главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Юрий Виленович Луковенко Юрий Виленович Луковенко Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии, 1991-1994 Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович Щедровицкий

Ю.В.Луковенко
Понятие схематизации в организации исследования и конструирования в мыследеятельности
совещание "СМД-эпистемология и схематизация", 1993
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
вернуться в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
     
  тема второго дня
Схематизация и схемы: условия и обстоятельства мышления
21 февраля 1993
 
Луковенко Юрий Виленович
Понятие схематизации в организации исследования и конструирования в мыследеятельности
формат microsoft word версия для печати
  21.02.1993, 11.00  
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Меня зовут Юрий Виленович Луковенко (смех). Доклад у меня по теме семинара, по понятию схематизации. Я буду обсуждать вопрос, как понятие схематизации позволяет организовать исследование в МД по выделению техник или конструктивно-технических знаний. У меня есть давнишняя мечта - провести правильное, эпистемологически точное исследование. Этот доклад нужно рассматривать как одну из первых попыток продвинуться в этом направлении. Я буду строить доклад, вообще все свое рассуждение на понятии схематизации. На том понятии, которым я располагаю. И буду работать с этим пониманием, с определенной моделью схематизации, которую я построил. И сейчас попытаюсь вынести ее на ваш суд. Еще один из вариантов понимания моего сообщения. Это наброски или заметки к программе исследования МД с целью строительства эпистемологии, СМД-эпистемологии.
Такое исследование МД с данной целевой установкой на создание, строительство эпистемологии или в рамках эпистемологии. Я сразу нарисую базовую схему, от которой дальше и буду двигаться. Я делаю некоторую редукцию МД, понимаемой мной как соорганизацию трех работ: исследования, конструирования и схематизации. Причем, на этой рисовке они изображаются как дополняющие друг друга, переходят одна в другую, и продукты, скажем, конструкция, положенная в некоторый материал и наполняющаяся в нем некоторым объективным содержанием может быть… содержанием, которое сразу же может быть зафиксировано в схеме.
А сама конструкция также в оппозицию к тому или иному объекту или тому или иному материалу, таким же образом может быть взята в схеме.Т.е., схематизация есть как бы элемент МД, позволяющий организовать исследование и конструирование, а также соорганизовать их между собой. Такая вот простая, понятная, вроде, редукция.
Но теперь возникает вопрос. Поскольку я обсуждаю сейчас не исследование и не конструирование (я буду это делать по ходу доклада), меня интересует понятие схематизации, именно вот эта фокусировка на схематизацию, постольку я буду сейчас строить три как бы проекции. Или три плана понимания схематизации: с одной стороны, как элемента МД, с другой, как некоторого объекта. Самостоятельного, взятого мной в трех разных проекциях. Я буду обсуждать эти проекции как отдельный, самостоятельный вид работ.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Можно вопрос на понимание?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да, пожалуйста.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я отношусь к теме дня и к тому, что Вы говорили. Можно ли понимать таким образом, что Вы схематизацию (…), тем самым, как основной процесс для построения СМД-эпистемологии?
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 2-го дня/ Ю.В.Луковенко: Понятие схематизации в организации исследования и конструирования в мыследеятельности
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 2-го дня/ Ю.В.Луковенко: Понятие схематизации в организации исследования и конструирования в мыследеятельности
 
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Я не знаю, К.В., основной это процесс или нет. Просто сегодня я рассматриваю схематизацию, потому что эта тема в заглавии дня. Я над этим размышлял и строил свою работу сквозь призму схематизации, выворачивая через нее всю МД. И конструирование, и исследование я буду выворачивать через схематизацию. Но легче через эти три топа.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Уточню свой вопрос. С одной стороны, Вы работаете формально, по теме дня. Как некоторое обязательство. С другой стороны, Вы полагаете, что таким образом сможете выйти на какие-то содержательные моменты построения СМД-эпистемологии…
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Безусловно. Я же сказал. Да.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - И в этом смысле выбор схематизации не случаен...
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Не случаен. В самом начале я сказал, что, на мой взгляд, понятие схематизации позволяет организовать такие правильные, точные, выверенные исследования МД в нужном направлении. В том, которое я в самом начале обозначил как желаемое для себя.
СААКОВ В.В. - Вопрос?
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, я просто... Там три процесса: разработка содержания, конструирование удерживающих форм и построение схем - как отдельный процесс, и, в то же время, соорганизующий их все три вместе.
СААКОВ В.В. - Да.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да. Но у Вас немного все там перегружено, поскольку когда Вы говорите "разработка содержания", то там уже есть для меня и конструирование, и исследование, и схематизация.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Отлично! Ну, а примерно - туда?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я продолжу. В этом случае схематизация берется как предельная рамка исследования и конструирования?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да. Вот здесь, для такого разворачивания - да.
СААКОВ В.В. - Как момент организации МД?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да.
СААКОВ В.В. - А не как объект. Или можно рассматривать как объект? Вот в рефлексии этих механизмов и процессов?
У Олега вопрос.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Пожалуйста.
ФИЛЮК О.Ф. - У меня похожее <замечание>. Если Вы будете типологически относиться к МД, то Вам, в принципе, не нужны опосредующие звенья. Вы положите этот процесс за счет некоторой целостности. А если Вы вводите некоторую опосредственную ситуации и говорите, что опосредуете <исследование через логическую конструкцию>, то для этого нужна специальная… Для этого нужны специальные организованности типа план-карт исследований. И это совершенно другое.
Я задаю вопрос. Вы будете двигаться в ситуации введения некоторых организованностей-<посредников> и за счет этого организовывать пространство? Или Вы его вводите чисто типологически и, в этом смысле, тематически, и двигаться на <разделение>...?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Я думаю, скорее второе. Я буду двигаться типологически. Вот эти места (я сейчас скажу, как они задаются) будут служить основаниями для выделения некоторых типов работ со схемами или работ схематизации. Некоторые типы нужно задавать.
ФИЛЮК О.Ф. - Т.е., посредники обсуждаться не будут, да?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Вот на следующем шаге, когда можно будет перейти от выложенной типологии, допустим, к построение программ работ по исследованию и исторической реконструкции, уже конкретной, тогда, наверное, будут обсуждаться "посредники". Но это на следующем шаге. После того, когда будет выложена типология и построена план-карта. А пока для меня это, действительно, есть соцелостность, и я здесь не обсуждаю, что там с чем связано, что там что обеспечивает. Мне это сейчас безразлично. Я ответил Вам?
ФИЛЮК О.Ф. - Да.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Итак, вот эти три топа. И они же - три проекции схематизации. Задаю я их следующим образом. Первый это.., о нем можно говорить, как об особой интерпретации любой и всякой схемы, понимаемой как... Взятой вот отсюда, из этого места МД, положенной вот таким образом.
Первый топ - это знаковая форма, несущая на себе определенное объективное содержание. Знаковая форма плюс объективное содержание. Главное для меня - что они склеены, что знаковая форма несет в себе объективное содержание. Второй тип или вторая проекция.
Второй способ интерпретации схемы - это идеальный объект, разворачивающийся в имманентном пространстве-времени, т.е. в своем собственном пространстве-времени, и в этом смысле, он как бы… Эта вторая его составляющая - идеальный объект плюс его имманентное пространство-время существования - задают некоторый, можно говорить, образ жизни или форму жизни. Идеальный объект и пространство-время его существования (рисует).
И третий тип. Это когда множество... Вот есть переход, как бы проекция третья. Она отличается этим шагом, позволяя удержать множественность схематизации и способов схематизации. И как бы различает единички активности и дефицит связности между ними, т.е., особой формы соорганизации.
Вот из того, что я сказал, можно, с одной стороны, каждый из этих топов, каждую из этих проекций рассматривать как не сводимые и самостоятельные, автономные проекции, как способ интерпретации любой схемы. Схемы, порожденной мышлением, мыследеятельностью. Но, с другой стороны, можно произвести в мысли, попытаться проделать работу по развертыванию этих проекций, как бы самих по себе.
Например, знаковая форма и несомое ей объективное содержание могут быть нами взяты уже совершенно в другом залоге: при смене соответствующих рамок могут быть взяты как идеальный объект. Но если в первом случае мы любому объективному содержанию всегда противопоставляем…
Или соотносим его с конкретной знаковой формой, удерживая их некоторой жесткой связью (вот как на схеме знания, где есть отношения замещения и отнесения, и мы за каждой конкретной знаковой формой закрепляем конкретное, объективное содержание, а за каждым объективным содержанием есть определенная знаковая форма, и мы должны удерживать эту двойственность), то здесь идеальный объект, как бы, порождает… И мы должны мыслить каждое идеальное изображение или идеальный объект как способность или потенцию развернуть свое собственное, имманентное, присущее этому идеальному объекту, пространство-время существования.
Здесь совершенно другая логика работы. И за этим стоят, соответственно, другие ситуации практикования схематизации, работы со схемами. Здесь литература, словесность есть формы вот такого рода обращения или работы со схемами, вот такого типа. А здесь, скажем, интеллектуальное созерцание, религиозное чувствование, переживание, понимание музыки и работа, скажем, с художественными образами, чтение художественных образов, поэзия и т.д. являются ситуациями жизни вот такого типа идеальных объектов.
Третий тип - это как бы способ удержания множественности вот таких, а может быть, и таких, единичек. Но в некоторой соцелостности, в некоторой связности, которая каждый раз привносится. Это характерно для данного типа. Привносится каждый раз искусственно за счет указания на дефицит или отсутствие связности, которая позволила бы удержать данную соцелостность. Если, скажем, в истории... Дальше, когда я буду говорить о программе исследований, об их этапах, то там нужно будет выделять практики, на материале которых можно было бы реконструировать техники работы со схемами вот такого типа, и каждого из трех типов, в том числе и такого. Для третьего типа такими практиками в истории могли бы быть, скажем, политическая, предпринимательская деятельность, работа или искусство; педагогика, не традиционная, а понимаемая нами уже искушенной, испорченной попытками строительства СМД-педагогики. В общем, другой тип ситуации, другие практики.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Вопрос можно?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да, в этом месте у меня пауза.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Можно расценивать таким образом, что первый тип имеет, или относится, я бы так сказала, следуя Вашему тексту, к ситуациям логическим; второй - к ситуациям <историческим, герменевтическим> ?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Второй..? Ну, можно так, хотя это очень грубо, уплощенно.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Конечно, очень грубо. А третий тип, собственно, описывает, я бы сказала, ту социокультурную ситуацию, которая сейчас собственно и порождает проблематику СМД-эпистемологии. Поскольку третий тип Вы характеризуете как организующий. Вот в чем основание моего вопроса на понимание? Поскольку в истории философии, культуры, науки...
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Философия осталась здесь.
СААКОВ В.В. - Во втором.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - В первом.
СААКОВ В.В. - В первом?
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я говорю сейчас про другое.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Философия есть...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет, я сейчас не философию беру.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - …особый способ высказываний...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет, Ю.В., я говорю про другое…
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - ...о мире и о понимании.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я говорю, что традиционно логика и герменевтика всегда разводились.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Так…
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - В западной культуре, как правило.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Правильно, разводились.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Луковенко про все это ничего не говорил.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Я про это не знаю ничего, мне это не интересно.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вы берете свое тело и начинаете обсуждать свое тело.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Аристотель не разводил. Для него что логика, что наука, что герменевтика, что риторика - не важно. И я не развожу. Зачем мне это нужно? Это нужно тем, кто строит себе... А мне зачем нужно? Здесь - другая типология. Она не претендует на историческую истинность или соответствие фактам истории. Она претендует лишь на удобство. Вернее, соответствие некоторым эпистемологическим нормам, нормативам эпистемологической работы, некоторому базовому набору схем, на которых я строю свою работу. Плюс, она должна соответствовать целям и задачам моего исследования.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Но третий-то, тем не менее, обозначен у Вас как соорганизующий первые два…
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Нет. Не первые два...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Очень странно соорганизует - за счет анализа, который практикуется как соорганизация.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да. Сначала нужно проделать работу в этих типах. Для того, чтобы можно было бы о какой-то соорганизации говорить. Но, с другой стороны, если не опускаться в этот слой, то можно говорить, что любая и всякая схема есть… Вначале мы ее трактуем как знаковую форму с некоторым присущим ей содержанием, потом - как идеальный объект, в котором заложено имманентное пространство-время его развертывания, а третье - ... Третье как что? Как способ смётки и соорганизации разнородных сущностей, разнородных единичек. И почему бы нет? И каждая из таких интерпретаций любой схемы имеет право на существование.
Если мы при этом еще понимаем схемы как продукт МД, положенный нами вот таким странным образом - как соцелостность вот этих трех... работ.
У меня здесь первый кусочек закончился.
СААКОВ В.В. - Юра, это не "или-или-или". Схема - это и знаковая форма, несущая на себе объективное содержание, и идеальный объект, и некоторые механизмы связности.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Он говорил: три разных проекции.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - По логике многих знаний. Я могу вообще не обсуждать эти переходы. Я их ввел, чтобы показать, что помимо.., что это возможно сделать в чистой мысли. Полагание каждого из этих трех типов есть особая работа, которая подвластна мыслительному конструированию. Без всяких эмпирических отнесений. Без указаний на объект. Просто взял и положил. Переходы к каждой проекции происходят не по какой-то там логике, допустим внутри этой проекции, а за счет новой рамки, которую вводит конструктор и этим задает как бы новую проекцию, останавливая предыдущую.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но при этом, Ю.В., Вы про схематизацию ничего не сказали. И в теме, объявленной Вами - "Понятие схематизации" - получить таким путем понятие никогда...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ошибаетесь, ошибаетесь.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, сейчас мы с Вами будем спорить на эту тему.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Вы выступите, А.П., и про схематизацию скажите.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Он уже вышел к понятию. Но особым образом.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Через проекцию, Г.П.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Оно связано с понятием "соцелостность".
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Через методологическую метафизику.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но при этом, то, что он вводит как проекции, с моей т.зр., есть демонстрация того, как Луковенко систематизирует свои знания по схематизации. И эти три введенные плана интерпретаций, в этом смысле, к понятию схематизации все равно не выведут. Надо теперь проводить критику по каждой проекции,
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Конечно.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Наоборот. Он уже сделал это. Но за счет введения новой дисциплины - эпистемологии.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, отлично. Тогда я буду слушать дальше.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ведь на самом деле в этом докладе вся сущность совещания.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но я с ним не согласен. И считаю, что по эпистемологии Луковенко ничего не сказал, ни одного шага не сделал в этом направлении. Обсуждает свои представления о том, как систематизировать знания о схематизации.
МАКСУДОВ P.P. - А. П., а можно Вам вопрос?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
МАКСУДОВ P.P. - А по Вашему, в какой действительности мышления надо строить эпистемологию?
ЗИНЧЕНКО А.П. - В какой действительности мышления?
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - …подтекст вопроса: нужны новые эмпирические <отнесения, примеры>. <Луковенко> уже их дал - за счет указания на необходимость понятия и отсутствие его.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Это я понимаю! Г.П., это я понимаю.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - А что еще?
ЗИНЧЕНКО А.П. - То, что смыслы какие-то накапливаются? В рамках этого прохода?
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Что еще, кроме того, что Вы понимаете?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Он же объявил тему - "Понятие схематизации".
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Нет, А.П., я объявил…
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ответил на этот вопрос так, как можно на него ответить сегодня.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Вот смотрите. Тема у меня такая. Вернее не тема, а цель и ход моего выступления состоят в следующем. Я хочу показать, как понятие схематизации (то, которое я пытаюсь здесь выложить) позволяет организовать, правильно организовать исследование МД. Я сказал в начале, что у меня есть такая давняя мечта - организовать исследование МД правильно.
Т.е., форменное, по-настоящему, соответствующее некоторым нормам эпистемологической работы. И я сделал первый шаг в этом направлении. М.б., он не вполне соответствует какому-то другому, чужому замыслу, о котором я ничего не знаю.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Но содержит мысль.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Т.е., я двигаюсь в том направлении, которое обозначено, которое для меня осмысленно. Я вижу эту цель перед собой, и я к ней двигаюсь.
МАКСУДОВ P.P. - Правильно ли я понял, что действительность, которая как бы выложена, еще должна быть проработана с т.зр. этих топов?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Бесспорно. Я сейчас, во втором кусочке хотел про это сказать несколько слов.
МАКСУДОВ P.P. - Если я правильно понял, то сама действительность <...> выкладывание некоторого идеального объекта, который в дальнейшем мог бы быть превращен в основание для исследования... <не имеет имманентных форм>...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Рустем! Но как бы объекта. Объекта там нет, в этом вся сложность. Как бы объекта. В этом состоит проблема.
МАКСУДОВ P.P. - Но если я правильно понял, то необходимо еще <...> достраивать до объекта.
СААКОВ В.В. - Но тогда нужно принять как справедливое замечание А.П. Но Ю.В. его отклоняет, поскольку говорит: я не строю понятия схематизации, я его ввожу для обеспечения особых, специальных работ. Вводится оно. И в этом смысле схема рассматривается не как объект, а как средство для эпистемологических исследований. В каком режиме он работает? Вводит понятие. Но не вводит некоторый предмет для нашего анализа, нашего рассмотрения. Анализом, рассмотрением должно явиться исследование, программа исследования МД. Да?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да.
СААКОВ В.В. - Но вот как обсуждать схематизацию в подобном жанре работ? Вопрос.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно? Чтобы отбить это место. Вот в чем мое несогласие. Или скажем так, не несогласие, а некоторое непонимание в этом месте. Первый пункт. Я принял объявленную тему - "Понятие схематизации". И дальше разделил два как бы возможных хода этой темы, проработки этой темы. Первый - это конструктивное движение в ориентации на онтологическую картину и, в конечном счете, на объект. Но Ю.В. …
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Как бы.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Как бы. Он этот ход не принял. Я тогда его отложил в сторону. Действую другим способом. Есть другой подход. Можно двигаться понятийно.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Когда это он не принял? Из-за Вашего поведения. Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Отлично.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Потому, что оно ошибочно.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Может быть. Но я вот так понимаю, что можно принять другой ход и двигаться не конструктивно, не в ориентации на онтологию и далее на объект, а двигаться понятийно, разделяя и различая смысловые области. Ю.В., вроде бы, стал выделять эти три проекции по отношению к месту со схемой. Но затем, когда было объявлено, что его интересует употребление схематизации в исследованиях, и рамкой, на которую он ориентируется, является рамка исследовательская, то я тут себе пишу...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Понимать же еще надо.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Г.П., я же слушаю доклад, я себе тут пишу... Я же тупой, поэтому все еще записываю и даже наперед. Дальше я его перестал понимать. Поскольку он не задает проблему схематизации в исследованиях. Проблему, в которой, на мой взгляд, может развертываться эта понятийная работа. Т.е., рамки такой - нет. И то, что дальше задано вот в этих трех топах, в трех планах интерпретации, делает тему не темой.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Наоборот.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Поскольку появляются вопросы К.В., но они совсем из другого места.
СААКОВ В.В. - Они и помешали <обсуждению>, поскольку заслонили ту задачу, ту цель, которые объявил Юра.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Но он сам, своим ходом, который сделал, не введя рамку проблемы исследований, которые теперь уже могут якобы <проводиться> за счет введений представления о схематизации, понятия схематизации...
И поэтому все на этом месте начинает расплываться.. Поскольку этой рамки - проблемы схематизации в исследованиях - введено <не было>.
СААКОВ В.В. - Давай отмотаем назад немного.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Я считаю, что понятие ввел за счет введения этого ограниченного набора проекций, а также демонстрацией перехода от одной к другой с рядом некоторых интерпретаций. Я считаю, что указал проблему косвенно. Те, у кого она стоит, перед кем она стоит, знают, что она, <проблема>, существует, и могут этим приемом воспользоваться. А для тех, у кого проблема схематизации никогда не стояла и не стоит… Зачем им тогда морочить схематизацией голову. Пусть они рассматривают мой доклад с чисто технической точки зрения, как некоторое новое знание. Я предполагаю за коллегами наличие интеллектуальной функции - понимания.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Это хорошо (смеется).
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - А разжевывать всем и делать кашицу, из ложечки кормить...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но тогда ты отказываешься от плана транслятивности. Зачем ты схему рисуешь? Если ты рисуешь схему, то ты должен передать эту проблему, которая тебя мучает, хотя бы некоторым из присутствующих и сделать вид...
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Почему мучает, А.П.?
ЗИНЧЕНКО А.П. - А тебя не мучает? (смех)
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Доставляют наслаждение...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Приглашают к <коммуникации>.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Меня проблемы не мучают, они доставляют мне наслаждение.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Это напоминает ринг, где Ч.Чаплин не с боксером дерется, а со своими...
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Со своими, со своими...
ЗИНЧЕНКО А.П. - …со своими проблемами, собственными проблемами и систематизацией знания по схематизации.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <сбивает своей конструкцией> и противника, и судью.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Итак, я зафиксировал, что я здесь не понимаю.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Все это слышали.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Вы все точно сказали, поэтому Вы все на самом деле понимаете...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Извините, Г.П., Луковенко объявил, что хочет работать по правилам. Да?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Но не по Вашим, а по своим.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Так я не свои правила объявляю, Юра. Извини.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ю.В., никаких правил на самом деле нет вообще. Нужно только понимать.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Есть некоторые обязательные требования, накладываемые с целью, чтобы понимать.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Их он выкинул в мусорный ящик.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Пожалуйста.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Я хочу завершить свой доклад указанием на то, как можно работать с этими проекциями-топами в проведении...
СААКОВ В.В. - Это очень большое будет завершение.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - В этом смысле задать еще некоторые места для того, чтобы можно было говорить о программе исследований. Я сейчас скажу о трех этапах разворачивания исследований. И не только исследований. Третьим этапом будет оргпроектирование. И на этом этапе исследования будут носить уже технический, обеспечивающий характер тем работам, которые позволяет провести эта схема. И которые вместе вот с этими топами нужно рассматривать как некоторый эскиз или набросок такой программы эпистемологических разработок.
Итак, первое, что необходимо - это выделение исторических типов практик, а также видов работ со схемами, видов схематизации, которые существовали и существуют лишь в действительности исследования и реконструкции, такое вот искусственно-техническое выделение исторических типов. Я делал несколько замечаний, когда говорил о возможных отнесениях вот этого топа, вот этого к разным видам практик. Повторяю, что эти типы будут историческими и будут конструкциями, позволяющими исследователю проводить работу с историческим материалом.
Я сейчас намеренно показывав шаги возможного разворачивания, ориентируясь на круг задач, выходящих за рамки только собственно методологических практик, хотя и включающих их. В этом смысле я считаю, что такие объекты, вернее... Да, вот эти исторические типы можно назвать объектами для исследовательской работы. Я считаю, что такие исторические типы должны иметь масштабы, далеко выходящие за рамки собственно методологического опыта или опыта работ методологических групп.
Вот там можно рисовать теперь схемы, делать какие-то наброски. Но сейчас я не хотел бы этим заниматься, поскольку эта работа требует отдельного, специального доклада, доклада по выделению таких типов.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ю.В., простите, Вы сказали "за рамки методологического" или "за рамки технологического"?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Методологического.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Я в этом не уверен, потому что эта проблема, вроде бы, специфична для методологии.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Специфична для методологии. Но я так скажу, что результаты этой работы, а также область захватываемого материала выходит за рамки региона методологии. Выходит за рамки.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - И куда же это она выходит?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Видами практик, существующими или существовавшими в истории, которые я отнес бы к первому топу, могут быть, например, научная деятельность. Понимаемая как... Я вот вчера уже высказывал замечание, версию. Пора науку представить не как вид деятельности, а как особый способ или особый вид работы с текстами. Научное сообщение как особая форма работы с текстами или особая форма текстовой работы. Философское высказывание тоже как особый, но другой тип работы с текстами, строящийся по своим законам, имеющий свои правила игры. Если ученый, скажем, начинает вводить идеальные объекты в своих статьях, то он из научного сообщества изгоняется и становится философом или писателем. Вот, скажем, словесность, словесное творчество.
Это есть третий тип деятельности, основанной на... на работе не с идеальными объектами, а со знаковыми формами, несущими в себе определенное объективное содержание, вложенное в них. Это красиво видно на творчестве Зиновьева. Когда ему не хватает для выражения некоторой мысли рамок научной статьи, то он пишет философский трактат или же художественное произведение. Можно провести красивую параллель с Ницше в исследовании его творчества. В истории культуры целый ряд можно <привести>. И из близкого нам опыта, и из дальнего нам искать разные соотношения. Соответственно эти практики выделять. И теперь имея о них идеальное представление, мы теперь в истории можем выделять некоторые исторические формы существования и исторические типы, бывшие когда-то и имевшие определенны цикл жизни, исчезавшие дальше или умиравшие. И которые теперь нами могут быть так или иначе восстановлены.
СААКОВ В.В. - Рустем.
МАКСУДОВ Р.Р. - Когда Вы сказали, что это выходит за рамки методологии, то я это понимал как некоторое указание на проблему. А когда Вы начали привлекать <развертки>, <способствующие продвижению>, то этот момент снимается. У меня есть гипотеза о том типе проблемы, которая, как ты говоришь, у тебя здесь скрытно содержится.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Ты хочешь высказаться?
МАКСУДОВ Р.Р. - Да.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Давай.
МАКСУДОВ Р.Р. - Если я правильно понял, то проблема заключается в том, что те конструктивные правила, которые ты задаешь... М.б., я не правильно понял, но проблема заключается в том, что для выхода к объекту и, соответственно, к пониманию того, что это есть проекции... Выход за методологическую <рамку> будет заключаться в разработке новой категории, которая и есть как бы проблема.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Да.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Да, точно.
МАКСУДОВ Р.Р. - А такой категорией, если <судить по твоей направленности>, должна быть, я считаю, категория МД.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Итак, я не буду останавливаться на попытках реконструировать вот эти идеальные типы, а затем на их основе и типы исторические, которые можно локализовать в истории. И, соответственно, нужно было бы строить такие цветистые карты. Я просто говорю, что есть этот первый этап, или первая фаза исследований, которые позволяет осуществить данная схема. И тут можно, меняя набор исторически существовавших, исторически сложившихся практик…
А могут быть и пустые места, поскольку, наверняка, многие искусства и техники были не описаны и забыты. И не имели никаких форм представления, поскольку могли просуществовать только в форме какого-то развертывания ситуации и затем должны были умереть, не будучи никак описанными. Но, тем не менее, вот эти три проекции позволяют удержать данную целостность.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Простите, Ю.В., Вы, кажется, употребляли - "соцелостность".
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Соцелостность, да. Простите, я оговорился.
Теперь второй этап исследований. Это анализ и реконструкция ситуаций, уже конкретных исторических ситуаций. Вот таких вот актов творчества, понимаемых как особый тип работ со схемами или работ по схематизации. Анализ и реконструкция конкретных исторических ситуаций, актов работы со схемами, где важным элементом является персоналия, какой-то автор конкретный персонаж, действующее в истории лицо, которые понимаются как некоторый исторический прототип. А дальше мы интерпретируем его деятельность или его МД дважды. Как некоторое мыслительное конструирование и как исполнение некоторой конструкции. В этом смысле, ее развертывание в том или ином материале. Как исполнительское искусство. Исполнение в некотором материале - в знаках или звуках, в какой-нибудь деятельности, на материале общественных систем.
И здесь, на этом этапе, все наши предварительные разработки вот этих идеальных и исторических типов подвергаются беспощадной ломке, критике, разоформлению. Здесь они сталкиваются между собой. И происходит, в том числе, и фальсификация, крушение этих моделей, полученных на первом этапе исследования.
 
схема 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 2-го дня/ Ю.В.Луковенко: Понятие схематизации в организации исследования и конструирования в мыследеятельности
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 2-го дня/ Ю.В.Луковенко: Понятие схематизации в организации исследования и конструирования в мыследеятельности
 
Но, тем не менее, осуществить работу второго шага по реконструкции конкретной ситуации с конкретными историческими персонажами без них не представляется возможным.
И третий этап. Но вот ко второму этапу я бы еще важными компонентами… Я зарисую второй этап. Здесь обязательно (рисует) есть некоторый персонаж, персоналия как указание на некоторый исторический, действующий персонаж, помещенный в дальнюю, в ближнюю, в нашу историю. И его работа, дважды интерпретируемая. Как мыслительное конструирование и как исполнительское искусство в некотором материале. Материале "х". И дальше для второго этапа еще важным моментом является другая плоскость работ, на которой действующими лицами являются эпистемолог и онтологист, собственно саму МД, имевшую там место.
А эпистемолог позволяет вот эту конкретную МД, бывшую в истории, разоформить и представить в виде технических конструктивных элементов, так бы я сказал, действуя на основе первого этапа, где ему удается за счет данных типов произвести соответствующую… Иметь в своем арсенале набор соответствующих типологий, идеальных объектов и т.п.
И третий этап исследований. Это оргпроекты исследований, подчиненных задачам и целям оргпроектирования различных... А вот какого типа оргпроекты? Оргпроекты, цель и смысл которых состоят в освоении техник: оформления, разоформления, опредмечивания, перепредмечивания...
При одновременном, параллельным со всем этим мыслительном конструировании, которое также должно быть освоено как некоторое искусство. И вот оргпроекты носят характер, как бы… Почему вот нет этой цели освоения техник оформления, разоформления, перепредмечивания при параллельном или одновременном мыслительном конструировании? А здесь, вот на этом третьем этапе, возникает проблема материала, который способен идти в ту или иную конструкцию. Я пока только указываю на это.
СААКОВ В.В. - Это, вроде бы, к программе исследований <второго этапа> - к проблеме материала.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Нет. В истории нет проблемы с материалом. Имея достаточно средств, мы его там находим. Это исторические исследования, анализ, реконструкция, восстановление ситуаций в их полноте. Там есть проблема мыслительного оформления и мыслительного конструирования. Но не материала. А материал, проблема материала появляются в оргпроектировании, когда мы уже располагаем конструктивно-техническими знаниями, имеем некоторый набор конструкций, но встает проблема их носителя. Того, кто будет некоторое время, в определенное время удерживать, например, ту или иную проблему.
Ну, все. Пo-моему, я слишком много наговорил. Если есть вопросы, я готов ответить. Но я предпочел бы оставить свое сообщение незаконченным, поставив на последнем <пункте> вопрос и проблему.
СААКОВ В.В. - Так что будет еще продолжение.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - У меня есть... Просто...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - …форма организации - <положить> понятие в виде проблемы.
СААКОВ В.В. - Я для себя так пометил. Проблема метода. Это связано с первой программой. Проблема искусственного или методология искусства. Проблема материала или теория, методология реализации. Эти темы открылись мне за счет введения понятия в подобной его форме.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - У меня есть искушение ответить формально. М.б., даже не формально, а эмпирически что-ли, содержательно на последнюю проблему. Т.е., указать некоторые варианты ее разрешения. Но пока я воздержался бы от этого. Но некоторый опыт есть. Опыт попыток решения этих проблем. Есть некоторые мысли, позволяющие думать в этом направлении.
СААКОВ В.В. - Я сейчас не помню, но кто-то готовит сообщение с темой, сформулированной следующим образом: "Схема (в скобочках я еще бы добавил - понятие) как закрывающая путь". Поэтому нам и подобные "проекции" схемы надо обсудить. И это очень важно. Поскольку, действительно закрывают.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Какую эту проекцию?
СААКОВ В.В. - О которой я только что сказал. Схема может выполнять негативную функцию. Негативную. Ее надо...
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, термин-то существует - "стопсхемы".
СААКОВ В.В. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Закрывающие мышление, путь к мышлению.
СААКОВ В.В. - Спасибо.
расшифровка - Е.Саакова, редакция - В.Сааков, 1993
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2010
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 30 январь 2010

последнее обновление
16 декабрь 2014
02 февраль 2012