главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
тема второго дня Схематизация и схемы: условия и обстоятельства мышления 21 февраля 1993 |
Андрейченко
Николай Федорович Техническое задание на эпистемологическую организацию разработок содержания нового учебного предмета |
формат microsoft word |
21.02.1993, 11.00 |
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Юра, я вытираю...
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Вытирай, вытирай. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ой, хорошо! (сел в кресло у доски)Ю СААКОВ В.В. - Пристегнись(1). АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Неохота работать... Я прошу обратить внимание на выглядывающую из-за доски и глядящую укоризненно на всех присутствующих в зале лысину уроженца этих мест, который, наверное, вопрошает: вы чем здесь, сволочи, занимаетесь(2)? МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Он не вопрошает. Он всегда все знает наперед (смех). АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вот я сидел (в зале). Он оттуда выглядывал на меня, а я себе задавал этот вопрос. Я руководствуюсь сейчас двумя принципами: первый - принцип Лао-Цзы (если я соврал, пусть поправят), а второй - трактирщика Паливца. У Лао-Цзы такой: если ты родил мысль - подвергни ее осмеянию. Очень хорошее правило. У трактирщика Паливца тоже было правило. У него каждое третье слово было - "задница" и "дерьмо". Поэтому, когда сыщик Бретшнейдер пытался спровоцировать, чтобы арестовать, то вначале спрашивал: а вы помните номер своего ружья, Ларби? На что тот ему отвечал: идите вы все в задницу, я таким подобным дерьмом никогда не интересовался! Я думаю, что родив мысль, ее нужно осмеять. Вот, по этому принципу. В этом смысле, я хочу сначала выразить свое... |
Я не был на первых двух семинарах по эпистемологии
в Ульяновске, поэтому свободен от традиций, здесь сложившихся. И задаю
себе вопрос: а что это за тема такая вообще? Вот, мне нужно выяснить
свое отношение к этой самой теме. Я сразу признаюсь, что первым порывом
у меня как раз был ответ трактирщика Паливца: у меня много дел, этим
я не занимаюсь. Но потом я понял, что для нас, для наших работ эта тема
носит такой… Я вчера еще пытался это как-то воткнуть в разговор и получил
подтверждение от Крайчинской, что эта тема для нас - рамочная, или предельная.
Когда задается такая тема, то все наши работы, следовательно, должны быть... Но как все работы? Работы, которые проводит каждый из нас в отдельности, могут быть при этом рассмотрены со стороны. Я понятно сказал? Не очень? Это тема, в которой мы можем, или обязаны что ли, ревизовать собственные линии разработок. Она носит для нас предельный, рамочный характер. Вот так я ее для себя увидел. Следовательно, я понимаю, что если задается ситуация такого вздергивания, и сама эта тема эпистемологии является организующий моментом для того, чтобы мы могли подвергнуть усомнению и осмеянию свои собственные разработки, следовательно, я так полагаю, что в этих рамках сначала нужно как бы предъявить, или: то, что мы в последнее время называем "положение дел" и "анализом положения дел". И я при этом сейчас свое положение, свое видение буду выкладывать. |
Я предполагал, что когда будет делать
доклад Луковенко, это будет доклад от универсума, от универсалий, от мира
для себя, для Луковенко, для Фихте, Георгия Петровича, не помню как Гегеля
и прочая компания. А я в этом смысле... Забыл, у кого из экономистов есть
хорошая такая работа. Она называется "Философия от мира сего".
Вот мне бы хотелось "от мира сего". Я понимаю, заказ, который
обеспечивал Луковенко - вот из той компании. Он как-то внес все это сюда,
предъявил… И я примерно прикидываю, что будет делать А.П. (Зинченко)...
И вот этой теме хочу задать свое, если хотите - от мира сего - видение.
Прагматическое. Я последнее время постоянно эту роль почему-то выполняю...
Зачем и для чего мне <это>? Вот после первого ответа в стиле трактирщика Паливца я дальше задал себе вопрос очень серьезно: это что за, действительно, тема? (конец стороны кассеты) …определяться по отношению к ней, сказав: да нет! я в этих разработках вообще вряд ли буду участвовать. Поэтому что я сейчас сделаю? Я как бы объявлю работы, которые я буду выполнять, и для оснащения которых, как я понимаю, необходимо свое, собственное участие в работах по теме "Эпистемология и схематизация", "эпистема и схема" и т.д. Но в том ракурсе и на том пределе, которые нужны мне. |
|
|
Я не задаю вот этот вот ход... Вот есть еще один - "от
мира сего".
Первый пункт. Зачем мне нужны разработки в теме "эпистемология", в этой теме? Дело в том, что такая работа, как построение нового учебного предмета, разоформление, разборка тех единиц, в которых собраны знания и сегодня транслируются в определенном канале... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Такого нет еще. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Какого нет? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - А вот того, о котором Вы говорите. Ни одного примера. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вот этого я не понял, Г.П. Чего нет? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Канала трансляции. (сбой записи) ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - ...сказали <...> большую <сумятицу> <своим текстом>... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я говорю о своей, сфокусированной <на> сегодня и узкой области, в которой, я понимаю, придется проделать целый ряд работ. Итак, я утверждаю, что на сегодняшний день в области того, что мы называем экономическими знаниями, существуют определенные связки, склейки, предметные оформления, теории и все другие единицы связывания кирпичиков, которыми они там… знаниями или чего-то другого, <в чем-то другом> существуют или выстроены. И они заложены в каналы трансляции. Вот в этой узкой очень, предметной сфере экономизма. Полагаю, что у других тоже похожая картина. Но про эту я могу говорить точно. Про ту, что знаю. Про что не знаю - бог с ним... |
И на сегодняшний день в мире (мне не обязательно, чтобы
это у нас существовало) есть выстроенные принципы сшивки, склейки, связывания
кирпичиков знания. Вот тех, до которых нужно все разобрать, связывания
в определенные блоки. То ли теории, то ли какие-то псевдоучебные предметы
типа "менеджмент", "маркетинг", "экономикс"
и все остальные. И это заложено в каналы трансляции и работает. Вот
это я утверждаю. При этом, это все носит знаниевый характер, поскольку
оснащает и обеспечивает, в этом смысле, систему деятельности, ее функционирование.
И подобные собранные единицы, транслируемые в системах образования,
в университетских системах, на сегодняшний день обеспечивают функционирование
определенных систем деятельности. Это - есть. Вот это - я утверждаю.
Единственное. На первом пункте.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Вы, по сути дела, о каналах трансляции и о знаниях и обо все прочем, что сложилось как результат реализации естественнонаучной формации мышления? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Мне пока это не существенно. Ну - естественнонаучное..? МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Самое существенное! ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Нет. Наоборот! АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я шире смотрю на это. Какая мне разница, в результате естественнонаучного или каких-то других… Как раз в экономической системе знаний присутствует очень существенный момент выстраивания за счет искусственно-технических действий, а не в естественнонаучной парадигме. Хотя экономисты-теоретики говорят о Нобелевской премии, все время стараются пристроить сюда... Нет. Ответ - нет. |
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я поняла Ваши возражения.
Но, тем не менее, я продолжу. Уточню, что я тут понимала. Сейчас я не
говорю об естественнонаучном знании, я говорю о формации мышления, которая
складывалась с ориентацией на знание, на научное, не на естественное,
а научное. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я отвечаю точно также. Попытки оестественнонаучить эту область происходят постоянно. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я тут "естественное" убираю... В соответствие с научной формацией... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - А науки у них нету. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Реально нету. Да. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но корпус этих представлений и знаний, с одной стороны, такой сложный, запутанный клубок. Попытки оестественнонаучить - есть, постоянно предпринимаются, но... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Постоянно терпят крах. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - ...постоянно терпят крах. ЗИНЧЕНКО А.П. - Вы должны отвечать, что все равно работаете в другой рамке. Пока различение естественнонаучного, инженерного... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я потому и говорю, мне это сейчас не… Первый ответ. Я этим не занимаюсь. Мне это не нужно. ЗИНЧЕНКО А.П. - А я бы по поводу введенного примера присоединился бы к замечанию Г.П. Я бы сказал, что указание на существующие каналы трансляции или на разного рода машины работы со знаниями - есть указание на область для нас незнаемую. Поскольку эти машины трансляции и каналы когда-то кем-то тысячу лет назад, двести лет назад были сделаны. |
|
И то, что мы имеем сегодня, есть какие-то их остатки,
ошметки. А наша ведь ситуация другая. Это я говорю уже, зная, чем занимается
H.Ф. Мы должны впервые (H.Ф. этим занят) построить некий канал трансляции.
Есть такая целевая установка, и работа эта начата. При этом, построение
канала трансляции рассматривается как разработка особого типа содержания
или особой системы знаний, которая и будет специфицировать данный канал
трансляции.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - "Знаний" пока в кавычках, да? ЗИНЧЕНКО А.П. - Поскольку мы еще не знаем что будет. Но знаем, что тип содержания будет особый. И есть такая проектная интенция. А дальше Вы говорите, что определяетесь в качестве разработчика вот этого, нового типа содержания или, в скобочках, новой системы... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Учебного предмета. ЗИНЧЕНКО А.П. - То эпистемолог мне нужен как обеспечивающий меня, который должен дать мне понятие, что же такое "знание". АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Что же такое "знание"? Иначе работу по конструированию и проектированию данного канала трансляции сделать не сумею. И Вы сразу должны рисовать эти две позиции. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да, да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Разработчика канала трансляции и обеспечивающего эпистемолога. |
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вот я уже попытался сразу это все…
И сейчас у нас введена рамка данной темы, и я в ней как-то занят и,
соответственно, определяюсь вот в этой позиции разработчика или конструктора.
А вот теперь у меня большие сомнения. Конструктора чего?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Если тебя обеспечивает эпистемолог... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - То - эпистемологии. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Не-е-т, Г.П. ЗИНЧЕНКО А.П. - Он должен разрабатывать содержание. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Содержание. ЗИНЧЕНКО А.П. - Притом вопрос теперь: что такое учебные предметы, что должно составить ядро этой формы? Ну, скажем, что это - система знаний. Тогда можно формулировать техническое задание эпистемологу (рисует). АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но вот я до формулирования эпистемологу технического задания имею некоторые свои сомнения. В этом же куске и у Рустема были. Там понятно было? Тот же самый вопрос. Я уже это произнес, что мне необходимо в этих рамках ответить на вопрос "что за тема?" В каком смысле она меня оснащает? Или, если перевернуть и сказать, как Зинченко: это выдача технического задания для позиции эпистемолога из позиции разработчика. И вот здесь я ставлю прочерк. И буду это сейчас обсуждать. ЛИБЕРМАН А.А. - Разработчика... Т.е., учебный предмет есть система знаний? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вот не знаю. |
ЗИНЧЕНКО А.П. - Такого отождествления
не было. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Не было. ЗИНЧЕНКО А.П. - Поскольку пока не понятно, что должно лежать в ядре. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Слово "знание у нас", я бы сейчас сказал, уже широко нагружено. Я сейчас бы освободился от слова ''знание" и оставил бы вот нечто такое... Вот сказал бы: эпистемические единицы или... Их может быть много, включая и знание. Вот освободился бы, как по этому анекдоту - "где ЭТО?" Назвал бы - "это". Стандартный ход. Прибегает в Ульяновский обком человек и спрашивает: где это? Все знают этот анекдот? Долго расспрашивал всех в обкоме, пока не попал к самому опытному инструктору. И тот его спрашивает: что "это"? - Ну, как же, в песне же поется "и как один умрем в борьбе за "это". Вот - "это". Но пока там слово "знание"… Понятие - тоже определенная эпистемическая единица или форма существования.., вот чего? Например, что-то нужно сконструировать как учебный предмет. И что это? Работа со знаниями или нет? Я поясню основания вот этих своих сомнений и вопросов. Я думаю, что в нашей традиции... (смотрит на разговаривающих). Междусобойчик, да? Что в нашей традиции знания обычно - деятельностное образование. Вот в СМД-подходе... (сбой записи) Вот - "мало" или "не то", Г.П. |
|
Итак, то, что конституирует систему деятельности, есть
знание. Знания есть деятельностное образование, элемент структуры деятельности,
задающий... Нет. На мой взгляд - тот, из которого может быть развернута
система деятельности, переведенная в машинную форму, технологизированную
и автоматизированную.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Последние две сомнительны. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, давайте так, радикально, Г.П. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Да не-е-т. Как раз радикализм - без сомнений. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, а в "машинообразную"? Это Вы, конечно, примите! ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Приму… АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Хорошо! ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - ... если Вы переделываете машины. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да зачем мне это переделывать? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Они ж построены на логике. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Следовательно, можно сделать машинообразно. СААКОВ В.В. - Первые две. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - А вот основанные на герменевтике и понимании, наверное, машинообразно сделать нельзя. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Можно будет. Скоро. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну-у-у, мы попытаемся и сделаем. Я уже надуваюсь... Итак, знание - есть такая эпистемическая единица, с которой мы работаем в Д-подходе. И там этого хватало. С одной стороны, это элемент структуры деятельности, с другой, элемент, из которого она может быть развернута. |
И знание являлось единицей, заслуживающей возведения
в ранг... Что там, Юра [к Луковенко]? Как это? <В ранг> универсалий,
да? Туда, поближе. И закладывалось в каналы трансляции.
Вот, вроде бы, я так понимаю, обсуждалось <знание> всегда. А сегодня, я думаю, социокультурная ситуация другого типа. И знание не заслуживает того... Вот такая единица, как знание, не заслуживает, чтобы ее закладывали в каналы трансляции. Тезис радикальный. СААКОВ В.В. - Поскольку меняется. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - И что в системах деятельности, доведенных до... Ну, как сказать? Они должны быть... У меня здесь "организация действия" противопоставляется "системе деятельности". Первые должны окостеневать, уходить, (те, что нужно), переходить в... Отсюда у меня тезис был об автоматизации. Переходить в машинные.., в машины, а дальше в системы. И знание не должно транслироваться. Оно должно умереть, вплоть до железа в материальных воплощениях деятельности, систем деятельности. А вот организуемые действия, в этом смысле, не есть элемент или часть деятельности. И деятельность нельзя, наверное, рассматривать как составленную из целевым образом организованных действий. Когда-то я такое обсуждение слушал. И постольку нужны другие эпистемические единицы, которые надо: а) закладывать в каналы трансляции, б) на которых надо строить систему образования, исследования и все остальное. Значит, вот первый... |
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Это производит странное
впечатление: <…> откажемся от слова "знание" и будем пользоваться
"эпистемой". ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но это словесная часть. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - И в деятельности, которую Вы <...> будет то же самое. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - С моей точки зрения... Да. Должно быть. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Это мне понятно. Но щеки надувать ни к чему... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Не буду. Это же проблема не... щёк. СААКОВ В.В. - Н.Ф., у меня вопрос. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да. СААКОВ В.В. - Знаниям вы отказываете. В том смысле, что сегодня это еще... (сбой записи) АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - ...который идет. ХХХХ - Знания для конструирования учебных предметов не подходят. Мы это уже зафиксировали. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Нет. Не подходят. ЗИНЧЕНКО А.П. - Подожди, Коля. Нельзя так отвечать. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Сейчас-сейчас... ЗИНЧЕНКО А.П. - Поскольку уже есть различение. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Сначала надо расстаться с этими... СААКОВ В.В. - Ну-у-у, ты с тер, Коля! АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да! А теперь требуются некоторые уточнения. |
|
СААКОВ В.В. - Коля, вот та сеточка, которая была здесь
нарисована, а сейчас ее стерли - это все то, что относилось к…
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - А теперь нужно получить II типологию эпистемических единиц. Во всяком случае не элементов, а единиц. Это точно. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Эпистемологических единиц. ЗИНЧЕНКО А.П. - Если это окажется в ведении эпистемолога. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Эпистемолога. Но там еще должен быть какой-то эпистемотехник [смех]. Размножаются... Я сейчас не хочу, потому что они у меня размножаются как тараканы. Я поэтому… Типология. Типология эпистемологических единиц. Э-п-и-с-т-е-м-о-... (пишет на доске) единиц. Должны быть построены вот эти единицы. Я не должен рисовать связанными, а должен, наверное, изобразить вот так - как <птицу?>. Да? Поэтому, если брать старое название… Это очень интересно! Онтология - эпистемологическая единица? А давно ведущиеся разговоры о необходимости построения онтологии среднего уровня в одном, отдельно взятом, "слабом звене" методологии, т.е., в ШКП(б), давно ведутся. Да? А онтологии среднего уровня - это наверное уже или недо-онтологии, или что-то другое. А понятия - это эпистемологические единицы? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - По идее - да. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вроде бы. Но это не знания. Понятие знания исключают. |
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - <Е.Г. (Ланганс) говорит>: А
научный предмет? Или сверх-научный предмет. Это что - эпистемологическая
единица?
ЛАНГАНС Е.Г. - Нет, не про "единицу" я спрашиваю. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Нет, не единица. ЛАНГАНС Е.Г. - Я спрашиваю: а что? научный предмет не может трактоваться как эпистемологическая действительность? Где есть весь набор эпистемологических единиц. Во-первых, это же рамка... Пока рамка. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Не-е-т. Это уже единицы. Венчаются на единицу. СААКОВ В.В. - Тогда нужно ответить на вопрос... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я сразу же отвечаю!!! СААКОВ В.В. - Тогда все может выступить в функции эпистемической единицы. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Э-пи-сте-мо-ло-ги-чес-кой. СААКОВ В.В. - Эпистемологической. Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Коля, вот у меня есть список. В нем девять типов. Внутри еще один <список>. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я же понимаю!!! СААКОВ В.В. - Все уже сделано. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я теперь делаю техническое задание... ЗИНЧЕНКО А.П. - Его идея. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но - пока (смеется). ЗИНЧЕНКО А.П. - Пока. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пока. А потом - будет. Но сетевым образом. Я сижу в Тольятти, в комнате. Живу там на правах Паши Эмильевича... Щщас приедет! |
И продумываю, кто и что будет делать в
этой работе. Итак. Типология, типы эпистемологических единиц. Вот у меня здесь один тяжелый пункт. Он такой переходный. И, соответственно, технически… Понятие - ведь такая структура, в которой заложено... Там есть организованности, они идут от онтологической работы, от ситуации, от операторики и всего остального. Вот мне это технически… Что такое эпистемотехника? Вот вопрос. Значит, эта позиция... должна быть введена. Но я могу сказать нечто вразумительное о знакотехнике. Ну, Луковенко начал здесь эту тему. Конструирование форм вот в этой... в соцелостности. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Между прочим, ведь Зинченко это раньше начал. Продавливать вот это идиотическое слово - "знакотехника". ЗИНЧЕНКО А.П. - И буду сегодня это дальше делать. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Я же понимаю. С параноидальным... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Удержанием цели. Так, здесь, на переходе, есть вопросы? Понятен кусок? Непонятно. Хм... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Ничего. Времени впереди еще много, Коля. ЗИНЧЕНКО А.П. - А ты можешь сказать, как Луковенко: кто понял, слава богу. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пусть расскажут тем, кто не понял. СААКОВ В.В. - У меня один вопрос только. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Так. |
|
СААКОВ В.В. - Пока опубликована одна строчка техзадания?
Или я прослушал?
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, вторую я начал. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я иначе бы сказал. Коля, указав на свои проблемы как конструктора содержания и на необходимость в обеспечивающей позиции эпистемолога, [сам] вывалился в позицию эпистемолога. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я возвращаюсь. ЗИНЧЕНКО А.П. - Неизвестно. Может быть ты сказать ничего не можешь и как конструктор содержания. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пока. ЗИНЧЕНКО А.П. - Пока у тебя свое место. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Это я зафиксировал. Сначала как отношение к эпистемологии из позиции трактирщика Полевца. А потом... ЗИНЧЕНКО А.П. - Какие у тебя могут быть зафиксированы..? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - …зафиксировать полный оборот этой темы и обозначить то, что нужно проделать. Я точно знаю, что пока типология эпистемических единиц не будет сделана, вразумительного разговора о содержании и формах его удержания и схватывания не будет. А точной фиксации их содержания, направленности, например, на конструирование учебного предмета, на организацию исследований, на оснащение проектных работ - близко даже не валялось. Я с этим уже столкнулся мордой. Не в мысли, а мордой. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Тем лучше. Будете работать, <пока>... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но еще надо сконструировать (вторая стрелочка) всю... Мне нравится, как Луковенко всегда производит эти слова - "соцелостность"... ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Генисаретский. |
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну.., Генисаретский. Згинесаретский
задолго до Луковенко повторил его идею. Значит, нужно сконструировать
вообще всю эту соцелостность работ. Ну, вроде бы, мы имеем первый заход.
За счет сетевой формы. Но нужно сконструировать, кто и что по позициям
делает. Я вижу здесь техника, неизвестно какого, вроде бы эпистемотехник
здесь тоже нужен. Знакотехник. Фигура понятная. Но нужно сконструировать
всю соцелостность работ. И с рефлексивной формой, а не с кооперацией.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ты формулируешь ТЗ на это совещание? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да, да. Итак, второй шаг. Что нужно сделать? Строить хотя бы позиционную план-карту со схемами рефлексивных выворачиваний. Без этого то, что я делаю в разработках по конструированию нового учебного предмета (он у нас назван "Ойкотехника"), я уже точно понимаю, ничего не получится, этого мы не сделаем. Здесь есть какие-то замечания? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Есть совет - не зарекаться. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Что значит не зарекаться? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Выговорите - "точно не сделаем". АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Нет. Не в этом смысле. Я не сделаю. Вы же как всегда [делаете]? Вы рисуете структуру действия со схемами позиционных связок. А дальше работаете в одиночку. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - По каждой позиции. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - По каждой позиции. Вы же бегаете по всем позициям, заполняя <их>. Конечно, когда Вы создаете, скажем, машину игры, то там тоже народ суетится, но Вам потом приходилось (я помню все это) все равно занимать, заполнять все эти позиции. Или накрывать и все остальное. А мы в другом организационном принципе работаем. И в определенной степени, я засовывая это все, рассчитываю на то, что сработает. В этой нашей вот сетевой форме. |
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Да? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Есть вопросы здесь? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - <3инченко> уже сплясал канкан по этому поводу. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Не сплясал, но будет. Это Вы так вопрос задаете или потягиваетесь? Кресла… Я же говорил, что здесь нельзя работать (смех). Потягиваетесь, значит. А я думал, сразу два вопроса! Размечтался... ЗИНЧЕНКО А.П. - У меня здесь реплика. Я бы сказал по поводу первого пункта, в связи с типами эпистемологических единиц. Была ведь сформулирована, но не предъявлена (скажем, в дискуссии с Либерманом это прозвучало), сформулирована некоторая группа требований. Мы теперь должны говорить, что термин "знание" есть обобщающий. Он относится ко всей области этих единиц. И, по-видимому, надо говорить... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я-то, говорил другое - к очень узкой области. ЗИНЧЕНКО А.П. - …обобщающий, с другой стороны. СААКОВ В.В. - Из естественных языков термин. ЗИНЧЕНКО А.П. - А каждая из этих единиц, коль скоро она уже попала в типологию к этому эпистемологу, она должна быть представлена как естественная. Иначе это не его единица. ЛИБЕРМАН А.А. Почему? Как это? ЗИНЧЕНКО А.П. - А вот у него... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Почему? Как искусственная. ЗИНЧЕНКО А.П. - Это в знакотехнике я конструирую. Или в эпистемотехнике придумываю. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Меня не интересует конструирование. Не интересует, кто конструирует! АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Г.П., я ведь вводил... ЗИНЧЕНКО А.П. - А у эпистемолога должна быть... |
|
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - …вводил этот кусочек для Вас. Вы
делаете эту работу в склейке. Для Вас это сразу. Вы стягиваете несколько
позиций в кучу и делаете их... А нам нужно расчленить на работы. И выделить
конструирование знаковых форм, в которых...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Найдите еще людей, которые могут работать. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Почему? Пара человек есть. ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, нет... Это вообще не для этого совещания вопрос. Наш упор на эпистемологию, а не на людей, которые где-то там могут работать... Это вопрос не этого... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, хорошо. Иначе: Вы считаете, что неразумно расчленять вот эту позицию... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Разумно и необходимо. СААКОВ В.В. - В другом месте. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Не. Не в другом месте. Но ре-аль-но надо работать. ЗИНЧЕНКО А.П. - Здесь не будем работать реально, Г.П. Здесь будем работать идеально. СААКОВ В.В. - Здесь другие реальности. Я вот сижу и намечаю себе. Допустим, из первой строчки <техзадания> вытекает органично, реально, и от этого нам уже никуда не уйти, тема содержания вообще, категория "содержание". Вы согласны? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Содержание и форма. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вот это верно. СААКОВ В.В. - Форма. Да. По-моему необходимо искать уже другие пары к "содержанию". ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Может быть, надо. |
СААКОВ В.В. - "Сеть". Вот можно ли "сеть"
приставить к "содержанию"?
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Е.Г. (Ланганс) очень сомневается. ЛАНГАНС Е.Г. - Нет. Вот в чем заключается замечание А.П.? Он сказал, что для эпистемолога эпистемологические единицы должны быть "естественными". ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Натурализованы. СААКОВ В.В. - Придан таковой статус. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Как выражался Луковенко - "в их имманентном пространственно-временном развертывании". ЛАНГАНС Е.Г. - А дальше говорится: для сети позиция эпистемолога естественна. А вот для той организации, которую Вы создали - полной организации мысли и деятельности..? ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Но поскольку они уже есть, обсуждены и прописаны, постольку для нас они существуют. ЛАНГАНС Е.Г. - Ну, хорошо... ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Отлично! А где прописано? (смех) АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Как у Жванецкого. Есть портфель, где все написано. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Но, все равно, это существование не естественное, а, по крайней мере, естественно-искусственное. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Искусственно-естественное. ЗИНЧЕНКО А.П. - Но смотря, где мы это обсуждаем. Если мы сидим на совещании по эпистемологии, то здесь они существуют как естественные. |
ЛАНГАНС Е.Г. - Почему? Вот на совещании
по эпистемологии - почему? ЗИНЧЕНКО А.П. - Поскольку есть традиция подобных обсуждений. Мы должны быть культуросообразными... МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Конечно. ЗИНЧЕНКО А.П. - Должны относиться к этой традиции и к тому, что уже закреплено и утверждено - относиться как к существующему. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Как к существующему. Да. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - К.В. говорит, что Вы меняете понятия "естественного" и "искусственного". ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, нет. Я в нем работаю. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - А она просит соблюдать… ЗИНЧЕНКО А.П. - Я в нем работаю. Но теперь, смотрите… ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Теперь он оправдывается. ЗИНЧЕНКО А.П. - Мне-то надо сконструировать содержание и новые каналы трансляции. Моя искусственная интенция на это направлена. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да, да. ЗИНЧЕНКО А.П. - И я теперь смотрю на это, что сделано в эпистемологии, и должен произвести инвентаризацию: что у меня там есть? с какими понятиями я уже могу работать? а чего у меня нет? В той типологии, которую Андрейченко нарисовал. Прописал... И я теперь возвращаюсь к своему замечанию, я его еще не закончил. Мы, по сути дела, должны теперь говорить, что те эпистемологические единицы, с которыми работали, допустим, предшественники, они сегодня для тех задач, которые мы сегодня ставим… |
|
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Мало, мало...
ЗИНЧЕНКО А.П. - ...не подходят. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Мало... Нет мало. Не подходят, не хватает. ЗИНЧЕНКО А.П. - Отсюда у нас появляется задача конструирования таких единиц... СААКОВ В.В. - Эпистемологических единиц. ЗИНЧЕНКО А.П. - …на которых будет строиться этот канал трансляции. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - К.В., я фиксирую это уже как опыт. Я работаю просто в этом. Мне нужно выскакивать из работы и проделывать вот то, о чем сейчас Зинченко… ЗИНЧЕНКО А.П. - Далее. Я еще одну вещь для себя понял. Фактически, теоретически это мы уже зафиксировали. Мы говорим: нам надо не экономику дальше преподавать, а вот - ойкотехнику. Такой предмет, в котором.., который в рамке технэ . Но для того, чтобы это все дальше реализовать, и необходимо все это оснащение. И нужны соответствующие типы единиц. Поскольку это все пока на уровне идеологии и некоторой морфологии. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но технически неорганизованной. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Вот я так и говорю. И, скорее всего, там дальше... Эпистемологические единицы будут как бы двусоставными или… АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Их будет много. СААКОВ В.В. - О структуре ведь речь. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да, их будет много. Но я говорю про другое. |
ЗИНЧЕНКО А.П. - То, что они строятся на базе предшествующих
- это никаких сомнений. Откуда же еще?
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я немного про другое. Эпистемологическая единица уже сама по себе не должна быть элементарной, а сложно устроенной. Двусоставной там, или… СААКОВ В.В. - К.В., даже понятие очень сложно устроено. ЗИНЧЕНКО А.П. - В этом мире - эпистемологических единиц - уже нужно строить менделеевскую таблицу. Поскольку там есть и атомарные, и молекулярные… СААКОВ В.В. - И с пустыми местами. К.В. ведь говорила, что в эпистемологической единице, в отличие от эпистемической или знаниевой, знаковой формой еще схвачено незнаемое. ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, да. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - И, вроде бы, для меня на этом совещании, по крайней мере, встает такой странный, может быть немного глупый вопрос: каким образом может быть схематизировано "незнаемое"? Вот это место, незнание. Ну, незнание не в смысле, например, невежественности, а незнание, как иное. Иное, чем знание. СААКОВ В.В. - Ученое незнание. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. Как реализация вот этой линии. Которая, кстати, осталась нереализованной совершенно. |
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно предположить, что
такая эпистемологическая единица как проблема, коль скоро мы ее обозначили,
может выполнить эту функцию. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. И, тем самым, восстановим историческую справедливость по отношению к Кузанскому, Франку и всем <остальным>. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пора. Ну, ладно, это потом. Здесь пара "проблема - понятие". Это очень интересно. Эта пара… Но это уже технический вопрос. Главное сейчас - поставить эту задачку, и здесь я чуть-чуть отойду назад. И попутно возникает вопрос с "искусственным" и "естественным". Культура, в этом смысле, я мог бы утверждать - это естественное образование. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Естественно-искусственное. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Г.П., смотрите… ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Он ведь… АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но тогда мы все это должны же развести и понимать... В этом смысле я для себя культуру рассматриваю как эволюционно сложившуюся, как каждый раз искусственно организованное частное действие, но прошедшее затем проверку на откладываемость, на культуросообразность. А само это, если хотите, тело культуры... В этом смысле, интересно: естественно-искусственное, Е/И. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Что <Вы там утверждаете>? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но это к вопросу, как нам строить эпистемологические единицы. Для себя я знаю, что они будут строиться в "Е". Вот, не в "И/Е", а в "Е/И". |
|
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Н.Ф., если Вы говорите "строиться",
то это уже не может быть "Е".
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Так вот опять же, смотрите: "строиться"... СААКОВ В.В. - Но строится-то что? В исходном значении - "естественное". МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Ну, "естественное" появляется, а строится же только технически. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Технически организованы работы. Смотрите. Для того, чтобы... Я, конечно же, в одном случае говорю - "строится", и, следовательно, "искусственное". Смотрите, К.В., следовательно - "искусственное". Но нам же нужно технически организовать работы. И я говорю: и параллельно надо задавать описание И-объектов в Е-языке. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я с этим не спорю. Задавать надо. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Решая, тем самым, задачи культуросообразности и всего остального. Тогда… МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Конечно. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но делать это по отдельности. Технически. Идеологическая установка - узел равномощен сети - тогда выполняется.., но по реальности. Сейчас я вот понимаю: если эти работы не сумеешь размазать по сети - ни фига не пройдешь, не прорвешься. Поэтому этот пункт я зафиксирую как значимый. Есть у меня третье. Но касается оно, в этом смысле, только Тольяттинской группы. |
Дело том, что я уже в Сургуте начал проводить такую
идею, что работы, в частности, разработки эпистемологической темы, могут
быть (я вот начинаю...) детерминированы из области высокого духа, как
я это называю. И могут быть детерминированы от "мира сего".
Я там с Никитиным затеял дискуссию - так что же определило готику? Аббат
Суггерио со своими высшими соображениями или возможность самих стрельчатых
арок? Техническая возможность. Я настаиваю на том, что и все остальное
из области высокого духа становится реализуемо и возможно не в мысли,
а в линии воплощения.
В этой линии реализации. За счет особой, специальной организации пространства воплощения. В частности, вот этот тезис: вся готика есть реализация технической возможности создавать сколь угодно высокие.., за счет снятия нагрузок со стен, за счет того, что вот появилось такое инженерное… Говорят, принесли арабы. А может быть, и сами европейцы сконструировали. Поэтому линия вот этих построений мной заведомо строится в идеологии.., пока еще не знаю. С Андреем Волковым планируем это проделать. В идеологии, я вот бы сказал, работ по построению эпистемологических единиц и работ с корпусом знаний компьютеросообразных, в широком смысле, вообще, Мы, значит… Тут у нас предстоит... Там у нас возникла по тольяттинской ситуации необходимость в определенной акции в Банкколледже. Но я сейчас хочу эту мысль вот на той фразе... Как я задумал. Системы <...> (сбой записи) |
…эту ленту. И в очень короткий период имеем
всю библиотеку по тем <…> возможным, что были написаны. ЗИНЧЕНКО А.П. - <В курсе, школе> <…>. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да. И сейчас их невозможно оторвать от чтения. Все время лезут в книжки, вместо того, чтобы размышлять. А дальше получается нечто страшное. И я уже с Волковым знаю, что есть программное обеспечение, чтобы работать. Ну, например… Сегодня эти системы работают только на языковых принципах. Выделяя по ключевым словам, группируя, и все остальное. Если я тут не вру. Сложно сегодня это сделать. Вот я хочу так еще сформулировать требование на эпистемологические единицы - чтобы oни были компьютеросообразны. И чтобы я мог, строя этот предмет, перелопачивать в любых ориентациях и направлениях весь тот текстовый материал, который можно сканировать из книг. Саша, я тут идею понятно..? В этом смысле, создание библиотеки, там у нас в Банкколледже, есть сегодня группа или сеть индивидуальных каталогов ребят, которые с нами работают. Веськорпус, не знаю чего, книг, поверх них - текстов, потом -… Текст - это эпистемологическая единица? СААКОВ В.В. - Да. ХХХХ - Тексты? |
|
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Интересный вопрос, да? Вот Виталик
сказал сразу "да". Но можно усомниться. И во всей этой сетке
единиц я должен все это выстроить таким образом, чтобы тело вот их всех
могло бы быть каталогизировано каждым индивидуально, в соответствии
с его принципами. Я тут понятно?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ты остановиться хотел. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Главное - заявить это все. Хотя на этом уровне я пока тоже не смогу сформулировать. Потому, что я толком не знаю технических возможностей. Это мы сделаем на сессии по информатике. Весь массив, массив (я не могу иначе сказать), эта глыба знаний по-старому, должен быть сегодня технически очень быстро переоформляться в новые группировки, системы и пр. Если это раньше реально занимало, скажем, столетие и больше, то сейчас это надо делать по надобности, быстро и очень легко от этого всего отказываться, если... ЛАНГАНС Е.Г. - Ну, например, нам надо подучить на экране понятие СМД-подхода. У Вас есть отдельно формы, которые... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - На экране компьютера? ЛАНГАНС Е.Г. - Да. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Нет, я обсуждаю другое. Я проблематизирую сейчас схему "ВД и ТК" - воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Отделено должно быть. Непроходимым или специально проходимым пространством. |
Социально-производственные ситуации и вот эта прямая
стрелка отпечатывания культурных норм в социально-производственной
ситуации - это сегодня не то что невозможно, а не нужно. Должна быть
выстроена система экранов, на которую, на которых эта работа производится
специально. С одной стороны, эти экраны детерминируют и оформляют
социально-производственные ситуации. И не закрепляют их, а позволяют
выстраивать любые другие. Должны позволять. А с другой стороны, должна
быть, как говорит Луковенко, эпистемологически грамотная и правильная
работа со знаниями. Поэтому я об этом экране говорю. А экран компьютера
- это второе дело, десятое.
СААКОВ В.В. - Тем не менее, это все из темы "визуализация". АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Нет. Вот про компьютер - это из темы "визуализация". СААКОВ В.В. - А "экран"? ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Осмысление. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Осмысление. Да. Из темы "понимание". МАЛИНОВСКАЯ К.В. - H.Ф., у меня вопрос дилетанта. Он такого рода. Поскольку компьютер изначально создавался для другого... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Другого. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Для другого, да. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - У меня теперь простая задача: как употребить. |
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Новое употребление
компьютера. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Ну, я так, для себя. Откуда у меня возник этот вопрос? Поскольку для меня довольно таки интересна тема соотношения "внешнего" и "внутреннего", внешней и внутренней формы. Внешняя форма как информация передается по каналам трансляции. Как вот эта информация в компьютере закладывается. Передается по каналам трансляции и закладывается в компьютер. А Вы ставите немножко другой вопрос: каким образом еще и выводить. Выводить, я сказала бы, либо на содержательную форму, либо на квазисодержание. За счет... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вы сформулировали точно, К.В. Каким образом употребить и использовать огромные технические возможности. Я не случайно ведь про стрельчатую арку. Я считаю, что все эти железяки есть пока стрельчатая арка. Но мы еще не знаем, что с ее помощью можно построить капеллу Сен-Шапель, добиться этого эффекта с витражами. Поскольку стены можно делать не несущими, вообще пустыми. Я говорю: мы не туда используем это железо. Его надо употребить. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Тогда получается, вроде, еще одно техническое задание на возможный способ употребления. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я сказал - для тольяттинской группы. Сижу, смотрю на Андрея Волкова, на наших студентов. Они здесь присутствуют. |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. - Это Вы вываливаетесь из совещания.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, поэтому я предварительно и извинился. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я тут зафиксировал. Наверное, надо отдельно... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Саша, а почему "вываливаетесь"? ЗИНЧЕНКО А.П. - А при чем тут они - тольяттинские люди? У нас совещание по теме "эпистемология". АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Тогда я оставлю эту тольяттинскую... и скажу: это принципиальный пункт. ЗИНЧЕНКО А.П. - Подожди. Я вот сюда - в совещание. Я бы так сказал, что надо различать, ну, скажем, конструирование канала трансляции или материала-носителя под определенные типы эпистемологических единиц - как одно направление. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да, да. ЗИНЧЕНКО А.П. - И есть (всегда было, я бы сказал) совсем другое направление - появление технических устройств, которые могут использоваться как материал-носитель. И даже порождать определенные типы эпистемологических единиц. Для меня самый лучший пример <этому> - это книгопечатание. С появлением книгопечатания изменяются все формы работы с текстом. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - И я могу привести: железные дороги, транспортная инфраструктура... ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, точно так же. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но этот вопрос Г.П. обсуждал в "Кирпиче"(3). Если я не ошибаюсь в том, что вся эта... |
ЗИНЧЕНКО А.П. - В той статье, которую никто не читал
и не читает - про автоматизацию.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - В том, что средство меняет структуру деятельности. Вот, эта вся автоматизация, компьютеризация (тогда этого термина еще не было) может быть использована как средство перестройки всей структуры деятельности. ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Но термины уже были. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Термины уже были. Мы не про термины, мы - про идеи. Поэтому: книгопечатание - да, железные дороги - да. Транспортные структуры поменяли к чертовой матери все. Я считаю, что вот эти информационные технологии (как их называют) и то, что они разрабатывались для другого - это есть техническая возможность, которую можно использовать. И уже такие системы есть. Я сам в этом... ЗИНЧЕНКО А.П. - Не просто "использовать". Они содержат в себе особый тип употребления и навязывают нам его. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да. И чем, и чем детерминируют! Или, как это, могут реорганизовать работу по построению эпистемологических единиц и эпистемологии. Вот этот пункт я хотел зафиксировать. И на этом у меня все. ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, это тогда надо "три" написать. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - "Три", да. Это у меня третий пункт, Это то, что у меня... |
ЗИНЧЕНКО А.П. - Линия исторического развития
технических устройств, которые могут быть использованы в качестве материала-носителя
и <в качестве> собственного содержания. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Я дополню. Никитин давал это в своем докладе в Калининграде, когда он нависал животом над всем залом, и весь зал сжимался. Он давал линии исторических реконструкций как формации идеального, формы организации интеллектуальной работы, типы университетов. Я же начинаю снизу. Это действительно реконструкция. Тут уже и Луковенко говорил о некоторых вещах. Hо тип тот же - реконструкция технических устройств, которые детерминирует и определяют возможности работ в области высокого духа. Или мысли. Все. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Луковенко - на роль "высокого духа". АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Да. А я железные дороги для него строю. ЗИНЧЕНКО А.П. - Он сидит в башне из слоновой кости, Луковенко. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Так, прекрасно! Поэтому он и выполняет эту роль "высокого духа", в Сургуте. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Ну, а я ему пристраиваю железные дороги (смех). МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Но скоростные. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Скоростные, да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Для слона. |
|
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Слона. Да. Все.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - По типу пневмопочты. СААКОВ В.В. - Вопросы есть? АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вопросов нет! СААКОВ В.В. - Почему Вы не разрешаете спрашивать? ХХХХ - (реплики из зала) |
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - У нас был преподаватель. Он по внешнему
виду напоминал Дворжецкого в фильме "Бег". Огромные глаза.
Он что-то рассказывает, я уже забыл какой предмет, но очень сложный.
ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. - Вы <придумали> как байки рассказывать... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Он: есть вопросы?! Кто-то: э-э-э... Он: что!!? Все. Нет вопросов. |
СААКОВ В.В. - Спасибо. На этом заканчиваем
наше утреннее заседание. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вот вопрос! СААКОВ В.В. - Время есть. Можно... МАКСУДОВ P.P. - …Луковенко... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - А-а-а! Это не ко мне. |
расшифровка - Е.Саакова, редакция - В.Сааков, 1993
|
|
|
|