главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии, 1991-1994 | ||
П.М.Королев Точки соприкосновения совещание "СМД-эпистемология и исследование", 1992 |
тема третьего дня Эпистемологическое проектирование и конструирование. Программы эпистемологических исследований 28 января 1992 |
КОРОЛЕВ
Петр Михайлович Точки соприкосновения |
формат microsoft word |
28.01.1992, 15.00 |
СААКОВ В.В. - Петр Михайлович, пожалуйста.
КОРОЛЕВ П.М. - Сегодняшний день немножко меняет мои вчерашние планы. Я бы отказался от продолжения того жанра, который вчера обозначил, и сейчас бы поработал в соответствии с планом сегодняшнего дня. Наметил бы возможные точки сотрудничества Нижегородской земли с Ульяновским эпистемологическим центром, если можно так сказать. При этом я наверное кое-что разовью из вчерашнего. По крайней мере, тот удивительный вопрос, который, по-моему, РР задал - с нигилизмом - а я над ним размышлял вечером и сегодня. По крайней мере, здесь есть некоторая ключевые вещи, которые могут позволить мне на этот вопрос ответить. О точках соприкосновения. Я должен прояснить различия в представлениях на знания, на Эп и на некоторый более широкий объем тех вещей, которые познаваемы, которые существуют за границей этого Ульяновского эпистемологического центра в других русских землях. И как-то еще положить это на ту историю, которая практиковалась в рамках советского государства, основателем которого является выросший на этой земле Владимир Ульянов-Ленин. Но в начале я должен сказать, почему я беру право говорить за Нижегородскую землю. Я принимал участие во многих обсуждениях... И когда сегодня ОГ рисовал этот универсум Д, то нарисовал там три или четыре канала, но там был еще самый нижний, мифологический. Но потом в обсуждениях он как-то был выкинут. Самый высокий - оргпроектирование - тоже был выкинут. Но вот на мифологическом, как на коренном, основном ... я бы не пропускал, поскольку философия мифов в западной современной философии сильно разрабатывается. Но, перейду к делу, к толкованию. Существует два философских принципа, с помощью которых разрабатываются два принципиально разных мировоззрения. Принципиально разных, опять же, как посмотреть. Если посмотреть через прицел автомата - то это один прищур, а, наверное, можно посмотреть как-то более дружелюбно. |
Я склоняюсь ко второй позиции. Один носит название
"Этический дуализм при метафизическом монизме". Поскольку
у меня философского образования нету, а есть только штудии, самообразование,
то приходится долго и скрупулезно штудировать каждую возможную область
словоупотребления. Я представляю это примерно так, чисто упрощенно и
схематически. В отличие от схемы тотуса, который выражается в другом
метафизическом принципе, философском принципе, соответственно - "Метафизический
дуализм при этическом монизме". В первом - в этическом дуализме
при метафизическом монизме - возникает некоторое иное уложение. Выделяются
два мира: мир - не литургии, ОГ, а эмпиреи или мир горний. И мир дольний,
и между этими двумя мирами строится духовная работа. Работа восхождения
и духовного возвышения. При этом экскрементами, как здесь принято говорить,
этой духовной работы являются образы восхождения. Те самые, которые
в культуре почему-то считаются шедеврами, предметами культуры. И есть
образы нисхождения. В мире горнем живут смыслы, и мир горний, или мир
эмпиреи, является световидным. Если брать световую символику Флоренского,
то как он поясняет, что такое игра этимологически - "игратися или
ругатися пред лицем Бога". Господа, вот "ругатися или игратися"
в зеленый цвет он окрашивает... Скорее всего, это все возможно вот на
этом метафизическом столпе, или - монистическом метафизическом столпе,
где.., что и есть истина. Кстати, одно из первых крупных его произведений
"Столп и утверждение истины" в 12 письмах... Кстати, 12-ти
частный канон у нас православной веры, и вообще двенадцатичастность
- достаточно часто повторяемое число... Он прописывает, как устроена
эта духовная работа по восхождению и нисхождению. У тоже известного
духовидца Даниила Андреева в работе 59 года, в одной из его четырех
работ, в "Розе мира", она тоже строится, эта философия и история
из 12 книг. Есть много на этот счет разработок и штудий. Неважно, не
об этом речь. Это один принцип.
|
|
Другой принцип, который я представляю так: есть некоторый
этический монизм, и дальше, как это рисовал ВВ, выстраивается некоторый
плюрализм метафизический. Или дуализм, чтобы не говорить про плюрализм.
Для симметрии. Это схема, на которой и строилась как одна из сильных
и хорошо проработанных техник - техника конфигурирования. Диссертация
ГП и вокруг всех этих эпистемологических исследований начала 60 и 70-х
годов. Она вот вокруг этого концентрируется. Теперь, когда ОГ говорит,
что знаний вообще не существует, это утверждение можно квалифицировать
как утверждение нигилистическое, поскольку отрицается существование
знания вообще. А, следовательно, если выстраивать (неразб.) и немножко
развивать его, то можно утверждать позитивно: универсалии существуют
или универсалии не существуют. Если знания вообще есть универсалии,
и универсалии не существуют, знаний вообще нет, то это означает, что
выстраивается та или иная разновидность нигилизма. Это, наверное, не
случайно, это оправдано и закономерно. И оправдано это вот в этом мировоззренческом
подходе. Я поясню, в чем там... Я подумал, что неправильно отвечал вчера
РР, когда хотел словом поименовать, что есть один нигилизм, а что -
другой. Тут нужно, видимо, задавать какую-то другую картиночку, чтобы
можно было пояснить. Павел Флоренский, например, это делает так. Он
вводит две схемы, где вводит такие функции: от строгого реализма, я
вчера говорил, когда универсалии существуют во всей полноте, выразимы,
представимы, выразимы в слове, представимы в образе, в понятии, в вещи
и в идее. И путем вот такой последовательной редукции на одну единичку
он доходит до номинализма и дальше говорит: "И вот это обозначим
(я не буду говорить эти ученые слова) нигилизм-1". Это идет некоторый...
скептическое распредмечивание. Есть такой термин в СМД-философии? Идет
распредмечивание. И когда все распредмечено и вышло на чистые формы,
на чистые принципы, на ту чистоту, на "табула раса", то это
есть результат работы по нигилизму-1.
|
Другой ход - когда идет некоторое создание этого строгого
реализма, когда от этого нигилизма-2 идет восхождение к соответствующей
постройке (рисует), которая реконструирует строгий реализм, т.е. платонизм.
СААКОВ В.В. - ПМ, извините, пожалуйста. Для понимания... КОРОЛЕВ П.М. - Сразу - пас. Я не организую понимание, могу тут не справиться. СААКОВ В.В. - Хорошо. А не могли бы обозначить подход, в котором сейчас работаете? Вы перечислили два... КОРОЛЕВ П.М. - А я сказал на словах... Вообще, я работаю в нижнем, вот в этом, но поскольку я приехал на чужую территорию устанавливать договор межгосударственный, то я должен учитывать, куда я приехал. И должен, полагая эти две разные мировоззренческие позиции, либо договариваться, сочинять какую-то сказку на будущее, либо вообще сидеть и не выступать. Но поскольку я вышел и выступаю, то у меня какая-то позиция положительная. Я еще иллюзию тешу, что может быть возможна какая-то формула для того, чтобы с Ульяновским центром и Нижегородской Академией наук и искусств найти некоторые точки соприкосновения. Так вот, продолжая этот тотус. Видимо, существует некий конфигуратор пустых форм, не затрагивающих (в этом вся экологическая безопасность) двух пустых нигилистических систем мысли, с помощью которого можно процесс какой-то маятниковый, динамический, допустить. И это м.б. и хорошо, если бы это было так. А выясняется, что там есть некоторые последствия, которые не были учтены при разработке этого нигилистического взаимодействия. Сейчас я поясню, какие. Для этого я нарисую опять ту вчерашнюю схему и нарисую эти процессы в других системах координат. Итак, есть позитивная философия, которая утверждает, что универсалии и знания вообще существуют либо как реалии, либо как термины. И дальше вот эти две вещи как платонизм, перипатетизм, концептуализм и номинализм. |
|
|
|
Но, естественно, магия слова, а для особенности русских
земель вся философия - это литературная работа... это достаточно трудно
затрагиваемая область, отсюда можно кусочек вытащить. Что касается созерцания
или зрения... Скажем, в Вологодскую землю заносило два-три отряда методологов,
из Калининграда Левинтов был и еще кто-то, но все прошлись безуспешно.
В тех землях, где эта созерцательность развита, и эти все вещи, которые
противоположны или сопричастны магии слова, то там тоже эти нигилистические
все штуки конфигурирования не получаются. Но можно выкроить и из реализма
кусочек. Но тогда получается следующее. Вот для того, чтобы со световидностью
работать, существует, конечно, пара глаз. И здесь я должен сделать маленькую
врезку, как примечание. Существует в представлениях Флоренского, поскольку
мы сейчас штудии строим вокруг Флоренского, два типа культуры: Возрожденческая
и Средневековая Русская 14-15 веков. Вот Возрожденческая культура строилась
в прямой перспективе, где выкалывалась одна точечка, один глаз, художник
или тот, кто созерцал или строил мир, закрепощался, ему запрещалось
двигаться и дышать, он снабжался гномоном, т.е. мерой. Мир не должен
был двигаться, все измерялось и наносилось на планшет. Если кто-то почесал
голову, то приходилось менять лист, это было ужас что, трагедия для
художника. Поэтому все умерщвлялись, и в этом строилась прямая перспектива.
ГП занимался этим самым в первой диссертации, поэтому прямую перспективу он знал и знал беспроигрышность всех этих вещей. Поэтому умерщвление, выкалывание глаза всякого, чтобы в прямой перспективе можно было строить всякие вещи. Только так можно построить конфигуратор. А другая культура строилась в обратной перспективе. Если прямая в своих образцах имеет Рембрандта и всех тех, кто Ренессанс создавал и все прочее, то в средневековой Русской культуре - обратная перспектива, тот детский рисунок, когда одно на другое нагромождается, или когда нарушается, когда монархическая точка все-таки становится двухглазой. Увеличивается количество глаз. |
СААКОВ В.В. - Вопросы можно задавать?
КОРОЛЕВ П.М. - Да. МАКСУДОВ Р.Р. - Никак не могу понять (неразб.). КОРОЛЕВ П.М. - Смысл? Я просто сейчас в этой врезке говорю о двух типах культуры для того, чтобы показать некоторые последствия, не учитываемые в замысле, когда запускался процесс ММК. А сейчас он проявился. Я хотел сказать, что существуют такие процессы. МАКСУДОВ Р.Р. - Вы границу ставите (неразб.)… КОРОЛЕВ П.М. - Жизнь ставит. МАКСУДОВ Р.Р. - (неразб.). КОРОЛЕВ П.М. - Да. МАКСУДОВ Р.Р. - А я хочу сказать (неразб.). КОРОЛЕВ П.М. - И это тоже. Сначала хочу контакт, а потом это. Но это врезочка, можно ее вообще не печатать. СААКОВ В.В. - Проводились исследования, но мы еще пока с результатами исследования здесь не сталкиваемся, с вынесенными. МАКСУДОВ Р.Р. - Исследования проводились... КОРОЛЕВ П.М. - Я сейчас нарисую две стрелочки, а потом, KB, Вы зададите вопрос. Итак, нигилизм-1 строился в таком виде: здесь задумывался такой замысел смещения этого самого созерцания. И транссубъективность не очень сильно хотелось развивать. Эта граница сносилась, и дальше шли к результату, к продукту, которой оформлялся как объектно-натуральные планы или (неразб.). Это одна цепочка. Но поскольку две вещи были очень полезны и запускали этот процесс нигилистической онтологической работы... ОГ говорит, что для него существует только два М: онтологическое и ... СААКОВ В.В. - Понятийное. |
|
КОРОЛЕВ П.М. - Да, понятийное. Оно строилось вот так,
и результатом являлся оргдеятельностной план, т.е. схемы понятия...
как там?... Mетодология в функции организатора. Схемы понятия как организующий
принцип. В этом смысле понятийный механизм запускал процесс одного нигилизма,
а процесс "ин ребус" оформлял план объектно-натуральный. В
этой двухплоскостности воспроизводилась некоторая ситуация... Кстати,
все знание ситуативно, и это постулат, как я полагаю, в этой СМД-Эп,
и оно соотносилось и с процессами, как главными, и с результатами реализации
этих процессов, и с той ситуацией, в которой она была реализована. Но
сметались вот эти две вещи, которые рано или поздно должны были почувствовать
участники этой истории ММК.
И сейчас я могу констатировать следующую раскладку сил. Я сосредоточен на возрождении академического движения или того самого академизма, который существовал в Платоновой Академии. Дух академизма. С.В.Попов сейчас занимается cсферой чувств (как и Громыко), ездил в Лос-Анджелес в поисках Кастанеды, чтобы тоже воспроизвести некоторые вещи, связанные вот с этой сферой, которая не затронута, и слава Богу, что не затронута, хотя и снесена вот в этих преодолениях. Существует А.Е.Левинтов, который работает над концепцией Университета, находится вот на этой связке между мистическим семинаром Попова и своим мистическим семинаром. Я работаю в паре с рецептуалистом, поэтом Славой Леном, который... работы которого меня не совсем устраивают, но тем не менее, он работает над этим - над восстановлением некоторого нового нигилистического хода и работает в триадическом принципе. Вот что меня не устраивает, поскольку я ориентирован на программу, по крайней мере, реальной философии Гегеля I803-I804 г. (Йенская программа). Это была вставка внизу, а теперь я рассказываю про вот эту цепь сближения или соединения. Когда Ю.В.Громыко на том самом диагнозе, который он установил... (пропуск, перемена стороны кассеты) |
... будущего Советского Союза. И выделено было 22 региона.
Это все строилось в структуре НТО (СНиИО, как теперь принято говорить).
И при этом разборе, завершении этой игры, перед заключительным днем
С.В.Попов и Ю.В.Громыко рассматривали вопросы, связанные с тем, на чем
ГП проиграл Это - идея практики Me, которой являются игры. Дальше я
не стал бы восстанавливать наш вчерашний разговор в свободной дискуссии,
которая в программе была, есть. А перешел бы к некоторому конструктиву.
Есть в Ульяновске такая личность, как А.Н.Кожаев. Он участвовал в этом
региональном разделении Советского Союза и, как я понимал, здесь был
президентом методологическим над Волжским регионом, в который входили
Куйбышев, Ульяновск и еще некоторые города Поволжья. Но поскольку он
уклоняется, и на арену выходит Сааков с компаньонами, то тогда возникает
странная - у меня лично - ситуация. С Кожаевым мы обсуждали идею регионализации.
И там была и знаковая работа... Там у Громыко была построена эта топика,
где вот в этом подвале (показывает на схеме) как раз и стояла вся эта
знакотехническая работа. И, кстати, при развертывании этой региональной
программы на местах, она должна была в каждом регионе выполняться и
осуществляться. Поэтому все регионы по этой семиотической работе могли
бы ориентироваться на центр, Ульяновский. Но сейчас происходят Е-процессы
образования новых земель. И я волею судеб езжу и участвую в первом Соборе
Русских земель, в который входит Смоленская, Вологодская, Рязанская
и Нижегородская земли. А поскольку Нижегородская земля является восточным
форпостом, очень близко к Казанскому западному форпосту (неразб.), то
мне Казань ближе. Ульяновск как бы ни при чем, даже не земля, центр
- может быть. Родина основателя Советского государства. Вот тут надо
снять шляпу. Где тут Исаев? Снимаю шляпу перед эпистемологами Ульяновска.
|
|
Если топическая структура Громыко претерпела некоторые
естественные трансформации, связанные с реальной историей, и получила
некоторые реинтерпретации и совершенно новые виды, новые представления...
Одно из представлений я описал в одной разработке, которую продал "Алисе"...
Главное, что Громыко в этом участвует и тоже пересматривает. Я думаю,
что пересматривают все. И в этой ориентации делать ставку на эту часть,
там где было программирование и все остальное, наверное, не стоит. Тут
выясняется, что многие свободные государства (мир стал очень богатый)
изъявляют желание участвовать, и все почему-то сконцентрированы на Волгу,
либо на северную часть, либо на южную. Думаю, что и 9 оборонных заводов
в Ульяновске являются лакомым кусочком для... "Симменс" уже
обосновался. Поэтому многие большие инвестиции стекаются, через меня
в частности, и я должен их размещать. И здесь я мог бы их разместить
в эпистемологическую программу. Как бизнесмен, как промышленник, как
вице-президент фирмы "Восток-Запад". Но если в этом есть какой-то
смысл и заинтересованность. Например, Утрехт (это в Нидерландах) испытывает
желание получить 18 млн гульденов от участия в каких-то программах советских.
Я могу дать им 100 млн, поскольку знаю, чем они занимаются. С Даном
Максвеллом общались три дня в тесном сотрудничестве. А вот три дня,
которые я здесь, к сожалению, я еще не знаю, хотя деловые связи на уровне
кулуарном у меня установлены. В этом смысле я небесполезно провел время.
Однако, вычеркивая все эти незначимые замечания, обратимся опять к рисованию. Я бы видел следующую картинку. Скорее всего, должна быть какая-то, хоть и вытянутая, но конфигуративная техника. Как некоторый культурный продукт, она должна остаться и сохраняться в соответствующем месте. Сейчас возникает мощное движение в области латерального (?), или горизонтального М. От академического, до каких-то магических и оккультистских народных движений (неразб.). Учитывать как-то это все и втягивать в Ульяновск может. |
А теперь нужен какой-то встречный ход. Поймите, я занимаюсь
вот этим, и еще хотелось бы простроить вот это. Я это строить буду и
без всякой на то санкции Саакова. Строю и говорю, что я могу больше
и не приезжать в Ульяновск. Теперь, каким образом Вы заинтересованы
во мне? Если заинтересованы вообще. Если не заинтересованы, то тогда
будем знать, что есть некоторый такой рудимент в советской истории науки,
который есть конфигуративная техника. Она нигде не работает. Я, кстати,
знаю три техники Тартусского Университета, которые Александр Куличенко
вот в этом месяце рассказывал. Они много интереснее и представляют больший
спрос. И действительно прогрессивные. Но я думаю, что и техника конфигурирования
тоже должна остаться. Хоровая техника. Не могу сказать, плохая или хорошая,
но должны быть приложены какие-то ножки. А ножки эти и глазки выколоты
и перебиты. Поэтому, если восстановить и реабилитировать, я могу здесь
в реабилитационной технике здесь как-то помочь. Но я родины основателя
Советского государства в Ульяновске пока не вижу. А потом я не получил
ответа на вопрос, который задавала КВ в самом начале - что же у вас
на самом деле в Ульяновске такое происходит. Она наверняка получила,
а я нет.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Я задавала вопрос в другой интенции. Но я получила ответ. КОРОЛЕВ П.М. - А у меня кроме уныния, кроме того, что здесь почти ничего нет... Но, тем не менее, я настроен на какую-то иллюзию. Протокол о намерениях мы наверняка уже не составим, но тем не менее... Вот с этим вызывающим уныние пунктом я бы закончил. СААКОВ В.В. - Вопросы есть? АРЖАНЦЕВ Б.В. - Вы с деятельностью Управления по охране памятников Ульяновского Облисполкома знакомы? КОРОЛЕВ П.М. - Меня никто не познакомил. Памятники здесь охраняют. Летом я был на экскурсии, мне очень понравился ваш комплекс. |
|
АРЖАНЦЕВ Б.В. - (неразб.)
КОРОЛЕВ П.М. - Если в принципе, если нужно какое-то сотрудничество - я готов. СААКОВ В.В. - Надо создавать международный заповедник коммунизма. Здесь. КОРОЛЕВ П.М. - Это - ВДНХ. Ты скажи, будет эпистемологический центр в Ульяновске или нет? СААКОВ В.В. - Будет семинар в мае-июне следующего года. КОРОЛЕВ П.М. - А центр будет? Мы приехали в Смоленск, собрали деловой мир, побеседовали. Нужен интеллектуальный институт? Нужен. Учредили, работаем по всей стране. |
СААКОВ В.В. - Связи установите? В рабочем порядке только.
КОРОЛЕВ П.М. - Хорошо. Я так понял, что центра нет, и не намечается. СААКОВ В.В. - Это же монизм, с которым Вы боритесь. Зачем? КОРОЛЕВ П.М. - Не знаю, я всегда ищу определенности. И эти нынешние советские демократы этой определенности почему-то не любят. Да, нет. СААКОВ В.В. - Подойдете к Наилю Асхатовичу, он время обозначит. Спасибо. |
редакция - В.Сааков
|
|
|