики "типичного" городского ребенка.
Что сразу поразило: дети ужасно плохо рисуют. И хотя задание на составление "карты" - это не задание по рисунку, тем не менее, неспособность изобразить значимые места города во многом связана с неспособностью выражения.
Исследователям пришлось сразу же себе сказать, что дети не вполне обладают этой казалось бы "стандартной" человеческой способностью - детской непосредственной или взрослой, но полной условностей. Дети были невыразительными, т.е. рисунки оказались на удивление однообразными. Действительно, если нечего выразить, то и нечего изобразить. Город срисовать (или скопировать) нельзя, это не натюрморт, помещающийся на столе. Город для этого слишком велик, необычайно сложен и разнообразен. Говоря взрослым языком - многомерен. И если городом ребенок уже определенным образом сориентирован, то и решает ребенок задачу "картирования" вполне определенным образом. А сориентирован ребенок городом всегда. Так или иначе, тем или иным образом. Сориентирован в его ландшафте, в расположении городских строений и районов, в городском досуге и городских занятиях, в городской культуре и ее антиподах. Бессмысленно говорить, хорошо или плохо он сориентирован. Ориентация всегда была и будет уникальной (специфичной, неповторимой, характерной именно для этого города, именно для этих детей). Но вот если мы решим сравнить ее с какими-нибудь признанными культурными образцами, то сможем отметить, что лучше, а что хуже, в чем город ориентирует, а в чем дезориентирует своих детей. И относительно какой системы культурных координат. Но это тема, требующая отдельного вдумчивого разговора.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Детская карта взрослого города  
Рисованных сюжетов оказалось, как ни странно, всего два: пляж и парк. И вовсе не наши - ульяновские - городские пляжи и парки. А пляжи и парки вообще. Итак, в ответ на задание "нарисуй в НАШЕМ городе место, в котором ты бы хотел бывать чаще всего" (а равно - которое дороже, ближе, памятней...), дети рисуют весьма отвлеченные места. Более того, не содержащие в себе ничего специфически городского, ничего напоминающего, что это именно городской парк, городской пляж, ульяновский городской парк, ульяновский городской пляж. Понять это можно вполне однозначно: этот город не "впечатан" в детскую память, не оставляет в ней каких-то важных образов, не впечатляет, ребенок не чувствителен к токам городской жизни. Или же напротив - почему-то защищается от городской среды, возможно ощущая ее как дискомфорт. А если опять перейти на язык культурологии, то придется сказать, что наш город ориентирует своих детей как бы вовне, не на себя, а от себя.
Выполненное картографическое задание навевает печаль: дети не изобразили даже внешней стороны городской среды, не заметили ее "очевидностей" (различных городских событий, повседневных и неординарных...). Что там говорить об ее "умозрительностях"... Другими словами, в рисунках нет жизни, в них ничего не происходит. А это уже не печаль, а тревожный симптом. Пусть город - его архитектура, ландшафт, праздники и будни - не впечатляет детского сознания. Есть же такие безликие города и не в малом количестве: Тольятти, те же Наб.Челны (т.н. соцгорода).
Но если в рисунках безликость не компенсируется событийностью (в пространстве города в целом, в масштабе его районов, улиц, дворов, домов, квартир...), то диагноз можно ставить что называется с закрытыми глазами: дети выключены из среды этого города. Выключенность же из городской среды сегодня означает одно единственное - оторванность от современной (теперь и всегда городской) культуры.

Может быть эти "случайные" дети все еще наверстают. А может и нет. Скорее всего - нет. Личность (в данном случае - городская личность) формируется до десяти лет. Это закон. Рисунки в эту пору лучшие свидетельства личности. Это тоже закон. Но рисунки в данном случае свидетельствуют об отсутствии, а не о наличии. Страшно сказать, об отсутствии городской личности: об отсутствии интереса к городу, к городской жизни. А ведь сегодняшняя городская жизнь очень требовательна к нам. Ко всем: взрослым и их детям. Стремительно меняется структура городской занятости, городских сословий, а если проще - структура мест под городским солнцем. Сегодня можно вообще не найти себе занятия, и не только для времяпрепровождения, а для элементарного выживания.
Это значит, что в нашей жизни все больше места занимает самодеятельность - городское самоуправление и городское предпринимательство (промысел). А это требует знания и понимания основ городской жизни. Их незнание чревато жизненной катастрофой.
Активность в разных ее смыслах становится непременным условием будней и повседневности. И т.д., и т.п.
Вот всего этого или хотя бы доли этого нельзя было найти в рисунках. Конечно, следует сделать ссылку на возраст. Непосредственное изображение всех этих "вещей" можно увидеть разве что на полотнах профессиональных и самодеятельных художников, для которых жизнь города и городская жизнь являются темой творчества. Но из этого вовсе не следует, что в скрытом, как бы замаскированном виде подобная тема не присутствует в детских рисунках. Чтобы ее увидеть, необходим более или менее тонкий анализ. Не будем пророчить темное и мрачное, но тревогу высказать необходимо: маленькие ульяновцы не укладываются в "стандарты" современной городской культуры (заинтересованного читателя мы можем отослать к подобным воплощенным стандартам). Оговоримся: это именно наша тревога, исследовательская, в двух словах невыразимая. А с точки зрения ульяновских культурных стандартов может быть все нормально...
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Город-педагог  
Сегодня мы все прекрасно понимаем, что выписка рекомендаций для "заинтересованных организаций" дело практически безнадежное. По иному, если сам заметил какую-либо проблему, то и решай ее сам. И нечего призывать и, тем более, стыдить за нерешенное других. Поэтому для исследователей единственно практичным решением было принято начать многолетний педагогический проект "Исследование ориентирующих и дезориентирующих свойств городской среды". Начать его в стенах педагогического училища, а далее, по мере привлечения новых участников, расширять площадку этого проекта. Может быть лет через 10-20 этой площадкой станет весь город: и педагогические задачи ориентирования детей города в его истории, культуре, хозяйстве, управлении, и просто в расположении и течении его главных и второстепенных мест и событий (достопримечательностей и обычностей, текущих дел и значимых свершений) войдут в качестве обязательных в инженерно-строительные, хозяйственные и архитектурные проекты, в решения Городского собрания, в строчки городского бюджета и, главное, в содержание учебно-воспитательной работы, обобщенным и универсальным ПЕДАГОГОМ которой является город. Последнее отчасти в наших - педагогических - силах. И в училище начаты разработки, точнее, подступы к такой важной учебной дисциплине, как "Современный горожанин". Почему важной? Город является для ребенка естественной средой лишь отчасти. Большей своей частью он неведом ребенку, скрытен. Да и не только ребенку. Уже поэтому его необходимо изучать. Как природу, историю, искусство... Нужно уметь жить в современном городе, чтобы быть с ним на "ты". Традициями здесь не обойтись, все слишком динамично, изменчиво. Нужно уметь читать город - и свой и чужой, прежде чем связывать с ним судьбу. Город - это вечная школа, это сценические подмостки, на которых смешались актеры и зрители, это ристалище человеческих способностей и капище культуры. Дисциплина мыслится как уроки, примеры, демонстрации, практики... и для взрослых, и для детей. Она должна раскрыть возможное и невозможное для этого города. Она должна соединить в себе одновременно чувственное отношение к городу и мысленный взор на него, символические его черты и прозу. Понимая ее важность, мы будем пытаться ориентировать разработку дисциплины на самые разные возрастные группы городского населения. Чего таить, если горожане в своей массе, да к тому же облеченные той или иной властью, той или иной ответственностью, тем или иным саном и положением горожанами-то являются только в силу прописки, по факту местожительства, а вовсе не по духу, не по образу мыслей и действий, не по стилю жизни. И если подобное положение дел будет длиться неопределенно долго (во всяком случае поколение за поколением, как это было, если в масштабе городского времени), Ульяновск будет городом, из которого хочется уехать. Иначе засосет глухой провинциализм. Иначе Ульяновску не сравниться с типичным или средним европейским городом, на который равняются сегодня и азиатские, и африканские достаточно крупные населенные пункты. А жаль...
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1998
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
28 ноябрь 2014
18 декабрь 2011