главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ, Андрей
Бросман От системы подготовки к системе образования заявка в издательство "Педагогика" / 1989 |
подход авторов к оценке ситуации в "образовании" |
Сфера "образования", как собирательное
понятие сложной системы деятельностей по накоплению, сохранению и передаче
совокупного социального опыта новым поколениям, сегодня переживает серьезные
трудности. Многo говорится и пишется о кризисе "образования" в целом и
отдельных его систем, о девальвации высшего образования, о целом ряде
противоречий(1),
о недостатках существующих методов и о спекулятивности предлагаемых… Принимая этот контекст, мы выделяем в нем собственное видение проблемности современной ситуации в "образовании". Необходимо признать, что перечисленных в первом предложении функций для сферы "образования" недостаточно. Для разрешения стоящих перед страной задач этого - передачи опыта "старших поколений" - мало, поскольку опыта разрешения подобных задач (перестройки, демократизации, регионализации, гуманитаризации, экономизации и пр.) "старшие поколения" просто не имеют. Другими словами, какие бы мы не возлагали надежды на существующие (и замышляемые) системы и структуры "образования", максимум, на что они способны, так это в наиболее полном виде воспроизвести, повторить прошлое страны. Естественно, что это крайняя, предельная точка зрения. В этом будет состоять особенность книги: в выделении некоторых аспектов "образовательной ситуации" и в их доведении до "логического конца", до предела. Благодаря такому подходу, мы надеемся на "прорыв" к сути выделяемых аспектов. |
Аспект I "Образование" (система учреждений и организаций, совокупность деятельностей и комплекс знаний) возможно только в условиях его собственного воспроизводства (самовоспроизводства) и трансляции (собственной жизни в истории). Существующую, официальную систему "образования" нельзя признать таковой, т.о. образованием по понятию, поскольку она при всей своей сложности и разнообразности представляет собой только часть, фрагмент того, что мы называем "классическим образованием". Таким образом (и в этом уже заключается крайность нашей позиции), в существующих образовательных учреждениях нельзя получить образования в точном и строгом смысле этого слова. В качестве второстепенной причины можно приводить доводы об отсутствии (или недостаточности, это неважно) образованных людей как живых "консерваторов" и "трансляторов" совокупного социального и культурного опыта, а далее, как следствие, и неэффективность учреждений образования. Аспект II Отечественная сфера "образования" исторически складывалась и строилась, во-первых, в связи с задачами индустриализации, во-вторых, с целью повышения "общего образовательного уровня" (в т.ч. для ликвидации безграмотности), в-третьих, в идеологии массовости, равенства и доступности (демократизации образования). |
Результатом этих усилий явилась существующая
система подготовки, но не образования. Система подготовки призвана,
прежде всего, готовить к производственной деятельности. "Демократизация"
образования обернулась его усредненностью, тем самым лишив его главного
- концентрации культуры в сообществе образованных людей. Еще одно следствие. "Производственная" структура образования (т.е. подготовка) лишила общество "свободных" личностей, которые единственно служат ресурсом его развития. И здесь вовсе не обязательна речь о промышленном производстве, но и о всяком ином - духовном, научном, культурном и пр. Аспект III Назовем его "местным" или региональным. Желание и необходимость в получении образования не обеспечены соответствующей возможностью наличных "образовательных" учреждений. Как нам представляется, эта не уникальность нашей области (родины известных строителей образования и просвещения), а скорее типичность географической и культурной провинции. Аспект IV В стране происходит складывание новой сферы образования рядом с существующей. Это - игровое движение, повсеместно возникшие философские, исторические, профессионально-предметные семинары, политические и дискуссионные клубы и т.д. С небольшой долей воображения подобную картину можно уподобить роли известных "штудиа гуманитатис" в итальянском Возрождении. |
к структуре книги |
Структура книги задается "развертыванием"
выделенных аспектов: - в попытке содержательного описания широкого "образовательного" движения в стране, его целей, программ и путей их реализации, - связывания и "функционализации" действующих систем подготовки и "неформальных" систем образования, - осмысления ценностей образования в coвременном мире и, соответственно, проблемы содержания образования, как наиболее трудноразрешимой. Изложение материала касается по преимуществу тех форм "нового", "нетрадиционного" образования, в которые включены сами авторы, которые они пытаются осмыслить и развернуть в "образовательное производство". С этой целью привлекается материал из истории педагогики и образования, а также строятся "прогностические" соображения. Предлагаемые сейчас "разделы" книги носят условный характер и не отражают последовательности в изложении материала, а скорее всего фиксируют основные содержательные акценты. Структура книги в целом будет задаваться характером выбранного нами жанра: построение диалога авторов с вынесением основных моментов в дискуссии с более широким кругом "персонажей" (действующих в реальной жизни, в истории, а также вымышленных). |
Основные роли авторов: один из них задает,
предлагает или описывает характерные исторические и культурные ситуации,
другой трактует их с точки зрения образовательных возможностей игрового
и семинарского движений. А также смена ролей: одним описываются "механизмы"
игровых форм обучения и образования, задачей другого является их интерпретация
на историческом материале и оценка современной ситуации. Раздел 1. Топика образования Состав сферы образования: - деятельности и структуры собственно образования, подготовка, обучение, учение, научение, воспитание, - а также функции, несомые образованным человеком (рефлексия, понимание, мышление, сознание, проблематизация, дисквалификация, целеобразование, самоопределение, идеализация, абстрагирование), - морфологические структуры сферы образования (школы, вузы, классы, факультеты, кафодры), - позиционные структуры (учащиеся и обучаемые…). На ряде ситуаций показывается отношение элементов состава "образования" (в "формальных" и "неформальных" структурах). Выделяются принципиальные педагогические и методологические схемы описываемых ситуаций. |
Раздел 2. Образовательная
механика ОДИ Процессы и механизмы организационно-деятельностной игры, ее история. Образовательная функция ОД-игры: ОДИ как "идеальная схема" образования, проектирование "нового" человека, игра как обучение, игра как образование...). Место ОДИ в социокультурной и социопроизводственной ситуациях (выход на содержание образования и подготовки, на цели и задачи образования и подготовки, ОДИ как повышение квалификации и переподготовка, решение межпрофессиональных и межпредметных проблем...). Раздел 3. ОДИ - ловушка для культуры ОДИ создавалась с целью "окультурации" деятельности (выход в играх на широкие исторические обобщения и профессиональную конкретизацию, рефлексивность и имитационность игры…). Для образования это: - реализуемость проблемного обучения, активных форм методов, - интенсификация мыслительных процессов за счет коллективной мыследеятельности, - воспитание социальное и профессиональное, - наглядное и демонстративное "становление" личности, ее прикрепление к культурным образцам. |
|
|
Раздел 4. Строительство
и инженерия образования Использование средств и методов организации деятельности, приобретенных и выращенных в ОДИ и семинарской работе. ОДИ как своеобразная практика экспериментирования в образовании, перенос экспериментального опыта из ОДИ м семинара в производственные ситуации деятельности. |
Описываются и иллюстрируются схемы как
на историческом и культурном материале, так и на материале собственного
опыта (довузовская подготовка в "Ульяновской школе архитекторов", экспериментальная
учебная группа в Ульяновском политехническом институте, курсы повышения
квалификации при областном Доме техники, Ульяновская школа менеджеров,
методологический семинар при областном отделении Педагогического общества,
игротехническая практика в ОДИ). Выход на программы организации "нового"
образования. |
|
А - деятельности по "нормированию" трансляции
(передачи) профессиональных знаний и воспроизводству типов деятельности. Б - деятельности, основанные на различного типа отношениях к транслируемым нормам и воспроизводимым образцам. 1 - проектирование, 2 - конструирование, 3 - принципы строительства, 4 - освоение |
Виталий Сааков, руководитель научно-проблемной лаборатории Ульяновского политехнического института "Методология и игротехника в высшей школе" (МИГРО)(2) |
ответ издательства "педагогика" |
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАУК СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗДАТЕЛЬСТВ, ПОЛИГРАФИИ И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПЕДАГОГИКА "____".___________ 197__ г. № ________ Москва, 107066, Лефортовский пер., 8 432002, г.Ульяновск, ул.Урицкого, д.5 Бросману А.Ю., Саакову В.В. |
||
Уважаемые Виталий Вадимович и Андрей Юрьевич! Издательство готово рассмотреть Вашу заявку на издание книги "От системы подготовки к системе образования". Просьба прислать Предисловие и пробную главу. |
||
С уважением, Зав.редакцией общей педагогики В.Василькова |
|
|
|
|