главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии, 1991-1994 | ||
Е.Н.Запоточный Заметки к теории действия совещание "Инженерные знания и общая эпистемология", 1991 |
статьи, подготовленные для семинара Инженерные знания и общая эпистемология/ 1991 17-20.01.1991 |
ЗАПОТОЧНЫЙ
Евгений Николаевич Заметки к теории действия |
формат microsoft word |
апрель 1991 |
Теория - это особая действительность, двигаясь в которой,
мышление порождает метод и снимает его в форме логики, понимаемой в
тех категориальных основаниях, на которых построена сама теория. Такое
движение мышления в рамках теории есть мыслительное действие,
называемое методо-логизацией мышления. Таким образом, если рассматривать
функциональное отношение мышления и теории, то само это отношение есть
действие методологизации.
Для совершения обыденных действий нет необходимости в теории, так как обыденное - значит устоявшееся, само по себе устойчивое в силу своего существования и воспроизводства. Так называемое обыденное действие осуществляется как воспроизводство существующих норм той системы (ценностей или функций), которую можно назвать по Марксу "предметно одинаковая реальность", имея в виду сложившуюся в обществе систему отношений. Но если речь идет о действии, несущем новое содержание, то в "системе" обыденности или в "предметно одинаковой реальности" такое действие невозможно, так как новое не может пониматься в "старых" представлениях. Такое действие, которое несет новое содержание, я называю развивающим действием. |
Необходимость совершать развивающее действие возникает,
к примеру, в практике оргдеятельностных игр (сама игра есть развивающее
действие), а также в мышлении, средством развития которого является
методологизация, как действие особого рода.
Для таких действий необходимо строить другую действительность, отличную от "предметно одинаковой реальности". Это действительность теории, и построение теории есть создание условий развития. Иначе говоря, теория - это то пространство, в котором актуализируется развитие. Отсюда вытекает, что назначение теории в том, что она создает возможность фиксации развивающего действия, а также в рамках теории возможна и подготовка (или проектирование такого действия). Теория как таковая не существует в реальности, ее "реальность" есть система мышления, т.е.теория может строиться и употребляться в мысли, и действие, фиксируемое и проектируемое теоретически, есть мыслительный конструкт, интерпретируемый в мыслительной имитации как действие. |
|
|
|
Итак, теория позволяет в мыслительной имитации порождать
такой мыслительный конструкт, как действие. Таким образом, теория может
трактоваться как устройство, посредством которого в системе мышления
производятся некоторые структурные образования, а значит образования,
фиксируемые в определенных культуро- и нормосообразных (например, в
знаковой структуре) единицах. А это говорит о том, что таким образом
возможно встраивать формы, порожденные употреблением в мышлении теорий,
которые несут в себе момент развития, в систему функционирования.
И если к системе, представленной как система функционирования присоединить систему мышления, опосредовав это присоединение теоретически, т.е.теорией, которая актуализируется в этом опосредовании как метод. то такое образование может быть представлено в культурно определенных единицах. Одной из таких единиц является единица знания, которая имеет свою историю развития, представляемого как соотношение прошлого в его результатах, настоящего в долженствовании и будущего как возможных закономерных линиях разворачивания. |
Одна из таких линий - линия эпистемологии, которая
реализует интенцию на новую трактовку знания, изменение структуры знания,
построение единиц знания, имеющих "эпистемическую емкость", сопоставимую
с задачами развития, охватывающих широкий класс ситуаций употребления.
В частности, как экземплификат из класса ситуаций употребления может
быть представлен метод как объект знания и теория как знаковая форма,
представляющее метод в некоторой нормированной форме.
Как было сказано выше, речь идет о развивающем действии, а значит, выходящим за рамки понимания в существующих системах. А за этим следует, что теория действия должна строиться в другом функциональном пространстве, в пространстве будущего, т.е., возможного. И каждое совершенное или произведенное действие в соотнесении должного (теория должна строиться) и возможного будущего будет своеобразным проецированием системы теории из пространства возможного в пространство должного. Таким образом получается следующее соотношение: теория строит свой объект в пространстве будущего, определяемого функционально как возможное, но в средствах настоящего, определяемого как должное. |
|
|
|
Тогда объект существует прогностически, он прогнозируется,
т.е., мыслится в будущем в форме знаний, но сама знаковая форма знания
принадлежит должному.
В ходе вышеизложенного рассуждения происходило перемещение предмета разработки по разным пространствам: пространству предположения, пространству суждения, пространству мышления и пространству функциональному, должному и возможному. Я рассматриваю такое перемещение как закономерное в логике действия, а сам принцип смены пространств - как требование к методу действия. Метод действия, таким образом, включает в себя способ смены пространств и способ фокусировки в каждом из пространств, как протягивание сквозь одно пространство других пространств (это может пониматься как идея употребления опыта в новых ситуациях, что на первый взгляд кажется невозможным, пока не найдена логическая форма, снимающая такую возможность). |
Построение теории действия должно предполагать такую
многопространственность и приуготавливать теоретическую форму сосуществования
пространств. Такой формой видится топика и структура топики. Топическая
организация формируется тематически и долина захватывать широкие пласты
культуры и оформлять их как пространства развития. С другой стороны
важен принцип фокусировки в единице, в структуре действия. И средством
организации такого действия является целеопределение или целепостроение.
Эти два принципа - топики и тематической организации, фокусировки и
целевой организации - составляют субстанцию теории действия.
|
|
|
|
Кроме того, необходимо выделить субстрат, на котором
осуществляется конкретная сборка действия в его морфологических характеристиках.
Таким субстратом является ситуация, которая и задает условие реализации
действия. Способом такого представления ситуации является анализ ситуации,
включенный в метод действия, порождаемый движением имитирующего мышления
в организованном пространстве теории.
Зафиксирую направление разработки теории действия, в которой строятся способы организации пространства теории: - тематическое направление, порождающее способы топической организации, - направление разработки целей, порождающее способы фокусировки, - разработка субстрата теории, порождающая способ анализа ситуации. |
При этой системой, в которую вложено осуществление подобной
работы, представляется система разработок, ведущихся в направлении построения
СМД-эпистемологии как теории знания и в направлении инженерии знаний.
Эти разработки трактуются как система функционирования исследовательского
и технического типа, а система теории действия (и других возможных теорий)
как одно из развивающих направлений. И строится оно в прогностическом
режиме, но на материале или субстрате ситуации в системе СМД-эпистемологии.
апрель 1991 |
|
|
|
|
последняя редакция - В.Сааков, 31 октября 2009
|
|
|