главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии, 1991-1994 | ||
П.М.Королев Рефексивные замечания совещание "СМД-эпистемология и исследование", 1992 |
тема второго дня Понятие СМД-эпистемологии: знание в мышлении (Генетическое понятие мышления)(1) 27 января 1992 |
КОРОЛЕВ
Петр Михайлович Понятие и схема исследования |
версия для печати |
27.01.1992, 15.00 |
КОРОЛЕВ П.М. - Я просил бы минут 15 (неразб.). Королев,
Петр Михайлович, Нижний Новгород (пауза). Вначале, поскольку я без темы,
я должен сделать несколько оправдательных замечаний для компенсации
этого пункта. Но я это компенсирую за счет обозначения жанра или того,
как я представляю целесообразность этого действия. Мне бы хотелось это
все назвать как коллекцию замечаний. Коллекцию некоторых замечаний по
ходу двух дней второго Ульяновского эпистемологического семинара. Естественно,
сидя в зале, чувствую, что я резко выпадаю из здесь собравшегося коллектива.
И поэтому все слова, которые я буду произносить, наверняка будут непонятны.
И я сознательно иду на презумпцию непонимания. Думаю, что таково...
Либо не выступать, либо обозначиться, несколько замечаний сказать, не
надеясь на какое-то понимание или ответ.
Прежде всего, я должен был бы... При формулировании тем (было несколько страниц тем) я долго и мучительно думал, какую же из тем объявить вот именно на этом втором совещании. Но ни одна из них, ни какая-то совокупность меня не удовлетворяла. Поэтому я остался неудовлетворенным этим выбором. И выбор, скорее всего, не является достаточно эффективной процедурой, процедурой вхождения в закрытое партийное собрание. Почему я попробовал бы иначе подойти? Я в 1984 году познакомился с ГП и, как-то расположившись к нему, некоторые годы размышлял на темы, которые наверняка Вас тоже волнуют и заботят, но которые я решал все не так, иначе. Почему - не знаю почему? Видимо, в силу своего религиозного типа. И здесь я бы вначале высказал первое замечание о религиозных типах. ГП последние годы обсуждения, когда на 69-й Игре, или на 2-м Съезде методологов, или еще раньше, в 87 году на 56-й Игре, когда он вдруг резко осознал, что все дело, которое он мифологически простраивал как симулякр третьего или четвертого порядка, все это дело неправедное. Я бы так сказал на своем языке. А посему надо найти похоронные команды и захоронить. После того, как это было объявлено, и все игротехники были преданы анафеме, в Ульяновске состоялась 70-я или 71-я Игра, не знаю какая. И скорее всего Ульяновск был выбран центром захоронения идей, которые вредны. Я могу реконструировать, что же там было в 40-х, 50-х, 60-х годах. Реконструировать не столько по текстам, сколько по разным замечаниям и наблюдениям за поведением, какими-то там репликами, какими-то нюансами бытовой жизни методологов. И могу сказать следующее: скорее всего по одиночке (массового ухода никогда не было) уход из логического кружка обусловлен тем, что главной схемой, или идеологемой, этого симулякра являлась идея тотуса. |
И эта идея тотуса была очень сильной организующей идеей
и она... Кстати, ничего другого, сравнимого по мощи, по силе, в религиозном
типе атеистического такого склада, быть и не может.
СААКОВ В.В. - Тотальность, что ли? КОРОЛЕВ П.М. - Тотус... Да, то, что обсуждает Иван Ильин в "Наших задачах" достаточно подробно, идею тотуса или идею фашио. У итальянских философов. Не социальная практика фашизма, а идея. Хорошая, между прочим, тоже сильная идея. Как только культурные работники понимали, что идея тотуса как-то ограничивает поле культурной работы, они намекали организатору этого семинара на то, что вообще бы не плохо подумать и над другими возможностями. Но поскольку организационное определение было достаточно превалирующей ценностью, то предлагался выбор: или вступаете в этот тоталитарный режим работ либо работайте, образуя свою школу. Я думаю, что ту самую дискуссию, которую я на 39-й Игре пытался провести с ГП - историческую реконструкцию спора Джентиле и Кроче - она не нашла продолжения как и все, что я ни начинал. Но к счастью моему, я не был просто отсекаем, поскольку я был неприметен, незаметен и просто незначим. Я и до сих пор являюсь таким незначимым, незначимой фигурой и это меня всегда спасало. И спасает. А посему мне иногда кое-что удается заметить. Теперь по религиозному типу я отношусь наверное к православным. Это я пока по типам. СААКОВ В.В. - Джентиле и Кроче - это в смысле судеб интеллигенции? КОРОЛЕВ П.М. - Не понял. СААКОВ В.В. - Вы упомянули две фамилии... КОРОЛЕВ П.М. - Это контекст спора 39-й Игры нужно восстанавливать по записи. СААКОВ В.В. - У меня событийный вопрос (неразб.). КОРОЛЕВ П.М. - Религиозным меня воспитывала бабушка, в строгой вере. Поэтому я отношусь к православным, даже более того - к староверам. А в силу этого у меня всегда было искушение между двумя людьми: с одной стороны - ГП, достаточно сильный и хорошо вписывающийся в структуру официальной советской идеологии; а с другой стороны - то, чему меня обучала бабушка, и который потом я нашел в трудах Павла Флоренского. Так вот, сейчас я перешел бы ко второму замечанию. Если брать философию Флоренского... Флоренский, во-первых, философ и одновременно, как он пишет в автобиографии, исследователь. И в этом смысле возможной темой доклада могла бы быть тема "Отец Павел Флоренский как эпистемолог". Но я думаю, что эту тему развертывать я не буду, а несколько схем, которые могли бы быть..., м.б., и не могли... Убираем. |
|
|
|
|
Возникает иногда слово "идея". Идею, если вы вспомните
ту тоненькую книжечку Лосева, он производит от "видео", от "видеть".
И зрительное пространство, ориентация на свет, на световидность - она
свойственна не католичествующему человечеству, а человечеству православному,
или тому, кто ставку делает на зрительное пространство. Так вот, эта
идея по Флоренскому имеет два инварианта. Один инвариант - транссубъективный,
это то, на что в начале 19 века покушался Гегель в "Йенской программе
реальной философии", но струсил. И субъективный инвариант. Трансубъективный
имел такое оформление, как число. Число в том самом смысле, который
не используется в машинной математике и во всех этих новоевропейских
представлениях, когда употребляют семиотические машины и все прочее.
А число, которое было.., или понимание, которое было запрещено известным
постскрипционным списком в Парижском Университете. По которому запрещалось
изучение трех трактатов Аристотеля, в том числе и "Метафизика". Но в
некоторых неопифагорейских продолжениях это продолжение развивалось.
На базе этого числа... Или скажем так... Ну да, можно и так...
Есть две стороны числа (рисует): пространство и время. И вот этот транссубъективный инвариант, можно сказать, - это есть внешний мир, в котором функционирует идея. Кстати, когда я читаю журналы типа "Вопросы методологии" или "Кентавр", меня каждый раз шокирует употребление методологами и игротехниками слова "разворачивание". Кажется, правильнее говорить "развертывание". Во всяком случае, в "Кирпиче" ГП употреблял "внешнее развертывание" какой-то там идеи и "внутреннее развертывание". А "разворачивание" - это разворачивание трупа или конфетки. Мне так кажется. Пространство, время, внешний мир или макрокосм. Субъективный инвариант. Он - на имя и две составные: усия и ипостась. Да, это действительно слова непонятные, поскольку это все не развивалось в недрах материализма так же как субъект и субъектность. Относятся к сфере несколько других отношение и других рассмотрений. Флоренский много раз перерисовывает эту схему. Например, в редуцированном виде, когда анализируется... Я эту схему анализировал для лекции по субъект-объектным отношениям. |
Можно написать в виде структуры местоимений (рисует).
Можно поставить здесь "я", здесь - "он". Тогда возникают субъект-объектные
отношения. Можно поставить "ты". И тогда возникают субъект-субъектные
отношения, т.е. субъектность выстраивается. Можно построить отношения
между отношениями. И тогда возникает нечто, что вообще обозначает соборность.
Или некоторая световидность накладывается на то, что выражается, например,
этосом, понятием "этос", производной которого является история. Другой
раз он перерисовывает эту схему в несколько другом виде, для того, чтобы
подчеркнуть 16 систем мысли, которые были в Европе. Он вводит "universalia",
как "unom versus alia", беря в основу текст Порфирия, комментарии Порфирия
к Аристотелю. И дальше пишет, что "universalia" существуют либо как
"realia", либо как "termini". При этом как "realia" они могут существовать
"ante res", т.е. до вещей, или в греческом варианте "asomoto". И в "in
rebus", т.е. в составе вещей. Направление мысли, главным тезисом которой
является "универсалия существует как реалия до вещей" называется строгим
реализмом или платонизмом. Система мысли, которой соответствует тезис
"универсалия существует как реалия, но только в вещах", соответствует
перипатетизму, или аристотелизму. Соответственно здесь, универсалия
существует как термины вне чувственного состава слов, т.е. как концепции,
в Средневековье развивалось как концептуализм. Либо в чувственном составе
слов, звуков и т.д. - как номинализм. Если посмотреть топологически,
то эта древовидная игра. Вроде бы, один и тот же… И это вроде бы, позволяет
выходить на некоторую структурную особенность мысли отца Павла. С другой
стороны, откуда же 16? Мы можем здесь пронумеровать: 1, 2, 3, 4 и построить
обыкновенную комбинаторную табличку, где каждому значению поставить
соответственно "+" или "-". Платонизму соответствуют "4 +", "1 -" и
"3 +" - аристотелизм и т.д. По мере комбинаций вы получите 15. При этом
в качестве 16-го он вводит различие между двумя нигилизмами. "4 -" -
нигилизм. Так вот, если разбираться с СМД-философией, как своеобразным
течением мысли, то можно предположить, что ни гегельянство, ни кантианство,
ничто, на что.., в чем хочет усмотреть свои основания ГП, вряд ли годится.
Это есть нигилизм, либо конфигуратор двух нигилизмов. Тексты опубликованы,
поэтому я просто отсылаю продолжение туда. Теперь третье замечание.
Кстати, как по времени? Еще минута, да? Продолжать можно?
|
|
СААКОВ В.В. - Времени не остается.
КОРОЛЕВ П.М. - Я, может быть, быстро говорю, но... Простите, не могу. И, наверное, совершенно не нужно и бессмысленно. СААКОВ В.В. - Тут православные... КОРОЛЕВ П.М. - Когда ОГ говорит такой образ - "мешок", на котором написано "методология", и спрашивает, что если мы засунем руку и вытаскиваем оттуда нечто и это есть эпистемология, она почему-то темна, то я, сидя там в зале, думаю: "Интересно, а почему всю методологию можно свести к мешку?" Или если на мешке написано "методология" или "история ММК", то не является ли сам мешок эпистемическим? Ткань этого мешка является.., есть эпистемическое. И тогда может быть, засовывая руки или осуществляя такую процедуру, мы ничего про эпистему сказать не можем. Нужно рассматривать под микроскопом ткань этого мешка или что-то еще. Если исходить из мешковидной такой метафоры. Но это одно из замечаний, несущественное, незначимое. Так. По времени я здесь бы прервался. А если мне будет можно еще всунуться... СААКОВ В.В. - У нас еще завтра... КОРОЛЕВ П.М. - ...то я еще бы всунулся. С продолжением. У меня там еще пунктов 10. МАКСУДОВ Р.Р. - ПМ, можно вопрос? КОРОЛЕВ П.М. - Да-да. МАКСУДОВ Р.Р. - Вы говорили, что методология - это конфигуратор двух нигилизмов... КОРОЛЕВ П.М. - Да-да. МАКСУДОВ Р.Р. - (неразб.). КОРОЛЕВ П.М. - Он там вводит мистический агностицизм и... О, да! Кстати, очень интересно. Я на этот вопрос немножко порассуждаю. В той самой отсылке, которую Исаев делает - это "Групповой портрет с дамой". Там два интервью, одно с Пинским, другое с Розиным. Я оттуда извлек следующее: видимо тогда, когда собирались на квартире эти самые любители музыки (и наверное я сейчас еще одну схемку нарисую), то там происходило вот такое очень характерное соединение этих двух нигилизмов. За счет этого соединения.., в самом водоразделе этих систем мысли вдруг проявлялись все пропущенные 15 систем мысли. И от этого из ничего порождалось все, все получали колоссальное удовлетворение. Вот приблизительно я так бы ответил. И здесь я бы сказал (неразб.) в программе Исаева. Нет программы эмпирических исследований - первый пункт. Второй еще есть. И третий пункт я бы добавил - и еще нужен план эмпиреи, т.е. план смысла того, что трансцендентально... (пропуск, перемена кассеты) |
...смысл, какая-то эмпирея, какой-то божественный свет
время от времени сверкал. В этом смысле есть какая-то вот опять... столкновение
двух нигилизмов и проскакивают искры осознания, понимали и т.д. Теперь
- еще одну схемку, и на этом я закончу.
СААКОВ В.В. - В принципе, у нас по регламенту после ужина - работа в режиме свободного обсуждения. КОРОЛЕВ П.М. - Я еще одно, а потом на завтра перенесу. СААКОВ В.В. - Я просто не хочу отнимать время от ужина. ХХХХ - Да пусть говорит, интересно. КОРОЛЕВ П.М. - Я только одну минуту всего. СААКОВ В.В. - Приходите, пожалуйста, в 20 часов, вернее в 19. И до 21 часа у нас на это время выделено. КОРОЛЕВ П.М. - Я только еще одну такую четырехпозиционную структуру введу и сяду. СААКОВ В.В. - Времени уже много... КОРОЛЕВ П.М. - Засеки - 30 секунд. Я ввожу сюда: философ, историк, поэт и музыкант. Скорее всего (рисует), вот там, там, когда это все работало, строилась вот в этой позиционной схеме. Я так предполагаю, хотел бы так предполагать (неразб., идет на место). СААКОВ В.В. - Спасибо. Завтра по программе тема "Программа эпистемологических исследований". И, вроде бы, мы по этой теме должны работать с целью наметки направлений и областей исследований в промежутке между этим, вторым, третьим и последующими семинарами. Как я понимаю возможность выхода на программы, и эту точку зрения я сегодня выносил… Как выделение проблемных областей, связанных с тем или иным подходом. Развертывание ряда подходов - системодеятельностного, системомыслительного, исследовательского, проектного.., пока еще не знаю каких, в пространство программирования, а именно - программирования темы эпистемологии. Поскольку действительно, если мы не отметим ту проблемную область или те затруднения, которые возникают в связи с тем или иным подходом, уже осуществляющимся и закрепленным культурно, не поймешь, в чем тогда область дальнейших Эп-исследований. ОГ здесь намечал для себя подобную область. KB и, в принципе, каждый из выступающих... Вот ОГ еще поднимал вопрос о соотношении индивидуальной и коллективной МД, видимо, в контексте темы знания… Завтра у нас работа до 13:00, не знаю, уложимся мы до обеда или нет, судя по настроениям и по датам обратных билетов. Нам необходимо этот пункт решить и перевести в режим программирования. |
|
Это - соотношение коллективной МД в эпистемологии (такого
рода семинары) и более индивидуализированных форм (работа, движение
отдельных групп и исследователей) с целью последующего комплексирования
и конфигурирования на следующем семинаре. Это области, с одной стороны,
тематические, с другой, м.б. региональные, территориальные. По разному
основанию они могут намечаться. Видимо, необходима нам работа после
ужина для проработки, подготовки такого рода программ. Наметки, проекты
таких программ. Для того, чтобы можно было понимать и каким-то образом
относиться в этом общем движении к индивидуальным траекториям, готовясь
к следующему семинару. Наверное, здесь нужны были бы некоторые суждения
еще по поводу того, каким образом с целью большей продуктивности можно
строить завтрашний день. Мне представляется, вынос отсюда программ для
того, чтобы, встречаясь дальше эпизодически на большом интервале между
двумя семинарами, понимать и каким-то образом учитывать в своих разработках
движение в других тематических областях и подобластях эпистемологии.
ИСАЕВ О.Г. - А когда темы Вам сдавать? МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Вообще, хорошо бы их не сдавать, а произносить вслух, как в Сургуте. ИСАЕВ О.Г. - (одновременно, неразб.). СААКОВ В.В. - С утра. Чтобы время было. Кому-то нужно два часа, кто-то ночь просидит. ИСАЕВ О.Г. - Вы завтра предполагаете получить от участников тематические линии? Или тематические программы в области эпистемологии? СААКОВ В.В. - Да. ИСАЕВ О.Г. - И заслушать все или часть? Я правильно понял? |
СААКОВ В.В. - Если это рассматривать как движение каких-то
планов и программ, то их можно все заслушать. Смотря, сколько их будет.
Можно выделить время на их обсуждение, (неразб.) заслушать все.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - (одновременно, неразб.) ВВ, а заявленные доклады на завтра есть? СААКОВ В.В. - Да. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Так Вы предлагаете все доклады, которое будут заявляться завтра по теме дня, перевести вот в такую рамку... ИСАЕВ О.Г. - …направлений и программ. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Направлений и программ исследований. СААКОВ В.В. - Да. Формующих как бы тему эпистемологии. КОРОЛЕВ П.М. - Тут есть еще один... Если в Ульяновске есть городской семинар, то неплохо послушать программу семинара на очередные годы. И есть иногородние участники этого межрегионального семинара (неразб.). Неплохо сначала послушать, а потом отнестись. ИСАЕВ О.Г. - Вас просят на пятницу перенести городской семинар. Вы приглашаете? СААКОВ В.В. - Приглашаем. КОРОЛЕВ П.М. - Что? СААКОВ В.В. - В пятницу - городской семинар. КОРОЛЕВ П.М. - Если вы будете оплачивать самолет (смех), то я бы прилетал. ИСАЕВ О.Г. - Кто хочет сам оплатить себе билеты - оставайтесь на семинар в пятницу. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - А сегодня что - вторник? СААКОВ В.В. - ПМ, если Вы так хотите - мы найдем средства (смеется). На этом бы я закончил. (конец дневного заседания) |
редакция - В.Сааков
|
|
|
|