главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Культурологический эксперимент в городской среде Мономах, 1998, #3. - Ульяновск |
Дети и город: проблема взаимоотражения |
Дети и город - сплошная проблема: кто дети города? каков город детей? Вовеки веков эта проблема будет порождать все новые и новые вопросы, недоумения, разочарования, головную боль, сожаления. И это не удивительно: между детьми и городом взаимоотношения всегда непростые. Или же, напротив, упрощенные сверх меры. "Гармония" достигается только в игрушечных городах: в Диснейленде, в Леголенде, в Мадуродоме... Отношения эти всегда большие, чем родительские и сыновние. Хотя бы потому, что во взаимоотношениях города и ребенка всего и всякого больше, чем в самой многодетной семье. А вот как в нашем городе? | Ответ можно искать в специальной статистике городских органов образования, здравоохранения, правоохранительных учреждений и т.п. А вот если хочется "общечеловеческого" ответа, не укладывающегося в частные решения отдельных вопросов? Например, ответа на вопрос: как воспринимается детским населением лицо взрослого города? как оно выглядит, каково его человеческое (или "нечеловеческое" - историческое, архитектурное, производственное...) выражение? Или так: как вглядеться городу в своих детей, в детей как в своеобразное зеркало, в котором собственное тогда отображение будет, как известно, глаголить-выражать некоторую истину? | Также известно, что выражение, написанное на лице собеседника (компаньона, начальника, отца, матери, друга...) исподволь ориентирует нас в настоящих и будущих взаимоотношениях. Попробуем воспользоваться данной аналогией, чтобы увидеть "отражение" нашего города в его детском населении. |
Почти исследование |
На культурологическом
языке аналогия с зеркалом может звучать так: в какой системе координат
ориентируется рост детей города - банальный физический и не банальный
культурный. Вот с таким вопросом и отсутствием ясного ответа (разве что
с некоторой интуицией, но о ней дальше) три человека из 1-го Педучилища
пришли прошлым летом в профилакторий УАЗ, что на ул.Октябрьской. Чтобы
получить более-менее ясные ответы об Ульяновске как такой системе координат,
нужно, конечно же, потратить на их поиск не один год, употребить для этого
множество тонких инструментов, наладить бесперебойный мониторинг с крепкими
обратными связями, иметь научную гипотезу, модели городской среды и пр.,
и пр., и пр. А понять (именно понять, пока без точного, скрупулезного знания) неплохо было бы уже сегодня. Но как прийти к достаточно простому пониманию этой вовсе непростой и несомненно важной вещи? Конечно же, для этого нужна достаточно оригинальная идея. И, главное, сродни идее ориентирования. |
Вот такой идеей
выступила "картография" в кавычках. Детям-десятилеткам нужно
было составить своеобразную "карту" города, но вовсе не уподобляя
ее географическим картам взрослых людей. Тем не менее, без начальных и
элементарных навыков ориентирования никогда и никакой карты не построить.
Это с одной стороны. С другой стороны, работа над "картой" родного города - это как бы лакмусовая бумажка, проявляющая то, насколько сориентировал город к этому моменту своих 10-летних детей. Сориентировал и в физическом своем пространстве (в характере местности), и в опасности-безопасности, исходящей от города (транспортной, производственной, природной), в значимости и незначительности городских мест (исторических, мемориальных, эстетических), в детских и взрослых занятиях своих обитателей (профессиональных, самодеятельных, гражданских, военных). Поэтому вовсе не нужна была точная карта города (вроде его генерального плана, схемы для дежурного милиционера или туристических маршрутов для гостей города). |
Нужна была именно субъективная карта, но точная в том смысле, в каком что-то и как-то представляет интерес для ребенка. Да и не просто интерес, а неустранимый интерес. Тот интерес, которым только и живет ребенок, без которого ему жизнь не в жизнь, который как бы заставляет ребенка забыть дом, семью, приятелей (насколько бы антипедагогично это не звучало). Который, тем самым, как бы обнаруживает и выворачивает наружу всю детскую натуру. И только поэтому может сойти за портрет-отражение города, как бы нарисованное на самом ребенке. |
"Случайные" дети |
Дети не отбирались,
группа была принята такой, какой она сложилась "по воле" профилактория.
А профилакторий отбирал не детей, а родителей: исходя из медицинских,
производственных и тому подобных соображений. Дети же были вполне нормальные
(в смысле здоровья и всего прочего). В одной группе они оказались из разных
городских районов и из разных школ, что было как раз на руку. Поэтому
даже эта небольшая группа оказалась достаточно представительной с точки
зрения объективной характеристики "типичного" городского ребенка. Что сразу поразило: дети ужасно плохо рисуют. И хотя задание на составление "карты" - это не задание по рисунку, тем не менее, неспособность изобразить значимые места города во многом связана с неспособностью выражения. |
Исследователям пришлось сразу же себе сказать, что дети не вполне обладают этой казалось бы "стандартной" человеческой способностью - детской непосредственной или взрослой, но полной условностей. Дети были невыразительными, т.е. рисунки оказались на удивление однообразными. Действительно, если нечего выразить, то и нечего изобразить. Город срисовать (или скопировать) нельзя, это не натюрморт, помещающийся на столе. Город для этого слишком велик, необычайно сложен и разнообразен. Говоря взрослым языком - многомерен. И если городом ребенок уже определенным образом сориентирован, то и решает ребенок задачу "картирования" вполне определенным образом. | А сориентирован ребенок городом всегда. Так или иначе, тем или иным образом. Сориентирован в его ландшафте, в расположении городских строений и районов, в городском досуге и городских занятиях, в городской культуре и ее антиподах. Бессмысленно говорить, хорошо или плохо он сориентирован. Ориентация всегда была и будет уникальной (специфичной, неповторимой, характерной именно для этого города, именно для этих детей). Но вот если мы решим сравнить ее с какими-нибудь признанными культурными образцами, то сможем отметить, что лучше, а что хуже, в чем город ориентирует, а в чем дезориентирует своих детей. И относительно какой системы культурных координат. Но это тема, требующая отдельного вдумчивого разговора. |
Детская карта взрослого города |
Рисованных сюжетов
оказалось, как ни странно, всего два: пляж и парк. И вовсе не наши - ульяновские
- городские пляжи и парки. А пляжи и парки вообще. Итак, в ответ
на задание "нарисуй в НАШЕМ городе место, в котором ты бы хотел бывать
чаще всего" (а равно - которое дороже, ближе, памятней...), дети
рисуют весьма отвлеченные места. Более того, не содержащие в себе
ничего специфически городского, ничего напоминающего, что это именно городской
парк, городской пляж, ульяновский городской парк, ульяновский городской
пляж. Понять это можно вполне однозначно: этот город не "впечатан"
в детскую память, не оставляет в ней каких-то важных образов, не впечатляет,
ребенок не чувствителен к токам городской жизни. Или же напротив - почему-то
защищается от городской среды, возможно ощущая ее как дискомфорт. А если
опять перейти на язык культурологии, то придется сказать, что наш город
ориентирует своих детей как бы вовне, не на себя, а от себя. Выполненное картографическое задание навевает печаль: дети не изобразили даже внешней стороны городской среды, не заметили ее "очевидностей" (различных городских событий, повседневных и неординарных...). Что там говорить об ее "умозрительностях"... Другими словами, в рисунках нет жизни, в них ничего не происходит. А это уже не печаль, а тревожный симптом. Пусть город - его архитектура, ландшафт, праздники и будни - не впечатляет детского сознания. Есть же такие безликие города и не в малом количестве: Тольятти, те же Наб.Челны (т.н. соцгорода). |
Но если в рисунках
безликость не компенсируется событийностью (в пространстве города в целом,
в масштабе его районов, улиц, дворов, домов, квартир...), то диагноз можно
ставить что называется с закрытыми глазами: дети выключены из среды
этого города. Выключенность же из городской среды сегодня означает одно
единственное - оторванность от современной (теперь и всегда городской)
культуры. Может быть эти "случайные" дети все еще наверстают. А может и нет. Скорее всего - нет. Личность (в данном случае - городская личность) формируется до десяти лет. Это закон. Рисунки в эту пору лучшие свидетельства личности. Это тоже закон. Но рисунки в данном случае свидетельствуют об отсутствии, а не о наличии. Страшно сказать, об отсутствии городской личности: об отсутствии интереса к городу, к городской жизни. А ведь сегодняшняя городская жизнь очень требовательна к нам. Ко всем: взрослым и их детям. Стремительно меняется структура городской занятости, городских сословий, а если проще - структура мест под городским солнцем. Сегодня можно вообще не найти себе занятия, и не только для времяпрепровождения, а для элементарного выживания. Это значит, что в нашей жизни все больше места занимает самодеятельность - городское самоуправление и городское предпринимательство (промысел). А это требует знания и понимания основ городской жизни. Их незнание чревато жизненной катастрофой. |
Активность в разных
ее смыслах становится непременным условием будней и повседневности. И
т.д., и т.п. Вот всего этого или хотя бы доли этого нельзя было найти в рисунках. Конечно, следует сделать ссылку на возраст. Непосредственное изображение всех этих "вещей" можно увидеть разве что на полотнах профессиональных и самодеятельных художников, для которых жизнь города и городская жизнь являются темой творчества. Но из этого вовсе не следует, что в скрытом, как бы замаскированном виде подобная тема не присутствует в детских рисунках. Чтобы ее увидеть, необходим более или менее тонкий анализ. Не будем пророчить темное и мрачное, но тревогу высказать необходимо: маленькие ульяновцы не укладываются в "стандарты" современной городской культуры (заинтересованного читателя мы можем отослать к подобным воплощенным стандартам). Оговоримся: это именно наша тревога, исследовательская, в двух словах невыразимая. А с точки зрения ульяновских культурных стандартов может быть все нормально... |
Город-педагог |
Сегодня мы все прекрасно понимаем, что выписка рекомендаций для "заинтересованных организаций" дело практически безнадежное. По иному, если сам заметил какую-либо проблему, то и решай ее сам. И нечего призывать и, тем более, стыдить за нерешенное других. Поэтому для исследователей единственно практичным решением было принято начать многолетний педагогический проект "Исследование ориентирующих и дезориентирующих свойств городской среды". Начать его в стенах педагогического училища, а далее, по мере привлечения новых участников, расширять площадку этого проекта. Может быть лет через 10-20 этой площадкой станет весь город: и педагогические задачи ориентирования детей города в его истории, культуре, хозяйстве, управлении, и просто в расположении и течении его главных и второстепенных мест и событий (достопримечательностей и обычностей, текущих дел и значимых свершений) войдут в качестве обязательных в инженерно-строительные, хозяйственные и архитектурные проекты, в решения Городского собрания, в строчки городского бюджета и, главное, в содержание учебно-воспитательной работы, обобщенным и универсальным ПЕДАГОГОМ которой является город. | Последнее отчасти в наших - педагогических - силах. И в училище начаты разработки, точнее, подступы к такой важной учебной дисциплине, как "Современный горожанин". Почему важной? Город является для ребенка естественной средой лишь отчасти. Большей своей частью он неведом ребенку, скрытен. Да и не только ребенку. Уже поэтому его необходимо изучать. Как природу, историю, искусство... Нужно уметь жить в современном городе, чтобы быть с ним на "ты". Традициями здесь не обойтись, все слишком динамично, изменчиво. Нужно уметь читать город - и свой и чужой, прежде чем связывать с ним судьбу. Город - это вечная школа, это сценические подмостки, на которых смешались актеры и зрители, это ристалище человеческих способностей и капище культуры. Дисциплина мыслится как уроки, примеры, демонстрации, практики... и для взрослых, и для детей. Она должна раскрыть возможное и невозможное для этого города. Она должна соединить в себе одновременно чувственное отношение к городу и мысленный взор на него, символические его черты и прозу. | Понимая ее важность, мы будем пытаться ориентировать разработку дисциплины на самые разные возрастные группы городского населения. Чего таить, если горожане в своей массе, да к тому же облеченные той или иной властью, той или иной ответственностью, тем или иным саном и положением горожанами-то являются только в силу прописки, по факту местожительства, а вовсе не по духу, не по образу мыслей и действий, не по стилю жизни. И если подобное положение дел будет длиться неопределенно долго (во всяком случае поколение за поколением, как это было, если в масштабе городского времени), Ульяновск будет городом, из которого хочется уехать. Иначе засосет глухой провинциализм. Иначе Ульяновску не сравниться с типичным или средним европейским городом, на который равняются сегодня и азиатские, и африканские достаточно крупные населенные пункты. А жаль... |
|
|