главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ, Андрей Бросман
От системы подготовки к системе образования
заявка в издательство "Педагогика" / 1989
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш образовательные проекты и разработки  
содержание разделаш от системы подготовки к системе образования  
  подход авторов к оценке ситуации в "образовании"  
  к структуре книги  
  ответ издательства "педагогика"  
     
     
   
  подход авторов к оценке ситуации в "образовании"  
Сфера "образования", как собирательное понятие сложной системы деятельностей по накоплению, сохранению и передаче совокупного социального опыта новым поколениям, сегодня переживает серьезные трудности. Многo говорится и пишется о кризисе "образования" в целом и отдельных его систем, о девальвации высшего образования, о целом ряде противоречий(1), о недостатках существующих методов и о спекулятивности предлагаемых…
Принимая этот контекст, мы выделяем в нем собственное видение проблемности современной ситуации в "образовании". Необходимо признать, что перечисленных в первом предложении функций для сферы "образования" недостаточно. Для разрешения стоящих перед страной задач этого - передачи опыта "старших поколений" - мало, поскольку опыта разрешения подобных задач (перестройки, демократизации, регионализации, гуманитаризации, экономизации и пр.) "старшие поколения" просто не имеют. Другими словами, какие бы мы не возлагали надежды на существующие (и замышляемые) системы и структуры "образования", максимум, на что они способны, так это в наиболее полном виде воспроизвести, повторить прошлое страны.
Естественно, что это крайняя, предельная точка зрения. В этом будет состоять особенность книги: в выделении некоторых аспектов "образовательной ситуации" и в их доведении до "логического конца", до предела. Благодаря такому подходу, мы надеемся на "прорыв" к сути выделяемых аспектов.
Аспект I
"Образование" (система учреждений и организаций, совокупность деятельностей и комплекс знаний) возможно только в условиях его собственного воспроизводства (самовоспроизводства) и трансляции (собственной жизни в истории). Существующую, официальную систему "образования" нельзя признать таковой, т.о. образованием по понятию, поскольку она при всей своей сложности и разнообразности представляет собой только часть, фрагмент того, что мы называем "классическим образованием". Таким образом (и в этом уже заключается крайность нашей позиции), в существующих образовательных учреждениях нельзя получить образования в точном и строгом смысле этого слова.
В качестве второстепенной причины можно приводить доводы об отсутствии (или недостаточности, это неважно) образованных людей как живых "консерваторов" и "трансляторов" совокупного социального и культурного опыта, а далее, как следствие, и неэффективность учреждений образования.
Аспект II
Отечественная сфера "образования" исторически складывалась и строилась, во-первых, в связи с задачами индустриализации, во-вторых, с целью повышения "общего образовательного уровня" (в т.ч. для ликвидации безграмотности), в-третьих, в идеологии массовости, равенства и доступности (демократизации образования).
Результатом этих усилий явилась существующая система подготовки, но не образования. Система подготовки призвана, прежде всего, готовить к производственной деятельности. "Демократизация" образования обернулась его усредненностью, тем самым лишив его главного - концентрации культуры в сообществе образованных людей.
Еще одно следствие. "Производственная" структура образования (т.е. подготовка) лишила общество "свободных" личностей, которые единственно служат ресурсом его развития. И здесь вовсе не обязательна речь о промышленном производстве, но и о всяком ином - духовном, научном, культурном и пр.
Аспект III
Назовем его "местным" или региональным. Желание и необходимость в получении образования не обеспечены соответствующей возможностью наличных "образовательных" учреждений. Как нам представляется, эта не уникальность нашей области (родины известных строителей образования и просвещения), а скорее типичность географической и культурной провинции.
Аспект IV
В стране происходит складывание новой сферы образования рядом с существующей. Это - игровое движение, повсеместно возникшие философские, исторические, профессионально-предметные семинары, политические и дискуссионные клубы и т.д. С небольшой долей воображения подобную картину можно уподобить роли известных "штудиа гуманитатис" в итальянском Возрождении.
вверх вверх вверх вверх
  к структуре книги  
Структура книги задается "развертыванием" выделенных аспектов:
- в попытке содержательного описания широкого "образовательного" движения в стране, его целей, программ и путей их реализации,
- связывания и "функционализации" действующих систем подготовки и "неформальных" систем образования,
- осмысления ценностей образования в coвременном мире и, соответственно, проблемы содержания образования, как наиболее трудноразрешимой.
Изложение материала касается по преимуществу тех форм "нового", "нетрадиционного" образования, в которые включены сами авторы, которые они пытаются осмыслить и развернуть в "образовательное производство". С этой целью привлекается материал из истории педагогики и образования, а также строятся "прогностические" соображения.
Предлагаемые сейчас "разделы" книги носят условный характер и не отражают последовательности в изложении материала, а скорее всего фиксируют основные содержательные акценты. Структура книги в целом будет задаваться характером выбранного нами жанра: построение диалога авторов с вынесением основных моментов в дискуссии с более широким кругом "персонажей" (действующих в реальной жизни, в истории, а также вымышленных).
Основные роли авторов: один из них задает, предлагает или описывает характерные исторические и культурные ситуации, другой трактует их с точки зрения образовательных возможностей игрового и семинарского движений. А также смена ролей: одним описываются "механизмы" игровых форм обучения и образования, задачей другого является их интерпретация на историческом материале и оценка современной ситуации.
Раздел 1. Топика образования
Состав сферы образования:
- деятельности и структуры собственно образования, подготовка, обучение, учение, научение, воспитание,
- а также функции, несомые образованным человеком (рефлексия, понимание, мышление, сознание, проблематизация, дисквалификация, целеобразование, самоопределение, идеализация, абстрагирование),
- морфологические структуры сферы образования (школы, вузы, классы, факультеты, кафодры),
- позиционные структуры (учащиеся и обучаемые…).
На ряде ситуаций показывается отношение элементов состава "образования" (в "формальных" и "неформальных" структурах). Выделяются принципиальные педагогические и методологические схемы описываемых ситуаций.
Раздел 2. Образовательная механика ОДИ
Процессы и механизмы организационно-деятельностной игры, ее история. Образовательная функция ОД-игры: ОДИ как "идеальная схема" образования, проектирование "нового" человека, игра как обучение, игра как образование...). Место ОДИ в социокультурной и социопроизводственной ситуациях (выход на содержание образования и подготовки, на цели и задачи образования и подготовки, ОДИ как повышение квалификации и переподготовка, решение межпрофессиональных и межпредметных проблем...).
Раздел 3. ОДИ - ловушка для культуры
ОДИ создавалась с целью "окультурации" деятельности (выход в играх на широкие исторические обобщения и профессиональную конкретизацию, рефлексивность и имитационность игры…). Для образования это:
- реализуемость проблемного обучения, активных форм методов,
- интенсификация мыслительных процессов за счет коллективной мыследеятельности,
- воспитание социальное и профессиональное,
- наглядное и демонстративное "становление" личности, ее прикрепление к культурным образцам.
схема 1
ОРГ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ ОРГ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 1989
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ ОРГ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
 
схема 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА ОРГ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА ОРГ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 1989
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА ОРГ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ
 
Раздел 4. Строительство и инженерия образования
Использование средств и методов организации деятельности, приобретенных и выращенных в ОДИ и семинарской работе. ОДИ как своеобразная практика экспериментирования в образовании, перенос экспериментального опыта из ОДИ м семинара в производственные ситуации деятельности.
Описываются и иллюстрируются схемы как на историческом и культурном материале, так и на материале собственного опыта (довузовская подготовка в "Ульяновской школе архитекторов", экспериментальная учебная группа в Ульяновском политехническом институте, курсы повышения квалификации при областном Доме техники, Ульяновская школа менеджеров, методологический семинар при областном отделении Педагогического общества, игротехническая практика в ОДИ). Выход на программы организации "нового" образования.
 
 
схема 3
СТРОИТЕЛЬСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ СТРОИТЕЛЬСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 1989
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ СТРОИТЕЛЬСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Саморефлектирующая,
саморегулирующаяся, экспансивная,
оестествляющаяся
сфера образования:
1 - Тематическое пространство строящегося образования,
2 - Строительная площадка образования,
3 - Принципы строительства,
4 - Строительный материал образования
схема 4
ИНЖЕНЕРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ ИНЖЕНЕРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 1989
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ, Андрей Бросман/ Образовательные проекты/ Заявка в издательство "Педагогика"/ ИНЖЕНЕРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А - деятельности по "нормированию" трансляции (передачи) профессиональных знаний и воспроизводству типов деятельности.
Б - деятельности, основанные на различного типа отношениях к транслируемым нормам и воспроизводимым образцам.
1 - проектирование,
2 - конструирование,
3 - принципы строительства,
4 - освоение
  Виталий Сааков,
руководитель научно-проблемной лаборатории
Ульяновского политехнического института
"Методология и игротехника в высшей школе" (МИГРО)(2)
 
вверх вверх вверх вверх
  ответ издательства "педагогика"  
  АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗДАТЕЛЬСТВ, ПОЛИГРАФИИ И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ПЕДАГОГИКА
"____".___________ 197__ г. № ________
Москва, 107066, Лефортовский пер., 8
432002, г.Ульяновск, ул.Урицкого, д.5 Бросману А.Ю., Саакову В.В.
 

Уважаемые Виталий Вадимович и Андрей Юрьевич!
Издательство готово рассмотреть Вашу заявку на издание книги "От системы подготовки к системе образования". Просьба прислать Предисловие и пробную главу.
С уважением,
Зав.редакцией общей педагогики В.Василькова
вверх вверх вверх вверх
 

(1) - Между чрезмерным накоплением знаний и ограниченном времени обучения, между актуальностью межпрофессионализма, политехницизма и продолжающейся специализацией, а также между формальным и материальным образованием, гуманитарным и технократическим подходами…  
(2) - Название PRISS-laboratory до 1999г.  
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1989
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 20 декабрь 2008

последнее обновление
28 ноябрь 2014
07 январь 2012