главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
  Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии, 1991-1994 Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович Щедровицкий

М.Ю.Садовенко

Знания в трансляции (знание в культуре)
совещание "Инженерные знания и общая эпистемология", 1991
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
вернуться в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
     
  тема первого дня
Становление, место и функции эпистемологии в СМД-методологии
История представления о знании в философии, науке, инженерии

17.01.1991
 
САДОВЕНКО Марина Юрьевна
Знание в культуре
версия для печати
  17.01.1991, 19.00, вечернее заседание  
 
17.01.1991, 19.00
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Прошу Вас, Мария Юрьевна! (пауза)
Коллеги! Коллега Сааков недоволен. Он говорит, что народу тут больше, чем записалось. Задает вопрос "Зачем скрываетесь?"
САДОВЕНКО М.Ю. - На 8 человек только больше, Г.П.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Итак, служба информации знает, что не записались 8 человек. Поэтому я прошу записаться. Зачем мне устраивать Всесоюзный розыск?
Прошу Вас.
САДОВЕНКО М.Ю. - Садовенко Мария Юрьевна, Набережные Челны, филиал ИПК Минавтосельхозмаша.
Во-первых, я хотела бы сказать, что предыдущая ситуация во многом облегчила мою задачу, поскольку мой доклад называется "Знание в культуре" и эта тема косвенно была затронута. С другой стороны, затруднила. (…) Во многом тема.., кто не был знаком с направлением нашей работы, то на примере докладов Саакова В.В., Исаева О.Г. и моего [может стать] понятен характер нашего отношения и какую линию работ мы хотим открыть. (неразб) [Было] замечание В.Ф.Шевченко, то мы стали (я говорю уже о себе) пытаться использовать эту ситуацию. Потому что в коммуникации есть возможность для локальной трансляции тех моментов, которые мы в силу своего сравнительно недавнего включения в методологию не могли (неразб). И соответственно, те вопросы, которые обсуждались по поводу схемы, схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности во многом дополняют и развивают наши собственные методологические знания. С другой стороны (я не знаю, ушел В.Ф. или нет), мне хочется отметить, что мы остаемся как люди с разными ориентациями достаточно закрытыми для понимания, и это хорошо на первых порах, поскольку это исключает возможность для чисто коммунальных взаимоотношений. Поскольку мы в этом участвуем, то это - объективные моменты нашей работы. И с этой точки зрения - это одно из наиболее удачных совещаний. Хотя, если я правильно поняла те вопросы, которые стояли, требуют от тех, кто докладывает, очень точной конкретной проработки тех представлений, которые мы вводим. В этом, конечно, негативный момент ситуации.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Вроде бы, все наоборот - позитивный.
САДОВЕНКО М.Ю. - Ну, поскольку странно (…) это все. Но я поняла этот момент и хотела бы еще ввести пункт, который с моей точки зрения поднимал уже В.В.Сааков. Это пункт, который В.Ф.Шевченко называл несостыковкой, противоречиями, которые он хотел бы уточнить. Я не думаю, что мы придем к согласию, но этот пункт нужно выявить, чтобы он стал некоторым материалом.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - И совсем не то. Как показывают своими головами присутствующие, он вообще не то говорил. Но неважно это все. Прошу прощения.
САДОВЕНКО М.Ю. - Поскольку с моей точки зрения есть еще одна сторона на обсуждении и в начале организации работ. Дело в том, что во всех вопросах, кроме вопросов В.Ф., которые были заинтересованными, отсутствовало отношение к теме знания. Это я отношу также к моей собственной работе, и буду говорить на этом материале. Поскольку вопрос к теме знания, отношение к ней невероятно сложно. И требует учета как минимум трех моментов.

Я сейчас воспроизведу ту схему, которую Г.П. утром представлял (рисует). Соответственно, план знаковой формы, план объективного содержания, процедуры замещения и отнесения. С моей точки зрения, сегодня, к концу этого заседания можно было определить возможности (неразб) на основании этой схемы, которые заключаются в исследованиях. Но при этом есть одна трудность. Поскольку разворачивание программы исследований знаний еще предполагает, что проработана и принята идея, в соответствие с которой знания являются в первую очередь мыслительной организованностью. Поскольку и план знаковых форм, и план объективного содержания не имеют никакого отношения к реальности.
И в этом смысле слова, когда В.В. обсуждал идею объекта, то она в этом пункте очень значима, поскольку мы всегда кладем за счет знаний представление объекта (неразб.). Никакого отношения тема знания к реальности не имеет. Поэтому разнообразные последующие обсуждения, где был упор среди прочего на феноменальный план происходящего, и взаимоотношения знаний к феноменальным и (неразб.) планам есть та линия, которая не позволяла обсуждать эту идею. Поскольку знания, во-первых, представляют собой организованность мышления и мыследеятельности. При этом, поскольку я стала думать над тем, почему этот момент такой неочевидный, я пришла к выводу, что нам, поскольку мы работаем много лет игротехниками, в ряде случаев удалось обойти тот момент, что реальность дана нам через знания. Мы работали в играх, а их содержание и цель была организация коллективной мыследеятельности, то соответственно каждый раз у нас вставала задача организовать коллективную мыследеятельность. В условиях, когда такой объект, как коллективная мыследеятельность, феноменально не дан. И иначе, как через объективное содержание двигаться там было невозможно. Это не означает, что мы не совершали никаких действий, мы приходим в группу, где сидели люди разного возраста, руководящие партийные работники застойного периода.
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
схема 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
 
схема 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
 
Соответственно, у них еще были профессиональные предметные представления. А от нас требовалось организовать мыследеятельность. При этом никакие попытки сделать это на уровне процедур и операций не удавались. Мы их сажали, они сидели. Но требовалось другое. От нас требовались исследования ситуации на материале знания об объекте мыследеятельности или системомыследеятельностные знания. Естественно, мы их сами и вырабатывали в тот период. Поскольку у нас (это по поводу живой трансляции) было много товарищей-методологов, которые активно развивали тогда область содержания системы мыследеятельности. Я очень хорошо помню дискуссии Юрия Вячеславовича Громыко, которые помогали во многом организовать работу. И в этом смысле слова опирались на онтологические основания (неразб.). В частности, он обсуждал коммуникацию и понимание, и этим помогал сдвинуться представлениям о том, что реальность нам дана через ощущения, к идее такого объекта как мыследеятельность. Я здесь...
(пропуск, смена стороны кассеты)
САДОВЕНКО М.Ю. - (рисует) Соответственно, в соответствии с этим…
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - В соответствии с чем?
САДОВЕНКО М.Ю. - В соответствии с этой схемой...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Вы знаете эту историю? Я ее очень люблю. На семинаре у Гильберта появилась молодая аспирантка, начала делать доклад. Вышла к доске и, как у Вас, - один скрип мела. Гильберт слушал, слушал и говорит: - "Много мела, а мысли то где?"
САДОВЕНКО М.Ю. - Сейчас. В соответствии с этой схемой... Я напомню... Мыследеятельность есть такой вид объекта, когда предполагается, что взамен такого объекта, как природа, вводится, может исследоваться и организовываться такой объект как мыследеятельность, который включает три плана. План мышления, план мыслекоммуникации и план мыследействования. При этом план мыслекоммуникации является (неразб.). На него проецируются как план мышления, предметного, профессионального, так и план мыследействования.
Почему я еще привожу эту схему? Поскольку эта схема показывает, что вопрос о знаниях всегда требует еще соответствующей онтологической проработки и выяснения отношений между знаниями и онтологией.
Поскольку, если я правильно понимаю то, что писали ряд философов (не буду их называть), что знание есть вообще движение по онтологии. И получается как движение человеческой мысли. Хотя это тоже не положение, а некоторый тезис. Но соотношение между знанием и онтологией, знанием и деятельностью, знанием и мыследеятельностью есть исходные сочленения, о которых, если я правильно понимаю, уже напоминала В.Л.Данилова, в которых при этом можно обсуждать знания.
Следующий момент. При этом я понимаю все вопросы практического плана, которые поступали из зала. И с моей точки зрения, все вопросы относились к тому, как знания соотносятся с конкретным практическим действием людей. И в этом смысле слова, когда обсуждалась схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности, я поняла, что мы тоже допустили ошибку в ее обсуждении. Поскольку надо было еще объяснить, что действительно трансляция культуры там не выступает как автономный процесс. И вся эта схема, эта схема, которая фиксирует основной процесс деятельности - ее воспроизводство и трансляцию культуры.
Соответственно эти два пространства (рисует) - это есть схема, на которой может строиться понятие деятельности.
И, соответственно, деятельность не может автономно присутствовать ни в культуре, ни в ситуации, а лишь соответственно в этих двух пространствах.
Теперь стоит вопрос, как знания присутствуют в культуре и откуда вообще возникает эта проблематика и проблема? Я здесь тоже сделаю ряд наивных выводов (для меня), поскольку основной вопрос для меня, не связанный со знанием, но потом все пришлось приворачивать и приводить в сферу моих интересов и еще к тому тематическому направлению, которое нужно обеспечить. Меня больше всего интересовал вопрос, а в какой степени знания обеспечивают не только деятельность, но и те возможности образования, дающие право не только организовать деятельность, но и более сложные вещи, связанные с развитием деятельности, формированием новых структур. Это непосредственно относится и к той ситуации в стране, которая у нас обсуждалась с самого начала. Поскольку с моей точки зрения вопрос для нас формулируется достаточно сложно.
 
 
схема 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
схема 5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
 
схема 6
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
схема 7
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
© priss-laboratory, 1991
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары по СМД-эпистемологии/ 1991/ М.Ю.Садовенко. Знания в трансляции (знание в культуре)
Вот когда схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры создавалась и представлена [в основе] в "Разработке автоматических систем в проектировании". То готовясь к этому совещанию, я очень внимательно читала раздел, посвященный кооперации деятельности. И с моей точки зрения в этом пункте обсуждалась идея естественнонаучных знаний и разных предметов, которые присутствуют в кооперированной деятельности (рисует). Но при этом, в тот период соответствующей схемы МД и знаний по схеме МД еще не было. И приходилось, если я правильно понимаю, предполагать, что за счет идеи кооперации возможно соединение различных позиций с различными предметными (неразб.). И в этом смысле слова блок культуры занимал отдельное место, а сверху там (рисует) были образцы, прототипы и знания. Но вот сегодня, что для меня очень существенно, я это поняла впервые, этот пункт, что по сути дела основным требованием в процессе трансляции культуры является то, что все организованности этого процесса должны оставаться неизменными.
Тогда возникает вопрос: если они остаются неизменными, а с другой стороны, в социальных ситуациях не может обеспечиваться развитие деятельности, то в каком же пространстве и за счет какой работы эти процедуры по развитию деятельности и созданию новых ее видов могут обеспечиваться? И у меня есть пока только один ответ на этот вопрос. Он связан с тем, что, хотя вот этот блок соответствующих знаний остается неизменным, но сейчас задача состоит в том, чтобы, во-первых, выделить соответствующие типы знаний, которые с другой стороны соответствуют онтологическим картинам (рисует). И есть еще одно пространство, которое косвенно затронул О.Г.Исаев - пространство онтологической работы или онтологического конструирования. При этом я так смело обращаюсь к этим пространствам, что сама этой работы не понимаю.
Поскольку есть онтология МД, (неразб.) и соответствующая схема, есть естественнонаучная онтология, зафиксированная в ряде предметов (рисует), и все физики хорошо знают, что работа в теоретической физике не связана непосредственно с процедурами, а требует объекта.
Соответственно, можно выделить еще очень много (если нужно, если это получается) типов онтологических картин. И по сути дела знание и иго культурное употребление требует исследования соотношения между знанием и онтологией. А с другой стороны, с организацией систем воспроизводства, которые позволили бы за счет того, что результаты исследования вводятся в систему воспроизводства (их можно еще отдельно разместить и обсуждать), чтобы обеспечивать не только их трансляцию и воспроизводство деятельности, но и образование. Я вообще впервые обращаюсь к теме образования, но я хорошо понимаю сейчас, что знание… Это та тема, которая позволяет обсуждать не только деятельность и мышление, но и в целом культуру. А с другой стороны, вне исследовательских программ в области знания невозможна никакая культура и, соответственно, реставрация этой линии.
Вот, у меня все.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Спасибо, М., говорю я, тяжело вздохнув. Какие вопросы, уважаемые коллеги? Нет вопросов (пауза).
СААКОВ В.В. - М.Ю., речь идет о другой форме или другом типе знания, нежели о тех, о которых говорил О.Г.(Исаев), помещая их не в каналы трансляции, а в другое место на схеме воспроизводства?
САДОВЕНКО М.Ю. - В.В., я другое утверждаю. Я говорю, что для того, чтобы обсуждать знание, нужно, во-первых, приобрести соответствующее исследовательское отношение. Это отношение разворачивается и может разворачиваться на таких схемах-моделях, которые вводил Г.П. и обсуждал в первой части. С другой стороны, если мы хотим обсуждать затем соотношение между знанием и деятельностью, нам нужно еще обсуждать соотношение между знанием и онтологиями, которые позволяют эти знания рассматривать как осмысленные, привлекающие идею мышления, а не только (действия).
СААКОВ В.В. - Знание вне онтологии обсуждать вообще бессмысленно? Я так понимаю? Это будет не о знании?
САДОВЕНКО М.Ю. - В.В., Вы хотите мой тезис с Вашим (неразб.) Я не против.
СААКОВ В.В. - Нет, я не пытаюсь.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Чего Вы спрашиваете, В.В.? Впечатление, что у Вас нет вопроса.
СААКОВ В.В. - У меня вопрос теперь в том, что для того, чтобы обсуждать тему знания, вначале д.б. проделана онтологическая работа. Это не...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Это Ваше утверждение...
СААКОВ В.В. - Я так понял. Неправильно понял...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Нет. Возможно. Давайте теперь выяснять. Итак, Вы спрашиваете: "Правильно ли я Вас понял М.Ю., что Вы утверждаете, что прежде чем приступить к исследованию знаний, надо построить онтологическую картину, в которых знания представлены как определенные объекты, в рамках идеального представления, идеального объекта?" Я правильно изложил?
СААКОВ В.В. - Да.
САДОВЕНКО М.Ю. - Тогда - да.
СААКОВ В.В. - Я так и спросил.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Вообще, чтобы вести исследование, надо задать онтологическую картину. Вести исследование без предварительного полагания онтологических картин нельзя.
СААКОВ В.В. - Г.П., но тогда можно вернуться к тому месту в моем сообщении, где Вы выделили этот момент исследования порождаемого мира знаний...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Порождаемого чем?
СААКОВ В.В. - Порожденного мира знаний.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - По исследованию мира знаний. Так?
СААКОВ В.В. - М.Ю. тоже утверждает, что отношение к миру знаний - исследовательское отношение.
САДОВЕНКО М.Ю. - У нас там есть одно противоречие, В.В. Я хорошо помню это место Вашего доклада. Поскольку, если я правильно поняла тот пункт, Вы не обсуждали в Вашем докладе исследование знаковых форм.
СААКОВ В.В. - Там место выделено было.
САДОВЕНКО М.Ю. - Вот. И при этом, если я правильно поняла вопрос, дальнейшее обсуждение по поводу (...) и всего остального. Вы исследование знаковых форм опускали. Вообще.
СААКОВ В.В. - Да, это не обсуждалось, и работа не проделывалась. Да.
САДОВЕНКО М.Ю. - И в этом смысле слова я ведь в первой части говорила, что идея объекта не имеет отношения к идее реальности, Вы ведь этот пункт наоборот (считали) и отождествляли, если я правильно поняла тогда.
СААКОВ В.В. - Я понимаю, вроде бы, что объекты есть содержание мышления, а не реальности.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Да, но я так понимаю, что М.Ю. говорит что-то другое. А вот в чем у вас противоречия и из-за чего вы битву устроили, я на самом деле не понимаю.
СААКОВ В.В. - В конечном счете, что будет исследоваться.
САДОВЕНКО М.Ю. - В.В. воспользовался, что нет вопросов, поэтому хочет наши точки зрения привести к параллельным.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ну, и помоги, пожалуйста.
САДОВЕНКО М.Ю. - Я согласна. В.В., там есть такой пункт: знание, с моей т.зрения, не являются содержанием мышления. Поскольку идея содержания мышления означает, что мышление делегируется индивиду.
СААКОВ В.В. - В том случае, если считать знание содержанием мышления?
САДОВЕНКО М.Ю. - Да. Я указывала на другой пункт: что есть знания, и они всегда лишь мыслительные структуры. Другой вопрос, что есть знания, представленные через систему понятий или конструкций мыслительных структур на базе понятий. Наверное, очень сложно и бессмысленно...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - М.Ю.! Но это, кажись, надо иначе пояснить. Знания принадлежат мышлению, а следовательно, не психике человека. Ибо психика человека к мышлению не имеет ровно никакого отношения.
СААКОВ В.В. - Да.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Вот это говорит М.Ю., если я правильно понял. Что из этого следует? Я еще не очень понимаю, но, наверное, она объяснит, что из этого следует.
САДОВЕНКО М.Ю. - Я могу сказать. Из этого следует тот момент, который можно обратно приписать СМД-методологии. Если я правильно поняла, то никакая другая линия работ, в т.ч. и философская, этого пункта не утверждает. (А именно), что в методологии сформировалось такое представление о мышлении, когда мышление рассматривается не как прерогатива индивида (иначе - человек может стать умный, попав в хорошую среду или систему обучения и подготовки), а как существующее само, даже вне исторически. С одной стороны. А с другой стороны, мышление всегда фиксируется в организованностях. И знаковые формы, коммуникативные или схематические выступают как план, который выпячивает поверхность этого мышления в некотором смысле слова натурально.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - И что из этого следует?
САДОВЕНКО М.Ю. - Из этого следует, что исследование знаний само по себе есть возможность исследовать линию мышления независимо от тех трансформаций, которые знания получают независимо от конкретных практических ситуаций. И, кроме того, знания… Есть еще знание по сути (вопроса). Надо строить типологию знаний, поскольку в знание могут входить и идеи и мифы и ряд друг
их организованностей, которые нам известны. Таким образом (неразб.).
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - М.Ю., я ведь понял вот что. Вы говорите, мышление, как и природа, задается и формируется в особой онтологической картине, подобной картине природы. И существует мышление точно так же вне природы и вне индивидов. И только, положив такую мировоззренческую онтологическую картину про мышление вообще, мышление как субстанцию, и затем, выделив из этой картины мира такие узлы или сгущения, какими являются идеальные объекты, можно приступать к исследованию мышления.
САДОВЕНКО М.Ю. - Да, но я почему еще так осторожно говорю? Поскольку, с моей точки зрения, даже Аристотель сломался на этой процедуре. Поскольку взамен того, чтобы свою собственную идею формального знания обсуждать в чистом виде, он все время привлекал и сопоставлял их с другими видами идей и направлений своих предшественников и современников.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Не-е-ет. Вроде, я все понимаю, что Вы сказали, но добавляю одну вещь: Аристотель - не Платон...
САДОВЕНКО М.Ю. - Да. Поэтому он особенно Платона не любил.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. -... а потому то, что он сломался, для нас никакого значения не имеет. В этом смысле опять эта поговорка - так им дурошлепам и надо. И у Аристотеля другого пути не было, поскольку он изменил платоновскому принципу и стал, как это у нас писали в учебниках, материалистом. А, следовательно, должен был обязательно чуть раньше или чуть позже сломать себе голову и концепцию. И чего нам заботиться об этих самых полоумках?
ХХХХ (Луковенко?) - Можно вопрос?
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Прошу Вас, коллега!
ХХХХ (Луковенко?) - М.Ю., правильно ли я понял, что мышление - это реализация в сознании индивида каких-то достаточно высоких культурных норм? Мыслительных.
САДОВЕНКО М.Ю. - Да.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Но в той мере, в которой мышление может существовать в сознании индивида. А это тоже само по себе вопрос.
ХХХХ (Луковенко?) - Тогда опустим сознание. Мышление есть реализация культурных, мыслительных норм. Тогда почему это внеисторично? Разве там эти нормы не претерпевают изменений, в истории?
САДОВЕНКО М.Ю. - Спасибо большое. Но почему Вам так дорог акцент на слове "реализация"?
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Нет, коллеге другое дорого. Он спрашивает: "Вы сказали это так - небрежно, или на самом деле есть какие-то основания считать почему-то, что мышление является или д.б. внеисторическим?" Философия ведь на самом деле очень точная. Это старая программа и проблема. Ведь все, кто занимался мышлением, стояли на том, что оно внеисторично. И, насколько я знаю, я вообще первый такой ублюдок, который твердит, что мышление исторично. И все люди, называющие себя учеными, машут руками и твердят: "Он ничего не понимает про мышление, он думает, что мышление исторично. Ха-ха-ха!". Поэтому я особенно, точно так же как и коллега, заинтересован в том, чтобы получить ответ.
САДОВЕНКО М.Ю. - Хорошо. Во-первых, идея истории тоже идея мыслительная и неизвестно, распространяются ли на нее параметры времени, если Вы сопоставляете время с историей. Если не вводить критерий времени на идею истории, тогда между Вами и мной нет противоречий. С другой стороны, мы всегда проводим при исследованиях исторические реконструкции, но эти исторические реконструкции правомочны и содержательны лишь в силу того, какую мы будем (брать) исходную мыслительную единицу для реконструкции. И в этом смысле слова мы никогда не можем ответить на вопрос, зависит ли результат исторического исследования мышления от той категории, которую мы взяли. А она размещена в истории на определенном моменте или функционально употребляется постоянно. Или нет. Но Вы правы, абсолютно, поскольку например, если я правильно понимаю, Аристотель обсуждал ряд принципов на получение знаний, которые работают (с моей точки зрения) как вечные в ЕН-подходе. С т.зр. организации формы, это знания в исследовательской деятельности. Когда ищется соответственно начало (как он выделял), следствие и отношение (причина). Проводится на самом деле категориальная проработка. И если я правильно понимаю (хотя очень наивно), даже кибернетические схемы есть во многом модификации этих (неразб).
ХХХХ (Луковенко?) - Можно ли так понять, что Вы не можете ничего сказать об историчности или внеисторичности мышления?
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Нет коллега. М.Ю. не из тех людей, которые так уклоняются. Она занимает свою жесткую позицию как оловянный солдатик, который, как вы знаете, сгорел, поскольку отступать не мог. Она говорит совсем другое. Бессмысленно было бы говорить про законы физики - неважно какие - принципы относительности или закон Кирхгофа, что они (все) историчны. Ибо природа при своей историчности не допускает таких меняющихся в истории законов. Нельзя сказать, что закон Кирхгофа действует в XIX веке, а в XVIII он не действовал, в XVII не действовал и в XXI не будет действовать. Это бессмысленно по понятию. И М.Ю. ссылается на это и говорит, что и структуры мышления как таковые всегда вечны. Мышление остается одним и тем же, постоянным, как это было принято в логике, для всех времен и народов. Одним и тем же.
ХХХХ (Луковенко?) - Но тогда, если про закон Кирхгофа, то нужно говорить не о мышлении, а о логике. Скажем, о логике Аристотеля...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Нет, коллега. Хотя я понимаю все то, что Вы говорите. Но логики - народ тоже упорный. Они говорят не о формах логики (тут они даже готовы признать, что они историчны, формы логики меняются), поскольку они совершают атрибуцию к именам: был один логик - была одна логическая система, был другой логик - были другая. А вот мышление как таковое - оно всегда постоянно, оно не меняется, одно и то же для всех времен и всех народов. Так они говорят. И в этом пункте я разошелся с традицией, поскольку я в противоположность М.Ю. утверждаю, что мышление исторично, и формы его, законы, структуры меняются во времени. Но теперь я, тем самым, взял на себя подряд это доказать и объяснить. А они все ждут с удовольствием, где я мордой об стол поеду. Поскольку полагают, что сделать этого нельзя никогда. Ни при каких временах, ни при каких правителях. Но это на самом деле реальный спор. Он появился примерно 30 лет назад. И я еще надеюсь, что либо я сам выстою, либо мои ученики выстоят. Но поскольку я не могу на них давить, то видите, из них многие встали на противоположную, враждебную (говорю я со смехом) мне точку зрения.
САДОВЕНКО М.Ю. - А мы сами этого не знали. Но Вы правы. Там есть еще такой вопрос, который Вы обсуждали (неразб.). Поскольку я сейчас для себя исключительным считаю, просто не могу от этого уйти, я бы с удовольствием... Мышление определяется не процедурно-операциональным знанием, а онтологическим.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Так Вы, значит, эту точку зрения содержания совместно выработали в Набережных Челнах?
САДОВЕНКО М.Ю. - Нет.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Итак, у Вас... психоз коллективный.
САДОВЕНКО М.Ю. - ... процедурно-операциональный план тоже не задает (неразб.). Но...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ладно. Давить на Вас я не буду. Но аргументы выкладывайте, пожалуйста. Поскольку вопрос-то остался. Почему это ты думаешь, что мышление внеисторично?
САДОВЕНКО М.Ю. - Потому, что...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Может быть, лучше подумать, взять тайм-аут и сказать коллеге, что подумавши, ты завтра-послезавтра ответишь на этот вопрос. Мне бы это казалось разумным.
САДОВЕНКО М.Ю. - Хорошо, Г.П.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Прошу Вас, коллега.
МАЛЫШЕВА И.Б. - Вопрос к этому месту. Если доказывать историчность мышления, то необходимо рассматривать новое понятие о времени, историческом. Потому что при хронологическом подходе действительно говорить, что мышление (…) неправомерно. То есть, необходимо вводить другие единицы исторического времени.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Это-то само собой необходимо. И бесспорно. Но я не понимаю сейчас, в чем принципиальное различие между историей в любом ее представлении и временем. Ну, введем мы новое понятие истории? Подумаешь...
МАЛЫШЕВА И.Б. - Я могу (неразб.) делаю утверждение, что история есть движение мысли во времени. При этом я задаю время как некоторую мыслительную (неразб.), как бы... Для меня пространство мышления есть идея пространства, то есть то, что задает Е-процессы, и пространство временное - это то, что задает мое И-отношение. И в этом смысле оно (определяет мое отношение), потому что оно дискретно. И в этом смысле разговора я могу обсуждать вопрос историчности мышления. Задавая время через дискретность события.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ира! Все равно ведь непонятно. Поэтому я бы подумал на этот счет, и если Вы сумеете доказать то, что Вы утверждаете - пишите заявку на Нобелевскую премию (пауза).
Еще какие вопросы, замечания, коллеги? Прошу Вас.
УКРАИНСКИЙ М.Ю. - М.Ю., правильно ли я понял, что в Вашем выступлении знание фиксирует две области. Первая - область действия в процессах воспроизводства деятельности. Вторая - область принадлежности к мыследеятельности. И знание фиксирует эти два пространства и находится в каких-то соотношениях между ними?
САДОВЕНКО М.Ю. - Вы правы, поскольку указываете на то, что этот момент не проработан. С моей точки зрения (и сегодня утром Г.П. высказал эту линию) можно строить СМД-понятие знания, и на этом вторую линию поднять впервые.
А вот, например, как знание в процессе воспроизводства деятельности движется и функционирует - это другая задача. Это два разных направления, но второй, мыследеятельностный, представляется более обширным. (Если) я еще знаю как этот вопрос обсуждать...
УКРАИНСКИЙ М.Ю. - Объемлющий...
САДОВЕНКО М.Ю. - ... да, то вот на этот (вопрос), как они там функционируют в условиях, когда существует идея кооперации, соответствующей рефлексии и всего остального... Это тоже сложно.
УКРАИНСКИЙ М.Ю. - Спасибо
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Я надеюсь, что больше нет вопросов, уважаемые коллеги? И если никто не настаивает на вопросе, я бы на этом сегодняшнее заседание закрыл. Что касается меня самого, то я страсть как хочу посмотреть....
(конец заседания)
редакция - В.Сааков, 08 марта 2009
 
 
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2009
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 20 февраль 2009

последнее обновление
08 декабрь 2014
20 январь 2012