главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Евгений Николаевич Запоточный Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии, 1991-1994 Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович Щедровицкий

Е.Н.Запоточный

Анализ ситуации как эпистемическая единица
совещание "СМД-эпистемология и исследование", 1992
Евгений Николаевич Запоточный
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
  статьи, подготовленные для семинара
Системомыследеятельностная эпистемология и исследование
26-28 января 1992
 
ЗАПОТОЧНЫЙ Евгений Николаевич
Анализ ситуации как эпистемическая единица
формат microsoft word версия для печати
  февраль 1992  
Анализ ситуации есть такое восстановление категориального строя мышления, которое осуществляется "здесь и теперь". Категория "система" представляется сейчас наиболее ёмкой из тех категорий, в которых может производиться такой тип аналитической работы, как "анализ ситуации". Анализ ситуации в рамке категории "система" должен выделять, с одной стороны, топ для объективного содержания, которое предстоит подвергнуть процедуре анализа, и этот топ обозначается как "ситуация". И, с другой стороны, следует выделять топ организации средств для анализирования с определением самих средств или того, что может быть употреблено как средство в структуре операции "анализ".
Рамка, задающая целостность при анализе ситуации, позволяет соотносить содержание в форме объекта и процесс соорганизации средств в структуре операции анализа. Узловыми точками этой структуры будут знаковые формы, включённые в логический ряд анализирования, но одновременно имеющие связи отнесения-замещения с соответствующей "частью" объективного содержания. Такая связка двух логик в одной узловой точке структуры анализа может быть понята как целостный элемент такого анализа. Элемент, таким образом, как бы включён в состав объективного содержания, но одновременно это включение предполагает выполнение операции следования по структуре анализа.
Удержание в мышлении операции анализа осуществляется опосредованно через деятельность, на схемах деятельности - организационно-технических схемах. А в качестве таковых употребляются структурные схемы и "наложенные" на них схемы состава, вносящие материал с его свойствами, что порождает в свою очередь функциональные отношения внутри схемы и складывает, таким образом, функциональную структуру, что и позволяет употреблять схемы структуры в качестве организационно-технических, развёртывая их на живых деятельностных организованностях...
Следует прояснить, что значит "здесь и теперь" в нашем рассуждении. Если говорить о категориях и о категориальном строе мышления как об универсальном и всеобщем, то это находит соответственно выражение в таких формах фиксации, которые позволяет независимо от времени места и других обстоятельств сохранять неизменность при смене материала. Тогда мы ищем способ, который бы эту форму держал, а именно - знаковые формы.
Но, если мы обращаем внимание на "здесь и теперь", то нужно предполагать в нём локальное и единичное. Конституирующей это предполагаемое единичное и локальное не может быть непосредственно знаковая форма. Необходимо ещё и нечто иное, по отношению к чему знаковая форма выступает лишь замещающей некое одно свойство. Его мы можем выделить теми средствами и способами, которыми мы владеем как транслируемыми в культуре. Если при осуществлении анализа ситуации стоит задача закрепить каким-то образом локальное и единичное, то необходимо найти тот способ, которым мы это осуществим. Т.е.: найти тот материал, на котором единичное оставит "след", и далее сняв этот "след" в идеальных представлениях, закрепить эти представления в виде рабочих понятий, включённых в структуру процесса аналитической работы... Иначе говоря, необходимо осуществить понимающую работу по отношению к локальному, чтобы "обнаружить" его в форме понятия, как "след", оставленный в потоке понимания в виде некоторого морфологического образования. И снять идеальное представление этого морфологического образования как схему ситуации.
Интерпретируя всё вышеприведенное рассуждение в план определения, добавим, что восстановление категориального строя мышления "здесь и теперь" имеет в своей реализации форму понятия, включённого в понимающую работу, продуктом которой будет идеальное представление...
Структура категории, как известно, содержит в себе четыре фокуса: объект, знак, операцию, знание. Если первые три фокуса воспроизводятся за счёт процесса трансляции, то фокус "знание" не может быть воспроизведён за счёт процесса трансляции во всей своей полноте, поскольку знание включает в себя такой модус существования как "здесь и теперь" (знание существует в употреблении). Данный модус в процессе трансляции не учтён и принципиально исключается как определяющий. Для воспроизводства такой узловой структуры системной категории как знание необходимо к процессу трансляции присоединить механизм, производящий "анализирование ситуации", который позволяет получать каждый раз полную категориальную структуру в такой форме знания "здесь и теперь".
Подходя к теме "Анализ ситуации" с разных сторон, строя при этом суждения, исходящие из разных оснований, мы складываем собственно ситуацию "здесь и теперь". Понимая эту ситуацию как необходимость восстановления смысла, задаваемого совокупностью суждения, в котором мы (как в смысловом поле) будем интерпретировать разного рода высказывания, мы можем говорить о понятийной структуре. Но говорить о понятийной структуре в контексте, задаваемом смыслом (в определённой форме мыслимости) и знаковой формой, как определённой формой фиксации смысла и замещения им некоторого объективного содержания. Последнее представляем как иное, а именно, как функциональный элемент в системе воспроизводства смысла через определённую форму мыслимости (например, объект) и как знак, как вещную форму, которую передают, преподают, преподносят, а в целом - транслируют, транс-формируя в конкретное понимающее действие.
Проясняя для себя значимость самого обсуждения "анализ ситуации", я понимаю его смысл, как ответ на вопрос о том, какой цикл "жизни" категории развёрнут в таком типе работы, и как эта работа должна быть организована и произведена сообразно этому циклу. Если мы рассматриваем категорию как объектную целостность (т.е., берём как условие целостности форму объекта), фиксируемую в четырёхфокусной схеме - знак, объект, операция, знание, - то вслед за этим следует представить "жизнь" категории как развёртывание собственного содержания в единицах циклов, где одним из таких циклов будет цикл развёртывания знаниевой работы, и одной из форм этой работы будет "анализ ситуации".
Когда мы начинаем мыслить целостность в форме организации действия по развёртыванию и разборке категориальной структуры мышления (при этом организация действия развёртывается на локальном и единичном, т.е. на тех возможностях, которые нам представит случай в тот момент, когда мы предпримем такое развёртывание и разборку), мы пребываем в знании, и условием такого пребывания является произведение знаниевой работы в соответствие с циклом "жизни" категории и теми особенностями ситуации, на которую наложилась структура этого цикла. Ясно, что к моменту начала анализа ситуации мы будем иметь в наличии некоторые деятельностные организованности, которые сформировались в других циклах в результате наложения категориальной структуры в какой-то своей части на тело деятельности, и так или иначе осуществляя знаниевую работу, мы будем иметь дело с конкретными деятельностями, и это будет задавать условие такой работы, поскольку реализация всякой структуры проходит через деятельность. Сама знаниевая работа может быть понята по отношению к деятельностной организованности как объективация знаковой структуры посредством оперирования в материале, каковым является деятельностная организованность для знаниевой работы. И если представить "жизнь" категории как процесс, состоящий или складывающийся из циклов, имеющих свою структуру, то при анализе ситуации всё должно представляться как рабочий процесс, текущий сквозь знаковую структуру, прихватывающий из этой структуры отдельные знаковые образования, включая их в функциональна структуру операции, которые осуществляются на организованностях деятельности. Последние в свою очередь морфологизируют материал, и эти морфологические образования впоследствии будучи освобождены от материала, оформляются в предметные структуры, которые приобретают семиотическую организацию, включающую в себя превращенные и преобразованные элементы категории мышления.
Итак, мы зафиксировали в процессе движения мысли в системных категориях, что такое движение в структурируемом, структурирующимся, структурированном категориальном пространстве порождает морфологические образования, которые затем могут служить основанием для построения предметных форм, снимающих логическую организацию морфологических образований. Далее можно утверждать, что анализ ситуации есть такая форма работы по морфологизации деятельностных организованностей в соответствие с категориальной структурой мышления, и снимающая с морфологических образований логики в форме предметов в их семиотической организации. В результате анализа ситуации из положения "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ" в восстановлении категориального строя мышления, мы получаем продукт в виде набора предметных форм, положенных как отдельные и достаточно автономные (семиотически завершенные) образования, генетически выводимые из исходной ситуации, но с последующим действием целостной структуры, определённой этими образованиями, восстанавливающими ситуацию как состоявшуюся в действии по её анализу. Иначе говоря, анализ ситуации предваряет действие с целевой ориентацией (телеологическое) действием с генетической ориентацией.
Всё вышеприведенное должно предполагать и приуготавливать пространства, где будут помещены результаты предшествующих рассуждений как места этого пространства, имеющие функциональную определённость, смысловую, структурную и логическую соотнесённость.
Для разработки такого пространства конкретизирую постановку задачи с учётом возможностей складывающихся организованностей, несущих потенциальный заказ на разработку средств, задающих осмысленность в категориях каких-либо локальных образований. Уместнее всего представить возможные направления работ в тематических единицах программы построения теории действия, намеченной ранее (см.журнал "Вопросы методологии" 1991г., №2, стр.69-71) в блоке субстрата теории действия - АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.
Фрагмент (элемент) программы:
ЦЕЛЬ - произвести категориальную инвентаризацию в фокусе знаниевой работы на эмпирическом материале.
ТЕМА - Эпистемическая и эпистемологическая организация в контексте анализа ситуации:
а) что такое эпистемическая и эпистемологическая организация в своих системных формах?
б) как в этой организации представлен блок "анализ ситуации"?
в) как переводится эмпирический материал, представленный в контексте системных категорий, в план эпистемической и эпистемологической организации...
февраль 1992

редакция - В.Сааков
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2009
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 31 январь 2012

последнее обновление
14 декабрь 2014
00 00 00