главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские
совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994 Р.Р.Максудов Позиционная схема и механизмы строительства знания в МД совещание "СМД-эпистемология и схематизация" 1993 |
тема третьего дня Дисциплины и интуиции системомыследеятельностной эпистемологии 22 февраля 1993 |
Максудов
Рустем Рамзиевич Позиционная схема и механизмы строительства знаний в мыследеятельности |
формат microsoft word |
22.02.1993, 11.00 |
(…)
(сбой записи) СААКОВ В.В. - <данный> тип работ дефициентен в той или иной степени без привнесения чего-то эпистемологического? Да? Наверное, более важной работой является локализация этой темы, ее области, ее средств, методов, а не распространение... На что? Есть организатор. Организатор разработки... Максудов Р.Р. - Организатор коммуникации, я так понимаю. СААКОВ В.В. - Ах, коммуникации?! ЗИНЧЕНКО А.П. - Это у тебя организатор коммуникации, да? МАКСУДОВ Р.Р. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, понятно. Ты берешь определенную редукцию схемы МД, рисуешь ее на доске. При этом, произвольно переименовываешь позиции. А вчера, между прочим, предполагалось (к этому надо как-то отнестись), что эпистемолог или такая действительность, как эпистемология, появляются при условии необходимости или при постановке задачи систематизации знания. Поскольку теория знания или представление о том, что такое знание, необходимо не тем, кто работает со смыслами в коммуникации. Они без этого обойдутся. |
Им достаточно, допустим, техник понятийной работы. Коммуникацию
можно организовать, если у тебя есть понятия. Эпистемология же нужна
тому, кто начинает строить системы знаний. Вот ему требуется уже понятие
о том, что же такое знание. Ему нужна теория знания. Иначе он не может
"брать" это знание и то ли в канал трансляции, то ли в музей...
МАКСУДОВ Р.Р. - Вчера обсуждалось, вроде бы, еще то, что это знание должно быть особого вида - МД-знание. Я понимаю. ЗИНЧЕНКО А.П. - Это второй вопрос. МАКСУДОВ Р.Р. - И особая проблема, как их... ЗИНЧЕНКО А.П. - Но ты же этот пункт - введение эпистемологической действительности - просто проскакиваешь. МАКСУДОВ Р.Р. - Но я-то понимал, что здесь должна быть особая работа. Внутри особых способов кооперации, которые дадут возможность получить знание именно о МД, а не о разных неопределенных объектах. Они-то только и возникают, на мой взгляд, в процессе коммуникации и работы со способами мыслительного конструирования. СААКОВ В.В. - Рустем, знание "о МД" или знание "в МД"? МАКСУДОВ Р.Р. - Нет, знание "в МД" получается, как мне кажется, в процессе работы с определенным... В процессе определенной работы. |
СААКОВ В.В. - Чьей? Чьей работы? МАКСУДОВ Р.Р. - Эпистемолога. Когда он "вытаскивает" из коммуникации вот эти способы, т.е. совершает ознанивание. Только он, вроде бы, может это сделать. У меня одна мысль: если этого не будет, то будет отнесение к текстам, отнесение <вообще> к другому, не к живой МД. Я вот просто один <тезис>... ЗИНЧЕНКО А.П. - Понимаешь, ты очень не точно все время выражаешься. Вот, например с моей т.зр., если придерживаться как-то культуры эпистемологических исследований и разработок и ориентироваться на уже сделанное, то само словосочетание "знание об объекте" есть нонсенс, такого не бывает. И уже Кондильяк, который первым осознал эту проблему, говорил о том, что есть системы знаний, или знание системы. Причем тут "объекты"? Неизвестно. Объекты вообще живут в другом мире. Есть мир идеальных объектов. И они иногда употребляются как эпистемические единицы. Например, для тех ситуаций, когда необходимо построить программу исследований и разработок. <Вот тогда> можем взять идеальный объект и "положить" туда. Но системы знаний - это совсем другая рамка. Нет никаких "знаний о...". И мы сегодня понимаем, что можно говорить о "знаниях в деятельности". И это есть форма организации разных процессов деятельности. А можно говорить о "знаниях в МД". Есть такое допущение. |
|
Ну, а дальше - все то, что обсуждалось вчера. А теперь.
Что ты обсуждаешь вот в этом контексте? заданном вчера тремя докладами?
МАКСУДОВ Р.Р. - Я обсуждаю один вопрос: как получать знания в мыследеятельности. Или из мыследеятельности. Это сложный для меня момент - механизм построения знаний. ЗИНЧЕНКО А.П. - Как получать знания в МД? МАКСУДОВ Р.Р. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Вроде бы из того, что вчера обсуждалось, подобная постановка вопроса просто бессмысленна. Не надо в МД получать знания (пауза). Для меня это констатация того, что все вчерашнее обсуждение пролетело мимо. СААКОВ В.В. - Спасибо. Наверное, здесь можно ставить вопросы по поводу жизни знаний в МД, их превращениях. Наверное, можно выделять определенные функции знаний, которые бы служили некоторым организующим МД моментам и механизмам. Наверное, это все выделять возможно и можно. Но, наверное… ЗИНЧЕНКО А.П. - Это - да. Но именно в такой постановке вопроса. |
СААКОВ В.В. - Да. Но вот на позиционной схеме, наверное,
не пройти к этому пункту. Потому что в любом случае позиционное представление
МД всегда дефициентно. Всегда. А знание, вроде бы… Вот как задает две
эти альтернативы А.П.: "знания о…" - это как дурацкое диаматовское
представление, и "системы знаний". Возможно, эта вторая альтернатива
способна быть такой скрепой для МД. Может быть только для ее особых
редукций. Но, тем не менее, в любом случае имеется в виду организованная
МД.
ЗИНЧЕНКО А.П. - При этом, за каждым из этих мест стоит своя идеология. Если мы утверждаем "знания о...", то за этим стоит практищенская идеология. СААКОВ В.В. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - И дальше там следует ряд утверждений, что знания можно, следовательно, уже употреблять для того, чтобы изменять объекты. Или что-то с объектами делать. Когда мы говорим о "системах знаний", то вся эта практищенская ориентация отметается. Знание обсуждается <как идеальное>. И никакого практического употребления у знаний нет и быть не может. |
СААКОВ В.В. - Акцент переносится на "систему". ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. СААКОВ В.В. - Вместо "объекта". АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <….> уроженца этих мест... (смех). Размышлял над этим целый вечер. Поэтому понимание у него самое рафинированное. СААКОВ В.В. - Это хорошо. А я вспоминаю Светлогорск: ту комнату, которая была... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - И уроженца тех мест - Канта. В отличие от этого... СААКОВ В.В. - Я так понимаю, что теперь на доске проступает то, что находится за ней [опять обыгрываете задвинутый за доску бюст В.И.Ленина] - или Кант или уроженец этих мест. Момент такой серьезный. Наверное, здесь можно было бы попытаться наметить тему и область разработок проблем, методов и средств схематизации, связанных с позиционными схемами. Поскольку это же все из СД-подхода, а тема и область эпистемологии в этот подход "не вмещается". А если и вмещается, то вот этим "знание о...". Этой своей редукцией. |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. - Виталик, позиционная схема - очень сложная
схема. Но в ММК в то время было принято начинать с нее. И за рисованием
этих схем стояли очень уж рафинированные обсуждения. Вообще эти схемы
- это склейки из многих, как бы это сказать, единиц схематизации.
СААКОВ В.В. - Да. Это очень тонкий и сложный дискурс. Поскольку употребляются только слова, а все, что стоит за этими словами - скрыто. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Здесь не хватает Максима Отставнова. Он сел бы так, чтобы не видеть доску и <…> лепить свои рефлексивные конструкции. |
СААКОВ В.В. - Да-а-а, не хватает...
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <...> МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Он потом из Челябинска даст свое отношение. Я Отставнова имею в виду. СААКОВ В.В. - Он там сидит и схематизирует все, что здесь происходит. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - И понимает все, что здесь происходит. Мне можно начинать? СААКОВ В.В. - Да, пожалуйста. |
расшифровка - Е.Саакова, 1993, редакция - В.Сааков,
1993, 2010-02-01
|
|
|